Маркетинг
УДК 339.1+679.8/.9 DOI: 10.14529/ет090315
АНАЛИЗ РЫНКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Д.А. Карх, С.Р. Царегородцева, В.М. Гаянова, З.О. Фадеева
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
В статье рассмотрена динамика развития российского и зарубежного рынка ювелирных изделий за последние пять лет. Приведена статистика спроса на ювелирные украшения и проанализированы причины ежегодного прироста объема продаж ювелирных изделий посредством показателей, маркетинговых инструментов, а также за счет мнений аналитиков и экспертов из области ювелирного мастерства.
Было принято во внимание повышение конкуренции импортируемых ювелирных брендов в РФ, сформированной также ввиду сложившейся нестабильной экономической ситуации, охватившей большое число стран мира. Так, крупные производители России занимаются продажей украшений в собственных сетях, мелкие - в обычных ювелирных магазинах. Ювелирные магазины, реализующие изделия российских заводов, вынуждены формировать цены с учетом сегмента покупателей эконом-класса, без какой-либо надежды привлечь покупателей более высокого сегмента. В условиях кризиса спрос на эксклюзивные изделия и дорогие камни, как на наиболее надежные инвестиции, особенно в России, резко возрастает, что, несомненно, влияет на доходы государства в сторону убыли. Однако в ближайшие годы ювелирный рынок России ждет переориентация на массовый сегмент - эконом и средний класс, а также приход на рынок новых игроков.
Отмечается тот факт, что Россия владеет большой территорией, имеющей необходимую сырьевую базу для достижения успехов в ювелирной отрасли, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Реализуя ювелирную продукцию в восьми странах мира (США, Китай, Индия, Италия, Великобритания, Япония, Турция, Ближний Восток), Россия занимает лидирующие позиции в области торговли ювелирными украшениями, соперничая с крупными зарубежными брендами. Таким образом, рассмотрены благоприятные перспективы развития ювелирной промышленности.
Ключевые слова: динамика развития, ювелирные украшения, объем продаж, ювелирная отрасль, ювелирные бренды, ювелирный рынок, ювелирная торговля, ювелирная промышленность, драгоценные металлы, драгоценные камни, показатели изделия, эталон качества, бриллиантовая индустрия, государственное регулирование.
Ювелирная промышленность тесно связана со многими участками экономики - гранильной промышленностью, алмазно-бриллиантовым комплексом, аффинажными предприятиями, финансовыми институтами - банками и пр.
Эта связь, обусловленная общим фактором работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ДМДК), нашла отражение в едином регулировании их деятельности государством через Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Вследствие чего все хозяйствующие субъекты, так или иначе имеющие отношение к работе с ДМДК, условно считают причастными к обобщающему расширенному понятию - «ювелирная отрасль», охватывающему всех участников рынка ДМДК.
Российский рынок ювелирных изделий в течение последних пяти лет демонстрирует рост: согласно результатам маркетинговых исследований, динамика развития ежегодно составляет 2530 %. На сегодняшний день этот сегмент рынка оценивается приблизительно в 4 млрд долларов.
Нестабильная ситуация на рынке золота хоть и вызвала значительное повышение цен на ювелирную продукцию из этого драгметалла (рост порядка 30 %), но это не отразилось на покупа-
тельском спросе и объемах продаж ювелирных изделий.
Динамично увеличивается доля покупок дорогостоящих ювелирных изделий из бриллиантов (рост порядка 30 % в год). Современные покупатели все больше внимания уделяют качеству продукции, бренду и стране-изготовителю, привлекательному дизайну и эксклюзивности драгоценных изделий. Стабильное развитие ювелирного рынка является результатом повышения благосостояния населения и, как следствие, роста его покупательской способности.
Ключевыми показателями изделия являются стоимость изготовления, качество вставок и бренд производителя. Единственное украшение, которое действительно представляет инвестиционную ценность, - это изделие из золота с крупными бриллиантами.
За год цены на бриллианты массой от 1 карата выросли в среднем на 6 %. За последние 5 лет 3-каратные бриллианты в стабильности роста стоимости уступают только банковскому золоту и являются, пожалуй, единственным действительно выгодным для инвестиций вложением.
Сейчас наблюдается увеличение спроса на ювелирную продукцию, причем на товары класса
премиум - на украшения с камнями первой группы (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды).
