УДК 33
Мамедов Дж.,
Доцент, кандидат технических наук Амандурдыев У.,
Преподаватель Сахатмырадов А., Старший преподаватель Аннамырадова А.,
Преподаватель
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
ЗАДАЧИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ «ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОЙ» СФЕРЫ
Экологическая дипломатия под руководством Уважаемого Президента Туркменистана, направленная на охрану налаженных социально-бытовых условий для созидательного труда человечества всего мира последовательно развивается. В нашей стране исходя из положений Национальной стратегии по изменению климата и развитию возобновляемой энергии до 2030 года принят Закон Туркменистана «О источниках возобновляемой энергии». В рамках выполнения обязательств Парижских соглашений подготовлено и утверждено Национальное сформулированное приложение (ШС). Каждый год в нашей стране сажают миллионы саженцев деревьев. В общем, Независимый Постоянно Нейтральный Туркменистан активно участвуя в Рамочной конвенции ООН по изменению климата, ориентируясь на будущее, проводит конкретную программную и эффективную работу [1]
Как известно, начиная с последних десятилетий ХХ века систематически растёт уровень выбросов «парниковых» газов в атмосферу. Имеются сведения о том, что выбросы в среднем в энергетическом комплексе составляют 26%, в производственном комплексе - 19%, в землепользовании и лесном хозяйстве - 17%, в сельском хозяйстве - 14%, во всех видах транспорта - 13%, особенно при вырубке лесов в результате сжигания топлива до 35% повышается концентрация скопления СО2 в атмосфере, что приводит к глобальному потеплению на всём земном шаре, к обострению аномальных явлений. Большинство используемых в мировом масштабе производственно-технические средства работают на горючем вырабатываемых из угля, нефти и газа, а выходящие газы являются причиной загрязнения атмосферы. В статистических сведениях, предъявляемых Соединёнными Штатами Америки отмечается, что примерно 60% выбросов вредных газов в атмосферу приходится на долю транспортных средств разных видов.
В развитых странах с крупной промышленностью (10...25 млн. чел.), также в городах с оживлённым транспортным сообщением зафиксированный уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает норму (локально в 5-10 раз), что даёт повод обратить внимание на серьёзность ситуации.
В настоящее время и в будущем в числе основных требований, предъявляемых транспорту следует отметить соотносительный уровень экологических и эргономических требований, надёжность грузовых и пассажирских перевозок, возможности увеличения масс подвижных составов и возможности увеличения скорости движения, гармоничное использование данного транспорта и других видов транспорта, возможности внедрения инноваций технического развития и другие. Здесь следует отметить важность в мировой науке системы «Транспорта и экологии», достигнутые рубежи по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду и анализа важных задач, стоящих перед человечеством в будущем.
Во всём мире железнодорожная отрасль последовательно развивается, так как необходимость
грузоперевозок больших объёмов, рост объёмов пассажиропотока обуславливает расширение сетей железных дорог (на земном шаре примерно 1,3 млн. км.). Наряду с эти растёт необходимость увеличения масс подвижного состава железных дорог, также повышения их скорости движения (средняя рабочая скорость). Модернизация экологических и эргономических показателей системы «железных дорог» является важной задачей современности и будущего.
Железнодорожный транспорт - это система с беспрерывным графиком работы (круглосуточно), поэтому этот вид транспорта широко эксплуатируется во всём мире. Выгодность в плане экономического потенциала и охраны окружающей среды железнодорожный транспорт в будущем станет одним из ключевых видов транспорта. Согласно масштаба выполненных работ, в сравнении с другими видами транспорта показатели рабочей площади, потребления энергии, уровня загрязнения окружающей среды, низкого уровня шума, надёжности работы железнодорожного транспорта намного выше. Ширина железных дорог с двумя путями составляет 13,7 метра, при том, что ширина автомобильной дороги с шестью полосами равна 37,5 метрам. В сравнении с водным транспортом в 2-3 раза, с воздушным транспортом в 4-5 раз потребление энергии на железнодорожном транспорте ниже. [4]. Железнодорожный транспорт в сравнении с другими видами транспорта не считается активным источником загрязнения биосферы, но в целом комплекс железных дорог наносит вред окружающей среде. Например, установленные дизельные двигатели автономных локомотивов (тепловозы), при сжигании 1 тонны горючего выбрасывают в окружающую среду в среднем до 16-18 килограммов пепла. Согласно рабочей норме дизеля пепел составляет 90% выходящих ядовитых веществ. Известно, что в составе выработанных газов кроме тепла имеются частицы таких ядовитых веществ как окиси азота, серного газа и других. [3].
Список использованной литературы:
1. Возрождение новой эпохи могущественного государства: «Национальная Программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022-2052 годы». А.: ТГИС. 2022г
2. Платонов Г.А. Эргономика на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 198-296 с.
3. Киселёва Л.В. Экология железнодорожного транспорта, МГУПС, - М.: 1999.
4. Дмитриева В.А., Мулюкина Ф.П. и др. Экономика железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1985. 438с.
© Мамедов Дж., Амандурдыев У., Сахатмырадов А., Аннамырадова А., 2024
УДК 33
Мухаммедов Д. А.,
преподаватель Ишангулыева А.Ш., преподаватель Солтанова Дж.Б.,
преподаватель
Туркменский государственный институт финансов КРЕАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Аннотация
В статье рассматривается понятие креативной собственности как ключевого элемента