Научная статья на тему 'От воскресных школ до внешкольных учреждений'

От воскресных школ до внешкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ УЧЕНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горский В. А.

В статье представлены результаты анализа представлений о становлении внешкольного образования в России XIX в. от воскресной школы до учреждений дополнительного образования различного профиля. Статья адресована специалистам педагогических институтов, институтов развития системы образования, педагогам, занимающимся инновационной педагогической деятельностью, студентам педагогических вузов, специалистам, работающим в сфере дополнительного (неформального) образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От воскресных школ до внешкольных учреждений»

В. А. Горский

ОТ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ДО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье представлены результаты анализа представлений о становлении внешкольного образования в России XIX в. от воскресной школы до учреждений дополнительного образования различного профиля. Статья адресована специалистам педагогических институтов, институтов развития системы образования, педагогам, занимающимся инновационной педагогической деятельностью, студентам педагогических вузов, специалистам, работающим в сфере дополнительного (неформального) образования детей.

Ключевые слова: воскресная школа, внешкольное образование, дополнительное образование, неформальное образование, научное общество учащихся, малая академия наук, ученик - учитель - ученый.

ll октября l859 г. в Киеве открылась первая в Российской империи воскресная школа. Инициатором ее открытия был Н. И. Пирогов, знакомый с опытом работы воскресных школ в некоторых государствах Европы. Будучи попечителем учебного округа, он имел право открывать школы без визы министра просвещения. Общий надзор за работой нового учреждения был поручен профессору П. В. Павлову. Занятия по интересам (рисование, кулинария, чтение, арифметика и др.) проводили студенты университета. Организаторы пытались «просвещать ум и согревать сердца детей» (Брокгауз и Эфрон, т. 13, 1892, с. 255).

На первых занятиях в воскресной школы было 50 человек. Через месяц число участников составило 110 человек.

Открытию первой в России воскресной школы предшествовала статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» в журнале «Морской сборник» в 1856 г. (№ 9, с. 559597).

В статье автор решительно осудил сословную направленность и раннюю специализацию в образовании молодого поколения. Статья произвела огромное впечатление на русское общество. По свидетельству современников, «Вопросы жизни» явились «вечевым колоколом» для поднятия самого важного вопроса о воспитании (Журнал Министерства народного просвещения, 1862, № 3, с. 223-245).

Статья была перепечатана и издана в отдельном приложении журнала Министерства народного просвещения за 1856 г. Кроме того, она была переведена на немецкий и французский языки (Lebenfragen. St.-Petersburger Leitung, 1856, № 246257: Les questions en Medicine et en chirurgie. Traduit de russe. Paris, A. Le chevalier, 1868, 40 p.).

«Вопросы жизни» получили высокую оценку Н. Г. Чернышевского (Заметки о журналах // Современник, 1856, № 8), Н. А. Добролюбова (Собрание литературных статей Н. И. Пирогова // Современник, 1859, № 2), К. Д. Ушинского (Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Журнал Министерства народного просвещения, 1862, № 3).

Н. А. Добролюбов по поводу «Вопросов жизни» Н.И. Пирогова опубликовал статью «О значении авторитета в воспитании» (Современник, 1857, № 5).

По словам К. Д. Ушинского, статья Н.И. Пирогова «пробудила спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль» (Соч., т. 3, 1943, с. 11).

© Горский В. А., 2G18

Знакомство с текстом статьи поможет читателю понять замысел, вкладываемый Н. И. Пироговым в создаваемые им воскресные школы.

В России того времени школой называли любые объединения и организации, где дети обучались чему-либо: музыке, танцам, кройке и шитью, домашнему консервированию, народным ремеслам и т. п.

Содержание занятий в воскресных школах включало не только обучение чтению, письму и арифметике, но и освоение практического мастерства в народных ремеслах, в ведении домашнего хозяйства, в физкультуре и др. По замечанию современников, в этих организациях работали люди «с чутким сердцем и отзывчивой душой». Первые воскресные школы по сути своей можно рассматривать как прообраз современных внешкольных учреждений.

