Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ТУРКМЕНБАШИНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ'

ЗНАЧЕНИЕ ТУРКМЕНБАШИНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ТУРКМЕНБАШИНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ»

УДК 33

Амандурдыев У. Дж.,

преподаватель Сахатмырадов А., старший преподаватель Аннамырадова А.,

преподаватель Научный руководитель: Мамедов Дж., доцент, кандидат технических наук Институт Инженерно-технических и транспортных

коммуникаций Туркменистана

ЗНАЧЕНИЕ ТУРКМЕНБАШИНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Президентом Независимого, Нейтрального Туркменистана Сердара Бердымухамедовым успешно развивается стратегия " Возрождения Великого Шёлкового пути", тем самым наша страна выступает строителем транспортной переправы современности. Расширяя масштабы железнодорожных, автомобильных, воздушных и морских перевозок Туркменистан укрепляет свои позиции в международной транспортно-логистической системе XXI столетия [1].

Сотрудничество с внешними государствами, формирование гармоничной региональной, также межрегиональной модернизированной логистической системы, осуществляются выгодные для всего человечества проекты по созданию международных транзитных коридоров. В создании развитой модели транспортно-логистической системы международного масштаба отводится особое место Прикаспийскому региону. Каспий расположен на перекрёстке континентальных путей. Границы его прибрежных стран на востоке Южная Азия и регион Азия-Тихий океан, на западе Чёрное и Средиземное моря, на юге через Иран на Ближний и Средний Восток, Россия и после в северном направлении имеют возможность проложить прямой путь к берегам Балтийского моря. Как отметил Национальный Лидер: "Такое обстоятельство открывает возможности по созданию устойчивых направлений по четырём географическим азимутам" [2].

По географическим и геоэкономическим критериям выгодно расположенный Независимый и Нейтральный Туркменистан, поддерживаемый ООН, продолжает воплощать в жизнь проекты по созданию новых важнейших международных транзитных коридоров, также вести успешную работу, направленную на активизацию использования ранее существующих путей.

Международный морской порт в городе Туркменбаши является одним из основных логистических центров. Составлением и управлением проекта морского порта занималась компания "Inros Laskner AG" Федеративной республики Германия. Строительство вели консалтинговые компании '^ар 1п§а^' и "Inros Laskner AG" [4]. Из порта возможна отправка грузов в Тихий океан (начиная с Японии) и страны Центральной Азии, Астрахань (Оля), Баку, Бендер-Аббас и в другие зарубежные порты.

В комплекс сооружений Туркменбашинского международного морского порта входят также судостроительный и судоремонтный заводы. Судостроительный завод (площадь 166 тысяч квадратных метра) рассчитан на монтаж 4...6 кораблей в год. Здесь проводятся ремонтные работы танкеров, кораблей, перевозящих сухие грузы и буксиров.

Построенный на основе последних достижений науки и техники самый большой в регионе Туркменбашинский международный морской порт, где предусмотрены все условия для беспрепятственной и гармоничной работы различного автомобильного и железнодорожного транспорта.

Для включения Туркменбашинского международного морского порта в перечень "зелёных" портов

мира была проведена огромная работа. 1-го июня 2023 года Главный секретарь Организации сотрудничества и безопасности в Европе Хельга Шмид вручила Уважаемому Президенту Сердару Бердымухамедову Свидетельство "EcoPorts", выданное Туркменбашинскому международному морскому порту [5].

Площадью около 152 гектара международный морской порт одновременно может обслужить 17 кораблей. Годовая пропускная мощность достигает 25-26 миллиона тонн груза [6]. Созданный на территории международного морского порта основной комбинированный мультимодальный центр обеспечивает надёжную перевозку транзитных грузов, которые составляют приблизительно 50% всех перевозимых грузов (таблица).

Таблица

Освоение транзитных пропускных мощностей Туркменбашинского международного морского порта

Виды услуг 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Перевозка пассажиров тыс. человек 111.372 120.318 142.859 65.555 103.753 147.596 156.565

Перевозка грузов тыс. тонн 2397.8 2101.4 2327.4 2409.3 2431.7 2634.6 3062.8

Погрузочно-разгрузочные работы, тыс. тонн 7680.3 7581.5 8315.7 10654 11305.3 8899.2 7242.2

Использование в полной мере возможностей порта, особенности завоза габаритных и тяжёлых грузов различными видами транспорта в регионы Каспийского моря, выход на новые уровни сотрудничества по транзитной перевозке за пределы страны в другие государства Центральной Азии. Список использованной литературы:

1. Возрождение новой эпохи могущественного государства: "Национальная Программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022-2052 годы". А.: ТГСИ. 2022г.

2. Газета "Туркменистан", № 6, 07.01.2020г.

3. Газета "Туркменистан", № 312,30.11.2022г.

4. Маммедов Ж. Строятся международные транзитные коридоры и логистические центры "Учительская газета", № 140, 16.11.2016г.

5. Газета "Туркменистан", № 29, 02.02.2024г.

6. Газета "Туркменистан", № 111-112, 03.05.2018г.

© Амандурдыев У. Дж., Сахатмырадов А., Аннамырадова А., 2024

УДК 33

Амансейидов Ш., преподаватель ТГИФ г. Ашхабад, Туркменистан Оразмаммедов Ч., студент ТГИФ г. Ашхабад, Туркменистан

РОЛЬ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Налоги являются обязательными платежами, которые взимает государство с физических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.