РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ1
© Аминов И.И.* *, Эминов В.Е.*
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва
В статье рассматриваются организационно-правовые основы реализации технологий «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России. Раскрываются механизмы эффективного социальнопсихологического и технолого-педагогического воздействия на осужденных с целью их социальной адаптации во время отбывания наказания в местах лишения свободы и эффективной ресоциализации после освобождения.
Ключевые слова: технологии «социальных лифтов», социальная адаптация, ресоциализация, условия отбывания наказания, система стимулов и поощрений, критерии оценки поведения осужденного.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, определяющее деятельность учреждений, исполняющих наказания, основывается на сформулированных в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Реализация этих принципов в деятельности исправительных учреждений, исполняющих наказания, требует четкого и обоснованного организационно-методического и нормативно-правового обеспечения.
В настоящее время для совершенствования порядка отбывания наказания и оптимизации соблюдения режимов в местах лишения свободы исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы России осуществляется внедрение технологий так называемых «социальных лифтов», способствующих созданию справедливой, эффективной и прозрачной сис-
1 Статья опубликована в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00256 (пункт договора 2.3.12).
* Доцент кафедры Уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат юридических наук, кандидат психологических наук, доцент.
* Профессор кафедры Уголовно-исполнительного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор.
108
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
темы стимулов осужденных к законопослушному поведению и инициативной ресоциализации.
Одной из задач по реформированию УИС России, поставленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1], выступает создание необходимых социально-психологических и воспитательно-педагогических условий для эффективной социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы, способствующих их дальнейшей ресоциализации после освобождения. Для решения данной задачи и предназначены технологии «социальных лифтов», сущность которых заключается в перемещении осужденных в зависимости от их законопослушания и степени участия в программах по ресоциализации в более или менее благоприятные условия содержания, то есть перевод либо с более сурового режима на более мягкий (лифт «вверх»), либо наоборот (лифт «вниз»). Конечным верхним пунктом назначения при этом выступает условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания. Одна из главных особенностей системы «социальных лифтов» - адресный, индивидуальный подход к каждому конкретному осужденному, использование широкого спектра разнообразных стимулов и предоставление возможности самому осужденному решать вопрос о том, как он будет отбывать наказание в местах лишения свободы.
Система «социальных лифтов», как сказано в Методических рекомендациях по их использованию в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства [2], представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.
Методическими рекомендациями конкретно регламентированы цели и основные задачи внедрения «социальных лифтов» в практику УИС, критерии оценки поведения осужденных, порядок их ознакомления с системой «социальных лифтов», условия документального подтверждения поведения осужденного, состав формирования комиссии исправительного учреждения по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний и порядок ее работы. Основная цель «социальных лифтов» обозначена как социализация и осуждённого и профилактика рецидива преступности.
В процессе включения осужденного в систему «социальных лифтов» его стабильно позитивное поведение может на каждом конкретном этапе (этаже «лифта») предоставить ему льготы и преимущества для перехода на
Юридические науки
109
следующий уровень. Дополнительные бонусы осужденный может заработать, если своими инициативными действиями загладит свою вину перед потерпевшими лицами возмещением ущерба, то есть компенсирует сумму их материальных утрат, назначенную к выплате судом. Причем, сделать это осужденному надо добровольно, без давления и напоминаний. А если осужденный еще напишет извинительное письмо жертве преступления, то сможет добавить себе еще несколько положительных баллов.
Если осужденный неукоснительно соблюдает порядок отбытия наказания, не имеет замечаний и выговоров, регулярно занимается по программе психологической коррекции, имеет явное желание порвать с уголовным прошлым и не состоит в криминальных сообществах, то он вполне может претендовать на условно-досрочное освобождение. При этом в соответствии со ст. 79 Уголовного кодекса РФ в зависимости от тяжести статьи он должен иметь за плечами не менее одной трети, половины или двух третей отбытого наказания. Если все эти и многие другие факторы и обстоятельства имеют место быть, то комиссия исправительного учреждения обычно выносит решения ходатайствовать перед судом об удовлетворении прошения осуждённого, и он вполне может выйти на свободу или перевестись на более мягкий режим содержания.
