Банковские услуги
проблемы развития пластиковых (банковских) карт в России
Несмотря на очевидные достоинства пластиковых (банковских) карт как инструмента безналичных расчетов, а также на наличие многолетнего опыта их массового использования в западных странах, развитие данного платежного инструмента в нашей стране сталкивается с рядом проблем. Данные проблемы носят объективный характер и связаны в первую очередь с общей ситуацией в области оказания финансовых и торговых услуг частным лицам. В отличие от стран Запада, где изначально пластиковые (банковские) карты были предложены населению как очередной платежный инструмент и завоевали уже сложившуюся область безналичных расчетов, в нашей стране пластиковые (банковские) карты открыли новую главу в финансово-правовой практике частных лиц. В то же время российский рынок пластиковых (банковских) карт формировался в суровых для экономики страны условиях, периодически подвергаясь испытаниям на прочность и подтверждая свою необходимость. Факт того, что пластиковые (банковские) карты пока не получили массового распространения среди населения страны и используются при этом достаточно ограниченно, говорит об отсутствии оптимального сочетания экономических интересов основных участников платежных систем. При этом коммерческие банки выступают наиболее активными и заинтересованными на сегодняшний день участниками рынка.
Большинство торгово-сервисных предприятий сегодня, как правило, по своей инициативе не заинтересовано в приеме к оплате пластиковых (банковских) карт, во многом по причине того, что в лице держателей карт они приобретут совсем немного новых клиентов. Основная же масса населения страны будет использовать по своей инициативе пластиковые (банковские) карты в повседневных расчетах только в том случае, если будет обеспечено сочетание двух условий:
— во-первых, если механизм расчетов с помощью карт будет не менее удобен, чем при исполь-
Д.Г. КОРОВЯКОВСКИй, кандидат юридических наук, доцент
зовании наличных денег, тем более, что карты это предполагают;
— во-вторых, если использование карт будет более доступным, т. е. минимальным по стоимости или даже выгодным, в сравнении с наличными деньгами, за счет дополнительного дохода в виде начисляемых процентов.
Сложившуюся ситуацию может изменить четкая государственная политика в области развития розничных безналичных расчетов, конкретно — в отношении рынка пластиковых (банковских) карт, предусматривающая законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка.
С момента начала эмиссии пластиковых (банковских) карт в России потребность в государственном регулировании их обращения была очевидна. Как следствие, возникает необходимость регулирования правоотношений между его участниками и необходимость стимулирования его развития. В связи с этим существуют основные вопросы, требующие законодательного решения, а именно:
— юридическое закрепление базовых понятий, применяемых при обращении пластиковых (банковских) карт;
— требования к эмитентам пластиковых (банковских) карт;
— правила осуществления расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием пластиковых (банковских) карт;
— обязательства и ответственность участников расчетов, а также порядок разрешения возникающих в связи с этим споров.
Применительно к рынку розничных платежей основная цель Центрального банка РФ (ЦБ РФ) состоит в достижении эффективности и безопасности систем розничных платежей. Основным направлениям денежно-кредитной политики, в соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ,
принятой с 1997 до 2008 г.1, является сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов. Положение ЦБ РФ № 266-П включает важные принципы: эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами, кредитная организация может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт и др.2 В то же время к началу 1998 г. российский рынок пластиковых (банковских) карт регулировался слабо. В результате в каждом банке создавалась собственная нормативно-инструктивная база по вопросам их обслуживания. Отсутствие регламентирующих документов, регулирующих правоотношения, которые возникали в процессе эмиссии и обслуживания карт, давало почву для различных толкований терминов и использования разных процедур. С самого начала правила платежных систем и банков-эмитентов, а также договор между банком и клиентом были единственными, имеющими силу документами, регламентирующими порядок эмиссии и использования карт. Серьезным препятствием в развитии рынка являлось недопонимание государственными органами актуальности проблемы правового регулирования использования пластиковых (банковских) карт. Только в 1995 г. появились первые официальные документы Банка России по регулированию рынка пластиковых (банковских) карт.
