ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
Ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал»: методология развития нового элемента инфраструктуры инновационной деятельности
И. А. Коршунов,
к. х. н., доцент, директор государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ГОУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр», с 2003 г. — окружной оператор ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал»
Объектом настоящего исследования является взаимодействие команд разработчиков и неформальных инвесторов в рамках ежегодной Приволжской ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал». В ходе исследования разрабатывается новый элемент инфраструктуры для установления контакта субъектов научно-технологической, производственной, предпринимательской и инвестиционной деятельности на ранних стадиях инновационного процесса.
Object of this research is interaction of developers teams and informal investors during annual Volga Fair business-angels and innovators «Russian capital to the Russian innovations». Within of research scienti-fically-methodical and organizational maintenance a new element of an infrastructure is developed for contact of institutions of scientifically-technological, industrial, enterprise and investment activity at early stages of innovative process.
Изучение опыта ведущих стран Западной Европы, США и Японии по построению национальной инновационной системы показывает, что ее характерной чертой является наличие инфраструктурных площадок взаимодействия между разработчиками высоких технологий, государством и предпринимательским сектором экономики на разных стадиях развития инновационного процесса [1].
Развитие российской инвестиционной инфраструктуры в инновационные проекты в настоящее время происходит на государственном и частном — формальном и неформальном институциональных уровнях. Важным элементом поддержки инвестирования в молодые инновационные компании стала развивающаяся в РФ инфраструктура венчурного бизнеса (Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования) [2]. Ее деятельность послужила предпосылкой для развития неформального сектора работы с инновационными проектами, поскольку позволяет бизнес-ангелу привлечь в дальнейшем венчурного инвестора, повысить стоимость компании, осуществить ее продажу, возвратить затраченные средства, и получить от своего вложения прибыль.
Исторически, появление объединений неформальных инвесторов связано с финансово и промышленно ориентированными регионами (Москва, Санкт-Петербург), а также субъектами Приволжского федерального округа (далее ПФО) — научно-промышленным ядром России. Первые поволжские неформальные инвесторы сформулировали свои потребности во взаимодействии с научно-исследова-
тельским комплексом в 2002 г. Это позволило в рамках окружного мегапроекта «Создание инновационной системы Поволжья», сделать первые шаги по разработке методологии региональной ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов как рыночного инструмента взаимодействия исследователей, разработчиков, промышленников, предпринимателей, а также финансовых институтов, действующих на предвенчурной стадии развития инновационных и научно-технологических проектов. В рамках I, II и III ярмарок бизнес-ангелов и инноваторов, прошедших, в период с 2003 по 2005 гг. был накоплен значительный опыт по информированию неформальных инвесторов о достижениях в научно-технической сфере. А систематизация замечаний и предложений ее участников по повышению эффективности взаимодействия сторон инновационного процесса, изучение работы международных инновационных сетей и сетей бизнес-ангелов [3, 4], анализ проблем привлечения инвестиционных ресурсов на неформальной основе в целом, позволили выработать основные черты и механизмы функционирования нового элемента инфраструктуры.
Отличительная особенность ярмарки для бизнес-ангелов и инноваторов — это создание площадки для реализации профессиональных интересов различных участников стартового инновационного рынка: команд разработчиков и начинающих предпринимателей, бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, государственных структур, инфраструктурных объединений промышленников и бизнесменов, ученых и консультантов (рис .1).
Разработанная к настоящему времени методология функционирования ярмарки бизнес-ангелов и
Ярмарка «Российским инновациям — российский капитал»
создает реальные возможности
Для
госструктур
Для финансистов, консультантов с и всех, готовых к созиданию нового бизнеса
Для разработчиков наукоемких с технологий
Для
предпринимателей, развивающих ^ свой бизнес
Превратить идею | • Определение своего места
в бизнес (продукт новой экономики)
Сделать наиболее эффективный выбор с наименьшим риском и получить новый ресурс для своего развития — инновации ,
, в отрасли.
' • Экспертиза.
• Навыки презентации
и общения с инвесторами.
• Реклама.
• Доступ к финансированию
• Облегчение поиска актуальных нововведений.
• База данных инновационных проектов.
• Профессиональная
и объективная консультация.
• Возможность господдержки.
