ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
Научная статья УДК 94
doi: 10.18522/2687-0770-2022-4-65-74
КОЛЛАБОРАЦИОНИСТСКАЯ ГАЗЕТА «НОВЫЙ ПУТЬ» (БОБРУЙСКОЕ ИЗДАНИЕ) КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОККУПАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ
Евгений Александрович Паламарчук
Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России), Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация. Рассматривается феномен коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, связанный с пропагандистской деятельностью коллаборационистских периодических изданий. Проанализирован ряд публикаций в издававшейся в период немецкой оккупации бобруйской газете «Новый путь», созданной для воздействия на местное население с целью его мобилизации на активную поддержку немецких оккупационных властей, представлявшихся в образе освободителей от сталинского режима.
Ключевые слова: коллаборационизм, временно оккупированные советские территории, агитация, пропаганда, газета, население, режим, крестьянство, «остарбайтеры»
Для цитирования: Паламарчук Е. А. Коллаборационистская газета «Новый путь» (бобруйское издание) как инструмент пропагандистского обеспечения оккупационной политики нацистской Германии на территории Белоруссии // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 65-74.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article
COLLABORATIONIST NEWSPAPER "NOVY PUT" (BOBRUISK EDITION) AS AN INSTRUMENT OF PROPAGANDA SUPPORT FOR THE OCCUPATION POLICY OF NAZI GERMANY ON THE TERRITORY OF BELARUS
Evgeny A. Palamarchuk
Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry
of Justice of Russia), Rostov-on-Don, Russia
Abstract. The article is devoted to the one of the most significant aspects of the collaboration phenomenon in the Great Patriotic War years which was linked with the propaganda activities of collaborative periodical press. The author analyzed some publications in the collaborative newspaper "Novy Put", published in Bobruisk during the period of the German occupation. The aim of these publications consisted in the propaganda influence on the native population in order to mobilize them for active support the occupation administration which appeared to be imaged as the saviour from Stalin's regime.
Keywords: collaborationism, temporarily occupied soviet territories, agitation, propaganda, newspaper, population, regime, peasantry, "ostarbeiters"
For citation: Palamarchuk E.A. Collaborationist Newspaper "Novy Put" (Bobruisk Edition) as an Instrument of Propaganda Support for the Occupation Policy of Nazi Germany on the Territory of Belarus. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(4):65-74. (In Russ.).
© Паламарчук Е. А., 2022
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).
Феномен национал-социализма, однажды возникнув, практически сразу оказался в центре внимания исследователей, которое не ослабевает на протяжении десятилетий, минувших с момента краха гитлеровского режима. Напротив, в последние годы четко обозначилась тенденция к повышению рейтинга актуальности дальнейшего детализированного изучения различных аспектов политики Третьего рейха, включая оккупационную. Это явилось следствием сохранения нацистской идеологией, приобретшей приставку «нео», значительного потенциала в Европе, благодатной почвой для которого стала неспособность заигравшихся в мультикультурализм политических лидеров ведущих стран Европейского Союза предложить сколько-нибудь убедительные пути решения обрушившихся на европейцев проблем в миграционной и экономической сферах. Как результат - наблюдающийся в ряде государств рост влияния праворадикальных политических партий и организаций. Кульминацией же указанных процессов стало открытое разыгрывание коллективным Западом во главе с США неонацистской карты посредством провоцирования вооруженного конфликта на Украине и оказания военной помощи украинскому политическому режиму, опирающемуся на бандеровскую идеологию.
Как известно, пестование украинских националистических кругов неонацистского и русофобского толка с целью последующей передачи их представителям государственной власти в стране осуществлялось западными спецслужбами на протяжении длительного периода времени. При этом важная роль отводилась специально создаваемым и финансируемым ими средствам массовой информации. В своей практике последние широко использовали соответствующий опыт коллаборационистских периодических изданий, выпускавшихся при поддержке нацистских властей как в самой Германии [1], так и на временно оккупированных ею советских территориях. В свете сказанного дальнейшее исследование коллаборационистской печати, которую национал-социалисты рассматривали как существенный ресурс в осуществлении своих планов, представляет особый интерес.
Одним из изданий подобного рода, деятельность которого пока не получила должного освещения в научной литературе (в кратком обзоре, опубликованном Г. С. Тихашиным, речь идет о газете с тем же названием, печатавшейся в городе Борисове [2]), являлась издававшаяся в 1942 -1943 гг. в Бобруйске газета «Новый путь».
