ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российской научной комиссии по радиационной защите по докладу «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения»
Российская научная комиссия по радиационной защите на заседании 23 июня 2008 г. обсудила доклад «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения» И.К.Романовича, И.П.Стамата, Т.А.Кормановской (ФГУН НИИРГ им. профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора).
Представленный на обсуждение научный доклад посвящен актуальной проблеме ограничения облучения населения России природными источниками излучения (ПИИ) и связан с предстоящей разработкой новых НРБ, многочисленными противоречиями, возникшими в нормативно-методических документах и в практике обеспечения радиационной безопасности населения России по указанным источниками излучения, разным толкованием положений норм и правил, отсутствием механизмов соблюдения целого ряда действующих нормативных актов, запланированной переработкой санитарных правил «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения».
Представленные результаты проведенного анализа данных радиационно-гигиенической паспортизации и ЕСКИД по радиационной обстановке в РФ в части, касающейся ПИИ, свидетельствуют, что ПИИ вносят основной вклад в облучение населения (более 80 % в среднем по стране), обусловливая чрезвычайно широкую вариабельность доз облучения отдельных групп людей как в коммунальных (от 1-2 до 100 мЗв/год и более), так и в производственных условиях (наиболее высокие уровни облучения на горнодобывающих предприятиях неурановой отрасли, предприятиях огнеупорной, керамической отраслей, при добыче и первичной переработке нефти и газа).
По данным измерений последних лет средние годовые дозы природного облучения населения целого ряда субъектов РФ превышали значения 5 и 10 мЗв/год с превышением по отдельным группам населения среднероссийских показателей в десятки и сотни раз, как правило, за счет высокого содержания радона-222, торона-220 и их короткоживущих дочерних продуктов в воздухе помещений жилых домов. Это значительно превышает допустимые уровни техногенного облучения персонала и требует принятия эффективных мер по снижению указанных доз.
По полученным за последние годы данным превышение допустимых уровней при оценке качества питьевой воды подземных источников по суммарной альфа- и бета-активности установлено в 45 субъектах РФ, а в 26 из них имеется превышение уровней вмешательства по отдельным природным радионуклидам.
Анализ существующей системы гигиенических требований по ограничению облучения населения природными источниками ионизирующего излучения (ИИИ) показал, что в целом действующая в стране система нормативно-правовых документов обеспечивает приемлемый уровень контроля за радиационной безопасностью населения страны. Тем не менее, она требует дальнейшего совершенствования с учетом современных научных данных и необходимости гармонизации действующих норм и требований, в том числе в связи с отсутствием в ряде случаев четкого разграничения требований по обеспечению радиационной безопасности населения при облучении природными и техногенными источниками (РАО и промышленные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов и др.), отсутствием важных гигиенических нормативов, необходимых для построения стройной системы нормативно-правового обеспечения ограничения облучения населения за счет природных ИИИ, противоречивыми требованиями ряда существующих нормативных документов, отсутствием реальных механизмов обеспечения соблюдения целого ряда действующих нормативов и требований, наличием необоснованно завышенных требований, выполнение которых объективно невозможно.
ФГУН НИИРГ даны предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения ограничения облучения населения за счет природных ИИИ, в том числе по введению в явной форме уровней вмешательства для природных источников излучения в производствен-
ных и коммунальных условиях: для коммунальных условий - единого уровня вмешательства 0,1 мЗв/год для отдельных регулируемых природных источников, для производственных условий - 3,0 мЗв/год; введению нормативов по содержанию природных радионуклидов в отделочных материалах на основе природного и искусственного камня, поделочных камнях и минералах и т.п.; введению единого норматива на содержание природных радионуклидов в минеральных удобрениях и агрохимикатах; введению в правовой форме положения о нормировании облучения природными источниками по взрослому населению; установлению требования безусловного снижения доз или разработке процедуры приравнивания отдельных работников к категории «персонал группы А» при дозах природного облучения в производственных условиях выше 5,0 мЗв/год.
Отмечена необходимость разработки и введения новых санитарных правил взамен СП 2.6.1.1292-03, содержащих все основные гигиенические нормативы - первичные и производные от них с учетом сложившейся практики и новых требований российских и международных документов, а также внесения соответствующих корректив в НРБ и ОСПОРБ с устранением всех противоречий.
Предложено разработать в ближайшее время санитарные правила по отдельным важнейшим источникам природного облучения населения с одновременной отменой старых санитарных правил и устранением противоречий в действующих санитарных правилах и нормативах:
• Обеспечение радиационной безопасности питьевого водоснабжения.
• Обеспечение радиационной безопасности при обращении с минеральным сырьем и материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов.
• Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов.
Вместе с тем, к настоящему времени отсутствует научно обоснованная концепция обеспечения радиационной безопасности населения при облучении природными ИИ, требует углубленного анализа и выработки предложений по совершенствованию вопрос обеспечения радиационной безопасности при облучении населения природными ИИ, включая организацию радиационного контроля, учета доз природного облучения, обращение с промышленными отходами, содержащими природные радионуклиды, и др., необходима проработка вопроса о приведении действующих нормативно-правовых актов в соответствие с новыми международными рекомендациями.
Учитывая результаты обсуждения и рецензирования представленных материалов, комиссия приняла следующее решение:
1. Одобрить в целом работу ФГУН НИИРГ им. профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора по гармонизации и совершенствованию нормативной базы по ограничению облучения населения Российской Федерации за счет природных источников излучения, считать её актуальной и своевременной.
2. Рекомендовать Роспотребнадзору поручить ФГУН НИИРГ собрать и проанализировать замечания и предложения от заинтересованных ведомств, учреждений и специалистов по совершенствованию нормативной базы по ограничению облучения населения Российской Федерации за счет природных источников излучения.
3. Рекомендовать ФГУН НИИРГ при разработке проекта санитарных правил взамен СП 2.6.1.1292-03 учесть поступившие замечания и предложения. Проект представить на обсуждение в РНКРЗ в I кв. 2009 г. Одновременно вынести на обсуждение комиссии предложения по внесению изменений и дополнений в НРБ и ОСПОРБ в части, касающейся природных источников излучения.
Первый зам. председателя РНКРЗ, член-корреспондент РАМН