По мнению экспертов, ежегодный прирост объема продаж ювелирных украшений составляет примерно 13 %. Столь быстрый рост продаж многие склонны объяснять нестабильностью основных валют и стремлением людей сохранить сбережения в золотых ювелирных украшениях. Многие, приобретая золотые кольца, серьги, браслеты и другие изделия, считают это отличным капиталовложением. Реализация ювелирных украшений сосредоточена на восьми основных рынках мира, на которых приходится примерно 75 % объема продаж, эти рынки представляют: США, Китай, Индия, Италия, Великобритания, Япония, Турция, Ближний Восток. По рейтингу реализации ювелирных украшений продолжает лидировать США, далее Китай и Индия. На производство ювелирных украшений расходуется примерно 85 % от общего объема добываемого золота.
Если рассматривать изготовление ювелирных изделий по сегментам, то наибольший сегмент представляют ювелирные украшения с бриллиантами, занимающий 45 % ювелирного рынка мира, это примерно 80 миллиардов долларов. Далее на втором месте стоит производство ювелирных украшений из золота, их доля составляет 43,5 %. Ежегодный прирост производства составляет 5,7 %. Мировой рынок ювелирных украшений, по прогнозам некоторых экспертов, будет развиваться и дальше - возрастать на 4-5 % с каждым годом, и к 2015 году объем продаж достигнет 250 миллиардов долларов. Также ожидается, что Китай и Индия через 2-3 года образуют крупный рынок с более 30 % объемом продаж мирового рынка. Ближний Восток охватит 10 % от всех мировых продаж ювелирных украшений, основное производство ювелирных изделий переместится в те страны, где затраты будут минимальны. Также ожидается ускорение темпов производства и расширение ассортимента украшений [1].
На общем фоне мировых рынков ювелирных изделий российский рынок занимает небольшой сегмент. На сегодня он оценивается примерно 1,52 миллиарда долларов и развивается стремительными темпами с ежегодным 30 % приростом [2].
По мнению аналитиков, 50 % объема продаж изделий ювелирной промышленности России составляют изделия из драгоценных металлов, таких как золото, серебро, платина и т. п., и 50 % приходится на украшения с полудрагоценными и драгоценными камнями. Наиболее популярны и пользуются большим спросом у женщин России кольца, серьги, цепочки. Такие изделия, как броши, колье покупают для себя процентов 10 опрошенных женщин. Мужчины преимущественно приобретают для ношения цепочки, их покупают 42 % опрошенных мужчин, другие изделия, как булавки для галстука, запонки, спросом не пользуются. На
российском рынке импортируемых ювелирных изделий основную долю составляют, в последнее время, серебряные изделия примерно 87 %, а остальные 13 % приходится на ювелирные украшения из золота. Основные страны-импортеры изделий в Россию - Китай, Турция, Таиланд. Изделия из этих стран заполонили российский рынок дешевой продукцией, и это является одним из главных факторов, которые сдерживают развитие отечественного производства, так как производимая продукция не выдерживает конкуренции с импортируемым дешевым товаром. Ввоз ювелирных изделий в 7-10 раз превышает экспорт российских ювелирных изделий. И в предстоящие пять лет эта тенденция не изменится. Как всегда, спрос на ювелирном рынке определяется уровнем благосостояния населения, его платежеспособностью. Снижение платежеспособности людей приводит к резкому снижению объема продаж ювелирных изделий [3].
Ювелирная продукция российского производителя на мировом рынке считается эталоном качества и поэтому она пользуется на рынке большим спросом. Покупателя привлекает высочайшее качество материалов и их обработки. Понятно, что при любом выборе товара потребитель руководствуется двумя критериями - качество и цена. И если по качеству российские ювелирные изделия, как серийного производства, так и эксклюзивные, не уступают изделиям из Китая, Турции, Таиланда, то по ценовому критерию наши производители проигрывают полностью. Негативным фактором при производстве и сбыте является и высокая доля теневого оборота. Черный рынок продолжает удерживать, по мнению специалистов, до 60 % объема российского ювелирного рынка. И выжить российскому производителю может помочь только государство, с принятием ряда мер, необходимых для защиты потребителя от потока нелегальной низкокачественной продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, заполонившей российский рынок.
