Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
УДК 37.022.+373.5+54 https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/74
ЗАДАЧИ ОБЛАСТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ
©Арстанбекова Н. Б., ORCID: 0000-0002-1644-2941, SPIN-код: 1448-4305, Жалал-Абадский государственный университет им. Б. Осмонова, г. Джалал-Абад, Кыргызстан, [email protected]
OBJECTIVES OF THE REGIONAL CHEMISTRY OLYMPIAD
©Arstanbekova N., ORCID: 0000-0002-1644-2941, SPIN-code: 1448-4305, Jalal-AbadState University named after B. Osmonov, Jalal-Abad, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются методы решения и критерии оценки олимпиадных задач областного этапа республиканской олимпиады школьников по химии 2024 года в Кыргызской Республике. Анализируется положение олимпиады, и требования к олимпиадным заданиям областного этапа, изучены критерии их оценивания.
Abstract. The main purpose of the article is to demonstrate the methods of solving and criteria for evaluating the Olympiad problems of the regional stage of the Republican Chemistry Olympiad 2024 in the Kyrgyz Republic. In the course of the study, the regulations of the Olympiad and the requirements for the Olympiad tasks of the regional stage were studied, the criteria for their evaluation were studied.
Ключевые слова: химия, олимпиада, задача, областной этап, решение, критерии оценивания.
Keywords: chemistry, Olympiad, task, regional stage, solution, evaluation criteria.
Предметные олимпиады школьников являются неотъемлемой частью образования. Это одна из наиболее разработанных форм выявления одаренных детей, работы с ними и их наставниками [1].
Олимпиада школьников является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только учащихся, но и создает условия для личностного и профессионального роста представителей педагогической и научной общественности [2].
Согласно положению о Республиканской олимпиаде школьников, основные цели и задачи олимпиады состоят в следующем: 1) выявление одаренных школьников, стимулирование их к совершенствованию знаний, развитию творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности; 2) выявление и стимулирование высококвалифицированных, творческих преподавателей, подготавливающих победителей Олимпиады; 3) содействие воспитанию одаренных детей.
Основные принципы формирования заданий Олимпиады: 1) задания должны быть направлены на выявление у высокомотивированных учащихся учебных навыков в определенной научной области, умения применять знания в новых условиях, анализировать, оценивать различные подходы к решению задач или проблем, нахождению нестандартных решений, умению аргументировать собственную точку зрения; 2) могут быть включены задания повышенной трудности; 3) задания могут допускать широкий диапазон ответов, формулировку нескольких гипотез, различную аргументацию и другие возможности
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
проявления учащимися творческого подхода; 4) задания могут быть открытого и закрытого типа (задания с выбором ответа); 5) открытые задания для II, III и IV этапов должны иметь чёткие критерии оценки (оцениваются самостоятельность и логичность мышления, владение информацией для формулирования аргументов, навыки доказательства и аргументации, новизна решения); 6) вопросы и задания закрытого типа должны быть сформулированы с учетом процедур и правил (включать дистракторы, исключать явно неправильные ответы, быть однозначными); 7) практические/ лабораторные/ устные (далее - практические) задания должны быть направлены на оценивание умений самостоятельно применять свои знания на практике, ставить задачи и решать их в новых условиях. 8) задания по предметам должны быть одинаковыми по содержанию для всех категорий участников: для учащихся общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов, школ с кыргызским и русским языками обучения.
Областной этап республиканской олимпиады школьников по химии 2024 года проведен в два тура 26-27 февраля во всех областях Кыргызстана. В разработке олимпиадных заданий, организации и проведении олимпиады приняла участие независимая организация «Центр оценки в образовании и методов обучения». На всех этапах, олимпиада проводится для классов с кыргызским и русским языками обучения. Устанавливается порядок и определяются профили предметов. Формируются команды участников с базовым и углубленным изучением дисциплины.
Олимпиадные задания разрабатываются в соответствии с утвержденным постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 июля 2022 года № 393 Государственным образовательным стандартам школьного общего образования КР и учебными программами, разработанными на их основе (https://kurl.ru/bOjDC; https://kurl.ru/RkSaT).
