УДК 339.727
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ПРИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В УЧЕТНО-ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
© Ирина Николаевна МАХОНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, финансового контроля и аудита, e-mail: [email protected]
Проводится мониторинг законодательства, регулирующего применение банковских пластиковых карт в России. Уточнено положение банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов. Проведен анализ новых законодательных документов в области регламентирования расчетов пластиковыми картами.
Ключевые слова: пластиковая карта; национальная платежная система; безналичные расчеты.
Объем рынка банковских карт (по количеству карт) и операций с ними, как и в целом безналичных операций, увеличивается в нашей стране с довольно высоким темпом прироста. Банковская карта представляет собой документ, выдаваемый кредитной организацией в подтверждение размещения на банковском счете денежных средств в указанной в договоре валюте, на основании которого держатель карты получает возможность неоднократно снимать со счета наличные денежные средства и (или) осуществлять оплату услуг (произведенных работ, приобретенного товара), а также пользоваться иными дополнительными услугами и определенными преимуществами. Банковские карты также называют платежными [1].
Важной точкой роста количества выпускаемых карт и операций с ними стала электронная коммерция и увеличивающиеся в геометрической прогрессии возможности для оплаты товаров и услуг в сети Интернет. В этом секторе альтернатив пластиковым картам по удобству и распространенности сер-
виса нет и в ближайшее время не появится. Рост количества и объема безналичных платежей с использованием банковских карт происходит не только за счет увеличения числа эмитированных кредитными организациями банковских карт, во многом он обусловлен динамичным развитием инфраструктуры по приему к оплате и новациями в сфере платежных технологий, использованием возможностей Интернета [2].
Вместе с тем место пластиковых карт в системе безналичных расчетов и законодательные особенности использования пластиковых карт в учетно-операционной деятельности банков и других участников расчетов вызывает большое количество дискуссионных споров. Это обусловлено, прежде всего, новизной и, возможно, несовершенством специального законодательства, регулирующего положение пластиковых карт в системе безналичных расчетов, а также участившимися случаями новаторства мошенников в сфере применения пластиковых карт при расчетах. Все это обусловливает актуаль-
ность и важность рассмотрения проблемы законодательного обеспечения применения пластиковых карт при безналичных расчетах.
Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями (взыскателями) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально [1].
Каждая форма безналичных расчетов включает в себя следующие элементы: способ передачи информации; вид расчетного документа; порядок документооборота.
Формы безналичных расчетов классифицируются по следующим критериям:
1) в зависимости от наличия или отсутствия посредников между плательщиком и получателем средств:
- расчеты без участия посредников (безналичные расчеты) могут проводиться следующими способами: расчеты с помощью зачета взаимных требований по счетам бухгалтерского учета, открытым на балансах плательщика и получателя, например, при встречных поставках товаров по бартерным операциям (в этом случае в банк представляется платежное поручение только на неза-чтенную сумму) и расчеты с помощью простых и переводных векселей;
- расчеты с помощью третьего юридического лица - посредника. В качестве посредников в расчетах обычно выступают банки и иные кредитные организации (расчетные центры, клиринговые палаты). В соответствии со ст. 5 федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, расчеты по поручению физических и юридических лиц, в т. ч. бан-ков-корреспондентов, относятся к важнейшим банковским операциям [3].
Поскольку между плательщиком и получателем средств может находиться не один, а несколько банков-посредников, необходимо ввести такое понятие, как маршрут платежа, т. е. направление платежа от плательщика до получателя в указанной последовательности их расчетных (текущих) счетов, корреспондентских счетов кредитных организаций, филиалов, счетов межфилиальных расчетов. Обычно различают следующие этапы маршрута платежа:
а) плательщик - банк плательщика;
б) банк плательщика - банк получателя;
в) банк получателя - получатель.
