ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
И.А. Шаршов
Sharshov I.A. Objective regularities and principles of educational process participants’ professional and creative self-development at university. The main objective regularities and principles of this developmental process are revealed. They act as rationale for the psycho-pedagogical conditions of its effective realisation in the educational milieu of a university.
Определение основных закономерностей и принципов развития педагогических явлений и процессов при необходимых интеллектуальных, творческих, физических и временных затратах способствует повышению эффективности этих явлений, прогнозированию, проектированию и корректировке изучаемых процессов в изменяющихся условиях. Закономерности и тенденции углубляют теоретическую базу исследования, сформулированные на их основе принципы и правила становятся исходными положениями для совершенствования практической деятельности. Таким образом, выделение и изучение ключевых закономерностей и принципов процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе (ПТСС) [1] обеспечит не только его коррекцию после реализации соответствующей технологии взаимодействия ПТСС в образовательной среде вуза, но и позволит прогнозировать его результаты и возможности в других, изменившихся обстоятельствах, расширяя, тем самым, границы применения технологии.
До настоящего времени в педагогической литературе нет четкого взаимнооднозначного решения проблемы закономерностей, тенденций и принципов, хотя на методологическом уровне эти вопросы неоднократно обсуждались в исследованиях различных ученых (Ю.К. Бабанский, B.C. Гер-шунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.B. Усова, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов и другие). Изучение теоретикометодологических источников позволяет соотнести эти понятия следующим образом. Закономерности как объективно существующие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений и процессов от-
ражают многообразие их взаимодействия и отношений, причинно-следственные зависимости; их изучение связано с поиском общих тенденций развития и функционирования педагогических систем (Е.Н. Шиянов). Тенденция - это предполагаемая потенциальная закономерность или закон, то есть некоторая связь между явлениями и процессами, состояниями и свойствами, которая при определенных объективных условиях может перейти в категорию закономерностей (И.Ф. Исаев). Степень различия данных понятий определяется характеристиками устойчивости, систематичности и повторяемости. Тенденция выражает определенный порядок причинной устойчивой связи между явлениями, при котором изменения одних компонентов явления вызывают изменения других. Закономерности определяют устойчивые зависимости, характеризуемые регулярной повторяемостью какого-либо качества или результата в относительно неизменных условиях. Закон регистрирует строго определенную зависимость, которая может быть подвергнута строгой формализации, качественной, статистической проверке или оценке результатов наблюдений, экспериментов в жестко фиксируемой форме, поэтому педагогические закономерности, в силу изменчивости и неоднозначности педагогической среды, как правило, не доходят до уровня закона (Г.В. Воробьев). Поскольку зависимости определяются противоречиями, составляющими сущность проблем (Т.М. Давыденко), то и закономерности ПТСС можно выявить, исходя из этого утверждения.
Сами по себе закономерности не содержат непосредственных предписаний для педагогической деятельности, но в них заложено указание на общее направление и конкретные педагогические ориентиры разра-
ботки принципов (В.В. Краевский). Принцип, являясь методологическим отражением познанных закономерностей, концентрированным выражением научных результатов в практических целях, определяет общую стратегию решения педагогических задач определенного типа и служит наиболее общим условием повышения эффективности педагогической деятельности в целом. Таким образом, закономерности процесса ПТСС, действующие в педагогической реальности, отражают обобщенные знания об этом процессе в теоретической сфере, а вытекающие из них принципы и правила - в сфере практической, определяя стратегию и тактику практической деятельности преподавателей и студентов, характер их творческого обогащающего взаимодействия, материализуясь в формах, методах и конечных результатах процесса ПТСС.
Принципы, тем самым, выступают наиболее важными, основополагающими предписаниями, обусловленными закономерностями профессионально-творческого саморазвития, следование которым является объективно необходимым условием успешной реализации процесса ПТСС, преодоления присущих ему противоречий и достижения поставленных целей.
В качестве принципов ПТСС следует выбирать лишь те положения, для которых выполняются следующие требования: универсальности (принципы имеют всеобщее значение, действуют в любых ситуациях образовательной среды вуза); самостоятельности (принципы не должны подменяться и поглощаться другими принципами); взаимодополнения (все принципы должны быть взаимосвязаны: каждый предполагает другие и реализуется полноценно при условии осуществления всех остальных принципов).
