При рассмотрении динамики профессиональной мотивации, основанной на достижении успеха, необходимо определить побудительные причины, которые заставляют их заниматься профессиональной деятельностью.
Первая группа причин — побуждения общественного характера: осознание необходимости приносить пользу обществу; желание оказывать помощь другим людям; общественная установка на необходимость трудовой деятельности.
Вторая группа — получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он — не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования.
Формирование профессиональной мотивации ра-бочих-мигрантов является одним из приоритетных направлений их подготовки. Мотивационная установка на достижение успеха в трудовой деятельности вообще и в процессе выполнения конкретной задачи в частности оказывает положительное влияние на позитивную динамику профессиональной мотивации рабочих.
1 Деркач А.А., ЗазыкинВ.Г Акмеология. СПб., 2003. 256 с.
2 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 49-57.
3 Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996. 206 с.
4 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006. 508 с.
5 Ручка А. А., Сакада Н.А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии. Киев, 1998. 221с.
6 Зелеченко А. И., Шмелев А. Г К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. С. 34.
УДК 378
САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Е. А. Щуров
На основе ретроспективного анализа теории развития личности рассматриваются процессы саморазвития личности в ходе профессионального становления сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: саморазвитие, самореализация, культура, компоненты, самосознание, ценности, мировоззрение.
Универсальной базой, в соответствии с которой регулируются внутриведомственные и общегражданские отношения всех сотрудников полиции, является Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации1. Одним из принципов, положенных в основу Кодекса, является принцип саморазвития сотрудника полиции, который должен быть заложен в процессе обучения в высшем учебном заведении системы МВД России.
Служба в органах МВД — это образ жизни. Профессиональный сотрудник полиции обладает не только особыми профессионально-личностными качествами (например, обостренным чувством социальной справедливости), выделяющими его из общей социальной среды, но также специфическим мировоззрением. Образование в вузе МВД тесно связано с приобщением к профессиональной деятельности. Целью профессионального становления будущего сотрудника полиции становится подготовка компетентного специалиста с высоким уровнем профессиональной культуры и способностью к профессиональному саморазвитию.
В современном российском профессиональном образовании происходят процессы, усиливающие принципы демократизации, личностной ориентации обучения, которые были обоснованы в Концепции модернизации
российского образования. Целью сложнейшего процесса модернизации становится создание эффективного мехаизма устойчивого развития системы образования в стране. Анализируя процесс модернизации российского образования, В. В. Краевский отмечает: «Этот процесс не проходит гладко и бесконфликтно. Он характеризуется неравномерностью, отклонениями от прямого пути, а то и «откатами» в прошлое. Однако, несмотря на рецидивы возврата к однажды преодоленным стереотипам мысли и действия, на всеобще присущую сфере образования инерционность, остаются действенными принципы гуманизации и демократизации, вариативности, альтернативности, многоукладности, развивающего характера образования и др.»2.
Анализ существующих теорий профессионального образования в сфере подготовки кадров для системы МВД и практики ориентации образования на саморазвитие курсантов позволяет выделить концептуально наиболее значимые педагогические условия данного процесса.
Трактовка понятия «саморазвитие» весьма разнообразна, поскольку рассматривался этот феномен с различных позиций. В разные годы интерес к проблемам саморазвития проявляли К. А. Абульханова-Славс-кая, Л. И. Анциферов, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, Л. М. Митина, Л. М. Попов, В. И. Слободчиков и др. Достаточно активно разрабатывалась проблематика саморазвития в контексте профессиональной и в целом социальной самореализации (Н. К. Бакланова, Л. А. Коростылева, О. Ю. Рыбаков и др.). Авторы указывают, что саморазвитие подразумевает развитие личностных и профессиональных качеств, которое протекает не на внешнем уровне, а на уровне «самости», при этом инициатором процесса является сама личность. Развитие — это «объективный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения»3. Итак, если
говорить о развитии личности и саморазвитии, то можно сделать вывод о тождественности понятий. Значимое различие заключается в том, что при развитии личности эволюционное движение, рост воспринимаются как некое изменение, стимулированное, инициированное извне, а в саморазвитии данный процесс исходит от самой личности.