Главная задача газеты заключалась в создании у местного населения образа завоевателя-освободителя, с приходом которого белорусов ожидали налаживание хозяйственной жизни и процветание.
Поскольку часть трудоспособного населения временно оккупированных советских территорий предназначалась для принудительного рекрутирования на работы в Германию, а других агитировали добровольно отправиться туда на заработки, в газете регулярно помещались публикации, расписывавшие преимущества жизни в последней и «разоблачавшие» слухи о жестоком обращении, которому в Третьем рейхе подвергались «остарбайтеры», или даже о физической ликвидации последних.
В одной из заметок «неправдоподобность» таких слухов объяснялась тем, что покидавшие Родину белорусы отправлялись «не в советские ... концлагеря..., а в Германию, в страну истинного социализма». Далее перечислялись имена перебравшихся туда рабочих, счастливых предоставленной им возможностью получить работу на немецких промышленных предприятиях, где они окружены заботой как «жертвы советской системы», получают лишь «такую работу, которую в состоянии выполнять без переутомления», и пользуются уважением «за искреннее желание заменять у станков германских рабочих, сражающихся против врагов человечества - большевиков и жидов». Здесь же содержится ссылка на некую 18-летнюю Тамару М., которая под «дружный смех» окружающих сообщает о том, что на Родине распространялся слух согласно которому «в Германии прибывшим из восточных областей рабочим поотрубали руки и поотре-
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
зали уши». В заключение подчеркивается, что после окончания трудового дня всех ждут «просторные и здоровые помещения для сна», которые «по общему отзыву представляются пределом мечтаний по сравнению с общежитием в советских лагерях» [3].
В другой заметке сообщалось о том, что «восточным рабочим», занятым на немецких предприятиях, разрешалось высказывать свои замечания и пожелания относительно условий их труда, которые, в случае признания их справедливыми, учитывались руководством заводов и фабрик. Объяснялось это тем, что в Германии, ведшей борьбу «не против русского человека, а против большевистской системы», власти стремились к обеспечению «остарбайтерам» комфортных условий труда, ничем не отличавшихся от тех, в которых работали германские «синие воротнички».
Особое внимание обращалось на заманчивые перспективы такой работы. «Если уже в условиях военного времени Германия предоставляет нашим братьям и сестрам условия жизни несравненно лучшие, чем условия жизни на родине, - отмечалось в публикации, - то после войны Германия предоставит каждому добросовестному и трудолюбивому русскому рабочему работу, которой он пожелает заниматься». В доказательство сказанного приводилось письмо родным некоего Владимира, датированное 27 декабря 1942 г. В нем он сообщал, что занят крестьянским трудом, работает у хозяйки вместе с еще тремя русскими, и особенно доволен четырехразовым питанием и выделенной ему «отдельной комнатой со всеми удобствами» [4]. Эту эстафету подхватывает Марта. В своем письме матери, опубликованном в «Новом пути» 28 июля 1943 г., она, сообщая о своем «благоденствии» в Германии, пишет: «Если бы ты посмотрела на нашу жизнь, то ты бы не сравняла (так в оригинале. - Е. П.) с жизнью в Бобруйске. Мы отрабатываем свои 8 часов и свободны. Каждое воскресенье нам выходной, отводятся дни для стирки белья, еженедельно моемся в бане. Выходные дни играем в карты, домино, поем песни. Иногда ходим гулять в город, там мы качаемся на карусели, смотрим цирк. Пасху мы провели хорошо. Мы гуляли два дня. К Пасхе нам дали по туфлям, по платью, по рубашке с трусами».
В редакционных комментариях к письмам подобного рода делался акцент на том, что многих из оказавшихся на работе в Германии впечатляла зажиточная жизнь немецких рабочих и крестьян. При этом читателям внушалась мысль о том, что этот труд следовало рассматривать как долг по отношению к собственной родине с целью освобождения ее от большевизма. «Свойственные русским людям оптимизм, природные силы, а также сознание необходимости их труда в Германии, вместе с созданными германским правительством условиями, - говорилось в одном из таких комментариев, - заставляют их забывать о временных лишениях и они работают ударно, чтобы покончить скорее эту гнусную войну» (приведенная цитата взята из письма Георга Гово-ровского матери. - Е. П.). В качестве же награды за их ударный труд им была обещана «жизнь по-новому, жизнь без рабства и нищеты советского строя» [5].
