УДК 342.7
(091) Законодательные и практические меры против нищенства детей в ХУ11-ХУ1П веках
Черкашина Наталья Валерьевна, доцент кафедры юриспруденции Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, кандидат юридических наук, доцент
natasha8181@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена законодательным и практическим мерам против нищенства детей в ХVП-ХVШ веке. В работе автором сделан вывод о том, что не во всех издаваемых законодательных актах правительство говорило о детях, занимающихся попрошайничеством. Как правило, о них речь шла в контексте борьбы с взрослыми нищими. В отличие от последних, которых порой наказывали довольно жестко, детям законодатель делал снисхождение, стараясь воспитательными и образовательными мерами перевоспитать попрошаек, приучив их к труду. Ключевые слова: нищие, незаконнорожденные, сирота, указы, призрение.
По замечанию известного дореволюционного историка В. О. Ключевского, «нищенство в древней Руси признавалось главным средством нравственного воспитания народа, а не его экономическим бременем и не язвой общественного порядка, которое считалось при церквях практическим институтом общественного благонравия» [3, с. 143].
сии приходит к восприятию того, что нищенство может представлять конкретную угрозу власти. Значительным контингентом, пополнявшим нищенское сословие, составляли и незаконнорожденные дети. Первым законодательным актом, не вошедшим в Полное собрание законов Российской империи, определяющим нищенство как преступное деяние, за которым следовало определенное наказание,
Однако впоследствии правительство Рос-
udc 342 7 (091) Legislative and practical measures against child poverty in the XVII-XVIII centuries
Cherkasina Natal'ya Valer'evna, associate professor of the department of law of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, candidate of sciences (law), associate professor
natasha8181@mail.ru
Annotation: The article is devoted to legal and practical measures against begging children in the XVII-XVIII century. The author concludes that not all legislative acts issued by the government was talking about children begging. As a rule, on them it was in the context of the fight against adult beggars. Unlike the latter, which are sometimes punished quite harshly, children legislator condescension did, trying to educate and educational measures to re-educate beggars, teaching them to work. Keywords: decrees, illegitimate, orphans, poor.
стал указ царя Федора Алексеевича 1682 г. Начиная с этого года, правительство последовательно стало вести борьбу с нищими и нищенством. Впервые предпринимается правовое разделение бездельничавших нищих от нетрудоспособных людей. В законе о здоровых нищих, было запрещено заниматься бродяжничеством, как по улицам Москвы, так и «в городах всего Московского государства». У властей была надежда, что данным запретительным актом исчезнет воровство,
т. к. «притворные» нищие по дворам ходя, «только примечают кто, как живет, и как его дом..., кого днем или ночью покрасть» [27, с. 101].
По верному замечанию дореволюционного исследователя в этой области Е. Максимова «Нищенство из религиозного подвига, превратилось в глазах современных деятелей в крупное зло, с которым необходимо было бороться и притом весьма настойчиво» [4, с. 2].
При регентстве Софьи Алексеевны 30 ноя-
бря 1691 года вышел указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными; о пересылке на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз». В нем говорилось, что известно стало «Великому Государю, что на Москве гулящие люди подвязав рукава, також и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепые и храмые, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Законом было установлено «тех людей имать и расспрашивать, и буде которые окажуться из городов с посадов посадские люди, а иные скажут дворцовые и помещиковы крестьяне и тех по распросным речам ссылать: посадских людей в те города в посад, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещико-вых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великого Государева Указа впредь объявятся в Москве в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, тому за то притворное лукавство учинить жестокое наказание: бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города» [7].
Государственное призрение нищих в России начинается с Петра I, но началось оно с борьбы с лженищенством, усомнившись, как это было ранее, в святости нищих.
Преобразователь России издает серию указов, запрещавших миграцию нищих из одного уезда в другой [6, 17, 18]. В 1705 г. он вновь вернулся к вопросу о прекращении нищенства в Москве. Нищих задерживали, отправляя их к помещикам, а всем подавав-
шим милостыню угрожал денежный штраф — «брать с них пеню». С этой целью подъячие Монастырского приказа, солдаты и приставы должны были осуществлять надзор [25].
Именным указом «О воспрещении нищенства в Москве; о распределении нищих по монастырям и богадельням, и о рассылке не-приписанных ни к каким богоугодным заведениям» от 21 января 1712 г. нищим вновь запрещалось «просить милостыню и сидеть по мостам», а принадлежавших к богадельням и убежавших оттуда просить милостыню. За первую поимку их отправляли в Монастырский приказ, «учиняя жестокое наказание» и отсылая в места их прежнего жительства [5].
Эти «бездельники», по мнению властей «к тому ж и детей своих при себе держат в таком же тунеядстве, а в службы и науки не производят, от чего государству вред деется», утверждалось властями синода [21].
