онного совета но межрегионал ьнсм у н нриграпичиому сотрудничеству из представителей российских и китайских регионов, что расценивается как шаг в направлении бо.тсс тссного взаимодействия на межрегиональном уровне. Н ноябре 2000 г. было подписано российско-китайское межправительственное торговое соглашение на 2001-2005 гг.. предусматривающее двусторонние консультации і; целью предотвращения возникновения торгонвтх споров и урегулирования имеющихся.
Вступление 10! Г к НТО требует приведения сотрудничества в соотвст-ствии с нормами и критериями данной международной оргаипзащш. Дополнительные сложнос і п возникаю і из-за отсутствия должноіі прааовой базы, регулирующей приграничные торгово* экономические отношения» неразвито-стн банковской и арбитражной систем их обслуживания ич-за преобладания к течетте долгого времени бартерной формы сделок.
В этих условиях особое лпачепие приобретает разработка перспективной модели межрегионального экономического взаимодействия России и Китая.
отвечающей нормам международного права.
Проанализировав особенности договорно-правовой базы межреї иональ-ного сотрудн 11 чества, можно сделать вывод, что подобное взаимодействие начинает играть осе более заметную роль у рачвипш экономических комплексов регионов каждой т стран. В связи с этим появилась необходимость создания право-йьг<. регулпрутощпх: и ппституционалышх механизмов как па государственном, так и на межреї ионяльним уровне. К осповпым из ГЇИХ относятся подтшеанное межнра-вигслъсівеннеч; соглашение (1997 г.) и созданный КоордипациотіїіЕй совет. Наличие подобных надежных правовых регуляторов дает шанс для дальнсйшеї о успешного развит н межрегионального взаимодействия.
Обобщая вышеизложенное, следует отмстить, что создаваемая более 15 лет организационно-правовая база приграничного межрегионального взаимодействия стала основой падежного механизма управления, в рамках которого возможно развитие миогообразиых форм межгосударственною и межре-пюнал ьного сотрудн и чест ка.
законодательные основы д,И. Гриценко, аспирант
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 3 ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Б стаг=е проанализированы попитш>*праБовые аспекты международного сотрудничества, г/ээду-народные соглашения в области космической деятельнее г и, Даня характеристика организационных мероприятий пс прстааодействию загрязнения космоса ■
International cooperation legislative basis in the field of outer spaca exploration
This article analyzes political-law aspects oFtolernational cooperation, inlamaBonal agreements in the tieU of space contacts. The author describes organisational actions against space pollution ■
В 2007 г. нсловечесч ео б^гдет отме^Ц 55-лстне 1,-11 дня первого полета человека к космос. С давних времен человек стремился летать, тому пример - полет И кари к Солнцу. Но прошли сотни лет. прежде чем б ] результате научио-технического про1рсоса человек сумел проникнуть и коем [¡ческое пространство.
В начале третьего тысячелетия мы уже имеем развитое международное сотрудничество н области освоения кое-мнческош пространства, осноиатюе на постоянно развивающейся международно-правовой основе.
Исходными и организующими деятельность государств, в том числе России, в сфере космонавтики сталп международно-правовые акты, которые непосредственно регламентируют космическую деятельность, а также караются ограничения с: сокращения стратегических вооружении и обеспечения контроля '¿а этими процессами в космическом пространстве.
П декабре ] 961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резошоцнто о «Международном сотрудничестве в использовании космического пространства к мирных целях». которая закрепила положения международного нрава касающихся небесных тел и космической среды и. в частности, пемаловажпое для настоящего времени положение У том, что космическая среда и небесные тела не могут быть присвоены какой-либо страной.
Основным лаконодат ельным международным органом к области космической деятельности стал Комитет по использованию космического пространства в мирных целях ООН, ужерждеи-нъЛЁ в 1958 г. пocJtc запуски первого искусственного спутника Земли 18 государствами, К 2001 г. в состав Комитета
входило уже 53 госуларст ва.
Комитет был учрежден с целью рассмотрении:
а) деятельности и ресурсов ООН, ее специализированных учреждешгй и других международных органов, касающихся использования космического пространства в мирных целях;
б) деятельности в космической области. к которой было бы целесообразно проводить международное сотрудничество и международные программы под обншм руководством ООН;
в) проведения будущих организационных мероприятий для облегчения международного сотрудничества в ион области в рамках ОНИ;
г) ПРАВОВЫХ проблем, которые могуч возникнуть при провелсшзи программ исследования космического пространства.
