Отсутствие нормативно сформулированных условий для ее применения порождает разнообразие в практике, усугубляемое нежеланием администрации оставлять осужденного «под собственную ответственность» в пределах учреждения, определяя его в помещение камерного типа или одиночную камеру.
В этой связи нами предлагается законодательно дифференцировать основания применения перевода в тюрьму, так как далеко не каждое злостное нарушение может являться основанием для решения вопроса о переводе в другое исправительное учреждение. По нашему мнению, к таким нарушениям могут быть отнесены: угроза применения насилия, неповиновение персоналу исправительного учреждения при отсутствии признаков преступления; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в ст. 116 УИК РФ правонарушений, а равно активное участие в них. Также можно определить не перечень, а характер нарушений, за совершение которых возможно применение перевода. Например, признание лица злостным нарушителем, если совершенные им действия создают непосредственную угрозу другим осужденным, персоналу, нормальному функционированию исправительного учреждения.
Кроме того, упорядочению переводов может послужить законодательно оформленное требование об обязательности использования иных предусмотренных законом мер воздействия на злостного нарушителя в рамках одного исправительного учреждения. Аналогичная норма уже имела место в ИТК РСФСР 1970 г., когда ст. 53 было установлено, что перевод в тюрьму мог осуществляться только когда осужденные, отбывавшие наказание за умышленное преступление в исправительно-трудовых колониях общего и строгого режимов, дважды в течение года подвергались взысканию в виде водворения в помещения камерного типа или одиночную камеру в исправительно-трудовой колонии особого режима и вновь совершали злостное нарушение требований режима. Здесь как раз прослеживается утраченная действующим законом взаимосвязь между элементами прогрессивной системы в оценке поведения осужденного и применяемых к нему мер.
1 См.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Моск. ун-т; Зерцало; 1997. С. 59.
2 См.: Щедрин О.Ю. Организационно-правовое обеспечение исполнения наказания в тюрьмах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2006. С. 12.
3 См.: Сенатов A.B. Тюрьмы в Российской Федерации: Общая характеристика и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2007. № 1. С. 43 - 45; Ответ на запрос УСИТ ФСИН России от 06.06.2008 г. б/н. на исх. № 10/37/425 от 17.04.2008 г.
4 Ответ на запрос ГУ ФСИН России по Самарской области от 16.11.2007 г. № 64/10/2-935.
5 Ответ на запрос ГУ ФСИН России по Самарской области от 14.11.2008 г. № 64/14/1-348.
6 Стручков H.A. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов: Сарат. ун-т, 1978. С. 176.
7 Зубков А.И. Указ. соч. С. 28.
8 См., например: Геранин В.В. Сравнительно-правовой анализ классификации осужденных к лишению свободы в тюрьмах Англии и Уэльса // Пенитенциарный опыт Англии и возможности его реализации в уголовно-исполнительном законодательстве России и Белоруссии: Материалы международного научно-практического семинара (15 марта 2004 г. г. Рязань). Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. С. 22, 23, 29.
9 См.: Калинин Ю.И. Доклад на заседании коллегии Минюста России 17 марта 2006 года // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 2.
10 См.: Щедрин О.Ю. Указ. соч. С. 12.
НЕКОТОРЫЕ СФЕРЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2010 Е.Ю. Евстегнеева
кандидат юридических наук Самарский юридический институт ФСИН России
Статья посвящена рассмотрению некоторых сфер правоприменительной деятельности администрации исправительного учреждения по реализации регулятивных и охранительных норм уголовно-исполнительного права.
Наличие в уголовно-исполнительной системе определенных юридических механизмов, которые обеспечивают реализацию императивно-властных предписаний обязывающего
содержания, требует специальной правореализующей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, то есть деятельности, направленной на реализацию регулятивных и охранительных норм уголовно-исполнительного права.
Проблемой является то, что применение права учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы, служит основной формой принудительного обеспечения правовых норм. Администрация исправительного учреждения, применяя право по отношению к осужденному, властно подкрепляет действие юридических норм, обеспечивает при помощи системы государственно-принудительных мер достижение целей наказания. Эта функция носит «служебный характер», в ней заложена определенная программа - обеспечить реальное воплощение правовых предписаний в фактическом поведении субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
Регулятивное правоприменение - это повседневное (оперативное) применение норм уголовно-исполнительного права. К этой области применения права прежде всего относятся регулятивные уголовно-исполнительные правовые средства, которые непосредственно используются субъектами в их практической деятельности, отображаясь в соответствующих индивидуальных установлениях и формах, закрепляющих порядок осуществления прав и обязанностей осужденных, конкретизируют меры возможного и должного поведения, устанавливают способы и порядок осуществления права, обеспечивают надлежащую правореализационную деятельность субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Они направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений, возникающих при исполнении лишения свободы, а с точки зрения их специфики - на трансформацию социальных, экономических, политических, духовных и иных общественных отношений в уголовно-исполнительные правоотношения, то есть в правоотношения специального типа. Например, в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.