Олимпиадные задания теоретического тура основаны на материалах 4 разделов химии: неорганической, аналитической, органической и физической. Из раздела неорганической химии необходимо знание основных классов соединений: оксидов, кислот, оснований, солей; их строения и свойств; получения неорганических соединений; номенклатуры; периодического закона и периодической системы: основных закономерностей в изменении свойств элементов и их соединений. Из раздела аналитической химии следует знать качественные реакции, использующиеся для обнаружения катионов и анионов неорганических солей; уметь проводить стехиометрические расчеты и пользоваться данными по количественному анализу описанных в задаче веществ. Из раздела органической химии требуется знание основных классов органических соединений: алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов, галогенпроизводных, аминов, спиртов и фенолов, карбонильных соединений, карбоновых кислот, их производных (сложных эфиров, полимерных соединений); номенклатуры; изомерии; строения, свойств и синтеза органических соединений. Из раздела физической химии нужно знать строение вещества: строение атома и молекулы, типы и характеристики химической связи; закономерности протекания химических реакций: основы химической термодинамики и кинетики [3].
В расчетные (количественные) задачи могут быть включены расчеты состава смеси (массовый, объемный и мольный проценты); расчеты состава раствора (способы выражения концентрации, приготовление растворов заданной концентрации); расчеты с использованием газовых законов (закон Авогадро, уравнение Клапейрона-Менделеева); вывод химической формулы вещества; расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические соотношения); расчеты с использованием законов химической термодинамики (закон сохранения энергии,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
закон Гесса и следствия из него, химическое равновесие); расчеты с использованием законов химической кинетики (закон действия масс, правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса).
Чаще всего олимпиадные задания включают в себя несколько типов задач, т.е. являются комбинированными. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий: перед проверкой работы шифруются, для этого оргкомитет создаёт шифровальную комиссию. Перед началом проверки председатель жюри раздает членам жюри «Критерии и методику оценивания выполнения олимпиадных заданий», содержащие обучающие решения и систему оценивания разработанные методической комиссией по химии.
Здесь же покажем решение и критерии оценивания каждой задачи областного этапа олимпиады 2023-2024 учебного года по химии.
Максимальное количество баллов за задания теоретического тура-60 баллов.
«Химия водорода. Водородная энергетика» 40 баллов
Задание 1 (5 баллов). Дайте характеристику водороду, используя следующие вопросы.
(A) Каковы электроннные конфигурации атома и возможных ионов водорода?
1) атом: Н0 (1s1); 2) протон: Н+ (1s0); гидрид-ион: Н (1s2) (1 балл)
(Б) Какие степени окисления проявляет атом водорода в простых и сложных соединениях? Приведите по два примера сложных соединений водорода на каждую степень окисления.
Степень окисления: (1 б)
1) 0 (H2);
2) +1 (H2O; любая кислота (HCl);
3) -1 (гидриды активных металлов NaH, CaH2)
(B) Какие изотопы водорода существуют в природе? Какова молярная масса сверхтяжелой воды, в состав которой входит самый тяжелый изотоп водорода и изотоп кислорода О?
Протий (1Н); Дейтерий (1Н); Тритий (3Н) (0,5 б)
Сверхтяжелая вода состоит из трития и кислорода: М (3Н216О) = 22г-моль-1) (0,25б.) (Г) С помощью каких реакций можно получить водород в промышленности, используя природный газ - метан, твердое топливо -кокс, кислород и воду? Напишите уравнения четырех соответствующих реакций.
1) Конверсия метана с водяным паром с получением синтез-газа (СО+ Н2)
(0 5 б)
СН4 +Н20 -5 СО + 3Н2 б)
2) Термическое разложение метана (крекинг
си -5 С + 2И, (0-25 б)
3) Каталитическое окисление метана:
2СН4 + О2 ^2СО + 4Н2
(0,5 б)
4) Газификация твердого топлива (восстановление водяного пара твердым коксом)
t°c
t°c
С+ 2Н2О —> СО2 + 2Н2 или С+ Н2О —> СО2 + Н2
t0c
СО + 2Н2О —> СО2 + Н2
(1 б)
Задание 2 (15 баллов) Электролиз воды как источник водорода.
(А) В одной из школьной лаборатории собрали прибор для электролиза 1моль кислой воды с высокой концентрацией ионов гидроксония (Н3О), используя подручные средства (рис. 1). Подпишите все составляющие этого прибора. Напишите уравнения всех возможных полуреакций, которые протекают на элеткродах (графитовые карандаши), а также запишите полное молекулярное уравнение электролиза воды.
