Осознание социальной ценности прав человека и гражданина имело долгий путь в истории человечества. В странах Запада теория прав и свобод личности сформировалась в ХУН-ХУШ вв. в рамках либеральной традиции правопонимания. Приобретение конституционного значения институтом социально-экономических прав и в политической, и в социальной сфере характеризует дальнейшее развитие демократии. В конституциях большинства государств обязательно содержится положение, которое характеризует «социальную» природу данной страны. Среди прав и свобод, которым специально посвящены отдельные разделы и главы основных законов многих европейских государств, особое внимание уделяется социально-экономическим правам. Учитывая, что личные права направлены в основном на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то, что касается социальных прав, тут характерно наличие притязаний на обеспечение интересов отдельной личности с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей.
В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, юридических, политических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Гарантии законности, в свою очередь, представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства.
Система защиты (соблюдения) законности включает выявление нарушений закона в правоприменении и законотворчестве, а также немедленное их пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона, восстановления правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.
Что касается вопроса о нарушении законности, тут возникают некоторые неоднозначные ответы. К примеру, в юридической литературе на вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, дается утвердительный ответ. Тем не менее, с позиции понимания определения законности, ответ этот не может быть столь однозначным, т.к. не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служит ряд положений действующего российского законодательства. Например, в гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрены такие ситуации, когда нарушение норм процессуального и материального права не является основанием к отмене решения. Представляется, что законность не исключает возможности судебных ошибок, так же как и ошибок в других видах правоприменительной деятельности. В литературе вопрос о природе допускаемых ошибок в правоприменительной практике, как правило, широко не обсуждается, лишь иногда освещается в периодической печати.
Нарушением законности следует признавать не просто нарушение закона, которое может быть ошибкой правоприменительной практики, а саму тенденцию противозаконного поведения лица. Поэтому, допустим, определение меры административного взыскания без учета личности правонарушителя (вынесение штрафа в максимальном размере) в конкретном случае не будет составлять нарушение законности. Аналогичные факты могут свидетельствовать о линии поведения должностного лица при определении меры административного взыскания. Такая закономерность противозаконного поведения должностного лица и будет свидетельством нарушения законности с его стороны.
Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам. В правоприменительной практике различие допускаемых должностными лицами нарушений закона, одни из которых являются одновременно нарушением законности, а другие нет, осуществляют эмпирически и в неадекватной форме. В правоохранительных органах, например, существует деление нарушений законности на несколько видов, включая «грубые» и «грубейшие». Можно сказать, что такое деление принципиально неверно. Все нарушения законности имеют особую общественную опасность, наносят существенный вред личности, обществу и государству. Деление «нарушений
законности» на подвиды гносеологически объяснимо, т.к. обусловлено реально существующим различием между нарушениями закона и нарушениями законности.
Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся социальные, политические, экономические, идеологические, общественные условия.
Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о слабо защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.
Экономические условия представляют собой устойчивую денежную систему, обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, полную и своевременную оплату труда, утверждение и охрану частной собственности, стабильную налоговую политику, свободу частного предпринимательства, положительную работу всего хозяйственного механизма и т.д.
К политическим условиям относятся разделение властей и их сотрудничество между собой, гласность, развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, идеологическое многообразие и плюрализм мнений, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма и т.д.
Под идеологическими условиями понимается создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни.
Общественные условия - это, прежде всего, активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального подавления лиц, переступающих или способных переступить закон.
Общие гарантии законности составляют основу ее реальности. Тем не менее, они не действуют автоматически и не являются всемогущими. В большинстве случаев влияние этих факторов должно опосредоваться специальными средствами, к каковым относятся, прежде всего, гарантии юридические (государственно-правовые).
Вопрос о понятии и о составе юридических гарантий законности в юридической литературе освещается неоднозначно. По мнению одних авторов, к таким гарантиям принадлежат лишь определенные разновидности юридических норм (нормативно-правовые средства обеспечения законности). Другие юристы относят к ним еще и деятельность государственных органов (а в ряде случаев и общественных организаций), протекающую в соответствии с этими нормами. Согласно третьей точке зрения, к рассматриваемым гарантиям относится именно деятельность государственных и общественных организаций (основывающаяся, разумеется, на юридических нормах). Наконец, высказана и такая мысль, что под юридическими гарантиями следует понимать систему нормативных и индивидуальных правовых предписаний и соответствующую им юридическую деятельность, специально предназначенные для обеспечения законности.
Так или иначе, юридические гарантии выступают в роли обеспечения законности.
Специальные юридические гарантии представляют собой совокупность средств и способов, установленных законодательством, направленных на предупреждение, пресечение и устранение правонарушений, а также на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают:
1) совершенствование законодательства;
2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;
3) наиболее эффективную деятельность правоохранительных органов - прокуратуры, суда, специальных инспекций, полиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений; привлечение к ответственности виновных, контрольно-надзорную деятельность следственных, судебных, прокурорских органов;
4) усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций; контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями;
5) принятие специальных процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;
6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.
К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.
Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включать: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений. Другие авторы вносят такие существенные дополнения, как необходимость рассматривать негативные воздействия гарантий в рамках теории, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности, обеспечению прав личности; а также тот факт, что реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия.
Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться на принципе «гарантия гарантиям».
Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.
Защита и непосредственное обеспечение прав человека и основных свобод осуществляются, прежде всего, во внутригосударственном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав человека и гражданина - это система культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.
Конституция РФ устанавливает общие принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 «Основы конституционного строя» и, прежде всего, 1, 2, 7, 15 статьи. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.
К числу важнейших конституционных гарантий относятся: принцип разделения властей, обеспечивающий политическую свободу личности; обязанность государства защищать права и свободы человека), в том числе и обязанность судебной защиты его прав; право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, разрешенными законодательством; право на получение квалифицированной юридической помощи; принцип презумпции невиновности; право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом; право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба; право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; гарантии в области правосудия.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это непосредственно действующие права. В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту РФ. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового
положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других лиц, нуждающихся в защите со стороны государства.
Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого состоит в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.
Для реализации гарантий прав личности установлены не только внутригосударственные, но и международные механизмы обеспечения гражданских прав. Международные механизмы гарантий прав личности - это меры, направляемые мировым сообществом на обеспечение и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера. Политико-правовая система международных гарантий прав человека включает в себя: систему международных пактов и конвенций по правам человека, Комиссию по правам человека в рамках ООН, Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов, способных установить международно-правовую ответственность за ординарные нарушения прав человека.
Эффективность и действенность юридических гарантий зависит, прежде всего, от зрелости институтов гражданского общества и правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих и правоприменительных органов, их должностных лиц.