Исследованию понятий саморазвития, самоопределения, самовоспитания, самосознания и др., которые характеризуют сложнейший процесс саморазвития, посвящено немало трудов отечественных и зарубежных авторов. Педагогический энциклопедический словарь дает, в частности, такую трактовку понятия самоопределения: «Центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человека в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с други-
4
ми людьми» 4.
Проблемы саморазвития личности изучаются на основе феномена «развитие личности», при этом обозначены следующие отличия:
— изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а целенаправленным воздействием личности на самое себя;
— изменения происходят не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, самоуправлении, самообразовании. При этом главным механизмом «является разрешение противоречий, решение личностью постоянно усложняющихся творческих задач»5.
В данном ключе весьма интересной представляется теория развивающего обучения, основоположниками которой стали Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Активная разработка теории началась в конце 50-х годов XX в. В основу развивающего обучения вошли идеи о том, что подрастающему поколению в условиях стремительного развития научно-технической революции придется сталкиваться с решением задач, не имеющих стандартных решений. В. В. Давыдов писал: «Содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом — организация совместной учебной деятельности... (и прежде всего организация решения учебных задач), продуктом развития — главные психологические новообразования» 6. Молодое поколение должно обладать способностью адекватно оценить сложные ситуации и, принимая решения, уметь мыслить нестандартно, выходить за рамки инструкций. Это положение остается актуальным, в частности, в сфере профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции.
В контексте профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции теория развивающего обучения может быть ориентирована на саморазвитие курсантов с первых лет обучения, когда они не имеют опыта, находятся на начальной ступени профессионального развития и саморазвития. У них еще не сформировано устойчивое
представление о профессиональных особенностях и моделях профессионального поведения, и активная совместная работа преподавателя и курсанта именно в этот период дает наиболее позитивные результаты в развитии и саморазвитии личности.
Саморазвитие не может носить негативный характер, поскольку всегда направлено на достижение глобальной личностной цели — самореализации. Говоря
о самореализации, имеем в виду, что это искусство самостоятельно строить свою профессиональную жизнь, формулировать для себя характер основного профессионального направления, главных целей и этапов их достижения, самостоятельно регулировать противоречия в жизни и, преодолевая их, стремиться к реализации своих жизненных планов и программ, вершиной которых является творческая самореализация 7. Анализируя направления самореализации, отмечают ряд характеризующих признаков: 1) целевая характеристика специалиста; 2) наличие собственных методов познания; 3) достоинства и ограничения стратегии; 4) область применения результатов — наука или практика8
Рассматривая направления профессиональной самореализации будущих сотрудников полиции, которые формируются и развиваются уже в студенческом периоде, можно предположить, что к ним можно применить описанные выше характеристики в несколько адаптированной форме. Так, для молодого профессионала персональные пути саморазвития определяют: направленность личности на изучение самого себя, своих возможностей; предпочтения в выборе методов профессиональной деятельности, поскольку арсенал их обширен и также демонстрирует характер саморазвития; применение результатов саморазвития; ориентация на собственные достижения (саморазвитие как конкурирование с самим собой).
Направления саморазвития, характерные для курсантов вузов МВД, отражают не только названные выше параметры, но базируются в первую очередь на личностных особенностях профессионального «Я», имеющемся профессиональном опыте, который отражается в индивидуальных эффективных профессиональных моделях поведения. Еще Я. А. Коменский отметил, что природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодви-жущей силой. Философия «самости» — Я-концепция — раскрыта в работах исследователей Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, П. А. Флоренского, А. Маслоу и др.
Концепция «Я» — это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с окружающим миром, другими людьми. «Я» является той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Следует учитывать, что всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит знание с собственной личностью, с собственным «Я». Соразвитие в этом контексте выполняет регулирующую роль в жизни и деятельности человека, ибо поведение личности обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Ряд авторов, описывая направления личностного саморазвития, отмечают, что предметом исследования становится «Я-сам»,
т. е. «предмет, объект и субъект совпадают. Индивид становится «самодеятельным существом». Здесь в гармоническом единстве представлено созерцательное и преобразующее начало» о.
Достаточно сложным вопросом в теории саморазвития в целом остается оценка уровня, степени саморазвития личности. Для одного курсанта огромным прогрессом, победой над самим собой становится осознание строгой дисциплины, устава, для другого — профессионально более подготовленного, саморазвитие осуществляется как естественный ход образовательного процесса в вузе МВД. Тем не менее, и в первом случае курсант имеет все шансы для саморазвития, если будут созданы соответствующие педагогические условия. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь курсанту осознать необходимость саморазвития и определить личный уровень притязаний и возможностей профессиональной самореализации.
