ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
ЗАМЕТКИ О КНИГАХ BOOKS REVIEW
Рецензия на книгу
doi: 10.18522/2687-0770-2022-4-117-121
Юбилей университета и проблемы высшего образования на Юге России. Карамурзов Б.С., Мамсиров Х.Б. КБГУ - 90: основание, становление, развитие Кабардино-Балкарского государственного университета (основные вехи). М.: Российский новый университет, 2022. 502 с.
Андрей Вадимович Венков
Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
Для цитирования: Венков А.В. Юбилей университета и проблемы высшего образования на Юге России. Карамурзов Б.С., Мамсиров Х.Б. КБГУ - 90: основание, становление, развитие Кабардино-Балкарского государственного университета (основные вехи). М.: Российский новый университет, 2022. 502 с. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 117121.
Book Review
Anniversary of the University and problems of higher education in the South of Russia.
Karamurzov B.S., Mamsirov H.B. KBSU - 90: foundation, formation, development of the Kabardino-Balkarian State University (main milestones). Moscow: Russian New
University Press; 2022. 502 p.
Andrey V. Venkov
Federal Research Center the Southern Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]
For citation : Venkov A.V. Anniversary of the University and problems of higher education in the South of Russia. Karamurzov B.S., Mamsirov H.B. KBSU - 90: foundation, formation, development of the Kabardino-Balkarian State University (main milestones). Moscow: Russian New University Press; 2022. 502 p. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(4): 117-121. (In Russ.).
В 2022 г. в г. Нальчике вышел объемный научный труд, посвященный 90-летию Кабардино-Балкарского государственного университета. Какое значение придают авторы системе высшего образования, видно из эпиграфа: «Образование - великое творение человеческое, одно из немногих, что дают людям равные возможности ... Оно не просто обезоруживает ненависть бедного к богатому, оно делает большее - предотвращает саму бедность ...». Эти слова в 1884 г. произнес основатель системы public schools в США Хорас Манн.
Перед читателем - фундаментальное исследование, состоящее из предисловия, 6 глав, 104 (!) параграфов и послесловия. Проделана тщательная, даже кропотливая работа, напоминающая выверенную подборку документов и материалов, поскольку авторы каждое свое положение подкрепляют
© Венков А.В., 2022
ISSN2687-0770 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
системой доказательств. Это действительно всесторонняя картина истории и современного состояния ведущего вуза Северного Кавказа и одного из ведущих вузов России, хотя авторы считают, что это всего лишь попытка представить в первом приближении хронику пути университета.
Такое исследование давно назрело. В наше непростое время, когда Россия вернула себе подлинный суверенитет, на Северном Кавказе, который, по меткому выражению Ю.А. Жданова, является солнечным сплетением Евразии, вновь встает злободневный вопрос: чем должен быть университет? Какова социальная его роль? Сохраняются ли за ним социальные функции? Университет существует для среднего человека или для элиты? И, наконец, какова миссия университета на Северном Кавказе?
Для авторов труда нет сомнения, что одна из важнейших функций университета - влиять на взаимодействие и взаимопроникновение культур; содействовать интеграции различных культурных групп, заниматься просвещенческой (в самом широком толковании этого понятия) работой.
Становление высшего образования в Кабардино-Балкарии прошло сложный путь вместе со своей республикой, и в этом тернистом пути отразилась история ее народов.
Начинать приходилось с ликвидации неграмотности. Не только Кабардино-Балкария, но и вся страна в то время (после победы революции) не отличалась высоким уровнем грамотности населения. В книге показано, как государство развернуло настоящую борьбу за ликвидацию безграмотности, и авторы уверены: «Вряд ли в истории человечества можно найти пример такого бескомпромиссного подхода к борьбе за ликвидацию безграмотности своего населения».
В первых главах книги отражено, как в Кабардино-Балкарии шло формирование советской системы образования, какую роль сыграл в этом Ленинский учебный городок, как создавалась национальная письменность народов Кабардино-Балкарии, как бескомпромиссно вытеснялось религиозное образование, как наряду с борьбой с безграмотностью зарождалась система профессионального образования, готовилась база для перехода к 7-летке, а затем и к общему среднему образованию. Все эти процессы были неразрывны с процессом формирования новой социально-культурной общности.
Авторы считают, что «руководство КБАО в возникшей ситуации вынуждено было в условиях дефицита специалистов с высшим образованием сделать основную ставку на профессии учителя. Тем самым был и предопределен тип руководителя процесса советизации области. Профессия учителя воспринималась центром как наиболее приемлемая в конкретных социокультурных обстоятельствах Кабардино-Балкарии. В итоге стал создаваться, а затем и развиваться педагогический институт.
Детально показано, как за 25 лет существования пединститута с учётом перерыва деятельности на период оккупации удалось укрепить кадровый потенциал и ресурсную базу для дальнейшего развития вуза, как на его основе в Кабардино-Балкарии появился университет классического типа. С нескрываемой гордостью авторы пишут: «Впервые в истории российского государства (если не считать созданный ещё указом царя университет в Казани) в национальном субъекте был создан университет классического типа. Этот прецедент помог и другим национальным субъектам создать у себя классические университеты. Многие годы Кабардино-Балкарский государственный университет являлся кузницей кадров для субъектов Северного Кавказа».
Целый параграф посвящен первому ректору университета Хатуте Мутовичу Бербекову, чье имя носит университет с 1996 г. Авторы труда воздали должное и другим ректорам: Камбулату Наурузо-вичу Керефову, Владимиру Калиметовичу Тлостанову, Барасби Сулеймановичу Карамурзову, Юрию Камбулатовичу Альтаудову.
Дальнейший текст, посвященный жизни университета в его первые годы, когда он стал лидером системы высшего образования на Северном Кавказе, оснащен большим количеством подлинных документов, что дает подробный срез всех направлений работы университета и делает научно-исследовательский труд похожим на сборник документов и материалов. По каждому разделу деятельности приводятся подлинные отчетные документы.
Подробно показано, как относилось к деятельности КБГУ руководство КБР, как расширялся университет, какие новые направления в нем появлялись, какие новые профессии готовились. Много внимания уделено открытию медицинского факультета.
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
В эпоху пресловутого «застоя» СССР КБГУ уверенно развивался. Привлекая подлинные документы и материалы, авторы дают характеристику ситуации в сфере образования в этот период в стране и в КБР. Показано, как КБГУ помогал реформировать общеобразовательную и профессиональную школы; чего добился в образовательном и воспитательном процессе; как качественно менялся профессорско-преподавательский состав, как готовились кадры высшей квалификации; как КБГУ взял на себя повышение квалификации руководящих работников Республики и специалистов народного хозяйства. Большое внимание уделено проблемам студенчества, исследована динамика их приема, организация учебного процесса и прохождения практики. Не меньше внимания уделено работе аспирантуры.
В опубликованном труде подробно показаны направления научно-исследовательской работы и достигнутые результаты. Именно в это время, в 1982 г., Кабардино-Балкарский государственный университет был награждён орденом Дружбы народов за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и развитии научных исследований.
Исследовались формирование материальной базы университета, организация быта студентов, повышение академической активности коллектива и уровня знаний, проведение интернациональной деятельности. Важным вкладом в систему патриотического воспитания стала организация кафедры истории КБ АССР.
В первой половине 1990-х гг. ситуация резко ухудшилась. Как считают авторы, «никому не было дела до социальных институтов. К власти рвались демагоги, преследовавшие только личные цели. Система образования оказалась вне поля интересов стоящих у власти людей... Более того, хорошо известен тезис Е.Т. Гайдара: ".России достаточно 100 вузов ..."... Финансирование системы образования осуществлялось в самом начале 1990-х по остаточному признаку». Как университет и вся система высшего образования выживали в исключительно тяжелой ситуации, говорится в главе «Система высшего образования России в условиях становления нового государства».
Эта глава посвящена не столько судьбе КБГУ, сколько проблемам высшего образования России в целом. В ней поднимаются непреходящие вопросы о роли образования в жизни современного общества и, соответственно, о миссии университетов, как эта миссия стала трансформироваться в современном мире и каковой стала в современных условиях миссия Российских университетов, особенно в контексте новых вызовов для России.
В главе обращается внимание на процесс и значение дифференциации (профилизации) высших учебных заведений России в XX в. и на университизацию России в конце ХХ - начале XXI в. Анализируются проблемы педагогического образования и сравниваются с таковыми в США (в России сейчас 250 тыс. вакантных мест в школах), сравнивается в целом состояние образования в США и в России, а также международная система классификации образования (МСКО) и российская система градации. Рассматриваются государственные образовательные стандарты в системе высшего образования и проблемы подготовки педагогических кадров.
Анализ современной системы высшего образования и тенденций ее развития невозможны без рассмотрения идеи по укрупнению вузов, что влечет за собой угрозы для региональных вузов, без изучения таких проблем, как интернационализация образования, наличие рынка образовательных услуг и борьбы за этот рынок, которая обострилась на рубеже веков.
В главе дается классификация стран по принципу: импорт-экспорт образовательных услуг и оценивается место России в этой системе. Уделено внимание Болонской системе, противостоящей агрессивной экспансии американской системы образования. В России многие формально включились в нее, не удосужившись узнать ее суть, тут же стали перенимать американский опыт.