В процесс агитации местного населения за выезд на работу в Германию активно включились отдельные представители церкви, вставшие на путь коллаборационизма. Так, 28 июля 1943 г. в газете сообщалось о том, что протоиерей Я. (полное имя указано не было), выступая перед группой лиц, отправлявшихся в рейх, заявил, что «работа в Германии временное явление» и по окончании войны «все работающие там смогут вернуться на родину с запасом полезных и нужных знаний», которые в дальнейшем позволят прошедшим школу выучки у немецких рабочих и крестьян наладить «счастливую жизнь на освобожденной от иудео-большевизма родной земле». Однако для этого, продолжал «пастырь», нашему народу необходимо «вложить долю своих сил и труда в общую борьбу европейских народов с угрожающей всему миру властью большевиков». Вклад отъезжающих в Германию, пояснил он далее, заключается в том, чтобы заменить на германских предприятиях «лучших сынов немецкого народа» и таким образом обеспечить германскую армию «всем необходимым для ее победы», приблизив окончание войны [6].
Между тем за парадным фасадом нацистской пропаганды в подавляющем большинстве случаев скрывалась безрадостная действительность. Реальные условия жизни и обеспечения остар-байтеров были далеки от тех, о которых сообщалось в вышеуказанных письмах. В частности, в неделю средняя заработная плата квалифицированного «восточного рабочего» из СССР не превышала 15,05, а неквалифицированного - 8,75 рейхсмарки, тогда как соответствующие показатели для немецких промышленных рабочих достигали 42,35 и 24,50 марки [7, с. 115].
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
Поскольку вербовочные кампании среди населения оккупированных советских территорий за добровольный выезд на работы в Германию ожидаемого эффекта не дали, для подавляющего большинства остарбайтеров, в том числе и белорусских, отправка в Третий рейх носила исключительно принудительный характер. «Вклад» Белоруссии в этот процесс составил около 380 000 человек [8, с. 26].
Тот же подход был характерен и для систематически ведшейся, в том числе и газетой «Новый путь», среди местного населения агитации за вступление в коллаборационистские добровольческие военные формирования. 24 июня 1943 г. в ней была опубликована переписка между добровольцем Иваном Кулимовым и его «любимой девушкой» Пашей, жительницей белорусской деревни Покровки. В своем письме Паша, со ссылкой на некую тетку Дарью, сообщала о том, что нагрянувшие в соседнее село партизаны отобрали у крестьян имевшуюся у них скотину, а в одной хате ударили закричавшего от испуга при их появлении ребенка, которого после этого пришлось везти к фельдшеру. По словам той же Дарьи, один из партизан рассказал о тяжелой жизни коллаборационистов-добровольцев: «голодать приходится (только то и ваше, что у партизан отнимете), бани нет, грязь ужасная, отдохнуть даже некогда и в город никогда не пускают. Рассказывают, что вы живете как дикари, и немцы вас бьют почем попало и за людей не считают...». В ответном письме Иван, отругав Пашу за «легковерие» и посоветовав ей не прислушиваться к «болтовне» соседок, нарисовал совершенно иную, идиллическую картину: «Спать ложимся в десять часов вечера, встаем утром в пять часов. Кормят здесь даже лучше, чем дома, вкусно и питательно». После подробного перечисления выдаваемого, включая сигары и конфеты, Иван продолжает: «Еженедельно в баню ходим и белье меняем. Баня городская, хорошая. Насчет немцев, то я их редко вижу. Они в наше дело не вмешиваются. Троих видел, так они вежливые, приятные, спрашивают как у нас жизнь дома». В заключение своего письма его автор сообщает о том, что несколько офицеров и солдат из его воинской части, побывавшие на экскурсии в Германии, были впечатлены тем, «как красиво живут там немцы, рабочие и крестьяне. Русских тоже там видели. Говорят, что они сытые, живут в хороших условиях» [9].
Приведенные письма являются типичными, как бы скалькированными с единого пропагандистского шаблона.
Одним из пропагандистских лейтмотивов печатавшихся в коллаборационистской печати материалов являлась подававшаяся соответствующим образом «информация» о налаживании германской оккупационной администрацией в занятых советских областях мирной жизни и восстановлении городов, подвергшихся разрушению со стороны частей Красной Армии при их отступлении. Газета «Новый путь» не была исключением. Так, в статье некоего А. Борисова под броским заглавием «Жизнь побеждает» говорилось об активизации в Белоруссии, на Украине, других территориях не только производственной деятельности, но и культурной жизни («снова действуют театры, кино, народные дома, библиотеки и музеи»). «Жажда жить по-новому, - пишет он, - побеждает все и всяческие препятствия. Освобожденные области напоминают сейчас больного, перенесшего длительную, тяжелую болезнь, грозившую ему смертью. Больной еще чувствует тяжесть во всем теле. Он еще с трудом ходит. Но его легкие жадно вдыхают свежий летний воздух.. И чувство восторга овладевает им от сознания, что он избавился от смертельной опасности, что красавица жизнь победила костлявую старуху - смерть». Завершалась публикация обещанием светлого будущего без большевиков [10].
Многие публиковавшиеся в газете материалы, проводившие грань между цивилизованной Германией и бесчеловечным сталинским режимом, носили ярко выраженный назидательный характер. Типичным примером подобных публикаций служит статья «У горящей избы», автор которой подписался как Л. П-й. Сообщая о том, что в ходе последовавшего за поражением под Москвой отступления немецких сил (в публикации оно скромно именуется «отходом на оборонительные позиции») германское командование откликнулось на просьбу многочисленных крестьян из подмосковных деревень «эвакуировать их в тыл немецких войск», автор публикации поведал трагическую историю семьи Дементьевых, которых упомянутое бегство привело в белорусскую деревню Бардячи. Вместе с главой семьи, крепким еще 69-летним стариком Прохором Петровичем, сюда перебрались его жена и две невестки с четырьмя маленькими детьми. Два
ISSN2687-0770 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
старших сына, Семен и Павел, находились на фронте. Жители села, оценив хозяйственные способности Прохора Петровича, избрали его своим старостой. Однако вскоре в окрестных лесах объявились «вооруженные бандиты-партизаны», в отряде которых «случайно» оказался сын старосты Семен. Именно ему «бандитский атаман» приказал, захватив с собой двенадцать бойцов, сжечь хату старосты вместе со всей семьей. «Постарайтесь, чтобы никто не ушел», - напутствовал он Семена. В это время Прохор Петрович находился по делам в городе и, в полном соответствии с законами пропагандистского жанра, вернулся в деревню в тот самый момент, когда его хата полыхала, а вокруг нее «стояли вооруженные люди, любуясь игрой длинных языков страшного пламени...». Исторгнутый им вопль: «Марья!.. Жена!.. Дети!.. Где вы?!!.. Неужели?!!..» был встречен «злорадным смехом» и издевательским: «Ты угадал, старина, - в огне твое отродье, сейчас и ты там будешь.». Присмотревшись, Прохор Петрович понял, что угроза исходила от его родного сына. За этим последовала сцена, не оставляющая сомнений в знакомстве автора заметки с гоголевским «Тарасом Бульбой». Сын тоже узнал отца. «Фигура убийцы застыла перед огнем, пожирающим его семью, его детей. В следующее мгновение. крыша горящей хаты вдруг рухнула, приняв в свои горячие объятья семь человеческих жизней.». Отец «протянул руку к винтовке сына. Тот покорно отдал ее отцу», отбросившему оружие. «Его руки потянулись к горлу сына. Через минуту бандит лежал бездыханным у ног своего отца» [11].
Одной из основных аудиторий, которым были адресованы публикации газеты, являлось крестьянство. При этом, как и в иных подобных случаях, издатели «Нового пути» стремились сыграть на наиболее чувствительной для крестьян собственнической струне, разорванной Советской властью. «Только теперь многовековая борьба русского крестьянства за землю увенчивается победой», - говорилось в заметке главного редактора газеты М. Боброва, опубликованной 9 июня 1942 г. в рубрике: «Отныне крестьянин - хозяин земли!». Подчеркивая, что русские крестьяне были лишены права собственности на землю задолго до большевизма, в условиях крепостничества, автор инкриминирует большевистскому режиму «возрождение. крепостного права в новых, отвечающих современным условиям, формах». «Если крепостной крестьянин сороковых годов прошлого столетия был рабом по закону и рабом по существу, - разъясняет он, - то при большевиках колхозник был хозяином земли по закону, но все тем же или еще худшим рабом в действительности». Лишь с помощью национал-социалистической Германии, принесшей, по словам Боброва, в русскую деревню освобождение «от кровавых кошмаров большевизма», крестьянин получает возможность стать «полноправным хозяином земли» [12].
В том же выпуске «Нового пути» была напечатана подписанная рейхсминистром по делам оккупированных восточных территорий А. Розенбергом Декларация германского правительства, в которой говорилось, что власти Германии «поощряют и защищают частную собственность», в связи с чем «в занятых восточных областях трудящееся крестьянское население наделяется землей в собственность», что «. обязывает крестьян в будущем напрячь все силы для новой перестройки земледелия в занятых восточных областях и этим внести свою долю в дело окончательного уничтожения большевизма» [13].
Крестьянский вопрос и его пропагандистская эксплуатация рассматривались коллаборационистами и их немецкими кураторами как важнейший инструмент усиления своего влияния на местное население, в связи с чем помимо основного издания был предусмотрен выпуск специального приложения к газете. Оно называлось «Новь» и было рассчитано исключительно на крестьянство. Здесь печатались материалы, уточнявшие отдельные аспекты нацистской аграрной политики на оккупированных территориях.
В частности, сельскому населению сообщалось о том, что в рамках «нового земельного порядка», устанавливавшегося немцами, в качестве первоочередной меры планировалось заменить колхозы «системой общинных хозяйств, сельскохозяйственных товариществ или частных хуторов» и снять установленные Советской властью ограничения на владение скотом (вместо одной коровы будет разрешено держать столько голов скота, сколько владелец сможет прокормить). Помимо этого, давалось обещание придать приусадебному участку, площадь которого могла быть расширена по желанию крестьянина, статус частной собственности. Постепенно общинные дворы предполагалось заменить сельскохозяйственными товариществами, основанными на част-
ISSN2687-0770 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
ной обработке земли. Весь урожай, за исключением строго фиксированной его части, предназначенной для обязательной сдачи оккупационным властям, должен поступать в полное распоряжение земледельца. Наиболее «трудолюбивым и опытным крестьянам, деятельность которых явится гарантией правильного ведения хозяйства», утверждалось в той же заметке, «будет предоставлена возможность получить отдельный хутор», освобождавшийся «от принудительного участия в общем севообороте» [14].
В статье «Что дала германская власть русским крестьянам?» некто Н. Писарев пишет, что, вопреки запугиваниям местного населения, осуществлявшимся сталинской пропагандой, «немцы безвозмездно передали русским крестьянам.» отобранные у них Сталиным земли и лошадей, создали благоприятные условия для эффективного хозяйствования. «Если прежде из-за бескормицы колхозник имел мало скота и для уплаты огромного денежного налога и займа вынужден был продавать все продукты животноводства, - утверждалось в публикации, - то теперь, при изобилии кормов и при низком денежном налоге, крестьянин имеет гораздо больше скота и оставляет у себя все продукты животноводства: и молоко, и масло, и яйца, и мясо». Далее, ссылаясь на «опытного врача», ранее заведовавшего районной больницей, имя которого не называется, Писарев пишет о том, что, если «при колхозном строе главная масса заболеваний колхозников была связана с плохим питанием и истощением», то теперь ситуация кардинальным образом изменилась, поскольку с приходом немцев «питание русских крестьян стало хорошим». Приводится «признание» и столь же безымянного красноармейца, попавшего в плен под Орлом: «Я наблюдал жизнь советских колхозников, рабочих и красноармейцев в Сибири и в Средней России, но такого хорошего питания, какое мы, красноармейцы, увидели в деревнях, где два года была немецкая власть, мы не встречали нигде в Советском Союзе и никогда не видели в колхозах здесь и в мирное время. Нас очень удивило и порадовало, что крестьяне тут так хорошо живут и так хорошо питаются» [15].
Подлинное же отношение нацистских лидеров к славянскому населению СССР, предопределявшее его судьбу в случае победы Германии, нашло отражение в словах рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, считавшего русских «людьми-животными». «Живут ли другие народы в благополучии или подыхают от голода, - заявлял он, - интересует меня лишь постольку, поскольку мы в них нуждаемся как в рабах для сохранения нашей культуры.» [16, с. 113].
Как и при подготовке материалов для других коллаборационистских изданий подобного рода, редакция «Нового пути» уделяла много внимания еврейскому вопросу, который освещался в полном соответствии с официальными установками нацистской пропаганды, направленной на то, чтобы подавить в немцах чувство сострадания по отношению к лишенному гражданских прав, а впоследствии и обреченному на уничтожение еврейскому населению [17, л. 26].
Та же линия проводилась и в газете «Новый путь». В одной из опубликованных здесь заметок еврейский вопрос был отнесен к числу «решающих политических вопросов». При этом подчеркивалось, что в целях успешного объединения Европы в «общий хозяйственный блок» во главе с Германией этот вопрос следовало разрешить «с непреклонной твердостью». В качестве европейских стран, ориентировавшихся при проведении антиеврейской политики на нацистский образец, указывались: Франция, в которой было принято законодательство, устанавливавшее для представителей еврейского населения запрет на замещение «общественных должностей», занятие банковской и маклерской деятельностью, ограничивавшее их доступ к свободным профессиям и получению высшего образования; Италия, власти которой лишили евреев права занятости в адвокатуре, нотариате, медицине, аптекарском деле и полностью закрыли для них доступ в оборонную сферу; а также Хорватия, Словакия, Румыния и Болгария [18].
Важная задача газеты при разработке указанной тематики заключалась в популяризации среди читательской аудитории тезиса о том, что за развязыванием Второй мировой войны стоит мировое еврейство, представители которого пустили глубокие корни в отраслях экономики ведущих западных держав [19]. Так, С. Алексеев, автор статьи «Еврейский вопрос», опубликованной в номере от 19 июня 1943 г., цитируя сочувственные высказывания представителей местного населения о евреях («Несчастные, у них ведь нет своей родины», - шамкает какая-нибудь сердобольная старуха; «Они помогают, всегда у них все достанешь», - хвалится молодая хозяйка»;
ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2022. № 4
ISSN2687-0770 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
«Совсем не такие уж они. плохие люди»), сетует на склонность соотечественников к состраданию по отношению к евреям, объяснявшуюся, по его утверждению, тем, что они не отдавали себе отчета в масштабе еврейской опасности. С тем чтобы «вразумить» их и побудить последовать призыву сплотиться в противостоянии влиянию еврейских кругов, Алексеев прибегает к цитированию антисемитских высказываний, принадлежащих перу античных авторов - Диодора, Сенеки, Тацита и др. При этом соответствующие ссылки никак не увязываются с историческим контекстом [20].
Подробно освещались случаи проявления антисемитизма в государствах-союзниках СССР. Так, со ссылкой на выходившую в Англии еврейскую газету «Джюдит-Кроникл» сообщалось о том, что рабочие деревообрабатывающей фабрики, располагавшейся в лондонском промышленном округе, написали на стенах своего предприятия: «Англичане, к чему вы ведете дальнейшую борьбу за мировое еврейство? Не Германия является вашим врагом, а евреи» [21].
Для всех коллаборационистских периодических изданий было характерно как печатание публикаций, в которых отдельные реальные события были густо перемешаны с откровенной ложью, так и помещение материалов, сфальсифицированных от начала и до конца. Одним из характерных примеров подобного рода стало опубликованное в газете «Новый путь» 28 июля 1943 г. и адресованное перешедшему на сторону Германии генерал-лейтенанту А. А. Власову письмо, якобы написанное летчиком, Героем Советского Союза А. И. Белогуровым.
«Дорогой генерал! - говорилось в нем. - Я внимательно прочел Ваше обращение к русскому народу, вдумывался в каждую фразу, старался проверить каждое слово и после серьезных размышлений окончательно и твердо убедился в правдивости Ваших выводов, в правильности того пути, на который Вы призываете русских патриотов». К этому «Белогурова» подтолкнули «преступления» большевистских комиссаров, которые «посылали нас бомбить мирные города, где не было никаких военных объектов., заставляли нас бомбить лагери (орфография публикации нами сохранена. - Е. П.) русских военнопленных., издавали строжайшие приказы: в случае порчи машины на территории противника, летчик обязан падать вместе с машиной, а если летчик выпрыгивает с парашютом, то стрелять его из пулемета как «изменника родины». Попав в плен и оказавшись одним из тех, кого «советские правители. считают предателем и изменником родины», «автор» письма «осознал», что Сталину, «грузину по рождению, жиду по окружению и привычкам, авантюристу по характеру, не дорог наш народ, не дорога наша родина». Сообщая о том, что обращение Власова к оказавшимся в германском плену офицерам и солдатам Красной Армии с призывом вступать в ряды Русской Освободительной Армии поставило точку в его нелегких размышлениях о судьбе России, позволив ему «. сделать окончательные выводы», осознав себя «врагом большевизма», «Белогуров» завершает свое письмо словами: «. как дисциплинированный солдат, я в полном Вашем распоряжении, господин генерал, и готов выполнить любое дело, любой боевой приказ во славу Русского народа, во имя и счастье России» [22].
