Научная статья на тему 'Необходимости проведения Менделеевской олимпиады по химии в Астраханской области'

Необходимости проведения Менделеевской олимпиады по химии в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ ОЛИМПИАДА / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ / CHEMISTRY / EDUCATION / MENDELEEV OLYMPIAD / NON-STANDARD TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубина Гульнара Ринадовна

В статье обсуждаются вопросы о необходимости проведения Менделеевской олимпиады по химии ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». Проведение данного мероприятия направлено в первую очередь на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей школьников. Необходимость внедрения междисциплинарного подхода при разработке олимпиадных задач и вопросов обусловлена нарастающими потребностями современного общества. Связь химии и биологии, химии и физики, химии и математики не должны идти в противовес, а должны быть направлены на решение общих фундаментальных и практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубина Гульнара Ринадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MENDELEEV CHEMISTRY OLYMPIAD HOLDING IN THE ASTRAKHAN REGION

The issues related to The Mendeleev chemistry Olympiad in Astrakhan State University are discussed in the article. The event is mainly aimed to the development of students’ cognitive interest and intellectual abilities. The necessity of cross-disciplinary approach introducing when Olympiad problems and issues up is caused by due the growing needs of modern society. The relations of chemistry and biology, chemistry and physics, chemistry and mathematics should not be opposed, but they are to be focused on overall fundamental and practical problems solving.

Текст научной работы на тему «Необходимости проведения Менделеевской олимпиады по химии в Астраханской области»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (34) 2015. с. 111-113.

УДК 54.066:546.02:574

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕНДЕЛЕЕВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Гульнара Ринадовна Дубина Астраханский государственный университет within [email protected]

химия, образование, Менделеевская олимпиада, нестандартные задачи.

В статье обсуждаются вопросы о необходимости проведения Менделеевской олимпиады по химии ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». Проведение данного мероприятия направлено в первую очередь на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей школьников. Необходимость внедрения междисциплинарного подхода при разработке олимпиадных задач и вопросов обусловлена нарастающими потребностями современного общества. Связь химии и биологии, химии и физики, химии и математики не должны идти в противовес, а должны быть направлены на решение общих фундаментальных и практических задач.

THE MENDELEEV CHEMISTRY OLYMPIAD HOLDING IN THE ASTRAKHAN

REGION

Gulnara Rinadovna Dubina

Astrakhan State University within [email protected]

chemistry, education, Mendeleev Olympiad, non-standard tasks.

The issues related to The Mendeleev chemistry Olympiad in Astrakhan State University are discussed in the article. The event is mainly aimed to the development of students' cognitive interest and intellectual abilities. The necessity of cross -disciplinary approach introducing when Olympiad problems and issues up is caused by due the growing needs of modern society. The relations of chemistry and biology, chemistry and physics, chemistry and mathematics should not be opposed, but they are to be focused on overall fundamental and practical problems solving.

Роль и значение химии в развитии современного общества трудно переоценить. М.В. Ломоносов говорил: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ». Поэтому для школьников и студентов важно творчески использовать полученные знания и умения [3].

Предметные олимпиады школьников являются неотъемлемой частью образования в России. Они дают возможность одаренным ученикам, интересующимся определенной областью знаний, испытать свои возможности в интеллектуальном соревновании. Участие в предметных олимпиадах расширяет кругозор, формирует мировоззрение, знакомит с новейшими достижениями в науке.

Обзор проводимых олимпиад по химии для школьников показал разный уровень прорабатываемых задач в ведущих вузах страны и в вузах находящихся на периферии [1].

Образовавшаяся пропасть снижает эффективность привлечения одаренных молодых людей в изучении химии в регионах нашей большой страны. Поэтому основная задача химического образования в системе «школа-вуз» заключается в создании условий для школьников, желающих продолжить образование в высшей школе. В связи с этим большое значение имеют практика и уровень проведения олимпиад по химии.

В работе [1] рассматривается олимпиада «Ломоносов» и Менделеевская олимпиада, созданная и проводимая Московским государственным университетом. Мы акцентируем внимание на Менделеевских олимпиадах, поэтому нашей задачей является возможность проведения Менделеевской олимпиады в Астраханском государственном университете.

111

Химия оказалась единственной наукой, которая сохранила традиции бывшей Всесоюзной олимпиады. После распада СССР Всесоюзная олимпиада по химии развивалась по двум направлениям: Всероссийская олимпиада по химии и Международная Менделеевская олимпиада по химии. В Менделеевской олимпиаде участвуют школьники из бывших республик СССР.

Менделеевские олимпиады поддерживают общие высокие стандарты химического образования в странах-участницах и несут важнейшую гуманитарную миссию, доказывая, что у образования нет границ, что культура и традиции народов могут успешно дополнить и обогащать друг друга. Такие олимпиады школьников - мощный инструмент создания единого образовательного пространства в странах-участницах. Для победителей и призеров это дает возможность бесплатно учиться в МГУ им. М.В. Ломоносова и других ведущих российских вузах [2].

Современные требования общества таковы, что мы в процессе обучения и воспитания учащихся должны формировать у них личностные качества: самостоятельности, ответственности, познавательности и т.д. Именно с этой целью проводятся районные, городские, областные, Всероссийские, международные олимпиады.

В Астраханском государственном университете проводятся для учащихся конкурсы, конференция «Молодой исследователь» и олимпиады. Основная задача, которая ставится перед преподавателями - поднять уровень проводимых олимпиад. Призеры олимпиад могут стать обладателями стипендии еще в 10 и 11 классах и получить бонус при поступлении в вуз.