В соответствии с этим более подробно рассмотрим классификацию банковских безналичных расчетов;
2) в зависимости от уровня прохождения платежа различают следующие формы расчетов:
- межхозяйственные расчеты - на 1-м и 3-м этапах маршрута платежа;
- межбанковские расчеты - на 2-м этапе маршрута платежа;
3) в зависимости от того, кто является плательщиком и получателем средств, выделяют такие формы расчетов:
- расчеты по поручению клиентов банка, когда в качестве плательщиков и получателей выступают организации, не являющиеся банками или иными кредитными организациями. Эти расчеты, в свою очередь, подразделяются по экономическому содержанию на товарные и нетоварные платежи;
- расчеты между банками, с одной стороны, и клиентами банков - с другой: по выдаче и погашению кредитов, начислению и уплате процентов, получению комиссионного вознаграждения за банковские услуги;
- расчеты банков по собственным операциям на рынке межбанковских кредитов, валютном и фондовом рынках. По оценке экспертов, в этой сфере в настоящее время вращается свыше 60 % всех денежных средств, не доходя до реального сектора экономики;
4) в зависимости от статуса и степени обособленности учреждений банка, обслуживающих плательщика и получателя средств, различают следующие формы расчетов:
- внутрибанковские расчеты, которые проводятся в пределах одного учреждения (филиала, отделения) путем списания суммы со счета плательщика (в пределах имеющихся на нем средств) и ее зачисления на счет получателя.
- межфилиальные расчеты, при которых сумма (при наличии средств на счете плательщика) перечисляется получателю через счета межфилиальных оборотов без ограничений, независимо от наличия или отсутствия средств на них (т. к. по межфили-альным счетам допускается наличие и дебетового, и кредитового сальдо);
- межбанковские расчеты, обязательным условием проведения которых является открытие банками на балансе друг у друга или в третьей кредитной организации корреспондентских счетов. Межбанковские расчеты осуществляются в пределах остатка средств на расчетном счете плательщика, но также при условии их достаточного наличия на корреспондентском счете банка - отправителя платежа. Необходимость соблюдения этого условия может вызвать проблемы у клиентов банка, оказавшегося неплатежеспособным, что особенно остро проявляется во время финансовых кризисов. В такой ситуации возможность открытия нескольких расчетных счетов в разных банках продиктована необходимостью оперативного управления ликвидностью их клиентов;
5) в зависимости от способа хранения, обработки и передачи информации, выделяют следующие формы расчетов:
- расчеты, проводимые путем записей по счетам бухгалтерского учета на основании первичных бумажных документов;
- расчеты, осуществляемые путем передачи в виде электронных сигналов;
6) в зависимости от видов используемых расчетных документов и установленного порядка документооборота:
- традиционные формы безналичных расчетов на бумажных носителях (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо (платежными требованиями и инкассовыми поручениями));
- электронные платежи (расчеты с использованием электронных платежных поручений и расчеты с использованием пластиковых карт).
Итак, среди существующих форм безналичных расчетов выделяют электронные платежи, инструментом применения которых и являются пластиковые карты. Из этого следует, что банковская карта является инструментом формы безналичного расчета.
Правовую базу осуществления безналичных расчетов в РФ в настоящее время регулирует целый ряд законов общего и специального характера, подзаконные акты и нормативные документы.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2, гл. 46 «Расчеты») устанавливает формы расчетов и правовые основы расче-
тов, регулирует договорные основы осуществления безналичных расчетов [4].
При выдаче карты на практике заключаются самые различные договоры, однако название «О выдаче и обслуживании банковской карты» наиболее адекватным образом соответствует существу отношений сторон. Это договор прямо не предусмотрен действующим Гражданским законодательством, но и не противоречит существующему правопорядку (согласно п. 2 ст. 421 ГК, «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и непредусмотренный законом или иными правовыми актами»).
Если рассматривать структуру договора о выдаче и обслуживании банковской карты, можно прийти к выводу, что в его составе содержатся элементы двух других - договора банковского счета и договора о совершении расчетов по операциям с использованием банковских карт.
Договор банковского счета необходим для проведения расчетных операций с банковскими картами. Хотя договор банковского счета и связан с расчетными отношениями, он не может включать их регулирование, поскольку в соответствии с законодательным определением его действие ограничивается проведением операций по счету, а порядок исполнения расчетных документов и иные вопросы, связанные с расчетами, остаются за его рамками. Это относится и к расчетам по операциям с банковскими картами, не урегулированным действующим законодательством и включающим такие специфические вопросы, как, например, блокировка карты.
Договор о совершении расчетов по операциям с использованием банковских карт предусмотрен положениями Банка России. Использование карты возможно на основании договора, заключенного с ее эмитентом. Поскольку под использованием карты следует понимать, в первую очередь, составление расчетных документов, то договор, на основании которого она используется, включает элементы договора на осуществление расчетов.
Таким образом, поскольку договор о выдаче и обслуживании банковской карты содержит в себе элементы двух вышеописанных договоров, он будет являться смешанным. В данном случае один элемент такого договора - договор банковского счета - предусмотрен законом (ГК РФ), а другой - дого-
вор о совершении расчетов по операциям с использованием банковской карты - нормативным актом (Положением Банка России).
Главная особенность его законодательного регулирования - то, что «к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора» (п. 3 ст. 421 ГК). Иными словами, это означает, что смешанный договор регулируется правилами о договорах, входящих в его состав. Но если указанные правила будут противоречить существу смешанного договора или соглашению сторон по такому договору, то они применяться не будут. Такая конструкция позволяет решить отдельные правовые проблемы, связанные с регулированием отношений по договору на выдачу и обслуживание банковской карты.
Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 25 ноября 2009 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5].
Согласно Положению ЦБ РФ от 18 июля 2000 г. № 115-П, ЦБР издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов [6]. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».
В настоящее время действуют следующие правила безналичных расчетов, утвержденные Банком России:
- Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (ред. от 22 января 2008 г.)
[7];
- Положение ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П (ред. от 26 августа 2009 г.) «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» [8].
Наряду с указанными актами Банка России, также можно выделить: Положение ЦБР от 12 марта 1998 г. № 20-П «О правилах об-
мена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» (с изменениями от 28 апреля 1999 г., 11 апреля 2000 г.)
[9]; Положение ЦБР от 23 июня 1998 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» (с изменениями от 11 апреля, 25 сентября 2000 г., 13 декабря 2001 г.)
[10]. Указанные положения устанавливают правила обмена электронными документами и пакетами электронных документов, используемыми при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России.
Банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. Отношения между держателем карточки и эмитентом относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России, установленной ст. 4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [5]. К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Последние изменения в законодательстве несколько упростили положение международных карточных систем, но усложнили жизнь российским банкам. Законы о национальной платежной системе (ФЗ от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [11] и ФЗ от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О национальной платежной системе» [12]) вызывали много дискуссионных вопросов на стадии их разработки и доработки в Государственной Думе. Основным спорным вопросом в этих дискуссиях до недавнего времени оставалась судьба банковских карт, обсуждавшаяся, прежде всего, в аспекте создания национальной системы платежных карт (НСПК), а также в связи с функционированием в России международных платежных систем (МПС), под которыми понимают международные системы платежных карт (Visa, MasterCard, American Express).
Вопросы, связанные с созданием национальной платежной карты (НСПК), нашли отражение в принятом федеральном законе 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», глава 6 которого урегулировала универсальную электронную карту (УЭК), а в качестве организации, ответственной за создание и функционирования УЭК, была назначена специально созданная организация - ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО УЭК создали 3 банка - ОАО «Сбербанк России» (34 %); ОАО «УРАЛСИБ» (33 %); «АК БАРС» Банк (ОАО) (33 %). ОАО УЭК получила свои полномочия как организатора системы УЭК на основании распоряжения Правительства РФ от № 1344-р) [13]. Вместе с тем законодательное регулирование УЭК носит отсылочный характер.
Регулирование нормами законов о национальной платежной системе (НПС) деятельности в России международных систем платежных карт являлось одной из самых активно обсуждаемых тем. В законе о НПС предусмотрены следующие требования к ним:
1) требование к МПС о необходимости иметь оператора платежной системы, зарегистрированного в Банке России (ч. 11 ст. 15 Закона о НПС).
Это требование означает возможность Банка России отозвать регистрацию оператора МПС (в терминологии закона о НПС: «исключить сведения об организации из реестра операторов платежных систем» - см.
