МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ЮВЕЛИРНЫЙ РЫНОК КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Золотова Светлана Валентиновна
кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Николичева Светлана Анатольевна
помощник проректора по научной деятельности РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Географическое положение и исторически сложившаяся ситуация обусловили возникновение и развитие тесных взаимных торговых контактов между Россией и КНР, в том числе и в области ювелирной торговли. Однако стоит отметить, что в силу ряда причин многие аспекты, связанные с функционированием рынка изделий из драгоценных металлов в КНР, до сих пор недостаточно освещены в исследованиях российских авторов. Несмотря на то, что страна является второй экономикой мира и занимает первое место в списке внешнеторговых партнеров России, информация о ситуации в ювелирной отрасли КНР крайне скудна. Особенно это странно с учетом того факта, что в 2014 г. Китай стал мировым лидером как в области производства, так и в области потребления золота, а его доля в общемировом потреблении ювелирной продукции составила 41,2%. Все больше зарубежных компаний начинают активную экспансию на китайский рынок. Авторами показано, что для Российской Федерации, испытывающей трудности с наличием перспективных рынков сбыта ювелирной продукции, Китай с его крупнейшим в мире непрерывно развивающимся внутренним потенциалом мог бы стать выгодным торговым партнером.
Ключевые слова: КНР, драгоценные металлы, драгоценные камни, спрос и потребление золота, спрос на ювелирные изделия, сотрудничество России и КНР.
CHINESE YEWELLERY MARKET: EVOLUTION, CURRENT CONDITION AND KEY TRENDS IN DEVELOPMENT
Zolotova, Svetlana V.
PhD, Assistant Professor of the Department for Commodity Expertise of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Nikolicheva, Svetlana A.
Assistant Pro-Rector for Research of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Geographic location and history stipulate the development of close trade contacts between Russia and the Chinese People's Republic, including the sphere of yewellery trade. However, it should be mentioned that due to many reasons a lot of aspects connected with functioning of precious metal goods market in China have not been highlighted in research of Russian authors. In spite of the fact that the country is the second biggest economy in the world and takes the leading position in the list of foreign trade partners of Russia, information about the situation in yewellery industry of China is very limited. It can sound strange, especially if we take into account the fact that in 2014 China became the world leader both in production and consumption of gold and its share of consumption of yewellery goods made 41,2%. More and more overseas companies are expanding to the Chinese market. The authors show that China with its promising market of yewellery goods could become a profitable partner for the Russian Federation.
Keywords: Chinese People's Republic, precious metals, precious stones, demand and consumption of gold, demand for yewellery goods, , cooperation between Russia and China.
Китай - самое большое по количеству жителей государство мира с населением почти полтора миллиарда человек и третье - по величине территории. По данным Международного валютного фонда (МВФ), он является второй экономикой мира. В 2014 г. в стране наблюдался один из самых высоких в мире показателей роста ВВП - порядка 7,5%. Китай располагает самыми крупными в мире золотовалютными резервами.
Ювелирная отрасль играет значительную роль в экономики КНР. Так, оборот драгоценных металлов, ювелирных камней и изделий из них на внутреннем рынке страны занимает третье место после оборота недвижимости и автотранспорта. Согласно опубликованному в 2014 г. докладу Всемирного совета по золоту1, китайский спрос на золото в 2013 г. стал рекордным, впервые превысив показатель
1 000 тонн, и был оценен в 1 065,8 тонн, что составляет около 28% от всего мирового спроса. При этом большая доля китайского частного спроса на золото пришлась на ювелирную отрасль. В натуральном выражении отраслевой спрос в стране достиг 669 тонн, что почти в три раза больше показателя 2004 г. Отраслевой спрос в России в 2013 г. был почти в 10 раз меньше и составил 73,3 тонны. В перспективе эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение спроса на золото в ювелирной отрасли Китая. Так, к 2017 г. ожидается увеличение спроса до 780 тонн.
Годовой розничный оборот ювелирных изделий на китайском рынке превышает 470 млрд юаней (порядка 76 млрд долларов). При этом 75% общего объема розничных продаж ювелирных украшений приходится на высокопробные изделия из золота. Рынок бриллиантов оценивается в
1 URL: http://www.gold.org/supply-and-demand/ china-report
30 млрд юаней, нефрита - в 20-30 млрд юаней1.
