2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1. С. 90.
3. Все о школе. Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52». URL: http://www.shkola52.ru/index/ oshkole/0-2 (дата обращения: 15.09.2016)
4. Персональный кадровый состав. Педагогический коллектив школы. Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52». URL:.http://www.shkola52.ru/index/http_www_shkola52_ru_ index_pedagogicheskij_sostav_0_123/0-88 (дата обращения: 14.09.2016)
5. Наши достижения. Сайт учителя начальных классов МБОУ № 52 Текаевой Н. Ю. URL: http://tekaevanu.ucoz.com/index/nashi_dostizhenija/ 0-7 (дата обращения: 14.09.2016)
6. Все о школе.
7. Беглов А. Л., Сатина Е. В., Токарева Е. С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 45 классы: учеб. пособие для общеобраз. учреждений. М. : Просвещение, 2010. С. 4.
8. Байбородова Л. В. Указ. соч. С. 93.
9. Крутелева Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. 2008. № 5. С. 90.
10.Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2010. № 7. С. 65.
11. Наши достижения.
12. Там же.
13. Музей дружбы народов. Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 52». URL: http://www.shkola52.ru/ index/muzej/0-332 (дата обращения: 14.09.2016)
УДК 351.855; 351.858
Т. Н. Мацаренко
ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Представлен и проанализирован опыт проведения фестиваля-конкурса «Звездная юность планеты», сопровождающийся смотром учебных достижений и творческого развития одаренных детей. Показана организация сотрудничества через детское творчество в фольклорном ансамбле «Озорные ложкари» г. Орла.
Presented and analyzed the experience of the festival - contest «Star youth of the planet», accompanied by a review of educational achievements and creative development of gifted children. Displaying Cooperation Organization through the children's creativity in the folklore ensemble «Naughty Lozhkarev» Orel.
Ключевые слова: Всероссийский детский центр «Орленок», творческое содружество детей, детские творческие коллективы, фестиваль искусств, фольклорный ансамбль.
Keywords: All-Russia Children's Center «Eaglet», a creative community of children, children's art groups, festivals-art, folklore ensemble.
По инициативе АНО «Международное фестивальное движение «Звездная юность планеты», Всероссийского детского центра «Орленок» ежегодно проходит международный фестиваль искусств, который собирает конкурсантов и гостей из России, США, Перу, Индии и других стран. Цель, которую ставят перед собой организаторы, - развитие творческих способностей и творческого содружества детей, выявление наиболее одаренных и профессионально перспективных исполнителей из числа воспитанников, укрепление разносторонних творческих, культурных и дружественных связей. Фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений творческих видов деятельности учащихся. Задачей фестиваля является возможность самореализации любителей искусства и демонстрации таланта юных дарований.
Фестиваль искусств - это уникальная среда, где обычно жесткие социальные нормы, регулирующие поведение, смягчаются и рождают особую, одобренную социумом гедонистическую атмосферу, в которой человек может выразить себя. Это публичное действие, с помощью которого можно развивать культуру и искусство, формировать имидж региона, города, налаживать отношения между социокультурной сферой и бизнес-структурами, привлекать внимание к проблемам общества [1].
Участниками мероприятий являются детские творческие коллективы дополнительного образования: инструментальные ансамбли, хореографические, хоровые, вокальные, сольные исполнители вокала и инструментальной музыки. Воспитанники со всего мира показывают свое мастерство, стимулом является их любовь к искусству и дарованный природой талант.
Фестиваль-конкурс способствует обогащению сценического опыта, стимулирует интерес воспитанников к восприятию и проявлению народной культуры региона, дает возможность определить уровень исполнительских способностей. Сценическая конкурсная практика служит не только своеобразным контролем за качеством исполнительского мастерства участников, но и дает возможность
манием многие коллективы, среди которых ансамбль «Озорные ложкари» г. Орла (диплом I степени в номинации «инструмента-
ощутить радость успеха от результата деятельности.
Основное жюри фестиваля «Звездная юность планеты» состоит из выдающихся деятелей культуры и искусства России: профессор, народный артист России, художественный руководитель и дирижер оркестра русских народных инструментов «Виртуозы Кубани» А. Я. Винокур, доцент Московского музыкального педагогического института Ю. А. Богданов, артист Большого театра Юрий Богатырев, композитор А. Журбин, лауреат всероссийских и международных конкурсов А. Воробьев и др.
Жюри удостоило особым вни-
листы»). Участникам ансамбля вручен сертификат «За верность искусству».
Руководителями коллектива «Озорные ложкари» более 25 лет являются заслуженные деятели культуры, педагоги-практики Ирина Борисовна Мацаренко и Николай Федорович Мацаренко, умеющие зажечь в сердцах своих воспитанников любовь к русской музыке, способствующие проявлению у детей интереса к традиционной русской культуре.
Практическая деятельность руководителей реализуется через создание диалога с учащимися, что требует особого артистизма, способности организовывать педагогический процесс так, чтобы он был ярким, самобытным и в то же время личностно значимым для учащихся. Результатом деятельности являются достижения: звания, места, награды по результатам конкурса, в которых участвовал коллектив.
Сохранение культурного наследия - главная функциональная нагрузка данного фестиваля, проекты которого влияют на укрепление авторитета страны как прогрессивной державы, сохраняющей свои традиции и национальную культуру [2].
Фестивальное движение «Звездная юность планеты» дало возможность увидеть лучшие образцы в различных творческих достижениях, создал «почву» для сравнения, анализа, дискуссий. Статистика свидетельствует о том, что за последние годы фестиваль переживает новый виток развития. Заметно стремление различных возрастных и социальных групп к возрождению народных традиций и восстановлению уникальных особенностей культурно-исторической среды русского народа. Сегодня фестиваль - это феномен современной культуры, один из главных способов обмена достижениями в области искусства.
Именно фестивальные проекты и различные творческие конкурсы рассматриваются сегодня руководителями Орловского ансамбля народных инструменталистов «Озорные ложкари» как средство оживления культурной жизни страны и как ресурс активизации диалога культур.
Примечания
1. Меньшиков А. А. Фестиваль как социокультурный феном современного театрального процесса. М. : Высш. шк., 2004. 248 с.; Тульчинский Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. СПб. : Планета Музыки, 2009. 309 с.
2. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
УДК 351.852; 351.858; 908
В. В. Ротов
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ «ВОИНСКАЯ СЛАВА РОССИИ»
Показаны вопросы организации в Домах детского творчества военно-исторических клубов реконструкции русских доспехов, с последующей организацией музея эпохи Средневековья Древней Руси в сельской местности. Автор раскрывает задачи, формы и виды экскурсионной деятельности военно-исторического музея, а также способы организации мероприятий.