УДК [069:2-9]-056.24(470.23-25)
К. Е. Шолкина
«Я приведу музей к тебе»: выездная программа Государственного музея истории религии, Санкт-Петербург
Программа творческой реабилитации и социальной адаптации детей, нуждающихся в социальной поддержке, «Я приведу музей к тебе!» носит долгосрочный характер и направлена на расширение возможностей доступа к памятникам музейного собрания и иной культурной информации детям с особыми возможностями здоровья. Методика проведения выездных занятий предполагает использование арсенала интерактивных музейно-педагогических и арт-терапевтических технологий, раскрывающих творческий потенциал участников Программы и способствующих их интеграции в общество.
Ключевые слова: социальные задачи, творческая реабилитация, социальная адаптация, дети с особыми возможностями здоровья, арт-терапия
Ksenia E. Sholkina
«I Will Bring a Museum to You!»: exit program of the State Museum of the History of Religion, Saint Petersburg
«I Will Bring a Museum toYou!» is an Extensive Program for Creative Rehabilitation and Social Adaptation for Children in Need of Social Care, focused on the children with special needs in order to make museum permanent exhibition accessible to all children regardless of disability. Museum specialists use some special principles, which include interactive teaching and art-therapy techniques, providing children's inspiration in art and social integration.
Keywords: social dimension, social adaptation, art rehabilitation, children with special needs, art-therapy
Современное состояние практики музейного дела свидетельствует о коренном изменении представлений о возможностях участия музеев в жизни социума. Становится очевидной перспективность их развития как многофункциональных учреждений культуры, которые обладают уникальным потенциалом для решения различных социальных задач.
В последние годы целый ряд отечественных музеев превратился в своеобразные центры социальной адаптации и творческой реабилитации для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, оставшихся без опеки взрослых. Активное участие в этом процессе принимает Государственный музей истории религии с Программой «Я приведу музей к тебе».
Внедрение и продвижение социально значимых проектов в области дополнительного музейного образования, направленных на творческую реабилитацию и социальную адаптацию детей, стало главной целью музейной программы. Основной аудиторией проекта являются дети, не имеющие физической возможности по-
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
295
_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_
сетить музей, учащиеся образовательных учреждений, воспитанники социальных учреждений интернатного типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждений1. Партнерами музея за годы реализации программы стали несколько детских домов, в том числе для детей с отклонениями в умственном развитии, школа - интернат № 33 для слабослышащих детей, школа № 616 для детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, а также Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».
Работа с участниками Программы осуществляется по двум направлениям: тематические выездные занятия и выездные занятия для участников ежегодного музейного конкурса детских художественных работ.
Методика проведения выездных занятий предполагает использование ряда специальных форм и приемов, часть которых относится к сфере музейной педагогики, а другая - к арт-терапии. Поскольку в нашей стране арт-терапия неизменно вызывает больший интерес у специалистов системы образования, в данной Программе ее характер - скорее развивающий и профилактический, чем собственно лечебный и психокоррекционный. Арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что имеет большое значение в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе2.
Знакомство с коллекцией музея начинается, как правило, с просмотра мультимедийной презентации, в которой представлены фотографии музейных экспонатов. Формируя визуальный ряд по теме занятия, музейный педагог обязательно учитывает зрительные возможности детей. Ключевые фрагменты или детали экспоната должны быть хорошо видны и узнаваемы даже с учетом искажения, возникающего при проекции фотографии на экран. Нередко электронное изображение предварительно обрабатывается для минимизации изменения яркости, контрастности и цветности при демонстрации участникам занятия.
Обычно для раскрытия темы задействуется 4-6 ярких экспонатов. Музейный педагог проводит детальный разбор каждого из них, активизируя позицию группы вопросами и репликами с использованием метода контраста, сравнения, погружения, проблемных ситуаций, активизации личного опыта и др. Атмосфера диалога с участниками занятия поддерживается с помощью ключевого вопроса-обращения «Что видят ваши глаза?». Постоянное обращение к зрительному анализу и к способности мозга воссоздавать более или менее адекватную картину из разрозненных элементов художественного изображения позволяет выстроить с детьми заинтересованный диалог в русле музейной коммуникации. Важно заметить, что встречи с художественными произведениями помогают детям, имеющим различные социальные и физические возможности, побороть негативные психологические состояния и приобрести навыки межличностного общения и продуктивного совместного обучения.