Кроме того, современный Китай имеет не только один из самых крупных ювелирных рынков, но также и крупнейший рынок инвестиций в слитки и монеты.
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время Китай является ключевым игроком в мировом ювелирном бизнесе. Причем чудесная трансформация ювелирного рынка Китая из практически несуществующего в огромный высокоразвитый и постоянно развивающийся с колоссальным потенциалом произошла всего лишь в последние двадцать лет. Рассмотрение процесса превращения КНР в ведущую «золотую нацию» и изучение факторов, которые этому способствовали, представляется интересной исследовательской задачей.
Краткий обзор истории формирования и развития ювелирного рынка Китая
Китай, бесспорно, является одной из древнейших цивилизаций мира с тысячелетними традициями в области ювелирного дела. Известно, что высокохудожественные изделия из золота уже во времена династии Хан (206 до н. э. - 220 н. э.) ценились в качестве предметов искусства. Первый зафиксированный в исторических документах всплеск спроса на золото и изделия из него произошел во время 5-й династии (222-589) и связан с распространением буддизма. В этот период среди элиты китайского общества формируется традиция, имеющая большое значение для ювелирного рынка и в настоящее время, -преподносить друг другу ювелирные изделия в качестве подарка. В это же время золото начинает использоваться в элементах зданий, в первую очередь им украшают крыши пагод и статуи Будды.
Датой основания современного государства - Китайской Народной Республи-
1 Годовой розничный оборот ювелирных изделий на китайском рынке превышает 470 млрд юаней / / Женьминь жибао. - 2014. - 22 мая.
ки - является 1949 г., когда в стране закончилась многолетняя гражданская война, в результате которой Коммунистическая партия Китая (КПК) одержала победу над Китайской национальной партией (Гоминьдан). После восьмилетней войны с Японией и кровопролитной гражданской войны экономика страны была полностью разрушена, поэтому первостепенной задачей нового правительства КНР стало восстановление народного хозяйства. В период 1949-1956 гг. была проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, восстановлены или созданы с нуля целые отрасли экономики. Ключевой задачей в области финансов стала необходимость создания крепкой национальной валюты, которая могла бы служить как средством оплаты, так и способом сохранения капитала. Поскольку во время войны и революции торговля в стране велась бартерным способом либо оплата осуществлялась золотом, серебром и иностранными валютами, при введении новой национальной денежной единицы одной из задач правительства было устранение конкуренции со стороны вышеназванных средств. В 1950 г. проблема была решена кардинально посредством введения тотального запрета на использование слитков драгоценных металлов и иностранной валюты физическими лицами. Согласно закону все интеракции с драгоценными металлами стал контролировать Народный банк Китая (НБК), а любые операции по импорту и экспорту золота и серебра частными лицами были запрещены. Это решение руководства КНР, безусловно, способствовало укреплению национальной валюты, однако для ювелирной отрасли Китая стало одним из факторов, существенно ограничивающих ее развитие в течение следующих 30-40 лет.
Период, который может быть охарактеризован как полная стагнация ювелирной отрасли, начинается в 1956 г. после обнародования на Восьмом съезде Коммунистической партии Китая курса, названного политикой «большого скачка», послужив-
шего началом «культурной революции». В качестве основных постулатов объявленного курса были приняты «особый путь» Китая в построении государства и общества и усиление по мере строительства социализма классовой борьбы. Этот период в истории КНР связан с полным отрицанием товарно-денежных отношений, непризнанием конкуренции как двигателя в развитии экономики, искоренением негосударственных форм собственности, замораживанием внешнеэкономических связей.
Осуждение политики «культурной революции» происходит в декабре 1978 г. На III Пленуме ЦК КПК 11-го созыва провозглашается курс на развитие «социалистической рыночной экономики», которая по замыслу реформаторов должна базироваться на гармоничном сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной. В качестве основных задач новой экономической политики названы сокращение доли государственного сектора в экономике, массовое привлечение иностранных инвестиций, организация свободных экономических зон, увеличение экспорта китайских товаров, предоставление большей хозяйственной самостоятельности предприятиям и многое другое. Положительное влияние данных реформ очевидно: уже к началу 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни, достичь успехов в развитии науки и техники. Так, например, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в 1977 г. (до начала реформ) составлял 184 доллара, в 1987 г. - 299 долларов, а в 1997 г. - уже 774 доллара1.
