УДК 069.121:(171+2)
В. Г. Монакова
Музейно-педагогические технологии в реализации Долгосрочной программы «Урок в музее» Государственного музея истории религии, Санкт Петербург
В современной ситуации музей становится не только культурным, но и образовательновоспитательным пространством. Стремление актуализировать свой потенциал побуждает музей применять на практике новые технологии взаимодействия с аудиторией. От них зависит успех воплощения конкретной музейно-педагогической программы и эффективность восприятия культурологического сообщения участниками программы. Циклы занятий, спроектированные в организованные в социокультурном поле музея, могут стать значительным дополнением к школьному курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал музея, гуманитарная технология, формы и методы взаимодействия, культурологическое сообщение, цикл музейно-педагогических занятий
Valeriya. G. Monakova
Museum educational technology in the implementation of the program «The lesson in the Museum» of the State Museum of the History of Religion, Saint Petersburg
Today museum is not only cultural, but educational space too. Museums strive to discover and realize their potential. This leads to the appearance of new technologies of interaction with the audience. Technology ensures the success of a museum lessons. Socio-cultural space of the museum is an educational field, which can be used as a supplement in school courses.
Keywords: educational space of museum, socio-cultural potential of museum, technologies, interaction with the audience, supplement in school courses.
В условиях трансформации современного общества, в частности, визуализации и информатизации культуры, неизбежно происходит модернизация деятельности музея. Музей становится не только культурным, но и образовательно-воспитательным пространством1, способным воздействовать на духовно-нравственное становление личности, на формирование ценностных установок, мировоззрения. Все это способствует созданию условий для самореализации, социализации и социокультурной адаптации личности2. В этих условиях изменяется понимание миссии музея, которая определяется необходимостью сохранения культурного наследия, традиций, через инновационные технологии развития»3.
Возникновение новых технологий взаимодействия с аудиторией, от которых зависит успех воплощения конкретной музейно-педагогической программы и эф-
300
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_
фективность восприятия культурологического сообщения участниками программы обусловлено стремлением актуализировать свой потенциал. Под технологией музейно-педагогической деятельности подразумевается комплекс функционирования всех компонентов музейно-педагогического процесса, представленного «формами, методами, способами, педагогическими подходами, используемыми для достижения определенного запланированного результата»4. Музейно-педагогическая технология определяется как гуманитарная и является эффективным инструментом приобщения индивида к общечеловеческим традиционным ценностям, что способствует обогащению личного опыта человека5.
В общем социокультурном пространстве традиционным партнером музея в сфере образовательно-воспитательной деятельности является школа. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) - обращение к воспитательной модели образования. Представители различных социальных групп могут договориться между собой о том, что необходимо уважать права и свободы каждого человека, о том, что следует поддерживать чистоту и порядок. Однако в формате общественного договора нельзя договориться о том, что люди должны любить друг друга, прощать обиды, помогать ближнему, то есть не происходит утверждения традиционных ценностей, имеющих огромное значение для каждого члена общества. Такие ценности существуют и сохраняются в границах определенной религиозной и культурной традиции, формируются исторически и передаются от поколения к поколению. Индивид усваивает их в процессе приобщения к традиции, ее проживания в деятельности, в том числе и образовательной.
Проведение уроков в рамках курса ОРКиСЭ - это довольно значительный шаг на пути воссоздания ценностных основ российской культуры и формирования духовно-нравственных основ личности в русле воспитательной модели образования. С одной стороны, курс ОРКиСЭ ставит своей задачей отражение культурного и религиозного разнообразия в образовании. С другой стороны, изучение истории религии формирует историческую память, уважение к своим собственным традициям, поскольку веротерпимость не должна вести к утрате самоидентификации. Музей, обладающий уникальными возможностями воздействия на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу человека, может предложить собственное социокультурное пространство для решения задач, поставленных перед учебными заведениями в связи с введением данного курса.
Данный предмет неоднозначно принят педагогами, родителями и широкой общественностью по целому ряду причин и возникших проблем: не существует четких установок относительно того, кто и как будет преподавать этот курс, куда обратиться учителю за методической поддержкой, где пройти необходимую переподготовку или повышение квалификации. В этой непростой ситуации Государственный музей истории религии предложил новую образовательную экскурсионно-лекционную Программу «Урок в музее». Занятия предполагают не только
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
301
_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_
выработку знаний в области религии, но и способствуют формированию патриотических ценностей, а также имеют нравственное содержание.
Занятия ориентированы на школьную образовательную программу, они легко встраиваются в поурочное планирование, но реализуются за пределами школьного класса в музейном и в городском пространстве. Музейными специалистами были составлены списки тем ОРКиСЭ и соответствующих им музейно-педагогических занятий, поскольку педагоги ориентированы на конкретное включение ресурса музея в урочную сетку предмета.
Программа «Урок в музее» включает «уроки» - занятия на постоянной экспозиции музея и «уроки» - занятия в городском пространстве с посещением храмов традиционных для России конфессий. Таким образом, методика проведения музейных «уроков» предполагает знакомство с подлинными экспонатами - памятниками истории и культуры - и закрепление пройденного материала в пространстве городской среды.
В рамках программы «Урок в музее» в 2011-2014 гг. были разработаны абонементные циклы, ориентированные на разные возрастные группы школьников.
