ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
Т.Е. Лузе
Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)
Долгосрочная музейно-педагогическая программа «Мир религии глазами детей»:
из опыта Государственного музея истории религии (ГМИР)
На сегодняшний день музеи и школы Санкт-Петербурга тесно взаимодействуют друг с другом. Одной из форм взаимодействия Государственного музея истории религии с образовательными учреждениями города является Долгосрочная музейно-педагогическая программа «Мир религии глазами детей». Программа способствует формированию адекватного отношения к людям с иными культурными традициями, верованиями, а также с иными физическими и интеллектуальными возможностями. Ключевые слова: социальная адаптация, всестороннее развитие личности реб енка, инновационный образовательный продукт, воспитание культуры осознанной толерантности.
T.E. Luze
The State Museum of History of Religion (St.-Petersburg)
The long lasting museum-pedagogical program «The world of religion through children's eyes». From the experience of the State museum of history of religion
Annotation.Today, museums and schools of St. Petersburg are closely interacting with each other. One of the forms of interaction of the State Museum of History of Religion with educational institutions is the long lasting museum-pedagogical program «The world of religion through children's eyes». The program contributes the form of an appropriate attitude towards the children of other cultural traditions, beliefs, and other physical and intellectual abilities. Keywords: Social adaptation, inclusive development of the child's personality, innovative educational product, development of culture of conscious tolerance.
Современные музеи и школы Санкт-Петербурга тесно взаимодействуют друг с другом, используя для этого самые разнообразные формы и методы. «Возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Современные музеи «де-факто» становятся центрами образования, коммуника-
и
творческих инноваций» [2]. Так,
интерактивные экскурсии-
занятия; инновационные мультимедийные образовательные рограммы; программы воскресного дня и другие музейно-педагогические продукты. Раз-
работанные
музейно-
педагогические продукты рас-
считаны, в том числе, и на сотрудничество музейного педагога с учителем, воспитателем. Одним из них (продуктов) является Долгосрочная музейно-педагогическая программа «Мир
религии глазами детей».
Программа «Мир религии
например, организуются совместные выставки и экспедиции, проводятся конференции, круглые столы, беседы о музейных коллекциях, виртуальные му-зейно-педагогические занятия. Благодаря этому взаимодействию осуществляется одна из основных функций воспитания: происходит формирование социально важных качеств личности, формирование отношения к окружающему миру, к обществу, людям, к самому себе. Таким образом, происходит всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка.
Отдел образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии занимается созданием и разработкой программ, ориентированных на разные возрастные категории детей. В музее разработаны обзорные, тематические и автобусные экскурсии;
глазами детей» реализуется музеем с 2008 г. Это инновационный образовательный продукт, ориентированный на школьников, семейную аудиторию и преподавателей гуманитарных дисциплин. Также, среди участников программы важное место занимают воспитанники социальных учреждений.
Целью программы является воспитание культуры осознанной толерантности по отношению к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности, а также к людям с иными физическими и интеллектуальными возможностями.
Задачи программы направлены на формирование морально-нравственных критериев, на формирование общегражданской идентичности средствами музейной среды, на воспитание чувства любви к своей стране, на профилактику межэтнических и
межкультурных конфликтов, на социальную адаптацию в условиях мегаполиса детей мигрантов. Кроме этого, одной из важных задач программы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями с помощью приемов и методов арт-терапии. Поэтому среди участников программы важное место занимают воспитанники социальных учреждений - коррек-ционных школ-интернатов, детских домов и т.д. (см. рис. 1)
Программа «Мир религии глазами детей» проводится сотрудниками Отдела образовательных программ и музейной педагогики ГМИР в течение всего учебного года и рассчитана на работу с творческими коллективами детей в возрасте от 5 до 15 лет. Она включает в себя конкурсы и выставки детских художественных работ, подготовку методических пособий, проведение занятий на экспозиции музея, виртуальных экскурсий и выездных презентаций.
Работа над программой ведется в несколько этапов. На первом этапе разрабатываются специальные занятия, соответствующие тематике программы. Специальные занятия, рассчитанные на разную возрастную аудиторию, проводятся сотрудниками, как на музейной экспозиции, так и в образовательных учреждениях.
Отдел образовательных программ реализует долгосрочную программу «Я приведу музей к тебе!», благодаря которой, те, кто не имеет физической возможности посетить музей, может «посетить» его у себя в учреждении. Сотрудники ГМИР с помощью муляжей и компьютерных презентаций «переносят» юных слушателей в залы музея. В компьютерных презентациях используются фотографии, которые способствуют «погружению» в музейную среду. Муляжи, в свою очередь, дают возможность тактильного доступа к экспона-
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
там, дают возможность рассмотреть предмет со всех сторон. Тактильный доступ является важной составляющей при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. «Традиционная методика образования подразумевает обращение к разуму ребенка, но для него более характерен другой способ познания мира, когда реальность осваивается с помощью тактильных ощущений, ассоциативных рядов, воображения» [1, с. 137]. Такие выездные занятия способствуют сближению школы и музея в вопросах, воспитания и развития ребенка. Они формируют положительные эмоции, раскрывают творческий потенциал. Кроме этого, занятия по программе «Мир религии глазами детей» способствуют воспитанию этнической толерантности, прививают навыки уважения к людям, к сверстникам с иными традициями, обычаями. Сейчас во многих образовательных учреждениях существуют классы и группы, где есть дети разных национальностей, с разными культурными традициями, с разными религиозными обычаями в их семьях. Если не решать возникающие проблемы на национальной почве в младшей школе, то переходя в среднюю школу, проблемы усугубятся. На наглядных предметах, на рассказанных музейным педагогом историях, легендах и притчах детям становятся доступными понятия, как например, добра и зла, милосердия и терпимости к другим людям. Через музейные предметы, ребенок получает возможность получить полезную информацию с удовольствием, без необходимости заучивания ее. Данные занятия проводятся сотрудниками ГМИР не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но и в городах РФ и зарубежья (Республика Татарстан, г. Казань; Ярославская область; г. Переславль-Залесский;
Лузе
Татьяна Евгеньевна,
младший научный сотрудник Отдела образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии (ГМИР), г. Санкт-Петербург
e-mail: [email protected]
Рис. 1.