С введением нового экономического курса 1978 г. начинается поступенчатая либерализация ювелирного рынка КНР. При этом особое внимание при проведении преобразований уделяется их постепенности и контролируемости со стороны государственных органов.
1 URL: http://data.worldbank.org/country/china
На первом этапе начинается осторожное приоткрытие рынка КНР посредством создания специальных экономических зон (СЭЗ), которые по замыслу правительства должны послужить в определенном смысле экспериментальной лабораторией для опробования тех или иных решений и оценки их экономических последствий. То есть анализ успехов или неудач, выявленных на ограниченной территории СЭЗ при отработке оптимальных моделей управления экономикой в рыночных условиях, позволит найти наилучшие решения в масштабах страны и сделать экономические реформы максимально результативными.
Согласно принятому Всекитайским собранием народных представителей в августе 1980 г. Положению о специальных экономических зонах в провинции Гуандун, в качестве первого проекта по созданию СЭЗ был выбран Шэньчжэнь - территория, расположенная на южном побережье Китая, занимающая площадь около 327,5 квадратных километров. Безусловным преимуществом выбранной территории являлась близость к Гонконгу2.
Итоги реформ в Шэньчжэнской специальной экономической зоне можно проиллюстрировать следующими фактами: из небольшого рыбацкого поселка с населением в 1980 г. около 30 тыс. человек Шэнь-чжэнь превратился в современный процветающий город с населением 10,36 млн человек (по данным последней переписи населения в 2010 г.). За первые 15 лет существования СЭЗ стоимость валового национального продукта возросла в 490 раз, достигнув в 1996 г. 95 млрд юаней. Все это время рост стоимости валовой продукции промышленности в год превышал 25%, рост объема экспорта - 24% [4]. Сегодня Шэньчжэнь - самый большой в мире центр производства ювелирных изделий из золота. Он выпускает более 70% всей золотой ювелирной продукции Китая, причем в 2013 г. более 85% всей продук-
2 Гонконг был возращен под юрисдикцию Китая только в 1997 г.
ции, или 724 тонны в пересчете на чистое золото, было произведено для внутреннего китайского рынка1.
В 1982 г. правительство КНР открывает рынок драгоценных металлов для предприятий ювелирной промышленности. В специальных экономических зонах начинается активное развитие ювелирной отрасли, привлекаются крупные зарубежные инвестиции, создаются новые торгово-промышленные предприятия, оснащенные самым современным зарубежным оборудованием. Произведенные ювелирные изделия предлагаются во всех провинциях Китая, однако основная их часть реализуется здесь же в Шэньчжэнской СЭЗ в ювелирных магазинах беспошлинной торговли. Ведущим направлением ювелирных предприятий Шэньчжэня становится производство изделий для мирового рынка по мировым стандартам. И действительно, уже к середине 1990-х гг. местная продукция становится вполне конкурентоспособной на международном рынке. Кроме того, в специальных экономических зонах постепенно складывается новая система внешней торговли - многие города и провинции Китая организуют здесь собственные торговые структуры. Используя различные формы сотрудничества, например, такие, как совместное управление, торгово-производственные связи и посредничество, они экспортируют свою продукцию через Шэньчжэнь. Это оказывает положительное влияние на развитие ювелирного бизнеса и во внутренних районах Китая.
Как уже было сказано выше, большое внимание при проведении экономических реформ китайское правительство уделяет разработке и обеспечению механизмов, позволяющих государству более плотно контролировать протекающие процессы. В июне 1983 г. принимается Постановление правительства КНР «Правила Китайской Народной Республики по контролю над
золотом и серебром»2, которое, с одной стороны, фиксирует право на частное владение золотом и серебром, а с другой - закрепляет ведущую роль Народного банка Китая на рынке драгоценных металлов. Согласно документу, НБК отвечает за регулирование, контроль и надзор за покупкой и распределением драгоценных металлов на всей территории Китая. Кроме того, за ним закрепляется функция управления золотовалютными резервами страны. Под контролем НБК происходит постепенная отмена ограничений на рынке драгметаллов. В 1990-е гг. все более увеличиваются квоты на поставки драгоценных металлов на локальные ювелирные фабрики; обязательные цены, устанавливаемые НБК на внутреннем рынке, становятся все более рыночно ориентированными.