ч. 31 ст. 15 закона о НПС), что повлечет прекращение функционирования карт МПС на территории России (ч. 34 ст. 15 закона о НПС). Согласно закону о НПС, основаниями для отзыва регистрации может быть, например, невыполнение предписания Банка России об устранении выявленного нарушения (п. 2 ч. 31 ст. 34 закона о НПС). Вместе с тем Банк России будет иметь возможность надзирать за деятельностью как оператора МПС, так и участников МПС;
2) требование о принятии оператором МПС, зарегистрированным в Банке России, правил платежной системы в соответствии с требованиями закона о НПС. Наряду с этим требованием установлено требование о публичности тарифов всех платежных систем, включая тарифы МПС (ч. 6 ст. 20 закона о НПС). То есть МПС теперь вынуждены бу-
дут раскрывать тарифы для своих российских сегментов. Также исключено требование о согласовании Банком России правил значимых платежных систем, однако введена процедура последующей проверки соответствия правил значимых платежных систем требованиям закона о НПС и принятым в соответствии с ними нормативными правовыми актами Банка России (ст. 23 закона о НПС). По результатам такой проверки Банк России может требовать корректировки правил, а оператор платежной системы обязан будет внести эти изменения в течение 10 дней (ч. 6 ст. 23 закона о НПС).
Требование о создании в России оператора платежной системы и утверждение им правил платежной системы означает, по сути, создание международными карточными системами в России «локальных» платежных систем, полностью подчиненных российскому праву и находящихся в сфере надзора Банка России.
При этом запрет на передачу информации о переводах за пределы территории России был снят, а вместо него введено положение об ответственности оператора платежной системы за действия, привлекаемого им иностранного операционного центра (ч. 8 ст. 17 закона о НПС). Эти положения вступят в силу по истечении 1 года с момента опубликования закона о НПС (ч. 3 ст. 39 закона о НПС), т. е. 1 июля 2012 г. Таким образом, Банк России по закону о НПС получит возможность не только надзирать за деятельностью международных систем платежных карт в России, но и непосредственно влиять на содержание их правил, а также сможет применять действенный рычаг воздействия -отзыв регистрации оператора МПС, означающий прекращение использования карт МПС на территории России.
Закон о НПС впервые на законодательном уровне подробно регулирует порядок использования электронных средств плате -жа, к которым относятся и банковские карты (п. 19 ст. 3 закона о НПС). Однако, к сожалению, это регулирование создает условия для использования банковских карт для осуществления мошеннических действий. Законом о НПС предусматривается следующая схема использования электронных средств платежа (ЭСП), в т. ч. банковских карт (ст. 9 закона о НПС):
а) после осуществления операции клиентом с использованием ЭСП банк уведомляет клиента об этом;
б) клиент может опротестовать совершенную операцию не позднее следующего дня;
в) если клиент - физическое лицо опротестовывает, то все операции, совершенные до его протеста неуполномоченным лицом, должны быть компенсированы банком, если только он не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа (ч. 15 ст. 9 закона о НПС). Эти положения направлены на защиту прав добросовестных пользователей ЭСП и в целом соответствуют практике европейских стран.
Однако несомненно, что данный подход может привести к значительному росту мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов банков. Например, физическое лицо может само передать свою банковскую карту другому лицу, которое снимет все деньги в другой стране. Банк сообщит клиенту об операции. Лицо, снявшее деньги, в этот же день вернет карту владельцу (для представления в банк) вместе со всеми или частью снятых денег. Недобросовестный клиент на следующий день опротестует снятие и получит деньги от банка. В результате произойдет неосновательное обогащение физического лица - клиента банка.
Текущая редакция ФЗ «О национальной платежной системе» дает возможность кредитным организациям отказывать в компенсации, доказав, что клиент нарушил правила использования электронного средства платежа (банковской карты). То есть кредитные организации будут иметь возможность предотвращения рисков, связанных с мошенническими действиями при использовании электронных средств платежа, в т. ч. путем применения следующих вынужденных мер:
1) детальное регулирование в банковских правилах порядка использования электронного средства платежа. Эта мера будет означать существенное затруднение понимания правил выпуска и использования банковских карт физическими лицами, а следовательно, снижение удобства использования банковских карт;
2) расширение случаев и оснований блокирования использования электронных средств платежа (банковских карт). Это так-
же приведет к снижению удобства использования банковских карт;
3) установление лимитов на осуществление операций с использованием электронных средств платежа (банковских карт), т. е. установление максимальных сумм операций (в т. ч. снятия) по одной операции, операциям в день, месяц, год, после превышения которых использование карты блокируется, а разблокировать может только владелец карты (при личном присутствии или по телефону). Введение этой меры также отрицательно скажется на удобстве использования банковских карт;
4) страхование банками ответственности перед клиентами - физическими лицами. Использование данной меры может повлечь существенные затраты для банков. Будут ли эти затраты переложены на клиентов - вопрос риторический. Установление нормы, защищающей физических лиц - пользователей банковских карт, в долгосрочной перспективе будет, скорее всего, иметь положительный эффект (например, увеличит доверие населения к банковским картам), однако некоторое время после вступления их в силу -1,5 года после опубликования закона о НПС (см. ч. 4 ст. 39 закона о НПС) - может повлечь увеличение стоимости операций, осуществляемых с использованием банковских карт и усложнение порядка осуществления операций с их использованием.
Таким образом, проведенный обзор ключевых вопросов регулирования банковских карт по закону о НПС показал следующее:
- международным системам платежных карт «позволено» не открывать здесь процессинговые центры, но при этом их российские сегменты будут полностью подчинены российскому праву, а также надзору Банка России, т. е. полномочия регулятора расширены, регуляторная нагрузка на МПС возрастет;
- закон о НПС создал механизм компенсации физическим лицам - пользователям банковских карт - убытков от использования карт неуполномоченными лицами, однако не предусмотрел эффективных механизмов защиты банков от мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов. Это может привести к снижению удобства и увеличению стоимости обслужи-
вания банковских карт, по крайней мере, на первых порах.
В целом, можно сделать вывод, что среди существующих форм безналичных расчетов выделяют электронные платежи, инструментом применения которых и являются пластиковые карты. Значит, банковская карта является инструментом формы безналичного расчета. Законодательная база России, регламентирующая работу с банковскими пластиковыми картами, находится на стадии формирования. Кроме действующего Положения банки руководствуются федеральными законами, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России, одновременно разрабатывают свои внутренние инструкции и правила по организации эмиссии и проведении операций с банковскими картами, а также руководствуются стандартами и правилами, разработанными платежными организациями. Отношения между участниками платежной системы регулируются заключенными между ними договорами.
1. Ерохина М.Г. Банковские карты и операции, совершаемые с их использованием // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 9. С. 67-71.
2. Банк России. иКЬ: https://www.cbr.ru. (дата обращения: 17.05.2012).
3. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 06.12.2011) // СЗ Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от
30.11.2011) // СЗ Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
5. О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России): федеральный закон от
10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) // СЗ Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.
6. Положение о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России (утв. Банком России 18.07.2000 г. № 115-П) // Вестник Банка России. 2000. № 41.
7. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России
03.10.2002 г. № 2-П) (ред. от 12.12.2011) (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 г. № 4068) // Вестник Банка России. 2002. № 72.
8. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации (утв. Банком России
01.04.2003 г. № 222-П) (ред. от 12.12.2011) (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2003 г. № 4468) // Вестник Банка России. 2003. № 24.
9. Положение о правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России (утв. Банком России 12.03.1998 г. № 20-П) (ред. от 11.04.2000) // Вестник Банка России. 2000. № 22.
10. Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России (утв. Банком России 23.06.1998 г. № 36-П) (ред. от 13.12.2001) // Вестник Банка России. 1998. № 61.
11. О национальной платежной системе: федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ // СЗ Российской Федерации. 2011. № 27. Ст. 3872.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О национальной платежной системе»: федеральный закон от 27.06.2011 г. № 162-ФЗ (ред. от
06.12.2011) // СЗ Российской Федерации. 2011. № 27. Ст. 3873.
13. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012): федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // СЗ Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179.
Поступила в редакцию 4.08.2012 г.
UDC 339.727
LEGISLATIVE ENSURING APPLICATION OF PLASTIC CARDS AT CLEARING SETTLEMENTS IN REGISTRATION OPERATING ACTIVITIES OF BANKS
Irina Nikolayevna MAKHONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting, Financial Control and Audit Department, e-mail: [email protected]
The monitoring of the legislation regulating application of bank plastic cards in Russia is carried out. The provision of bank plastic cards in system of clearing settlements is specified. The analysis of new legislative documents in the field of a regulation of calculations is carried out by plastic cards.
Key words: plastic card; national payment system; clearing settlements.