Определим методологические ориентиры, являющиеся основой для выделения и обоснования закономерностей и принципов ПТСС.
Во-первых, определяемые закономерности должны отражать диалектическое соотношение внешнего развивающего воздействия на процесс профессионально-творческого саморазвития субъектов и внутреннего индивидуального опыта и личностно-профессиональной направленности человека.
Во-вторых, при формулировании закономерностей и принципов следует использо-
вать разработанные модели профессионально-творческого саморазвития студентов и преподавателей [2, 3], позволяющие субъектам самостоятельно выстраивать индивидуальные бифуркационные стратегии (и конкретные траектории) ПТСС во взаимодействии.
В-третьих, каждый принцип (а тем более закономерность) должен регулировать разрешение акмеологических противоречий ПТСС, которые являются движущими силами процесса профессионально-творческого саморазвития студентов и преподавателей высшей школы, детерминируя особенности осуществления данного процесса, а совокупность принципов - разрешение ведущих противоречий педагогического процесса (В.И. Заг-вязинский). При этом психолого-педагоги-ческие условия эффективной реализации ПТСС должны выступать конкретным выражением, применением принципов ПТСС.
В соответствии с этим мы выделяем единую структуру закономерностей процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе, каждая из которых находит свое практическое выражение в реализации нескольких принципов.
Закономерность детерминации и развития, определяющая зависимость инициации и осуществления процесса профессионально-творческого саморазвития от особенностей внутреннего мира личности, степени развития ее профессиональной свободы, творческой активности, направленной на профессионально-личностное становление и творческую самореализацию в профессии.
Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать это понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути, в том числе, и в профессиональной области. Саморазвитие и жизненный путь - понятия коэволюционные, оба они -сугубо индивидуальные процессы, характеризующие уникальную неповторимость каждой личности. На определенных жизненных этапах они могут коренным образом изменять друг друга; многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития (В.Г. Маралов), на-
сколько он свободен в выборе своего пути саморазвития.
Свобода (в человекознании - один из главных атрибутов существования личности, имманентная характеристика человеческой деятельности) в профессиональной деятельности понимается как избирательная творческая активность личности, отличающаяся от той активности, которая осуществляется при отсутствии выбора, по принуждению. Неотъемлемыми атрибутами творческой активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития. То есть человек самостоятельно может осуществлять выборы (в том числе и выборы личностного и профессионального роста) среди ряда альтернатив (стратегий и тактик ПТСС), конструировать эти альтернативы. При этом, являясь высшей формой развития направленности личности, свобода делает человека ответственным за принятый выбор как перед самим собой, так и перед обществом (И.Ф. Исаев). Творческая самореализация в профессии как диалектическая цель профессионально-творческого саморазвития, являясь свободной деятельностью, зависит от внешних и внутренних факторов, прежде всего, от степени признания и принятия личностью общественных целей; взаимосвязи самопознания, саморегуляции и самоутверждения как относительно самостоятельных этапов самореализации; многообразия индивидуальных траекторий профессиональнотворческого саморазвития.
Данная закономерность находит свое выражение в реализации принципов: дуальной детерминации, прогрессивности, нелинейной суперпозиции, непрерывности и циклического развития.
- Принцип дуальной детерминации определяет диалектическое взаимодействие внутренних факторов профессиональнотворческого саморазвития и осознаваемых и принимаемых внешних воздействий. Отметим, что саморазвитие, являясь выражением в активной форме особенностей внутреннего мира личности, в большей степени определяется внутренними условиями как побудительными причинами, чем внешними стимулами окружающей среды: потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним сти-
мулом человеческой деятельности. Однако внешние условия, действуя через внутренние, активно-творчески воспринимаются и преломляются в личности.