• Конфиденциальные коммуникационные технологии
Развить инновационный сектор хозяйства, вовлечь интеллектуальный ресурс в рыночные отношения
' Стать '
непосредственным участником формирования прозрачного и устойчивого, коммерчески привлекательного инновационного ^ рынка
• Площадка
и каналы коммуникаций.
• Прямые контакты с бизнесом.
• Совершенствование законодательства.
• Устранение барьеров.
• Перевод прикладной науки в инновационный слой экономики
• Создание необходимых элементов инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса.
• Внедрение новых финансовых инструментов.
• Развитие венчурной практики.
• Международный опыт.
• Стимулирование спроса на новые разработки
инноваторов как элемента рыночной инфраструктуры инновационной деятельности включает в себя: методику формирования состава потенциальных участников ярмарки, привлекательный бренд мероприятия, специальную предварительную образовательную подготовку инвесторов и инноваторов; выставочно-презентационную площадку с системой публичных устных презентаций проектов в отраслевых инвестиционных комиссиях; модель конгресса ярмарки, а также специализированную медиа-программу.
1. Методика формирования состава
потенциальных участников ярмарки
В основу информирования потенциальных участников ярмарки был положен окружной формат. Близость разработчиков, предпринимателей и инвесторов позволяет снизить риск инвестирования, облегчить последующие контакты, достигнуть более высокого качества менеджмента проекта. В связи с этим, при формировании целевой группы выбирались регионы, расположенные на территории Приволжского федерального округа, а также находящиеся на расстоянии от места проведения ярмарки (в 2005 г. — в Самаре) не более одного дня проезда (до 600 км).
Информирование потенциальных участников проводилось сплошным и целевым методом.
Широкое (сплошное) информирование о
мероприятии осуществлялось в рамках сформированной медиа-программы через средства массовой информации — региональные и межрегиональные печатные издания научного и бизнес-сообщества, радио, телевидение, специализированные информационные агентства регионов, расположенных на территории ПФО.
Целевое информирование потенциальных участников было предложено вести через сложившуюся и действующую региональную инфраструктуру поддержки, с одной стороны — научно-технической и инновационной, а с другой — предпринимательской деятельности в целом. В стратегическое партнерство с ярмаркой вступили: Торгово-промышленная палата России, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, их окружные координационные советы и региональные отделения. Их работа позволяет профессионально на местах определять наиболее подготовленных к взаимодействию участников ярмарки, а также инвесторов, проявляющих интерес к неформальным инвестициям в проекты на начальных стадиях внедренческого процесса. Ярмарка, в этом случае, включает механизм соединения уже существующих отраслевых и инновационных сетей и не требует затрат на создание и поддержание новых. Кроме того, участие заинтересованных сетевых партнеров в работе коммуникативной площадки снижает общие расходы мероприятия, увели-
Рис. 1. Реализации профессиональных интересов участников рынка неформальных инвестиций на ярмарке бизнес-ангелов и инноваторов
чивая долю средств в бюджете, поступающих в виде оргвзноса участников, и выводя, таким образом, мероприятие на самоокупаемость.
Информирование команд разработчиков и стартовых компаний, велось через систему вузовской инфраструктуры инновационной деятельности, региональные отраслевые технопарки, Центры научнотехнической информации (ЦНТИ), консалтинговые компании, отделы науки и высшей школы региональных администраций, а также в рамках сети из 14 филиалов Межрегионального фонда содействия инновациям ПФО (43 юридических лица, в том числе
Таблица 1
Динамика роста числа инновационных проектов, представляемых на ярмарку бизнес-ангелов «Российским инновациям — российский капитал» в Приволжском федеральном округе
Год 2003 2004 2005
Всего 115 200 292
Из них:
Устных презентаций 48 80 108
Каталогов 115 200 292
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
Рис 2. Распределение проектов, представляемых на ярмарку бизнес-ангелов по регионам в 2003-2005 гг.:
а — в 2003 г., б — в 2004 г., в — в 2005 г.
25 ведущих вузов Поволжья, академические и отраслевые институты, крупнейшие промышленные предприятия).
В качестве организационных особенностей целевого информирования следует отметить адресную работу по следующим категориям потенциальных инвесторов:
н бизнес-ангелы, руководители банков, инвестиционно-финансовых компаний; н промышленные инвесторы, как потенциальные заказчики инноваций; н крупный бизнес, заинтересованный в диверсификации и развитии.