(6 баллов).
Рисунок 1. Прибор для электролиза
(Б) Рассчитайте стандартный электродный потенциал при 25иС инертного анода ( Фанода, В(вольт) при электролизе подкисленной воды,если известны следующие термодинамические параметры этого процесса:
Энтальпия: АН0 = 286 кДж-моль-1
Энтропия: АS = 0,163 кДж-моль-1 и электродный потенциал катода при 250С:
Ф катода = 0 В
Расчет ведите, используя формулы взаимосвязи стандартной энергии Гиббса со стандартной ЭДС, а также взаимосвязи стандартной энергии Гиббса с вышеприведенными термодинамическими параметрами процесса (принять F - постоянную Фарадея равной 96,5 кДж-моль-1)
Одно из возможных решений:
1. Расчет стандартной энергии Гиббса данной системы по формуле:
AG0 = AH0- TAS°
(2 б)
AG0 = 286 - (273+250С) • 0,163 = 237,43кДж-моль-1
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
2. Расчет стандартной ЭДС по формуле:
AG0 = -nFE0 (2 б)
237,43кДж моль £0 =--£0 -------
^ 2 • 96,5 кДж моль
= 11,23В;
3. Расчет ^нода По формУле: Е° = катода - Фа°нода
<ода = катода - Е° = 0 - (-1,23) = +1,23В (2 б)
18
(В) Масса воды Мирового океана составляет 1,30-10 тонн. Сколько тонн водорода можно получить из этой массы воды? Расчеты ведите жо второго знака после запятой.
2т Ммоль (1 б)
ш(Я2) = (1,3 1018)----- 1,4410 т (1 б)
4 4 ^ 18т Ммоль
(Г) Теплотворная способность водорода равна 40МВ т/т (мегаватт/т). Сколько ТВт щиальной водородной энергии содержитс Расчеты ведите до второго знака после запятой.
потенциальной водородной энергии содержится в водах Мирового океана? 1ТВт=106 МВт.
1,44-1017т (1 б)
П =--4х-10 ТВт = 5,76 • 10 ТВт
1т
(Д) Энергия потребления человечеством энергии в течение года 2-106ТВт (тераватт). Сколько тонн водорода в год необходимо использовать для удовлетворения потребности человечества в энергии? Насколько лет хватит вод Мирового океана в качестве источника энергии для человечества если предположить, что он является невосстанавливающимся ? Ресчеты ведите до второго знака после запятой.
2-106ТВт (0,5 б)
га(Я2) = „ _ -1т= 5,0-1010ттод-1
4 2 4•10-5ТВт
21,44 • 1017т ^ _______(0,5 б)
5,0 • 1010т
ш(лет) = —7-—тт7т\--1год = 2,88-106лет
Задание 3 (6 баллов). Свойства водорода
(А) Смесь кислорода и водорода, имеющую при 500С и 100кПа плотность, равную 0,913г-л-1, поместили в закрытый сосуд и взорвали. Вычислите плотность полученной смеси веществ пр нормальном давлении и температуре 1200С. Универсальная газовая постоянная (К) равна 8,314Дж-моль"1-К"1. Расчеты ведите до третьего знака после запятой. Одно из возможных решений: 1. Молярный объем газов при заданных условиях:
При 500С и 100кПа: (0,25 б)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
„ 8,314^(273+50) - -1
=---- = 26,854 л ■ моль 1
100
2. При нормальном давлении и 120°С:
Кп =
8,314- (273 + 120) 10101,30
= 32,255л ■ моль
-1
(0,25 б)
Молярной масса исходной смеси: Мсмеси = р • Vm
Мсмеси = 0,913г ■ л-1 ■ 26,854л ■ моль-1 = 24,518г ■ моль-1
(0,5 б)
Расчёт состава исходной смеси:
х-количество вещества Н2 ; М(Я)2 = 2г • моль 1 (1-х) - количество вещества О2 ; М(О)2 = 32г • моль-1 Уравнение: 2х+ (1-х)-32 = 24,518 Х = 0,249 моль Н2 и (1 - х) = 0,751 моль О2
(1 б)
Расчёт по уравнению реакции: 2Н2 + О2 ^ 2Н2О
Количество израсходованного газа, согласно уравнению: 0,249моль Н2 и 0,125моль О2 Состав конечной смеси продуктов реакции при 120 С и ее плотность:
пары Н2О - 0,249 моль, которые занимают объем: (0,5 б)
К(Н2О) = 0,249 моль • 32,255л • моль-1 = 8,031л и имеют массу:
ш(Я20 = 0,249 моль ■ 18г ■ моль-1 = 4,482г
(0,5 б)
кислород О2 - 0,626 моль, который занимают объём:
К(02) = 0,626 моль ■ 32,255 л ■ моль 1 = 20,192 л и имеют массу
ш(02) = 0,626 моль -32 г ■ моль 1 = 20,032 г
Р
(4,482+20,032)г
конечной смеси (8,031+20,192)л
= 0,869 г ■ л
-1
(0,5 б) (0,5 б) (0,5 б)
(Б) Ниже даны тепловые эффекты реакции горения водорода и углерода в кислороде: Над +1/2Оад ^ Н2О(г) +240 кДж С(т) +О2(г) ^ СО2(г) +396 кДж
Сколько килограммов угля, содержащего 20% примесей, требуется для получения такого же количества тепла, как и при сгорании 1кг водорода? Расчёт теплоты при сгорании 1 кг водорода:
1000г
Q = 240 кДж--- 120 000 кДж
2г
(0,5 б)
Расчёт массы чистого углерода, при сгорании которого выделяется 120 000 кДж теплоты:
120000 кДж 1моль (0 5 б)
т(С) = 12 ——————— •--= 3636г = 3,64кг б)
4 ' 396 кДж 1моль
Расчёт массы угля с примесями:
100%
т(угля) = 3,64 кг--- 4,55 кг
^ J 80%
(0,25 б)
• Если при сжигании 1кг древесины выделяется 10 000 кДж теплоты, а при сжигании 1 моль её выделяется 6000 кДж теплоты, то какова молярная масса данного образца древесины?
М(древесины) = 1000г •
6000кДж
1
10 000кДж 1моль
= 600г • моль
-1
(0,25 б)
Задание 4 (14 баллов). Использование водорода в органической химии в качестве восстановителя
(А) Закончите следующие уравнения реакций и напишите структурные формулы продуктов реакций.
(1 б)
(1 б)
(1 б)
(1 б) (1 б)
(1 б)
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
Назовите основной органический продукт реакций 1, 2, 4, 5 и 6 по международной номенклатуре ШРЛС:
1) н-пентан; 2) 2-гексен; 4) 2-бутен; 5) пропанол-1; 6) этиламин (1 б)
(Б) Напишите структурные формулы двух жирных кислот по следующему описанию:
- Линолевая кислота: содержит 18 атомов С в цепи, две цис - связи в положении 9 и 12.
- Олеиновая кислота: содержит 18 атомов С в цепи: одна цис - связь в положении 9
(16)
>о
он
(1 б)
oleic acid
(В) Напишите уравнение реакции полного гидрирования жира 1,2-дилиноил-3-олеоилглицерида, содержащегося в большом количестве в скумбрии, с избытком водорода на никелевых катализаторах. В уравнении реакции напишите структурные формулы органических веществ. Назовите продукт реакции.
(1,5 б)
Тристеарат (тристеароилглииернд)
(Г) Напишите уравнение реакции неполного гидрирования 1моль жира 1,2-дилиноил-3-олеоилглицерида, содержащегося в большом количестве в скумбрии с Змоль водорода на никелевых катализаторах с образованием в позиции 1- цис-олеиновой кислоты, в позиции 2-транс-изомера элаидиновой кислоты, в позиции 3- стеариновой кислоты. Полученный жир используется в молочных смесях. Запишите структурные формулы жиров.