- Принцип прогрессивности утверждает
гуманную сущность профессионально-
творческого саморазвития. Саморазвитие в этом ключе понимается «однонаправлено» -как ориентация только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности. Творчество также имеет принципиально созидающий характер, подразумевая не просто рождение нового, но способствующего развитию человека и общества. Наконец, акмео-логическое знание, полученное в ходе исследования сущности профессионально-творческого саморазвития, должно быть направлено в первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное приращение. Осуществляя связь с предыдущим принципом, данный принцип задает ориентацию процесса ПТСС: в направлении максимально эффективного использования возможностей своей внутренней среды и ресурсов, определяемых изменением условий внешней среды.
- Принцип нелинейной суперпозиции: для сложных саморазвивающихся систем, какими являются человек, коллектив, несправедлив принцип суперпозиции: возможны ситуации, когда совместное действие причин A и B приводит к результатам, качественно отличающихся от эффектов воздействия A или B по отдельности. Этот принцип предоставляет субъектам множество возможных альтернатив и свободу выбора направления профессионально-творческого саморазвития. Он предполагает многоплановость развития личности в разных сферах и является обоснованием и руководством для практического построения индивидуальных (даже уникальных) бифуркационных траекторий ПТСС, выбора субъективно-оптимального направления дальнейшего профессионально-творческого саморазвития, причем вектор саморазвития может постоянно меняться, исходя из внутренних побуждений или внешних воздействий, что приводит к существенным увеличениям «поля» возможностей, альтернатив и вариантов развития. Профессионально-творческое саморазвитие как процесс имеет возможность диалектических «откатов»: если на стадии самопознания преобла-
дающим стал какой-либо один вариант траектории ПТСС, «закрывший» другие альтернативы, то это закрытие имеет лишь временный характер: на следующем рефлексивном цикле, когда внутренние и внешние условия и сам вектор саморазвития изменятся, несо-стоявшиеся альтернативы ПТСС могут осуществиться, хотя и в измененном виде.
- Принцип непрерывности и циклического развития заключается в следующем. Процесс профессионально-творческого саморазвития идет непрерывно, меняется лишь скорость и вектор изменений. Кажущаяся дискретность (фиксированные стадии моделей ПТСС) является результатом «скрытой» саморегуляции личности, приводящей к определенным качественным трансформациям. Педагогические явления часто имеют пороговый характер: при плавном изменении условий поведение системы изменяется скачком. Это дало нам основание выделить условные стадии осей моделей и этапы-уровни процесса профессионально-творческого саморазвития, обозначить их временную и пространственную связь. При этом подчеркивается диалектически бесконечный и цикличный характер процесса ПТСС как повторение на более высоком уровне, не отвергая, а наоборот, используя предыдущие достижения для дальнейшего роста: каждый следующий виток не является простым наложением поступательного движения, а представляет собой новое качество - личность проходит качественно новые состояния, подобные, но не тождественные тем, которые она проходила раньше. На практике принцип непрерывности и циклического развития означает формирование личностно- и профессиональнозначимых качеств, освоение новых знаний, способов и технологий ПТСС на основе и в соответствии с индивидуальным опытом, уже имеющимися качествами, знаниями и умениями, то есть обеспечивает единство теоретической и практической подготовки к осуществлению процесса ПТСС. В случае если не реализованы организационно-педагогические и психологические предпосылки для восприятия новой информации, она не воспринимается субъектами и не осознается ее необходимость для профессионально-творческого саморазвития.
Закономерность детерминации и развития в соответствии со своим названием ха-
рактеризует общие тенденции инициации, развития и функционировании процесса профессионально-творческого саморазвития как абстрактного процесса ПТС абстрактной личности, не учитывая пока важнейшую особенность его реализации в образовательной среде вуза - его неизолированность, взаимодействие с подобными процессами других субъектов. Процесс профессионально-творческого саморазвития личности с точки зрения эффективности не может быть замкнутой системой и детерминироваться исключительно внутренними ресурсами самой личности. Согласно положениям синергетики, преобладание закрытости, изолированности системы приводит к росту энтропии (хаотичности, дезорганизованности), а значит и к деградации системы. Открытость системы, напротив, способствует увеличению возможностей, актуализации и развитию ее потенциала. Акмеология настаивает на необходимости изучения развития профессионализма в многообразии личностных и субъектных проявлений, то есть рассмотрении профессионализма в диалектическом единстве его свойств как профессионализма личности и профессионализма деятельности.