Применение охранительных норм уголовно-исполнительного права - это деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, по охране, предотвращению и профилактике противоправных поступков осужденных, которая способствует устранению препятствий в реализации правовых норм, направлена на восстановление нарушенного состояния и устранение невыгодных последствий в правовом положении субъектов возникшего или изменившегося уголовно-исполнительного правоотношения, на применение мер принуждения.
Следует отметить, что проблемы применения охранительных уголовно-исполнительных правовых средств сосредоточены на охране и восстановлении правового порядка, воздействуют на нарушителей порядка. Они вступают в действие, когда регулятивные правовые средства не обеспечивают надлежащей реализации права и выполняют по отношению к ним вспомогательную функцию.
Ч. 9 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной указом Президента РФ от 13.10.2004 г. №1314, ст. 13 Закона «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета Российской Федерации. 1993. № 33. ст. 1316) на учреждения, исполняющие наказания, возлагаются, в частности, обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории.
Реализация наказания складывается из деятельности осужденных по отбытию наказания и администрации исправительного учреждения по обеспечению охранительноправовых целей.
Деятельность администрации исправительного учреждения направлена на удовлетворение права-притязания государства к осужденным по соблюдению ими уголовноправовых запретов и правоограничений во время отбывания наказания, а также вытекающих из них обязанностей.
Весьма обширна сфера правоприменительной деятельности администрации исправительного учреждения, относящаяся к области режима. Нормы, регулирующие режим в исправительных учреждениях, изложены в гл. 12 УИК РФ. Детализацию они находят в ведомственных нормативных актах, регулирующих вопросы режима исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы. К таким источникам права относятся, например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Министерством юстиции России (приказ от 14 октября 2005 г. № 189 // Бюл. Минюста России. 2005. № 12), Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы».
Одной из важнейших сфер деятельности администрации исправительного учреждения в области применения исправительного принуждения является обязательное вовлечение осужденных в трудовой процесс с учетом их трудоспособности, по возможности их специальности, оказание им помощи в приобретении профессии. Эти нормы отражены в гл. 14 УИК РФ, затронуты в параграфе 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Здесь процесс применения норм уголовно-исполнительного права заключается в организационно-исполнительном производстве. Для привлечения осужденного к труду администрация учреждения должна установить характер и степень его общественной опасности, состояние здоровья, наличие специальности и после этого издать приказ о назначении на работу на определенный участок.
Принимая во внимание важность труда осужденных в системе всех исправительных мероприятий, нельзя не отметить, что сложившаяся в свое время мощная производственная база в местах лишения свободы претерпела значительные не только количественные, но и качественные изменения, что не позволяет эффективно выполнять задачи по привлечению осужденных к труду в новых экономических условиях хозяйствования.
Сложность финансово-экономического положения предприятий, значительная безработица среди осужденных, сопровождающие вступление уголовно-исполнительной системы в рыночные отношения, предполагают необходимость разработки и принятия изменений в законодательство, регламентирующее организацию деятельности предприятий исправительных учреждений в соответствии с их спецификой. Появились новые взгляды и подходы на теоретические проблемы труда осужденных, в том числе на его социальные цели, место и роль в процессе исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных, его правовую природу1.
Н.Н. Илюшин высказывает мнение, что хорошо организованный высокотехнологичный труд сам по себе оказывает значительное стимулирующее воздействие на трудовую активность и выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных и подготовки к успешной адаптации их к жизни на свободе, что обязывает персонал уголовноисполнительной системы уделять его организации первостепенное значение . Также согласно международно-правовым актам администрация колонии должна максимально занимать всех осужденных какой-либо целенаправленной деятельностью в течение дня3.
Стимулирование трудовой активности путем введения дополнительных стимулов, заслуженное поощрение хорошей работы, персональный учет выполненных объемов работ способствуют заинтересованности осужденных в результатах труда, укреплению дисциплины и правопорядка в исправительном учреждении.
Важнейшей сферой деятельности администрации исправительного учреждения является организация воспитательной работы с осужденными. Воспитательные средства в основном рассчитаны на будущее, но с их помощью успешно достигаются цели частного предупреждения преступлений. Центральной проблемой при этом является формирование у осужденных правомерного и социально активного поведения в рамках совершенствования воспитательной работы в исправительных учреждениях.
В организации правового воспитания осужденных в качестве субъекта выступает государство, которое формулирует правовые нормы и заинтересованно в их исполнении. Непосредственным объектом в этом случае является определенная область сознания осужденных, их внутренняя духовная жизнь, то есть внутреннее правовое сознание и уровень правовой культуры. Организация правового воспитания осужденных - это деятельность администрации исправительного учреждения, направленная на формирование правосознания осужденных, которое выражается в правовом поведении и представляет собой соблюдение, исполнение и использование норм права.
Организация правового воспитания осужденных, уважения к личности человека относится к сфере пенитенциарной педагогики. Объектом воспитательного воздействия является личность осужденного с уже сформировавшимися отрицательными чертами (эгоизм, черствость, негативно направленная воля, жестокость и т.п.). Поэтому воспитание таких людей связано с преодолением у них уже сложившейся и устойчивой системы антиобщественного поведения, с изменением духовного мира, ценностей, личностных качеств.
Одно из направлений воспитательной работы с осужденными является применение к ним мер поощрения. Перечень мер поощрения, а также порядок их применения указаны в ст.ст. 113, 114 УИК РФ. Механизм реализации поощрительных норм, применяемых к осужденным, затрагивает одну из сложнейших проблем в уголовно-исполнительном праве, пенитенциарной педагогике и т.д.
Поощрительные нормы органично входят в так называемую прогрессивную систему, которая основана на принципах гуманизма и направлена на формирование активных видов правомерной деятельности осужденных4. Процесс применения включает в себя выбор администрацией учреждения соответствующей стимулирующей нормы, рациональный подход к ее реализации, закрепление полученных результатов.
Другая важная сфера правоприменительной деятельности администрации исправительного учреждения - это применение принуждения к осужденным как к криминальной категории лиц. Она заключается в охране и надзоре за ними со стороны администрации исправительного учреждения (охранительные меры). Охранительными их называют потому, что по своей природе эти меры носят принудительный характер и осуществляются в рамках охранительных правоотношений. Эти меры в виде надзора за осужденными, их охраны, конвоирования приучают осужденных соблюдать режим, вырабатывают стереотипы законопослушного поведения и, таким образом, в определенной мере способствуют их исправлению, воздержанию от совершения преступлений после отбытия наказания5.
Рационально и эффективно меры принуждения будут реализовываться при условии сочетания их с методами убеждения, разумного характера их сущности, выбора вида исходя из обстоятельств, закрепленных в законе, и продуманного применения, заканчивающегося соответствующей корректировкой полученного результата. Выбор меры принуждения зависит: 1) от обстоятельств совершения нарушения; 2) поведения осужденного сразу после совершения правонарушения и в период отбывания взыскания; 3) личности осужденного; 4) его предыдущего поведения6.
За последние годы учреждениями и органами УИС проделана объемная, социально ориентированная и государственно значимая работа по совершенствованию их деятельности. Решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности7. Однако, несмотря на принимаемые меры, вопрос о совершенствовании уголовно-исполнительной системы по-прежнему остается актуальным.
1 См.: Илюшин H.H. Правовые и организационные вопросы стимулирования труда осужденных в исправительных колониях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 4.
2 Там же.
3 См.: Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 12 февраля 1987 г. Ст. 71.3.
4 См.: Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовноисполнительного законодательства (проблемы теории и практики). Рязань: РВШ МВД РФ. 1993. С. 45.
5 Там же.
6 См.: Смирнов С.Н. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения при исполнении наказания в виде лишения свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 12.
7 См.: Доклад директора ФСИН России Ю.И. Калинина на заседании коллегии Минюста России 17 марта 2006 г. // Уго-ловно-исполнительная система: право, экономика, управление. №2. 2006. С. 2.
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС В ВОПРОСАХ ОХРАНЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2010 А.И. Козлов
Самарский юридический институт ФСИН России © 2010 М.Ю. Ёжикова
Самарский юридический институт ФСИН России
Статья посвящена правовому обеспечению деятельности служб охраны в исправительных учреждениях, проводится анализ правовых и организационных аспектов деятельности этих подразделений.
Несмотря на существующий правовой механизм реформирования уголовноисполнительной системы, многие аспекты правового регулирования охраны исправительных учреждений остаются неразработанными или требуют глубокого совершенствования.
Современный уровень социальных требований, перспективные пути построения и развития демократического государства обусловливают решение комплекса задач, важнейшими из которых являются совершенствование законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и укрепление ее ведомственной нормативно-правовой базы1.
Существует огромное количество пробелов в правовой и организационной деятельности УИС в вопросах охраны исправительных учреждений.
Так, например, ст. 12 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» функцию охраны объектов уголовно-исполнительной системы возлагает на специальные подразделения УИС, создаваемые для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Однако законодателем не определены понятие охраны исправительных учреждений и ее задачи. Отражение данного понятия имеет место только в Инструкции по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: «Охрана учреждений есть комплекс мероприятий служб охраны, проводимых совместно с оперативными, режимными, производственно-техническими и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции; недопущения побегов и других правонарушений осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми; проникновения на объект нарушителей и вещей, предметов, продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать; обеспечения сохранности материальных средств учреждений»2. Таким образом, на практике нет единого правового акта, который бы в полной мере регулировал данную деятельность. На самом деле в настоящее время даже те нормативные акты, которые каким-то образом регулируют данную деятельность, отражают в себе лишь малую часть необходимого в практической деятельности. По нашему мнению, необходимо разграничение, в котором бы Уголовно-исполнительный кодекс регулировал в четкой форме основы правовой и организационной деятельности УИС, а подзаконные нормативно-правовые акты регулировали их особенности.
В развитие этого предлагается в гл. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ включить статью «Охрана исправительных учреждений», которая должна в законодательном порядке закрепить понятие охраны исправительных учреждений и основные права и обязанности сотрудников.