Научная статья на тему 'Модель социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия'

Модель социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА / MODELING / PARTNERSHIPS / MODELING OF SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлены теоретические основы моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Представленная модель содержит необходимые и достаточные структурные компоненты, позволяющие выстроить систему партнерских отношений с учетом имеющихся возможностей и ресурсов. Модель социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия является основанием дальнейшего проектирования конкретных форм и методов реализации партнерских отношений между субъектами системы профилактики в отношении семьи и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of social and cultural partnership in the prevention of children’s trouble

The article presents the theoretical foundations of modeling socio-cultural partnership in the prevention of child distress. The model contains the necessary and sufficient structural components that allow to build a system of partnerships with existing capacities and resources. The model of social and cultural partnership in the prevention of child distress is the basis for further design of specific forms and methods of implementation of partnerships between actors in the system of prevention against family and children.

Текст научной работы на тему «Модель социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия»

УДК 371 ББК 74.66

О.А. Милькевич

модель социально-культурного партнерства

в профилактике детского неблагополучия

В статье представлены теоретические основы моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Представленная модель содержит необходимые и достаточные структурные компоненты, позволяющие выстроить систему партнерских отношений с учетом имеющихся возможностей и ресурсов. Модель социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия является основанием дальнейшего проектирования конкретных форм и методов реализации партнерских отношений между субъектами системы профилактики в отношении семьи и детей.

Ключевые слова: моделирование, партнерские отношения, моделирование социально-культурного партнерства.

O.A. Milkevich

model of social and cultural partnership in the prevention of children's trouble

The article presents the theoretical foundations of modeling socio-cultural partnership in the prevention of child distress. The model contains the necessary and sufficient structural components that allow to build a system of partnerships with existing capacities and resources. The model of social and cultural partnership in the prevention of child distress is the basis for further design of specific forms and methods of implementation of partnerships between actors in the system of prevention against family and children.

Key words: modeling, partnerships, modeling of social and cultural partnership.

Моделирование социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия базируется на результатах теоретического анализа и проведенного комплексного исследования данного вида отношений в контексте рассматриваемой проблематики.

Опираясь на работы В.С. Безруковой [1], И.А. Колесниковой [2] и др., моделирование можно характеризовать как процесс создания желаемого образа некоторого объекта. Объектом моделирования в контексте проводимого исследования выступает социально-культурное партнерство как сложное явление и процесс. По мнению В.П. Сергеевой, именно моделирование выступает уникальным способом познания и преобразования явлений в любой сфере деятельности -социальной, методической, организационной и др. Как отмечает автор, «моделирование способствует пониманию самых

сложных систем. Модель как бы концентрирует в себе представления о процессе предстоящей деятельности, предполагает получение определенного результата, что требует научно-теоретического обоснования проблемы и последовательных шагов в достижении цели» [9, с. 95].

Обоснование проблемы. Основной задачей социальной политики государства является поддержание семьи как базового института воспитания, развития и социализации детей. Нормативно-правовое обеспечение данного направления социальной политики ориентирует на полисубъектный характер профилактической помощи семье (Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», закон Пермского края «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае»); одновременно тенденция

ф

S

fe ГО

с;

s -&

о ^

с

го

ь ф

X

I-

^

го с

о

X

-О S

н

S го ГО

О X

.0 £

с; о

ф Ü

< о

оптимизации деятельности социальных служб, ориентированных на работу с семьей и детьми, предопределяет необходимость использования имеющихся довольно часто ограниченных ресурсов в решении проблем семьи и детства.

Описанный в научной и методической литературе опыт взаимодействия различных видов служб, учреждений и специалистов свидетельствует о достаточной разработанности форм и методов взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями культуры, социальной защиты населения, структурами МВД в организации досуга, различных направлений воспитания, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Недостаточно изученным является вопрос развития партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия. К сожалению, существующая практика взаимодействия не принесла ощутимых изменений в характеристике современного детства, что подтверждается исследованиями отечественных ученых (Л.Я. Олиференко, Г.И. Репринцева и др.) [6; 7].

Детское неблагополучие является актуальной научной и социально-значимой проблемой, требующей своего разрешения, как с позиции актуальной социальной практики, так и с позиции возможных негативных последствий по мере взросления отдельных групп детей. По мнению Т.П. Сеппянен, неблагополучие детей представляет собой состояние жизнедеятельности детей, при котором дети полностью или частично ограничены в получении основных благ: права расти и воспитываться в семье, в безопасном и здоровом окружении; права на материальную обеспеченность, образование, охрану здоровья; правовую защиту, на реализацию запрета не пренебрежение и насилие [8].

