Поздеева А.Ю.
Студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова
Цветкова Ю.С.
Научный руководитель, старший преподаватель кафедры Морского и международного права ГУМРФ им. адмирала О.С. Макарова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация: Международное космическое право - это отрасль международного права, совокупность международно-правовых норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и международными организациями по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а также устанавливают международно-правовой режим космического пространства (включая небесные тела). Данная статья раскрывает основные проблемы международно-правового регулирования космического пространства и предлагает способы решения данных вопросов.
Ключевые слова: космическое пространство, международное право, космический туризм, добыча полезных ископаемых, проблема ГСО.
SOME ISSUES RELATING TO INTERNATIONAL LEGAL REGULATION, EXPLORATION AND USE OF OUTER SPACE
Summary: International space law is a branch of international law, a set of international legal norms and principles that govern relations between states and international organizations on the exploration and use of outer space, the Moon and other celestial bodies, as well as establish the international legal regime of outer space (including celestial bodies). This article reveals the main problems of international legal regulation of outer space and suggests ways to solve these issues.
Keywords: outer space, international law, space tourism, mining, the problem of geostationary orbit.
С каждым днем человечество все больше проявляет интерес к освоению и исследованию космоса. О таких вопросах международного характера, как добыча полезных ископаемых в космосе, о космическом туризме, создание орбитальных станций и изучение дальнего космоса все чаще говорят в СМИ. Поэтому еще в ХХ веке были подписаны первые нормативно-правовые акты о регулировании космической деятельности.
В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производиться исключительно для мирных и научных целей»1. В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создала специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства».
10 октября 1967 года был подписан Договор о космосе, определявший правовой режим о том, что космическое пространство изъято из оборота и не является общей собственностью; на данную территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению.
Космическое пространство открыто для всех государств, исследование и изучение космического пространства осуществляется на благо и в интересах всех стран независимо от экономического или научного развития. Государства должны осуществлять свою деятельность в космическом пространстве в соответствии с Уставом ООН.
В настоящее время идет стремительное формирование спроса на космический туризм. Опрос, проведенный компанией «Zogby International»2 среди состоятельных жителей США и Канады, у которых годовой доход на члена семьи составляет не менее 250 тыс. дол, показал, что 5 - 10 тыс. человек готовы заплатить по 100 тыс. дол, чтобы участвовать в орбитальном космическом полете. По плану японских специалистов к 2020 г. в космос каждый год будут летать около одного миллиона туристов, а к 2030 г. - уже пять миллионов. Также Страна восходящего солнца через пару десятков лет намерена осуществлять регулярные туристические рейсы с Земли к Луне. В свете перспектив, связанных с развитием космического туризма, возникает проблема правового статуса лиц, совершающих космические путешествия.
1 Резолюция 1148 (XII) Генеральной Ассамблеи ООН
2 Космический туризм - дело выгодное. Режим доступа URL: http://www.megatis.ru
В 1960—1970-е годы, при разработке основных положений космического, возможность космического туризма не рассматривалась. Вплоть до сегодняшнего дня отсутствует международно-правовое разграничение между профессиональными космонавтами и туристами. Все они наделяются почетным статусом посланцев человечества в космос, а Соглашение о спасении космонавтов распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов.
На наш взгляд, правовой статус космических туристов нуждается в серьезной проработке в различных аспектах. На сегодня «белыми пятнами» в национальном праве остаются вопросы, связанные с разделением ответственности между туристом, туроператором и исполнителем соответствующей услуги, гарантированием безопасности космических туристов, критериями отбора, особенностями предполетной подготовки и тому подобное. Эти вопросы выходят и на более широкий контекст, связанный с местом и ролью государства в обеспечении такой деятельности и контроле за ее осуществлением.
Мы предлагаем создать международные нормативно-правовые акты, касающиеся космического туризма и деятельности профессиональных космонавтов. Во-первых, это должны быть два разных документа, которые четко определяют права и обязанности участников «космических» правоотношений. Во-вторых, данные акты должны, в первую очередь, учитывать права и свободы человека, и на первое место ставить его безопасность. И в-третьих, на основе этих международных документов, государства создали свои кодексы, которые учитывали свои правовые, государственные и территориальные особенности.
Ещё одной проблемой являются нерешенные вопросы относительно геостационарной орбиты (далее - ГСО). Под которой понимается круговая орбита на высоте около 35 786 км над экватором земли.
