УДК 34 ББК 67
ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,
доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ВИКТОРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ХАЗОВА, кандидат юридических наук старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина. Дается понятие юридических гарантий, раскрываются принципы и содержание.
Ключевые слова: юридические гарантии, права, свободы и обязанности человека и гражданина, механизм реализации.
Annotation. The article considers the issues of legal guarantees of rights and freedoms of man and citizen. The concept of legal guarantees, the principles and content.
Keywords: legal guarantees, rights, freedoms and duties of man and citizen, the mechanism of implementation.
Одним из видов гарантий являются юридические (специальные) гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Системный подход к юридическим гарантиям прав и свобод человека позволяет правильно определить их понятие. Под юридическими гарантиями следует понимать признание и закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Конституции и других нормативных актах государства и обеспечение их реализации всей правоохранительной деятельностью данного государства, общественно-политическими организациями, их должностными лицами и самой личностью1.
Необходимость юридических гарантии заключается в том, чтобы как можно полно реализовать права, свободы и обязанности человека и гражданина. В связи с этим их характер система и виды должны, возможно, полнее соответствовать определенным формам реализации прав и свобод, а также содействовать осуществлению своих обязанностей. Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития2.
Юридические гарантии не следует ни отрывать, ни
тем более противопоставлять другим видам гарантий. Значение их можно правильно понять и оценить, анализируя в единстве с другими гарантиями, рассматривая как часть единого целого.
Основным принципом, построения системы юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина — их всеобщность, и право защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенные законом, не противоречащих закону.
Важнейшим принципом, обеспечения гарантий реализации статуса личности является комплексность и полнота гарантий. Этим принципом должны руководствоваться в своей деятельности все государственные органы, органы местного самоуправления, общественно-политические организации и должностные лица.
Другим непременным принципом, предъявляемым к гарантиям, является эффективность. Сущность этого принципа состоит в том, что гарантии во всех случаях должны обеспечивать человеку возможность реального пользования предоставленными законодательством благами и исполнения обязанностей. Названный принцип особенно важен при оценке юридических гарантий. В данном случае эффективность, прежде всего, зависит от того, насколько указанные средства приравнены к реализации именно этой категории прав и сво-
бод, от возможных нарушений и восстановления их, когда они уже нарушены. Разработка таких средств — первоочередная задача правовой науки
Можно выделить следующие основные признаки юридических гарантий реализации статуса личности в Российской Федерации как правовых средств, от действительности которых зависят степень реализации прав и свобод, исполнение ими обязанностей и законность привлечения их юридической ответственности.
Во-первых, юридические гарантии прав и свобод определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц по решению вопросов, связанных с реализацией правового статуса личности, наделению данных органов и должностных лиц необходимыми полномочиями.
Во-вторых, обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями, применять в целях обеспечения реализации статуса личности комплекс мероприятий, указанных в законе.
В-третьих, установление ответственности как государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека.
В-четвертых, обязанность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушение прав и свобод личности, возмещать им причиненный моральный и материальный ущерб, добиваться привлечения виновных лиц к юридической ответственности.
В механизме реализации юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина можно выделить следующие элементы: информирование человека и гражданина о его правах, свободах и обязанностях; выделение круга вопросов, связанных с точным установлением оснований принадлежности личности соответствующего права и обязанности, их объема, конкретного содержания и пределов использования; определение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе соблюдения, охраны и защиты прав и свобод; установление органа (лица), от действия которого зависит реализация прав и свобод личности; непосредственное совершение действий, связанных с реализацией статуса личности в соответствии с законодательством; применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод, восстановление нарушенного права конкретного лица.
Юридические гарантии правового статуса личности в России многочисленны и разнообразны. Их объединяет общее свойство: все они выражены и закреплены в праве. Эти гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и осуществляются регулируемой надлежащими нормативными актами дея-
тельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественно-политических организаций и граждан.
Юридические гарантии непосредственно обеспечивают процесс реализации статуса индивидов. Их проявление и действие связаны с характером права, свободы или обязанности, а также с определенными юридическими фактами или юридическими (фактическими) составами. Особое место в юридических гарантиях занимает правоприменительная деятельность компетентных органов обеспечительного или охранительного характера. Издаваемые при этом правоприменительные акты выступают юридическими фактами в процессе непосредственной реализации человека и гражданина своих прав и свобод. Ими приводятся в движение конкретные правонарушения, т.е. они возникают, изменяются или прекращаются.
Важно отметить, что юридические гарантии реализации правого статуса направлены на осуществления прав (свобод) человека и гражданина, правомерность исполнения обязанностей и законность привлечения к ответственности. Это обусловлено тем, что при исполнении обязанностей лицо вправе и должно надлежащим образом исполнять те из них, которые установлены законодательством. При привлечении к юридической ответственности гражданин вправе и должен быть привлечен к ответственности только в соответствии с законодательством в рамках процессуальной процедуры3.
Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на основные две группы гарантий: обеспечивающие его реализацию и обеспечивающие его защиту.
Юридические гарантии реализации направлены на использование гражданами своих прав, исполнение ими обязанностей и законности привлечения их к ответственности. Гарантии защиты действуют, как правило, в случае нарушения статуса, возникновения препятствий на пути его использования. К первой группе относятся нормы, определяющие пределы прав и свобод; их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связываются обладание и непосредственное пользование ими; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу правовых гарантий составляют механизмы и институты защиты прав и свобод: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности, другие установленные законодательством меры4.
Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, однако этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой ме-
ханизм защиты прав и свобод, обеспечения исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. Эту деятельность осуществляют все органы государства. Поскольку право является центральным элементом нормальной основы основ конституционного строя, следовательно, юридические гарантии произ-водны от общих гарантий, политических, экономических, социально-нравственных. Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нару-шений5.
Юридические (специальные) гарантии и общие тесно взаимосвязаны друг с другом. Примером может послужить тесная взаимосвязь с общими экономическими гарантиями в том, что они закреплены в ст.8 Конституции Российской Федерации6, и гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживают конкуренцию, свободу экономической деятельности7. 2 п. ст.8 Конституции говорится о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, тем самым на их базе строятся рыночные отношения в нашей стране.
Такая же тесная взаимосвязь существует между юридическими гарантиями и общими политическими гарантиями9. Детерминация юридических гарантий политическим строем общества проявляется в том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также признается политическое многообразие и многопартийность10.
Хотя совершенствование политических институтов, избирательной системы11, влияет на развитие правовой системы, но этот процесс не является автоматическим. Возможно определенное отставание юридических форм от требования политики. Это отставание преодолевается с помощью государства, которое приводит юридические формы в соответствие с политическими требованиями12.
Именно поэтому, для укрепления юридических гарантий исключительно важное значение приобретает правовая реформа, признанная придавать и укреплять Российскую Федерацию, как демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления.
Юридические гарантии нельзя рассматривать в отрыве от общих социально-нравственных гарантий13. Их взаимосвязь и взаимообусловленность проявляются в следующем. Чем выше уровень духовной культуры
граждан, их идейность, тем нетерпимее они относятся к нарушению прав и свобод человека и гражданина14. В тоже время юридические гарантии направлены на свободное развитие личности. Социально-нравственный аспект реализации правовых норм приобретает в обществе все большее значение, отражая процесс постепенного преобразования правовых норм в нормы общественного саморегулирования15.
В процессе применения юридических гарантий прослеживается ряд особенностей. Во-первых, некоторые юридические гарантии служат средством реализации всей системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России. Например, Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016>Ю гражданстве Российской Федерации»16 является юридической гарантией не только личных, но и политических, экономических, социально-культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина17.
Во-вторых, особенность применения юридических гарантий это и есть гарантированность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в их равенстве, взаимосвязи, единстве, без чего не возможна подлинная свобода индивида в обществе. В демократическом обществе, осуществление прав и свобод человеком и гражданином неотделимо от исполнения ими своих обязанностей.
Если какому-то человеку и гражданину представлены права и свободы, то для других индивидов общества, государства это обязанность не нарушать эти права.
Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб правам других граждан, а это можно в том случае, когда права граждан обеспечиваются строгим соблюдением ими своих обязанностей18.
В-третьих, реализация юридических гарантий не является самоцелью. Главным является достижение социального эффекта от использования человеком и гражданином своих прав, свобод и обязанностей, удовлетворение ими своих насущных потребностей. Насколько те или иные права, свободы и обязанности реальны для индивида, мы судим, однако, не только по числу и силе экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий, но и по результатам использования человеком и гражданином своих прав, свобод и обязанностей, по тому, в какой степени удовлетворяются жизненные потребности человека, личности.
