Ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским
V V - Ча*
инновациям — российский капитал»: неформальный инвестор — стратегический партнер в привлечении инвестиционных ресурсов в инновационные команды на ранних стадиях развития
И. А. Коршунов,
к. х. н., доцент, директор государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ГОУДПО «Нижегородский научноинформационный центр», с 2003 года — окружной оператор ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал»
На основе анализа зарубежного и российского опыта привлечения неформальных инвестиций в инновационные проекты формулируются основные характеристики первой в России ежегодной коммуникативной площадки неформальных инвесторов и команд разработчиков — окружной ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал».
В апреле 2003 года в Нижнем Новгороде в рамках межрегионального проекта «Инновационная система Поволжья» состоялось открытие I окружной ярмарки для бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал». За более чем 3-летний период своего развития окружная ярмарка представила потенциальным инвесторам и партнерам более 600 инновационных проектов из регионов, расположенных на территории Приволжского федерального округа (ПФО). Инте-
On the basis of the analysis of foreign and Russian experience of attraction of informal investments into the innovation projects the primary characteristics of the first Russia annual communicative platform — Fair of business-angels and developers teams «Russian capital to the Russian innovations» are formulated.
рес к ярмарке как к рыночному инструменту взаимодействия частных инвесторов и создателей новых технологий возрастает с каждым годом. В 2004-2005 годах ярмарку принимали Нижегородская и Самарская области, а в 2006 году ее местом проведения станет Саранск (Республика Мордовия). При этом принципы, положенные в основу организации мероприятия, оказались тиражируемыми и в других регионах.
Цель настоящей работы — на основе анализа зарубежной и российской практики взаимодействия
ИННОВАЦИИ № 3 (90), 2006
ИННОВАЦИИ № 3 (90), 2006
неформальных инвесторов и инноваторов сформулировать методологию и основные требования к модельной коммуникационной площадке в секторе неформального инвестирования.
Развитие сектора неформального инвестирования в инновационные проекты за рубежом
Проблема привлечения инвестиционных ресурсов в еще формирующиеся команды разработчиков и молодые инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях своего развития, имеет важное значение для введения результатов научно-технической деятельности в экономический оборот. Как за рубежом, так и в России нишу инвесторов, работающих в этой области, занимают неформальные инвесторы — «бизнес-ангелы». Они готовы вкладывать средства в перспективные проекты, содержащие вследствие еще недостаточной экономической проработанности высокий риск. При этом выделение ими средств командам разработчиков сопровождается передачей профессионального опыта управления бизнес-проектом и осуществляется в рамках неформализованных соглашений [1].
Понятие «бизнес-ангел» появилось первоначально в США в середине прошлого века. Оно обозначает обеспеченных частных лиц, инвестирующих свой капитал, предпринимательское ноу-хау и опыт в только что созданные предприятия или чаще в творческие коллективы ученых и исследователей. Деятельность бизнес-ангелов позволяет решить вопрос недостатка собственного капитала, но, что самое главное, — управленческих навыков и деловых связей на начальных стадиях развития молодых наукоемких компаний [2]. В среднем неформальный инвестор принимает на себя до 80% объемов инвестирования в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития, уменьшая, с одной стороны, бремя государства по развитию частного бизнеса, а с другой стороны, весомо увеличивая эффективность его становления за счет участия более профессионального менеджмента.
Культура деятельности бизнес-ангелов получила также значительное распространение и инфраструктурное обеспечение в Великобритании и Германии [3, 4]. По данным [1], в США насчитывается около 1 млн действующих и потенциальных бизнес-ангелов, их инвестиционные возможности оцениваются в размере 50 млрд евро ежегодно, в Европе — около 12 800 активно действующих бизнес-ангелов, объединенных в 282 сетевые организации [5], с потенциальными инвестиционными возможностями до 20 млрд евро. В среднем ежегодно ими поддерживается около 12 000 проектов на сумму 2 млрд евро.