Вполне очевидно, что во всех самопроцессах ключевое место занимает «самость». В некотором смысле ее можно отождествить с понятием личности — центром Я, полагая, что осознание своей индивидуальности приходит не сразу и никогда не бывает полным и устойчивым. «Самость — это поведенческий акт, который я создаю неумышленно ... не подозревая, что творю» 10.
И все же «самость» сложно представить поведенческим актом, в этом случае развивать самопроцессы представляется принципиально невозможным. Важным в контексте саморазвития является самосознание, представляющее образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, профессиональной востребованности. В педагогической литературе отсутствуют работы относительно самосознания как формы профессионального мышления будущего сотрудника полиции, нет должного внимания к статусу самосознания как комплексу профессиональных знаний и способов мышления. Недостаточно исследованы концептуальные подходы теоретических и дидактических основ конструирования содержания и методик формирования самосознания на личностном уровне, вопросы управляемости этим процессом.
Самосознание, т. е. «оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности» 11, может рассматриваться в разных аспектах: либо как процесс накопления представлений о себе, либо как результат этого процесса. В первом случае рассматриваются динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания; его развитие на протяжении жизни человека; появление и развитие самосознания и истории человечества и др. Во втором случае рассматриваются формы этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека. Если говорить о критериях оценки процесса самосознания, то таковыми могут стать: позиция человека в различных социальных группах (в профессии, семье, общественных организациях, научных сообществах и др.); точка зрения, с которой осуществляются анализ и оценка себя: временная — от прошлого к будущему; ценностная — развитие ценностного отношения к таким явлениям, как личностные ценности, ценности социальной группы, ценности саморазвития и пр.
Л. М. Митина определяет самосознание как вид обратной связи в процессе саморазвития: «Мы понимаем самосознание личности как осознание себя в каждом из трех пространств жизнедеятельности: в системе своей деятельности, в системе общения и в системе собственной личности» 12. В таком случае процесс самоидентификации, самоосознавания становится первым шагом в саморазвитии. Осознать свои проблемы, соотнести их с идеальным представлением о том, каким ты должен быть, с этого начинается процесс саморазвития. Этот особый тип деятельности становится возможным, когда свою созидательную, творческую энергию «человек направляет на самого себя... целью которой является положительные со-измене-ния личности в направлении своего „идеального Я“» 13.
Вне процесса саморазвития невозможна самореализация, а она, как полагает К. А. Абульханова-Славская, возможна лишь тогда, когда самопознание своих способностей уже окончено, полностью сформирован «образ Я». При этом автор отмечает наличие «точки бифуркации» как начала отсчета саморазвития14. В процессе профессионального образования будущий сотрудник полиции должен получить мощный толчок к саморазвитию, чаще всего он инициируется преподавателем, который раскрывает истинные условия профессиональной деятельности, снимая иллюзорные, размытые представления, ставит проблемы, стимулирует поиск ответа на жизненно важные вопросы. В то же время процесс саморазвития не бывает планомерным, он происходит скачкообразно, поскольку личность растет и развивается, преодолевая трудности, обретая новый жизненный и профессиональный опыт.
Д. А. Леонтьев призывал разделять близкие по содержанию понятия «самовыражение, самоутверждение, саморазвитие». Саморазвитие, как считает автор, тесно связано с самореализацией, однако не тождественно ей и имеет другую мотивационную основу, поскольку личность развивается для более успешной самореализации. И здесь, в отличие от самореализации, деятельность личности направлена на себя15. Целью и результатом деятельности становится сама личность, при этом процесс саморазвития можно представить в виде спиралевидного движения вверх: с каждым достигнутым успехом укрепляется уверенность в себе, что становится важным результатом саморазвития благодаря укреплению веры в свои силы и возможности. Обогащенная личность переходит на новый уровень, актуализируя новые цели и задачи. Ученые полагают: «в итоге. саморазвития человек становится обладателем ряда важных характеристик: веры в свои способности выполнять поставленные задачи. обеспечивая ориентацию на достижение интегрального локуса контроля, проявляющегося в способности принимать ответственность за свои действия, взгляды, события собственной жизни» 16. В данном контексте четко выделяется необходимость формирования способности к саморазвитию у будущих сотрудников полиции, которые в ходе профессиональной деятельности должны будут брать на себя ответственность не только за свои поступки, но и за сохранение общественного правопорядка
Саморазвитие курсанта вуза МВД — сложнейший процесс, инициируемый и производимый на уровне
«само-», включающем самопознание, самоактуализацию, самоопределение, самоуправление и другие «само-процессы». Саморазвитие курсантов акцентирует развитие тех личностных качеств, навыков, умений, которые позволяют решать сложные профессиональные задачи, быть востребованным и успешным в условиях профессиональной деятельности.
