2 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Ю.Г. Галай*
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕКРАЩЕНИИ НИЩЕНСТВА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА В РОССИИ XVII-XVIII ВЕКАХ
В странах Западной Европы война нищенству была объявлена гораздо раньше, чем в России. Обстоятельство это объясняется более быстрым развитием западных государств, а с другой стороны и самим свойством отечественных нищих, той ролью, которую просящие милостыню играли в общественной жизни России.
В государствах Западной Европы применялись самые разнообразные способы наказания за нищенство и бродяжество. Так, во Франции, начиная с Учреждения Людовика Святого 1270 г., постепенно усиливаются репрессии против нищенства и бродяжничества. По ордонансу 1350 г. предписывалось просящих милостыню способных к труду людей задерживать: в первый раз сажать на хлеб и воду, во второй - выставлять у позорного столба, а в третий -клеймить раскаленным железом и изгонять из города. Впоследствии наказания были еще более усилены: по ордонансу 1545 года виновных секли розгами и изгоняли из страны навсегда, а в 1596 г. было постановлено, что нищих, которые окажутся в Париже по обнародовании этого закона, через 24 часа вешать без соблюдения каких-нибудь формальностей. Нельзя не упомянуть еще об одной мере, которая была направлена уже против подающих милостыню. Таковых наказывали штрафом в 50 лир. По эдикту 1764 г. здоровых нищих и бродяг ссылали на галеры, а неспособных к труду заключали в тюрьму.
В Германии общеимперское законодательство усиленно боролось с нищенством. В Каролине 1532 г. на отдельных властей возлагалась обязанность преследовать скитающихся нищих.
В Англии статутом 1349 г. рабочие прикрепляются к определенным местам жительства, где они обязаны были заниматься принудительным трудом за строго определенную плату. Бродягой считался всякий отлучившийся самовольно из мест постоянного жительства. Статут 1388 г. впервые стал различать нищих, способных и неспособных к труду. Первые обязывались заниматься
Заведующий кафедрой конституционного и административного права Национального исследовательского института Высшей школы экономики, д-р юрид. наук, профессор (г. Нижний Новгород).
44
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
принудительным трудом, а вторым разрешалось просить милостыню только в своем приходе. Позднее наказания увеличиваются: по статуту 1547 г. нищего и бродягу стали отдавать в рабство тому, кто донесет на них мировому судье, и подвергать клеймению. В 1597 г. при королеве Елизавете учреждаются исправительные дома.
Из нищенской среды рекрутировались всякого рода преступники, и потому нищенство стало представлять опасность для государства1.
Увеличение числа нищенствующей братии в России постепенно стало приводить к нежелательным для властей эксцессам. Особенно ярко это проявлялось в чрезвычайных ситуациях: в годы моровых поветрий и Смуты. На беспорядки от нищих обратили внимание еще Ивана Грозного и Стоглавого Собора. На это жаловались и иерархи церкви. При Михаиле Федоровиче патриарх Иоасаф писал, что во время службы по церквам ходят нищие «с бесстрашием, человек по десятку и больше, от них в церквах великая смута и мятеж, то они бранятся, то дерутся; ... иные притворяются малоумными, а потом их видят целоумными»2.
Предпринимавшиеся правительством меры против беглых вначале имели целью охрану крепостного права, так как от этого страдали интересы феодалов, и укрывательство бежавших крестьян рассматривалось как нарушение права их законных владельцев - вотчинников и помещиков. Но во второй половине «бунташного» ХУП столетия характер борьбы существенно изменяется. Непрекращающиеся смуты показали власти, с каким серьезным и грозным врагом встретилась они в лице «гулящих людей».
Ряды бродяг пополнил раскол в церкви середины ХУ11 столетия, когда была осуществлена патриархом Никоном церковная реформа, проведенная революционными методами, ломая и калеча сопротивлявшихся нововведениям. По сути, в России было создано другое тайное государство, состоящее из раскольников и исповедовавшее сопротивление законной власти. Был создан целый подпольный бродяжий мир со своими общежитием и законами.
Воеводам предписывалось «смотреть накрепко, чтобы ни в котором городе воеводства не было гулящих бездельных людей, напрасных шатунов». Такое требование мотивировалось тем, что «у таких бродящих людей чем питаться ничего нет, хлеба вседневного требуют, а работать не хотят, и самая нужда принуждает их воровать и своим злодейством добрым людям только всякое озлобление, разорение, убийств чинит». В случаях же, если праздношатающийся оказывался человеком свободным, неприкрепленным к определенной местности, воеводы обязывались «с нуждою заставить их работать»3.
Для прекращения бродяжничества законодатель установил прописные грамоты, ставшие прототипом позднейших паспортов. Без них никто не должен быть пропускаем за заставу города. На воевод возлагалась обязанность строго
1 Ледницкий А.В. О борьбе с нищенством // Трудовая помощь. - 1902. - № 4. - С. 514.
2 Максимов Е. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. - 1900. -№ 1. - С. 46.
3 ПСЗ I. - Т. 3. - № 1654, 1655.
45
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
наблюдать за неизвестными, прохожими, безъявочными людьми, и каждое новое лицо, появившееся в городе, допрашивать. Для предосторожности подозреваемого заключали в тюрьму и сообщали государю.
В ХУШ веке меры, принимаемые против бродяг, в основном не носили характер уголовных репрессий, а главная их цель - извлечение пользы из них, превратить «бездельника, слоняющегося по улицам» в группу определенного состояния, платящих подушные деньги, государевых слуг. Именным указом от 19 марта 1719 года смертной казни подвергались не только «воровские люди», беглые солдаты и рекруты, но и прикащики, старосты и выборные люди «за упуск», умышленную помощь, утайку и держание у себя таких людей и беглых. В отношении же таковых проступков со стороны помещиков - их имения описывались «в Великие Государя бесповоротно»1. Не всегда они справлялись со своими обязанностями, и некоторые из них при Петре I за неисполнение указа даже подвергались аресту, как, например, это произошло в 1718 г. с комиссаром Лукой Владыкиным и дьяком Иваном Степановым в Москве, которых «на генеральном дворе держали под жестоким арестом»2.