Если же нищий был задержан второй или третий раз, то указом 20 июня 1718 года, их наказывали кнутом на площади и отсылали на каторжную работу, «а ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам» [8, 9, 12].
Свой взгляд на нищих и их «промысел» Петр I озвучил в Регламенте или Уставе Духовной Коллегии от 25 января 1721 г. Царь указал, что «многим бездельникам, в совершенном здравии, из-за лени своей пускаются на прошение подаяния и не стыдятся этого», а иные за взятки даже вселяются в богадельни. Монарх считал, что таких «прошаков» можно насчитывать тысячами, они «нахальством и лукавым смирением чуждые труды поядают»,
а государству от них никакого прока. Петр I приказывал «хватать бы таковых всюды и к делам общим приставлять». Царь считал, что от таких «ленивых» нищенствующих увеличивается число разбоев, поджогов и даже «на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются», клевещут на власть и «простой народ к презорству властей преклоняют» [24].
Современник Иван Посошков писал, что из посадских людей «есть лежебоки, что живут своими домами, а не хотят ни торговать, ни работать, ходят по миру, милостыню собирают. А иные, сковавшись, ходят будто тюремные сидельцы и, набрав милостыни, да дома лежат, едят. А иные сами не промышляют, а детей своих посылают милостыни просить». По его мнению, в стране таких категорий нищих насчитывается 20 или 30 тысяч [23].
6 апреля 1722 года вновь приказывалось разбирать нищих: крепостных отсылать к их хозяевам, т. е. к помещикам, посадских - в посады, на казенные работы направлять молодых, женщин прикреплять к фабрикам, а подростков определять в гарнизонные школы, или в частные руки на воспитание [22].
В послепетровскую эпоху борьба с нищенством и нищими продолжилась. 21 июля 1730 года Анна Иоанновна констатировала, что «нищие по улицам валяются и бродят», приказав о них «рассмотрение учинить» [15, 20].
Но несмотря на репрессивные мероприятия, направленные против нищенства и «прочих пришлых бродящих людей», положение не изменилось. Сенатским указом «О мерах к пресечению бродяжничества нищих и об
учреждении для содержания их при церквах богаделен» от 19 мая 1733 года вновь предусматривалось здоровых нищих «вечно и безвозвратно» отправлять на казенную работу, прикреплять к фабрикам,туда же определять и малолетних детей. Женщин приказывалось отдавать в услужение, а малолетних девочек передавать для воспитания в «вечное владение», кто пожелает взять [11].
Однако 28 августа 1736 года власти признали, что «прежние указы о нищих были без всякого действия оставлены и ныне как в Петербурге, так и во всем других городах нищих весьма умножились и от часу умножается, видя то, что им никакого запрещения нет, и в самих проезжих местах есть множества их иногда с трудом проезжать возможно и из тех нищих большая часть молодых и к работе годных, которые так обленились, что уже и в самом деле по некоторым розыскным делам показывается». Вновь подтверждались прежние репрессивные меры. Полиции вменялась в обязанность ловить непригодных к службе беспаспортных нищих. Их отдавали в драгуны, солдаты и матросы в зачет помещикам и общинам. Если же нищие ранее привлекались к уголовной ответственности, и они являлись холостыми, то их велено было отправлять на каторжные работы. Женатых нищих приказано было оправлять в Оренбург или казенные заводы. В связи с этим, следует отметить, что правительством проявлялась некоторая снисходительность к нищим в зависимости от времени года. Этим же указом устанавливалось «нищих из Москвы до 1-го мая сего года, покамест холодный воздух обретается, высы-
лать не велеть, дабы от голоду не померли, никаких пожилых денег и штрафов за прием и за держание их не взыскивать <...> давать всевозможное пропитание, подаяния милостыни на указанное время, не только не запрещать, но и позволять» [1, с. 36; 14, 28].
Однако традиционные репрессивные меры по отношению к нищим продолжали сдавать сбой, о чем свидетельствовали новые указы от 17 июля 1738 года и 25 августа 1740 года [10, 16].
8 октября 1762 года вышел в свет указ, в котором прошение подаяния рассматривалось как деяние, запрещенное законом. Императрица «накрепко» приказывала, чтобы нищие в Москве «для прошения милостыни по миру отнюдь не ходили, и на улицах и переулках не сидели» [13].
Тем не менее, нищенство не прекращалось, и потребовались новые законы. Следует сказать, что при императрице Екатерине II нищим вменялось наказание в виде принудительных работ, которое впоследствии получило существенное развитие. Указ 12 августа 1775 года об этом считается решающим актом, в старой столице создается особое работные дома для «молодых лет ленивцев» [19]. Новое заведение следует считать как карательно-исправительное учреждение. Однако позднее их характер меняется: из карательно-исправительных заведений, они превращаются в подобие дома трудолюбия.