Отсутствие продуманной маркетинговой стратегии у российских производителей приводит к тому, что доля зарубежной ювелирной продукции на российском рынке составляет свыше 6570 %. Производители отечественной продукции продолжают вести борьбу с отрицательным имиджем, который сложился в 1990-х годах и до сих пор сохранялся, не претерпевая значительных изменений.
В 2013 году наибольший уровень интереса к ювелирным украшениям проявлялся у покупателей в возрасте от 20 до 30 лет. Мотивы приобретения ювелирных украшений можно разделить на 2 основные группы - приобретение украшения для себя и приобретение украшения для кого-то.
По данным Росстата в России общий объем рынка драгоценных камней и металлов занимает лишь 1,3 % в объеме ВВП, если оценивать его в
денежном выражении. А в общем обороте всей розничной торговли продажа ювелирных украшений составляет всего около 1 %, несмотря на то, что Россия - один из мировых лидеров по добыче золота, платины, алмазов и некоторых других драгоценных камней и металлов. С момента присоединения России к ВТО ставка таможенной пошлины на ввоз ювелирных камней составляла 15 %, а на ввоз готовых изделий - 20 %. Уже через 3 года, к середине 2017, произойдут изменения пошлин -ставка на ввоз камней составит 10-15 %, а на готовую продукцию - 10 % [4, 5].
На развитие ювелирной отрасли в России влияют такие факторы, как сезонность продаж, распространение массовых кампаний ведущих игроков, несовершенство российского законодательства, устаревшие производственные мощности предприятий и даже, с недавнего времени, вступление России в ВТО [8].
Но несмотря на это, рынок ювелирных изделий в России имеет стремительные темпы роста в последние годы.
По данным исследования, проведенного компанией Экспресс-Обзор, 35, 6 % от объема рынка ювелирных изделий приходилось на Центральный ФО. На втором месте по этому показателю находился Приволжский ФО, однако его доля была значительно меньше и не превысила 20 %. Также в тройку лидеров вошел Северо-Западный ФО. Объем рынка ювелирных изделий в этом округе был в 1, 5 раза ниже, чем в Приволжском.
Объемы производства изделий из серебра в последние годы значительно сократились по причине перенасыщения рынка. Во время кризиса многие предприятия выжили за счет увеличения производства изделий из серебра, которые охотнее покупали, но это вызвало обратную реакцию. Значительное предложение серебра на рынке привело сегодня к спаду спроса.
В России насчитывается свыше 22000 предприятий, занимающихся торговлей ювелирными изделиями. Распределение по федеральным округам выглядит следующим образом: почти половину (45 %) занимает Центральный ФО, далее идет Южный и Приволжский ФО. Замыкает список Дальневосточный ФО
Возросший спрос на дорогие высококачественные ювелирные украшения привел к росту числа магазинов, специализирующихся на продаже известных европейских ювелирных и часовых марок («Carrera», «GiorgioVisconti», «Magerit», «Raima», «Sidra», «VanDerBauwede» и др.).
Продукция российских ювелиров востребована как на внутреннем, так и на внешних рынках. Экспорт российских ювелирных изделий ориентирован преимущественно на страны СНГ и ближнего зарубежья. Из стран дальнего зарубежья основными экспортерами являются Германия, Швейцария, Польша и США.
В настоящее время основной поток импортных изделий стал составлять прямую конкуренцию отечественной ювелирной продукции в среднем ценовом сегменте. Росту импорта способствуют высокие налоги и пошлины, которыми облагается в России драгоценное сырье и оборудование для производства ювелирной продукции. Это автоматически увеличивают себестоимость производства отечественных украшений на 38 %. Вследствие чего они неминуемо проигрывают ценовую конкуренцию с импортными изделиями.
Как сообщает портал «Zohar Jewelry Collection», рынок ювелирных изделий премиум класса практически потерян российскими производителями. Хотя по дизайну, качеству исполнения изделия, выпускаемые российскими мастерами, ни в чем не уступают известным зарубежным «брендам», «лакшери»-покупатели предпочитают приобретать украшения «раскрученных» фирм. Российские ювелирные заводы, несмотря на имеющиеся у них возможности, практически не имеют доступа на рынок «лакшери-украшений» как внутри страны, так и, тем более, за рубежом. Ювелирные бренды реализуются через бутики, поэтому заводы вынуждены довольствоваться сегментом покупателей эконом-класса.
