REASONS AND ORDER TO ATTRACT THE ENTITY TOKEN BEING CIVIL DEFENDANT IN THE CRIMINAL TRIAL: SOME ASPECTS OF DISCUSSION
A.Y. Nikulin
This article is devoted to the peculiarities of the legal entity in bringing criminal proceedings as a civil defendant. The author studies the typical reasons for imposing a legal person liable for damage caused by the suspect or the accused, analyzes how the involvement of the civil defendant in a criminal trial, and draws attention to some shortcomings of legislative regulation
Keywords: criminal procedure, criminal procedure, the legal entity status in the proceedings, the rights and legitimate interests, civil defendant, the civil law, harm, damages, compensation for harm
A. Y.Nikulin, Department of Criminal Law and Criminal Procedure Law Institute of the Don, E-mail: dui@aaanet.ru, (Russia, Rostov-on-Don)
УДК 342.7
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
ПРАВОВАЯ МАТРИЦА
Е.А. Огнева
В статье рассматриваются концептуальные подходы к определению сущности и содержанию системы защиты прав человека. Дается характеристика основных элементов системы защиты прав человека в современной России - конституционных гарантий, форм и средств защиты. Проводится анализ эффективности их реализации. Автор обосновывает необходимость дальнейшего правового совершенствования сложившейся в России системы защиты прав человека.
Ключевые слова: защита прав человека, система защиты прав человека, форма защиты, средства защиты, механизм защиты.
Признание прав и свобод человека высшей ценностью и закрепление этого положения на конституционном уровне в современной России [1, ст. 2] требует определенных гарантий для его реализации. Практика показывает, что нормативного закрепления обязанности государства защищать права и свободы человека недостаточно, важно создать условия, способствующие претворению его в жизнь. Для эффективной защиты прав и свобод человека необходима устойчивая к возможным нарушениям и негативным воздействиям внутригосударственная система, включающая в себя множество инструментов, механизмов защиты прав личности.
В настоящее время в отечественной юридической литературе нет единого подхода к определению защиты прав человека. Так, О. В. Иванов интерпретирует данное понятие как «совершение юрисдикционным органом государства определенных властных действий, направленных на обеспечение
177
управомоченному лицу возможности реализации принадлежащего ему права и на принуждение обязанных лиц к совершению определенных действий в пользу управомоченного» [2, С. 15]. С. Сабикенов, конкретизируя цель защиты прав человека, дефинирует защиту как «осуществляемую в установленном законом порядке правоприменительную деятельность органов государства, обусловленную нарушением либо оспариванием этих прав, цель которой состоит в восстановлении или подтверждении этих прав» [3, С. 62]. А. В. Стремоухов, расширяя субъектную составляющую, предлагает определять защиту прав человека как «принудительную юридическую деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, общественных объединений, должностных лиц и индивидов, осуществляемую законными способами с целью подтверждения или восстановления оспоренного или нарушенного основного права [4, С. 206].
Вместе с тем следует отметить, что наряду с «защитой прав человека» в юридической литературе используется термин «охрана прав человека». Вопрос соотношения этих дефиниций позволяет выделить несколько подходов. Так, Н. В. Витрук отождествляет эти понятия, считая их взаимозаменяемыми [5, С. 415]. Отождествление «охраны» и «защиты» обусловливается, по-видимому, тем, что меры их реализации, как правило, направлены на достижение одного результата. Другой подход сводится к тому, что «охрана прав» и «защита прав» соотносятся как целое и часть [6; 7]. Думается, что такое понимание вносит некоторую неопределенность в категориальный аппарат не только теоретиков права, но и правоприменителей. Следует согласиться с мнением А. В. Стремоухова, предлагающего в качестве критерия дифференцирования данных понятий определять их функциональное назначение. По его мнению, охрана есть тогда, когда нет нарушения права, а защита должна наступать тогда, когда есть правонарушение [4, С. 166].
Исходя из вышесказанного, систему защиты прав человека можно, по нашему мнению, определить как совокупность элементов (правовых средств, способов, форм) в их взаимодействии, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в целях признания, соблюдения и реализации прав человека.
Между тем данное определение еще не раскрывает содержания системы защиты прав человека. Как считает В. А. Лебедев, система защиты прав человека включает в себя целостную совокупность элементов: формы
(самозащита, государственная и общественная защита); способы (способы, применяемые соответствующими субъектами для защиты прав и свобод) и средства (в зависимости от правомочий субъектов различных форм) защиты прав и свобод человека и гражданина [8].