Еще одной практической мерой борьбы против нищенства детей являлась частная благотворительность. В сознании общества через специальную литературу утвердилось
мнение, что в России частная благотворительность получила распространение только в конце XVIII века. Это было связано с появлением Указа 1781, который разрешил использование денежных средств и имущества частных лиц в целях содержания благотворительных учреждений [28].
Среди примеров призрения частными лицами бедных и больных людей, включая детей, можно выделить следующие:
1) больницы в Москве, учрежденные князем Д. М. Голицыным и графом Н. П. Шереметевым;
2) очень часто для призревания использовались суммы долга перед завещателем, которые он распоряжался отправить в счет благотворительности. Примером могут служить указания душеприказчикам в 1717 г. со стороны духовного подьячего Ивана Назарьева или в 1787 г. московского купца Ильи Андреева сына Киселева [2];
3) строительство богаделен, например, в начале 1780-х в Москве 22 богадельни были построены частными лицами (11 богаделен выстроено купцами и фабрикантами, 8 богаделен — дворяне, 2 богаделен — священнослужители и 1 богадельня — неизвестными прихожанами и вкладчиками), в них размещалось свыше 200 человек.
В начале 80-х годов в частных богадельнях размещались разного пола и возраста люди. Например, 175 служителей (мужчин и женщин) двора барона Александра Григорьевича Строганова, который располагался при церкви Николая чудотворца в Котельниках Ивановского сорока, в 1741 г. являлись людьми
семейными и одинокими (слепой Мирон Михайлов 71 года, малолетние 12-15 лет, вдовы (17 чел.) в возрасте от 29 до 73 лет, некоторые из них с малолетними детьми, и девицы (21 чел.) от 13 до 60 лет) [26].
Другим примером являются купеческие дворы. Например, в 1772 г. в одном из дворов при церкви Живоначальной Троицы в Больших Лужниках принадлежащему Лосеву сыну купца 1-й гильдии Дмитрию Ивановичу размещались его семья (жена, сын и теща), работники и жильцы, вдовы, 60 и 30 лет (у 30-летней вдовы было трое детей в возрасте от 5 до 11 лет) и 70-летняя свекровь. В другом дворе, который принадлежал купцу 1-й гильдии Моисею Иванову, жила его семья, служители, жильцы, 4 вдовы и девицы, а также малолетние дети 2, 4 и 6 лет [27].
Подводя итог, необходимо отметить, что с Петра I законодательство по искоренению нищенства значительно усилило превентивные меры не только в отношении нищих — тунеядцев, но и подающих милостыню. Но искоренить данное зло не удавалось, что подтвердила серия указов в послепетровскую эпоху. Достаточно указать на то, что с 1729 и по 1762 годы таких было издано девятнадцать указов.
Ситуация с просящими милостыню, в особенности с профессиональным нищенством не стабилизировалась и впоследствии. На первых порах и Екатерина II решила прибегнуть к репрессивным мерам. Однако императрица постепенно стала склоняться к гуманным мерам пресечения нищенства.
Следует отметить, что в XVIII веке верхов-
ная власть обращала внимание на уничтожение попрошайничества преимущественно в Санкт-Петербурге и Москве, где наплыв таких людей принимал угрожающие формы.
Не во всех издаваемых законодательных актах правительство говорило о детях, занимающихся попрошайничеством. Как правило, о них речь шла в контексте борьбы с взрослыми нищими. В отличие от последних, которых порой наказывали довольно жестко, детям законодатель делал снисхождение, стараясь воспитательными и образовательными мерами перевоспитать попрошаек, приучив их к труду.
В целом именно милосердие частных лиц являлось той реальной формой призрения по отношению к престарелым, больным и увечным одиноким людям, лишенным поддержки родственников, которая носила массовый характер. В XVIII веке, особенно в его второй половине, наряду с христианской благотворительностью, опирающейся на традиционные идеи благочестия, набирала силу благотворительность, основанная «на просветительской культурной модели».
Примечания
1. Галай Ю. Г., Черных К. В. Нищенство и бродяжничество в дореволюционной России: законодательные и практические проблемы: монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2012. 152 с.
2. Городская семья XVIII века: семейно-пра-
вовые акты купцов и разночинцев Москвы / сост., ввод. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М., 2002. N 1. С. 67; N 10. С. 73-74; N 105. С. 207215; N 115. С. 227.
3. Ключевский В. О. Добрые люди древней Руси. Очерки и речи. Второй сборник статей. М.: Современник, 1913. 514 с.
4. Максимов Е. К истории государственного призрения в России // Трудовая помощь. 1901. N 1. С. 2.