Зарубежный опыт проведения мероприятий для инноваторов и неформальных инвесторов показывает, что организация возможностей для политического диалога между представителями власти и бизнесом является важным аспектом в привлечении бизнес-ангелов к участию в работе на коммуникативной площадке. Для формирования условий политического диалога на ярмарке в качестве участников мероприятия приглашались представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, отвечающие за развитие науки, промышленных технологий, привлечение инвестиций. Кроме того, государственные структуры смогли выступить в роли одного из активных участников инновационного рынка, предлагая бизнесу использование уже сформированной инфраструктуры внедрения новых технологий, корректируя ее функции в рамках развиваемого частно-государственного партнерства.
Результатом данной работы стала контактная сеть элементов окружной инфраструктуры поддер-
жки и развития инновационного предпринимательства. В настоящее время ее элементами являются:
1. Инновационная инфраструктура высших учебных заведений.
2. Отделения Межрегионального фонда содействия инновациям ПФО.
3. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности, учрежденная субъектами федерации.
4. Центры научно-технической информации Росин-формресурса.
5. Ведущие научные учреждения отраслевого профиля.
6. Торгово-промышленные палаты округа.
7. Региональная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса.
8. Отделения Российского союза промышленников и предпринимателей.
9. Отделения Общественной организации предпринимателей «Деловая Россия».
10. Бюджетоопределяющие производственные предприятия регионов.
11. Ведущие региональные, общероссийские и зарубежные инвестиционные институты.
12. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, отвечающие за развитие науки, высоких технологий, привлечение инвестиций. Развитие контактной сети позволяет с каждым
годом увеличивать число проектов, представляемых на окружной ярмарке (см. табл. 1).
На рис. 2. приведено распределение представляемых проектов по регионам. Как видно из табл. 1 и рис. 1 и 2, на протяжении трех лет сохраняется устойчивый интерес к ярмарке со стороны всех регионов Приволжского федерального округа.
2. Бренд ярмарки
Основой эффективной маркетинговой политики ярмарки стал также разработанный бренд «Российским инновациям — российский капитал» с соответствующим графическим изображением, символизирующим соединение инновационного предложения с инвестиционными возможностями национального финансового и предпринимательского сектора экономики (рис. 3).
Аспект диалога науки и бизнеса, отражаемый в знаке, позволяет консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в решении важной национальной задачи — построения инновационной экономики. При этом использование знака значительно ускоряет процесс понимания инвесторами и командами инноваторов целей и задач, которым служит настоящая ярмарка, способствуя их привлечению к участию в мероприятии. Знак размещается на всех медиа и издательских продуктах ярмарки: приглашениях, бланках информационных писем, каталогах проектов, программе, стендах, блокнотах, визитных карточках, другой рекламно-деловой продукции, электронных материалах и на электронном портале, а также при публикации материалов об ярмарке в средствах массовой информации. Разработанный бренд является одним из базовых элементов самоокупаемой модели настоящей ярмарки бизнес-ангелов, поскольку способствует увеличению числа участников и росту общего консолидированного бюджета мероприятия.
3. Образовательная подготовка участников ярмарки
Значительную роль в повышении эффективности контактов участников инновационного рынка выполняет их предварительная образовательная подготовка. Основная цель подготовки команд инноваторов состоит в приобретении навыков публичного представления проектов потенциальным инвесторам. Задача обучения состоит в том, чтобы показать командам разработчиков:
н в чем состоит специфика работы неформального инвестора (дает не только инвестиции, но и менеджмент);
н какие экономические показатели проекта являются определяющими для неформального инвестора (рынок, конкуренты, права на интеллектуальную собственность, имеющийся уровень менеджмента, необходимые затраты и финансовый прогноз);
н какие технические детали проекта не являются существенными (подробности устройства, численные характеристики работы и др.); н как привлечь внимание инвестора при проведении презентации (демонстрационные образцы, макеты, видеофильм, компакт-диск).
Данные образовательные программы разработаны в «Нижегородском научно-информационном центре» при поддержке зарубежных специалистов American Association for the Advancement of Science, University of Florida, консалтинговой компании
РОССИЙСКИМ и ИННОВАЦИЯМ
РОССИЙСКИЙ
Рис. 3. Товарный знак ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал»
Тгуког и построены на принципах интеграции инновационного и стратегического менеджмента и маркетинга.