(1 б)
(Д) На гидрирование кислоты, полученной в результате полного гидролиза триолеата (триолеоилглицерида) потребовался водород, который выделился при действии алюминия на 800граммов 30% раствора гидроксида натрия. Сколько граммов жира подвергли гидролизу при 100% практическом выходе? Одно из возможных решений: Уравнения реакций:
2Al + 2NaOH +6H2O ^ 2Na[Al(OH)4] + 3H2O
C17H33COOH +H2 ^ C17H35COOH
(0,5 б) (0,5 б)
(1 б)
Количество вещества NaOH (М(МаОЯ) = 40г • моль 1) в растворе
800г 30% п(МаОЯ) = • 1моль = бмоль
40г 100%
(0,25 б)
Количество вещества водорода по уравнению 1:
6 моль(МаОЯ) • 3моль(Н2)
п(Н2) =----= 9моль
v 2 2моль(МаОЯ)
(0,25 б)
6. Количество вещества олеиновой кислоты по уравнению 2:
п (C17H33COOH) = n (H2) = 9 моль
(0,25 б)
7. Количество вещества и масса жира М(триолеата) = 884г • моль 1 по уравнению 3:n
9моль
(триолеата) = 3n (C17H33COOH); n (триолеата) = —-— = Змоль
п(триолеата) = 3 моль • 884г • моль 1 = 2652г
(0,25 б)
Получение полиэтилентерефлата (ПЭТ) из биогаза (20 баллов)
Задание 1. Получение терефталевой кислоты из синтез-газа (12 баллов) 1 этап (4 балла). Получение янтарной (бутандиеновой) кислоты. Напишите уравнения реакций, которые указаны в приведенной ниже схеме превращения синтез-газа. Запишите формулы органических веществ в виде структурных формул. Назовите продукты реакции по международной номенклатуре ШРАС.Расставьте коэффициенты в уравнении окисления С4Н6 методом электронного баланса.
Замечание: С4Н6 не содержит боковых радикалов (заместителей).
(0,5 б)
(0,5 б)
(0,25 б)
(0,25 б) (0,25 б)
Названия продуктов реакции по номенклатуре ШРАС: С4Н10 - н-бутан; 2) С4Н6- циклобутен; 3) бутандиовая кислота
2 этап (3 балла). Получение пропиоловой (пропионовой) кислоты. Напишите уравнения реакций, которые указаны в приведенной ниже схеме превращения, и укажите условия их протекания. Запишите формулы органических веществ в идее структурных формул. Назовите продукты реакции по международной номенклатуре ШРАС.
Замечание: На стадии дегидрирования С4Н6О4 образуется транс-изомер состава С4Н4О4
дегидрирование хлорирование КОИ (этанол)/!0 декарбоксилироианне
С4ШО4 --> С4Н4О4-< С4Н4О4С1:--- С4Н:04-* С3Н2О2
(0,5 б)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
(0,5 б)
(0,5 б)
(0,5 б)
Название продуктов реакции по номенклатуре ШРАС: 1). 2-бутендиовая кислота; 2). 2,3-дихлорбутандиовая кислота; 3). 2-бутиндиовая кислота; 4) пропиновая кислота. 3 этап (3,5 балла). Получение изопрена из синтез-газа.
Напишите уравнения реакций, которые указаны в приведенной ниже схеме превращения, и укажите условия их протекания. Запишите формулы органических веществ в идее структурных формул. Назовите продукты реакции по международной номенклатуре ШРАС.
(0,5 б)
(0,5 б)
(0,5 б)
Названия продуктов по номенклатуре IUPAC:
1) н-пентан; 2) 2-метилбутан; 3) 2-метилбутадиен -1,3 (изопрен) (0,5 б)
Одним из способов получения бутадиена-1,3 в лаборатории является реакция Лебедева. Напишите уравнение реакции Лебедева. Сколько килограммов бутадиена-1,3 получили в лаборатории по реакции Лебедева из 3 литров 96%-го раствора исходного вещества
(плотность равна 0,80г-мл-1)? Массовая доля практического выхода бутадиена-1,3 по отношению к теоретическому составила 74%. Расчёты ведите до целых чисел. Одно из возможных реакций:
Уравнение реакции Лебедева (получение бутадиена из этилового спирта)
Zn0MZ203 t°
2С2Н5ОН-^ C4H6 + 2H2O + H2
ш(раствора) = 0,80г • мл 1 • 3000мл = 2400г
(0,25 б) (0,25 б)
ш(С2Н5ОН) = 0,96 • 2400мл = 2304г
(0,25 б)
Решаем пропорцию по уравнению:
2304Г 1мОЛЬ _ ™теор.(С4Нб)
46г 2моль
54г
^теор.(С4Нб) = 1352г
(0,5 б)
™практ.(С4Н6) = 0,74 1352г = 1000г = 1кг
(0,25 б)
4 этап (1,5 балла). Состоит из трех стадий: 1) соединение молекулы пропиоловой (пропионовой) кислоты с молекулой изопрена с образованием 4-метил-2,5-циклогексадиеновой кислоты; 2) дегидрирование 4-метил-2,5 циклогексадиеновой кислоты до 4-метилбензойной кислоты; 3) окисление 4-метилбензойной кислоты до терефталевой кислоты. Напишите уравнения реакций и запишите формулы органических веществ в виде структурных формул.
(0,5 б)
(0,5 б)
(0,5 б)
Задание 2 (4 балла). Получение этиленгликоля (этандиола -1,2) из синтез-газа.
Напишите уравнения реакций получения этиленгликоля из синтез-газа согласно приведенной ниже схеме превращений. Запишите формулы органических веществ в виде структурных формул. Назовите продукты реакции по международной номенклатуре ШРАС.
Замечание: Напишите молекулярное уравнение стадии окисления вещества У и расставьте коэффициенты ионно-электронным методом.
Сннгсз-пп Pd-Pt/ГС КМп04(НЮ)
пСО + тН: —* X =ГП * V -* тгилсигликоль
I) 2С0 + 5Н-.
CHjCHJ + 211,0
(0,5 б)
сн3сн, Щь н2с=сн2
С2Н4 + 20Н- — СгН4(ОН)2 + 2е Мп07 + 2Н20 + Зе Мп02 + 40Н'
х 3 окисление х 2 восстановление
(0,5 б) (2 б)
(0,5 б)
ЗС2Н4 + ¿ОН- + 2Mn(V + 4ШО — ЗС2Н4(ОН)2 + 2MnOi +ЯОН"
(0,5 б)
Задание 3 (4 балла). Получение полиэтилентерефталата
(А) Напишите молекулярное уравнение поликонденсации терефталевой кислоты и этиленгликоля с образованием полиэтилентерефталата. Представьте структурную формулу полимера (С10Н8О4)п, указав в мономерном звене два фрагмента: терефталата и этилена.
(2 б)
(Б) Какова степень полимеризации полиэтилентерефталата, если в результате реакции было получено 54литра воды (плотность 1,0г-см ) и массовая доля практического выхода полимера по отношению к теоретически возможному равна 100%?
Одно из возможных решений:
1). m(H2O) = 54000см3 -1,0г/см3 = 54 000 г
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
^тт 54000г
2). п(Н20) =-= 3000моль
' 4 2 у 18г/моль
3). По уравнению: 2п =3000 ^ п=1500 (2 б)
Выводы
Критерии оценивания олимпиадных заданий различаются в зависимости от уровня и статуса олимпиады, возраста ее участников. Участие независимой организации в методическом руководстве, сопровождении олимпиады и разработке олимпиадных заданий способствует четкой организации, объективности и прозрачности проведения олимпиад. При систематическом участии школьников в химических олимпиадах осуществляется их системная, непрерывная подготовка, которая при правильном распределении их физических, психических и умственных возможностей, приводит к положительным результатам в обучении и успеху на олимпиадах.
Без рассмотрения заданий олимпиады в настоящее время невозможна достаточно глубокая химическая подготовка школьников. Химические олимпиады школьников играют неоценимую роль в развитии науки.
Список литературы:
1. Лунин В. В., Архангельская О. В., Тюльков И. А. Всероссийская олимпиада школьников по химии (история и современность) // Вестник Московского университета. Серия 2. Химия. 2005. Т. 46. №2. С. 104-107.
2. Лунин В. В. Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными школьниками. М., 2007. 156 с.
3. Химия. Программа для общеобразовательных организаций 8-11 классов. Бишкек 2023. 42 с.
References:
1. Lunin, V. V., Arkhangel'skaya, O. V., & Tyul'kov, I. A. (2005). Vserossiiskaya olimpiada shkol'nikov po khimii (istoriya i sovremennost'). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 2. Khimiya, 46(2), 104-107. (in Russian).
2. Lunin, V. V. (2007). Sovremennye tendentsii razvitiya khimicheskogo obrazovaniya: rabota s odarennymi shkol'nikami. Moscow. (in Russian).
3. Khimiya. Programma dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsii 8-11 klassov (2023). Bishkek. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 27.04.2024 г. 04.04.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Арстанбекова Н. Б. Задачи областной олимпиады школьников по химии // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №6. С. 630-643. https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/74
Cite as (APA):
Arstanbekova, N. (2024). Objectives of the Regional Chemistry Olympiad. Bulletin of Science and Practice, 10(6), 630-643. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/74