Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Кодекса. Особое внимание уделить безопасности полетов. По-мнению председателя ОНАДА (объединенная ассоциация деловой авиации) Л. Кошелев подчеркнул, что России вновь нужна большая национальная идея - вернуть подрастающему поколению интерес к полетам, к авиации, к космосу. Необходимо восстановить систему летных клубов, построить учебные самолеты, помочь в их создании могло быть государство. Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края планируют решать проблемы МА в Северных районах края с помощью Экранопланов. Об этом стало известно 15 дек. 2009 г. на заседании комитета ЗС по экономической политике [2]. Об этом сообщил руководитель Транспортной компании ООО «Альбатрос-Ионесси» С. Храмов. Он продемонстрировал фильм об испытаниях Экраноплана «Иволга» ЭК-12, который может быть использован в перевозках в Эвенкии и на Таймыре. Экраноплан способен перелетать туман, поднявшись на 150 м над землей, и осуществляет взлет и посадку на льду и на водной поверхности. Вме-
стимость 12 пассажиров. Депутаты отнеслись с сомнением, М. Васильев сказал, что «перспективы в Крае по этой машине есть. Как некое такси».
Проблема малой авиации решалась бы более эффективно, если бы проводилась целенаправленная политика: увеличить выпуск летательных аппаратов малой авиации, решить проблему лицензирования, сертификации, проблему с подготовкой пилотов, подготовить нормативную базу. Это все способствует росту производства малых воздушных судов. Малая авиация станет доступнее и популярней, будет способствовать развитию народного хозяйства страны [3].
Библиографические ссылки
1. Авиаиндустрия. № 1. 2010.
2. URL: http://www.newslab.ru/news/297543.
3. URL: http://www.aviaport.ru/digest/2008/02/13/ 144160.html.
Кожина © Е. В., Сафронов В. В., 2010
УДК 347.8
М. Ф. Костылев Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Международное космическое право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между различными государствами, а также государств с международными межправительственными организациями в связи с осуществлением космической деятельности и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел.
В связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало складываться в 60-х годах XX века космическое право, как отрасль современного международного права. Начало которой было положено запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Вследствие этого термин «Космическое право» прочно утвердился в научной литературе и в официальных советских дипломатических документах. В капиталистических государствах (США, Великобритании, Франции, Италии и др.) применяются термины «Космическое право» Источниками Космического право, как и других отраслей современного международного права, являются международный договор и международный обычай.
В 1959 г. был образован специальный Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, в который содержал научно -технический и юридический подкомитеты, рабочие группы по навигационным спутникам, по изучению земных ресурсов с помощью спутников и по прямому вещанию с помощью спутников. ООН сыграло важную роль в разработке норм Космического права, при котором были выработаны и приняты ряд резолюций и проектов международных соглашений.
В рамках космического права имеется ряд договоров и соглашений таких как:
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела («Договор о космосе 1967»);
Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятая 13 декабря 1963 г. в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой («Московский договор 1963»);
Договоренность между СССР и США о неразмещении в космическом пространстве объектов с ядерным оружием и др. видами оружия массового уничтожения (подтверждена 17 октября 1963 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН);
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1967 г. (22 апреля 1968 г. в Москве, Лондоне и Вашингтоне Соглашение было открыто для подпи-
Секция ««Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
сания всеми государствами, вступило в силу 4 декабря 1968 г.);
Соглашение о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1971 г. (открыта для подписания в Москве, Лондоне и Вашингтоне 29 марта 1972 г.) [1].
Основополагающий документ Международного Космического права является Договоре о космосе 1967 г.: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; частичная демилитаризация космического пространства (запрещение размещать любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения) и полная демилитаризация небесных тел, запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел, распространение на деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел основных принципов международного права, включая Устав ООН; сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты; международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причинённый космическими объектами; предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах; оказание помощи экипажам космических кораблей в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной по-
садки; содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.
СССР сыграло огромную роль в развитии Космического права, по его инициативе был заключен в 1967 г. Договор о космосе, а в 1968 г. - Соглашение о спасании космонавтов. В 1971 г. Советский Союз выступил с предложением разработать международный договор о Луне, а в 1972 г. - с предложением заключить Конвенцию о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания. В ООН были представлены соответствующие проекты соглашений. Советский Союз добивался запрещения использования космического пространства в военных целях, рассматривая такое запрещение как лучший способ обеспечения использования космического пространства исключительно в мирных целях. Советское правительство ещё в 1958 г. выступило с предложением о запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в области изучения космического пространства [2].
Библиографические ссылки
1. URL: http://bse.sci-lib.com.
2. URL: http://dic.academic.ru.
© Костылев М. Ф., Сафронов В. В., 2010
УДК 347.8
А. В. Любецкий Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОСМОДРОМ «БАЙКОНУР» В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Рассматривается правовой статус и режим использования космодрома «Байконур» в системе российского права.
Космодром «Байконур» - по-настоящему легендарный космический объект мирового значения. Это не просто рядовой космодром, а предмет гордости всего Советского Союза. Именно с «Байконура» 12 апреля 1961 г. стартовал космический корабль «Восток», ознаменовавший первый в истории полёт человека в космос [1].
«Комплекс Байконур - испытательные, технологические, производственные, научно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома Байконур и город Ленинск с их движимым и недвижимым имуществом [2]» - сказано в Договоре аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, подписанном 10 декабря 1994 г. Непосредственно сам космодром определяется как «территория с размещенными на ней технологическими, техническими, обеспечивающими и административно-служеб-
ными объектами». Перечень объектов комплекса несколько шире - «технические, стартовые, посадочный и измерительный комплексы, объекты поисково-спасательной службы, хранилища, заправочные станции, жилые и административные здания и помещения, а также другие объекты с соответствующим имуществом, земельными участками и необходимыми сани-тарно-защитными зонами, включая земельные участки, отведенные под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенные на территории Республики Казахстан». На территории космодрома существуют даже военные формирования -«воинские части, военные представительства, учреждения и иные воинские подразделения Российской Федерации, обеспечивающие функционирование объектов комплекса Байконур, связанных с выполнением ракетно-космических программ»! Правовой статус города Ленинска, переименованного в Байконур в