В первой половине этого столетия бродяг селили на петербургских дворцовых землях, а задержанных далеко от столицы препровождали на другие пустопорожние земли3. Сенатский указ от 16 июля 1729 г. говорил об отсылке беглых и бродяг, годных к службе, в военную коллегию, а неспособных к таковой - к помещикам, а при отказе их - ссылать на поселения в Сибирь4.
Вместо поселения бродяг стали отдавать в солдаты, направлять в крепости, заводские и другие казенные работы. В редких случаях - ссылка в Сибирь. Например, именной указ от 26 июля 1736 г. предписывал пойманных на санк-тпетербургских заставах «разных чинов людей» без паспортов препроводить в гарнизонную канцелярию, а задержанных в самой столице - в полицию для допросов. И если даже в отношении задержанных «никакого иного подозрения нет», тем не менее, предписывалось таковых «держать в тюрьмах и под караулом многое время», с последующей высылкой в места их проживания. С «гулящими вольными людьми» должны были поступать по указу 1729 года. Малолетних же бродяг направлять для обучения грамоте и прочим наукам в гарнизонные школы, а взрослых на каторжную и «прочие казенные работы... пока они к помещикам своим отданы будут». Все издержки за содержание крепостных людей возлагались на помещиков. В случае отказа последних принять своих беглых людей, таковых «годных писать» определять в службу, а малолетних обучать в школах. Негодных же к службе приказывалось ссылать на казенные заводы, «чтоб впредь такие гулящие люди праздно не шатались, и воровства от них не умножалось»5.
1 ПСЗ I. - Т. 5.
2 ПСЗ I. - Т. 5. - № 3172, 3212, 3213.
3 ПСЗ I. - Т. 6. - № 3939; Т. 7. - № 4199, 4318; Т. 12. - № 9125, 9136.
4 ПСЗ I. - Т. 8. - № 5441.
5 ПСЗ I. - Т. 9. - № 7017.
46
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Прошло несколько лет, но бродяжничество и нищенство не искоренялось, что вынужден был признать именной указ от 29 апреля 1753 г., который «шатающихся и бродящих по миру» мужского пола людей, годных к службе, повелевал определять в солдаты, а негодных к службе отдавать на фабрики и заводы1.
Но и это законодательное напоминание не искоренило бродяжничество, а потому спустя двенадцать лет вновь появляется Сенатское разъяснение по поводу беглых беспаспортных людей, которые не только «проживали праздно, но еще обращались в разбоях, грабежах и других подобных тому противных поступках». Кроме того, было замечено, что отсылаемые в места прежнего проживания или на казенные работы задержанные «с дорог чинят побеги», продолжая заниматься воровством и «другими непристойными промыслами», нанося тем обществу «беспокойство и разорение, а владельцам совершенный убыток»2.
С помещиков, которым возвратили их беглых крестьян, брали пошлину по одной копейке за версту за одного высылаемого, а за двух - три копейки. Но суммы эти шли не в казну, а в большинстве губерний их проводникам. При этом не учитывались иные расходы на колодников и чтобы, «казенный интерес не только сохранен был, но и некоторою пользою возвращен», сенатским указом от 29 марта 1766 г. предписывалось собираемые суммы записывать в казну. Кроме того, в законодательстве был выявлен пробел, т.к. оно говорило в основном о владельческих крестьянах, а о прочих не упоминало. Потому все вообще со всеми «гулящими крестьянами» отныне надлежало поступать по существующим узаконениям3.
И в конце столетия беглых бродяг по-прежнему отправляли «в ближайшие воинские команды», это относилось и к крестьянам казенных или владельческих селений. Возвращенные хозяевам крепостные крестьяне засчитывались помещикам в последующие рекрутские наборы4. Но помещики хитрили, умышленно представляли негодных для службы бродяг. Подтверждал это, например, прокурор Белорусской губернии, рапортовавший генерал-прокурору, что помещики отдают в рекруты бродяг, негодных для службы. Сенатским указом от 16 февраля 1798 г. предписывалось беглых, негодных к военной службе, оставлять «при казенных работах без зачета»5.
К концу столетия проявилась проблема и с бродягами-иностранцами, которых велено было отправлять на работу на казенные рудокопные заводы6.
Подытоживая правоприменительную практику в отношении бродяг к началу Х1Х столетия, следует заметить, что их ссылка в Сибирь применялась правительством неохотно, а распространялась она лишь на лица, непригодные
1 ПСЗ I. - Т. 13. - № 10095.
2 ПСЗ I. - Т. 16. - № 12506.
3 ПСЗ I. - Т. 17. - № 12605.
4 ПСЗ I. - Т. 24. - № 18244.
5 ПСЗ I. - Т. 25. - № 18364.
6 ПСЗ I. - Т. 26. - № 19409.
47
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
к службе. Но и в отношении последних иногда разрешалось, вместо сибирских поселений, приискивать себе помещиков, которые согласились записать их за собою в подушный оклад.
Малолетних же бродяг, не достигших узаконенного для солдат возраста, законодательно предписывалось направлять в гарнизонные школы или определять на казенные фабрики и заводы для обучения мастерству. Дряхлые бродяги, увечные и престарелые помещались в богадельни. Исключением были «ханжи», которые отсылались в монастыри (если они не были пригодны к воинской службе). Видимо, под «ханжами» понимались бродяги из духовного звания - беглые монахи, попы-раскольники.
