Эволюция системы обеспечения радиационной безопасности атомной отрасли страны и её современное состояние
Панфилов А.П.
Служба генерального инспектора Госкорпорации «Росатом», Москва
Представлена журнальная версия доклада на заседании Российской научной комиссии по радиологической защите 21 декабря 2015 г. В докладе содержится информация о становлении и преобразованиях, произошедших в отечественной атомной отрасли за 70 лет, об эволюции системы обеспечения радиационной безопасности, о современном состоянии радиационной безопасности в отрасли, а также об актуальных вопросах нормативно-методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли. Отмечено, что текущее функционирование предприятий атомной отрасли в полной мере соответствует национальному законодательству, нормам и правилам радиационной безопасности. Случаи превышений установленных НРБ-99/2009 нормативов для персонала редки и, как правило, не представляют опасности для здоровья. После выхода рекомендаций МКРЗ 2007 г. (публикации 103) и новых международных основных стандартов безопасности МАГАТЭ 2014 г. (GSR Part 3) предстоит внести изменения в отечественные нормы НРБ-99/2009 в целях приведения в соответствие с международными документами и устранения недостатков, выявленных в ходе их практического применения. Это крайне важно в свете перспектив международного сотрудничества Российской Федерации в атомной сфере. На заседаниях Российской научной комиссии по радиологической защите неоднократно обсуждались новые международные подходы к радиационной защите и проблемы их адаптации к национальной практике. Предложено инициировать создание межведомственной рабочей группы с участием заинтересованных организаций для подготовки соответствующих предложений и организовать работу по обновлению отечественной нормативно-правовой базы в области радиационной защиты.
Ключевые слова: атомная отрасль, радиационная безопасность, радиационная защита, система нормирования, работники атомной промышленности, Госкорпорация «Росатом», дозовые пределы, радиационно-обусловленный риск, принцип оптимизации, нормативно-методическое обеспечение.
Введение
2015 г. был ознаменован 70-летним юбилеем отечественной атомной отрасли. 20 августа 1945 г. секретным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 9887сс был создан Специальный Комитет Правительства СССР с чрезвычайными полномочиями под председательством Л.П. Берии и Научно-технический совет. Документ подписал Председатель ГКО СССР И.В. Сталин. Научным руководителем атомной программы был назначен И.В. Курчатов. С этой даты в СССР фактически стартовал Атомный проект № 1. Этим же постановлением ГКО СССР было образовано Первое Главное управление (ПГУ) при СНК СССР во главе с Б.Л. Ванниковым [1].
Другой отправной «точкой отсчёта» в истории российской атомной отрасли может считаться постановление ГКО № 2352сс «Об организации работ по урану», подписанное 28 сентября
1942 г. В нём АН СССР было предписано «возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путём расщепления ядра урана и представить к 1 апреля
1943 г. доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива». Атомные бомбардировки городов Японии в августе 1945 г. возвестили миру о том, что США обладают оружием невиданной разрушительной силы.
Перед создаваемой атомной отраслью стояла жизненно важная для страны задача -обеспечение безопасности государства перед лицом нависшей ядерной угрозы со стороны
Панфилов А.П. - советник СГИК, к.т.н. Госкорпорация «Росатом».
Контакты: 119017, Москва, ул. Б. Ордынка, 24. Тел.: (499) 949-26-26; e-mail: appanfilov@rosatom.ru.
США, обладавших монополией на ядерное оружие. Благодаря усилиям высшего руководства государства и огромного вклада выдающихся учёных крупномасштабные и небывалые по сложности работы были выполнены в самые сжатые сроки. 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне был успешно испытан первый советский ядерный заряд (РДС-1). Героический труд больших научных и производственных коллективов позволил Советскому Союзу за четыре года (1945-1949 гг.) ликвидировать ядерную монополию США.
Далее история отрасли развивалась весьма стремительно: 1953 г. - испытания первой отечественной термоядерной бомбы (РДС-6с). 1954 г. - пуск первой в мире атомной электростанции, построенной под руководством И.В. Курчатова в подмосковном Обнинске. 1955 г. -запущен в эксплуатацию первый в мире реактор на быстрых нейтронах БР-1 с нулевой мощностью, а через год - БР-2 тепловой мощностью 100 кВт. В 1957 г. построена первая атомная подводная лодка К-3 (проект 627), в 1959 г. был сдан в эксплуатацию первый в мире ледоход с ядерной энергетической установкой («Ленин»).
Следует отметить, что в течение короткого времени за десять-пятнадцать лет, после выхода постановления ГКО в 1945 г., был создан не только «ядерный щит», но и заложен прочный фундамент (сеть предприятий, научных учреждений, атомных городов) для дальнейшего масштабного развития мирной атомной отрасли.
1. История и развитие системы нормирования в области радиационной безопасности
Одновременно со строительством и вводом в действие объектов атомной отрасли происходило создание и развитие специализированной системы медицинского обеспечения персонала этих объектов и населения атомных городов, а также специального санитарно-эпидемиологического надзора.
21 августа 1947 г. Совет Министров СССР принимает постановление о создании при Министерстве здравоохранения СССР Третьего Главного управления Минздрава СССР (позднее Федеральное управление «Медбиоэкстрем», ныне Федеральное медико-биологическое агентство России), задачами которого были разработка научно обоснованных норм и правил радиационной безопасности и организация медицинского обслуживания работников атомной промышленности. В системе управления организуются научно-исследовательские институты, медико-санитарные части и органы Государственного санэпидемнадзора. Первым начальником управления в ранге заместителя министра здравоохранения стал начальник медико-санитарного отдела ПГУ при Совете Министров СССР А.И. Бурназян [2].