Положительное влияние на развитие ювелирного рынка оказывает принятое в 1995 г. решение о снижении налога на потребление ювелирных изделий из драгоценных металлов с 10 до 5%, а также введение в 1996 г. новой официальной методики оценки стоимости ювелирных товаров, которая позволяет раздельно учитывать стоимость сырья и стоимость изготовления изделия в общей стоимости украшения.
Кардинальные изменения в регулировании рынка драгоценных металлов происходят начиная с 2001 г. Китай вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), основывается Китайская национальная золотая ассоциация, открывается Шанхайская биржа3. Таким образом, происходит дальнейшее ослабление контроля со стороны НБК: банк больше не устанавливает обязательные цены на драгоценные металлы и камни для внутреннего рынка, не контролирует покупку сырья из месторождений и драгоценного лома, а также покупку аффинированного золота ювелирными предприятиями. Однако необ-
1 URL: http://www.gold.org/supply-and-demand/ china-report
2 URL: http://www.asianlii.org/cn/legis/cen/laws/ rotcogas425/ (дата обращения: 15.09.2014).
3 Официальное открытие Шанхайской биржи (Shanghai Gold Exchange) состоялось 30 октября 2002 г.
ходимо заметить, что Шанхайская биржа основана Народным банком Китая и он же является главным держателем ее акций. Начиная с 2002 г. все импортные поставки драгоценных металлов в Китай должны обязательно проходить через биржу, так же, как и аффинированное золото. Внутренние сделки с драгоценными металлами, осуществляемые через биржу, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) на уровне 4%, в то время как налог по внебиржевым внутренним сделкам составляет порядка 17%.
В 2003 г. прошла дальнейшая либерализация, была отменена система обязательного лицензирования для магазинов, реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов. В 2004 г. впервые после 1950 г. была разрешена покупка золотых слитков физическим лицам.
Изменения, произошедшие в Китае в ходе проведения описанных выше экономических реформ, преобразовали его более чем за 30-летний период из страны с бедным, преимущественно сельским населением в страну с высоким уровнем индустриализации и урбанизации, со стремительно растущим средним классом, а следовательно, появлением миллионов потенциальных потребителей ювелирных изделий. Согласно данным Всемирного банка1, в 1978 г. валовой национальный продукт на душу населения составлял чуть более 200 долларов. В 2013 г. эта цифра была не менее 6 850 долларов (более 42 000 юаней). Если в 1980 г. 30% валового дохода приходилось на сельское хозяйство, где было занято 69% населения, то в 2012 г. эти показатели были равны 8 и 48% соответственно. Количество населения, которое существует на сумму менее 2 долларов в день, уменьшилось с 78% в 1994 г. до 27% в 2009 г. В последнее десятилетие экономика КНР выросла на 140%, но для ювелирной отрасли Китая цифра еще более удивительна - рост за тот же период составил более 500%.
1 URL: http://data.worldbank.org/country/china
КНР и мировой рынок
ювелирных изделий из золота
В XXI в. на мировом рынке золота произошло радикальное изменение позиций ведущих стран как в области добычи, так и в области потребления. В 2000 г. титул лидера в мировой золотодобыче, безусловно, принадлежал ЮАР, доля которой составляла порядка 16,5% от общемировой. В тройку лидеров также входили США и Австралия [2]. Однако самые высокие темпы роста, как добычи, так и потребления, в последние 15 лет показывал Китай. Так, если объем добычи золота в конкретной стране в 2000 г. принять за 100, то через 10 лет (данные за 2011 г.) индекс добычи золота в Китае составил 214,5; в России -149,7; в Австралии - 87,5; в Канаде - 69,7; в США - 65,6; в ЮАР - 46,3. В 2007 г. Китай перемещается на первое место в списке важнейших производителей, что становится знаковым событием в мировом масштабе. ЮАР потеряла звание мирового лидера золотодобычи, которое она удерживала с 1896 г., т. е. на протяжении 111 лет. В 2013 г. производство золота в Китае достигло 437,3 тонны, что составило около 14% мировой добычи. Интересно, что в 1949 г. (год создания КНР) добыча золота в стране составляла только 4,07 тонны. То есть за период 1949-2013 гг. в Китае имел место более чем стократный рост в добыче желтого металла2. В 2013 г. Россия опередила США в мировом рейтинге золотодобычи и заняла третье место с показателем 237,8 тонны (около 7% мировой добычи)3. Таким образом, в настоящее время тройка лидеров мировой золотодобычи выглядит следующим образом: КНР, Австралия и Россия.