Постепенно русское правительство пришло к осознанию, что не только бродяжничество, но и нищенство представляет определенную угрозу власти. В 1681 году состоялся церковный собор. Девятое предложение царя касалось проблеме нищенства. В нем, в частности, говорилось: «по великому государя указу, в Москве о нищих рассмотрение учинено и велено их разобрать, странных и больных держать в особом месте со всяким довольством от государевой казны, - так чтоб патриарх и все архиереи приказали также в городах устроить пристанище нищим, а ленивые, здоровые пристали бы к работе»1.
В разрешение постановления Собора царь Федор Алексеевич на следующий год издал указ, который не вошел в первое издание Полного собрание законов и был обнаружен и введен в научный оборот в 1818 году исследователем А. Стогом. Об этом указе у исследователей нет единого мнения: одни считает его действительно монаршим указом, другие лишь проектом или докладом.
В указе говорилось, что «где бедные, увечные и старые люди, которые никакой работы работать не могут, ... должно по смерть их кормить». Советовалось отделить «притворных» нищих от действительно нуждающихся немощных людей в помощи. «К совершенству» данного дела, наставлял указ, необходимо «приставить доброго дворянина, который бы то дело делал одной ради любви Божей с охотой», а в помощники ему дать «подъячего доброго» для учета нищих и «держал бы денежной и хлебной и всяким запасам приход и расход».
Советовалось размещать приюты на больших людных улицах, чтобы «ми-моходящие люди такую богадельню и больницу видя, умиляясь, милостину подавали». И в этом плане рекомендовалось богадельни учредить в Знаменском монастыре в Китай-Городе и на Гранитном дворе, что за Никитскими воротами. Первое богоугодное заведение планировалось для призрения старых, увечных и бесприютных, а второе - для больных. Численность призреваемых планировалась в 500 или 1000 человек, с годовыми расходными суммами на каждого по 10 рублей. На пропитание призреваемых государь жаловал вотчины. Лечение больных нищих должен осуществлять «дохтур, аптекарь да лекарей человека три или четыре с учениками». При богадельнях должна также
1 Акты исторические, собранные и издаваемые Археографической комиссией. - СПб., 1843. - Т. V. - № 75.
48
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
находиться небольшая аптека «для того, что со всяким рецептом ходить в город неудобно». Лекарства в ней держать необходимо недорогие, «однако пользу будут чинить».
Если же нищих окажется больше, то их «раздать по монастырям» и не только в Москве, но и «по всем городам Московского государства». Предполагалось, что если за монастырем числилось сто крепостных крестьянских дворов, то они в своих больницах могли кормить по пять человек1.
Данный указ впервые провел разделение нищих на способных и неспособных к труду.
«Нищенство из религиозного подвига, - как верно заметил дореволюционный исследователь этого порока Е. Максимов, - превратилось в глазах современных деятелей в крупное зло, с которым необходимо было бороться и притом весьма настойчиво»2.
Во время регентства Софьи Алексеевны 30 ноября 1691 года увидел свет указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными; о пересылке на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз». Он гласил: «известно ему, Великому Государю, что на Москве гулящие люди подвязав рукава, також и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепые и храмые, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Закон повелевал «тех людей имать и расспрашивать, и буде которые окажуться из городов с посадов посадские люди, а иные скажут дворцовые и помещиковы крестьяне и тех по распросным речам ссылать: посадских людей в те города в посад, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великого Государева Указа впредь объявятся в Москве в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, тому за то притворное лукавство учинить жестокое наказание: бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города»3 4.
По сложившейся российской привычке правительственные распоряжения, как правило, либо вовсе не выполнялись, либо это делалось с волокитой и пренебрежением. Потому продолжением закона 1691 г. стал именной указ от 11 марта 1694 г. «О задержании нищенствующих безместных попов и других людей духовного и мирского чина, и розыске оных их Стрелецкого приказа, по принадлежности, в их ведомства». Новым стало дополнение о монашествующих нищих. Говорилось, что «безместных чернцов и черниц, попов и диаконов, чтобы они по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились», и таких праздношатающихся и нищенствующих приказывалось «приводить в Стрелецкий приказ», а оттуда, по расследованию, отправлять «по принад-
4
лежности, в их ведомства» .
1 Журнал Министерства внутренних дел. - 1851. - № 10. - С. 98-108.
2 Максимов Е. К истории государственного призрения в России // Трудовая помощь. -1901. - № 1. - С. 2.
3 ПСЗ I. - Т. 3. - № 1424.
4 Там же. - № 1489.
49
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
Власть надеялась путем ужесточения наказания за «притворное» нищенство искоренить его вообще. Но обычная русская бытовая практика опрокидывала пожелания правительства. Указ оказался бессильным в борьбе с «гулящими людьми», а общество по-прежнему милостынями поощряло и тем самым укореняло и развивало тунеядствующее население.
Правление Петра I в этом направлении сделало решительный шаг, задавшись целью уничтожить нищенство и всякое вообще попрошайничество. Система государственно-правового призрения нищих в нашем Отечестве на официальном уровне связана с Петром I, но началась она борьбой с нищенством, в особенности с лженищенством. Преобразователь России впервые усомнился в святости нищих. Жестокими мерами он задумал искоренить укоренившееся зло, но, как показала последующая практика, указы были бессильны в борьбе с развитым традиционным общественным недугом.
Количественное увеличение нищенствующих людей, заполонивших города, в особенности Москву и Петербург, вынудил Петра I издать серию указов, запрещавших под опасением наказания нищим переходить для прошения милостыни из одного города в другой, из одного уезда в другой1.
В 1705 г. монарх вновь приказал преследовать нищенство и попрошайничество в Москве. Нищих арестовывали, а имеющиеся у них деньги отбирали в пользу их помещиков, а самих попрошаек подвергали телесному наказанию в Монастырском приказе. Под угрозой денежного штрафа (половина шла Монастырскому приказу, а другая - помещику) всем подданным предписывалось не подавать милостыню. Нарушителей указа приказывалось «хватать» и приводить в Монастырский приказ, и «брать с них пеню». Для наблюдения за исполнением указа устанавливался полицейский надзор из подъячих Монастырского приказа, солдат и приставов2.