Следовательно, необходимо дополнить вышеназванные принципы другими, связанными с внешней вузовской средой и ее субъектами. Взаимодействие субъектов образования высшей школы мы рассматриваем как фактор интеграции и повышения эффективности их индивидуальных путей профессионально-творческого саморазвития.
Таким образом, получаем закономерность взаимодействия и взаимодополнения, определяющую переход от личностного к субъектному характеру профессионально-творческого саморазвития в образовательном процессе вуза.
Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено. Суть взаимодействия процессов профессиональнотворческого саморазвития студентов и преподавателей состоит в неразрывности взаимных воздействий, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов: каждый из процессов ПТС субъектов образовательного процесса выступает причиной ПТС другого и одновременно
следствием обратного влияния ПТС партнера. Тем самым, «изолированные» личностные процессы профессионально-творческого саморазвития студентов и преподавателей интегрируются в единый процесс ПТСС. При этом происходит не только взаимопроникновение, но и взаимодополнение составляющих процессов. Результат данного взаимодействия - сама по себе целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся
система, подчиняющаяся как обозначенным выше принципам, так и специфическим: по-лисубъектности, единства индивидуализации и интеграции, парсипативности, единства положительной и отрицательной обратной связи.
- Принцип полисубъектности является
ключевым для данной закономерности. Он предполагает не только повышение активности субъектов, рассмотрение позиций преподавателя и студента как личностно равноправных, но и связан с изменением роли и функций участников единого процесса профессионально-творческого саморазвития:
субъекты переходят в категорию сотрудничающих людей. В данном случае особое значение имеют их профессионально-ценностные ориентации, связанные со взаимной заинтересованностью, отношением друг к другу как к самостоятельной ценности и не как к средству для достижения своих индивидуальных целей, но как способу повышения эффективности совместно осуществляемого процесса ПТСС.
- Принцип единства индивидуализации и
интеграции. Индивидуализация, как известно, это необходимый учет индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса, то есть в нашем контексте учет уникальности пути профессионально-творческого саморазвития и освоения способов и механизмов ПТСС, определяемого индивидуальными различиями людей. Процесс индивидуализации подразумевает обособление индивида; без такого обособления невозможны ни его существование как индивидуальности, ни эффективная профессиональная деятельность (И.Ф. Исаев). Интеграция, напротив, подразумевает «слияние» (но не растворение!) личностей, синтез «индивидуальных вкладов» (Г.М. Андреева,
В.К. Дьяченко, Х.И. Лийметс, A.B. Петровский, Я.А. Пономарев и другие), взаимо-
влияние студентов и преподавателей друг на друга, не просто «взаимоучет» особенностей, но и взаимовыгодное объединение и дополнение личностных и профессиональных качеств, способов и средств достижения общей цели профессионально-творческого саморазвития. Эффективность совместного процесса ПТСС и возникающие в нем взаимоотношения предопределены индивидуальными особенностями включенных в общую деятельность участников, в том числе включением во взаимодействие элементов личностного опыта: чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков. Индивидуализация и интеграция учитываются на практике при построении технологии взаимодействия ПТСС, разработке соответствующих программ, отборе конкретных упражнений и так далее.
- Принцип парсипативности (участия)
определяет особенности включения в совместную деятельность различных моделей действия участников процесса ПТСС, а также специальных моделей организации совместной деятельности. Здесь возможно использование различных идей: «позиционного»
принципа (выявление и сталкивание различных позиций субъектов, их взглядов на один и тот же предмет при групповой работе (С.Ю. Курганов, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и другие)), содержательного распределения действий (Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов и другие), принципа проекции (проекции в другом субъекте черт собственной личности), ролевых игр и тому подобное. Результативность совместной деятельности и процесса ПТСС во многом обусловливается особенностями стилей взаимодействия субъектов.