Торговля ювелирными изделиями данной категории производится в монобрендовых и муль-тибрендовых салонах. А поскольку политика «брендовых» компаний предусматривает строгий контроль за сбытом своего товара, их изделия продаются в дорогих бутиках. Цены на брендовые украшения в отечественных бутиках на десятки процентов выше, чем в зарубежных, поэтому российские покупатели предпочитают приобретать брендовые изделия за рубежом.
Российские крупные производители предпочитают продавать украшения в собственных сетях, мелкие - в обычных ювелирных магазинах. Ювелирные магазины, торгующие изделиями российских заводов, также вынуждены довольствоваться сегментом покупателей эконом-класса, без каких-либо шансов привлечь покупателей более высокого сегмента. Покупка эксклюзивных украшений российского производства чаще всего происходит «по знакомству» и, чаще всего, у известных в определенном кругу дизайнеров ювелирных украшений.
Ювелирный рынок в России имеет очень широкие перспективы для развития и роста благодаря и сырьевой базе России, и вековым традициям ювелирного дела, которые без преувеличения знают и почитают во всем мире.
Несмотря на конкуренцию со стороны бижутерии, рынок ювелирных изделий в среднесрочной перспективе продолжит свой рост.
Мировой рынок ювелирных украшений, по прогнозам некоторых экспертов, будет развиваться и дальше - возрастать на 4-5 % с каждым годом, и к 2015 году объем продаж достигнет 250
миллиардов долларов. Также ожидается, что Китай и Индия образуют крупный рынок с более 30 % объемом продаж мирового рынка. Ближний Восток охватит 10 % от всех мировых продаж ювелирных украшений, основное производство ювелирных изделий переместится в те страны, где затраты будут минимальны. По данным «КобТпусб!», ожидается ускорение темпов производства и расширение ассортимента украшений.
Спрос на бриллианты по всему миру будет весьма высоким, однако интерес покупателей к наиболее дорогим и редким камням упадет, а большей популярностью будут пользоваться алмазы среднего и маленького размеров. США, возможно, будут держать бриллиантовую индустрию на плаву, в то время как экономика Индии и Китая пока под вопросом. Именно поэтому сделать точный прогноз, касающийся бриллиантовой отрасли, сейчас проблематично. Однако наиболее состоятельные клиенты и коллекционеры в 2014 году продолжали покупать редкие камни, что дает нам право прогнозировать рост спроса на цветные алмазы.
В первом полугодии 2014 г. суммарный объем производства ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней составил 40 898 797 070 руб., что составляет около 51 % от объема производства за весь 2013 г. (80 225 414 580 руб.). Можно сделать предварительный прогноз о крайне незначительном росте производственной отрасли России, близком к стагнации - прокомментировали аналитики РИА «РосЮвелирЭксперт». Таким образом, развитие российской ювелирной промышленности в 2014 г. коррелирует с общими тенденциями в экономике страны [10].
По прогнозу аналитиков, до 2017 г. объем рынка будет увеличиваться на 4,6 % и 6,7 % ежегодно в натуральном и стоимостном выражении. В целом ювелирный рынок России имеет широкие перспективы для развития и роста, благодаря сырьевой базе России, вековым традициям ювелирного дела и изменениям в правовом регулировании [9]. При существующей модели потребления рынок будет полностью насыщен не более, чем за 8 лет. По оценкам специалистов, в настоящее время рынок насыщен лишь на одну треть, что говорит о возможности принятия новых игроков.
Одной из тенденций рынка ювелирных изделий является увеличение доли интернет-торговли. Психологически россияне пока настороженно относятся к возможности приобретения товаров через интернет-магазин, тем не менее, данный сегмент демонстрирует тенденцию к росту. Если в 2010 г. доля покупок ювелирных изделий через Интернет оценивалась на уровне 1 %, то в 2013 г. она составляет не менее 2,5-3 % [9].
В период мирового экономического кризиса на рынке элитных товаров и предметов роскоши усилилась тенденция к расширению традиционного бизнеса за счет открытия новых направлений.
Так, «Ferragamo» и «Dolce & Gabbana» запускают свои линии эксклюзивных украшений. Модные дома «Dior» и «Chanel», «Lui Vitton» открывают ювелирные бутики. В то же время крупные ювелирные компании, такие как «Cartier» или «BVLGARI» предлагают под своими марками изделия из кожи, солнцезащитные очки и другие аксессуары.