К проблеме нищенства царь вернулся 21 марта 1708 г., когда наложил свои резолюции на докладные пункты князя А.Д. Меншикова, в которых говорилось: «буде какие нищие в чьих вотчинах явятся, тем быть в том селе и в деревне, кто где живет, безотлучно, и кормить их помещикам их, а буде дворцовые, то дворцовыми крестьянами»3 4.
Именным указом «О воспрещении нищенства в Москве; о распределении нищих по монастырям и богадельням, и о рассылке неприписанных ни к каким богоугодным заведениям» от 21 января 1712 г. вновь запрещалось нищим «просить милостыню и сидеть по мостам», определяя «быть им в богадельнях попрежнему и смотреть» из Монастырского приказа за ними накрепко, ловить, наказывать и водворять на прежние места в богадельни и монастыри. Не записанных в богадельни нищих приказывалось за первую поимку за прошение милостыни приводить в Монастырский приказ, «учиняя жестокое наказание»
4
и после этого отсылать в места их жительства .
1 ПСЗ I. - Т. 4. - № 1821, 1856, 2249.
2 ПСЗ I. - Т. 4. - № 2194.
3 Там же.
4 ПСЗ I. - Т. 5. - № 2470.
50
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Нищие на короткое время затаились, а некоторые, видимо, были пойманы и наказаны, но сам порок не искоренялся, и опять приходилось повторять старые и издавать новые, еще более строгие законы.
К тому же, как свидетельствовала практика, эти «бездельники», числясь в богадельнях, однако, продолжают жить в своих домах и «весь свой век» проводят «в прошаках», и не только никаких государству податей не платили и службу не служили, но «к тому ж и детей своих при себе держат в таком же тунеядстве, а в службы и науки не производят, от чего государству вред деется», констатировалось синодальной властью1.
Именной указ, объявленный графом Мусиным-Пушкиным «О задержании в Москве праздношатающихся монахов и нищих, и о приводе таковых в Монастырский приказ» от 25 февраля 1718 г. вновь свидетельствовал о праздношатающихся монахах и нищих. Их вновь приказывалось задерживать и приводить в Монастырский приказ, а населению милостыни не подавать. Если же кто «похочет дать милостыню, то им отсылать ее в богадельню». Более того, закон вводил в практику неслыханную до этого вещь: под страхом штрафных санкций запрет в церквах и на улицах подавать милостыню. Говорилось, что, если кто все же будет подавать милостыню, то таковых приводить в приказ и штрафовать: «в первый раз по пяти, а в другой по десяти рублев».
25 мая того же года пойманных и годных к работе нищих стали определять к различным работам в Петербурге. А именной указ, объявленный из Сената 20 июня 1718 г., обрушивался на нищих-тунеядцев, приказывая незаписанных в богадельни, и в особенности способных своим трудом добывать хлеб насущный, ловить. И «ежели который впервые будет пойман, таких бить нещадно ботажьем и отдавать или отсылать по прежнему Указу в прежние их места, где они жили», предписывая хозяевам накрепко за ними смотреть и кормить их, заставляя работать, «дабы они не даром хлеб ели». Если же нищих ловили во второй или третий раз, то их били на площади кнутом, а затем посылали в каторжную работу, а баб в шпингаус, «а ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». «За неусмотрение» нищих с помещиков, хозяев и властей, а также старост и приказчиков требовалось брать штраф за каждого человека по пять рублей2.
На местах надзор за недопущением просить милостыню осуществлялся земскими комиссарами, выбираемыми из дворянской среды. Высший же надзор в провинциях возлагался на обер-комендантов и комендантов (по инструкции 1719 г. на воевод), в Петербурге на генерал-полицмейстера, а в Москве с 1722 г. на обер-полицмейстера3. Именным указом от 16 ноября 1720 г., объявленным генерал - полицмейстером Девиером «О непрошении по улицам
1 Полное собрание постановление и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи, 1722 г. - СПб., 1872. - Т. II. - №. 932.
2 ПСЗ I. - Т. 5. - № 3172, 3212, 3213.
3 ПСЗ I. - Т. 5. - № 3294; Т. 6. - № 4130.
51
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
и при церквах милостыни», подающие милостыню наказывались пятирублевым штрафом 1.
Такими жестокими мерами против нищих были очень недовольны ревнители старой веры. Современник Иван Посошков отзывался об указе как невыполнимом, т.к. он «учинен не весьма здраво, потому велено штрафовать тех, кои милостыню подают. И тем никогда не унять, да и невозможно унять, и то положение и Богу не без противности, Бог положил предел, что давать милостыню, а судьи наши за то штрафуют»2. Как видим, с одной стороны, он показал себя противником законодательного преследования нищих, а, с другой - не верил в искоренение этой древнерусской традиции.
Предпринимаемые меры были не в силах искоренить нищенство и бродяжничество, потому последовали и другие законодательные меры. В Регламенте или Уставе Главного Магистрата от 16 января 1721 г. указывалось на необходимость учреждения для здоровых лиц мужского пола предосудительного образа жизни и не желающих трудиться цухтгаузов (смирительных домов), содержа их там «сколько времени, сколько следует за их вины» и употребляя их в работы 3 4.