В мае 1946 г. по инициативе А.И. Бурназяна в СССР была создана радиационная лаборатория с целью изучения влияния на организм человека радиации и разработки возможных средств лечения и защиты человека от действия радиационного фактора. Спустя 2 года в 1948 г. на её базе был создан Институт биофизики Минздрава СССР. Результатом труда учёных-гигиенистов явились несколько редакций государственных норм радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности, комплекс санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, нормативно-методических документов практически по всем направлениям обеспечения радиационной безопасности персонала и населения и по всем объектам атомной отрасли.
По инициативе И.В. Курчатова на секции НТС ПГУ при СНК СССР в мае 1948 г. был рассмотрен проект временных норм радиационной безопасности, а августе того же года Главным государственным инспектором 3-го ГУ Минздрава СССР А.И. Бурназяном были утверждены «Общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих на объектах комбината № 817» (ныне - ПО «Маяк»). Следует отметить, что 8 июня на реакторной установке завода А комбината № 817 была осуществлена цепная реакция, а 19 июня первый в СССР промышленный ядерный реактор для наработки оружейного плутония был выведен на проектную мощность (100 МВт) [3].
Начальный период освоения атомных технологий в СССР (10-15 лет) проходил в условиях гонки ядерных вооружений и военно-политического противостояния между сверхдержавами, к тому же эффекты воздействия радиации на организм человека были ещё мало изучены, не достаточны были развиты методы дозиметрического и радиометрического контроля, отсутствовали эффективные средства защиты персонала. В конце 50-х годов прошлого века было начато международное сотрудничество по мирному использованию атомной энергии, начали эффективно функционировать международные организации (МАГАТЭ, МКРЗ, НКДАР ООН и др.). В 1956 г. в СССР была принята первая программа строительства АЭС. Первые «открытые» отечественные «Нормы и правила работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений» были утверждены Главной государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР 25 июня 1960 г. Эти нормы в целом соответствовали принятым в тот период времени международным подходам в области регламентации облучения человека и мер радиационной защиты.
Эволюция основных дозовых пределов облучения для профессиональных работников России (СССР) представлена в табл. 1 [4-8].
Таблица 1
Эволюция основных дозовых пределов облучения для профессиональных
работников России (СССР)
Дата утверждения, № Наименование документа Дозовые пределы
24.08.1948 № Т-1031с Общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих на объектах А и Б комбината № 817 0,1 Р/день (30 Р/год) При аварии - 25 Р за 15 мин
10.02.1950 № 2413с Временные общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих с радиоактивными веществами 30 Р/год При аварии - 25 Р за 15 мин
11.04.1954 № 851с Санитарные нормы проектирования предприятий и лабораторий 15 Р/год (0,05 Р/день) При аварии - 25 Р/год
25.06.1960 № 333-60 Санитарные нормы и правила работы с радиоактивными веществами и ИИИ 5 бэр/год (100 мбэр/нед.) При аварии - 25 бэр/год
25.08.1969 № 821А-69 Нормы радиационной безопасности (НРБ-69) 5 бэр/год (3 бэр/кв) При ликвидации аварии - 25 бэр
07.06.1976 № 141-76 Нормы радиационной безопасности (НРБ-76, НРБ-76/87) 5 бэр/год При ликвидации аварии - 25 бэр
09.01.1996 № 3-ФЗ Закон о радиационной безопасности населения 20 мЗв/год - средняя за 5 лет (max 50 мЗв/год) При ликвидации аварии - 200 мЗв
19.04.1996, СП 2.6.1.758-99, 02.07.1999, 07.07.2009, СанПиН 2.6.1.2523 - 09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-96, НРБ-99 и НРБ-99/2009) 20 мЗв/год - средняя за 5 лет (max 50 мЗв/год) При ликвидации аварии - 200 мЗв
На международном уровне современная система нормирования в области радиационной безопасности базируется на рекомендациях Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) и данных научных докладов Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН) [9]. До второй мировой войны вопросы защиты здоровья человека от действия ионизирующих излучений беспокоили главным образом рентгенологов. В 1928 г. на втором радиологическом конгрессе был создан Комитет по защите от рентгеновских лучей и радия. Бурное развитие атомной науки и ядерных технологий (вначале исключительно оружейной направленности) обусловило то, что в 1950 г. комитет был преобразован в Международную комиссию по радиологической защите. Изначально комиссия занималась вопросами медицинской радиологии, однако со временем область её деятельности расширилась и в наши дни охватывает все аспекты радиационной защиты, что нашло своё отражение в уставе МКРЗ. Периодически МКРЗ публикует документы (рекомендации). Они носят рекомендательный характер, но при этом фактически используются в качестве основы для выработки МАГАТЭ на межгосударственном уровне и национальными компетентными органами - на внутригосударственном уровне соответствующих нормативов и регламентов.
После выхода в 1990 г. Публикации 60 МКРЗ в различных странах мира был накоплен большой практический опыт, были получены новые научные данные в области радиобиологии, радиационной безопасности и защиты, направленные, прежде всего, на возможность повышения точности оценок радиационно-обусловленного риска и выработку на этой основе нормативов приемлемого уровня защиты человека. Это привело к разработке и выходу в 2007 г. новых Рекомендаций МКРЗ (Публикация 103) [10].