Школа-интернат им. К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей № 1 (г. Санкт-Петербург). Проведение сотрудниками ГМИР выездного занятия по программе «Я приведу музей к тебе!»
Рис. 2.
Школа № 75 (г. Казань), 1 кл. Проведение сотрудниками ГМИР выездного занятия по программе «Мир религии глазами детей»
Рис.3.
Экспозиция ГМИР. I Детский межмузейный фестиваль
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
Республика Карелия, г. Петрозаводск; Эстония, г. Нарва) (см. рис. 2).
Посетив специальное тематическое занятие, учителя и воспитатели с юными слушателями могут принять участие в конкурсе детских художественных работ, который является составной частью программы «Мир религии глазами детей». В дополнение к занятию, педагогам предоставляется методическая поддержка - «Музей в помощь учителю», включающую в себя как предоставление необходимой литературы, научные консультации и т.п., так и виртуальное занятие. Оно размещается на Интернет-сайте музея, в разделе Виртуальные экскурсии.
На одном из таких специальных тематических занятий, детям и педагогу предлагалось познакомиться с ролью неба и с восприятием неба в различных религиях и культурах. После проведения занятия, осмыслив увиденное и услышанное, дети отразили свои эмоции и впечатления в творческих работах. Благодаря детской фантазии небо оказалось то плетеным куполом, где обитают многочисленные ангелы, соседствующие с другими небожителями, героями сказок, мифов и легенд, то огромных размеров улыбающейся и обнимающей свою страну женщиной. Для других, небесный купол открылся благодаря покорителям космоса, открылось Окно в другие миры. Для третьих, Ракетоноситель уже далеко отлетел от Земли и двигался к Красной планете с веселыми человечками или к Планете Счастья, Планете Стрекоз. Для каждого ребенка небо стало источником вдохновения, настоящим сокровищем, которое открыло маленькому мастеру свои тайны.
Конкурс детских художественных работ - это второй этап Долгосрочной программы «Мир религии глазами детей». В 20122013 учебном году на конкурс, в
ГМИР поступило более 400 произведений, в создании которых участвовало более 1 600 человек из творческих коллективов Санкт-Петербурга, Ленинградской области (Кириши, Сланцы, Тихвин, Бокситогорск, Кировск, Луга, Павловск, Сосновый Бор, Колпино, Тосно и др.) и городов Российской Федерации (Северодвинск, Ижевск, Ставрополь, Мурманск, Норильск, Улан-Удэ, Пермь, Мирный, Архангельск, Череповец и др.).
На протяжении нескольких лет в программе участвовали регионы Российской Федерации. В 2013 г. программа впервые получила статус международной. Ее партнерами стали Российский центр науки и культуры (г. Бейрут, Ливан), Культурная и образовательная ассоциация русскоговорящих женщин «Родина» (Ливан), Нарвский музей (г. Нарва, Эстония). Выбор партнеров был обусловлен многонациональным и поликонфессиональным составом населения территорий, которые они представляют.
Поступающие на конкурс работы оцениваются авторитетной коллегией жюри. В число судей входят: директор ГМИР, представители Комитета по образованию Санкт-Петербурга, заслуженные художники и скульпторы РСФСР и РФ (Д.Д. Каминкер, Э.П. Соловьева, Ю.К. Люкшин), специалисты в области музейной педагогики и детские писатели.
В конце учебного года, по итогам Долгосрочной программы, в ГМИР проводятся церемонии награждения участников и выставки детских художественных работ. В период с 2008 г. по 2014 г. состоялись следующие выставки: «Мир семьи и религии», «Начало начал - Мировое древо», «Что наша жизнь? Вода!», «Есть ли жизнь на небе?», «Орел, телец и лев», «Воинство небесное и земное», «В начале было Слово...». Некоторые из выставок экспонировались на
территориях партнеров программы.
Заключительным этапом Долгосрочной музейно-
педагогической программы «Мир религии глазами детей» с недавнего времени стал Детский межмузейный фестиваль. Фестиваль является своеобразным итогом программы, а также становится достойным завершением учебного года. На время его проведения во многих залах экспозиции ГМИР «нон-стопом» проходят интерактивные занятия и мастер-классы, с участием различных отделов ГМИР и партнеров программы. Главные «герои» фестиваля - дети, как дети-участники программы, так и посетители музея с детьми. В 2013 году состоялся Первый детский
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ
межмузейный фестиваль, который получил название «Небесная рать и земные герои» (по названию всей Долгосрочной программы 2012-2013 учебного года). Этот фестиваль был отмечен специальным призом жюри ежегодного конкурса петербургских музеев «Музейный Олимп» (см. рис. 3).
Совместная деятельность различных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Государственного музея истории религии дает возможность детям реализовать свой интеллектуальный, творческий и художественный потенциал. Кроме этого, такая деятельность способствует гармоничному развитию личности ребенка, способствует социальной адаптации детей, разви-
тию навыков совместной работы, взаимодействию, общению, а также способствует формированию адекватного отношении к другим людям, к своим сверстникам с иными культурными традициями, верованиями,
иными физическими и интеллектуальными возможностями.
Литература:
1. Мастеница Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации // Тезисы Международной научно-практической конференции, Казань 12-17 сентября 2005.
2. Донина И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 166, 2014.