Впервые понятие «внешкольное образование» было использовано в работе А. С. Пругавина [1] и включало в себя образовательное пространство театров, музеев, библиотек, городских парков и заповедников, т. е. все то, что могло питать интерес человека к познавательной деятельности.

25 октября 1859 г. в Киеве возникла вторая воскресная школа. В первой занимались до 50 человек, во второй - 34 человека. Вскоре число занимавшихся повысилось соответственно до 110 и 148 человек. Ободренные успехом киевских студентов, университеты и иные учебные заведения в других городах начали устраивать воскресные школы в Могилеве, Одессе (пять воскресных школ), Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани. Начальство высших учебных заведений оказывало студентам содействие в устройстве. Например, в Санкт-Петербурге Мария Шпилевская, дочь действительного статского советника, открыла воскресную школу у себя на дому. Здесь по воскресным дням девочки занимались правописанием, арифметикой и рукоделием. Бесплатные занятия проводила сама М. Шпилевская.

22.03.1860 г. министр внутренних дел С. С. Ланской (1787-1862) издал циркуляр, в котором сообщал, что учреждение городских воскресных школ должно принести пользу для городских обществ и что «устройство таких школ может быть сделано с весьма незначительными издержками».

Этот циркуляр официально определил статус воскресных школ как образовательных учреждений и определил порядок проведения занятий в таких школах «по воскресеньям, после ранней обедни».

Содержание занятий должно было включать обучение грамоте, Закону Божию, арифметике и по возможности черчению и ремеслам в форме практических занятий по интересам. Помещение для работы городские власти выделяли бесплатно при казенных и общественных зданиях. Преподаватели не получали никакой оплаты.

21.09.1860 г. министр народного просвещения Е. П. Ковалевский (1790-1867), принимая во внимание быстрый рост числа учащихся в воскресных школах столицы, предложил использовать для размещения воскресных школ некоторые казенные здания. Например, в Санкт-Петербурге - фехтовально-гимнастический зал и залы гвардейского экипажа, в гальванопластической роте инженерного ведомства, зал введенского уездного училища, зал в самсоньевском училище. Распорядителями и наставниками были назначены офицеры различных полков.

При библиотеке Сеньковского и К°, а позднее при книжных магазинах Глазунова, Кожанчикова и др. была открыта подписка для желающих помочь делу устройства воскресных школ личным трудом или денежными взносами. Собранные суммы поступали в хозяйственный комитет, составленный из уполномоченных воскресных школ (собиравшийся 2 раза в месяц, в зале 2-й гимназии («Экономический указатель», 1860 г., С. 708-709).

В воскресной школе на Шлиссельбургском тракте занимались 700 учащихся обоего пола и разных возрастов. По инициативе священника А. В. Гумилевского, который «предвидел, что воскресные школы со свободным направлением быстро разовьются», были созданы Владимирская и Рождественская воскресные школы, в которых занятия проводили студенты духовной академии.

На 1 января 1861 г. в Санкт-Петербурге работали 20 воскресных школ (12 мужских, 6 женских и 2 смешанные). В это же время в провинции действовали 68 воскресных школ, из них 58 школ мужских и 10 женских.

В литературе об опыте воскресных школ многие авторы отмечают деятельность частной женской воскресной школы в Харькове, основанной в начале 1860-х гг. женой местного купца Христиной Даниловной Алчевской. Восемьдесят преподавательниц этого учреждения проводили занятия с охватом до 450 девочек. Школа существовала на проценты с собственного капитала, составившегося из частных пожертвований, бесплатно использовала помещение и безвозмездный труд педагогов. В школу принимались дети не моложе 10 лет. Занятия проходили по воскресеньям, от 10 до 2 часов дня. Экзаменов, наград и наказаний не было. При школе - учительская и ученическая библиотеки и музей наглядных пособий. Школа управлялась собранием педагогов (педсовет).

Под влиянием и по образцу харьковской женской воскресной школы, возникли подобные учреждения в Томске, Белгороде, Рыбинске, Иркутске.