Международные стандарты безопасности, вырабатываемые под эгидой МАГАТЭ на основе научных докладов НКДАР ООН и рекомендаций МКРЗ, задают уровень деятельности государств по выработке национальных стандартов. Последние Международные стандарты «Общие требования безопасности, часть 3 № GSR Part 3» вышли в 2014 г. [11].
Хронология изменений международных нормативов по радиационной безопасности персонала показана на рис. 1.
700 600 500
2
1J 400
m
S
га" 300 fo О Ct
200
100
600
( Персонал
300
150 I
J 50 50 20 20
1923 1936 1948 1959 1962 1990 1996 год ввода критерия
Рис. 1. Хронология изменений международных нормативов по радиационной безопасности.
Совершенствование мер радиационной защиты привело к тому, что нормативные уровни облучения персонала и населения уже давно опустились значительно ниже практического порога вредного действия радиации. Демонстрацией этого является приведённая на рис. 2 диаграмма.
Рис. 2. Вероятность возникновения последствий для здоровья вследствие
воздействия радиации.
Действительно, в настоящее время облучение персонала происходит в диапазоне малых и сверхмалых доз, где наличие вредных эффектов для здоровья не может быть доказано в принципе.
2. Формирование и развитие системы обеспечения безопасности
в атомной отрасли
Основные составляющие, определяющие систему обеспечения безопасности объектов отрасли, формировались на основе опыта, полученного при создании первых ядерных установок, начиная с реактора Ф-1, созданного под руководством И.В. Курчатова, и других установок. Выстроенная за десятилетия система опирается на следующие составляющие:
• наличие современной и эффективной нормативно-правовой базы (федеральных законов и иных законодательных актов, норм и правил обеспечения безопасности, руководств, инструкций и других документов);
• техническое обеспечение безопасности объектов (качество проектирования, строительства, эксплуатации и снятия с эксплуатации, наличие соответствующих систем контроля, управления и защиты) и наличие комплекса организационно-технических мероприятий по физической защите объектов;
• высокий уровень профессионализма персонала (квалификация, аттестация, допуск к работе, дисциплина, учёт человеческого фактора, специальные требования к состоянию здоровья персонала) и культура безопасности.
В разные исторические периоды система обеспечения безопасности в атомной отрасли имела различные приоритетные направления.
• В первые годы приоритетом являлось безусловное выполнение оборонного заказа и наряду с этим обеспечение защиты персонала и населения от вредного воздействия радиации.
• В период начала масштабного строительства в стране атомных станций возникла необходимость обеспечения безопасности населения и окружающей среды в районах размещения АЭС и других атомных производств.
• После аварии на АЭС «Три-Майл Айленд» и на Чернобыльской АЭС у понятия «безопасность атомной отрасли» появилось ещё одно направление - противоаварийная готовность, аварийное реагирование и взаимодействие с «стейкхолдерами», СМИ и обществом в целом.
• После событий 11 сентября 2001 г. появилось антитеррористическое направление.
• За последнее десятилетие сформировалось ещё одно направление - безопасная изоляция радиоактивных отходов и переработка дефектного ОЯТ.
• На современном этапе понимание безопасности атомной отрасли - это безусловная безопасность эксплуатируемых объектов использования атомной энергии, решение накопленных проблем ядерного наследия и учёт уроков серьёзных аварий на АЭС «Три-Майл Айленд», Чернобыльской АЭС и на АЭС «Фукусима-1».
В Российской Федерации за последние 20 лет (с 1995 г.) был принят ряд федеральных законов в области использовании атомной энергии и радиационной безопасности, в том числе:
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ.
2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № З-ФЗ.
3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.1996 г. № 29-ФЗ.
4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиа-ционно загрязненных участков территории» от 10.07.2001 г. № 92-ФЗ.
5. Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 г. № 190-ФЗ.
Произошедшие в течение последних 20-ти лет изменения в нормативно-правовой сфере Российской Федерации неизбежно повлияли на изменение облика атомной отрасли. Публикуемые, начиная с 2002 г., отраслевые отчёты по безопасности [12], содержат: фактические данные о её состоянии, включая радиационную безопасность, информацию о перспективных планах и мероприятиях, направленных на повышение её уровня, подходы и практические меры по решению исторически накопленных проблем в атомной отрасли. Ежегодная публикация отраслевых отчётов по безопасности, а с 2010 г. - Публичных годовых отчётов Госкорпорации «Росатом» способствует созданию позитивного имиджа отрасли [13].
Отчёты Госкорпорации «Росатом» по безопасности размещены на сайте: http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/aboutcorporation/activity/safety/safety_r еро1^/.
В настоящее время Госкорпорация «Росатом» является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, в её задачи в числе других входят:
- развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла;
- выполнение государственных функций по обеспечению национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности;
- развитие прикладной и фундаментальной науки.
Госкорпорация «Росатом» в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ уполномочена от имени государства выполнять международные обязательства России в области использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов. Госкорпорация «Росатом» во взаимодействии с МИДом России и другими федеральными органами исполнительной власти обеспечивает организацию сотрудничества с МАГАТЭ в области ядерной и радиационной безопасности и постоянный информационный обмен с зарубежными партнерами, включая Центр по инцидентам и аварийным ситуациям МАГАТЭ и национальные компетентные органы других стран.