296
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_
В арсенале музейного педагога ГМИР находится набор копий предметов, ставших символами разных мифологических и религиозных традиций - от шаманизма до буддизма (обереги телеутов - эмэгендеры, изображение духа предка ульчей -Мааси, обрядовые маски тинклитов, фигуры божеств Исиды, Осириса, Баст, Сохмет, Аписа, Сераписа, Диониса, протома Деметры и др.). В ходе тематических занятий дети получают возможность примерить головной убор шамана, «добыть огонь» с помощью эскимосского огнива Гыс-гас или «зажечь» древнегреческую лампу. Использование качественных копий музейных предметов позволяет обратиться к разным способам восприятия окружающего мира. Изучение наглядного материала происходит на кинестетическом (характеристики материала изготовления, вес, фактура предмета), визуальном (форма, цвет), аудиальном (речь педагога и участников занятия, звучание предмета). Дети получают максимально точное представление о подлинниках благодаря тому, что копии предметов выполнены из высококачественных материалов, достаточно точно имитирующих натуральные.
Во время занятий дети могут взять в руки не только копии, но и ряд подлинных предметов. Прикосновение к аутентичному свитку пергамента (Книга Есфирь) или к привезенной из дальневосточной экспедиции традиционной кукле-колокольчик обогащает палитру впечатлений ребенка уникальными эмоциями, формирует более конкретное переживание времени. Когда дети взаимодействуют с объемными артефактами, активно применяется метод вербализации сенсорного опыта, способствующий развитию монологической речи.
На выездных занятиях музейный педагог использует дидактические пособия, в работе с которыми задействуется игровой метод. Дети собирают масштабные пазлы (2 х 1,5 м) из 12-18 деталей с изображениями ключевых экспонатов (папирус «Суд Осириса», танка «Шамбалинская война», горельеф «Адам и Ева в Раю», панно «Корабль Нуха» и др.). Поскольку целевой аудиторией программы являются дети с ОВЗ, отличающиеся повышенной утомляемостью, методическая основа занятий предполагает включение динамических пауз и периодическую смену деятельности.
Закрепление полученного материала и отработка полученных состояний осуществляется через творческое задание. Каждая поделка, будь то рождественское украшение из фетра и паеток, расписанное акриловыми красками деревянное яйцо или соломенная масленичная кукла, становится вещным воплощением встречи с музеем и стимулирует дальнейшую проработку предложенного на занятии материала как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. При выборе технологии изготовления арт-объекта обязательно учитываются особые возможности детей, подбираются наиболее доступные виды творческой работы.
Значимое направление в реализации Программы «Я приведу музей к тебе!» -встречи музейных педагогов с участниками ежегодного музейного конкурса детских художественных работ. Выездные занятия проходят не только на базе обра-
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
297
_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_
зовательных учреждений либо учреждений интернатного типа, но также в летней школе «Мы живем здесь вместе с художниками» Творческого объединения «Озерки-Деревня художников», в лагере на базе Центра труда и отдыха молодежи «Кедр-Коневец» (о. Коневец) и в музеях-партнерах в регионах.
Занятия проходят в форме творческой мастерской с использованием арт-педагогических методик. Таким образом детям предлагается альтернативное времяпрепровождение, проходящее в развивающем формате творческого эксперимента.