Олимпиадные задачи - это всегда неординарные задания. Проверить свои творческие умения школьники могут, встретившись с нестандартными химическими задачами теоретического и экспериментального уровней [3].

Подбор олимпиадных заданий должен быть таким, чтобы любой включившийся в рассмотрение и решение заданий, нашел для себя благодатную нишу и смог решить 2 -3 задачи из 8 предложенных. Задачи постоянно усложняются и для решения последних трех задач требуются консультации у специалистов, учителей, работы с учебниками и справочными материалами.

В последних заданиях и в самой окончательной из них необходимы глубокие знания, гибкость ума, хорошее воображение. Это должны быть задания на темы, которые можно обозначить так: придумайте, предложите, обоснуйте.

В качестве примера приведены междисциплинарные задания для учащихся старших классов и студентов, которые включают в себя задачи по химии и экологии (условия задач взяты из источников: Всероссийская олимпиада школьников по химии 2014-2015 год, школьный этап 10 класс; Всероссийская олимпиада школьников по химии 2014 -2015 год, школьный этап 11 класс; Колчанова Л.В. Решение задач с экологически содержанием; Himhelp.ru).

1. Хлор - очень ядовитый газ. Для его поглощения в первых противогазах использовали тиосульфат натрия. Реакция идет по уравнению: Na2S2O3 + 4Cl2 + 5H2O = 2H2SO4 + 2NaCl + 6HCl. Какой объем хлора может поглотить 4,74 г тиосульфата натрия? Какой объем концентрированного раствора соляной кислоты с массовой долей HCl 35% (р = 1,174 г/см3 при 20°С) необходимо затратить на его получение?

2. Как осуществить цепочку превращений:

Fe^FeSO4^Fe2(SO4)3^FeOHSO4^NaFeO2^Fe2O3^FeO^Fe(OH)2^

FeSO4-7H2O^-...? Некоторые процессы идут в несколько стадий. Напишите уравнения всех реакций и укажите условия их протекания.

3. Парниковый эффект - постепенное потепление климата на планете в результате увеличения концентрации парниковых газов (СО2, СН4, О3 и другие), которые препятствуют уходу длинноволнового излучения от поверхности земли. Одним из основных источников углекислого газа является сжигание ископаемого топлива. Какой объем оксида углерода (IV)

получится в газогенераторе из 1 т угля, содержащего 92% углерода, если потери в производстве будут равны 15% (н.у.)?

4. Два элемента, находящиеся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы, образуют друг с другом единственное стабильное бинарное соединение с массовой долей одного из элементов 25,6%. Это соединение хорошо растворимо в воде, а при пропускании в его раствор газообразного аммиака выпадает белый осадок, постепенно темнеющий на воздухе. Назовите элементы, определите формулу вещества и напишите уравнения реакций.

5. Расплав бинарного неорганического соединения массой 6,30 г подвергли электролизу. На аноде выделилось 3,36 л (н.у.) водорода. Определите, какое вещество подвергли электролизу. Что с ним произойдет в водном растворе?

6. Площадь зеленых насаждений на одного жителя Белгородской области на 1 января 2005 года составила в: Белгороде - 98,5, Новом Осколе - 176,7, Старом Осколе - 301,8, Шебекино - 89,5 м2. Учитывая, что 1 га леса в сутки дает примерно 10 кг кислорода, а человек за это же время поглощает примерно 700 г, рассчитайте, достаточно ли этих насаждений для нормальной жизнедеятельности населения этих городов? Определите нормативную площадь озеленения на одного жителя.

7. При сжигании образца азотсодержащего гетероциклического соединения, не содержащего заместителей в кольце, образовалось 1,2 л углекислого газа, 0,8 л паров воды и 0,4 л азота (объемы измерялись при одинаковых условиях). Установите возможную структуру этого соединения.

8. Один из удобных лабораторных способов получения газа Х (плотность по воздуху 1,17) состоит в нагревании смеси парафина с серой до температуры 150-200°С. Реакция между компонентами смеси протекает спокойно и в любой момент может быть прекращена ее охлаждением. Другим продуктом происходящей реакции является черное вещество Y, нерастворимое в разбавленных кислотах и щелочах, но растворяющееся в концентрированных азотной и серной кислотах.

а) Определите вещества Х и Y и напишите уравнение реакции парафина с серой. Формулу парафина используйте в общем виде - CnH2n+2.

б) Сделав разумные допущения, оцените, сколько литров газа Х (при н.у.) можно получить из 1 г стехиометрической смеси парафина с серой.

Менделеевская олимпиада по химии является событием, знаменующим собой кульминационный момент во многих странах. На сегодняшний день актуальным является сохранение лучших традиций Российского образования и создание условий для развития у подрастающего поколения устойчивого интереса к науке химии. Данная олимпиада стала видным и престижным событием мирового значения.

Литература

1. Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н. Взаимодействие средней и высшей школы - основа фундаментальности высшего образования // Российский химический журнал (ЖРХО им. Д.И. Менделеева). - 2011. - Т. 55, № 4. -С. 37 - 47.

2. Лунин В.В., Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е., Ненайденко В.Г. Химия как предмет интеллектуальных соревнований школьников // Современные тенденции развития химического образования / Под ред. академика РАН, проф. Лунина В.В. - Кишинэу, 2005. - С.103 - 111.

3. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии в контексте химического образования // Современные тенденции развития химического образования / Под ред. академика РАН, проф. Лунина В.В. - Кишинэу, 2005. - С.112 - 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.