Для 4-5 классов - два абонементных цикла по восемь «уроков» каждый. Они оказывают информационную поддержку учебному процессу и могут служить элементом дополнительного образования в процессе преподавания модулей «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры».
Занятия в рамках ОРКиСЭ могут иметь два векторных направления: тематическое и сравнительно-историческое. В первом случае группой школьников последовательно посещаются занятия, посвященные истории и вероучениям различных религий. Это направление может быть предложено для курсов «Основы (православной, исламской, буддийской, иудейской) культуры» в качестве закрепляющего или пропедевтического; а также в курсе «Основы мировых религиозных культур», где последовательно рассматриваются вопросы возникновения религии, священных книг, культовых сооружений, представления о добре и зле и т. д. Второй абонемент, спроектированный по сравнительно-историческому принципу, предусматривает посещение занятий с целью выявления общих ценностных позиций в различных культурных и религиозных традициях. Дает возможность позитивного межкультурного диалога в области морали и нравственности, поиск общих ценностей, норм и императивов (уважение к старшим, любовь к Родине, уважение к своему родовому имени и т. д.).
Для школьников младших классов созданы абонементы «...Вместе - целая страна!» и «.Вместе - целая страна!»-2. Они подготовлены в партнерстве с Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках Городской Программы «Толерантность» и состоят из пяти занятий. В цикле «.Вместе - целая страна!» первые четыре занятия проходят в музее, а последнее - автобусная интерактивная экс-
302
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_
курсия по Санкт-Петербургу. Таким образом, программа дает участникам возможность познакомиться на экспозиции и улицах города с памятниками материальной и духовной культуры народов, исповедующих разные религии, но проживающих в общем социокультурном пространстве - пространстве Петербурга. Эти занятия раскрывают для учащегося потенциал петербургской культуры, в формировании которой сыграли значительную роль этнические и конфессиональные традиции разных народов, а также ориентируют педагогов и родителей на включение в систему образования социокультурного и исторического ландшафта Санкт-Петербурга. Важной смысловой составляющей автобусной экскурсии является возможность соотнести полученные сведения по истории религии с практикой религиозной жизни. Предметы, с которыми участники знакомятся в музее, можно наблюдать в их естественной среде - в контексте ритуала. Сведения о культе, учении и организационном устройстве соответствующей религии или конфессии дополняются личными непосредственными впечатлениями от посещения действующих храмов.
Абонемент «...Вместе - целая страна!»-2, ориентированный на школьников 1-3 классов, проходит на экспозиции Государственного музея истории религии. Занятия проходят с использованием маршрутного листа (рабочей тетради) и мультимедийных программ, закрепляющих полученный материал. Программа «Урок в музее» стала победителем Международного фестиваля музеев «Интермузей-2013» в номинации «Музей плюс»: «Урок в музее». На 2014-2015 гг. запланированы перспективы развития Программы. Так, предполагается разработка и размещение на Интернет-сайте Государственного музея истории религии мультимедийного информационно-образовательного ресурса «Основы мировых религиозных культур» для дистанционного обучения и информационной поддержки учебного процесса в средних образовательных учреждениях регионов России.
Программа «Урок в музее» составлена с учетом актуальной музейно-педагогической технологии, поскольку в качестве составляющих программы выступают интерактивные занятия, уроки с элементами анимации, мастер-классы, театрализованные представления, автобусная экскурсия. В качестве преобладающих методов музейно-педагогического взаимодействия, используемых при проведении программы, можно назвать вопросно-ответный метод, метод стимулирования самостоятельной творческой деятельности; метод свободных ассоциаций; метод «погружения»; метод манипулирования предметами; сюжетно-ролевую игру. А также индуктивный метод - изложение материала от частного к общему, ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим, игровой метод с элементами пластических упражнений, арт-терапевтический подход, который способствует восприятию культурологического сообщения посредством его переживания и «проживания» в своем собственном художественном произведении6. Актуальность создания абонементных занятий, посвященных одной теме, заключается в том, что музейные занятия четко ориентированы на школьную
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
303
_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией__
образовательную программу, они легко встраиваются в поурочное планирование, и могут выступать в качестве значительного дополнения к школьной программе.
Использование музейной экспозиции музея истории религии и образовательного потенциала историко-культурной среды Санкт-Петербурга в рамках преподавания курса ОРКиСЭ предполагает обращение к личному опыту участника программы и апелляции к его эмоциональному восприятию. Такой подход способствует духовно-нравственному становлению, создает условия для личностного переживания, а не простого запоминания данных, превращая участника программы из объекта учебного процесса в активного его участника.
Примечания
1 Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры: электрон. науч. журн. 2012. № 4. URL: http: // journals. uspu. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
2 Дерябина Ю. Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 26 с.
3 Именнова Л. С. Музей в глобальном мире: инновации и сохранение традиций // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 36.
4 Бойко А. Г. Музейно-педагогическая технология в системе художественно-педагогического образования // Проблемы искусства в XXI в.: задачи школы. СПб., 2010. С. 380.
5 Там же. С. 381.
6 Платонова О. В. Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики: из опыта работы Русского музея. СПб.: ГРМ, 2010. С. 276.
304
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •