Научная статья на тему 'Юридическое образование и реализация права (по итогам стажировки в исправительном учреждении)'

Юридическое образование и реализация права (по итогам стажировки в исправительном учреждении) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА / INTERPRETATION OF LAW / РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / REGIME IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / LEGAL SCIENCE / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова Марина Витальевна

В статье рассматривается адаптация выпускников юридических вузов к юридической практике, а также способность грамотно понимать и применять нормы права при исполнении уголовных наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AND PRACTICE(based on the practical training in a correctional facility)

The article examines the question of how graduates of law institutes adapt for practice of law, as well as the ability to understand and apply the law correctly in the execution of criminal penalties.

Текст научной работы на тему «Юридическое образование и реализация права (по итогам стажировки в исправительном учреждении)»

УДК 340

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

(но итогам стажировки к исправительном учреждении)

© 2016 М. В. Мельникова

Аннотация. В статье рассматривается адаптация выпускников юридических вузов к юридической практике, а также способность грамотно понимать и применять нормы права при исполнении уголовных наказаний.

Ключевые слова: стажировка, толкование права, режим в исправительных учреждениях, юридическая наука, правоприменительная деятельность,

LEGAL EDUCATION AND PRACTICE (based on the practical training in a correctional facility)

© 2016 M. Melnikova

Summary. The article examines the question of how graduates of law institutes adapt for practice of law, as well as the ability to understand and apply the law correctly in the execution of criminal penalties.

Keywords: practical training, interpretation of law, the regime in correctional institutions, legal science, law enforcement activities.

Появление настоящей статьи обусловлено наблюдающимся в последние годы в нашей стране противоречием между возрастающей потребностью общества в компетентных, грамотных юристах, профессиональные знания которых должно соответствовать современным образовательным стандартам, и уровнем подготовки многих выпускников юридических вузов и факультетов, не всегда удовлетворяющим этим критериям. Очевидно, что повышение качества юридического образования невозможно без преподавателей-профессионалов.

Каждый действительно образованный юрист призван заниматься и научной и прикладной деятельностью, а высшая школа должна заложить эти навыки у курсантов (студентов), то есть сформировать у них юридическое мышление1. Преподавательская деятельность в ведомственных вузах ФСИН России включает в себя различные виды профессиональной деятельности: преподавание, воспитательная работа, методическая работа, повышение квалификации и др.

Повышение квалификации для работников сферы образования включает в себя не только повышение уровня теоретических знаний преподавателя, но и совершенствование их практических навыков и умений. Одна из форм повышения квалификации для преподавателя ведомственного вуза - это стажировка в учреждениях и органах работодателя, в данном случае - в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Это очень важный элемент организации практико-ориептированной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

1 Мельникова М. В. Основные принципы подготовки и проведения лекционного занятия по теории государства и права // Современное юридическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Самара, 8 февраля 2007 г.). -Самара, 2007.-С. 129,

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Под стажировкой подразумевается вид деятельности, связанной с приобретением опыта работы или повышением квалификации по специальности, она предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации2. Как видим, термин «стажировка» многозначен, в данном случае речь идет о повышении квалификации.

Для ведомственного вуза стажировка профессорско-преподавательского состава в практических органах играет важную роль и организуется с целью соотнесения теоретических знаний, разработанных юридической наукой, с их практической реализацией. Юридическая практика и юридическое образование - две взаимосвязанные стороны процесса обучения, так как практика включает в ссбя познавательный аспект, а образование -практический.

Стажировка профессорско-преподавательского состава вузов ФСИН России в этом процессе имеет большое значение для получения не только новых знаний в практической деятельности уголовно-исполнительной системы (это связано с постоянно меняющимся правовым регулированием деятельности УИС), но и возможности наблюдать за практической деятельностью выпускников вузов, их профессиональным становлением и развитием.

Важным остается вопрос, как выпускники юридических вузов адаптируются к юридической практике, как используют полученные теоретические знания в их практической реализации. Следует отметить, что выпускники Самарского юридического института ФСИН России сегодня показывают свою способность применять на практике приобретенные теоретические знания: знают систему нормативно-правовых актов Российской Федерации, умеют правильно находить, толковать и применять необходимые правовые акты, знают принципы деятельности органов власти и т. п. Отрадно видеть, что наши выпускники успешно продвигаются по карьерной лестнице: занимают должности начальников отделов, заместителей начальников исправительных учреждений.