- Принцип единства положительной и отрицательной обратной связи. Изменение состояния субъектов предопределяются также характером обратной связи, доминирующей во взаимодействии. При рассмотрении процесса ПТСС следует отметить как важное противоречивое взаимодействие тенденций двух различных типов: стабильности, требующей укрепления отрицательных обратных связей, и поиска новых, более рациональных способов использования внешних энергии и вещества, для чего необходимо формирование положительных обратных связей и ограничение стабильности (Н.Н. Моисеев). Та-
ким образом, отрицательная обратная связь характеризуется получением информации субъектов друг о друге о том, что некоторый (заданный) результат не достигается, и произошло рассогласование реального движения со спроектированной траекторией ПТСС, то есть происходит сопоставление результатов процесса с конкретной целью. На основе этой информации субъект с помощью механизмов саморегуляции способен привести собственное движение «в норму» (в соответствие с первоначально заданной траекторией), то есть отрицательная обратная связь обеспечивает стабилизирующий эффект, возвращая процесс ПТСС к равновесию. Для прогрессивной эволюции, связанной с появлением новых качеств, необходимы положительные обратные связи, которые призваны усилить изменения личности студентов и преподавателей в направлении их движения к желаемому состоянию. Именно они определяют переход из одного качественного состояния в другое, обеспечивают условия для активного развития и саморазвития субъекта на основе своих имеющихся возможностей и информации от со-участников процесса ПТСС. Т.М. Давыденко отмечает, что для наиболее полного использования потенциальных возможностей развития личности просто положительных связей недостаточно -нужны такие положительные связи, которые являлись бы основой обеспечения максимального влияния (взаимовлияния - в нашем случае) на мотивационные аспекты личности. Для полноценной реализации процесса ПТСС, проходящего различные стадии устойчивости и неустойчивости, необходимо диалектическое сочетание типов обратной связи при ведущей роли положительной обратной связи, определяющей возможности качественного роста в ходе процесса ПТСС.
Таким образом, закономерность детерминации и развития через свои принципы обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного и профессионального потенциала субъектов, закономерность взаимодействия и взаимодополнения характеризует ключевую особенность интегрального процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов - взаимообусловленность составляющих его процессов ПТСЛ студентов и преподавателей. При этом признание прав субъектов на индивидуальный
или совместный выбор направления профессионально-творческого саморазвития, идея обратной связи актуализируют проблему: а надо ли «снаружи» управлять процессом профессионально-творческого саморазвития субъектов, и если да, то каким образом, какими принципами необходимо руководствоваться. Тем самым, мы приходим к определению закономерности, связанной с основным диалектическим противоречием процесса ПТСС между внешним формирующим воздействием и внутренней творческой активностью субъектов.
Закономерность управления и самоуправления характеризует постепенный переход от внешнего управления к рефлексивному самоуправлению.
На начальном этапе инициации и становления профессионально-творческого саморазвития управляющее направляющее воздействие необходимо, однако, как мы уже отмечали, внешние воздействия на процесс ПТСС необходимо рассматривать через призму внутренних условий, определяющих его самоорганизацию и саморегуляцию, а не как навязывание определенного направления саморазвития. По мере продвижения субъектов по пути профессионально-творческого саморазвития необходимо постепенное увеличение значимости самоуправления, в идеале, на высоких сознательных уровнях ПТСС -полный приоритет самостоятельности. Данная закономерность раскрывается через следующие принципы: соответствия, развивающего воздействия, рефлексивного управления и самоуправления, психологической поддержки.
- Принцип соответствия. Название принципа определяет его суть: он характеризует соответствие внешнего развивающего воздействия внутренней сущности процесса ПТСС. При определении цели профессионально-творческого саморазвития и путей ее достижения субъекты в процессе самоос-мысления и самоопределения могут придавать (или не придавать) значимость внешнему воздействию, оно может иметь разную степень влияния: кардинальные изменения в процессе профессионально-творческого саморазвития возможны лишь в том случае, если внутренние условия личности, внутренняя «философия» «допускают» эти изменения. При активном внешнем воздействии на
процесс ПТСС с целью его изменения или интенсификации возможны следующие варианты:
• у субъектов нет внутренних возможностей для противодействия внешнему воздействию, и они пассивно подчиняются, причем данные изменения могут быть как положительными, так и негативными: реализуется стратегия формирования (Т.И. Ша-мова, Т.М. Давыденко) - вмешательство во внутренний мир человека, навязывание норм, правил поведения, приемов деятельности. Этот вариант основан на традиционном подходе к управлению, согласно которому результат управленческого воздействия есть однозначное, предсказуемое следствие приложенных усилий;
• субъекты имеют достаточно внутренних ресурсов, чтобы не поддаваться внешнему воздействию. В этом случае велика вероятность стагнации (в случае, когда слишком много усилий уходит на противодействие внешнему управлению) или неэффективности саморазвития, поскольку процесс ПТСС превращается в замкнутую систему, рассчитывая только на собственные силы, негативно воспринимая любой обмен с внешней средой;
• внешнее воздействие на ПТСС активизирует внутренние ресурсы, создавая необходимые условия и содействуя переводу процесса профессионально-творческого саморазвития в новое качественное состояние. «Управляющий» не навязывает пути саморазвития субъектам, а способствует собственным тенденциям их развития с максимальной эффективностью. В основе такого управления - взаимодействие, соуправление внешних и внутренних факторов.
