Научная статья на тему 'ЮМОР КАК ОСНОВНОЙ ТРЕНД В ПРОДВИЖЕНИИ ЛИЧНОГО БРЕНДА'

ЮМОР КАК ОСНОВНОЙ ТРЕНД В ПРОДВИЖЕНИИ ЛИЧНОГО БРЕНДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юмор / личный бренд / целевая аудитория

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Влада Александровна Мурзаева, Мария Семеновна Курденкова, Елизавета Алексеевна Кондратьева

В данной статье описывается способ захвата внимания аудитории, а именно юмор. Проблема данной темы заключается в недостатке знаний у предпринимателей о продвижении личных брендов с помощью юмора. Объектом данной статьи является юмор как инструмент продвижения личных брендов. Цель статьи – рассказать о возможностях использования юмора в продвижении личных брендов. Было дано пояснение понятия «юмор», а также перечислены основные виды юмора. Юмор рассматривался в контексте личного бренда. То есть как юмор используется в коммуникации личного бренда с его аудиторией. Влияние юмора на коммуникацию было подтверждено социальным исследованием, где респонденты описывали свой опыт восприятия информации о личных брендах. Были рассмотрены принципы создания хорошего юмористического контента. Также было введено понятие личного бренда и названы качества, которые ему присущи. Были описаны шаги для построения личного бренда. Кроме того, были названы реальные примеры личных брендов, которые использует юмор в своих коммуникациях. В качестве примеров были взяты известные личности, которые строят свою коммуникацию с аудиторией на юморе и иронии. Таким образом, статья убедительно демонстрирует, что юмор является мощным инструментом коммуникации для личного бренда и подтверждает его эффективность на основе реальных примеров и социальных исследований. В результате данной статьи предприниматели смогут узнать о новых способах продвижения личных брендов с помощью юмора и применять знания в своей стратегии продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮМОР КАК ОСНОВНОЙ ТРЕНД В ПРОДВИЖЕНИИ ЛИЧНОГО БРЕНДА»

Медиасреда. 2024. № 1. С. 55-58. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 55-58. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 659

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-55-58

ЮМОР КАК ОСНОВНОЙ ТРЕНД В ПРОДВИЖЕНИИ ЛИЧНОГО БРЕНДА

Влада Александровна Мурзаева1, Мария Семеновна Курденкова2, Елизавета Алексеевна Кондратьева3

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. В данной статье описывается способ захвата внимания аудитории, а именно юмор. Проблема данной темы заключается в недостатке знаний у предпринимателей о продвижении личных брендов с помощью юмора. Объектом данной статьи является юмор как инструмент продвижения личных брендов. Цель статьи - рассказать о возможностях использования юмора в продвижении личных брендов. Было дано пояснение понятия «юмор», а также перечислены основные виды юмора. Юмор рассматривался в контексте личного бренда. То есть как юмор используется в коммуникации личного бренда с его аудиторией. Влияние юмора на коммуникацию было подтверждено социальным исследованием, где респонденты описывали свой опыт восприятия информации о личных брендах. Были рассмотрены принципы создания хорошего юмористического контента. Также было введено понятие личного бренда и названы качества, которые ему присущи. Были описаны шаги для построения личного бренда. Кроме того, были названы реальные примеры личных брендов, которые использует юмор в своих коммуникациях. В качестве примеров были взяты известные личности, которые строят свою коммуникацию с аудиторией на юморе и иронии.

Таким образом, статья убедительно демонстрирует, что юмор является мощным инструментом коммуникации для личного бренда и подтверждает его эффективность на основе реальных примеров и социальных исследований. В результате данной статьи предприниматели смогут узнать о новых способах продвижения личных брендов с помощью юмора и применять знания в своей стратегии продвижения.

Ключевые слова: юмор, личный бренд, целевая аудитория.

Для цитирования: Мурзаева В. А., Курденкова М. С., Кондратьева Е. А. Юмор как основной тренд в продвижении личного бренда // Медиасреда. 2024. № 1. С. 55-58. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-55-58

For citation: Murzaeva V A., Kurdenkova M. S., Kondratyeva E. A. (2024). Humor as the main trend in promoting a personal brand. Mediasreda, 1: 55-58. (InRuss.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-55-58

В современном мире происходит глобализация средств массовой информации, информационный век постепенно становится социальной реальностью (Кривоносов 2021). Люди проводят все больше времени в социальных сетях, поэтому захватить внимание становится все сложнее. Существует ряд инструментов, которые помогают заинтересовать зрителей. Один из них - юмор (Горбунов 2015).