Исполняя уголовные наказания, сотрудники УИС осуществляют, по сути, правоприменительную деятельность, требующую глубокого понимания содержания реализуемых норм права. Деятельность по осмыслению содержания нормативно-правовых предписаний для применения на практике в науке получила название толкования права.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере. Так, в ходе стажировки в колонии-поселении производился анализ факторов, оказывающих влияние на соблюдение режимных требований. Внимание привлекло весьма вольное толкование норм права правоприменительным (контрольно-надзорным) органом, касающихся понятия «режим» и привлечения осужденных к труду. Прокуратура по надзору за учреждениями, исполняющими уголовные наказания, в представлениях об устранении нарушений закона усматривает нарушение режима отбывания наказания при привлечении к труду осужден-ных-поссленцев, работающих в исправительных учреждениях других видов режимов. В связи с этим возникла необходимость анализа смысла нормы, подлежащей применению, через определение понятия «режим» в уголовно-исполнительном праве.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации дает понятие режима в исправительных учреждениях как «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом» (ч. 1 ст. 82 УИК РФ)3. Однако это общая нор-

2 См.: Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

ма-дефиниция, сами же условия отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях регулируются главой 13 УИК, Данные условия отбывания наказания варьируются в зависимости от вида режима исправительного учреждения, назначенного судом в приговоре. Порядок реализации осужденными условий отбывания наказания регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений4. Таким образом, можно сделать вывод о том, что режим в исправительных учреждениях - это порядок реализации условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

Можно выделить два аспекта в понятии «режим»: 1) режим отбывания наказания осужденными; 2) режим исполнения наказания администрацией исправительного учреждения, Таким образом, режим отбывания наказания - это установленный распорядок жизни осужденных к лишению свободы, а режим исполнения наказания - это порядок деятельности администрации исправительного учреждения по организации распорядка дня осужденных и обеспечению условий отбывания наказания,

В уголовно-исполнительном законодательстве выделяется группа норм, устанавливающих режимные требования, которые создают условия для применения различных средств исправления осужденных, например: ст. ст. 9, 103-105, 109 и др. Режим создает условия для применения различных средств исправления осужденных, например, режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду (обязанность осужденных трудиться), посещать воспитательные мероприятия и т. п.

Вопрос о смысловом наполнении юридической конструкции «режим исполнения (отбывания) уголовного наказания» — один из важнейших в уголовно-исполнительном праве. Безусловно, он находится в центре внимания специалистов-юристов. Но этот вопрос также привлекает внимание ученых и других отраслей знаний: психологов, педагогов, социологов и др. Тем не менее режим - это юридическая категория, с помощью которой устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех участников уголовно-исполнительных правоотношений: осужденных, представителей администрации исправительных учреждений. Посредством режима реализуется кара уголовного наказания, но вместе с тем режим имеет еще и определенное воспитательное значение для осужденного. Режим помогает приучить осужденных к порядку, труду, обучению, научить соблюдать правила общежития и т. п., создает необходимые условия для применения других средств исправления осужденных, таких как профессиональное обучение, привлечение осужденных к труду и др.

Требования режима логически взаимосвязаны с нормами, определяющими правовое положение осужденных к лишению свободы, и с положениями, регламентирующими условия отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях различного вида (гл. 16 УИК). Например, в колониях-поселениях отсутствуют такие признаки мест лишения свободы, как охрана и изоляция осужденных. Согласно п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК, осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии.

Что касается труда осужденных, в частности, осужденных-поселенцсв, то эти правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения (ч, 3 ст. 129 УИК),

4 См.: Марченко Д. Э, Проблемы обеспечения нрав осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях ФСИН России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. -№ 4(18)/2015. - С. 39^43.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

В уголовно-исполнительной политике Российского государства характерным всегда было и остается особое значение труда в период отбывания наказания в местах лишения свободы, при этом общественно полезный труд всегда являлся одним из средств исправления осужденных. Данная позиция закреплена и в ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Вместе с тем происходящие в последние годы социально-экономические преобразования в нашей стране изменили порядок использования труда осужденных. Речь идет о том, что при переходе экономики России к рыночным отношениям в хозяйственной деятельности исправительных учреждений возникли серьезные проблемы, связанные прежде всего с обеспечением осужденных оплачиваемым трудом. В отношении колоний-поселений возникшие сложности в организации труда осужденных стоят еще более остро. Использование труда осужденных-поселенцев определяется исходя из имеющихся производственных возможностей, наличия у осужденного специальности, а также состояния здоровья.

Как показывает практика, осужденные-поселенцы привлекаются администрацией данных исправительных учреждений к оплачиваемому труду на собственных производствах колоний-поселений, на предприятиях других учреждений уголовно-исполнительной системы, по хозяйственному обслуживанию учреждений УИС, в форме предпринимательской деятельности и т. п. Следует отметить, что формы организации труда осужденных не отличаются особым разнообразием в связи с отбыванием уголовного наказания, кото-рос влечет за собой определенные ограничения прав и свобод.

В вопросах трудоустройства осужденных-поселенцев имеются определенные проблемы: администрация исправительного учреждения не всегда имеет возможность трудоустроить всех осужденных. Положение усугубляется еще и тем, что в условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты заинтересованы в квалифицированных кадрах с неплохой репутацией (брать на работу преступников - желающих немного). И вот в такой ситуации возникает ряд вопросов, которые заставляют усомниться в правильном понимании контрольно-надзорным органом (сотрудниками прокуратуры по надзору за УИС) всей сложности проблемы, существующей в сфере трудовой занятости осужденных.

П. 3 ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»'^ прямо указывает на возможность привлекать осужденных к оплачиваемому труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их. Закон в данной норме не конкретизирует вид исправительного учреждения, а законодатель не указывает на возможность использования труда осужденных-поселенцев в исправительных учреждениях других видов режима, что позволяет толковать данную норму контрольно-надзорным органам как нарушение режима отбывания наказания.

Представляет особый теоретический и практический интерес определение правового статуса работника-осужденного, который носит комплексный характер. Это обусловлено тем, что на него распространяют свое действие нормы как уголовно-исполнительного (ст. 104 УИК), так и трудового права. Он реализует свои трудовые права и выполняет трудовые обязанности с ограничениями, предусмотренными нормами уголовно-исполнительного законодательства. Таким образом, статус осужденного-поселенца, привлекаемого к труду в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, например, в колониях общего режима, должен рассматриваться как статус работника, исполняющего возложенные на него трудовые обязанности, не смешивая его со статусом осужденного-поселенца, отбывающего наказание в колонии-поселении.

5 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.

Причинами такого положения дел могут быть:

1) пробелы в практико-ориентированном образовании (не зря мои размышления начаты с образования);

2) завышение контрольно-надзорными органами показателей эффективности своей деятельности.

Одной из наиболее важных задач, стоящих сегодня перед уголовно-исполнительной системой, - привлечение осужденных к труду. Это обстоятельство диктует необходимость разработки и реализации единой, научно обоснованной и грамотно реализуемой государством уголовной и уголовно-исполнительной политики, цель которой - переход от некоординированных действий государственных органов к политике, основанной на единой концепции в борьбе с преступностью. Соответственно пескоорди-нированность действий между органами власти способна резко ослабить деятельность государства в данном направлении.

Очевидно, что наше правосознание и поведение во многом определяются господствующими в данном обществе в данное время социально-экономическими отношениями. Однако всем нам и в первую очередь преподавателям права и практикующим юристам необходимо постоянно помнить об универсальном характере демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации. И, разумеется, в силу своих возможностей нужно стремиться к воплощению этих ценностей в жизнь.

Библиографический список

Большая советская энциклопедия, — М,: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред.2015 г.) // ВСНД и ВС РФ. — 1993. -№33.-Ст. 1316.

Марченко, Д. Э. Проблемы обеспечения прав осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях ФСИН России / Д. Э. Марченко // Вестник Самарского юридического института; научно-практический журнал. - № 4(18)/2015, — С. 39^43,

Мельникова, М. В. Основные принципы подготовки и проведения лекционного занятия по теории государства и права / М. В. Мельникова // Современное юридическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Самара, 8 февраля 2007 г.). - Самара, 2007. - С, 129.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 06.01.1997 № 1-ФЗ (ред. 2016 г.) И Собрание законодательства РФ. - 1997. — № 2. — Ст. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.