3. Показатели облучаемости персонала отрасли в разные периоды времени
В настоящее время, спустя десятилетия, непросто сравнивать уровень облучения персонала отрасли. Вместе с тем, примером могут быть данные о среднегодовых дозах первенца атомной промышленности ПО «Маяк», которые были впервые опубликованы в журнале «Природа» в 1990 г. и позднее в журнале «Медицинская радиология и радиационная безопасность» (рис. 3) [14, 15].
Рис. 3. Динамика облучаемости персонала основных производств ПО «Маяк»,
начиная с 1948 г.
Столь высокие дозы в первые годы функционирования предприятия даже с превышением установленных в то время дозовых пределов были обусловлены необходимостью выполнения оборонного заказа в крайне сжатые сроки, несовершенством технологических процессов и радиационной защиты персонала. Такие уровни радиационного воздействия не были характерны для других предприятий отрасли, при создании которых, безусловно, учитывался опыт обеспечения радиационной безопасности персонала ПО «Маяк.
На рис. 4 представлены среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала Минатома России в период 1992-1999 гг. - индивидуальные максимальные эквивалентные дозы в критическом органе (по НРБ-76/87), в 2000-2002 гг. - эффективные дозы (по НРБ-96 и НРБ-99), на котором достаточно наглядно видны изменения показателей облучаемости при переходе отрасли на новую систему нормирования.
Рис. 4. Среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала Минатома России в период 1992-1999 гг. - индивидуальные максимальные эквивалентные дозы в критическом органе (по НРБ-76/87), в 2000-2002 гг. - эффективные дозы (по НРБ-96 и НРБ-99).
В табл. 2 представлены данные по проведённой оценке доли персонала Минатома Российской Федерации, у которого в 1997-98 гг. дозы были выше дозового предела, установленного НРБ-96 (20 мЗв), но, как правило, не выше 50 мЗв [12].
Таблица 2
Оценка доли персонала Минатома Российской Федерации, у которого в 1997-98 гг. был превышен дозовый предел по НРБ-96, равный 20 мЗв
О) 1= Департаменты, АО, предприятия Число контролируемых лиц Средняя доза, (мЗв) Число лиц, у которых доза выше 20 мЗв Доля от числа контролируемых лиц, в %
1 АООТ «ППГХО» 3500 4,0 -600 -19
2 АО «ТВЭЛ» 3700 2,8 -400 -11
3 ДЯТЦ: 18500 2,4 570 2,8
ПО «Маяк» 9120 2,1 250 2,3
СХК 4760 2,5 180 3,9
ГХК 3350 2,5 140 4,1
4 ДРИЯБП, ДПЯБП 2500 3,4 -40 1,8
5 ДАЭ: 5600 3,4 -150 2,7
НИИАР 2630 3,0 -120 5,0
6 РЭА 24500 4,3 670 2,8
7 ЛАЭС 5000 5,8 300 5,8
8 Всего по АЭС 29500 4,6 970 3,3
9 Остальные 4000 1,9 - -
10 Всего по Минатому 67300 3,5 -2730 4,0
На рис. 5 представлены среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала отрасли в период 2000-2014 гг., на котором видна устойчивая тенденция снижения уровня облу-чаемости за последние 15 лет.
3,25
2000 2001 2002 2 003 2004 2005 2006 2007 200Б 200$ 2010 2011 2012 2013 2014
Рис 5. Показатели облучаемости персонала отрасли в период 2000-2014 гг.
Численность лиц персонала группы А отрасли в 2007-2014 гг. приведена в табл. 3, на рис. 6 - распределение по диапазонам доз в период 2012-2014 гг. и на рис. 7 - тенденция сокращения числа лиц с дозами 20-50 мЗв по отрасли в период 2000-2014 гг.
Таблица 3
Численность лиц персонала группы А отрасли в 2007-2014 гг.
Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Число лиц 72980 71508 70286 70600 68461 68393 67578 67018
Уровень облучения персонала Госкорпорации «Росатом» в последние годы может быть охарактеризован следующим образом:
• отсутствуют лица, у которых превышался годовой предел дозы 50 мЗв и с превышением суммарной эффективной дозы за пять последовательных лет предела, равного 100 мЗв;
• среднегодовые дозы облучения персонала последние шесть лет изменяются незначительно и находятся на достаточно низком уровне;
• доля персонала группы А, дозовые нагрузки которого не превышали 1 мЗв/год в 2014 г., составила 54,2%, а для 91% - не превышали 5 мЗв/год.
60,0%
50,0%
40,0%
30,0%
20,0%
0,0%
Число лиц с годовой эффективной дозой в диапазоне {в % от числа лиц на контроле)
I I
менее 1 мЗв 1-2 мЗв
2012
12013
12014
0,02% 0,02% 0,00% 0%0%0%
2-5мЗв 5 20 мЗв 20-50мЗв Свыше 50 мЗв
Рис 6. Распределение по диапазонам доз в период 2012-2014 гг.
Рис. 7. Данные о числе лиц с дозами 20-50 мЗв по отрасли в период 2000-2014 гг.
4. Применение принципа оптимизации в отрасли с использованием системы оценки профессионального радиационного риска
К числу основных принципов обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников излучения, которыми необходимо руководствоваться согласно общим положениям «Норм радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», относится принцип оптимизации.
В Нормах МАГАТЭ по безопасности 2007 г. (Основы безопасности № SF-1) [16] к основополагающим принципам также отнесён принцип оптимизации защиты путём ограничения рисков в отношении физических лиц.
В последние годы в Госкорпорации «Росатом» проводится системная работа по определению радиационного риска персонала группы А с использованием системы АРМИР [17, 18].