Партнерство призвано решать социально-значимые задачи, при этом партнеры имеют определенный социальный и/или юридический статус, руководствуются определенными мотивами и ценностями, используя совокупность имеющихся средств. Можно предположить, что партнерство представляет

собой более высокоорганизованный уровень отношений, имеет социально-ориентированную направленность, предполагает регламентируемость отношений, организационную оформлен-ность [4].

Теоретическое обоснование. При моделировании социально-культурного партнерства необходимо учитывать ряд теоретических положений:

• аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Н.Д. Никан-дров и др.), определяющий ценностно-смысловой компонент модели социально-культурного партнерства, направленный на всех участников партнерских отношений;

• культурологический подход (А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Д.И. Фельдштейн и др.), определяющий направленность социально-культурного партнерства, как особого вида культуры отношений, на формирование ценностного отношения к детству;

• комплексный подход (М.В. Кабат-ченко, М.М. Поташник, Г.Н. Филонов и др.), определяющий необходимость объединения систем и подпроцессов, входящих в социально-культурное партнерство, с целью обеспечения условий его эффективности в профилактике детского неблагополучия;

• теории социального партнерства (И.А. Куликова, В.В. Нагайцев, В.Г. Смольков, М.В. Чепурский, А.А. Шу-лус и др.), социально-культурного партнерства (В.А. Бурляева, Н.В. Тюкало-ва, Е.А. Чефонова и др.), позволяющие рассматривать социально-культурное партнерство как исторически и культурно обусловленное явление и процесс, имеющий специфическое содержание и результат, внутреннюю логику развития;

• идеи отечественных авторов (Е.Н. Абузярова, Н.А. Лаптинская, Э.И. Медведь, В.П. Сергеева и др.) о сущности, содержании, системообразующих компонентах социально-культурного партнерства;

• идеи интеграции усилий различных субъектов в профилактике детского неблагополучия (А.С. Макаренко, В.Д. Се-

менов, С.Т. Щацкий и др.), определяющие необходимость целесообразного содержательного наполнения социально-культурного партнерства, выбора форм, методов и средств реализации этого содержания в решении проблем детства.

Принципами социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, отображающими обозначенные теоретические положения, выступают:

• принцип комплексности - создание условий для реализации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия как комплексной проблемы; комплексность отражает одновременно необходимость сочетания разнонаправленных мероприятий различных уровней профилактики детского неблагополучия;

• принцип культуросообразности -учет сложившихся ценностей, норм и культуры определенной территории, группы, профессионального сообщества, их специфики, традиций, накопленного опыта профилактики и решения проблемы детского неблагополучия при разработке и реализации программ социально-культурного партнерства;

• принцип субъектности участников социально-культурного партнерства -учет активности и инициативы всех участников партнерских отношений;

• принцип мотивированности - учет заинтересованности всех участников партнерских отношений в самостоятельной и совместной деятельности, в повышении уровня готовности к социально-культурному партнерству;

• принцип семейно-ориентированной направленности социально-культурного партнерства - рассмотрение неблагополучия детства в неразрывном единстве с проблемами современной семьи.

Исходяизпредставленныхтеоретико-методологических оснований и результатов проведенного эмпирического исследования [3; 5], можно охарактеризовать следующие компоненты модели.

Цель: создание условий для эффективной реализации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Задачи:

• Теоретически обосновать социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия и механизмы его реализации.

• Разработать организационные, методические основы реализации партнерских отношений между различными типами учреждений в профилактике детского неблагополучия.

Содержание: формирование социально и педагогически ориентированного сообщества специалистов, заинтересованных в решении проблем современного детства и профилактике детского неблагополучия; формирование культуры партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия; социально ориентированная деятельность по распространению опыта реализации социально культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Направления социально-культурного партнерства выполняют следующие задачи:

• просветительское - расширение представлений и знаний субъектов партнерских отношений, работа с представителями общественности по вопросам сущности социально-культурного партнерства, его возможностях и специфике в профилактике детского неблагополучия;

• воспитательное - формирование культуры партнерских отношений субъектов социально-культурного партнерства, повышение воспитательного потенциала семьи как института развития и воспитания ребенка, формирование ценностного отношения к детству, распространение положительного опыта воспитания детей среди представителей различных групп населения;

• ценностно-регулятивное - формирование и распространение определенной системы взглядов, убеждений, установок и норм как в сфере партнерских отношений между различными субъектами, в микросредах, где пребывает ребенок (воспитательная группа, класс, детское объединение и др.), так и на уровне общества;

• проектно-организаторское - обучение субъектов партнерских отношений,

ф

Ё го с;

о ^

с

го ш

Й ^

ф

I

н ^

го с

о

X

-О ^

ii

ГО

Цз

О I Л £

с; о

<и ^

родителей, представителей общественности навыкам проектной деятельности как способу проявления собственной социальной инициативы и активности, организации различных форм совместной деятельности различных целевых групп.