В. Н. Бутылин рассматривает систему защиты прав личности в узком смысле как функционирование конкретных государственных органов, приоритетной задачей которых является защита прав личности, и в широком смысле в качестве сложной универсальной системы государственно-правовых институтов, средств, действий, направленных на пресечение нарушений прав и
свобод человека и гражданина, их восстановление или соразмерную компетенцию, которые обеспечивают условия свободного развития индивида и общества [9, С. 9, 11].
В. М. Капицын вводит в научный оборот понятие «гуманитарный правозащитный механизм», который включает в себя нормы права, юридические факты, правоотношения, формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, акты применения права, элементы правосознания и правовой культуры, интегрируя это в организации и действиях индивидов, корпораций, объединений, органов государственной власти и местного самоуправления [10, С. 139].
А. В. Стремоухов предлагает включать в качестве составных элементов системы защиты прав человека: 1) право на защиту; 2) формы правовой защиты; 3) правовые принудительные средства защиты (меры защиты и меры ответственности) [4, С. 206]. Данная структура, как нам представляется, наиболее полно раскрывает содержательную сторону рассматриваемого явления.
Одним из приоритетных элементов системы защиты прав и свобод человека и гражданина являются конституционные гарантии, которые имеют две стороны: материально-правовую и процессуальную.
Материально-правовое содержание включает: 1) право человека
обратиться к органам государственной власти и органам местного самоуправления либо общественных объединений с требованием принудить обязанное лицо к обеспечению реализации права; 2) право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; 3) право человека использовать против правонарушителя и для защиты своего права собственные разрешенные законом принудительные действия фактического порядка (самозащита) и меры оперативного воздействия.
Процессуальное содержание гарантии составляет: 1) право человека обратиться за защитой нарушенного основного права в любой орган государственной власти и местного самоуправления или общественного объединения в любой законной форме; 2) право на пользование любыми предусмотренными законом процессуальными правами и процедурами, установленными для данной конкретной формы защиты права, в том числе приобретшее в последнее время особую актуальность право на получение квалифицированной юридической помощи [11; 12]; 3) право на обжалование в судебном, административном либо общественном порядке решения компетентного органа по конкретному делу.
Следующий элемент в системе защиты прав и свобод человека - форма -представляет собой «регламентированный правом комплекс особых процедур и мер, осуществляемых правоприменительными органами, созданными в соответствии с Конституцией РФ, и самим человеком в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права» [4, С. 206].
В зависимости от того, какой субъект права применяет меры принудительного характера, формы защиты права делят на юрисдикционнную и неюрисдикционную [4, С. 207].
Юрисдикционная форма защиты прав человека представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов и органов управления по восстановлению нарушенного права, осуществляемая в рамках установленных законом процедур, результатом которой является решение дела по существу, как правило, с вынесением акта применения, и подразделяется на судебную и несудебную (административную и общественную) формы.
Российская Конституция гарантирует каждому человеку судебную защиту его основных прав (ст. 46), под которой принято понимать форму правоприменительной деятельности федеральных судов и судов субъектов Федерации по осуществлению правосудия по делам о восстановлении (подтверждении) нарушенного (оспоренного) права. При этом в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также иных граждан и организаций.
Часть 2 статьи 118 Конституции РФ определяет, что судебная защита осуществляется в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В системе правозащитных механизмов особая роль отводится институту конституционного контроля. Рассматривая дела о конституционности законов по запросам судов, Конституционный суд РФ непосредственно участвует в защите прав человека. Кроме того, Конституция РФ предоставляет гражданам, чьи конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, возможность индивидуально или коллективно обратиться в Конституционный суд с жалобой. Необходимо отметить, что граждане активно пользуются предоставленным им правом. К примеру, в 2011 году в Конституционный Суд Российской Федерации поступило 19142 обращения, а в 2012 г. этот показатель незначительно снизился до 18745 [13].
Наряду с федеральным Конституционным судом, более чем в половине субъектов Российской Федерации созданы свои конституционные (уставные) суды. С появлением этих судов в субъекте РФ граждане и юридические лица получают дополнительную гарантию защиты своих прав. Так, например, в уставном суде Калининградской области за период 2003-2007 гг. около 70% поступивших обращений составили обращения граждан и их объединений [14].
В порядке гражданского судопроизводства судебная защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам или третейским судам, задачами которых являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
законных интересов граждан и других субъектов гражданских, трудовых или иных правоотношений [15, ст. 2].