За рубежом бизнес-ангелы обычно приобретают неконтрольный пакет акций новой компании на ограниченный период времени (3-7 лет). Их целью является максимальное увеличение стоимости вновь созданной компании и последующая продажа своей доли в ней. Вырученные средства они обычно вкладывают в новые проекты. Согласно европейским исследованиям, возраст большинства бизнес-ангелов
составляет 40-65 лет, 95% из них — мужчины. Подавляющее большинство бизнес-ангелов имеет опыт управления компаниями, полученный при руководстве собственным бизнесом либо при работе топ-менеджерами компаний по найму. Часть из них занимается инвестиционной деятельностью параллельно с основной работой, а часть посвящает этой деятельности все свое время. Бизнес-ангелы инвестируют в различные отрасли промышленности, значительную долю составляют инвестиции в высокотехнологичные проекты. Обычно они предпочитают инвестировать в компании, расположенные поблизости от их места жительства, чтобы облегчить себе контакт с будущими предпринимателями.
По мере развития компании уменьшается риск, растет прибыльность фирмы и потребность в финансовых средствах. Подавляющее большинство бизнес-ангелов вкладывает средства в компании на достар-товой и стартовой стадиях, на которых очень значительный риск и относительно низка потребность в капитале, при этом потенциальная доходность инвестиций представляется весьма высокой. В развитых странах бизнес-ангелы обычно вкладывают в компании от 25 тысяч до нескольких миллионов долларов, что составляет, однако, не более 10-20% их состояния.
Мотивация неформальных инвесторов многообразна. Помимо возможности прибыльно вложить капитал, для них важно получение радости и удовлетворения от этой деятельности: возможность передать свой опыт и знания молодым предпринимателям и участвовать в создании новой компании, в основе которой лежит интересная и перспективная технология. Часто бизнес-ангелы объединяются в рамках соответствующих сетей и осуществляют совместные инвестиции. Это помогает снизить риск для каждого из инвесторов и осуществлять финансирование более крупных проектов.
Еще раз подчеркнем, что финансовые средства — это только часть того, что настоящий бизнес-ангел вкладывает в предприятие. Наиболее важный вклад — это его опыт в области управления предприятием. Начинающие предприниматели постоянно подчеркивают, что опыт бизнес-ангелов для них важнее, чем собственно финансирование. Среди своих пожеланий к инвесторам они ставят на первое место консультирование по управлению предприятием и по вопросам стратегии, и лишь затем следуют деньги и связи. Большинство инвесторов принимает активное участие в управлении компанией либо консультируя предпринимателей, либо непосредственно участвуя в текущей деятельности компаний.
Критерии выбора бизнес-ангелом инновационной команды для инвестирования обычно включают [6]:
^ менеджмент — ключевые фигуры, уровень
менеджмента;
^ продукт/услуга;
^ рынок;
^ стратегия компании;
^ скорость роста компании;
^ финансовые вопросы;
^ возможность «выхода» — продажи своей доли в
компании.
Также для инвестора очень важны следующие факторы: потенциал роста данного конкретного рынка и конкурентные преимущества продукта/услуги. Бизнес-ангелы при выборе проекта обращают меньшее внимание на возможность выхода из бизнеса и структуру конкуренции на рынке. Оценке ожидаемой доходности тоже отводится средняя по значимости роль, что частично связано с фокусировкой бизнес-ангелов на инвестировании в предприятия на очень ранних стадиях их развития.
Значение качественного бизнес-плана подтверждается результатами проведенного исследования [6]: почти никто из разорившихся предпринимателей не имел подробного и актуализированного бизнес-плана, а 93% предприятий, продолжавших свою деятельность через 10 лет после регистрации, имели подробный и актуализированный бизнес-план.
Однако бизнес-ангел обращает внимание не только на бизнес-идею и бизнес-план, но в особенности на личность предпринимателя. Для многих бизнес-ангелов команда менеджеров имеет большее значение при принятии решения об инвестирования, чем бизнес-концепция.
Значение личностных факторов, потенциала роста и конкурентного преимущества продукта для принятия решения об инвестировании подтверждается наиболее частыми причинами отказа от финансирования проекта:
S недостаточное доверие к предпринимателю;
S сомнение в компетенции/способностях менеджмента;
S неубедительная концепция бизнеса;
S непривлекательная отрасль;
S нереалистичная оценка предприятия менеджментом; S несоответствие долгосрочных целей.
Бизнес-ангелы инвестируют только в небольшую долю предлагаемых им проектов. Так, например, в Великобритании 7 из 8 предложенных одному инвестору проектов (88%) не получают инвестирования; в Германии из 9 предложений в год инвестирование получают 1-2, то есть степень отбраковки составляет 84% [7].
Намеченная инвестором стратегия «выхода» из бизнеса играет и для бизнес-ангела, и для предпринимателя важную роль в финансовом отношении, так как она отражается на них как на соучредителях. Распространенные варианты выхода включают:
S выкуп предприятием собственных акций;
S выкуп основателем предприятия собственных долей (Buy Back);
S выкуп доли предприятия, не дающей права голоса, или погашение ссуды;
S продажа долей финансовому инвестору или другому бизнес-ангелу (Secondary Purchase);
S продажа стратегическому промышленному инвестору (Trade Sale);
S выход на биржу (IPO).
В Великобритании были получены следующие данные по реализации возможных стратегий «выхода» из бизнеса: списание как убыток — 40%; продажа стратегическому промышленному инвестору — 26%; продажа другим акционерам — 16%; продажа третьим лицам — 10%; выход на биржу — 8%.
Инвестиции бизнес-ангелов являются крайне рискованными, что выражается в высокой доходности удачных вложений, но и в большой доле разорения вновь создаваемых молодых компаний. По данным, полученным в Великобритании, складывается следующая картина: полная неудача, потеря денег — 34%; частичные потери или же выход на точку безубыточности — 13%; невысокая доходность — 17%; удовлетворительная доходность в размере 25-49% годовых — 13%; высокая доходность в размере 50% годовых и выше — 23%. По этим же оценкам, бизнес-ангелы инвестируют в компании в 2-5 раз больше капитала, чем специализированные инвестиционные фонды. А количество финансируемых бизнес-ангелами компаний в 30-40 раз превышает количество компаний, финансируемых представителями формального венчурного капитала и банками [5]. Это обстоятельство хорошо согласуется с мнением целого ряда авторов о том, что роль неформальных норм и правил в развитии реальной экономики значительно превышает установившийся формализованный уровень деятельности институциональных систем [8, 9].
Среди наиболее удачных инвестиций бизнес-ангелов традиционно называют осуществленные в США вложения в «Боди Шоп», «Эппл Компьютер», «МЛ Лабораториз» (средства, полученные при выходе из компаний, превысили первоначальные вложения более чем на 3 порядка) [2]. Бизнес-ангелы часто выступают в качестве катализатора для привлечения других источников финансирования, таких как банковские кредиты и инвестиции венчурных фондов. Таким образом, бизнес-ангелы являются важным звеном процесса финансирования и развития предприятий в сфере высоких технологий от их организации из команды разработчиков до выхода на биржу.
Становление сектора неформального инвестирования в России
Завершение периода начального накопления капитала, необходимость диверсификации производства, а также профессионализация российских менеджеров заложили в начале 2000-х годов основу для активизации участия неформальных инвесторов в развитии инновационной экономики и в России.
К этому времени, во-первых, сформировался заметный слой людей, у которых появились свободные средства. Так, только в Приволжском федеральном округе насчитывается более 200 млн долл. свободных средств для потенциального вовлечения в неформальный сектор инвестиций [10]. Во-вторых, стихийно складывался рынок инновационных предложений. При этом отсутствовала постоянно действующая площадка их соединения, не были выработаны механизмы экономического взаимодействия, прозрачные и понятные на начальных стадиях становления нового бизнеса.
Изучение международного опыта функционирования бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, действующих на начальных стадиях развития инновационного проекта, а также сложившиеся предпосылки для формирования рынка неформальных инвестиций позволили начать исследование данного сектора эко-
ИННОВАЦИИ № 3 (90), 2006
ИННОВАЦИИ № 3 (90), 2006
номики в условиях российских реалий. Статистические данные об инвестициях со стороны неформального частного капитала в России сегодня отсутствуют. Однако можно с уверенностью утверждать, что таких инвесторов в экономически развитых регионах страны имеется не по одному десятку. По мере развития экономики появляется все больше частных лиц, успешно инвестирующих в начинающие компании денежные средства, а также свои опыт и знания.
Более чем трехлетний опыт работы с бизнес-ангелами в рамках I, II, III ярмарок «Российским инновациям — российский капитал» позволил сформировать характерный портрет российского неформального инвестора. Как правило, российские бизнес-ангелы — это:
^ топ-менеджеры и собственники оптовых торговых сетей, заинтересованные в развитии новых проектов и диверсификации своего бизнеса;
^ бывшие ученые и чиновники, достигшие успешного финансового роста за счет перехода в бизнес;
^ собственники и руководители крупных промышленных предприятий, ищущие новые команды разработчиков для повышения эффективности производства;
^ руководители и собственники негосударственных инвестиционных институтов, крупных консалтинговых фирм.
Деятельность российских бизнес-ангелов по сравнению с зарубежными имеет ряд отличительных особенностей. В основном, российские инвесторы, вложившие в проект свой капитал, рассматривают его как продолжение собственного бизнеса, получая прибыль за счет его укрупнения и развития. Они включают команду разработчиков в число соучредителей компании, но контрольный пакет акций оставляют за собой, часто не готовя его для дальнейшей продажи. Этому есть несколько причин: не сложился круг профессиональных наемных менеджеров, которым можно было бы поручить управление стартовой компанией; отсутствуют традиции и культура ведения бизнеса в интересах акционеров, владельцев предприятия; затруднен выход из бизнеса, так как в России неразвит механизм продажи малых компаний. В таких условиях существует преимущественная ориентация неформальных инвесторов на проекты именно в своем отраслевом секторе, поскольку наряду с финансовой помощью важнейшим фактором успеха является передача в проект профессионального менеджмента и профессиональных контактов на рынке.
Размер инвестиций российских бизнес-ангелов в проект также отличается от зарубежных. Объемы финансовых вложений на начальных стадиях составляют в среднем на первой фазе от 0,5 до 10 млн руб. Как следует из анализа финансовых показателей проектов, представленных на ярмарку бизнес-ангелов в 2003-2005 годах, наиболее востребованная величина инвестиций в один проект приходится на суммы порядка 1-5 млн руб. (рис. 1). Из рисунка также видно, что спрос на инвестиции малого объема (до 0,51 млн рублей) возрастает. Это обстоятельство может служить основанием для прогнозирования роста числа неформальных инвесторов в ближайшем будущем.
Требуемые инвестиции 2003-2005
Рис. 1. Объемы требуемых инвестиций со стороны команд разработчиков на ранних стадиях внедренческого процесса. Данные получены на основе анализа проектов, представленных на II и III ярмарках бизнес-ангелов в 2003-2005 гг.
Одним из характерных российских бизнес-ангелов может считаться Владимир Карюк, предприниматель из г. Сарова, генеральный директор объединения «Бинар» (по материалам [13]). ЗАО «Бинар» было образовано в 1989 году. С 1992 по 2004 г. компания работала над 19 проектами. К настоящему времени из них 1 продан, 3 — в начальной фазе, 2 вышли на самоокупаемость, 8 стали частью объединения и приносят прибыль, 5 обанкротились, имеется заинтересованность еще в 2-х новых проектах. Отраслевая направленность проектов, в которой действуют вновь созданные компании, разнообразна: офтальмология; хирургический шовный материал; техника для нефтедобычи; семейство ультразвуковых уровнемеров; композитные сосуды.
Объединение направляет более 50% доходов на поддержку новых проектов. Вместе с тем, при вложении средств в новый проект обязательно проводится поиск возможностей для его софинансирования в размере 20-49% из различных уровней бюджетов, федеральных программ или других источников. При этом общий объем инвестиций в один проект может составлять от 100 тыс. до 1 млн долл.
В объединении функционирует так называемый Сотовый конвейер — консорциум, развивающий технологический бизнес. В первый год проект получает финансирование от материнской компании; во второй год осуществляется привлечение стороннего инвестора; в третий год существования проекта происходит выход на самоокупаемость; в четвертый год проект начинает приносить прибыль, часть прибыли остается в материнской компании и инвестируется в новую компанию. Распределение долей в компании может составлять: 1-10% — автор разработки; 3040% — сторонние инвесторы и/или финансовые институты; 51-80% — материнская компания.
В основу выбора проектов для работы частный инвестор часто закладывает свой индивидуальный интерес к той или иной новой технологии или про-
дукту. Вместе с тем, опросы российских бизнес-ангелов, проведенные в рамках ярмарки, показывают решающие экономические факторы, необходимые для принятия решения об инвестировании:
^ рыночно ориентированная команда разработчиков;
^ устоявшаяся схема передачи прав на объекты интеллектуальной собственности;
^ независимая экспертиза проекта;
^ бизнес-план.
Поэтому разработанная для команд инноваторов форма представления и презентации проекта частному инвестору на ярмарке принципиальным образом отличалась от распространенной в российской научно-технологической сфере практики изложения результатов научно-исследовательской работы.