ГСО требует учета трех моментов. Во-первых, спутник, находящийся на ГСО, постоянно остается неподвижным относительно определенной точки на земном экваторе; во-вторых, это явление полезно для размещения на ГСО спутников связи и, в частности, спутников систем непосредственного телевизионного вещания; в-третьих, в геостационарном пространстве можно разместить лишь ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком близком расстоянии их радиоаппаратура будет создавать взаимные помехи.
Проблема, однако, состоит в том, что количество позиций для одновременного и эффективного функционирования спутников на геостационарной орбите является ограниченным. Сейчас на этой орбите находится около 650 спутников разных стран. Потребности в этом, однако, возрастают.
Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном порядке. Этот статус вытекает из общих положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства. Поэтому необходимо более подробно обозначить все аспекты, затрагивающие ГСО, и зафиксировать их в определенном документе.
На сегодняшний день также стала актуальной проблема добычи полезных ископаемых в космосе. Однако правовое регулирование добычи полезных ископаемых в космосе остаётся неоднозначным. Договор по космосу, принятый ООН в 1967 году, не запрещает добычу ресурсов в космосе, до тех пор, пока горнодобывающая станция не представляет де-факто «захвата» части космического пространства. Впрочем, в тексте Договора не упомянуто, кто может владеть ресурсами, полученными в космосе.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах; принятое ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества», «использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах всех стран». Соглашение о Луне, впрочем, не было ратифицировано (в отличие от Договора о космосе), причём против него голосовали как США, так и СССР, в результате чего пункт Договора по космосу о добыче природных ресурсов остался неясным.
Полагаю, что данный пробел можно урегулировать путем принятия норм по аналогии с международным морским правом, где урегулирован вопрос добычи полезных ископаемых (в Конвенции о международном морском праве 1982 г.) из района глубоководного морского. В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть района или его ресурсов. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что действующие соглашения о космическом праве и другие документы определяют космическую деятельность, более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического. Технологические, экономические и политические оказывают влияние на будущее развитие международного космического права, и со временем это влияние будет усиливаться. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.
Пристатейный библиографический список:
1. Конвенция и международном морском праве, 1982 г. [электронный ресурс]
2. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [электронных ресурс] Режим доступа: URL: http://www.un.org.
3. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г.
4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967.
5. Василенко Е.В. Проблемы международно-правового регулирования освоения и использования мировых природных ресурсов // Северо-Казанский вестник. 2009.
6. Космический туризм - дело выгодное, 2002 [электронных ресурс] Режим доступа: URL: http://www.megatis.ru
7. Нуянзина Н.В., Кропов А.С. Особенности международного космического права. 2010. С. 115
Сторожева К.В.
студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ
Аннотация: в данной работе были всестороннее исследованы существующие правовые проблемы морской транспортировки углеводородного сырья в высоких широтах и предложения по их возможному урегулированию, сформированные на международном и национальном уровнях. Ключевые слова: правовое регулирование, углеводородное сырье, северный морской путь, международное право, Арктика.
LEGAL REGULATION OF TRANSPORTATION OF HYDROCARBONS BY THE MARINE TRANSPORT IN HIGH LATITUDES
Summary: in this work, the existing legal problems of the marine transportation of hydrocarbons in high latitudes and proposals for their possible settlement, which were formed at the international and national levels, were comprehensively investigated.
Keywords: legal regulation, hydrocarbons, northern sea route, International Law, Arctic.
В изучении проблемы нефтегазового законодательства особое место занимают вопросы правового регулирования отношений, складывающихся в сфере деятельности предприятий нефтегазового комплекса по обращению с уже добытым углеводородным сырьем, в частности, вопросы транспортировки.
В 2017 году добыча углеводородного сырья в России, по данным Минэнерго России, составила 546,7 млн тонн, что на 0,6 млн тонн (-0,1%) меньше по сравнению с 2016 годом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что добыча и морская транспортировка углеводородного сырья по прогнозам министерств, ученых и исследователей, будет еще долгое время занимать одно из перспективных направлений на рынке экспорта.
В особенности внимания заслуживает деятельность в высоких широтах, которая с каждым годом увеличивает показатели по добыче нефтепродуктов и грузообороту, что, в свою очередь, заслуживает должного правового регулирования.
«Высокие широты» в настоящем исследовании представлены как арктическая транспортная система. Однако, особое внимание будет обращено на Северный морской путь (СМП), более известный в англоязычной литературе как «Северо-восточный проход». Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, для плавания по трассам СМП предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия.