Туравец Наталья Романовна
доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
_(тел.: 88612577628)
Я-концепция в профессиональной самореализации преподавателей
вузов МВД России
В статье рассматривается Я-концепция в контексте формирования самореализации начинающего преподавателя высшей школы МВД России. Рассматриваются компоненты данной концепции. Определяются факторы, побуждающие профессионально-педагогическую активность вузовского преподавателя.
Ключевые слова: культура, компоненты, самосознание, ценности, мировоззрение, самоопределение, самореализация.
N.R. Turavets, Doctor of Pedagogics, Professor of Krasnodar State University of Culture and Art; tel.: 88612577628;
E.A. Shchurov, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Criminalistics of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: 88612577628.
Ya-concept in professional self-realization of teachers of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia
In article the Ya-concept in a context of formation of a self-realization of the beginning teacher of the higher school of the Ministry of the Interior of Russia is considered. Components of this concept are considered. The factors inducing professional and pedagogical activity of the high school teacher are defined.
Key words: culture, components, consciousness, values, outlook, self-determination, self-realization.
Современная образовательная ситуация в России требует превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры как развивающейся системы ценностей, технологий и творчества. Фокус педагогической действительности сместился в сторону сущностного понимания личности курсантов: признания его активности, творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора, уникальности и готовности к самоизменению с учетом необходимости быстрого реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности. Реализовать перспективы личностного развития и самореализации будущего сотрудника полиции призван вузовский преподаватель, органично сочетая высокий профессионализм, социальную зрелость и творческое начало. Требования к нему сегодня не только повысились, но и кардинально изменились.
Универсальной базой, в соответствии с которой регулируются внутриведомственные и
общегражданские отношения всех сотрудников полиции, является Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Одним из принципов, положенных в основу настоящего Кодекса, является принцип самореализации будущего сотрудника полиции в процессе осуществления им своих профессиональных полномочий.
Обратимся к философско-педагогическому понятию Я-концепции, представляющему целостный образ собственного «Я».
Еще Я.А. Коменский отметил, что природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой. Философия «самости» -Я-концепция - раскрыта в работах исследователей Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, А. Маслоу и других авторов. «Я» - это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с окружающим
275
миром, с другими людьми. «Я» является той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Следует учитывать, что всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит знание с собственной личностью, с собственным «Я». Самосознание в этом контексте выполняет регулирующую роль в жизни и деятельности человека, ибо поведение личности обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.
Изложим суть категории Я-концепции, куда, в первую очередь, включено самосознание, представляющее образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, профессиональной востребованности. В педагогической литературе фактически отсутствуют работы относительно самосознания как формы профессионального мышления будущего сотрудника полиции, нет должного внимания к статусу самосознания в практическом овладении молодыми преподавателями вуза МВД России комплексом профессиональных знаний и способами мышления. Недостаточно исследованы концептуальные подходы теоретических и дидактических основ конструирования содержания и методик формирования самосознания на личностном уровне, вопросы управляемости этим процессом. Требуют всестороннего изучения ценности и идеалы, поведенческие приоритеты и конкретные поступки начинающих преподавателей вузов МВД.
В контексте сказанного представляется важным устранение расплывчатости и неопределенности в понимании ряда понятий, связанных с данной проблемой. Необходимо в контексте самосознания осмыслить генезис, онтологический статус самосознания и понимания его роли в системе отношений, места самосознания в профессиональной деятельности сотрудников МВД, обоснование характера самосознания в контексте «Я-концепция»; раскрытие мотивационных факторов ориентированной профессиональной деятельности и механизмов формирования самосознания; раскрытие теоретических основ организации профессиональной педагогической деятельности молодого преподавателя в вузе МВД в связи с формированием его самосознания.
Самосознание как «оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности» [2, с. 253] может рассматриваться в разных аспектах: либо как процесс накопления представлений о себе, либо как результат этого процесса. В первом случае рассматриваются динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания; его развитие на протяжении жизни человека; появление и развитие самосознания
и истории человечества и т.д. Во втором случае рассматриваются: формы этого опыта; его структура и организация; его функции в жизнедеятельности человека. Если говорить о критериях оценки процесса самосознания, то таковыми могут стать: позиция человека в различных социальных группах (в профессии, в семье, в общественных организациях, в научных сообществах и т.д.); точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя (временная - от прошлого к будущему), ценностная (динамика развития ценностного отношения к явлениям - личностные ценности, ценности социальной группы, ценности саморазвития и пр.).
Следующее понятие Я-концепции - самоопределение, которое представляет определение самим человеком, что ему необходимо предпринимать, что является его приоритетом в жизни, а что ему не нужно. Самоопределение -это основанный на свободном выборе жизненный путь, приоритеты, действия, профессия. Если основываться на Я-концепции, то потребности в самоопределении становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных педагогических проблем заключается в создании для начинающих преподавателей вузов МВД условий для формирования мотивационно-потребностного механизма саморазвития личности. Этой актуальной для всех времен проблеме посвящены исследования Сократа, Конфуция, К.Д. Ушинско-го, А. Маслоу и др. В зависимости от мировоззренческих, религиозных, моральных, нравственных, профессиональных позиций каждый человек, каждая социальная группа, общество, цивилизация формулируют свое видение самоопределения. В этой связи следует определить ценностные приоритеты личности. В Большом энциклопедическом словаре ценность определяется как термин для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, смысловому содержанию [3, с. 918]. При этом выделяется объективный и трансцендентальный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный продукт [4].
Еще одним компонентом Я-концепции является понятие самоактуализации. Самоактуализация - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [5]. Основные условия самоактуализации личности заключаются в способности к переживанию и анализу моментов своей жизни; пониманию жизни как процесса постоянного выбора; осознанию своих возмож-
276
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 1 (43)
ностей в реализации своего «Я», поиску путей достижения целей жизни; готовности брать на себя ответственность; отказу от заблуждений, реальной оценке своих возможностей.
Еще одним компонентом Я-концепции является самооценка, представляющая оценку самого себя, своих возможностей, качеств личности, способностей. Как правило, индивид оценивает себя путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Важным является то, что, оценивая, индивид сравнивает себя с другими, учитывая не только свои достижения, но и социальную ситуацию в целом. К числу компонентов Я-концепции относятся также самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самокоррекция, самосовершенствование, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина и др. Отметим, что не все названные компоненты подробно и детально рассмотрены в контексте Я-концепции.
Вместе с тем, сегодня становится ясным, что профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и педагогическое мастерство вузовского преподавателя во многом являются результатом работы над собой. Природа этих качеств такова, что они, являясь продуктом усвоения преподавателем профессиональных знаний и способов действий, адекватных выполнению функциональных обязанностей в соответствии с современными требованиями, не напрямую вытекают из их совокупности, а проявляются в виде его профессионально-педагогической самореализации. При этом стремление к самореализации занимает доминирующее значение среди факторов, побуждающих профессионально-педагогическую активность вузовского преподавателя.
Анализ педагогической практики вузов МВД России свидетельствует о том, что преподаватель не в полной мере проявляет в различных сферах педагогической деятельности имеющиеся у него профессиональные возможности. Реализация профессионально-педагогического потенциала начинающего преподавателя нередко является интуитивной, спонтанной, непрогнозируемой, что свидетельствует прежде всего о недостаточном уровне сформированности у него культуры самореализации в педагогической деятельности. Формирование профессионально-педагогической самореализации вузовского преподавателя требует от него овладения механизмами и способами осуществления потенциала самореализации, творческой активности в ее процессе и пр. Однако не всегда преподаватели целенаправленно занимаются формированием у себя профессионально-педагогических качеств и профессионального педагогического
самосознания, являющихся структурными компонентами Я-концепции самореализации.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в вузах МВД России образовательная среда недостаточно обеспечивает решение задач активизации и более оптимального использования внутренних ресурсов и возможностей начинающих преподавателя. Тем самым снижается его роль в развитии образовательной среды вуза в целях оптимизации процесса обучения курсантов. В связи с этим педагогическая самореализация начинающего преподавателя высшей школы является актуальной проблемой для теории и методики профессионального образования, а разработка и научное обоснование концепции формирования педагогической самореализации преподавателя высшей школы МВД России представляются необходимыми и своевременными.
1. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 дек. 2008 г. № 1138 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
3. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 2003.
4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986; Битуева А. В. Ценностные ориентации и политические представления в структуре массового сознания // Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1998.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999; Франкл В. Человек в поиске смысла. М.: Прогресс, 1990.
1. About the adoption of the Code of professional ethics of the employee of law-enforcement bodies ofthe Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of December 24, 2008 № 1138 //HLS «ConsultantPlus».
2. Pedagogical encyclopedic dictionary / ed. by B.M. Bim-Bud. M.: Big Russian encyclopedia, 2002.
3. Philosophical encyclopedic dictionary. 2nd ed. M, 2003.
4. Burns R. «Ya-concept» and education. M.: Progress, 1986.; Bituyeva A.V. Valuable orientations and political representations in structure of mass consciousness // Akmeology in system of activity of civil servants. M.: RAGS publishing house, 1998.
5. Maslou A. Motivation and personality. SPb.: Eurasia, 1999. Frankl V. Human in search of sense. M.: Progress, 1990.
277