Инструкция ЦБ РФ № 27 от 27.02.1995 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками»3 регулировала осуществление операций с пластиковыми картами в обменных пунктах. Телеграмма ЦБ РФ от 19.04.199 54 касалась вопросов установки банкоматов. Была также создана специальная комиссия при Банке России по развитию расчетов с использованием пластиковых (банковских) карт.
Учитывая существовавшую в то время сложную ситуацию с правовым регулированием рынка пластиковых (банковских) карт, в 1996 г., при участии Ассоциации российских банков (АРБ) и Нацио-
1 Заявление Правительства РФ от 05.04.2005 № 983п-П13, ЦБ РФ № 01-01/1617 «О стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года» // Вестник Банка России. 2005. (13 апреля) № 19.
2 Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
3 Вестник Банка России». 1995. (20 марта) № 11 (в настоящее время утратила силу).
4 Вестник Банка России. 1995. (25 апреля) № 16 (в настоящее время утратила силу).
нальной ассоциации членов SWIFT, была создана Национальная Ассоциация по платежным картам (НАПК). Перед Ассоциацией как перед координирующим органом была поставлена задача решения проблем, затрагивающих интересы всех участников рынка, независимо от того, в каких платежных системах они работают. Первоочередной проблемой, с которой участники постоянно сталкивались в то время, было отсутствие нормативной базы. Кроме законодательной базы, существовала необходимость выработки единых правил установления тарифов, условий эмиссии и обслуживания карт, стимулирования перевода государственных социальных выплат населению на пластиковые (банковские) карты в целях расширения клиентской базы.
С 1997 г. в новом Уголовном кодексе РФ появилась ст. 187 «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов», предусматривающая наказание (п. 1 ст. 187 УК РФ) в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. При отягчающих обстоятельствах (п. 2 ст. 187 УК РФ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового5.
Некоторые вопросы обращения пластиковых (банковских) карт, касающиеся как экономических, так и технических аспектов проведения операций с их использованием, косвенным образом затрагиваются в нормативных актах «общего» характера: НК РФ затрагивает аспекты налогообложения банковских операций, связанных с использованием пластиковых (банковских) карт. В соответствии с подп. 1 п. 16 и подп. 2 п. 27 ст. 212 НК РФ с 1 января 2005 г. вступила в силу поправка в Налоговый кодекс РФ, освобождающая физических лиц от уплаты налога на доходы при получении материальной выгоды от операций с кредитными картами в течение беспроцентного периода8. С одной стороны, данная поправка должна стать стимулом отечественным коммерческим банкам для применения льготного кредитования. С другой стороны, основным препятствием здесь
5 Собрание законодательства РФ. 1996. (17 июня) № 25. Ст. 2954.
6 В ред. Федеральных законов от 29.12.2000. № 166-ФЗ, от 30.12.2004 № 212-ФЗ.
7 В ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ.
8 Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08 2000 № 117-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2000. (7 августа) № 32. Ст. 3340.
остается экономическая нецелесообразность для банков беспроцентного кредитования.
В настоящее время, в соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться, в частности, в отношении розничной торговли. Согласно ст. 346.27 НК РФ, под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям на наличный расчет. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.1998 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» 9, утратившего силу в связи с вступлением гл. 26.3 НК РФ, была предусмотрена норма, согласно которой в понятие розничной торговли, помимо продажи за наличный расчет, включалась и продажа с продлением расчетов посредством кредитных и иных банковских карт. Однако ныне действующая гл. 26.3 НК РФ такой нормы не содержит. Данный факт прямо сказался на количестве торгово-сервис-ных предприятий, принимающих к оплате пластиковые (банковские) карты. Предприятия розничной торговли, уплачивающие единый налог, более не устанавливают терминалы по приему пластиковых (банковских) карт и отказываются от использования ранее установленных.
По мнению А. В. Кузнецовой, в целях развития рынка пластиковых (банковских) карт, а также соблюдения интересов участников расчетов с их использованием, необходимо внести в гл. 26.3 НК РФ соответствующие дополнения и изменения и определить розничную торговлю как торговлю и оказание услуг за наличный расчет, а также с использованием пластиковых (банковских) карт10.
Учитывая тенденцию перехода на расчеты смарт-картами, стоит отметить деятельность Межведомственной комиссии по интеллектуальным картам, разработавшую концепцию создания унифицированной автоматизированной расчетной системы (УАРС) с применением смарт-карт (постановление Правительства РФ от 21.04.2000 № 368 «О Межведомственной комиссии по интеллектуальным картам»)11. Концепция направлена на развитие и внедрение на территории страны автоматизированных систем на основе смарт-карт, предназначенных для использования в расчетных (системы безналичных расчетов с использованием карт), учетных (социально-ориен-
9 Российская газета. 1998 г. (6 августа) № 148-149 (*утра-тил силу с 1 января 2003 г. (Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ).
10 Кузнецова А. В. Развитие системы обращения банковских пластиковых карт в России: Дисс. экон. наук. 08.00.10. Ульяновск, 2006 г.
11 Собрание законодательства РФ. 2000. № 18 (1 мая). Ст. 1983.
тированные системы учета льгот, пособий, дотаций) и идентификационных системах (системы электронного удостоверения прав граждан, аутентификации личности, подлинности информации и документов). Концепция предусматривает комплекс государственных мер по реализации УАРС, которые должны быть направлены на создание организационных и экономических предпосылок для стимулирования всех участников этого процесса, а также на координацию усилий в целях эффективного использования возможностей и ресурсов участников рынка пластиковых (банковских) карт. В целом, государственное регулирование выпуска, обращения и обслуживания пластиковых (банковских) карт в России долгое время было крайне непоследовательным. Несмотря на то, что операции, расчеты по которым осуществлялись с использованием пластиковых (банковских) карт, имели довольно широкое распространение, не существовало единого нормативного акта, в котором были бы закреплены базовые юридические понятия, применяемые при обращении самих карт. Самые разные вопросы обращения пластиковых (банковских) карт ранее регулировались различными документами, между собой порой не взаимосвязанными. При этом подавляющая часть концептуальных вопросов до сих пор остается незатронутой.
Говоря о перспективах развития рынка пластиковых (банковских) карт в России, необходимо выявить его приоритетные направления, развитие которых, в свою очередь, будет способствовать стимулированию потенциальных пользователей к осуществлению расчетов пластиковыми (банковскими) картами. Также необходимо определить и рассмотреть факторы, обеспечивающие развитие данного рынка.
В России развитие рынка пластиковых (банковских) карт, казалось бы, должно быть поставлено в ряд государственных задач. Но пока эту область больше осваивают коммерческие банки и технологические компании. По прошествии десятилетия своего существования рынок, несмотря на стремительные темпы своего развития в последние несколько лет, по-прежнему далек от массового использования пластиковых (банковских) карт. Среди ряда основных факторов, сдерживающих развитие рынка, стоит отметить:
— низкий уровень доходов населения в целом по стране, низкий уровень легальных доходов населения;
— недоверие населения к банкам во многом из-за отсутствия государственных законодательно-правовых гарантий сохранности банковских вкладов и высокий спрос на иностранные валюты, между чем, бесспорно, существует взаимосвязь;
— различие в технологических платформах российских платежных систем, которая препятствует формированию единой инфраструктуры обслуживания карт данных систем;
— низкая степень развитости инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в целом, а также отсутствие культуры пользования пластиковыми картами среди большинства населения.