Внедрение технологий «социальных лифтов, начатое весной 2011 года как эксперимент, в настоящее время органично интегрировалось в жизнедеятельность исправительных учреждений УИС и стало приносить определенные результаты. Однако, несмотря на очевидную результативность и социальную полезность предложенных к внедрению технологий, система «социальных лифтов» имеет и своих противников, высказывающих большие сомнения по поводу ее эффективности, называя саму идею применения социальных лифтов к осужденным «утопией» и «авантюризмом», имеющим «иждивенческий» и «коррупционный оттенок» [3]. Принимая во внимание мнения уважаемых оппонентов, полагаем, что они в обязательном порядке должны учитываться при теоретико-методологическом и организационноправовом исследовании проблемы «социальных лифтов» и корректировке их внедрения в практику УИС.
Вместе с тем сама идея «социальных лифтов» в УИС, то есть перемещения осужденных «вверх» / «вниз» с одних условий содержания в другие в зависимости от определенных объективных и субъективных показателей, не только не противоречит действующему законодательству, но и напрямую предусмотрено в нем. Часть 3 статьи 87 УИК РФ определяет, что перевод о сужденных из одних условий отбывания наказания в другие по о снованиям, предусмотренным статьями 120.122. 124, 127, 130 и 132 УИК, производится по решению комиссии исправительного учрежде-
110
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
ния, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.
В свою очередь, в статье 120 УИК РФ говорится об обстоятельствах, делающих возможным перевод осужденных, содержащихся в исправительных колониях общего режима, с обычных условий отбывания наказания в облегченные условия, и наоборот, позволяющих перевести их в строгие условия отбывания наказания. Соответствующие нормы приведены в статьях 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ, определяющих условия перевода осужденных на те или иные условия отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима, особого режима, особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, тюрьмах и воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Различные формы и методы изменения условий отбывания наказания известны в теории уголовно-исполнительного права как «прогрессивная система исполнения наказания», широко используемая за рубежом уже более двухсот лет и вполне себя оправдавшая [4, с. 118].
Что касается технологий «социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе, то они представляют собой оптимальный алгоритм предусмотренных законом действий, способствующих социальной адаптации осужденных и тем самым позволяющих им улучшить свое положение в исправительном учреждении и даже ускорить свое освобождение. А коррупционные риски, как показывает проведенный нами анализ примеров получения УДО в различных регионах России, имеет место не только в исправительных учреждениях, например, при удовлетворении положительных ходатайств и получении рекомендательных характеристик администрации ИУ, но и в судебной практике в решении вопросов по условно-досрочному освобождению.
Исходя из сложности задач исправления и социальной адаптации осужденных, внедрение идеи «социальных лифтов» в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы требует планомерного и систематического осуществления ряда обоснованных мер.
Так, мерами в сфере работы персонала и администрации учреждения, исполняющего наказания, выступают:
- соответствующая подготовка персонала учреждения, исполняющего наказания, к эффективному применению технологий «социальных лифтов»;
Юридические науки
111
- правильное (адекватное) понимание начальниками отрядов исправительных учреждений, и другими сотрудниками ИУ сути, целей и задач системы «социальных лифтов» и порядка ее внедрения;
- знание сотрудниками ИУ критериев оценки поведения осужденных;
- умение применять соответствующие методики оценивания законопослушного поведения осужденных и методики учета их личностных социо-психологических характеристик;
- владение сотрудниками ИУ навыками документирования поведения осуждённых, в том числе с применением электронного документооборота;
- знание администрацией ИУ порядка формирования и состава комиссий по рассмотрению степени исправления осуждённых в рамках «социальных лифтов».
Однако даже самая хорошо организованная деятельность по социальной адаптации осужденных не будет продуктивной, если сами осужденные не будут на это настроены. Поэтому разъяснительно-воспитательную работу о системе «социальных лифтов» сотрудники учреждений, исполняющих наказания, должны начинать с момента прибытия осужденных в исправительное учреждение и до конца отбытия ими срока наказания. Такой подход помогает вовлечь в социально-реабилитационные программы большее количество участников, избавиться от факторов субъективности и выносить справедливое решение.