В 2014 г. индивидуальный риск определён для 60958 человек (91% от численности персонала группы А). Среднее значение индивидуального радиационного риска практически не из-
менилось по сравнению с предыдущим годом и составило 0,7510-4. Абсолютное большинство персонала группы А по-прежнему работает в условиях приемлемого профессионального риска. Для 756 человек индивидуальный риск превысил величину 10-3 (1,26% от численности персонала, включённого в систему АРМИР). Средний возраст работников группы повышенного риска составил 60 лет, среди них нет лиц моложе 45 лет. Средний стаж работы с источниками ионизирующего излучения в группе повышенного риска превысил 34 года, однако эти люди продолжают активную производственную деятельность.
В Публичном годовом отчёте Госкорпорации «Росатом» за 2014 г. приведены данные о средних накопленных дозах и средних радиационных рисках персонала за 2014 г. по дивизионам Госкорпорации «Росатом» (табл. 4) и распределение персонала по радиационному риску (рис. 8).
Таблица 4
Средние накопленные дозы и средние радиационные риски персонала за 2014 г. по дивизионам Госкорпорации «Росатом»
Группа предприятий Средняя индивидуальная накопленная доза, мЗв Средний индивидуальный радиационный риск
Электроэнергетический дивизион 51,30 1,2Е-04
Топливный дивизион 20,60 2,8Е-05
Ядерный оружейный комплекс 33,20 4,9Е-05
Горнорудный дивизион 35,45 1,5Е-05
Комплекс по ядерной и радиационной безопасности 38,76 6,8Е-05
Блок по управлению инновациями 44,57 8,7Е-05
Госкорпорация «Росатом» 39,86 7,6Е-05
Индивидуальные радиологические риски сотрудников
Зона повышенного риска -1,26% персонала
0.001
0.0001
"I
1-. ■■ ■". ■ -
I.
Ч1-:!': I
Ё
Зона пренебрежимо малого риска - 84,17% персонала
О 10
Стаж, лет
20
30
40
50
Рис. 8. Распределение персонала Госкорпорации «Росатом» по радиационному риску в 2014 г.
60
5. Актуальные вопросы нормативно-методического обеспечения
После выхода в январе 1996 г. Федерального Закона «О радиационной безопасности населения», а затем промежуточной версии Норм радиационной безопасности НРБ-96, в России произошло существенное обновление нормативно-правовой базы обеспечения радиационной безопасности и её гармонизация с международными рекомендациями.
Введение в действие принципиально нового подхода в нормировании, основанного на концепции эффективной дозы, потребовало значительной перестройки системы обеспечения радиационной безопасности и выполнения дополнительных мер радиационной защиты для обеспечения соблюдения новых, более жёстких пределов доз [19].
После выхода обновлённой редакции Норм радиационной безопасности (НРБ-99) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) были выполнены работы по методическому сопровождению введения в действие новых Норм и Правил обеспечения радиационной безопасности. Разработана и реализована Иерархия документов нормативно-методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли, которые действуют до настоящего времени (рис. 9) [20]. Эти документы были разработаны в период 2001-2005 гг. под эгидой Методического совета при Департаменте безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома России и изданы в виде сборников «Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии»[21].
Законы
Российской
Федерации
Нормы и Правила
Методические указания 1-го уровня
Методические указания Ч-го уровня
Об использовании атомной энергии
О радиационной безопасности населения
О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения
I
Нормы радиационной безопасности _(НРБ-99)_
Т
]_
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)
Л
Определение индивидуальных эффективных и эквивалентных доз и организация контроля профессионального обручения в контролируемых
условиях обращения с источниками ионизирующего излучения. _Общие требования (МУ 2.6.1.16-:
ребования (МУ 2.6.1.16-2000)
Дозиметрический контроль внешнего профессионального
облучения. Общие требования (МУ 2.6.1.25-2000)
Дозиметрический контроль профессионального внутреннего облучения. Общие требования (МУ 2.6.1.26-2000)
1
Контроль радиационной обстановки.
Общие требования (МУ 2.6.1.14-2001)
Методические указания 111-го уровня
П_
Рис. 9. Иерархия действующих документов нормативно-методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли.
После ввода в действие НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 возникла необходимость пересмотра целого ряда действующих методических документов по обеспечению радиационного контроля на предприятиях отрасли и приведения их в соответствие с новыми требованиями нормативных документов [22].
После выхода рекомендаций МКРЗ 2007 г. (публикации 103) и новых BSS IAEA-2014 (МОНБ-115) в целях приведения в соответствие с международными документами предстоит внести изменения в отечественные нормы НРБ-99/2009. Одним из основных принципов Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, которые утверждены Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. № Пр-539, является принцип гармонизации законодательства Россий-
ской Федерации с международным законодательством. На заседаниях Российской научной комиссии по радиологической защите (РНКРЗ) неоднократно обсуждали новые подходы к радиационной защите и проблемы их адаптации к национальной практике. Учитывая это, необходимо предусмотреть под эгидой Роспотребнадзора создание межведомственной рабочей группы с участием учёных и специалистов различных учреждений ФМБА России, Госкорпорации «Роса-том», РАН и других ведомств и организовать работу по обновлению отечественной нормативно-правовой базы в области радиационной защиты.