В этой ситуации для популяризации использования пластиковых (банковских) карт среди широких слоев населения необходимо на практике показать, насколько действительно удобно пользоваться этим платежным инструментом, а для этого необходимо создать определенные условия. Сегодня у населения России, в отличие от юридических лиц, пока не сформировалась массовая культура пользования банковскими услугами. В настоящее время наибольшим спросом пользуются обмен валюты и срочные вклады. Поэтому, пока банки не готовы и не способны предлагать массовому частному клиенту доступные кредитные продукты, оптимальный принцип обслуживания частных клиентов должен обеспечивать надежность и выгодность хранения собственных средств, а также удобство их использования. Данное удобство заключатся в разнообразном сервисе, позволяющем доступными способами оперативно управлять средствами банковского счета, в том числе оплачивать потребительские расходы.
Большинство пластиковых (банковских) карт в России составляют карты, эмитированные в рамках зарплатных проектов, использование которых сводится чаще всего к получению наличных денег. При наблюдающемся росте объемов операций с картами в целом, доля операций выдачи наличных денег остается высокой. Несмотря на положительные тенденции в развитии инфраструктуры обслуживания карт, а именно сети торгово-сервисных предприятий, она не обеспечивает возможности повседневного использования карт для оплаты товаров или услуг. Учитывая в целом потенциальную емкость рынка пластиковых (банковских) карт, можно сказать, что ситуация сама определяет необходимое направление его дальнейшего развития. Таким образом в условиях, когда на рынке отсутствует взаимное стимулирование, — рост эмиссии карт не вызывает расширения инфраструктуры их обслуживания. При этом, наоборот, должны быть выделены приоритетные неосвоенные сегменты рынка, подлежащие развитию. В первую очередь — это область платежей, выполняемых большинством населения на регулярной основе в оплату потребляемых услуг. К примеру, приемом коммунальных платежей традиционно занимается Сбербанк РФ, имеющий широкую сеть отделений и сложившиеся отношения с предприятиями — получателями плате-
жей. При этом процедура их осуществления далека от идеальной: потеря времени из-за очередей и ручного заполнения необходимых бланков знакома многим. Другие коммерческие банки пока не играют заметной роли в обслуживании коммунальных расчетов. В то же время для завоевания доверия клиента — частного лица ему необходимо предоставить минимальный набор расчетных услуг. В условиях, когда процентные ставки по вкладам невысоки и почти одинаковы, а уровень доверия к банкам со стороны потенциальных клиентов достаточно низок, осуществление банками в удобной форме наиболее популярных регулярных платежей может стать первым шагом к завоеванию частного клиента. Еще один сегмент рынка — телекоммуникационные платежи. За последние годы значительно выросло число пользователей мобильной связью и Интернетом. Однако коммерческим банкам во многом из-за кризиса 1998 г. пока не удалось занять достойное место в обслуживании данных платежей. Многие телекоммуникационные компании, в особенности операторы сотовой связи, стали развивать небанковские сети расчетного обслуживания, принимая платежи в собственных офисах или реализуя карты авансовой оплаты услуг через дилерские сети. Отличительной особенностью данного вида платежей является требование к скорости передачи информации о платеже в учетную (биллинговую) систему оператора — получателя платежа. За счет скорости обеспечивается подтверждение получателем факта оплаты, не дожидаясь им фактического поступления средств на свой расчетный счет.
В связи с рассмотрением перспектив развития расчетов пластиковыми (банковскими) картами необходимо отметить не только экономические характеристики, безусловно, важные в предложенном аспекте, но и правовые.
Осветим круг действующих нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения в целях выявления тенденций развития расчетов пластиковыми картами, правовой разработанности данных правоотношений в различных сферах жизнедеятельности. Так, например, в Законе Московской области от 24.06.2005 № 153/2005-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2004 год»12 говорится, что в 2004 г. завершена реализация мероприятий областной целевой программы «Социальная гарантия» на 2003 — 2004 гг. Данная программа была направлена на создание эффективной информационной системы по обеспечению социальных гарантий населению Московской области, имеющих в соответствии с
12 Закон Московской области от 24.06. 2005 № 153/2005-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2004 год» (принят Постановлением Московской областной Думы от 22.06.2005 № 2/144-П).