Одна из серьезных проблем взаимодействия инвесторов и инноваторов, широко отмечаемая в литературе [11], состоит в различии свойственных им деловых культур. Поэтому для повышения вероятности дальнейшего совместного развития проекта в ходе первого контакта сторон идут по пути прохождения предварительных образовательных программ [12]. Обучение включает для инноваторов — знакомство с аспектами бизнеса, управлением и представлением проектов, а инвесторов — с особенностями коммерциализации результатов научных исследований от стадии зарождения идеи до создания нового производства и активных продаж. Вместе с тем, при разработке программ, особенно реализуемых в ходе выставочно-ярмарочных мероприятий, приходится иметь в виду, что принципиального изменения сферы профессиональной деятельности участниками инновационного рынка не предполагается. Поэтому подготовка инвесторов и инноваторов к первому контакту осуществлялась в рамках краткосрочных программ дополнительного образования через реализацию дистанционного консультирования, рабочих семинаров и тренингов.
Составной частью развития взаимодействия бизнес-ангелов и инноваторов в рамках ярмарки является серия конференций и круглых столов, объединенных в инновационный конгресс. Многими его участниками отмечается высокая экономическая значимость неформального капитала для инновационного предпринимательства в целом. Это обстоятельство связано с тем, что бизнес-ангелы [2]:
^ финансируют проекты на начальных стадиях их развития;
^ быстрее принимают решение о выделении инвестиций;
^ оказывают комплексную поддержку проекту: от консультационной помощи до принятия полного управления проектом;
^ инвестируют в своем регионе;
^ психологически готовы к осуществлению высокорисковых проектов.
При этом неформальный инвестор в достаточно высокой степени рассчитывает на государственную поддержку по следующим вопросам:
^ создание экономической привлекательности инновационной деятельности;
S формирование информационно-выставочной площадки проектов, выполненных за счет государственных средств;
S совместная разработка законодательных механизмов передачи результатов НИОКР, создаваемых за счет средств государства, в реальную экономику;
S подготовка квалифицированных инновационных менеджеров.
В целом участие государства в развитие сектора неформального инвестирования должно быть направлено на снижение риска вложений со стороны бизнес-ангелов, что позволит перейти от разовых инвестиций к массовому рыночно ориентированному явлению.
Настоящий краткий анализ проблем привлечения инвестиционных ресурсов в инновационные проекты на ранних стадиях позволяет определить основные черты предлагаемой коммуникативной площадки неформальных инвесторов и разработчиков.
1. Региональный формат работы ярмарки в целях снижения риска инвестирования, последующего упрощения контактов инвесторов и команд разработчиков.
2. Презентации проектов инвесторам в соответствии с отраслевыми интересами.
3. Предварительная учебная подготовка инновационных команд и инвестиционных институтов к взаимодействию.
4. Участие представителей государственных институтов поддержки инновационной деятельности. Исследование выполнено при поддержке Российского агентства по науке и инновациям РФ.
Литература
1. М. Бунчук. Неформальный рынок венчурного капитала: биз-нес-ангелы.//Технологический бизнес, № 2. Электронный бюллетень: www.techbusiness.ru/tb
2. Частный капитал. Национальная сеть бизнес-ангелов. Электронный ресурс: www.private-capital.ru
3. Британская ассоциация бизнес-ангелов. Электронный ресурс: www.bbaa.org.uk
4. Сеть бизнес-ангелов Германии. Электронный ресурс: www.business-angels.de
5. Европейская сеть бизнес ангелов. Электронный ресурс: www.eban.org
6. Шархель Муфти. LYNX Ventures Ltd. Материалы семинара «Частный капитал как инструмент развития инновационной экономики. Локальные сети бизнес-ангелов и инвесторов». Изд-е Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, 2004 г.
7. Benchmarking des Business-Angels-Marktes. Abschlussbericht der Europaeischen Komission. 2002.
8. Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин. Институты: от заимствования к выращиванию. // Вопросы экономики, № 5, 2005, с. 5-27.
9. Д. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997, с. 56.
10. Инвестиции в России. Электронный ресурс: http:// www.investmentrussia.ru
11. Ю. Амосов. Деньги для хорошего человека. // Эксперт, № 4, 02.02. 2004.
12. С. Jenny. Servo. Business Planning for Scientists and Engineers. DOE, Dawnbreaker Press. 1999, 250 c.
13. В. М. Карюк. Материалы семинара «Частный капитал как инструмент развития инновационной экономики. Локальные сети бизнес-ангелов и инвесторов» // Изд-е Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, 2004 г.
ИННОВАЦИИ № 3 (90), 2006