Обстоятельный взгляд на нищих и их «промысел», а также на подателей милостыни Петр I высказал в Регламенте или Уставе Духовной коллегии от 25 января 1721 г. Монарх указывал, что Духовная коллегия о подаянии милостыни должна «сочинить наставление, ибо в сем не мало погрешаем», поясняя, что «многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни и по миру ходят безстудно», а иные за взятки вселяются в богадельни. Царь предполагал, что таковых ленивых «прошаков» насчитывается тысячами, которые «нахальством и лукавым смирением чуждые труды поядают», и от них государству никакого прока. Все это - «есть богопротивное и всему отечеству вредное» дело, а «ленивии прошаки Богу противни суть». Рассуждая об этом, Петр I говорил, что «хватать бы таковых всюды и к делам общим приставлять». К тому же от этих «прошаков» истинным убогим делается «великая обида». Осуждал он и тех, кто помогает нищим своими подаяниями или «дурной милостью», по его выражению. От таких ленивых нищих увеличиваются разбои, поджоги и даже «на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются», клевещут на власть и «простой народ к презорству властей преклоняют» .
Действительно, зачастую нищенство среди населения распространялось леностью к труду. Это подметил современник, который отмечал, что среди посадских людей «есть лежебоки, что живут своими домами, а не хотя ни торговать, ни работать, ходя по миру, милостыню собирают. А иные, сковавшись, хотят будто тюремные сидельцы и, набрав милостыни, да дома лежа, едят.
1 ПСЗ I. - Т. 7. - № 3676.
2 Посошков И. Книга о скудности и богатстве. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - С. 185.
3 ПСЗ I. - Т. 6. - № 3708.
4 Там же. - № 3718.
52
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
А иные сами и промышляют, а детей своих посылают милостыни просить». Было и много помещиков, которые зимой своих крестьян «посылают в мир и велят по улицам бродить и милостыни просить». По его мнению, в России таких нищих наберется 20 или 30 тысяч '.
6 апреля 1722 г. вновь приказывалось: крепостных нищих отдавать помещикам, посадских - в посады, молодых - в казенные работы, женщин - на фабрики, ребят - в гарнизонные школы, или, если кто пожелает, и в частные руки на воспитание. Это предписание вновь было повторено 14 декабря того же года 1 2.
Нищенство и бродяжничество - готовые кадры для будущих преступников. Эта опасность была охарактеризована Петром I в Инструкции Московскому обер-полицмейстеру от 9 июля 1722 г. В ней говорилось о необходимости принятия известных мер предупреждения против неблагонадежных элементов общества на том основании, что «в таковых много воров бывает и чуть не все». Предписывалось «нищих отдавать или отсылать по прежнему указу, в прежние их места, где они жили, хозяевам, с расписками; и приказывать тем, кому они отданы будут, дабы за ними накрепко смотрели, чтобы они бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили, а кормили - бы их те, чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов как духовных, так и мирских и дворцовых крестьян, старосты, сотские, сбирая на тех бедных на хлеб и на одежду с обывателей тех сел и деревень; и за то прокормление, кроме престарелых и увечных, заставляли - б их что потребно себе работать, дабы они не даром хлеб ели»3.
Вполне естественно, что только таких мер было недостаточно для обеспечения неимущих, и на содержание помещиков и крестьянских общин нельзя было отнести призрение отставных военных чинов и лиц, не помнящих первоначального своего местожительства, число которых в то время было весьма значительно.
Необходимо обратить внимание, что указ 6 апреля и инструкция 9 июля 1722 г. характеризуются некоторым смягчением карательных мер по отношению к здоровым нищим. Хотя в них и подтверждались прежние повеления об отсылке их в каторжные работы, тем не менее, советовалось молодых нищих употреблять на «урочные годы» в казенные работы, а старых определять в госпитали. Причем штрафу подвергались лишь пристанодержатели нищих.
В последовавшее за Петром I время правления борьба с нищенством и нищими продолжалась. 21 июля 1730 г. императрица Анна Иоанновна информировала Правительствующий Сенат, что «нищие по улицам валяются и бродят», приказав «о таких нищих рассмотрение учинить». По этому поводу Сенат сделал соответствующее распоряжение, однако, в ноябре того же года вынужден был признать, что без содействия церкви уничтожить нищенство он не в си-
1 Посошков И. Указан. соч. - С. 186-187.
2 Полное собрание распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. - Т. 2. - № 309, 932.
3 ПСЗ I. - Т. 6. - № 4047.
53
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
лах1 2. Пришлось обратиться за помощью к Синоду, обратив одновременно внимание на то, что распространению нищенства способствует сама церковь, точнее ее священнослужители. По этому поводу Сенат указал Синоду об умножении нищих, и в особенности при церквах. Синод 14 августа того же года делает распоряжение «О недопущении священникам и прочим церковникам
оных нищих просить при церквах милостыни, и о прилежном того смотре-
2
нии» .
И вновь на защиту нищенствующей братии встали старообрядцы. Например, чиновник Берг-коллегии М.П. Аврамов, сосланный за приверженность к старой вере в Охотский острог, предлагал властям напечатать «паспортные листы», разослать их по церквам и раздавать на три года всем желающим «странствовать и милостынею питаться» и отпускать таковых с радостью «без задержания». Ссылаясь на учение святой церкви, он указывал, что «о бедных нищих людях, кто достоин милостыни, кто недостоин милостыни, кому давать милостыню, кому не давать милостыни - искони такого между православных христиан закону и учения нет, и не бывало»3 4.
Несмотря на проводимые правительством репрессивно-полицейские меры против нищих и «прочих пришлых бродящих людей», положение не менялось. Свидетельством тому Сенатский указ «О мерах к пресечению бродяжничества нищих и об учреждении для содержания их при церквах богаделен» от 19 мая 1733 г., который предписывал, что если кто, «призирая указы, людей и крестьян и посадские из своих посадов» станут отпускать просить милостыни, то таковых наказывать: с первого по третий раз штрафовать по закону, а в четвертый здоровых нищих определять в казенную работу и на фабрики «вечно и безвозвратно», включая и малолетних детей. Женщин же, непригодных для фабричной работы отдавать в услужение, а малолетних девочек направлять
4
для воспитания и вечное владение, кто пожелает взять .
Власти вынуждены были сделать некоторые дополнения к петровским распоряжениям. В частности, в указе от 7 января 1736 г. речь шла о том, что если, кто из купечества или разночинцев «подлые неимущие», кроме дворцовых, синодальних, архиерейских, монастырских и помещичьих крестьян, без призрения по городам и слободам и уездам «между двор будут праздно шататься и просить милостыни», то таковых брать в губернские и воеводские канцелярии и «записывать, по силе прежних указов, отдавать на мануфактуры и фабрики», а фабрикантам «на них давать письма, дабы там за работу или за учение пропитание получали и напрасно не шатались». Нищие мужского пола должны были находиться там пять лет, а по прошествии этого срока отпускать с паспортами по месту прежнего их жительства. Крепостных же людей - нищих возвращали их владельцам5.
1 ПСЗ I. - Т. 8. - № 5594, 5644.
2 Там же. - № 5832.
3 Пекарский П. Петербургская старина // Современник. - 1860. - № 10. - С. 633.
4 ПСЗ I. - Т. 9. - № 6406.
5 ПСЗ I. - Т. 10. - № 6858.
54
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Указ «О прекращении нищенства» от 28 августа 1736 года подтвердил неэффективность ранее применяемых мер. В нем заявлялось, что «прежние указы о нищих были без всякого действия оставлены и ныне как в Петербурге, так и во всех других городах нищих весьма умножились и от часу умножается, видя то, что им никакого запрещения нет, и в самих проезжих местах есть множества их иногда с трудом проезжать возможно и из тех нищих большая часть молодых и к работе годных, которые так обленились, что уже и в самом деле по некоторым розыскным делам показывается». В виду этого опять признавалось строго подтвердить прежние репрессивные меры. На полицию возлагалась обязанность негодных к службе беспаспортных нищих ловить и отдавать в драгуны, солдаты и матросы в зачет помещикам и общинам. Если же таковые ранее находились под уголовной ответственностью, то таковых холостых отправлять на каторжные работы, а женатых в Оренбург или казенные заводы. Одновременно с этим, и это следует отметить, правительство все же проявляла некоторую снисходительность к ним в зависимости от времени год. Этим указом также предписывалось «нищих из Москвы до 1-го мая сего года, покамест холодный воздух обретается, высылать не велеть, дабы от голоду не померли, никаких пожилых денег и штрафов за прием и за держание их не взыскивать... давать всевозможное пропитание, подаяния милостыни на указанное время (на один апрель месяц - Ю.Г.), не только не запрещать, но и по-зволять»1.
Такое «крепкое везде смотрение» должно через каждые три месяца подтверждаться сенатскими «наикрепчайшими указами». Однако надежды на традиционные репрессивные меры в отношении нищих продолжали сдавать сбой. Об этом говорилось в новых указах от 17 июля 1738 года и 25 августа 1740
года2.
По указу Сената «О непропуске нищих в Санкт-Петербург» от 26 июня 1741 года бродящие помещичьи крестьяне высылались «на прежние их жилища за конвоем». Денежные издержки на их высылку должны были браться с помещиков, приказчиков или старост, с тем, чтобы они «о непропуске их к смотрению более прилежность имели, и впредь их для прошения милостыни никуда не отпускали». Если же бродячие нищие оказывались больными и выслать их не было невозможно, то они должны были содержаться за счет помещиков в богадельнях до выздоровления3 4. Однако эта мера не достигла желаемого результата, и при Елизавете Петровне 7 августа 1744 г. опять все повторилось. Правда, вводилась конкретная сумма издержки за препровожде-
4
ния нищего - одна коп. с версты в пользу провожаемого .
Герольдмейстерской инструкцией крестьянским старшинам и старостам от 19 января 1742 года вменялось в обязанность наблюдать за тем, чтобы общин-
1 ПСЗ I. - Т. 9. - № 7041.
2 ПСЗ I. - Т. 10 - № 7621; Т. 11. - № 8209.
3 ПСЗ I. - Т. 11. - № 8407.
4 ПСЗ I. - Т. 12. - № 9014.
55
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
ники не беднели, и в случае безуспешности их усилий разрешалось «негодных» отдавать в зачет следующих с купечества в рекруты1.
В правление той же императрицы 21 января 1748 г. увидел свет указ, запрещавший, под страхом взыскания с губернаторов и воевод за неисполнение «немалого штрафа», слепым, дряхлым и увечным паспортов для прохода в столицу не выдавать2.
К 60-м годам дело с нищими и нищенством обстояло чуть ли не хуже, чем в прежние годы. В правление Петра III вновь возвратились к проблеме нищенства. Указом 28 апреля 1761 г. повелевалось задержанных полицией за прошение милостыни солдатских, матросских и других служилых людей вдов и жен, мужья которых находились в походах или дальних командировках, направлять в Манафактур-коллегию для дальнейшего их направления на фабрики3 4.
21 декабря того же года Сенат «усмотрел», что в Москве по церквам «ходят нищие и по дорогам лежа, просят милостыни», из них и «пьяные бывают и необычно кричат». Их приказывалось «имать» и некоторых (солдатские жены и другие старые, дряхлые и увечные) направлять в богадельни. Но по данным Главной полиции, оказалось, что богадельни переполнены и принять новых призреваемых они не могли4.
Возникла проблема с нищенствующими «солдатскими, матросскими и других служилых людей женками», у которых мужья находились либо в военных походах или погибли. Сенатским указом от 26 марта 1762 года «Об отсылке приводимых в полицию праздношатающихся женского пола людей в Мануфактур-коллегию и Камер-контору, для распределения их на фабрики, а престарелых в богадельни», разъяснялось, что таких «женок», задержанных полицией и способных еще к труду, необходимо отсылать в Мануфактур-коллегию «для определения на фабрики». В случае возвращения мужей из походов или «посылок» коллегии вменялось в обязанность их жен возвращать к супругам.