В мае 1860 г. министр народного просвещения совместно с министром внутренних дел опубликовали циркуляр, в котором говорилось об общих правилах основания воскресных школ и наблюдения за ними со стороны местного начальства, «дабы предупредить возможность уклонения столь полезных учреждений от прямого пути, указываемого им самым их назначением, т. е. распространять грамотность среди детей в ремесленном и рабочем классе». Вместе с тем циркуляр рекомендовал «особенное внимание обращать на то, чтобы учредители и распорядители были люди вполне благонадежные».

Содержание образования в воскресных школах далеко выступало за пределы программ приходских училищ (например, в московской воскресной школе преподавались французский и немецкий языки).

В это же время в России активно действовали объединения мастеровых людей -артели, зародившиеся еще в XIV в. В артели воспитание (по мнению К. Д. Ушинского) «становится общественным вопросом для всех и семейным вопросом для каждого» [2]. В. В. Аверьянов пишет: «"Богатые" артели видели свой "капитал" не в финансовой мощи, а в возможности иметь учеников, в продолжении и развитии артельного дела» [3]. В год «великого перелома» и в последующие 30-е гг. большая часть артелей была вытеснена колхозами.

Самодеятельность в области образования вызывала напряжение в органах, осуществляющих надзор за общественной нравственностью. Так, начальник III отделения жандармского управления Долгоруков в докладе царю отмечал: «...правительство не может допустить, чтобы население было обязано своим образованием не государству, а себе или частной благотворительности» [4].

13.07.1862 г. было опубликовано Высочайше повеление, в котором указывалось: «1) немедленно приступить к пересмотру правил о воскресных школах; 2) впредь до преобразования означенных школ на новых основаниях, закрыть все ныне существующие воскресные школы и читальни».

Так закончился первый период истории воскресных школ в России. Все воскресные школы были закрыты.

Через 14 лет, в 1874 г., в тексте «Положения о начальных народных училищах» в п. 4 ст. 2-й было записано: «.дозволяется открывать воскресные школы, учрежденные

как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами, для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно». Учителями в воскресных школах с разрешения инспектора народных училищ могут быть лица, имеющие право учить в начальных народных школах. Учащиеся в воскресных школах, удовлетворительно прошедшие всю программу, могут получать свидетельство на льготу по отбыванию воинской повинности (Грушевский С. «О воскресных и вечерних школах для взрослых». Киев, 1876 г.).

Выдающуюся роль в последующей истории воскресных школ сыграли земские органы управления развитием народного просвещения.

В. Р. Лейкина-Свирская считает, что «земские учителя составляли лучшую, наиболее подготовленную часть», взявшую заботу о внешкольном образовании детей [5].

В 1877 г. Санкт-Петербургская городская дума поднимала вопрос об оплате педагогов воскресных школ (324 руб. в год) при бесплатном обучении всех желающих.

В 1891 г. в России насчитывалось 75 воскресных школ. В Нижегородской воскресной школе, открытой по инициативе Е. Р. Бер, занимались до 323 девочек и 57 мальчиков. По инициативе О. В. Кайдановой в 1885 г. учреждена воскресная школа в Тифлисе. В Томске по инициативе П. И. Макушина в 1887 г. открыты «вечерние классы», где преподаются Закон Божий, русский язык, математика, география и счетоводство. Занятия идут с 6 до 8 часов вечера ежедневно, кроме субботних и воскресных дней. В селах Мариупольского уезда Екатеринославской губернии работали воскресные и вечерние школы, созданные по инициативе барона Н. А. Корфа.

В Серпухове и в Вышнем Волочке действовали воскресные школы, основанные учительницами Мариинского училища П. В. Ледантю, В. Величкиной и М. Алексеевой.

Т. Ю. Жигульская в диссертации, посвященной дореволюционной историографии, отмечает заслуги историков и педагогов, создавших летопись внешкольного образования в России [6].

В. А. Зеленко писал: «Историк внешкольного образования в будущем не откажет воздать честь казенной комбинации, из четырех ведомств (церкви, обер-прокурора, жандармского управления и Министерства народного просвещения), комбинации, поработавшей усердно и вдумчиво над совершенствованием методов сохранения народного невежества на уровне первобытного состояния» [7].