Юмор - интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Существуют различные формы юмора: шутка - фраза или небольшой текст юмористического содержания; анекдот - фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста; пародия -произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счет намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально измененной форме; каламбур - литературный прием с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию (Дмитриев 2005).

Юмор становится все более популярным и востребованным в продвижении личного бренда, поскольку он способен привлечь внимание аудитории, создать эмоциональное вовлечение и уникальность в контенте. Юмор является основным трендом в продвижении личного бренда, так как (Прокопенко 2000):

1. Юмор присутствует во всех сферах жизни человека. Он является универсальным средством общения между людьми, способствует установлению профессиональных, товарищеских, дружественных и других отношений.

2. С помощью юмора человек может оказывать положительное влияние на людей, разрядить напряженную обстановку и поднять настроение. Также можно расположить к себе как обычного человека, так и потенциального клиента.

3. Юмор помогает выделиться среди конкурентов. Возможность объединять единомышленников посредством шуток. «Локальные мемы» - термин, который обозначает то, как молодежь называет шутки, которые связаны с общими воспоминаниями.

4. Юмор помогает следовать трендам и создавать актуальный контент. Ролики с популярными мемами часто попадают в рекомендации пользователей и увеличивают охваты авторов.

5. Хорошо подобранная шутка поможет усилить сообщение поста, сделать его более запоминающимся и убедительным (Числова 2013).

Такое большое влияние юмора можно подтвердить социальными исследованиями. Согласно исследованию сервиса «Анкетолог», 52% пользователей хотели бы чаще видеть мемы в постах людей. Дело в том, что 66% опрошенных получают от смешных картинок положительные эмоции, а 67% считают, что реклама или информация о компании с мемами привлекательнее (Синицына 2018).

Были описаны основные преимущества юмора. Однако они будут работать только при правильном использовании данного инструмента.

Принципы создания хорошего юмористического контента (Козлов 2023):

1. Оригинальность. Идея и содержание сообщения должны быть оригинальны и свежи по своей сути.

2. Естественность и уместность. Рекламное сообщение должно быть понятным с первых секунд и вызывать улыбку, а не раздражение.

3. Органичность и ассоциативность. Содержание ассоциируется с брендом и соответствует его духу.

4. Актуальность. В рекламе обыгрывается злободневная ситуация, которая требует разрешения и знакома потребителю.

5. Ироничность и/или провокационность. Характер сообщения может быть ироничным, циничным, даже шокирующим, если это работает на цели рекламной стратегии.

6. Персонифицированность. В центре рекламного сюжета оказывается выразительный, обаятельный, запоминающийся персонаж.

Существует несколько видов юмора (Шейнов 2016):

1. Мемы - это популярный способ передачи юмора с использованием изображений или видео, часто со смешными текстами или контекстом. В медиаконтенте сейчас популярны фрагменты видео с животными или реальными людьми, используемые в определенном контексте шутки.

2. POV (от англ. point of view - «точка зрения») - под ПОВ-персонажем или просто ПОВом подразумевается персонаж произведения или его части, глазами которого читатель «смотрит» на происходящие события.

3. Скетч в видеоконтенте представляет собой короткометражный комедийный фрагмент, предназначенный для развлечения и вызова смеха у аудитории.

Любая коммуникация должна цеплять внимание аудитории, в том числе и коммуникация личного бренда. Юмор идеально подходит, чтобы дополнить рассказ о себе и разбавить факты о личной и профессиональной жизни. Личный бренд - это публичный образ человека, построенный на определенных ценностях, принципах и навыках с целью продвижения своего бизнеса, себя как специалиста или продуктов и услуг других компаний. Он играет ключевую роль в современном мире, где личность и уникальность становятся все более значимыми (Станкин 2004).

Как правило, за личным брендом стоит высокое качество продукта или услуги. Простыми фактами не всегда можно донести преимущества до аудитории, поэтому это можно сделать с помощью шуточных видео или ироничных сравнений. Такое уже не раз применяли в построении личной стратегии продвижения (Фейлинг 2022).

Личный бренд помогает стать известным среди потенциальной аудитории. Она основана на активности, контенте и взаимодействии с общественностью. Чем больше аудитория знает человека, тем больше возможностей для его собственного роста, роста бизнеса, увеличения продаж и развития личной марки.