Комнтст нмеег в своем составе два подкомитета — научно-технический ц юридический. Ряд международных организации. включая межправительственные, имеет статус наблюдате.тя, среди них Международный комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР), Международный координационный комитет по проблеме техтго-гепною засорения космического пространства < Г АДС)? Комитет по спутникам наблюдения Землп (ГЕОС), Между народный совет научных Союзов ГМСПС). Европейское космическое агентство (ПКА). Международная ас-тронавтическая федерация (МАФ), Ме-ждунырод]1ая организация спутниковой связи {11НТЕЛСАТ). Международная система и Международная организация космической связи (ИНМАРСАТ). Совет по международному сотрудничеству в области исследования ц использования космического пространства (ИНГЕ РКОСМ ОС), Ассоциация межяуна-
родпого правя (AMI Г) и др.
В 1961 г. Генеральная Ассамблея, нырачив мпеннс о том. что ООН должна стать центром международного сотрудничества при исслеДованзш и использовании космического пространства в мирных пенях, предложила Комитету в сотрудничестве с Генеральным секретарем полностью используя функции и ресурсы Сскрс i лриата:
а) поддерживать тесную связь с правительстве нным и п неправительственными организациями, занимающи-мнея вопросами космического про-странсгна;
5} обссис’швать обмен таткой ии-формацией о деятельности, связанной с космическим пространством, которая мозкс! быть предоставлена прааительст-вами иа добровольной основе, в порядке пополнения, tío ¡те дублирования, осуществляемого в настоящее время, обмена научно-технической информацией;
в) содействовать изучению мероприятии по поощрению международного сотрудничества а деятельности, связанной с космическим пространством. Наиболее значительными событиями я области право вьтх вопросов явилось заключение следующих пяти международно-правовых документ к.
1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. включая Лупу н другие нсбссные тела (также называемый Договором по космосу [резолюция Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1966 г. № 2222 (XXI), открыт для подписания 27 января 1967 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.] содержит основные положения международного космического права, включая елсдуюшпе принципы:
- исследование и использование космического пространства должны
осуществляться па благо и в ин тересах всех стран И являются достоянием всего человечества;
космическое пространство открыто д.:ут исследования ri использования всеми государствами:
космическое пространство, включая Луну п другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению пн путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, пи любыми другими средствами;
- государства не должны размещать лдсрнос оружие ИЛИ другие виды оружия массового уничтожения нм орбите или па небесных телах, тглтг каким-либо иным образом размещать такое оружие в космическом Пространстве:
- Лупа п другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях;
- космонавты должны рассматривая ься тсак посланцы человечества;
- государства должны нести ответственность за национальную космическую деятельность, проводимую правительстве иными 31 нснравительствен-иыми организациями;
- деятельность непрани гельствен-пых юридических лтгзт в космическом пространстве должна проводиться только с разрешения и иод постоянным козт-тролем соо‘1 иетствуюшнх государс'1 в-участииц Договора;
- государства должны возмещать ушерб, нанесенный зтх космическими объектами;
- государства должны избегать вредного загрязнения космического пространства и небесных тел.
В Договоре по космосу участвуют 222 г осударства.
2. Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и
возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (называемое Соглашением о спасении) | резолюция Генеральной Ассамблеи от 19 декабря ] 967 г. Ла 2Л45(ХХ11), открыто для под-птгсаштя 22 апреля 1г.. вступило в силу 3 декабря 1968 г.].
Соглашение, развивающее положение ст. 5 и S Договора по космосу, предусматривает, что государства долиты принимать все возможпые меры для спасения и оказания номошн по-i ер певтпнм аварию космонавтам и быстро возвращать их запускающему государству. Государства должны оказывать помощь запускающим государствам в возвращении космических объектов, вернувшихся на Землто, за пределами территории запускающего государства.
Участниками Соглашения о спасении являются 19К государств,
3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (называемая Конвенцией об ответственности) [резолюция Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1971 Г. № 2777 (XXVI). открыта для подписания 29 марта 1972 г.. вступила в силу 1 сентябри 1972 г.].
Конвенция об ответственности, разработанная на основе положений ст. 7 Договора по космосу, предусматривает. что запускающее государство должно нести абсолютную ответственность D отношении выплаты компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете, а также за ущерб, вызванный неисправностью космического объекта в космическом пространстве. Конвенция также преду-ематриваст процедуры регулирования претензий, касающихся ущерба. Конвенция об ответственности ратифнци-
рована 73 государствами.
4, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое п]>о-страиетво [резолюция Генеральной Ассамблеи от 12 ноября 1974 г. N*3235 (XXIX), открыта лля подписания 14 ноябри 1975 г.. иступила в силу 15 сентября 1976 г.]. также называемая Конвенцией о регистрации.
Конвенция, предназначенная для содействия практическому осуществлению положении Договора но космосу, Соглашения о спасении, Конвенции об ответственное г и предусматривает, что государства, запускающие объекты в космическое пространство, должны предоставлять информацию в регистр ООН о таких объектах, включая дату и место запуска, параметры орбиты и общее назначение космического объекта. Конвенция о регистрации ратифицирована .‘59 государствами.
5. Соглашение о деятельности государств зта Луне и др;.тих небесных телах (также называемое Соглашение о Луне) [резолюция Генеральной Ассамблеи от 5 декабря 1979 г. № 34/68. открыто для подписания 18 декабря 1979 г.. вступило в силу 11 июля 19X4 г.].
Н Соглашении вновь подтверждаются I! развиваются многие положения Договора но космосу применительно к Лупе и другим небесным телам и предусматривается. что эти тела должны использоваться исключительно в мирных целях, что зтх окружающая среда пе должна подвергаться разрушению или загрязнению и что следует информировать 0011 о месте и начдачетппт любой космической станции, установленной на эшх небесных телах. Кроме того. Соглашением предусматривается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества и государства —участники обязуются устано-
>-
)-
ї-
і>:
у.
>0
ГО
в
Lb]
гр
¡1
£-
га.
и>
го
klX
: о
эг-
І7У
ІПЯ J К
ДУ-
51С-LblX НЄ IL4I1 № бой ) на СоЛу-
TYCÜ
зсу-
зно-
вить международный режим дли регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда такая эксплуя іация станет возможной. Соглашепис о Луне ратифицировано К государствами.
На основе принятых документов Генеральной Ассамблеей были разработаны девнть основополагающих п космической деятельности принципов, которые регулируют деятельность государств, связанную с исследованием и использованием космическою пространства. использованием государствами искусственных спутников Земли для международного непосреде гвепного телевизионного вещания, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, использования ядерных ИСТОЧЮТКОВ энергии в космическом пространстве.
Среди современны* вопросов правовій деятельности в настоящее время можно отмстить следующие;
- вопросы, касающиеся определения и делимитации космического просі ранства;
- рассмотрение путей и средств обеспечения рационального и справедливою использования геостационарной орбиты;
- вопросы загрязнения космической окружающей среды;
- проблемы использования в космосе ялервых источников энергии;
- вопросы сохранения космического пространства для использования в
МирНЫХ целях.
Вопрос об определении и делимитации космического пространства является частью более всестороннего правового вопроса о применимости договоров. необходимо иметь определенную договором іратшиу между воздушным п космическим пространствами. Особое значение по решению этого вопроса
имеют стоящие на повестке дня международно-правовые аспекты будущего использования аэрокосмических объектов.
По аопросу о ¿еостационерной орбите было достигнуто общее согласие я том, что эта орбита является ограниченным природным ресурсом, который следует использовать па благо всего человечества. и что все страны должны иметь к иен равноправный доступ. Исходя из этого, геостационарная орбита вследствие ее особых характеристик должна иметь особый правовой режим, регулирующий доступ и использование се всеми государствами, с особым учетом потребностей развивающихся стран. При разработке такого правового режима следует также учитывать особое положение экваториальных стран.
Вопрос загрязнения космической окружающей среды становится все более острым в связи с возрастающей ак-гивпой деятельностью государств В космической области. Вес более возрастающее количество так называемого "космического мусора" (отслужившие свой век спутники, отработавшие ракетные двигатели* гайки, болты КА и т.д.). Новую стратегию обращения е отходами разработали к 2006 г. совместная российско-американская группа, предложив не возвращать мусор па Землю, а «убегать», то есть корректировать орбиту станции, изменив которую, данный мусор не будет представлять никакой угрозы. Радиопомехи и выпрос химически активных веществ в космос являются одной из причин растущей озабоченности международной оощест-вен пости. В частности, т5 настоящее время изучается, по пока сше пе полностью пони і а. проблема ионосферных возмущении, возникающих в результате выброса газов ракетами. Проблемой с
сердечными последствиями В будущем может стать также истощение озонового слоя із результате космической деятельности.
Будущая широкомасштабная деятельность я этой области без правового урегулирования может приоестя к иа-туоЕп.тм последствиям.