В свою очередь подготовка представителей инвесторов и экспертов имеет целью: н показать источники инноваций и возможности использования результатов НИОКР для развития бизнеса;
н ознакомить с основными этапами инновационного процесса;
н показать участие и риски, которые принимает на себя предприниматель при инвестировании в инновационный проект; н выявить критерии отбора коммерциализуемых проектов;
По итогам опроса участников ярмарки, 95% из них указывают на полезность состоявшегося тренинга для ведения переговоров с неформальными инвесторами. В качестве особенности предлагаемой обучающей программы была отмечена нацеленность на подготовку именно публичной презентации проекта.
4. Модель выставочной презентационной площадки
В основу организации экспозиции каждого индивидуального инновационного проекта были положены два аспекта: наличие необходимой информации для инвестора и создание привлекательности объекта инвестирования.
Выставочные места инновационных команд традиционно объединяются по отраслевым секциям, отражающим стратегические приоритеты регионов Приволжья:
1. Химия и нефтехимия.
2. Энергетика, энергосбережение.
3. Инженерное машиностроение (судостроение, автомобилестроение, авиастроение и аэрокосмонавтика).
4. Инфраструктура (транспорт, связь, строительство, информационные технологии).
5. Агро- и биотехнологии, экология, медицинская техника и фармация.
6. Социально-экономическая инноватика, образовательные технологии.
В составе каждой секции организуются мультимедийные площадки для публичных устных презентаций инновационных команд членам отраслевых экспертных комиссий, в состав которых входят инвесторы и их представители. Свои отраслевые интересы инвесторы определяют до начала ярмарки. Спецификой работы презентационной площадки ярмарки бизнес-ангелов является наличие именно публич-
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
Рис. 4. Распределение инновационных проектов II и III ярмарок для бизнес-ангелов по отраслям: а — в 2004 г, б — в 2005 г.
ных устных презентаций проектов перед инвесторами, экспертами и другими инноваторами. Организация контакта субъектов инновационного рынка в процессе устного сообщения облегчает их дальнейшее взаимодействие в рамках экспозиции и позволяет достигать максимального синергизма в деятельности всех заинтересованных сторон.
Важным фактором повышения эффективности взаимодействия бизнес-ангелов и команд разработчиков является работа по отраслевому принципу. Будучи профессионалом в своей отрасли, инвестор со значительно большим интересом относится к презентации и качественнее оценивает представленный проект, что способствует более эффективному взаимодействию сторон. В процессе публичной презентации инвестиционные наблюдатели часто осуществляют постановку команде разработчиков новой задачи в соответствие с реальными экономическими потребностями их производства и бизнеса.
На рис. 4 показан отраслевой срез проектов в рамках II и III окружных ярмарок бизнес-ангелов и инноваторов в 2004 и 2005 гг. Анализ представляемых проектов позволяет выделять наиболее развивающиеся в инновационном отношении отрасли, а также выявлять новые сектора инновационной активности.
5. Разработка модели конгресса ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов
Наряду с экспозиционной и презентационной площадками значимым контактным мероприятием ярмарки является инновационный конгресс. Особенно высокие требования предъявляются к содержанию конгрессной части в условиях организации ярмарки, как самоокупаемой площадки. В этом случае конгресс рассматривается участниками как оплачиваемое ими в рамках оргвзноса мероприятие, от которого стороны ожидают практических и действенных рекомендаций по развитию инновационного бизнеса.
Цели конгресса включают: н обмен опытом и обсуждение основных проблем инвестирования в команды разработчиков на ранних стадиях развития; н выработка стратегии и инструментария партнерства в секторе неформального инвестирования в высокотехнологические разработки;
н содействие развитию культуры взаимодействия инновационных команд и бизнес-ангелов; н формирование рекомендаций по получению стартового капитала.
В целях решения поставленных задач предлагается профессионально-синергетическая модель инновационного конгресса, включающая следующие содержательные особенности:
н функционирование профессиональных переговорных площадок общероссийских и зарубежных организаций инфраструктуры инновационной деятельности (Патентное ведомство РФ, Торговопромышленная палата РФ, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, европейские сети бизнес-ангелов); н наполнение мероприятий конгресса образовательными составляющими (мастер-классы, тренинги);
н выделение молодежной секции для обсуждения основных проблем инновационной деятельности; Анализ зарубежного опыта организации мероприятий для бизнес-ангелов, опыта ярмарок, проводимых в 2003-2004 гг. в Приволжском федеральном округе позволил определить четыре основных содержательных направления конгресса.
1. Законодательство, новые нормативно-правовые акты в сфере инновационной деятельности для молодых инновационных компаний и инвесторов.
2. Опыт инвесторов по работе с командами инноваторов, венчурными проектами, на ранних стадиях развития.
3. Практика команд разработчиков и молодых инновационных компаний по взаимодействию с неформальными источниками капитала, развитию стратегии и менеджмента в компании, выход из «долины смерти».
4. Актуальные вопросы создания, охраны и передачи интеллектуальной собственности в процессе начала деятельности и развития инновационных проектов.
6. Система мониторинга работы ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов
В рамках настоящего исследования разработана методика оценки эффективности работы коммуни-
кативной площадки для неформальных инвесторов и команд разработчиков. При этом мониторинг осуществляется по двум направлениям.
1. Оценка проектов на отраслевых презентационных площадках проводится научными экспертами и специалистами инвестиционных институтов. Качество проекта в этом случае было предложено определять по следующим пяти показателям: научно-технический уровень, новизна проекта; коммерческий потенциал; качество проекта (проработанность); команда (профессионализм); качество презентации. На основе выставляемых баллов, членами отраслевых экспертных комиссий определялись I, II и III места в секциях, а также победители в заранее определенных номинациях. С точки зрения экспертной комиссии, победившие проекты показали наибольшую перспективу в своем продвижении на рынок и могут быть предложены частным неформальным и государственным инвесторам. В процессе работы, эксперты и специалисты комиссий выявляют нехватку знаний, умений проектантов, формируя тем самым направления рынка консалтинговых услуг для инновационной сферы.
2. Проведение командами инноваторов переговоров и заключение соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами определялось на основе электронного анкетирования инновационных команд в течение двух месяцев после окончания работы ярмарки. По результатам III ярмарки на анкетирование согласились 38% команд инноваторов, представлявших свои разработки. Результаты опроса показали, что 87% опрошенных инновационных команд участвовали в переговорах с финансовыми институтами и инвесторами ранее. В 66% случаев это были представители государственных фондов и бюджетных программ, в 53% случаев — частных компаний. Никогда не общались с потенциальными инвесторами до ярмарки 13% опрошенных компаний.
На рис. 5 показана доля компаний (в %), установивших контакт с потенциальными инвесторами.
Сравнение оценок проектов членами экспертных комиссий по итогам устных презентаций с результа-
Компании,установившие контакт с потенциальными инвесторами 38%
Рис. 5. Количество компаний (в %), установивших контакт с потенциальными инвесторами
тами анкетирования показало, что 42% победителей, определенных экспертами, установили отношения с инвесторами и/или стратегическими партнерами. В целом, на основе проведенного анализа, можно свидетельствовать о достаточно высокой эффективности разработанной коммуникативной площадки.
Интерес к взаимодействию участники инновационного рынка в рамках ярмарки «Российским инновациям — российский капитал» как со стороны команд разработчиков, так и частных инвесторов неуклонно возрастает. Это позволило определить место проведения IV ярмарки в 2006 г. на основе конкурса среди шести регионов — субъектов Приволжского федерального округа. В соответствии с решением конкурсной комиссии округа IV ярмарка для бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал» будет проходить 26-27 апреля 2006 г. в Саранске, Республика Мордовия.
Исследование выполнено при поддержке Российского агентства по науке и инновациям РФ.
Литература
Alfred Watkins. From knowledge to wealth: transforming Russian science and technology for a modern knowledge economy. Policy Research Working Paper. http://www.worLdbank.org Ю. Анисимов. Венчурный капитализм: От истоков до современности. СПб., Феникс, 2005. — 372 с.
Сеть бизнес-ангелов Германии. http://www.business-angels.de Европейская сеть бизнес ангелов. http://www.eban.org
3.
4.
• П0ДПИСКА-2006 • на июль-декабрь по Объединенному каталогу
На почте с апреля 2006 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2006, второе полугодие» Условия оформления подписки (аннотация, индекс, стоимость) вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях.
ТПРШМППЕ СШШШГ Ш TOTOS
Контактные номера телефонов специалиста по распространению: редакция (812) 234-66-58,234-09-18 Иванова Александра и агентства ИД «Экономическая газета» — (495) 152-65-58.
П0ДПИСКА-2006 • И®р[Ш»-2®®(§ • П0ДПИСКА-2006
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006