Любопытно, но правовой акт не упоминает о наказании задержанных за нищенство женок, несмотря на то, что Главная полицмейстерская контора характеризовала их весьма нелестно - «шатаются праздно в прошении милостыни, в пьянствах и прочих непристойностях» отмечены5 6. По сравнению с предшествующими законоположениями, когда даже наказывали слепых стариков, в этом можно усмотреть некий прогресс.
В том же году выходит указ от 8 октября, который прошение подаяния рассматривал как деяние, запрещенное законом. В частности, императрица
«накрепко» подтверждала, чтобы нищие в Москве «для прошения милостыни
6
по миру отнюдь не ходили, а на улицах и переулках не сидели» .
1 ПСЗ I. - Т. 11. - № 8504.
2 ПСЗ I. - Т. 12. - № 9474.
3 ПСЗ I. - Т. 15. - № 11242.
4 Там же. - № 11389.
5 Там же. - № 11485.
6 ПСЗ I. - Т. 16. - № 11698.
56
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
В феврале 1764 года Сенат вновь подтвердил, чтобы «никто ни под каким видом по улицам не шатались, и милостыни просить не отваживались». С этой целью полиции приказывалось за таковыми «наприлежнейшее иметь осмотрение», и «взятые» главной полицией в прошении милостыни «разного звания люди, до надлежащего об них рассмотрения» дела содержались за счет Коллегии экономии по две копейки на каждого1.
Тем не менее, вопрос о бродягах и нищих продолжал беспокоить правительство. Образованная в 1765 г. особая Духовная комиссия для разбора богадельных нищих в Петербурге в выработанном «учреждении» констатировала, что, несмотря на ряд указов об искоренения бродяжничества и поручения заботы об этом полиции, губернаторам, воеводам и помещикам, тем не менее, дворцовые, монастырские, посадские и помещичьи люди по миру шатаются. Комиссия советовала «вновь наикрепчайшее подтвердить прежние указы»2.
Подтверждением привычной суровости в отношении нищих служит и выработанная для Слободской губернии инструкция, говорящая, что уклонившихся от записи в платеже казенных податей здоровых нищих и бродяг отдавать в работы на пять лет3.
Императрица стремилась оказать трудовую помощь без полицейских принудительных мер. Указом Сената от 26 октября 1771 г, с целью «доставить благозаслуженное пропитание и истребить праздность, всяких зол виновницу», приказала определить к общественной работе по увеличению «камер -коллежского рва» всех нуждающихся в труде «простой и никакого рукомесла не имеющий народ». Ежедневное вознаграждение за труд для мужчин устанавливался в 15, а женщинам 10 копеек4. По поводу этого указа дореволюционный исследователь М. Соколовский верно подметил, что он ясно выражал «взгляд на леность, как на «виновницу всяких зол, и на трудовую помощь, как нам помощь, доставлявшую не позорное или недостойное, но «благозаслуженное пропитание»5.
В Сенатском указе от 27 февраля 1772 г. на имя Московской полицмейстерской канцелярии по поводу обращения с нищими мы видим уже совсем новую лексику. Так, ведя речь о праздношатающихся и собирающих милостыню в Москве, он рекомендовал собрать их «с надлежащею осторожностью», выслать из Москвы в места их жительства «с крепким, кому надлежит, подтверждением, чтоб оные впредь для собирания милостыни распущаемы не были». Указ еще сохранял такую меру борьбы с нищенством, как высылка просящих милостыню в места их прежнего проживания, но уже отношение к ним резко меняется: их не только не бьют, но, наоборот, предлагают полиции обращаться «с надлежащею осторожностью». Данное гуманное выражение скоро
1 ПСЗ I. - Т. 16. - № 12060.
2 ПСЗ I. - Т. 17. - № 12334.
3 ПСЗ I. - Т. 17. - № 12430.
4 ПСЗ I. - Т. 19. - № 13688.
5 Соколовский Михаил. Екатерина Великая как благотворительница // Вестник благотворительности. Литературный отдел. - 1902. - № 1. - С. 34.
57
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
привилось в российском законодательстве, перешло в XIX век и даже сохранилось в Своде положений устава о предупреждении и пресечении преступлений (ст. 163).
Смягчающие меры в отношении нищих не означали примирения с данным общественным пороком. В этом нас убеждает указ 1772 года, вызванный чрезвычайным наплывом в Москву во время эпидемии деревенских жителей, которые просят милостыню, проживают «время в праздности, уклоняясь от работы», от чего их владельцам и им самим «доброго плода ожидать ненадежно, кроме одного неустройства и следуемого воровства». В подтверждение прежних узаконений, новый законодательный акт предписывал помещикам, выборным и старостам не допускать своих крестьян просить милостыню, Что же касается полиции, то ей «накрепко смотреть» и всех просящих и праздношатающихся ловить и поступать по указу 1736 года. (Напомним, что в этом указе 1736 года речь идет о таких видах наказания нищих, как каторжные работы). Что же касается неспособных к труду нищих, то их предписывалось определять в богадельни1.
2 декабря 1774 г. появляется еще один подобный указ, изданный на имя воронежского губернатора Шетнева, которому для доставления трудовой помощи пострадавшим от неурожая населению советовалось использовать на возведении рвов около городов «за умеренную денежную или хлебную из казны плату, всякому полу и возрасту людей»2. Сколько людей использовалось на таких общественных работах, мы находим из данных города Темникова, где трудились 3120 взрослых и 1861 малолетних. Практика трудовой помощи была одобрена императрицей, и указом от 14 января 1776 г. она предписала, чтобы в случае неурожаев принимать «способ», который был апробирован в Воронежской губернии при городах Троицком и Темникове, Верхнем и Нижнем Ломове, Наровчате и при некоторых саратовских селениях3.
Правительство старалось прикрепить нищих к месту их жительства. На это нацеливал указ от 19 декабря 1774 г., который вменял в обязанность «всякому имеющему далее 30 верст от жительства своего отлучиться, должно иметь печатный плакатный паспорт», но не для «прошения милостыни, но для какой-нибудь работы»4.