На самом деле Герой Советского Союза Алексей Иванович Белогуров, сбитый над немецкими позициями и попавший в плен 2 сентября 1941 г., а затем бежавший в свое родное село Времевка и создавший там подпольную группу, был схвачен немцами и казнен 3 июля 1942 г. - задолго до публикации «своего» письма в «Новом пути».
Подводя итог нашего исследования, считаем необходимым обратить внимание на следующее. Феномен коллаборационизма, история которого насчитывает много столетий, с особой силой проявился в годы Великой Отечественной и в целом Второй мировой войны, став важнейшим элементом нацистской оккупационной политики, одна из целей которой заключалась в максимальном использовании местных материальных и человеческих ресурсов в германских интересах. Особенно интенсивно коллаборационистская агитация велась нацистами среди горожан и крестьянства временно оккупированных восточных территорий. При этом коллаборационизм охватывал все сферы сотрудничества с врагом: военную, хозяйственную, культурную, религиозную и иную. Главным же пропагандистским инструментом мобилизации местного населения выступали периодические издания, подобные газете «Новый путь».
На наш взгляд, степень пропагандистского воздействия подобных изданий на читательскую аудиторию, которой они были адресованы, не следует как преувеличивать, так и в равной мере
ISSN2687-0770 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
преуменьшать. Конечно же, содержащееся в опубликованном в последнем, сотом, номере бобруйского издания газеты редакционном обращении к читателям заявление о том, что каждый ее номер играл роль «снаряда, посланного в стан врага», а каждый из семи миллионов экземпляров, выпущенных за полтора года выхода газеты в свет, «был картечью, которая разила врага» [23], отдает гипертрофированной патетикой. В то же время хорошо известно, что социальная база коллаборационизма, представлявшего собой многоликий феномен, в годы Великой Отечественной войны формировалась отнюдь не только за счет лиц, недовольных сталинским режимом. Причины, побуждавшие того или иного представителя гражданского населения или попавшего в плен красноармейца встать на путь сотрудничества с врагом, были самыми разными, как и степень этого сотрудничества. Среди оказавшихся в стане коллаборационистов было немало таких, которые руководствовались исключительно чувством самосохранения, рассчитывая уцелеть при любом раскладе сил.
Разумеется, учитывая крайне разрушительный характер войны, советским властям и рядовым современникам не приходило в голову разбираться в подобных нюансах, да и сегодня их оценка носит ярко выраженный дискуссионный характер.
Главное же, на наш взгляд, заключается в том, что коллаборационизм среди советских военнопленных и населения, проживавшего на временно оккупированных территориях СССР, не стал массовым явлением, что представляет собой разительный контраст по сравнению с ситуацией, сложившейся в период Второй мировой войны в ряде европейских стран, к примеру, таких как Франция. По нашему мнению, данное обстоятельство обусловлено как высокой степенью эффективности советской системы патриотического воспитания, так и характером нацистской оккупационной политики, в основе которой лежали известные расовые установки, приведшие к геноциду части славянского населения, евреев, представителей других «неарийских» народов, и которая подразумевала принудительную отправку местных жителей трудоспособного возраста на работы в Германию, фактическое возрождение для населения указанных областей постойной повинности, обложение его различного рода поборами и проведение иных мер, носивших ярко выраженный дискриминационный характер.
Список источников
1. Паламарчук Е. А. Власовская антисоветская пропаганда среди военнопленных (по материалам газеты «Заря» за 1943 год) // Научная мысль Кавказа. 2021. № 3. С. 17-24.
2. Тихашин Г. С. Газета «Новый путь» как пример оккупационной газеты на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 2. С. 151-154.
3. Работающие и поющие «покойники». Посещение рабочих, прибывших из восточных областей // Новый путь (бобруйское издание). 1942. 18 июля.
4. Работа в Германии // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 1 янв.
5. Они пишут из Германии // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 28 июля.
6. Н. Р. Священник у отъезжающих на работу в Германию // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 28 июля.
7. Паламарчук Е. А. Социальная политика Третьего рейха. Ростов н/Д.: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2005. 560 с.
8. Белорусские остарбайтеры. Угон населения Беларуси на принудительные работы в Германию (1941-1944). Документы и материалы : в 2 кн. Кн. 1 (1941-1942) / сост. Г. Д. Кнатько, В. И. Адамушко. Минск: НАРБ, 1996. 304 с.
9. Орличенко Н. Два письма // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 24 июля.
10. Борисов А. Жизнь побеждает // Новый путь (бобруйское издание). 1942. 18 июля.
11. П-й Л. У горящей избы // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 1 янв.
12. Бобров М. Земля крестьянам // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 9 июня.
13. Декларация Германского правительства // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 9 июня.
14. Положение крестьянина при новом земельном порядке // Новь. 1942. 4 июля.
ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2022. № 4
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
15. Писарев Н. Что дала германская власть русским крестьянам? // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 11 авг.
16. Hofer W. Der nationalsozialismus. Dokumente 1933-1945. Frankfutr am Main, 1957. 400 S.
17. РГВА. Ф. 1363. Оп. 3. Д. 10.
18. Европа стряхивает с себя жидовское засилье // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 17 июля.
19. Жидовские пиявки в хозяйственном организме Британской Империи // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 19 июня.
20. Алексеев С. Еврейский вопрос // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 19 июня.
21. Рост антисемитизма в Англии // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 9 июня.
22. Старший лейтенант А. И. Белогуров. Я враг большевизма. Письмо генерал-лейтенанту А. А. Власову летчика старшего лейтенанта А. Белогурова, получившего в свое время звание героя Советского Союза // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 28 июля.
23. К нашим читателям // Новый путь (бобруйское издание). 1943. 29 сент.
References
1. Palamarchuk E. A. Vlasov anti-Soviet propaganda among prisoners of war (based on the materials of the Zarya newspaper for 1943). Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus. 2021;(3):17-24. (In Russ.).
2. Tikhashin G.S. Newspaper "Novy Put" as an example of an occupational newspaper on the territory of Belarus during the Great Patriotic War. Vestn. Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akad-emii = Journal of the Historical Society, St. Petersburg Theological Academy. 2018;(2):151-154. (In Russ.).
3. Working and singing "dead". Visiting workers who arrived from the eastern regions. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1942. July 18. (In Russ.).
4. Work in Germany. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. Jan. 1. (In Russ.).
5. They write from Germany. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. July 28. (In Russ.).
6. N. R. Priest for those leaving for work in Germany. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. July 28. (In Russ.).
7. Palamarchuk E. A. Social policy of the Third Reich. Rostov-on-Don: North Caucasus Higher School Research Center Press; 2005. 560 p. (In Russ.).
8. Belarusian ostarbeiters. The deportation of the population of Belarus for forced labor in Germany (19411944). Documents and materials: in 2 books. Book 1 (1941-1942). Comp. G.D. Knatko, V.I. Adamushko. Minsk: National Archive of the Republic of Belarus Press; 1996. 304 p. (In Russ.).
9. Orlichenko N. Two letters. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. July 24. (In Russ.).
10. Borisov A. Life wins. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1942. July 18. (In Russ.).
11. P-th L. At the burning hut. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. Jan. 1. (In Russ.).
12. Bobrov M. Land for peasants. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. June 9. (In Russ.).
13. Declaration of the German government. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. June 9. (In Russ.).
14. The position of the peasant under the new land order. Nov' = Virgin Soil. 1942. July 4. (In Russ.).
15. Pisarev N. What gave the German government to the Russian peasants? Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. Aug. 11. (In Russ.).
16. Hofer W. Der national socialism. Documente 1933-1945. Frankfutr am Main, 1957. 400 S.
17. Russian State Military Archive. Fund 1363. In. 3. File 10. (In Russ.).
18. Europe shakes off the Jewish dominance. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. July 17. (In Russ.).
19. Jewish leeches in the economic organism of the British Empire. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. June 19. (In Russ.).
20. Alekseev S. Jewish question. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. June 19. (In Russ.).
21. The growth of anti-Semitism in England. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. June 9. (In Russ.).
22. Senior Lieutenant A. I. Belogurov. I am an enemy of Bolshevism. Letter to Lieutenant General A. A. Vlasov, pilot Senior Lieutenant A. Belogurov, who at one time received the title of Hero of the Soviet Union. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. July 28. (In Russ.).
23. To our readers. Novy Put' = New Way (Bobruisk edition). 1943. Sept. 29. (In Russ.).
ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 4
Информация об авторе
Е. А. Паламарчук - доктор исторических наук, профессор.
Information about the author
E. A. Palamarchuk - Doctor of Science (History), Professor.
Статья поступила в редакцию 07.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 15.12.2022. The article was submitted 07.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 15.12.2022.