Хорошая репутация также является элементом личного бренда. Устойчивая и положительная репутация ведет к доверию со стороны клиентов и партнеров. Она является ключом к успешному развитию личного бренда и его удержанию на рынке.

Эти три элемента являются фундаментальными для успешного формирования и развития личного бренда. Постоянное стремление к улучшению, взаимодействие с аудиторией и поддержание высоких стандартов помогут укрепить позиции личного бренда и завоевать доверие на рынке (Шавардова 2013).

Также личный бренд обладает сильными преимуществами. Человек бренд всегда имеет больше респектабельности и ресурсов. Он больше зарабатывает и к нему больше доверия. Его качество услуг может быть таким же, как и у неизвестного человека, однако из-за сильного личного бренда потребитель

придет именно к нему. Хорошо известный и успешный личный бренд облегчает привлечение инвестиций. Инвесторы склонны вкладывать средства в перспективных и стабильных личностей, имеющих позитивную репутацию и удивительные достижения. Чем сильнее и узнаваемее личный бренд, тем меньше нужды в постоянном представлении. Репутация и достижения говорят сами за себя, что упрощает процесс установления контактов, ведения бизнеса и привлечения внимания. Польза от формирования собственного личного бренда простирается далеко за пределы простой саморекламы. Она охватывает множество преимуществ, позволяя улучшить финансовое положение, привлекать инвестиции и развивать деловые связи на более продуктивном уровне. Инвестирование в развитие собственного личного бренда - это инвестиция в ваш будущий успех и рост как профессионала.

Существует несколько шагов, чтобы построить личный бренд (Яковлев 2009).

1. За личным брендом должен стоять реальный продукт или услуга, соответствующие ценностям и уникальным качествам.

2. Создание полезного для людей, то есть контента или предложения, которые приносят пользу аудитории. Сюда входят решение их проблем с помощью знаний или информации, которые могут улучшить их жизнь.

3. Своя уникальность. Это то, что отличает человека от других. Например, индивидуальный стиль, видение мира, подход к решению задач.

4. Правильное продвижение должно сопровождать продукт любой ниши. Если у товара или услуги нет рекламы, про него никто не сможет узнать.

5. Упаковать себя. Это комплекс работ по созданию и продвижению бренда на рынке. Это не оберточная бумага для бизнеса. Это процесс, целью которого выступает привлечение и удержание клиента. Упаковка бизнеса помогает клиенту сделать правильный выбор - купить ваш товар или воспользоваться вашими услугами.

Также немаловажным этапом в создании личного бренда является определение целевой аудитории. Целевая аудитория - это группа людей, которая заинтересована в покупке товара или услуги. Чем точнее будет составлен портрет потенциального потребителя, тем проще будет определить его боли и потребности. Существует теория, которая поможет провести сегментирование аудитории. Метод Филиппа Котлера позволяет разбить целевую аудиторию на различные сегменты: географический, демографический, поведенческий и психологический признак. В дальнейшем эти данные помогут адаптировать продукт или услугу под каждую группу людей (Мусийчук 2007).

Существует множество удачных примеров личных брендов. Например, личный бренд Илона Маска построен на харизме, необычном подходе PR, этого человека знает весь мир. Его компания Tesla первая распустила весь пиар отдел. Помимо того, Илон Маск - величайший шоумен, он лично проводит испытания авто Tesla на презентациях, отвечает на вопросы гостей, демонстрируя максимальные знания о своем продукте. Основная рекламная кампания его продукции осуществляется в Twitter на личной странице генерального директора. На странице Илона Маска больше 100 миллионов подписчиков, в своих постах он не стесняется выражаться, шутить, и даже отвечать на русском языке, почти каждый его твит попадает в новостную ленту. Также Илон Маск не боится выглядеть смешно, например, на презентации он может позволить себе танцевать, шутить это видео вирусится в интернете. Стать героем мемов - страшный сон многих. Между тем пользовательский контент открывает много возможностей. Культовый образ Илона Маска - «славный малый». «Как тебе такое, Илон Маск?» - мем, ставший уже классикой рунета, с помощью этой фразы высмеивали нелепые русские изобретения, но мем ушел и на Запад, и дошел до Илона. Он ответил на этот мем твитом: «Ха-ха офегенно», который тоже после завирусился. Илон Маск -предприимчивый человек, который не боится идти на авантюры. Ему хватает смелости вести себя, не так, как принято, нарушать общественные нормы, именно это и помогло ему достичь такого успеха.