Нищенство не прекращалось, и потребовались новые меры: 5 июня 1775 г. виновные в допущении экономических крестьян для прошения милостыни выборные старосты и сотские наказывались двухрублевыми штрафами с каждого пойманного нищего (деньги шли на содержание работных домов); 7 ноября того же года в обязанность городничего включалось наблюдение, чтобы могущих работать нищих заставлять чинить улицы и мосты вместо наемных обывателей, за что последние должны снабжать их пищей5.
1 ПСЗ I. - Т. 19. - № 13767.
2 Там же. - № 14222.
3 ПСЗ I. - Т. 20. - № 14418.
4 ПСЗ I. - Т. 19. - № 14231.
5 ПСЗ I. - Т. 20. - № 14333, 14392.
58
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Необходимо отметить, что при Екатерине II наказание нищих в виде принудительных работ получило дальнейшее развитие. Указ 12 августа 1775 года в этом плане стал решающим, в Москве было создано особое подведомственное полиции учреждение - работные дома для «молодых лет ленивцев», просящих бесстыдно милостыню, «нежели получить пропитание работаю»1. Следовательно, работный дом можно рассматривать, как карательноисправительное учреждение. К примеру, правящий должность нижегородского генерал-губернатора А.А. Ступишин в 1781 г. предложил использовать призреваемых в работных домах нищих, помещенных там «за кражи и мошенничества», для очистки земли у строившегося гостиного двора на Нижегородской ярмарке. Ранее мужчин использовали при пилке казенных лесов, а женщин заставляли прясть лен 2.
После издания Учреждения об управлении губерниями 1775 года работные дома получили несколько иной характер: «дабы работаю доставить прокормление неимущим», которые ищут добровольного труда. Из карательно-исправительного заведения они превращаются в своеобразные дома трудолюбия. По сути это явилось прообразом будущих российских домов трудолюбия, широко распространившихся в конце Х1Х - начале ХХ столетия в нашем Отечестве. При этом Учреждение о губерниях проявило «заботу» и о другой категории соотечественников - «буйных ленивцев», для которых создавались смирительные дома с принудительном трудом3.
Московская практика стала распространяться по стране: сенатским указом от 20 апреля 1781 года работный дом учреждается в северной столице, а после этого Сенат нашел полезным распространить данное начинание и «на все в государстве места», так как скитающихся за милостыней «везде довольно». Наместникам и губернским правлениям рекомендовалось, «дабы они потщились каждое в своих пределах пресечь людям способие к бродяжничеству за милостынею» и завели в губернских городах работные дома, а в уездных «избрать фабрику или подобное тому место, куда бы таковые шатающиеся отсы-ланы будучи могли работать на пользу себе и общую»4.
Несмотря на рекомендацию, практические последствия этому были не велики: в провинции возникло лишь два работных дома. Тем не менее, появление таких методов борьбы с нищенством по меркам того времени можно оценить как прогресс: переход от полицейских мер против нищенства к мерам призрения (хотя и своеобразного) - уже успех, как зародыш идеи помощи трудом.
Последним законодательным актом конца ХУШ столетия в вопросах прекращения нищенства служит указ 7 августа 1797 г., касавшийся казенных и удельных крестьян. В нем, наряду с призрением престарелых и дряхлых кре-
1 ПСЗ I. - Т. 20. - № 14357.
2 Снежневский В.И. Опись журналов Нижегородского наместнического правления (за 1781-1783 гг.) // Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. -Н.Новгород, 1898. - Т. III, отдел II. - С. 113.
3 ПСЗ I. - Т. 20. - № 14392 (гл. ХХУ).
4 ПСЗ I. - Т. 21. - № 15152.
59
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
стьян, говорилось о недопущении ими нищенства. В отношении призреваемых крестьян, живших за счет общества в сельских богадельнях, на местных священнослужителей возлагалась строгое наблюдение, чтобы они не шлялись и не просили милостыню. Если такое происходило, то предписывалось виновных в прошении милостыни по лености доносить Удельной экспедиции (для удельных крестьян) или исправнику (в отношении казенных крестьян) для поступления с ними по закону1.
Подводя итог, следует отметить, что во время правления Петра I в борьбе с искоренением нищенства как особым промыслом, принимались карательные меры не только против нищих-тунеядцев, но и лиц, поощряющих это в виде подачи милостыни. Правительственные меры и в вопросах общественного призрения получают более широкое развитие.
При его преемниках и до воцарения Елизаветы Петровны репрессивные меры по искоренению нищенства подтверждаются многочисленными указами, подтверждавшими действия постановлений, изданных по этому вопросу преобразователем России. Достаточно сказать, что с 1729 и по 1762 годы таковых было издано девятнадцать.
Ситуация с профессиональным нищенством и бродяжничеством не стабилизировалась и при Екатерине II, которой пришлось продолжать прежние репрессивные меры против носителей этого общественного порока. Однако просвещенный ум императрицы был склонен решать данную проблему более гуманными мерами, не прибегая к безразборчивому и бесполезному «нещадному битью» нищих.
Надо отметить, что правительство ХУШ столетия прежде всего обращало внимание на искоренение бродяжничества и попрошайничества главным образом в столицах. И это естественно, так как столица как богатый город привлекала особое внимание «гулящей» братии.
В.А. Иванов*, В.В. Иванов**
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МАРИЙСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ
На всех этапах становления и развития советской милиции силу и способность успешно решать поставленные перед ней задачи определял ее качественный состав. И во второй половине 1980-х годов укрепление рядов органов внутренних дел, прежде всего, шло путем пополнения их лучшими представи-
Д-р юрид. наук, профессор Марийского государственного университета.
Аспирант кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета.
1 ПСЗ I. - Т. 24. - № 18082.
60