Г. А. Фальборк, один из деятелей народного просвещения того времени, отмечал: «...государство как сильнейшая организация должно быть освобождено от непосредственного управления народным образованием. Государству предоставляется право: требовать от граждан минимума образования; устраивать государственные экзамены для лиц, желающих получить диплом; требовать от местныхучреждений минимума всехвидовшколв известном районе» [8].

В. И. Чарнолуский определял внешкольное образование «как великую и важную отрасль общественного хозяйства», доступную для населения. Он четко определил рамки тогдашнего школьного и внешкольного образования. Общееобразование предназачено для систематического обучения (общеобразовательные учебные заведения) и для подготовки к практической деятельности (учебные заведения профессиональное образования). Внешкольное образование служит для удовлетворения умственных и художественных потребностей населения, и, несмотря на разнообразие форм внешкольного образования, все они стоятособняком отобразования школьного[9].

В 1896 г. В. П. Вахтеров дал описание отечественного и зарубежного опыта внешкольного образования: отсутствие жесткой регламентации в отношении режима работы, состава учащихся, способов и средств обучения и финансирования[10].

В 1914 г. на II Всероссийском съезде, посвященном памяти К. Д. Ушинского, с докладом «Народный учитель и внешкольное образование» выступил С. О. Серополко. Он обратил внимание на то, что «внешкольное образование - это не придаток второстепенной важности; внешкольное образование имеет свои специфические особенности. внешкольное образование ставит своей задачей создать в каждом индивидууме гармонично развитого человека, который не только обогатил бы свой ум определенными знаниями, но и развил бы в надлежащей мере свои чувства и волю. необходимо предоставить каждому человеку возможность для реализации стремлений к вечным ценностям, к достижению лучшего в своей жизни» [11].

Е. Н. Медынский обращает внимание на то, что «школьное образование есть не более как обучение, как подготовка к образованию. чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании, и чем лучше организованы учреждения по внешкольному образованию, тем лучше должна быть поставлена школа. Короче говоря, между школой и внешкольным образованием зависимость прямая, а не обратная» [12].

Большой вклад Е. Н. Медынского в становление представлений о сущности внешкольного образования составляют разработанные им принципы организации внешкольного образования:

- «постоянная внутренняя работа личности над всеми элементами человеческого и психическими, и физическими»;

- «полнота» содержания, «общедоступность» и «бесплатность». внешкольного образования;

- «участие населения как в организации, так и в ведении дела внешкольного образования»;

- «возможно меньшее вмешательство государства в дело организации и ведения внешкольного образования и предоставления его всецело в руки общества, в лице земских и городских самоуправлений и всякого рода местных общественных организаций (кооперативов, просветительных обществ и проч.)»;

- «просветительные учреждения должны действовать совместно; .чем их больше, тем сильнее действие каждого из них» [13].

Особая группа принципов касалась организации образовательного процесса во внешкольных учреждениях:

- принцип разнообразия форм внешкольного образования с учетом интересов каждого;

- принцип качества специалистов, «хорошо подготовленных и в общеобразовательном, и в профессиональном отношении»;

- ясное осознание задачи внешкольного образования, его основных методов, знакомство с общей теорией внешкольного образования;

- знание техники, методики проведения занятий и библиографии по теме занятий;

- умение отвечать запросам и интересам каждого на основе индивидуальности обучающегося, знать основы возрастной психологии;

- иметь широкое общее образование, обеспечивающее успех работы с людьми с различным уровнем образования и развития [14].

Подготовкой специалистов внешкольного образования, по мнению Е. Н. Медынского, должны заниматься земские и городские службы путем введения вопросов внешкольного образования в программы местных учительских курсов и организации курсов по внешкольному образованию.

В советский период Е. Н. Медынский пытался критиковать «туманно-метафизическую» свою идею всестороннего развития личности, так как она идет

вразрез с производительной деятельностью советского человека в определенной отрасли народного хозяйства.

В «указателе» 1916 г. (сост. Е. Н. Медынский, И. В. Лапшов) перечислено 384 названия книг и статей по внешкольному образованию.

В июне 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

В ноябре 1920 г. декретом Совнаркома учреждено Главное управление политического просвещения Наркомпроса РСФСР во главе с Н. К. Крупской.

В своих выступлениях Н. К. Крупская вместо понятия «внешкольное образование» использует термин «политико-просветительная работа». Это была первая трансформация понятия «внешкольное образование».

Б. В. Куприянов отмечает, что «методологические взгляды Н. К. Крупской послужили главной причиной трансформации теории внешкольного образования в политико-просветительную работу» [15].

В 1926 г. в Киеве выходит двухтомник Г. Е. Жураковского [16], а в 1925-30-е гг. в Москве - трехтомник Е. Н. Медынского «История педагогики в связи с экономическим развитием общества». В этих работах восторги авторов успехами земств в построении системы внешкольного образования переменились на негативное отношение к результатам деятельности либералов и демократов, не примыкавших к большевикам.

Одной из форм внешкольного образования в ряде высших художественных и технических учебных заведений в этот период стали рисовальные классы. Например, при школе общества поощрения художеств в рисовальных классах бесплатно обучали детей по вечерам и по воскресениям. Строгановское училище технического рисования в Москве развивало сеть подведомственных и непосредственно им руководимых воскресных рисовальных классов, из которых один состоит при самом училище.

Известен опыт Варшавского рисовального класса, в котором обучающиеся после предварительной общей подготовки и по приобретении некоторого навыка в черчении и рисовании упражняются в применения этих искусств к различным ремеслам.

Рисовально-технические классы при городском училище в Пскове работали по воскресеньям утром и среди недели - вечером. В них обучали рисованию орнаментов и знакомили детей с различными художественными ремеслами.

При обществе распространения технических знаний в Москве работали бесплатные кружки технического рисования.

В 1918 г. новые власти России наряду с развитием сети общеобразовательных школ начали создание сети разнообразных внешкольных учреждений: Дома и Дворцы пионеров, станции юных техников, туристов и натуралистов, детские пароходства, спортивно-технические клубы ДОСААФ, более тысячи клубов юных техников при промышленных предприятиях [17], музыкальные, художественные и детско-юношеские спортивные школы.

Вместе со всем народным хозяйством система общего школьного и внешкольного образования пережила трудные довоенные, военные и послевоенные годы восстановления разрушенного народного хозяйства.

В 80-е гг. ЮНЕСКО вводит понятие «неформальное образование как специально организованная систематическая педагогическая деятельность вне рамок традиционной школьной (формальной) системы, направленная на предоставление различных видов образования людям, принадлежащим к разным слоям населения» (Coombs P. H., Ahmed M., 1974. "Attacking Rural Poverty: How Non-formal Education can Help", Baltimore).

Закон «Об образовании» (1992) заменил термин «внешкольное образование» на «дополнительное образование».

А. Ребер определяет дополнение как то, что завершает что-нибудь и отражает стремление к целостности. При этом «дополнительность», позволяет воспроизводить

не только «целостность явления.», но и его полноту (Reber A. S. The penguin of psychology sekond edition. 1995. r. 257).

Прорывной работой по дополнительному образованию явилась работа О. Б. Железняковой [18], в которой автор использует сущностно-смысловое понимание дополнительности как инструментария, обеспечивающего полноту и целостность образования, и вводит понятие «системная дополнительность» на основе триады, построенной по формуле «неопределенность - дополнительность - определенность», как элементарной ячейки синтеза нового уровня.

В философском словаре приведен ряд триадных структур: «общее - особенное -специфическое», «вещество - поле - элементарная частица». «рацио - интуицио -эмоцио» и др.

В этом случае дополнительность можно рассматривать как механизм обеспечения полноты и цельности образования. Полнота относится к содержанию информационного обеспечения, целостность - к освоению и пониманию информации и к преобразованию ее в целостное личностно значимое знание.