В настоящее время под эгидой Совета по методическому обеспечению радиационной безопасности предприятий отрасли в Госкорпорации «Росатом» совместно с ФМБА России проводится работа по обновлению документов нормативно-методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли. В 2014-2015 гг. осуществлена переработка и разработка новых следующих документов:
1. Методические указания «Определение индивидуальных эффективных и эквивалентных доз и организация контроля профессионального облучения в условиях планируемого облучения». Общие требования» (переработка МУ 2.6.1.16-2000);
2. Методические указания «Контроль радиационной обстановки. Общие требования» (переработка МУ 2.6.1.14-2000);
3. Методические указания «Дозиметрический контроль внешнего профессионального облучения. Общие требования» (переработка МУ 2.6.1.25-2000);
4. Методические указания «Объёмная активность радионуклидов в воздухе на рабочих местах. Требования к определению величины среднегодовой активности» (переработка МУ 2.6.1.44-2002);
5. Методические указания «Индивидуальный дозиметрический контроль при раневом поступлении изотопов плутония и америция» (новая разработка);
6. Методические указания «Контроль эквивалентных доз фотонного и бета-облучения в коже и хрусталике глаза» (переработка МУ 2.6.1.56-2002);
7. Методические указания «Контроль поступления радионуклидов в организм персонала на плутониевых производствах в стандартных условиях» (новая разработка на основе МУ 2.6.1.065-14);
8. Методические указания «Обоснование границ и условия эксплуатации санитарно-защитных зон и зон наблюдения радиационных объектов» (конкретизация СП 2.6.1.2216-2007 и ГН 2.6.1.19-2002);
9. Руководство «Расследование незапланированного или аварийного облучения персонала предприятий Госкорпорации «Росатом» (переработка Р 2.6.1.17-2003);
10. Методические указания «Дозиметрический контроль профессионального внутреннего облучения. Общие требования» МУ 2.6.1.065-14 (переработка МУ 2.6.1.26-2000).
В 2015 г. выпущен Каталог-справочник «Средства индивидуальной защиты персонала атомной промышленности и энергетики» В каталог-справочник включена информация, полученная лабораторией СИЗ при проведении сертификационных испытаний и при экспертизе СИЗ, и отсутствует информация рекламного характера.
Каталог-справочник представлен на сайте Госкорпорации «Росатом»:
http://www.rosatom.ru/resources/ae32c4004a62df8f8d9b8deeba12e8fb/katalog_spravochnik_sr edstva_ind_zashity.pdf.
На 2016 г. запланирована переработка следующих методических документов:
1. Методические указания «Контроль загрязнения радиоактивными нуклидами поверхностей рабочих помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов» (переработка МУК 2.6.1.16-99);
2. Методические указания «Определение индивидуальных эффективных доз нейтронного излучения» (переработка МУ 2.6.1.45-01);
3. Методические указания «Организация аварийного радиационного контроля внешнего облучения персонала при проведении работ на ядерно-опасных участках предприятий Госкорпорации «Росатом». Общие требования» (переработка МУ 2.6.1.34-04);
4. Методические указания «Организация вентиляции на радиационных объектах» (переработка МУ 2.2.8/2.6.1.67-02);
5. Методические указания (рекомендации) «Оптимизация радиационной защиты персонала предприятий Госкорпорации «Росатом» (переработка МР 30-1490-01);
6. Методические указания «Аппаратурное и методическое обеспечение дозиметрического контроля рабочих мест в условиях ингаляционного поступления радионуклидов» (переработка и расширение МУК 2.6.1.08-2004);
7. Инструкция «Порядок проведения входного контроля СИЗ, поступающих на предприятия Госкорпорации «Росатом» (новая разработка).
Заключение
1. Текущее функционирование предприятий атомной отрасли в полной мере соответствует национальному законодательству, нормам и правилам радиационной безопасности (РБ), случаи превышений установленных нормативов РБ для персонала редки и, как правило, не представляли опасности для здоровья. Отсутствуют лица с дозами свыше 50 мЗв/год (с 2008 г.), а также лица с суммарной эффективной дозой более 100 мЗв за последние 5 последовательных лет. С 2000 г. после введения в действие НРБ-99 значительно сократилось число лиц, индивидуальные дозы которых превышают 20 мЗв.
2. Внедрение современной технологии оптимизации радиационной защиты на основе системы АРМИР свидетельствует о существенном росте за последние годы уровня радиационной безопасности персонала Росатома, стоящего на индивидуальном дозиметрическом контроле. За последние 5 лет доля лиц, относящихся к группе повышенного радиационного риска, сократилась примерно в 1,8-2,0 раза. Для этой категории работников средняя накопленная доза составляет 458 мЗв, средний возраст - 60 лет, средний стаж работы с источниками ионизирующего излучения - 34 года. Сейчас группа повышенного риска насчитывает 848 человек, из них 659 - это работники Концерна «Росэнергоатом», занятые, в основном, на ремонтных работах.
3. Под эгидой Совета по методическому обеспечению радиационной безопасности предприятий отрасли в Госкорпорации «Росатом» совместно с ФМБА России проводится работа по обновлению документов нормативно-методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли в соответствии с требованиями НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.
4. После выхода рекомендаций МКРЗ 2007 г. (публикации 103) и новых ББв 1АЕА-2014 (МОНБ-115) в целях приведения в соответствие с международными документами предстоит внести изменения в отечественные нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009. Одним из основных принципов Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, которые утверждены Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. № Пр-539, является принцип гармонизации законодательства Российской Федерации с международным законодательством. Новые подходы к радиационной защите и проблемы их адаптации к национальной практике неоднократно обсуждали на заседаниях Российской научной комиссии по радиационной защите (РНКРЗ) РАН. Предлагается под эгидой Роспотребнадзора создать рабочую группу с участием учёных и специалистов заинтересованных учреждений ФМБА России, Госкорпорации «Роса-том», РАН и других ведомств и организовать работу по обновлению отечественной нормативно-правовой базы в области радиационной защиты.