Как и у Илона Маска, у Алишера Моргенштерна* есть эта основа всеобщей любви: «Я обычный человек из обычной семьи и из обычного города. Меня также обычно не принимали и думали, что я ничего не добьюсь». Аудитория ассоциирует себя с героем и верит в то, что и у нее все получится. Моргенштерн не делит славу на черную и белую. Он довольствуется фактом, что она в принципе есть. Ловит хайп на всем, делает это максимально свободно и берет ошарашивающим эффектом. Скандал на премии Муз-ТВ, премия «Женщина года», клип с максимальным количеством дизлайков (кстати, артист сам предложил аудитории поставить такой рекорд). Так и строится шумиха вокруг бренда «Моргенштерн». Новое поколение - новый подход к жизни. Даже взрослая аудитория ностальгирует по временам, когда все было проще и веселее. Главный страх Алишера Моргенштерна - стать «серьезным дядей», таким же, как все. Его изюминка в его вечной праздности. «Где я, там веселье». Даже название его ресторана говорит о подходе к жизни. Отдохнуть от рутины и важных дел хочется всем, а Моргенштерн как раз транслирует это в своем контенте.

Также стоит упомянуть Артемия Лебедева, дизайнера, который не боится высказывать свое мнение и честен со своей аудиторией. Артемий Лебедев - основатель компании «Студия Лебедева», которая занимается

* Признан иностранным агентом на территории РФ

дизайном и сотрудничает с крупнейшими организациями. Позиционирует себя как творческаяая личность и экспериментатор - красит волосы в яркие цвета, берется за провокационные проекты, путешествует, не боится признавать свои ошибки. Он сознательно провоцирует свою аудиторию на обсуждение как его самого, так и компании, считая, что даже отрицательное мнение не менее важно для развития популярности.

В конечном результате для успешного продвижения должно получиться следующее. Сильный личный бренд, который коммуницирует со своей целевой аудиторией посредством актуального и юмористического контента, учитывая при этом актуальные события в мире. Такое сочетание приводит к большему запоминанию бренда и доверию к нему, тем самым побуждая к покупке услуг и товаров у людей-брендов. Коммуникация должна быть похожа скорее на дружеский диалог, нежели клишированное «купи», так как в наши дни необходимо показать свою уникальность.

Список источников

Горбунов С. А. Юмор как составная часть эмоционального интеллекта. Магнитогорск : Мир науки, 2015. 4 с.

Дмитриев A. B. Смех: социофилософский анализ. Москва : Альфа-М, 2005. 592 с.

Жесткова Н. А. Бренд-коммуникации : учебное пособие. Самара : ПГУТИ, 2021. 96 с.

Козлов А. В. Продвижение брендов в цифровой среде: учебное пособие. Москва : Проспект, 2023. 120 с.

Кривоносов А. Д. Фирменный стиль в организациях экологического ритейла. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. 15 с.

Мусийчук М. В. Аксиологическая функция юмора. Томск : Вестн. Том. гос. ун-та, 2007. №295. С. 123-136.

Прокопенко В. Возможности юмора. Брянск : Народное образование, 2000. №8. С. 1-4.

Синицына Ю. А. Маркетинг в социальных сетях как площадка продажи товаров и услуг. Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. Калуга : 2018. № 6 (51). С. 123-136. URL: https://7universum.com/ ru/economy/archive/item/5958 (дата обращения: 06.05.2024).

Станкин М. И. Психология в бизнесе (юмор как рычаг успеха) : Управление персоналом. Москва : Топ персонал, 2004. 149 с.

Фейлинг Т. Б. Современный брендинг. Часть 1 : учебное пособие. Санкт-Петербург : РГГМУ, 2022. 178 с.

Числова Н. М. «Юмор» как средство выражения радости в межкультурном общении. Москва : Вестн. МПГУ, 2013. №3. С. 123-136.

Шавардова Е. Ю. Азбука имиджелогии : учебное пособие. Севастополь : СевГУ, 2023. 184 с.

Шейнов В. П. Юмор как способ влияния. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 240 с.

Яковлев И. П. Стратегические компоненты имиджа: учебное пособие. Санкт-Петербург : Роза мира, 2009. 264 с.

Информация об авторах

В. А. Мурзаева - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.

М. С. Курденкова - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Е. А. Кондратьева - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Константин Валерьевич Киуру - доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 13.05.2024; одобрена после рецензирования 10.06.2024;

принята к публикации 14.06.2024.

The article was submitted 13.05.2024; approved after reviewing 10.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.