В связи с этим особое значение приобретает организационная деятельность государства. Без многогранной организационной деятельности государства невозможно осуществление не только специальных (юридических) гарантий, но и всей системы общих гарантий.
Однако, в случае нарушения правовых предписаний, содержащихся в юридических гарантиях, органами государства или их должностными лицами, сами эти нарушители должны отвечать по закону за свое противоправное поведение. В правовом государ-
стве необходима ответственность не только человека и гражданина перед государством, но и государства, общества перед человеком и гражданином. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты19.
Права и свободы человека и гражданина должны быть надежно защищены от любого произвола власти и ее представителей.
Представляется целесообразным дать еще одну классификацию юридические гарантии по отраслям права. На наш взгляд следует выделить следующие виды юридических гарантий: международно-правовые; конституционно-правовые; административно-правовые; административно-процессуальные; гражданско-правовые; гражданско-процессуальные; уголовно-правовые; уголовно-процессуальные; финансово-правовые; гарантии трудовых прав; семей-но-правовые; земельно-правовые; экологическо-пра-вовые20.
Из числа юридических гарантий в особую группу следует выделить конституционные гарантии, так как именно конституционные гарантии являются связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отдельном законодательстве21.
Среди юридических гарантий особое место принадлежит конституционно-правовым гарантиям, так как конституционно-правовые нормы, гарантирующие систему прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, определяют наиболее общие установки ориентации личности. Подобно тому, как конституционное право занимает главенствующее место в системе Российского права, так и конституционно-правовые гарантии играют ведущую роль во всей системе юридических гарантий. Для того, чтобы в полной мере раскрыть сущность конституционно-правовых гарантий в системе юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прежде всего необходимо рассмотреть их понятие и особые юридические свойства.
1 Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав свобод и обязанностей человека и гражданина в России. диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербург, 1997
2 Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб., 1996. С.22-23.
3 Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав свобод и обязанностей человека и гражданина в России.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Санкт-Петербург, 1997
4 Мигачев Ю.И. Понятие и виды юридических гарантий. Государство и право. 2000. № 11. С.96-98.
5 Хазов Е.Н. Гарантии конституционных прав и свобод че-
ловека и гражданина в России. Москва, 2004
6 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398, http://www.pravo.gov.ru.
7 Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности экономических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Право и жизнь. 2010. № 140 (2). С. 45-46.
8 Конституционное право России. Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Прудников А.С., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Чертова Н.А., Осавелюк А.М., Осавелюк А.М., Егоров С.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Алексеев И.А., Кальгина А.А., Кирсанов А.Ю., Гаглоев Д.В., Галушкин А.А. и др. Москва, 2017. Сер. Dura lex, sed lex (8-е издание, переработанное и дополненное)
9 Актуальные проблемы избирательного права. Эбзеев Б.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина А.А., Шуле-нин В.В., Хазов Е.Н., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А.
учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под редакцией Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. Москва, 2016.
10 Хазов Е.Н. Понятие содержание и особенности политических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Право и жизнь. 2010. № 142 (4). С. 34-35
11 Избирательное право. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. Москва, 2015. Сер. Юриспруденция для бакалавров (2-е издание, переработанное и дополненное)
12 Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. М., 1967. С.55.
13 Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности социально-нравственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Право и жизнь. 2010. № 141 (3). С. 66-69.
14 Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации ( По материалам « круглого стола»). Государство и право. 2000. № 11. С. 95-107.
15 Тихомиров Ю.А. Теория закона .М., 1982. С.241.
16 Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22, ст. 2031, http://www. pravo.gov.ru.
17 Российское гражданство. Левченко И.П., Прудников А.С., Калинин В.Н., Смородин Н.М., Хазов Е.Н.
Москва, 2005. (2-е издание, переработанное и дополненное)
18 Мальцев Г.В. Социалистический гуманизм и права человека // Правоведение. 1977. №5. С.32.
19 Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3-6
20 Хазов Е.Н., Дорожко Ф.Л. Особенности и классификация юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России. Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 8. С. 140-143.
21 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Москва, 2013..