По потреблению золота в 2001 г. Китай с 5,9% занимал третье место после Индии и
2 Золотой вектор китайской политики / / Ювелирные Известия. - 2013. - 8 апреля. - URL: http://www.jewellerynews.ru/2013/04/zolotoj-vektor-kitajskoj-politiki/15730/ (дата обращения: 09.04.2013).
3 Россия третья в мире по добыче золота / / Вестник золотопромышленника. - 2014. - 14 февраля. - URL: http://gold.1prime.ru/bulletin/analytics/show.asp?id =30886 (дата обращения: 04.08.2014).
США (соответственно 19,2 и 12,8% мирового потребления) [2]. В 2013 г. Китай выходит на первое место, показав рекордную цифру 1 065,8 тонн (или 1 120,1 с учетом Гонконга и Тайваня), что составляет порядка 28,3% (29,8% с учетом Гонконга и Тайваня) всего мирового потребления. При этом КНР стала единственной страной, когда-либо в истории преодолевавшей рубеж в 1 000 тонн. На втором месте по потреблению золота находится Индия -25,9%. Третье место пока сохраняют США -порядка 5% мирового потребления, однако в борьбу может вмешаться Турция, потребление которой в 2013 г. составляло 4,7%, а темпы роста к предыдущему году -60%.
Позиции России среди стран-потребителей не очень высоки, наша страна переработала в 2013 г. 73,3 тонны золота, что составляет чуть менее 2% от общемирового объема.
Согласно данным Всемирного совета по золоту, общемировое потребление желтого металла по результатам 2013 г. составило 3 756,1 тонны, т. е. уменьшилось на 15% по сравнению с 2012 г. Однако если рассматривать структуру коммерческого потребления золота в мире (табл. 1) отдельно по ювелирной отрасли, можно констатировать, что здесь потребление в сравнении с 2012 г. увеличилось на 17% и составило порядка 2 209,5 тонны, практически достигнув предкризисного уровня 2008 г.
Т а б л и ц а 1
Структура коммерческого потребления золота в мире по отраслям* (в т)
2012 2013 Изменения, %
Производство
Ювелирные изделия 1 896,1 2 209,5 17
Промышленные изделия 407,5 404,8 -1
Инвестиции
Слитки и монеты 1 289,0 1 564,1 28
ETF и аналогичные продукты 279,1 - 880,8 -
Чистые покупки центральных банков 544,1 368,6 -32
Общий спрос** 4 415, 8 3 756,1 -15
Цена на Лондонской бирже (долл. США/ тройская унция) 1 571,6 1 669,0 6
* Источник: URL: http://www.gold.org/supply-and-demand/gold-demand-trends/back-issues/gold-demand-trends-full-year-2013
** Итоговая сумма может не совпадать из-за округления показателей.
Приведенные показатели свидетельствуют, что главной отраслью, потребляющей золото, является ювелирная промышленность - одна из наиболее стабильно развивающихся областей мировой экономики. Начало активного развития ювелирного производства приходится на 80-е гг. прошлого века, что в первую очередь связано с общим повышением благосостояния населения многих стран мира, а следовательно, с ростом количества потенциальных покупателей и увеличением емкости мирового ювелирного рынка. В 2013 г. по сравнению с 1981 г. потребление золота в ювелирной отрасли увеличилось почти в 2 раза. При этом надо отметить, что за более чем 30-летний период на рын-
ке драгоценных металлов сменилось несколько ценовых циклов, но периодическое увеличение цен практически не отражалось на общем объеме потребления в ювелирной отрасли, за исключением последнего кризиса (2009/2010 гг.), когда снижение производства золотых ювелирных изделий в мире в среднем составило около 23%, а в отдельных странах - почти в 2 раза (например, в России производство упало на 40%) [1].
Анализируя изменения в потреблении золота ювелирной промышленностью различных стран мира за последние 5 лет, можно отметить, что общая тенденция опережающего роста потребления металла в ювелирной промышленности развиваю-
щихся стран, особенно Китая и Индии, со- спроса на ювелирные изделия в этих стра-храняется и в настоящий момент. В пер- нах (табл. 2). вую очередь это связано с увеличением
Т а б л и ц а 2
Мировой спрос на ювелирные изделия по регионам (2008-2012)*
Спрос на ювелирные изделия, млрд долл.