Повсеместно в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН РФ в карантинных отделениях, комнатах воспитательной работы, отрядных помещениях, комнатах ожиданий для родственников осужденных, комнатах краткосрочных и длительных свиданий размещены стенды наглядной агитации о системе «социальных лифтов» с разъяснением критериев оценки поведения осужденного. По внутренней сети кабельного телевидения и в комнатах ожидания транслируются тематические презентации, видеосюжеты и видеофильмы. Осужденным на занятиях по социальноправовым вопросам, общих собраниях доводятся установленные критерии поведения, порядок их применения и возможные перспективы.
Разъяснительная работа, проводимая сотрудниками учреждений и представителями общественных организаций, позволяет преодолеть недоверие к вводимой системе «социальных лифтов» и добиться понимания у осужденных и их родственников истинной цели нововведения.
Для достижения максимально положительного эффекта от внедрения системы «социальных лифтов» и выполнения требований статьи 87 УИК РФ исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН РФ соз-
112
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
даны помещения с более высоким уровнем материально-бытовых условий и технической оснащенности для лиц, прошедших комиссию по оценке поведения осужденного по системе «социальных лифтов» и переведенных в облегченные условия отбывания наказания.
В рамках реализации Концепции продолжается разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально -психологической характеристики. Проведение этой работы сопровождается внедрением компьютерных технологий, например, применением обширной компьютерной базы данных на каждого осужденного (электронный дневник), в которой отражаются результаты социального анкетирования осужденного, психологических тестов, его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики.
Развиваются и культурно-массовые формы работы с осужденными, как, например, творческие конкурсы «»Социальные лифты» - дорога в будущее», «Красиво шить не запретишь», «Будущее в наших руках», «Социальный лифт» - это путь домой» и другие [5].
Решать, кто достоин подняться вверх по лестнице, а кого держать на низких ступеньках и в строгих условиях, дано специальным комиссиям по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания, создаваемым в каждом исправительном учреждении страны.
Оценка исправления осужденного основывается на его стремлении к психофизической корректировке своей личности и принятии инициативных мер к ресоциализации. При этом имеются ввиду меры, принимаемые лично осужденным. Главными являются не столько задачи, выполняемые осужденным в качестве «общественной нагрузки», сколько его инициативные, самостоятельные действия на пути исправления.
Основным критерием оценки поведения осужденного на аттестационной комиссии является соблюдение им порядка отбывания наказания. Другими важными критериями оценки здесь являются раскаяние преступника, его ресоциализация, участие в общественной жизни. При рассмотрении дел осужденных учитывается количество судимостей, взысканий и поощрений, отношение их к труду, семейное положение, образование, нацеленность на положительную перспективу, причины совершения преступления, другие характеризующие материалы и критерии по оценке их поведения.
Судьбы у всех аттестующихся разные, их установки и намерения - тоже. Одни хотят досрочно выйти на свободу, другие - перевестись на облегчённые условия содержания, третьи - отбывать оставшуюся часть наказания в колонии-поселении. Задача комиссий внимательно, всесторонне и с
Юридические науки
113
учетом всех обстоятельств ознакомиться с личным делом каждого из претендентов. Однако, согласно законодательству, комиссия - это не последняя инстанция. Максимум, что обещают осуждённому, - ходатайствовать об удовлетворении его просьбы в суде, за которым последнее, решающее слово. Окончательное решение принимает лично судья. Немало случаев, когда одобренному комиссией осуждённому суд отказывает, а есть и прямо противоположные эпизоды.
В целях осуществления контроля за проведением заседаний комиссий по системе «социальных лифтов» и оказания им практической и методической помощи, разработаны графики посещения исправительных учреждений и следственных изоляторов сотрудниками групп воспитательной работы с осужденными ИК территориальных органов ФСИН.
Обобщение опыта работы по внедрению технологий «социальных лифтов» в исправительных учреждениях выявило и ряд других проблем.
Движение «социальных лифтов» как вверх, так и вниз в настоящее время существенно тормозится действующим законодательством.