По данным исследования «Ювелирные изделия премиум-класса. Анализ предложения и спроса на изделия ведущих ювелирных брендов в России и мире», среди брендов-лидеров ювелирной индустрии высшего ценового сегмента заметно движение в сторону «массовости»: «Cartier», «BVLGARI», «Mikimoto», «Damiani», «Lalique» активно позиционируют себя как производители украшений свадебной тематики, кольцо этих пре-миум-марок можно приобрести от 1000-2000 долл США. В целом можно сказать, что производители ювелирной роскоши стремятся к охвату большего количества покупателей, в первую очередь, за счет растущего среднего класса [7].
В ближайшие годы ювелирный рынок России ждет переориентация на массовый сегмент - эконом и средний класс, так как себестоимость продукции в этой нише ниже, а спрос на нее при этом более стабилен. Как следствие, не исключено, что некоторые игроки и вовсе покинут рынок.
В 2014 г. темпы роста сформировались на уровне не выше 10 %, и это, скорее, оптимистичный сценарий: как показывает практика, спрос на ювелирные изделия в период экономического спада и сокращения потребительских доходов, как правило, значительно снижается, так как для данной товарной группы, конечно, характерна весьма высокая эластичность.
Немаловажно отметить, что цены на золото по сравнению с 2013 г. уже начали расти. «После 2013 г., когда цена на золото упала примерно на 30 %, 2014 г. начался с возрастающего тренда, -говорит директор, член Наблюдательного Совета «Моор Стивенс СНГ» Гевин Стоддарт. - Цена на золото с 1220 долл. за унцию поднялась до 1340 долл., продемонстрировав почти 10 %-ный рост менее чем за два месяца».
Причины этого частично отражены в годовом обзоре, выпущенном Всемирным советом по золоту. Согласно ему, в 2013 г., с одной стороны, спекулятивный интерес западных рынков к золоту существенно снизился, но с другой - значительно возрос спрос на физическое золото - золото в слитках и монетах - на 28 % (1654 тонны), а также вырос спрос на ювелирные изделия - на 17 % (2209 тонн). Центральные банки, в том числе России и Китая, продолжали покупать золото.
Таким образом, на рынке золота сложилась необычная картина, когда спрос на физическое золото растет, в то время как спекулятивный спрос на «бумажное» золото падает в ожидании восста-
новления мировой экономики и отмены государственных мер стимулирования.
«Учитывая тот факт, что позиции «бумажного» золота примерно в 100 раз выше против физического золота, общим итогом 2013 г. было снижение цен на золото. Последнее заявление Федеральной резервной системы США о продолжении политики стимулирования экономики США также является значительным фактом влияния на последующие изменения цен на золото. Принимая все это во внимание, вряд ли биржевые игроки, играющие на понижение цены на золото, смогут и далее поддерживать данную позицию. Более того, рост цены в первые два месяца текущего года - это первый показатель того, что короткие позиции на бирже начали закрываться. Если это продолжится, то можно ожидать дальнейшего повышения цены на золото», - заключает Гевин Стоддарт [11].
Что касается санкций, то в ювелирной отрасли не будет каких-то больших проблем, хотя в ювелирном производстве, конечно, присутствуют высокотехнологичные станки и прочие машины, которые зависят от импортных расходных материалов и программ новых разработок. Но процентов на 60-70 российские предприятия ювелирной отрасли независимы от внешних манипуляций. И в принципе ювелирная отрасль никак не должна пострадать от каких-либо санкций.
Возможно, санкции повлияют опосредованно - общее сокращение денег на рынке приводит к сокращению продаж. Российские банки деньги брали за рубежом, теперь не смогут. Рынка дорогих украшений это коснется в меньшей степени.
Однако в рознице во время санкций надо меняться, менять форматы, ассортимент, заниматься маркетингом, подачей товара, понимать своего потребителя и продавать ему не золото, а эмоцию, энергию, статус. Меняться надо и производителям, создавая коллекции с историей, легендой, с интересной подачей, с демонстрационной витриной, с упаковкой.
Далее рассмотрим факторы, относящиеся к четырем стратегическим сферам - политической, экономической, социальной, технологической, которые, с точки зрения экспертов, в современных условиях могут оказать наиболее сильное влияние на формирование и тенденции развития рынка ювелирных изделий страны.