Литература
1. История атомной отрасли. Сайт Госкорпорации «Росатом». Об атомной отрасли.
2. Кузнецов В.М. Становление атомного комплекса Российской Федерации (историко-технический анализ конструкционных, технологических и материаловедческих решений). М.: Изд-во МНЭПУ, 2006. 344 с.
3. Гуськова А.К. Атомная отрасль глазами врача. М.: Реальное Время, 2004. 240 с.
4. Проблемы ядерного наследия и пути их решения /Под общей редакцией Е.В. Евстратова, А.М. Агапова, Н.П. Лаверова, Л.А. Большова, И.И. Линге. М.: ОАО «ЭНЕРГОПРОМАНАЛИТИКА», 2010. 376 с.
5. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № З-ФЗ.
6. Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН2.6.1.05496. М.: Минздрав России, 1996.
7. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). Гигиенические нормативы СП2.6.1.75899. М.: Минздрав России,1999.
8. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009). СанПин 2.6.1.252309. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 100 с.
9. Источники и эффекты ионизирующего излучения. Научный комитет ООН по действию атомной радиации. Доклад НКДАР ООН 2000 года Генеральной Ассамблее с научными приложениями (в 4-х томах). Пер. с англ. М.: РАДЭКОН, 2002.
10. International Commission on Radiological Protection. The 2007 Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. ICRP, Publication 103 //Ann ICRP. 2007. V. 37, N 24. Elsevier, 2007. Русский перевод. Публикация 103 Международной Комиссии по радиологической защите (МКРЗ). М.: Изд. ООО ПКФ «Алана», 2009.
11. Международное агентство по атомной энергии. Международные основные нормы безопасности. Радиационная защита и безопасность источников излучения. Общие требования безопасности. Часть 3. Серии изданий МАГАТЭ по безопасности, № GSR Part 3. Вена: МАГАТЭ, 2014.
12. Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Федеральное агентство по атомной энергии, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Отчёты по безопасности. М.: Изд-во «Комтехпринт», Изд-во ООО «Алиса-Медиа», 2002-2015 гг.
13. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Публичные годовые отчёты Госкорпорации «Росатом» 2011-2015 гг.
14. Никипелов Б.В., Лызлов А.Ф., Кошурникова Н.А. Опыт первого предприятия атомной промышленности //Природа. 1990. № 2. С. 30-38.
15. Лызлов А.Ф., Василенко Е.К., Князев В.А. Индивидуальный дозиметрический контроль на первом предприятии атомной промышленности России - Производственном объединении «Маяк» - с начала его деятельности и по настоящее время //Медицинская радиология и радиационная безопасность. 1995. Т. 40, № 5. С. 85-87.
16. Международное агентство по атомной энергии. Нормы МАГАТЭ по безопасности. Основополагающие принципы. Основы безопасности № SF-1. Вена: МАГАТЭ, 2007.
17. Иванов В.К., Цыб А.Ф., Панфилов А.П., Агапов А.М. Оптимизация радиационной защиты: «дозовая матрица». М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. 304 c.
18. Иванов В.К., Корело А.М., Панфилов А.П., Райков С.В. АРМИР: система оптимизации радиологической защиты персонала. М.: Издательство Перо, 2014. 302 с.
19. Кутьков В.А., Панфилов А.П., Кочетков О.А., Попов В.И., Поленов Б.В., Ярына В.П. Контроль соблюдения требований Норм и Правил //АНРИ. 2001. № 3 (26). С. 14-15.
20. Кочетков О.А., Кутьков В.А., Панфилов А.П. Методическое обеспечение введения в действие новых Норм радиационной безопасности //Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии. М.: Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство здраво-
охранения Российской Федерации, Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем. Том 1, 2001. С. 4-21.
21. Сборники «Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии». Тома 1-5. М.: Минатом, Минздрав России, ФУ «Медбиоэкстрем», 2001-2005.
22. Кочетков О.А., Кутьков В.А., Нурлыбаев К.Н., Панфилов А.П., Поленов Б.В. Актуальные задачи дозиметрического контроля //АНРИ. 2014. № 2 (77). С. 29-36.
Evolution of the system supporting radiation safety in nuclear industry of Russia
and its current status
Panfilov A.P.
ROSATOM State Atomic Energy Corporation, Moscow
The article is the Report for the Russian Scientific Commission on Radiological Protection on December 21, 2015 adapted for publication in scientific journal. The report consists information on the 70-year development of the Russian nuclear industry, evolution of the radiological safety system, its current status and topical problems related to legislative support for radiation monitoring nuclear industry. Currently, nuclear industry operation meets national requirements for radiation safety. Reports on exceeding limits established for personnel of nuclear facilities in the National Radiation Safety Standards (NRB-99/2009) are rare and do not harm to health. After publication of ICRP 2007, Publication 103, and new IAEA Basic Radiation Safety Standards 2014 (GSR Part 3) national standards, NRB-99/2009, should be updated and improved. This harmonization of national and international standards is very important for development of international collaboration in nuclear industry. New international approaches to safety control and their adaptation to national practice are frequently discussed at the sessions of the Russian Scientific Commission on Radiological Protection. It was proposed to establish interdepartmental working group for preparing recommendations and coordinate the work on updating national legislation instruments for support of radiation safety in Russia.
