Примечания
1. Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. Спб., 1895.
2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. URL: http://dugward.ru/library/ pedagog/ushinskiy_chelovek2.html.
3. Аверьянов В. В. Артель и артельный человек. М. : Ин-т русской цивилизации, 2014.
688 с.
4. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М. : Тип. И. Д. Сытина, 1908. 212 с.
5. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М. : Мысль, 1981.
285 с.
6. Жигульская Т. Ю. История внешкольного образования Воронежской губернии во XIX-XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2008.
7. Зеленко В. А. Практика внешкольного образования в России. СПб. : Тип. Печатный двор, 1919. 72 с.
8. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М. : Тип. И. Д. Сытина, 1908. 212 с.
9. Чернолусский В. Н. О самообразовании. СПб. : Изд. тов-ва «Знание», 1909.
10. Вахтерев В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917.
11. Серополко С. С. Внешкольное образование : сб. ст. М., 1912.
12. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. ; П.: Госиздат, 1923.
13. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. ; П.: Госиздат, 1923.
14. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. ; П.: Госиздат, 1923.
15. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях доп. образования детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2011.
16. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения дореволюционной России. М. : Педагогика, 1978. 160 с.
17. Шацкий С. Т. Что такое клуб // Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. Т. 2. М. : Просвещение,
1980.
18. Железнякова О. М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании : дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2008. 391 с.
Т. Н. Мацаренко
ЮБИЛЕЙ - СОБЫТИЕ ОГРОМНОГО МАСШТАБА, 80 лет - ДАТА, ДОСТОЙНАЯ УВАЖЕНИЯ!
Дополнительное образование детей - образовательная практика, предназначенная для реализации творческого потенциала в любой профессиональной сфере, в том числе и в области народного инструментального исполнительства, фольклора.
Сохранение культурного наследия - особенность деятельности заслуженных деятелей культуры, руководителей, педагогов-практиков инструментального ансамбля балалаечников «Скоморох» и фольклорного коллектива «Озорные ложкари» Николая Федоровича Мацаренко и Ирины Борисовны Мацаренко, умеющих зажечь в сердцах своих воспитанников любовь к русской музыке, проявить интерес к традиционной русской культуре. Цель, которую ставили перед собой педагоги дополнительного образования, - развитие творческих способностей и творческого содружества детей, выявление наиболее одаренных и профессионально перспективных исполнителей из числа воспитанников, укрепление разносторонних творческих, культурных и дружественных связей. Практическая деятельность реализовалась через создание диалога с учащимися, что требует особого артистизма,
© Мацаренко Т. Н., 2018 136
способности организовывать педагогический процесс так, чтобы он был ярким, самобытным и в то же время личностно значимым.
На протяжении многих лет коллективы принимали участие в различных мероприятиях: «Дни славянской письменности и культуры», «Играй, гармонь!», «Широкая Масленица». Воспитанники Н. Ф. Мацаренко и И. Б. Мацаренко являются дипломантами международных, всероссийских, областных, городских фестивалей и конкурсов. За участие в Международном фестивале искусств «Звездная юность планеты» во Всероссийском детском центре «Орленок» награждены дипломом I степени в номинации «Инструменталисты», вручен сертификат «За верность искусству». В рамках Московского Международного конкурса детского молодежного творчества «Кремлевские звездочки» проведено награждение руководителей коллективов дипломами I и II степени в номинации «Народное творчество». Результатом деятельности также являлись проекты, сохраняющие традиции края и национальную культуру.
Помимо концертной и педагогической деятельности проведена и методическая работа. Н. Ф. Мацаренко издано учебно-методическое пособие «Учебные задания к программе по музыке Д. Б. Кабалевского для баяна и аккордеона». Разработана программа образовательной деятельности в дополнительном образовании детей «Музыкальная палитра».
Сегодня Николаю Федоровичу Мацаренко - 80 лет. За эти годы многое увидено, изучено, создано, пережито, прочувствовано.
Восемьдесят лет -большая жизнь, которая посвящена народному творчеству, подрастающему поколению, системе дополнительного образования детей, обществу.
Восемьдесят - какая солидная цифра! Особенно в том случае, если это юбилей. Восемьдесят - как средство оживления культурной жизни и как ресурс активизации диалога культур. Восемьдесят - жизненный путь счастливых событий и мгновений, радостных вестей и праздников.
Восемьдесят лет достойной жизни. С Юбилеем Вас, с восьмидесятилетием!
Мацаренко Н.Ф. и Мацаренко И.Б.
Озорные ложкари
Ансамбль Скоморох