В группе политических факторов были выделены: налоговое и таможенное законодательство; Таможенный союз ЕврАзЭС (договорно-правовая база); вступление России в ВТО.
В ряду экономических факторов: рост цен на сырье, высокие процентные ставки банковских кредитов, обязательное клеймение ювелирных изделий, реформирование системы пробирного надзора, возрастание внешней конкуренции, наличие «черного рынка», влияние рынка скрытой конкуренции со стороны взаимозаменяемых товаров,
усиление кризисных проявлений в экономике страны и мира, нехватка средств на проведение эффективных рекламных кампаний.
К числу значимых социальных факторов экспертами отнесены: сокращение реальных доходов россиян (низкая платежеспособность), изменения экономических представлений населения (покупка ювелирных изделий не рассматривается как выгодное вложение), изменения профессиональных ориентиров молодежи (непривлекательность условий труда), загрязнение окружающей среды.
Технологические факторы: ограниченные средства на обновление оборудования, медленное внедрение новых технологий [3].
По мнению Ю. Е. Сапожниковой, в настоящее время российские производители ювелирных изделий и розничные операторы ювелирного рынка отмечают ряд общих проблем, наличие которых пока не позволяет говорить о благоприятных условиях существования и развития российской ювелирной промышленности и торговли. На эффективное развитие отрасли в современных условиях оказывает давление ряд сдерживающих факторов, среди которых:
- более высокая себестоимость продукции российских производителей по сравнению с изделиями зарубежных производителей, вызванная действующими налогами, таможенными пошлинами и кредитными ставками;
- значительный рост вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней для переработки в готовые ювелирные изделия вне территории России, в целях ухода от налогообложения (по да-вальческой схеме);
- высокая доля нелегального (теневого) рынка ювелирных изделий и драгоценных камней;
- недостаточная государственная поддержка организаций, занимающихся производством изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, и одновременно слабый государственный контроль над розничной реализацией ювелирных изделий;
- низкая заинтересованность со стороны государственных органов в расширении экспорта ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, несовершенство механизма саморегулирования отрасли [6].
На рынке ювелирных изделий присутствует сезонность. Так, основной объем продаж на розничном рынке приходится на последнюю декаду января и период с 23 февраля по 8 марта [9].
В 2013 г. на рынок оказали влияние такие факторы, как нестабильность цен на драгоценные металлы, маркетинговая политика, стимулирующая спрос, а также снижение покупательской способности населения. Эти факторы будут иметь разнонаправленное действие, поэтому темпы прироста рынка могут быть ниже показателей 2012 г. Ухудшающаяся экономическая конъюнктура окажет
негативное влияние на все потребительские рынки, и ювелирный ритейл не станет исключением.
Среди факторов, сдерживающих развитие рынка ювелирных изделий России, - отсутствие нормативной базы стандартов качественно-цветовых характеристик драгоценных камней и обязательных требований к качеству ювелирных изделий. Поэтому создание Национального Стандарта «Ювелирные камни. Термины и определения» необходимо для прозрачного и доверительного ведения ювелирного бизнеса в России, повышения его инвестиционной привлекательности и доверия потребителей к российским ювелирным изделиям [8].
Также сдерживающими рост рынка факторами являются:
- более высокая себестоимость продукции российских производителей по сравнению с аналогичной зарубежной продукцией, вызванная действующими налогами и таможенными пошлинами;
- значительный объем контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий на российском рынке;
- рост импорта ювелирных изделий в Россию, значительно превышающий темпы роста продукции отечественных производителей;
- избыточное государственное регулирование рынка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов.
Итак, при определении перспектив и путей оптимизации развития рынка ювелирных изделий России в современных экономических условиях на первый план выходят следующие задачи:
- реформирование нормативно-правовой базы с целью создания необходимых условий для развития добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, экспорта изделий российской ювелирной промышленности;
- изменение системы налогообложения и условий поставки изделий на экспорт;
- борьба с теневым оборотом ювелирных изделий;
- создание равных конкурентных условий для ювелирных предприятий;
- расширение рынков сбыта и возрастание конкурентоспособности производимой продукции за счет внедрения современных производственных, финансовых и маркетинговых технологий;
- совершенствование регулирования безопасности и качества товаров, в т. ч. и ювелирных изделий, поступающих на внутренний рынок страны;
- изучение опыта Китая, Индии и Турции с точки зрения активной государственной поддержки ювелирного производства, которая успешно применяется в этих странах;
- снижение числа запретов и ограничений со
стороны государства в отношении российского ювелирного бизнеса, уход от избыточного регулирования.