Уголовное судопроизводство, безусловно, также играет значительную роль в защите прав граждан. Однако здесь правовосстановительная функция находится в тесной связи с карательной. В этом одна из главных особенностей этой формы защиты прав, осуществляемой судами общей юрисдикции.
Относительно административного судопроизводства, упоминаемого Конституцией РФ, следует отметить расхождение взглядов ученых на теорию данного вопроса. Камнем преткновения здесь является форма, посредством которой защищаются права и свободы, поскольку институт административной юстиции пока не предусматривает создание и функционирование в России административных судов. Согласно статье 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи гарнизонных военных судов, районных судов, арбитражных судов, мировые судьи. Кроме судей полномочиями по рассмотрению данной категории дел обладает весьма широкий круг органов и должностных лиц.
В основе несудебной юрисдикционной формы защиты прав человека лежит право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Ему корреспондирует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественных объединений принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, принимать по ним решения и давать ответы заявителям [16, С. 6].
Порядок защиты прав человека в административно-правовой сфере определен Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также законодательными актами на уровне субъектов Российской Федерации.
Весьма существенное значение в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина занимает прокуратура. Так, ежегодно на сферу соблюдения прав и свобод человека и гражданина приходится порядка 30% нарушений законодательства, выявляемых прокурорами, а при осуществлении правозащитной функции прокуроры ежегодно рассматривают около полутора миллионов обращений граждан [17, С. 21-22].
Среди институтов несудебной формы защиты прав человека важное место занимает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и в ее субъектах. Изучение деятельности Уполномоченного свидетельствует о том, что граждане не игнорируют данный институт. Так, за 2011 год к Уполномоченному по правам человека в РФ поступило 54 336 обращений, в том числе 26 197 жалоб; в 2012 году количество обращений незначительно снизилось - поступило 52 037, в том числе 24 930 жалоб [18].
В последнее время особую актуальность приобретают вопросы защиты детства и защиты прав предпринимателей. Для обеспечения этих функций были созданы специализированные институты - Уполномоченный при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка [19] и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [20].
Федеральное Собрание Российской Федерации наряду с законотворческой деятельностью осуществляет и правозащитную функцию: депутаты рассматривают обращения, ведут прием граждан. По наиболее значимым проблемам проводятся парламентские слушания, создаются комиссии, занимающиеся в том числе вопросами защиты прав человека.
Сказанное в полной мере относится и к исполнительной ветви власти: на федеральном уровне - Правительству Российской Федерации, федеральным министерствам, агентствам и службам; на региональном уровне - высшим исполнительным органам субъектов Федерации, органам исполнительной власти специальной компетенции. Конституция РФ обязывает органы исполнительной власти защищать права и свободы граждан. Так, согласно п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ к ведению Правительства РФ отнесено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
Особое место в правозащитном механизме занимает деятельность Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод граждан. В частности, в его обязанности входит: 1) обеспечение внутригосударственного механизма реализации защиты правового статуса личности посредством создания условий, при которых все государственные структуры выполняют свои конституционные обязанности; 2) обеспечение согласованности функционирования всего государственного механизма в интересах общества и достижения общегосударственных целей (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ); 3) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (с учетом общественного мнения) (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); 4) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 85
Конституции РФ); 5) осуществление помилования (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).
Весьма показательны данные информационно-статистического обзора Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. За 2012 год рассмотрено 835 938 обращений (в том числе 352 742 письменных обращений, 410693 обращения в форме электронного документа и 72503 обращения в устной форме, включая 59 212 обращений - от иностранных граждан) [21].
Все большее значение в современном правозащитном механизме приобретает общественная форма защиты прав и свобод человека и гражданина. Осуществляют ее в основном общественные объединения. Согласно Федеральному закону РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» для осуществления уставных целей они имеют право защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях [22, ст. 27].
Одним из нововведений современного российского законодательства является выделение в особую группу социально ориентированных некоммерческих организаций, что обусловлено их особой ролью в социально -экономическом развитии общества и защите прав человека [23].
Существуют также общественные советы, палаты, комиссии, комитеты и иные подобные образования, создаваемые при различных органах государственной власти и занимающиеся приоритетно защитой прав и свобод граждан. Среди них на федеральном уровне следует выделить такой консультативный орган, как Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, образованный в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области [24]. Безусловно, нельзя не упомянуть и об Общественной палате Российской Федерации как важнейшем правозащитном институте.
В качестве самостоятельной, неюрисдикционной формы защиты права в последние годы все чаще выделяется самозащита прав [25; 26]. Она представляет собой совокупность действий (мер) самого человека по восстановлению (подтверждению) нарушенного (оспариваемого) права без обращения за помощью к компетентным государственным органам и общественным объединениям. Часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого человека самому защищать свои права всеми способами, незапрещенными законом.
В случае ущемления прав человека возникает необходимость в использовании такого элемента в механизме защиты прав, как принудительные средства защиты. Их принято подразделять на меры (способы) защиты и меры ответственности [27, С. 272-283].
Как правовая категория, меры защиты включает в себя достаточно широкий круг правовых средств воздействия на обязанных лиц: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и др.
Меры ответственности представляют собой обязанность виновного лица претерпевать лишения государственно-властного характера, которые выражаются в ограничениях конституционного, личного или имущественного характера. Главное отличие мер ответственности от мер защиты состоит в том, что они обращены не к управомоченному лицу, а к правонарушителю.
В целом же следует отметить, что система защиты прав человека в современной России сложилась, хотя и требует дальнейшего совершенствования, в том числе законодательного.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Иванов О. В. Защита субъективных прав и проблема истины в гражданском процессе // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1996. № 2. С. 15-18.
3. Сабикенов С. Некоторые вопросы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов советских граждан // Проблемы государства и права: сб. тр. науч. сотр. и аспир. М., 1974. Вып. 9.
4. Стремоухов А. В. Правовая защита человека. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007.
5. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
6. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 45-46.
7. Макарова З. В. Защита в российском уголовном процессе: Понятие, виды, предмет и пределы // Правоведение. 2000. № 3. С. 218-220.
8. Лебедев В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России: (Теория и практика современности). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
9. Бутылин В. Н. Основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия труда и социальных отношений, 2002.
10. Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М.: ЭКМОС, 2003.
11. Бондарь О. Н. Конституционное право на получение юридической помощи: сочетание материальных и процессуальных начал // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11. С. 11-13.
12. Плетень А.С. К вопросу о содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23. С. 28-32.
13. Справка по работе с письмами и обращениями, поступившими в Конституционный Суд Российской Федерации за 1995-2012 гг. URL:// http://www.ksrf.ru/ru/Treatments/Pages/NewReference.aspx (дата обращения: 01.06.2013)
14. Городилов А. А., Корнюшенков Г. В., Кузяев Ю. А., Куликов А. В. Становление и развитие уставной юстиции: проблемы и опыт Калининградской области. Калининград, 2008.
15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 18.11.2002, № 46. Ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. 13.12.2010, № 50. Ст. 6611; Российская газета, № 145, 05.07.2013.
16. Кравченко В. В. Право граждан Российской Федерации на обращение (правовое регулирование и практика реализации) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 6-9.
17. Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. № 9. С.
21-22.
18. Сведения о количестве и тематике обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в 2012 году // URL: http://ombudsmanrf.org/statistika (дата обращения - 01.06.2013)
19. Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.09.2009, № 36. Ст. 4312.
20. Указ Президента РФ от 22.06.2012 № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, № 26. Ст. 350.
21. Информационно-статистический обзор рассмотренных в 2012 году обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации // URL: http://letters.kremlin.ru/digests/90 (дата обращения: 01.06.2013)
22. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.05.1995, № 21. Ст. 1930; Собрание законодательства Российской Федерации. 26.07.2010, № 30. Ст. 3995; Собрание законодательства Российской Федерации, 23.07.2012, № 30. Ст. 4172.
23. Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.04.2010, № 15. Ст. 1736.
24. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (вместе с Положением о Совете при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.02.2011, № 6. Ст. 852.
25. Султанов А. Р. Совершенствование системы защиты прав и свобод человека // Закон. 2012. № 2. С. 25-34.
26. Чепурнова Н. М., Гончаров Е. И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовой аспект. М., 2010.
27. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1995.
Е.А. Огнева, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ogneva-elena@yandex.ru, Россия, г. Москва; преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, Брянск)
THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS PROTECTION IN CONTEMPORARY RUSSIA:
LEGAL MATRIX E. A. Ogneva
The article discusses the conceptual approaches to the definition of human rights protection and the content of the system of human rights protection. Contains a detailed description of the main elements of the system of protection of human rights in contemporary Russia - constitutional guarantees, forms and means of protection. The analysis of the effectiveness of their implementation. The author emphasizes the necessity of further legal improvement of the current Russian system of human rights protection.
Keywords: human rights protection, the system of human rights protection, protection, protection mechanism.
E.A. Ogneva - post graduate student of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), ogneva-elena@yandex.ru, Russia, Moscow; lecturer Bryansk branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Bryansk)