2011 2012 В среднем за 2008-2012
Большой Китай** 7,9 8,1 4,7
Индия 6,2 8,5 5,5
Европа (без учета стран СНГ) 1,4 1,3 0,6
США 2,3 2,2 1,4
Турция и Ближний Восток 1,8 2,2 2,8
Дальний Восток 0,9 0,8 0,9
Прочие 5,2 6,0 3,5
Общий спрос*** 25,6 29,1 19,4
* Источник: Лаптева А. В. Меры государственного стимулирования экспорта в России и за рубежом. - URL: http://
www.probpalata.ru/ upload/ stim-export.pdf (дата обращения: 06.10.2014).
** Большой Китай включает Гонконг, Тайвань и Макао.
*** Итоговая сумма может не совпадать из-за округления показателей.
Таким образом, XXI век вносит изменения в мировой «табель о рангах» не только производителей и потребителей золота, но и изготовителей и потребителей ювелирной продукции. Если во второй половине XX в. его возглавляли развитые страны, то сейчас первенство перешло к развивающимся странам, в первую очередь к Китаю и Индии, сумевшим опередить Италию -признанного лидера в производстве ювелирных изделий конца XX столетия, и США - лидера в их потреблении.
Особенности внутреннего ювелирного рынка КНР и перспективы его развития
Прежде чем охарактеризовать особенности ювелирного рынка КНР, необходимо заметить, что существуют традиционные различия между развитыми и развивающимися рынками как в мотивах спроса на ювелирную продукцию, так и в факторах, его определяющих. В развитых странах при покупке ювелирных изделий на первый план выходят художественные и эстетические аспекты, например, насколько гармонично через форму ювелирного украшения переданы имеющиеся в обществе представления о красоте и гармонии, насколько оригинально и выразительно
стилевое решение, насколько изделие соответствует господствующим в данное время тенденциям в области моды. Соответственно, одними из главных составляющих ценности изделия для покупателя являются мастерство ювелира и изобретательность дизайнера. В этой связи значительную часть спроса в развитых странах определяют обеспеченные слои населения. Поэтому основным фактором, формирующим платежеспособный спрос, будет общеэкономическая ситуация в стране (регионе), определяющая уровень благосостояния состоятельных категорий граждан. Несколько иная ситуация складывается в развивающихся странах, где основной спрос сконцентрирован на изделиях с минимальными затратами труда. То есть для потребителей наибольшую роль при выборе украшения играют такие параметры, как вес украшения и проба ювелирного сплава (содержание чистого драгоценного металла). Это связано с тем, что здесь ювелирные украшения рассматриваются населением как форма хранения сбережений и способ их защиты от инфляции. Поэтому на таких рынках наряду с уровнем доходов населения и численностью среднего класса немалое влияние будет оказывать ценовая конъюнктура на рынке драгоценных ме-
таллов. Исходя из вышесказанного процессы, происходящие в настоящий момент на ювелирном рынке Китая, было бы ошибочно рассматривать в отрыве от изменений мировых цен на золото. Так, например, фантастический спрос на золото в КНР в 2013 г. объясняется, в том числе, и значительным падением цены на данный драгоценный металл (рис. 1). В настоящее
время ювелирный рынок Китая относится, скорее, к развивающимся рынкам, однако, как будет показано ниже, процесс переориентации из модели, в основном базирующейся на инвестициях и экспорте, в более сбалансированную форму с развитым коммерческим и потребительским сектором уже начался.
Изменение в % к предыдущему году
Среднемировая цена на золото, долл. США/ тройская унция Примечание: данные за 2014 г. взяты по результатам первого полугодия
Рис. 1. Динамика изменения мировых цен на золото в 2001-2014 гг. [6]
Как характерно для рынков развивающихся стран, китайские производители для внутреннего рынка изготавливают в основном несложные изделия из 24-каратного золота. Китай импортирует преимущественно изделия итальянского производства 18-каратной пробы (750-я метрическая) с определенными ювелирными вставками, номенклатура которых достаточно ограничена. Экспортируются преимущественно изделия с пробой 14 и 18 карат для западного рынка (как правило, через компании Гонконга); 24-каратные изделия без вставок и высокопробные золотые изделия с бриллиантовыми вставками для внутреннего рынка Гонконга. При этом значительный объем ювелирного предложения изделий из 24-каратного золота и изделий с брилли-
антами в Гонконге покупается туристами из Китая, поскольку изделия в Гонконге не облагаются налогом, они более доступны по цене, особенно это касается изделий с бриллиантами. Структура потребительского спроса на золотые ювелирные изделия по виду используемого сырья на внутреннем рынке КНР (рис. 2) свидетельствует о безусловном предпочтении покупателями 24-каратных изделий без вставок1.