законодательством право на льготы. Мероприятия указанной программы профинансированы в сумме 2 150 тыс. руб. или на 100 %. Указанные средства позволили, в частности: создать программное обеспечение, позволяющее использовать пластиковые (банковские) карты для безналичных расчетов при получении адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы, работникам бюджетных учреждений и государственным служащим. В дополнение к Закону МО № 153/2005-ОЗ Правительством Московской области принято постановление от 29.04.2002 № 167/12 «О внедрении в Московской области системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт для обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим согласно законодательству право на льготы»13. Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 «О внедрении социальной карты для жителей города Москвы»14 регламентировано продолжить обслуживание инвалидов и участников Великой Отечественной войны в аккредитованных магазинах в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 07.03.2000 № 249-РМ «Об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны», предусмотрев использование в них социальных карт по мере оснащения указанных предприятий техническими средствами, позволяющими применять пластиковые карты (п. 13.1). В постановлении Главы г. Электросталь Московской области от 14.05.1999 «О введении в городе Электросталь расчетов с использованием пластиковых карт» 15 в целях введения системы идентификации жителей города для упрощения расчетов за жилищно-коммунальные и другие виды услуг, повышения эффективности использования бюджетных средств при расчетах с бюджетными организациями и лицами, работающими в них, утверждено: обеспечить совместно с КБ «Богородский муниципальный банк» разработку и реализацию муниципальной программы по обслуживанию населения города Электросталь посредством пластиковых карт системы «Юнион-Кард» на базе процессингового КБ «БМБ», проработать вопрос перевода заработной платы своих работников на
13 Постановление от 29.04.2002 № 167/12 «О внедрении в Московской области системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт для обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим согласно законодательству право на льготы».
14 Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 № 602-ПП «О внедрении социальной карты для жителей города Москвы».
15 Постановление Главы города Электросталь Московской
области от 14.05.1999 № 452/9 «О введении в городе Электросталь расчетов с использованием пластиковых карт».
пластиковые карты КБ «БМБ», УСЗН обеспечить выдачу различных пособий через пластиковые карты КБ «БМБ» с согласия получателей этих пособий, рекомендовать Управлению пенсионного фонда по г. Электросталь и Электростальскому отделу занятости населения рассмотреть возможность перечисления пенсий и пособий гражданам города через систему пластиковых карт КБ «БМБ».
Еще одним важным критерием развития расчетов платежными картами являются статистические данные. По состоянию на 1 июля 2005 г. эмиссию или эквайринг платежных карт на территории РФ осуществили 733 кредитные организации. Их число по сравнению с 1 июля 2004 г. увеличилось на 1,7 %, количество карт, эмитированных кредитными организациями, выросло на 48,1 % и составило на 1 июля 2005 г. 42,5 млн карт. При этом 95,6 % приходилось на расчетные карты; 4,2 % — на кредитные и 0,2 % — на предоплаченные. Соответственно, год назад 96,5 % приходилось на расчетные карты; 3,4 % — на кредитные и 0,1 % — на предоплаченные16.
Говоря о перспективах развития и совершенствования рынка пластиковых (банковских) карт, можно сказать о том, что государственная политика (политика муниципальных органов власти) направлена на повышение уровня использования безналичных расчетов пластиковыми (банковскими) картами как эффективного платежного инструмента. И именно правовое регулирование расчетов пластиковыми (банковскими) картами дает законодательное оформление данных правоотношений.
Что же касается проблем развития пластиковых (банковских) карт, то здесь можно выделить две основные:
— экономическую, — сдерживает развитие рынка пластиковых (банковских) карт;
— правовую, — недостаточно урегулирован вопрос использования пластиковых (банковских) карт.
Несмотря на проблемы развития наблюдается объема операций с пластиковыми (банковскими) картами, возникновение новых правоотношений и их законодательное регулирование. Так, например, в связи с изменением валютного законодательства расширился перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухгалтерского учета операций, связанных с использованием платежных карт.
16 Перестенко О. Платежные карты как инструмент безналичных расчетов при розничных платежах // Банковское дело. — 2005. № 11. С. 39 - 42.