Тем самым, процесс выбора направления и траектории ПТСС представляет собой отбор внешних формирующих воздействий в соотнесении со своими промежуточными и потенциальными состояниями, результатом которого является появление единственной в данных конкретных условиях доминирующей внутренней цели, определяющей стратегию профессионально-творческого саморазвития. Уровень самоуправляемого саморазвития субъектов тем выше, чем с большей эффективностью используются внешние ресурсы для этого саморазвития.
- Принцип развивающего воздействия. Для вузовской (и не только) практики образования, способствующей эффективности профессионально-творческого саморазвития личности, необходимо использование развивающего воздействия, подразумевающего то, что основной путь содействия саморазвитию личности состоит в стимулировании (в том числе и через предоставления возможностей для самореализации) внутренних источников этого саморазвития. В результате совпадения и оптимального сочетания внутренних и внешних условий наблюдается явление, аналогичное резонансу, приводящее к резкому усилению эффективности ПТСС субъектов.
- Принцип рефлексивного управления и самоуправления. Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью (Т.М. Давыденко). Никакое внешнее управление путем инструкций, наставлений, убеждений не заменит и даже не сравнится по качественному эффекту с самостоятельной деятельностью (самоуправлением), направленной на достижение самостоятельно поставленной цели, совершающейся средствами, избранными также самостоятельно. Личность выступает при этом субъектом управления, однако у нее необходимо сформировать соответствующие механизмы самоуправления процессом профессиональнотворческого саморазвития. Одним из таких механизмов является рефлексия. В данном случае рефлексия обеспечивает не только анализ своей деятельности субъектами, но и понимание целей и стратегии управляющего воздействия, принятие и осознание их как личностно значимые и соотнесения с собственными стремлениями и задачами ПТСС. Таким образом, суть данного принципа состоит в побуждении собственной активности и самостоятельности «управляемых», обеспечении их субъектной позиции в контексте самоуправления процессом профессионально-творческого саморазвития, переходе из позиций «реагирования» в позицию организатора и со-организатора собственной деятельности и процесса ПТСС.
- Принцип психологической поддержки в идеале предполагает сведение внешнего воздействия «управляющего» к функции консультирования, не ограничивающего личность в проявлении своих творческих ресурсов, сохраняющего свободу выбора решения субъектами, в том числе и выбора оптимальных путей профессионально-творческого саморазвития и методов достижения поставленных целей. Весь смысл внешнего управления в этом случае состоит в обеспечении педагогической поддержки субъектов с учетом индивидуальных особенностей каждого при обязательной творческой активности самых «управляемых». Практическая реализация данного принципа может выражаться в следующих действиях «управляющего»: совете (содействии в сфере планирования), предложении (предложении новой цели саморазвития или взаимодействия, соответствующей общим побуждениям и сознательно принятой субъектами), помощи и сотрудничестве (содействии в достижении цели) и тому подобное.
Однако управляющее воздействие (в том числе и самоуправление) на процесс ПТСС должно ориентироваться не только на желания воздействующего и самих субъектов, но и на собственные тенденции профессионально-творческого саморазвития как системы. Задача обеспечения устойчивого целесообразного и эффективного профессиональнотворческого саморазвития заключается в создании необходимых условий (содержательных, организационных, технологических и методических), при которых субъекты могли бы сами определяться в деятельности таким образом, чтобы продуктивно использовать личностные возможности, индивидуальный опыт и субъективные качества, а также возможности образовательной среды.