Формы и методы социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия можно охарактеризовать исходя из систем отношений, которые складываются в данной деятельности (таблица 1).

Табл. 1. Формы и методы социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия

Компоненты модели Системы отношений, возникающие в рамках социально-культурного партнерства

«специалист - специалист» «специалисты - целевая аудитория (ребенок и его семья)» «специалисты - общественность»

Формы Обучение (курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки), внутрифирменное обучение, круглые столы, научные и методические семинары, конференции, дискуссии, обмен опытом Мероприятия различной направленности (фестивали, конкурсные программы, мастерские, благотворительные акции и др.), дискуссионные площадки, родительские конференции, лектории, просмотр фильмов, тематические вечера Публикации, печатная продукция, социальная реклама

Методы Обсуждение, убеждение, разъяснение, перспектива, моделирование, экспертная оценка, критика, анализ, самокритика, самовоспитание Обсуждение, разъяснение, пример, перспектива, игровая ситуация, демонстрация, поощрение Перспектива, пример, разъяснение, поощрение

Таким образом, представленная модель социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия представляет собой схематичное описание основных компонентов,

требующих своей дальнейшей детализации на уровне проектирования форм и методов социально-культурного партнерства в различных системах отношений.

Библиографический список

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник для индустриально-педагог. техникумов и студентов инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 329 с.

2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова. - М.: Академия, 2005. - 186 с.

3. Милькевич, О.А. Исследование готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия [Текст] / О.А. Милькевич // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10-3 (52). - С. 169-172.

4. Милькевич, О.А. Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия: возможности и функции [Текст] / О.А. Милькевич // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 277-283.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Милькевич, О.А. Методика оценки эффективности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия [Текст] / О.А. Милькевич // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 01 (55). - С. 42-46.

6. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

7. Репринцева, Г.И. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье [Текст]: методическое пособие / Г.И. Реприн-цева, С.П. Понарина, Т.Т. Рыбакова. Российская акад. образования, Ин-т социально-пед. проблем сельской шк., Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии и упр. - М.: ИСПС РАО, 2006. - 146 с.

8. Сеппянен, Т.П. Социально-педагогическая профилактика неблагополучия детей в условиях сельского муниципального района [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Сеппянен. - М., 2014. - 205 с.

9. Сергеева, В.П. Проектирование инновационных технологий с обучающимися в условиях вуза [Текст]: учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева. - М.: Перспектива, 2017. - 252 с.

References

1. Bezrukova V.S. Pedagogy. Projective pedagogy: textbook for industrial and pedagog. colleges for students of engineering-pedagogical specialties. Ekaterinburg: Business Book, 1999. P. 329. [in Russian].

2. Kolesnikova I.A. Pedagogical projecting Textbook. Gude for higher. ed. institutions. M .: P Izd-vo Aka-demia, 2005. P.186. [in Russian].

3. Milkevich O.A. Research specialists ready to socio-cultural partnership in the prevention of child distress. International Research journal, 2016. № 10-3 (52). P. 169-172. [in Russian].

4. Milkevich O.A. The social and cultural partnership in the prevention of child distress: the features and functions. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania, 2016. № 52-7. P. 277-283. [in Russian].

5. Milkevich O.A. Methods of assessing the effectiveness of the social and cultural partnership in the prevention of child distress. International Research Journal, 2017. № 01 (55). P. 42-46. [in Russian].

6. Oliferenko L.Y., Shulga T.I., Dementieva I.F. Social-pedagogical support of children at risk: studies. allowance for students of ed. institutions. M.: Akademia, 2008. P. 256. [in Russian].

7. Reprintseva G.I. Ponarina S.P., Rybakova T.T .Technologies and social and educational activities on the harmonization of the parent-child relationship in a rural family: handbook. Russian Acad. Education, Institute of socio-ped. problems of country school., Far East state. Humanities University, Institute of Psychology and Management. Moscow: ISPS RAO, 2006. - 146 p. [in Russian].

8. Seppanen T.P. Socio-pedagogicalprevention of ill children in rural municipal area. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2014. P. 205. [in Russian].

9. Sergeeva V.P. Design innovation with the students in a university. Educational handbook. M.: CA "Perspective", 2017. P. 252. [in Russian].

Сведения об авторах: Милькевич Оксана Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета,

г. Соликамск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]

Information about the authors: Milkevich Oksana Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,

Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Perm State National Research University, Solikamsk, Russia. E-mail: [email protected]

ф

S

fe ГО

с;

s -&

о œ с

го

ь ф

X I-

го с

о

X

m ém

ГО

О X

_й £ с; о ф Ü

S Ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.