Выводы:

1) становление содержания, форм и методов внешкольного образования происходило под влиянием общества (принцип «снизу - вверх») и государства (принцип «сверху - вниз»);

2) в 1918 г. созданы предпосылки для развития самодеятельности граждан и одновременно ужесточен контроль надзирающих государственных органов;

3) Первый Всероссийский съезд заменил термин «внешкольное образование» на понятие «политико-просветительная работа» на пути вовлечения детей в решение задач социалистического строительства;

4) в 60-е гг. универсальность базового общего образования дополняется и компенсируется разнообразием дополнительного образования в форме «научных обществ учащихся» (НОУ) и «малых академий наук» (МАН) в цепочке «ученик -учитель - ученый», рамках перехода от «обучение на всю жизнь» к «обучению через всю жизнь»;

5) в начале нового века перед сферой дополнительного образования открывались два пути - либо при поддержке государства и общества обрести новый образ «неформального образования», либо превратиться в придаток сферы услуг;

6) Концепция дополнительного образования (РП РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей») не способствовала повышению его эффективности в социальном и профессиональном самоопределении молодежи;

7) в настоящее время методологической основой развития содержания, форм и методов дополнительного (внешкольного, неформального) образования являются традиционные и новые подходы на основе: принципа дополнительности Н. Бора (1929); теории неполноты К. Геделя (1932); идеи В. И. Вернадского об активно-эволюционной интеграции человека во Вселенной (1933), идея синергетики И. Пригожина (1947), идея о непредсказуемости траектории познания (А. А. Ляпунов, 1961), идея о творчестве как об опережающем отражении действительности (П. К. Анохин, 1962), на основе триединого принципа в познании окружающей среды, например, «общее - особенное - специфическое (Р. Г. Баранцев, 2005); принципа «системная дополнительность» (О. М. Железнякова, 2008) на основе триады, построенной по формуле «неопределенность - дополнительность - определенность» и далее триединство различных видов образования: общее (формальное) образование -дополнительное (неформальное) образование - профессиональное образование.

Примечания

1. Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. Спб., 1895.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. URL: http://dugward.ru/library/ pedagog/ushinskiy_chelovek2.html.

3. Аверьянов В. В. Артель и артельный человек. М. : Ин-т русской цивилизации, 2014.

688 с.

4. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М. : Тип. И. Д. Сытина, 1908. 212 с.

5. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М. : Мысль, 1981.

285 с.

6. Жигульская Т. Ю. История внешкольного образования Воронежской губернии во XIX-XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2008.

7. Зеленко В. А. Практика внешкольного образования в России. СПб. : Тип. Печатный двор, 1919. 72 с.

8. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М. : Тип. И. Д. Сытина, 1908. 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чернолусский В. Н. О самообразовании. СПб. : Изд. тов-ва «Знание», 1909.

10. Вахтерев В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917.

11. Серополко С. С. Внешкольное образование : сб. ст. М., 1912.

12. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. ; П.: Госиздат, 1923.

13. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. ; П.: Госиздат, 1923.

14. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. ; П.: Госиздат, 1923.

15. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях доп. образования детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2011.

16. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения дореволюционной России. М. : Педагогика, 1978. 160 с.

17. Шацкий С. Т. Что такое клуб // Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. Т. 2. М. : Просвещение,

1980.

18. Железнякова О. М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании : дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2008. 391 с.

Т. Н. Мацаренко

ЮБИЛЕЙ - СОБЫТИЕ ОГРОМНОГО МАСШТАБА, 80 лет - ДАТА, ДОСТОЙНАЯ УВАЖЕНИЯ!

Дополнительное образование детей - образовательная практика, предназначенная для реализации творческого потенциала в любой профессиональной сфере, в том числе и в области народного инструментального исполнительства, фольклора.

Сохранение культурного наследия - особенность деятельности заслуженных деятелей культуры, руководителей, педагогов-практиков инструментального ансамбля балалаечников «Скоморох» и фольклорного коллектива «Озорные ложкари» Николая Федоровича Мацаренко и Ирины Борисовны Мацаренко, умеющих зажечь в сердцах своих воспитанников любовь к русской музыке, проявить интерес к традиционной русской культуре. Цель, которую ставили перед собой педагоги дополнительного образования, - развитие творческих способностей и творческого содружества детей, выявление наиболее одаренных и профессионально перспективных исполнителей из числа воспитанников, укрепление разносторонних творческих, культурных и дружественных связей. Практическая деятельность реализовалась через создание диалога с учащимися, что требует особого артистизма,

© Мацаренко Т. Н., 2018 136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.