5. О восприщении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богадельням и о розыске не приписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительств с наказанием: указ именной, объявленный из Сената от 21 января 1712 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1712. Собрание I. Т. V. N 2470.
6. О даче старым и увечным кормовщикам и вдовам кормовых денег сполна до их смерти, а недорослям малым до указанной меры, в полы, против прежних окладов: указ именной, объявленный из Разряда от декабря 1700 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1700. Собрание I. Т. IV. N 1821.
7. О забирании нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз: указ именной от 30 ноября 1691 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Вели-
чества Канцелярии, 1691. Собрание I. Т. III. N 1424.
8. О забирании под караул праздношатающихся людей, о непускании таковых в дом по прибытии зори без явного свидетельства, о не-нанимании работников без поручных записей, о непродажи после зори питей и харча, о разни-мании драк и вспоможении тех, которые закричат: карауле, о наблюдении чистоты по улицам и порядка в строении домов: указ именной, объявленный из Сената от 20 июня 1718 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1718. Собрание I. Т. V. N 3212.
9. О задержании в Москве прздношатающих-ся монахов и нищих и о приводе таковых в Монастырский приказ: указ именной, объявленный графом Мусиным-Пушкиным от 25 февраля 1718 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1718. Собрание I. Т. V. N 3172.
10. О мерах к искоренению нищенства: указ именной от 17 июля 1738 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1738. Собрание I. Т. Х. N 7621.
11. О мерах к пресечению бродяжничества нищих и об учреждении, для содержания их, при церквах богаделен: указ Сенатский от 19 мая 1733 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1733. Собрание I. Т. IX. N 6406.
12. О поимке нищих и об отсылке их, по наказании в прежние места: указ именной, объявленный из Сената от 20 июня 1718 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1718. Собрание I. Т. V. N 3213.
13. О поступлении с появившимися в Ростове притворными кликушами и с шатающимися по Москве нищими по указам: указ Сенатский, вследствие Именного, объявленного Сенату Сенатором Князем Волконским от 21 июля 1730 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1730. Собрание I. Т. XVI. N 11698.
14. О прекращении нищенства: указ именной от 28 августа 1736 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1736. Собрание I. Т. IX. N 7041.
15. О распределении нищих и о высылке из богаделен туниядцев: указ именной, данный Сенату от 21 июля 1730 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1730. Собрание I. Т. VIII. N 5594.
16. О смотрении Полиции, чтобы нигде не было нищих и бродячих людей: указ именной, данный Сенату от 25 августа 1740 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1740. Собрание I. Т. XI. N 8209.
17. Об определении в домовья Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых; о выдачи живущих в монастырях девиц замуж по их желанию и непострижении их моложе 40 лет: указ именной от 8 июня 1701 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1701. Собрание I. Т. IV. N 1856.
18. Об осмотре в Военном приказе престарелых раненных и увечных Офицеров и нижних чинов, о назначении одних для учения рекрут, а других в богадельни, и о пересмотре нищих в богадельнях ежемесячно: указ именной от 9 февраля 1710 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1710. Собрание I. Т. IV. N 2249.
19. Об учреждении под ведомством тамошней Полиции особой больницы, богадельни и работных домов: указ именной, данный Московскому Обер-Полицмейстеру от 21 июля 1730 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1730. Собрание I. Т. XX. N 14357.
20. Об штрафовании полиции если впредь явятся нищие по улицам и о воспрещении им выхода из богаделен для прошения милостыни: указ Сенатский от 9 ноября 1730 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1730. Собрание I. Т. VIII. N 5644.
21. Полное собрание постановлений и распо-
ряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб.: Синодальная типография, 1872. Т. 2. N 932.
22. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб.: Синодальная типография, 1872. Т. 2. N 309.
23. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. 354 с.
24. Регламент или Устав Духовной Коллегии от 25 января 1721 г. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1721. Собрание I. Т. VI. N 3718.
25. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Издательство: АСТ, 2001. Кн. 8. Т. 15. 443 с.
26. Ульянова Г. Н. Законодательство благотворительности в России (конец XVIII — начало XX вв.) // Отечественная история. 2005. N 6. С. 17.
27. Ханыков Я. В. Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России // Журнал Министерства внутренних дел. 1851. Кн. 11. С. 101.
28. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 46. Л. 175 об.-176, 282.
29. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 422. Л. 71, 71
об.
30. Черных К. В. Законодательная и практическая борьба против нищенства и бродяжничества в России в XVII-XVШ веках // Сборник «Со-
временное российское право: предварительные итоги первого десятилетия нового века, ценностные ориентиры, перспективы дальнейшего развития и положительного влияния на экономическую ситуацию в условиях мирового финансового кризиса». Нижний Новгород: Нижегородский филиал Государственного университета Высшей школы экономики, 2009. С. 115-131.