Анализ спроса показывает, что в настоящее время 24-каратному золоту не могут составлять конкуренцию ни модные изделия из К-золота2, ни украшения из
1 URL: http://www.gold.org/supply-and-demand/ china-report
2 Изделия из 18-каратных сплавов золота без вставок или имеющие небольшие вставки из полудрагоценных и поделочных камней, которые по стоимости значительно ниже стоимости золотого сплава.
других драгоценных металлов, и в среднесрочной перспективе такая конкуренция не ожидается. Главным фактором, обусловливающим это предпочтение, является имеющая глубокие корни исторически сложившаяся культура владения золотом и многовековые местные традиции. Китайцы верят, что украшения из золота приносят счастье и являются прекрасным подарком. Например, новорожденным принято дарить золотую цепочку или браслет. Существуют традиционные подарки на Новый год, например, пластинки из 24-карат-ного золота с символами зодиака или жи-
вотного года (лошади, тигра или дракона). Эти пластинки ценятся и как способ вложения денег, и как произведения искусства. Китайцы считают 24-каратное золото в некотором смысле деньгами - слова «деньги» и «золото» в китайском языке обозначаются одинаковым иероглифом. Потребители, покупающие простые изделия из 24-каратного золота, убеждены, что они одновременно покупают и ценность, которая служит средством накопления и сохранения денег, и объект, который можно использовать как украшение.
Рис. 2. Структура потребительского спроса на золотые ювелирные изделия по виду используемого сырья на внутреннем рынке КНР
Основной спрос в секторе изделий из К-золота приходится на свадебные кольца, традиционно изготавливаемые из белого металла, часто с бриллиантовыми вставками. Здесь существует конкуренция между платиной и 18-каратным белым золотом. Долгое время платина пользовалась большим спросом из-за более высокой пробы и более высокой цены. Но в 2012 г. цены на золото и платину почти сравнялись, что вместе с не очень эффективной рекламной платиновых изделий привело к их вытеснению и увеличению на рынке доли изделий из белого золота. Следующее по значимости место в секторе изделий из К-золота занимают модные изделия из-
вестных импортных брендов, ввезенные преимущественно из Италии.
Оправой в изделиях со вставками (так называемые Гемма-сеты) обычно служат золотые сплавы с пробой 18 карат. Наибольшим спросом в качестве вставок пользуются бриллианты и другие, сравнимые с ними по цене цветные драгоценные камни. Эти изделия набирают популярность, но поскольку ранее они были не характерны для рынка Китая, их доля пока еще очень мала.
Большая часть простых 24-каратных золотых изделий в 2012-2013 гг. покупалась по весу, т. е. в магазине выбранное покупателем изделие взвешивалось, продавец пересчитывал цену по котировкам на день
покупки, затем сумма умножалась на коэффициент, учитывающий расходы на производство и реализацию. В итоге розничная цена изделия получалась примерно на 15-20% больше, чем стоимость использованного в нем золота [5].
Ювелирные изделия из серебра в последнее время становятся все популярнее. По данным информационного агентства Thomson Reuters GFMS, в последние 10 лет спрос на серебро вырос в Китае почти в 3 раза и составил в 2013 г. 1 762 тонны. Такие изделия, соответствующие самым последним тенденциям в ювелирной моде, высокого качества, часто с родиевым покрытием, больше всего популярны у молодых людей, которые хотят носить красивое и модное украшение, но вынуждены рассчитывать свой бюджет. Как правило, ка-
чество этих изделий не такое высокое, как изделий из белого К-золота. Однако необходимо заметить, что конкуренция со стороны серебра не так высока на рынке КНР, как в последние несколько лет на внутреннем рынке России.
Если рассмотреть потребительский спрос на рынке Китая (рис. 3) по виду используемого в изделии драгоценного металла в натуральном выражении (по массе), то можно заметить, что спрос на золотые украшения меньше, чем на серебряные, но значительно больше, чем на платину. Однако если оценивать по стоимости, то золото в 2013 г. было доминирующим металлом на ювелирном рынке и занимало 87% от стоимости всех ювелирных украшений.