Проблемо не пользования п космосе хоерных источников энергии продолжает оставаться ь цсігтре пн и мания Международной 0біЦЄССВСНН0СТИ. К ОСОбьіМ
преимуществам использования ядерных НСТОЧЕ1ЕИСОВ энергии относится .иппель-тгьтП срок их службы, компактность и способность функццоЕИфопать независимо ОТ СОЛНСЧНОЙ энергии.
Однако оба вида ядерных источников энергии радиоизотошше гене-раторьт и кдерные реакторы, иеиользуе-мыс в космических «шзаратах, требуют иахождеЕпія соотвстствуюЕцих конструкторских решений И принятия экс-илуатацЕЮЕшьтх мер с пелыо защиты населении и окружающей среды как □. пормальных условиях работы, іак и в аварийной обстановке, В случае аварийной обстановки запускаЕОщее государство должно уведомлять о ней. Как только об этом становится иэосстею. эта информация должЕіа обновляться по мере приближения предполагаемого кремени вхождения в плотные слон верхней атмосферы Земли с тем. чтобы соответствующие страны располагали достаточным кременем для подготовки любых необходимых мер.
Ядериьте реакторы, используемые па околоземной орбите, должны оставаться на орбите ожидания после за-вершегшя их эксплуатации до тех пор. пока не произойдет снижение радиоактивности до приемлемого минимального уровня в результате распада и последующего возвращения их в атмосферу
Земли. Для обеспечения безопасности исиолт,зон<1ния ядерных источников в космическом пространстве следует ограничить теми космическими полетами, которые не могут осуществляться с помощью неядерных источников энергии. Например, юдько для космических аппаратов дальЕіего космоса типа Марс-96, ¡то при этом на аппарате должна иметься высокопадежная действующая система д.ні обеспечении надежной и коет-тролируечой згшщты реактора от влияния ВЕ1СЕШ1ЄЙ Среды.
Вопросы, связанные с космгпескн-ми траиспартньши системами и их последо ниями л;ія будущей деяіельно-сти в космосе, неоднократно раесматргЕ-вались к Комитете по исследованию космического пространства. Установлено, что развитие космических грапс-портных систем нее в большей степени осноЕіьівае гея на соображениях эффективности и экономичное™. Сокрїіщешіе транспортных затрат в космосе можно добиться либо за счет неоднократного использования ракет-носителей, либо за счет одновременного спуска ряда космических аппаратов с помощью ракег-ноен гелей одноралопого использования.
Международная деятельность н космосе рсгушЕруется также региональными МПОГОСТОрОННИМИ и двусторонними СОЕ ЛаШСЕШЯМИ ті договорами. Среди Езормативно-нравовых документов реї ионального характера можно назвать Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического 1,'росграЕаетпа в мирных целях. Соглашение О СОНМеСТНОЙ ДеЯТеЛЬНОСІЯ 130 иселедовашно и использованию космического пространства, заключенного в декабре 1991 г. странами—членами СНГ в целях объединении усилий для эффективною исследования и использования космического пространства и интересах
народного хозяйства и наукп, а также обеспечения обороноспособности 31 обеспечения коллективной беЗОПаСНО-етн.
В январе 1998 г. Онгло также заключено Соглашение между Канадой, Японией. Россией, США и государствами-членами европейского космического агентства в целях долгосрочного сотрудничества по пилотируемой ПОСТОЯННО обитаемой Международной кос-мнческой станции (МКС) гражданского назначения. Этот документ определил программу деятельности МКС и характер партнерства, включая соответствующие права н обязательства в рамках этого сотрудничества. Такое Соглашение яйлястся и актом регионального уровня, н многосторонним актом.
К двусторонним документам можно отнести межгосударственные и межиравнтсл м:г венные соглашения о сотрудничестве к области космической
деятельности России с зарубежными странами — СІМА. Японией. Индией. Аргентиной и др. К ним относятся соглашения н меморандумы Российского авиационно-космического агентсі на. заключенные с зарубежными космическими агентствами. Таких соглашении к настягаєм V времени подписано с 14 странами, Н качестве примера можно привести Меморандум о взаимопомощи, подписанный между Росавиакосмосом н Индийской организацией по исследованию космического пространства. Ряд функциональных и тематических соглашений касаются выполнения совместных с зарубежными партнерами космических проекюк, В ТОМ Ч1ГСЛС. снизанных с предоставлением космических уе.Ч)Т по использованию среде т и порядку таможенного оформлення и бее-пошліпшого ниоза товаров, перемещаемых в рамках сотрудничества в области космоса.