Key words: nuclear industry, radiation safety, radiation protection, regulatory system, staff of nuclear industry, State Corporation Rosatom, dose limits, radiation-induced risk, optimization principle, legislative support.
References
1. Historical development of the nuclear industry. State Corporation Rosatom Website. About the nuclear industry. (In Russian).
2. Kuznetsov V. M. Formation of the Russian nuclear complex (historical and technical analysis of constructional, technological and materials science solutions). Moscow, MNEPU Publ., 2006. 344 p. (In Russian).
3. Guskova A.K. Nuclear industry through the doctor's eyes. Moscow, Realnoe Vremya Publ., 2004. 240 p. (In Russian).
4. Problems of the nuclear legacy and ways of its solution. Eds.: Evstratov E.V., Agapov A.M., Laverov N.P., Bolshov L.A., Linge I.I. Moscow, OAO "ENERGOPROMANALITIKA", 2010. 376 p. (In Russian).
5. Federal law "On radiation safety of the population" dated 09.01.1996, No. 3-FZ. (In Russian).
6. Radiation safety standards (RSS-96). Hygienic regulations HR2.6.1.05496. Moscow, Russian Ministry of Health, 1996. (In Russian).
7. Radiation safety standards (RSS-99). Hygienic regulations SP2.6.1.75899. Moscow, Russian Ministry of Health, 1999. (In Russian).
Panfilov A.P. - Advisor General Service, C.Sc., Tech. ROSATOM State Atomic Energy Corporation.
•Contacts: 24 Bolshaya Ordynka St., Moscow, Russia, 119017. Tel.: (499) 949-26-26; e-mail: appanfilov@rosatom.ru.
8. Radiation safety standards (RSS-99/2009). Sanitary-epidemiological rules and standards. SP2.6.1.252309. Moscow, Federal Center of Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor, 2009. 100 p. (In Russian).
9. Sources and effects of ionizing radiation. United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation (UNSCEAR) 2000 report to the General Assembly, with scientific annexes (4 volumes). Moscow, RADEKON, 2002. (In Russian).
10. International Commission on Radiological Protection. The 2007 Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. ICRP, Publication 103. Annals of the ICRP, 2007, vol. 37, no. 2-4. Elsevier, 2007. 332 p. ICRP Publication 103. Eds.: Kiselev M.F., Shandala N.K. Moscow, PKF «Alana», 2009. 311 p. (In Russian).
11. International Atomic Energy Agency. International Basic Safety Standards. Radiation Protection and Safety of Radiation Sources. General Safety Requirements. IAEA Safety Standards Series, No. GSR Part 3. Vienna, IAEA, 2014.
12. Russian Ministry of Atomic Energy, Federal Agency for Atomic Energy, Rosatom State Atomic Energy Corporation. Safety Reports. Moscow, Komtekhprint, OOO "Alisa-Media" Publ., 2002-2015. (In Russian).
13. Rosatom State Atomic Energy Corporation. Public annual reports, 2011-2015. (In Russian).
14. Nikipelov B.V., Lyzlov A.F., Koshurnikova N.A. Experience of the first nuclear industry facility. Priroda -Nature, 1990, no. 2, pp. 30-38. (In Russian).
15. Lyzlov A.F., Vasilenko V.K., Knyazev V.A. Individual dosimetric control at the first atomic industry enterprise in Russia, Mayak Industrial Amalgamation, starting from the first days of its work and up to the present time. Meditsinskaya radiologiya i radiatsionnaya bezopasnost - Medical Radiology and Radiation Safety, 1995, vol. 40, no. 5, pp. 85-87. (In Russian).
16. Fundamental Safety Principles. Safety Fundamentals. IAEA Safety Standards Series N SF-1, Vienna, IAEA, 2007. (In Russian).
17. Ivanov V.K., Tsyb A.F., Panfilov A.P., Agapov A.M. Optimization of radiation protection: "dose matrix". Moscow, Meditsina Publ., 2006. 304 p. (In Russian).
18. Ivanov V.K., Korelo A.M., Panfilov A.P., Raykov C.V. ARMIR: the system for optimization of radiological protection of the staff. Moscow, Pero Publ., 2014. 302 p. (In Russian).
19. Kutkov V.A., Panfilov A.P., Kochetkov O.A., Popov V.I., Polenov B.V., Yaryna V.P. Compliance monitoring of the Standards and Rules. ANRI - ANRI Journal, 2001, no. 3 (26), pp. 14-15. (In Russian).
20. Kochetkov O.A., Kutkov V.A., Panfilov A.P. Methodical support of the enforcement of the new Radiation Safety Standards. In: Methodical support of the radiation monitoring in the facility. Moscow, Russian Ministry of Atomic Energy, Russian Ministry of Health, Federal Department for Bio-Medical and Extreme Problems, 2001, vol. 1, pp. 4-21. (In Russian).
21. Methodical support of the radiation monitoring in the facility. Collections. Vols. 1-5. Moscow, Russian Ministry of Atomic Energy, Russian Ministry of Health, FU "Medbioekstrem", 2001-2005. (In Russian).
22. Kochetkov O.A., Kutkov V.A., Nurlybaev K.N., Panfilov A.P., Polenov B.V. Actual problems of the dose monitoring. ANRI - ANRI Journal, 2014, no. 2 (77), pp. 29-36. (In Russian).