Закономерность интенсификации и оптимизации определяет зависимость между повышением эффективности процесса ПТСС и рациональным использованием личных и коллективных усилий. Интенсификация в образовательном процессе традиционно трактуется как повышение производительности труда субъектов за единицу учебного времени (Ю.К. Бабанский). Речь при этом идет преимущественно не об ускорении развития, не об усилении энергетических затрат субъектов, а об использовании
всех своих возможностей. Мера интенсификации - усиление целенаправленности образовательного процесса. В контексте профессионально-творческого саморазвития это означает обучение целеполаганию, усиление внимания к педагогическому стимулированию самообразовательной деятельности субъектов при реализации процесса ПТСС, создание условий для интенсивного формирования профессиональных умений, самомо-билизация внутренних сил субъектов в различных ее проявлениях (саморефлексия, саморегуляция, самоактуализация). Всестороннее проявление «самости» субъектов свидетельствует об их благополучном самодвижении к качественному результату.
Однако для избежания истощения сил и «профессионального выгорания» интенсификацию ПТСС целесообразно ограничить оптимизацией. Термин «оптимизация» означает «наилучший для данных условий» с точки зрения определенных критериев. Оптимальный результат - не идеальный, а максимально возможный в конкретной педагогической ситуации с учетом уровня развития субъектов. Меры оптимизации ПТСС: комплексное решение целей профессиональнотворческого саморазвития; выделение приоритетов саморазвития и выбор педагогически целесообразной для данных условий стратегии ПТСС; выбор оптимальной бифуркационной траектории ПТСС; осознанный отбор целесообразных и продуктивных способов решения задач саморазвития; создание соответствующих благоприятных условий (материальных, морально-психологических, этических, эстетических и др.); самоанализ и взаимный анализ продуктивности своих действий.
Принципы данной закономерности определяются и определяют, в свою очередь, условия, способствующие повышению эффективности процесса ПТСС. Как правило, они характеризуют взаимодействие составляющих элементов-показателей профессионально-творческого саморазвития (особенно интегральных показателей и системообразующих элементов), их интенсифицирующее влияние друг на друга и на процесс ПТСС в целом. Процесс ПТСС на высоких уровнях сформированное™ более динамичен, разнообразен в своих проявлениях, отличается большей целостностью и гибкостью. Это вы-
ражается в том, что изменение ключевых компонентов его структуры заставляет реагировать связанные с ними компоненты, что, в свою очередь, влияет на изменение первых компонентов и таким образом процесс само-интенсифицируется. Сформулируем принципы данной закономерности:
- Принцип профессиональной направленности и самореализации. Данный принцип отражает ведущую роль интегрального показателя «стремление к творческой самореализации в профессиональной деятельности» при реализации субъектами процесса профессионально-творческого саморазвития. При благоприятных условиях, если профессия воспринимается как сфера самореализации, то есть отвечает жизненным притязаниям личности, если происходят профессиональные достижения и успехи, процесс профессионально-творческого саморазвития проходит интенсивнее, эффективнее, порождая высокий уровень самоуважения, чувство идентичности с собой и с деятельностью, удовлетворенность собой и своей жизнью. Реализация данного принципа актуализирует проблему психологической готовности субъектов к осознанному, самостоятельному овладению профессией. При неблагоприятных условиях (ошибка в выборе профессии, разочарование в осуществляемой деятельности) саморазвитие может тормозиться или блокироваться. Профессиональная направленность субъектов может проявляться: а) в совокупности личностно-профессиональных качеств; б) в учебной, научной и педагогической деятельности; в) в соответствующей направленности образовательного процесса в вузе, обеспечивающей создание необходимых условий для свободного творческого проявления личности студента и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности. Преподаватель вуза, ориентируясь на самореализацию в педагогической профессии, стремится сделать и студента заинтересованным участником педагогического процесса по овладению профессией, активизируя творческий потенциал на пути к вершине самореализации - свободной творческой и профессиональной деятельности. Стремление к творческой самореализации в профессии выступает одной из ведущих движущих сил саморазви-
тия личности, побуждающей и направляющей ее деятельность.