Например, в соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК РФ, перевод осужденного из обычных в строгие, а также из облегченных в обычные условия отбывания наказания возможен, в результате совершение осужденным злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, либо, в соответствии с ч. 2 ст. 116 УИК РФ, признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Следовательно, осужденный, характеризующийся отрицательно, но не допустивший злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, либо не допу с-кающий систематически нарушения установленного порядка отбывания наказания, не может быть переведен в более жесткие условия отбывания наказания вне зависимости от ходатайства сотрудника исправительного учреждения [6, с. 43].
Аналогичным представляется вопрос об изменении осужденному вида исправительного учреждения, а именно перевод из колонии-поселения в колонию общего режима (ч. 4 ст. 78 УИК РФ).
В соответствии с действующим уголовно -исполнительным законодательством предоставление осужденным к лишению свободы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания возможно независимо от условий, в которых они находятся. Формально УДО возможно для лиц, содержащихся в любых условиях отбывания наказания, даже в строгих, что не стимулирует их проявлять «излишнюю» социальную и трудовую активность.
Существующая процедура УДО предполагает многосубъектную оценку степени исправления осужденного, однако окончательное решение при этом
114
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
принимается исключительно судом, а заключение аттестационной комиссии исправительного учреждения носит лишь рекомендательный характер. Как показал анализ практики решений суда по УДО, 32 % ходатайств аттестационных комиссий об условно-досрочном освобождении осужденных, прошедших программы по системе «социальных лифтов», оказываются неудовлетворенными судом. Вследствие такой устоявшейся судебной практики осужденные, получившие более-менее приемлемые условия содержания больше не проявляют интереса к дальнейшему продвижению вверх.
Кроме того, условия содержания в обычных и облегченных условиях по своим материально-техническим показателям далеко не всегда резко отличаются, что также тормозит стремление осужденных стремиться на предлагаемые верхние этажи, влечет исправительную пассивность [7, с. 75].
Выявленные проблемные вопросы в процессе практической реализации системы «социальных лифтов» могут быть решены путем внесения изменений в уголовно-исполнительное законодательство и совершенствования организационно-правовых мер функционирования системы «социальных лифтов».
Список литературы:
1. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года/ Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877-р)
2. ййр://56.фсин.рф/йоситеп15/е1еуа1оге.рЬр (дата обращения: 26.09.2015).
3. Селиверстов В.И. От приличной тюрьмы придется отречься // Независимая газета. - 21 октября. - 2014; Селиверстов В.И. Куда социальный лифт теперь вывезет экс-директора ФСИН? // Независимая газета. - 4 апреля. - 2015.
4. Салогуб М.Л. К вопросу реализации системы «социальных лифтов» в учреждениях ФСИН России и опыт социальной реабилитации осужденных на примере пенитенциарных учреждений Министерства юстиции Германии // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2013. - No 1, январь-июнь. - С. 117-124.
5. http://fsin.su/activity/social/?PAGEN_1=68 (дата обращения: 01.10.2015).
6. Дроздов А.И., Яворский М.А. Практика реализации системы «социальных лифтов» как средство обеспечения прав осужденных к лишению свободы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2013. - № 2 (78). - С. 42-47.
Юридические науки
115
7. Лелик Н.Б Обобщение опыта работы по внедрению системы «социальных лифтов» в ИУ // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. Ч. 58 / Под ред. д-ра юрид. наук С.А. Елисеева, д-ра юрид. наук Л.М. Прозументова, д -ра юрид. наук В.А. Уткина, д-ра юрид. наук О.И. Андреевой, д-ра юрид. наук М.К. Свиридова, канд. юрид. наук Н.С. Дергача. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. -С. 74-76.
внутренний государственный
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Барашов Э.А.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
В данной статье рассматриваются основные аспекты внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого в частности Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, его полномочия и объекты контроля в данной сфере деятельности.
Ключевые слова внутренний государственный финансовый контроль, обоснование закупок, заказчики, контрактные службы и контрактный управляющий, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, предписание об устранении нарушений.
На сегодняшний день внутренний государственный контроль в сфере закупочной деятельности регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), вступившим в силу с 1 января 2014 года [1].
К числу уполномоченных органов, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль в сфере закупочной деятельности, относится в частности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор).
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федераль-
Аспирант кафедры «Финансовое и налоговое право».