Новые тенденции, невольно возникшие в связи с глобализацией, тоже не обойдены вниманием авторов. Это проблема массовых открытых онлайн курсов (МООК). Ключевой целью проекта является формирование единой эффективной системы для развития дистанционной формы обучения в РФ. В связи с этим обостряются в целом проблемы онлайн обучения и встающие по цепочке новые проблемы, вызванные появлением онлайн-курсов. Авторами ставится вопрос о социальных последствиях дистанционного обучения и формулируются задачи - что необходимо для сохранения отечественной системы образования на уровне, соответствующем вызовам времени. Одно из предложений - создание российского оператора облачной инфраструктуры.
ISSN2687-0770 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
Его основной задачей станет объединение имеющихся информационных ресурсов аппаратных средств и программных продуктов, технологий, организация доступа к человеческим ресурсам, цифровым заготовкам, к которым пользователь получает удаленный доступ. Что касается классических университетов, то именно там будут не только и не столько учить (обучать) профессии («ремеслу»), а продолжат давать образование - формировать высокоинтеллектуальную творческую личность.
«И, безусловно, основная функция университета - выявление талантов, создание системы по поиску и взращиванию талантов». Авторы оптимистично считают, что «роль университетов в жизни глобального сообщества станет ключевой».
Впрочем, как показывает опыт, то, что является и признается высшей ценностью, имеет особенность скапливаться в руках ограниченного круга лиц. Так было с землей, так стало с деньгами. Теперь высшую ценность будет составлять информация. Не ждет ли нас тотальное интеллектуальное обнищание? Как отреагирует на это интеллектуальное сообщество?
Авторы считают, что «более чем двадцатилетний период реформирования системы образования российской системы высшего образования нельзя оценить однозначно». Они указывают на три основных результата реформы российской системы образования:
1. РФ включилась в формирующуюся европейскую систему образования.
2. Интенсивно пошли процессы интернационализации вузов.
3. Произошла глубокая дифференциация вузов.
Однако реформы, проводившиеся под руководством либералов, мягко говоря, прошлись по системе высшего образования как цунами, и сегодня большинство университетов находятся в руинах под обломками самой системы. И тут авторы поддерживают мнение известного российского философа В.В. Миронова: «Решения в сфере образования в силу его исключительно системообразующего культурного характера, а значит, влияющего на все стороны жизни общества, не должны принадлежать какой-то монопольной группе (будь это либералы или консерваторы), а должны осуществляться на основе предварительных экспертных оценок и широкого общественного обсуждения....».
Дав оценку системе высшего образования в России и в мире в целом, авторы обратились к результатам деятельности КБГУ в сложный современный период. Вуз выжил и продолжил свое развитие. На страницах книги представлены данные об учебной и воспитательной работе, о научно-исследовательской («значительную долю внебюджетных источников составили средства, полученные в результате научно-исследовательской деятельности»), инновационной, издательской, финансовой деятельности и по решению социальных вопросов, показана международная активность, названо количество иностранных студентов, обучавшихся в КБГУ в эти годы. То, какие успехи достигнуты, можно судить по тем планам, которые ставил перед собой коллектив университета в 2014 г.: «Занять на международном уровне прочные позиции, которые, в свою очередь, могли обеспечить дальнейшее развитие», для этого предполагалось углубление интеграции в российское и международное образовательное пространство; перевод на более высокий уровень процессов интернационализации, переход университета в разряд предпринимательских (активно занимающихся капитализацией интеллектуального потенциала университета).
Последняя 6-я глава посвящена современной жизни КБГУ им. Х.М. Бербекова. Тревожное настроение не оставляет авторов. Учитывая, что «крах образования - это крах нации», они пытаются не только описать, но и предостеречь, найти верный путь в условиях мощной информационной войны, которая ведется против нашей страны, и в первую очередь атаке подвергается система образования. Опираясь на материалы мониторинга и результаты самообследования, авторы приводят данные об учебной, научно-исследовательской работе преподавателей и учащихся, о международной и внеучебной деятельности.
Готовятся новые издания, запланированы к написанию в последующем нескольких книг под общим названием «История КБГУ», будут переизданы «Хроники пути университета» и осуществлен проект «Летопись КБГУ».
В целом перед нами уникальный по насыщенностью материалом и крайне злободневный по поднятым проблемам научный труд, в котором отражена полная борьбы и побед история ведущего вуза Северного Кавказа - Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2022. № 4
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
Книга эта будет интересна преподавателям вузов и студентам, которые вскоре станут интеллектуальной опорой нашей страны.
Информация об авторе
А.В. Венков - доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией казачества.
Information about the author A. V. Venkov - Doctor of Science (History), Professor, Head of Cossacks Laboratory.