- разработка комплекса мер, который позволил бы российским ювелирным заводам расширить экспортные поставки своей продукции на мировые рынки.
Таким образом, проблематика развития рынка ювелирных изделий России требует реорганизации всей системы государственного регулирования и контроля оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, функционирование которого оказывает существенное влияние на отдельные рынки и секторы экономики, структуру национальной экономики в целом.
Литература
1. Российский ювелирный рынок: особенности, текущее состояние и перспективы развития: Ежегодный аналитический отчет / РИА «Рос-ЮвелирЭксперт». - СПб.: 2014.
2. Россия' 2014: Стат. справочник /Росстат. - М.: 2014. - 62 с.
3. Антипин, Ф.А. Ювелирный рынок России: современное состояние и тенденции развития / Ф.А. Антипин // Экология и безопасность жизнедеятельности: сб. статей XI Межд. науч.-практ. конф. / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2011. - С. 3-6.
4. Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru.
5. Воронина, Ю. Камушки-то непростые // Российская бизнес-газета. - № 914 (36) от 17.09.2013.
6. Сапожникова, Ю.Е. Стратегическое планирование как основа перспективного развития холдинга ювелирной отрасли промышленности / Ю.Е. Сапожникова // Бизнес в законе. - 2013. -№ 1. - С. 279-281.
7. Ведущие ювелирные бренды расширяют целевую аудиторию // РБК. Исследования рынков. -http://marketing.rbc.ru/news_research/10/09/2013/56 2949988839653..shtml
8. До 2017 г. прогнозируется рост объема рынка ювелирных изделий на 6,7 % ежегодно // РБК. Исследования рынков. - http://marketing.rbc.ru/ news_research/22/03/2013/562949986337194.shtml
9. Ежегодные темпы роста рынка ювелирных изделий составляют порядка 10-15 % // РБК. Исследования рынков. - http://marketing.rbc.ru/ news_research/18/12/2013/562949990018225.shtml
10. Отраслевой портал участников ювелирного рынка РЕСТЭК ШЫШЕХ. - http://rjexpert.ru/
11. Сорокина, М. Ювелирный рынок: «Кто не сможет, тот уйдет». - http://www.ksonline.ru/ stats/-/id/2854/
Карх Дмитрий Андреевич. Доктор экономических наук, доцент, проректор по научной работе, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), [email protected].
Царегородцева Светлана Ростиславовна. Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Коммерции, логистики и экономики торговли, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), [email protected])
Гаянова Венера Медетовна. Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Коммерции, логистики и экономики торговли (г. Екатеринбург), [email protected])
Фадеева Зоя Олеговна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры Коммерции, логистики и экономики торговли, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), [email protected]
Поступила в редакцию 10 мая 2015 г.
DOI: 10.14529/em090315
ANALYSIS OF THE JEWELRY MARKET
D.A. Karkh, S.R. Tsaregorodtseva, V.M. Gayanova, Z.O. Fadeeva
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
The article deals with the dynamics of development of the Russian and foreign jewelry market over the past five years. The statistics of the demand for jewelry is given and reasons of the annual growth in sales of jewelry through indicators, marketing tools, as well as by the views of analysts and experts from the field of jewelry are analyzed.
The increased competition of imported jewelry brands in the Russian Federation, formed due to the current unstable economic situation, which reached a large number of countries, was taken into account. Russian large manufacturers sell jewelry in their own networks; small producers sell in ordinary jewelry stores. Jewelry shops, which sell products of Russian factories, have to set prices based on the segment of economy-class customers, without any hope to attract customers of the higher segment. In a crisis, the demand for exclusive products and precious stones, as the most reliable investments, especially in Russia, sharply increases, which certainly affects the revenue side of the state in decline. However, in the coming days the Russian jewelry market is waiting for a shift towards the mass market, i.e. the economy and middle class, as well as appearance of new players in the market.
The authors note the fact that Russia has a large territory with necessary raw materials for achieving success in the jewelry industry, both domestically and externally. Realizing the jewelry products in eight countries (USA, China, India, Italy, UK, Japan, Turkey, the Middle East), Russia is a leader in the field of jewelry trade, competing with major foreign brands. Thus, favorable prospects for development of the jewelry industry are considered.
Keywords: dynamics of development, jewelry, sales volume, jewelry industry, jewelry brands, jewelry market, jewelry trade, jewelry industry, precious metals, precious stones, product characteristics, quality standard, diamond industry, state regulation.
References
1. Rossijskij juvelirnyj rynok: osobennosti, tekushhee sostojanie i perspektivy razvitija: Ezhegodnyj analiti-cheskij otchet [The Russian Jewelry Market: Features, Current Status and Prospects: an Annual Report]. St. Petersburg, 2014.
2. Rossija' 2014: Stat. spravochnik [Russia' 2014: Stat. Guide]. Moscow, 2014. 62 p.
3. Antipin F.A. Juvelirnyj rynok Rossii: sovremennoe sostojanie i tendencii razvitijaх [The Jewelry Market in Russia: Current State and Development Trends]. Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: sb. statej XI Mezhd. nauch.-prakt. konf. [Ecology and Safety of Ability to Live: Collected Articles XI Int. nauch.-practical. Conf.]. Penza, 2011, pp. 3-6.
4. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru
5. Voronina Ju. Kamushki-to neprostye [Pebbles-Difficult]. Rossijskaja biznes-gazeta [Russian Business-Newspaper], no. 914 (36), 17.09.2013.
6. Sapozhnikova Ju.E. Strategicheskoe planirovanie kak osnova perspektivnogo razvitija holdinga juvelir-noj otrasli promyshlennosti [Strategic Planning as a Basis for Future Development of Holding the Jewelry Industry]. Biznes v zakone, 2013, no. 1, pp. 279-281.
7. Vedushhie juvelirnye brendy rasshiijajut celevuju auditoriju. RBK. Issledovanija rynkov [RBC. Research of Markets]. Available at: http://marketing.rbc.ru/news_research/10/09/2013/562949988839653.shtml
8. Do 2017 g. prognoziruetsja rost ob"ema rynka juvelirnyh izdelij na 6,7 % ezhegodno. RBK. Issledovanija rynkov [RBC. Research of Markets]. Available at: http://marketing.rbc.ru/news_research/22/03/2013/ 562949986337194.shtml
9. Ezhegodnye tempy rosta rynka juvelirnyh izdelij sostavljajut porjadka 10-15 %. RBK. Issledovanija rynkov [RBC. Research of Markets]. Available at: http://marketing.rbc.ru/news_research/18/12/2013/ 562949990018225.shtml
10. Otraslevoj portal uchastnikov juvelirnogo rynka RESTJeK JUNWEX [RESTJEK JUNWEX]. Available at: http://rjexpert.ru
11. Sorokina M. Juvelirnyj rynok: «Kto ne smozhet, tot ujdet» [Who will not be able to Come out]. Available at: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2854/
Karkh Dmitrii Andreyevich, Doctor of Science (Economics), associate professor, Vice-Rector for Research, Ural State University of Economics (Ekaterinburg), [email protected]).
Tsaregorodtseva Svetlana Rostislavovna, Candidate of Science (Engineering), associate professor, assistant professor of the Department of Commerce, Logistics and Trade Economics, Ural State University of Economics (Ekaterinburg), [email protected]
Gayanova Venera Medetovna, Сandidate of Science (Economics), associate professor, assistant professor of the Department of Commerce, Logistics and Trade Economics, Ural State University of Economics (Ekaterinburg), [email protected])
Fadeeva Zoya Olegovna, Сandidate of Science (Economics), assistant professor of the Department of Commerce, Logistics and Trade Economics, Ural State University of Economics (Ekaterinburg), [email protected])
Received 10 May 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Анализ рынка ювелирных изделий / Д.А. Карх, С.Р. Царегородцева, В.М. Гаянова, З.О. Фадеева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2015. - Т. 9, № 3. - С. 106-113. Б01: 10.14529/ет090315
Karkh D.A., Tsaregorodtseva S.R., Gayanova V.M., Fadeeva Z.O. Analysis of the Jewelry Market. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2015, vol. 9, no. 3, pp. 106-113. (in Russ.) DOI: 10.14529/em090315