Поскольку конечная цель занятия с конкурсантами - создание художественной работы, структура выездного занятия претерпевает принципиальное изменение. Завершающий блок (мастер-класс) превращается в отдельный сегмент, имеющий ряд специфических черт. Во-первых, его временные рамки могут быть значительно расширены даже до нескольких отдельных встреч. Во-вторых, такая мастерская представляет собой групповой созидательный процесс, который сопровождается обсуждением и нуждается в творческой и свободной атмосфере группового взаимодействия с помогающей ролью взрослого. В соответствии с арт-терапевтической технологией, для участников главным терапевтическим фактором становится сама группа. Первоначально музейный педагог задает направление творческому процессу, чтобы работа шла более эффективно. Со временем роль ведущего все чаще передается участникам группы, пока стремление к творчеству не станет для всех основной движущей силой. Важным достижением становится момент, когда творческий диалог переходит из фазы «педагог-ребенок» в фазу «ребенок-ребенок».
Во время пятидневной творческой сессии в августе 2010 г. на острове Коневец музейные педагоги проводили занятия для подростков с нарушениями опорнодвигательного аппарата и учащихся школы-интерната для слабослышащих. Дети работали над темой конкурса, как с педагогом, так и самостоятельно. Для мастерской были приготовлены эскизы, с которыми воспитанники отправлялись в пространство собственного творческого поиска. Выбор сюжетов для творческой работы определялся стремлением избежать узкой трактовки основной темы конкурса и предоставить им возможность проявить личное отношение, собственный интерес в этом контексте.
Участники могли пользоваться широким спектром самых разнообразных художественных материалов и работать на открытом воздухе. В оформлении работ активно использовались природные материалы, найденные детьми в лесу на острове Коневец. Материалы и рабочее помещение были в распоряжении участников мастерской в течение всего дня. Т. о. в организации творческой работы учитывались физиологические особенности ребят.
Опыт выездных сессий ГМИР показал, что для детей, не владеющих основами художественного мастерства, средствами выразительности могут стать образность и символизм, а арт-объектами - любые предметы окружающего мира (зонт,
298
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_
керосиновая лампа, чайник, лесная коряга и т. п.). Создание художественных образов - прекрасный способ выражения детьми личного опыта, когда то, что не умеют выразить словами, они передают творческими средствами3. Один из принципов арт-терапии гласит: здоровье человека напрямую зависит от того, насколько хорошо его понимают и внимательно слушают. Важным преимуществом является отсутствие противопоказаний к участию в арт-терапевтическом процессе, возможность выражения с его помощью латентных идей и состояний, создание атмосферы доверия и сближения между участниками процесса, формирование положительных эмоций, мобилизации творческого потенциала. Таким образом, арт-терапия использует универсальный язык искусства для гармонизации психоэмоциональных состояний «особого» человека4.
В завершение необходимо отметить, что основной корректирующей базой занятий, направленных на социокультурную адаптацию и творческую реабилитацию особых детей, являются теплое человеческое общение (улыбки, беседы, игры) и возможность поделиться своими чувствами. Правильно выстроенное общение помогает ребенку почувствовать себя значимым, увеличивает его самоуважение, стимулирует интеллектуальное и эмоциональное развитие.
В данной статье приведена общая методика проведения выездных занятий по Программе «Я приведу музей к тебе». Безусловно, особенности здоровья каждой категории участников предполагают применение соответствующего арсенала специальных методов, изменение динамики, продолжительности занятия, а также адаптацию видео, аудио ряда и игровых и творческих сегментов.
Примечания
1 Я приведу музей к тебе: долгосроч. прогр. творч. реабилитации и социальной адаптации детей, нуждающихся в социальной поддержке // ГМИР: сайт. URL: http: // gmir. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
2 Донина И. Н. Всероссийская выставка «Мир религии глазами детей»: долгосроч. проект ГМИР по работе с воспитанниками учреждений интернатного типа и коррекцион. образоват. учреждений // Творчество инвалидов - неограниченные возможности: материалы обуч. семинара 18 октября 2011 г., Москва. М., 2011. С. 35.
3 Донина И. Н. Понять себя и друг друга // Наука и религия. 2013. № 6. URL: http: // n-i-r. su (дата обращения: 10. 12. 2015).
4 Донина И. Н. Всероссийская выставка «Мир религии глазами детей». С. 36.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
299