Рис. 3. Структура потребительского спроса на ювелирные изделия по виду основного драгоценного металла по массе (слева) и по стоимости (справа)
Несмотря на то, что экономический рост Китая несколько замедляется, можно прогнозировать, что в среднесрочной перспективе спрос на ювелирные изделия сохранится на высоком уровне. Такие факторы, как высокая численность населения, продолжающаяся урбанизация, увеличение численности среднего класса и при этом увеличение доли населения, которое находится в рабочем возрасте, приведут к тому, что товары, производимые в Китае, все меньше будут идти на экспорт и все больше будут реализовываться внутри страны, причем рост потребления может обогнать рост ВВП на душу населения. На
спрос будет влиять и рост количества заключаемых браков: по оценкам Всемирного совета по золоту, около 40% потребления золота в Китае в 2012-2013 гг. приходилось на подарки по поводу бракосоче-тания1. Наиболее традиционным подарком для китайской невесты является набор из пяти изделий: цепочки, подвески, браслета, кольца и серег. Рост количества населения соответствующего возраста вместе с ростом общего благосостояния и платеже-
1 URL: http://www.gold.org/supply-and-demand/ china-report
способности будут способствовать росту спроса на такие подарки.
В ближайшие годы экономика Китая будет расширяться, а это значит все больший спрос на инвестиции в золото. Причем поскольку слишком большие запасы на руках у населения наличных денег руководством КНР рассматриваются как недостаток, а экстенсивное владение золотом - как рост национального благосостояния, тенденция инвестировать в золото будет поддерживаться государством.
В заключение можно сказать, что развитие китайского рынка ювелирных изделий
стабильно и останется таковым в долгосрочной перспективе. И даже если на пути развития этого рынка и будут небольшие падения, то такие факторы, как большое население, ежегодный рост экономики, огромная денежная масса, которая может быть вложена в покупку драгоценных металлов, а главное - имеющая глубокие корни традиционная культура владения золотом, еще долгие годы будут приводить к необходимости обращать на Китай пристальное внимание и рассматривать его в качестве ключевого игрока на мировом ювелирном рынке.
Список литературы
1. Золотова С., Николичева С. Ювелирный рынок РФ в условиях вступления в ВТО / / Федерализм. - 2014. - № 2 (74). - С. 143-154.
2. Кремнева И. А. Основные тенденции развития мирового рынка золота : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2005.
3. Лаптева А. В. Меры государственного стимулирования экспорта в России и за рубежом. - URL: http://www.probpalata.ru/upload/stim-export.pdf (дата обращения: 06.10.2014).
4. Тан Хайпин. Свободные экономические зоны в экономике КНР : дис. ... канд. экон. наук. - М., 1998.
5. Albert L. H. Cheng. China's Jewellery Market. - URL: http://www.gold.org/jewellery/ china-market (дата обращения: 04.08.2014).
6. Eckert D. Goldpreis Narrt Experten und Spekulanten // Die Welt. Finanzen. - 2014. -Von. 20. - S. 13.
References
1. Zolotova S., Nikolicheva S. Yuvelirnyy rynok RF v usloviyakh vstupleniya v VTO [Russian Yewellery Market in Conditions of Joining the WTO], Federalizm [Federalism], 2014, No. 2 (74), pp. 143-154. (In Russ.).
2. Kremneva I. A. Osnovnye tendentsii razvitiya mirovogo rynka zolota. Dis. kand. ekon. nauk [Basic Trends in the Development of Gold Market]. Moscow, 2005. (In Russ.).
3. Lapteva A. V. Mery gosudarstvennogo stimulirovaniya eksporta v Rossii i za rubezhom [Steps of State Motivation of Export in Russia and Abroad]. (In Russ.). Available at: http://www.probpalata.ru/upload/stim-export.pdf (accessed 06.10.2014).
4. Tan Khaypin. Svobodnye ekonomicheskie zony v ekonomike KNR. Dis. kand. ekon. nauk [Free Economic Zones in Chinese Economy]. Moscow, 1998. (In Russ.).
5. Albert L. H. Cheng. China's Jewellery Market. Available at: http://www.gold.org/ jewellery/china-market (accessed 04.08.2014).
6. Eckert D. Goldpreis Narrt Experten und Spekulanten, Die Welt. Finanzen, 2014, Von. 20, S. 13.