- Принцип единства научной и педагогической (познавательной) деятельности. Работы A.B. Барабанщикова, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Макаровой, а также результаты наших исследований показывают сходство и неразделимость научной и педагогической деятельности для преподавателя вуза (для студента - научной и познавательной). Различия в целях, содержании, методах той и другой деятельности приводят к нередкому искусственному их разделению, обусловленному односторонней направленностью личности. Между тем, экспериментальные данные технологии взаимодействия ПТСС показывают, что для творческой самореализации личности эффективнее сочетание данных типов деятельности при ведущей роли педагогической (для преподавателей), познавательной (для студентов), которые составляют основу для научноисследовательской.
- Принцип единства интеллектуально-
творческой активности. Необходимость взаимодополнения интеллектуальной и творческой составляющих процесса ПТСС как дуальных способов саморазвития является одним из ключевых положений нашего исследования, которое было положено в основу построения модели ПТСС и аналогично предыдущему принципу проверено и подтверждено экспериментально в рамках технологии взаимодействия ПТСС. Если в контексте знаниевой парадигмы в образовательном процессе вуза больше востребована интеллектуальная составляющая, то концепция личностно-творческой профессиональной
подготовки со всей очевидностью требует повышения творческой активности субъектов образования.
- Принцип профессионального самообразования и самосовершенствования. Этот принцип естественным образом завершает ряд основных принципов профессиональнотворческого саморазвития, так как одна из целей любого образовательного процесса (в вузе, в том числе) - создание условий для дальнейшего общего и профессионального самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Данный показатель является лидером среди системообразующих
элементов-показателей ПТС преподавателей (любая профессия требует самообразования, самостоятельного овладения, пополнения и обновления профессиональных знаний, но педагогическая - постоянного, на протяжении всей жизни, иначе можно быстро «потерять форму»). Профессиональное самосовершенствование представляет собой вид специальной систематической деятельности, направленной на самоуправление, саморазвитие личностно- и профессионально-значимых качеств личности, удовлетворение потребности личности в профессиональном росте.
Таким образом, сформулированные закономерности и принципы ПТСС взаимосвязаны и взаимозависимы: они образуют иерархическую систему, в которой каждый принцип связан не только с выявленными закономерностями, но и с другими принци-
пами. В своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность реализации процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе, выступая теоретико-методологическим обоснованием психолого-педаго-гических условий эффективности ПТСС.
1. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. М.; Тамбов, 2003.
2. Шаршов И.А. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 4.
3. Шаршов И.А. // Гаудеамус. Тамбов, 2005. № 1 (7).
Поступила в редакцию 12.04.2005 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
В.В. Жилкин
Zhilkin V.V. Informational subculture as a factor of contemporary personality formation. The article looks at the communication of the notion of information and that of culture and discusses the importance of information technology in contemporary personality formation.
Как это ни странно, но термин «информация» до сих пор недостаточно формализован. По мнению изучающих ее специалистов, часть информации существовала задолго до появления человека - та, которая закодирована в ДНК, кристаллических решетках, молекулах, атомах. В этом смысле информация является составляющей различных систем, «оперативными знаниями, необходимыми системе в динамическом процессе, переводящем ее из реального состояния в идеальное». Знания же представляются как «синтезированная системой запомненная информация». Предлагается определять информацию как физическую величину, одну из основных характеристик материи, при этом утверждается, что «информация - первичная категория миропонимания». Следует отметить, что латинская основа этого термина подразумевает «изображение, осведомление, составле-
ние понятия о чем-либо», «предоставление сведений». Этимологически под информацией понимают «сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или машиной», а также «ознакомление, разъяснение, сообщение». В общем случае информация определяется как «сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным и каким-либо другим способом» или как «процесс передачи и получения сведений» [1].
Взаимосвязь понятий «информация» и «культура» большинством исследователей рассматривается через определение информации как формы существования всех знаний, накопленных человечеством за свою историю, а культуры - как способа их хранения и трансляции. Словосочетание «информационная культура» подразумевает один из важнейших факторов современного и буду-