1 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 [Электронный ресурс] // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
2 Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. заведений. М., 2003. С. 37.
3 Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997. С. 506.
4 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. М., 2002. С. 252.
5 Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. С. 65.
6 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003. С. 458.
7 Психология в Казанском университете: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.М. Попов. Казань, 2004. С. 133.
8 Там же. С. 134.
9 Там же. С. 142.
10 Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. Рига, 1997. С. 25.
11 Педагогический энциклопедический словарь. С. 253.
12 Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стереотип. Москва-Воронеж, 2003. С. 10.
13 Егорычева И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста — развития // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 29.
14 Абульханова-Славская К. А. Стереотип жизни. М.,
1991.
15 Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 156-175.
16 Егорычева И. Д. Указ. соч. С. 29.
УДК 159.923
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛЫХ
Л. В. Скорова
Раскрывается значимость психологической культуры взрослых в их профессиональной деятельности и семейной жизни и обосновывается необходимость ее развития. Рассматриваются основные стратегии и технологии работы со взрослыми, направленные на развитие у них психологической культуры.
Ключевые слова: психологическая культура, стратегии работы со взрослыми.
В современном обществе часто возникает вопрос о повышении психологической культуры человека. Недостаточный уровень ее развития приводит к возникновению трудностей во взаимодействии, общении и отношениях с коллегами по работе, с супругой (супругом) и детьми, непониманию индивидуальных, гендерных, половозрастных и этнопсихологических особенностей других людей. Это мешает адаптироваться в социуме, управлять собой, своими психическими процессами и функциями, оптимально разрешать сложные ситуации, возникающие в тех сферах жизни и деятельности, в которые человек вовлечен. Для этого необходимо знание способов самопознания и самораскрытия (самоактуализации) и т. д. В целом формирование психологической культуры способствует изменению не только самого человека, но и развитию (изменению) окружающих его людей.
В последнее десятилетие возросло число исследований, направленных на изучение проблем психологической культуры личности. Выделим несколько научных направлений:
— сущность, структура, функции и методы изучения психологической культуры личности (О. И. Мотков, Н. Н. Обозов, Л. С. Колмогорова и др.);
— психологическая культура в рамках профессиональной культуры: психологическая культура учителя (И. Б. Котова, Е. И. Рогов, Н. И. Лифинцева, А. Б. Орлов, В. В. Семикин и др.), психолога образования (И. В. Дубровина, Е. Е. Сапогова, Н. И. Исаева, И. В. Аксенова и др.), руководителя (Г. И. Марасанов, Н. Т. Селезнева и др.), менеджера (Г. И. Марасанов, Н. Т. Селезнева и др.), юриста (И. В. Будовская, А. Б. Гребенников, И. В. Савельева и др.), государственного служащего (А. С. Гусева, В. И. Долгова и др.), журналиста (В. И. Кузин и др.) и др.;
— особенности и условия развития и функционирования психологической культуры у школьников (Л. С. Колмогорова, М. Р. Битянова и др.) и студентов в процессе обучения (В. А. Ильин, Т. В. Шубницына, И. В. Савельева и др.);
— формирование психологической культуры в системе дополнительного образования детей (А. В. Егорова, М. В. Попова и др.);
— психологическая культура межличностных, взаимных отношений (Н. Н. Обозов и др.);
— психологическая культура родителей и ее влияние на детско-родительские отношения (Е. А. Овсянникова, А. В. Гумницкая и др.).
В литературе пока нет единого понимания психологической культуры и ее структуры. Психологическая культура рассматривается как:
— способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», и гармонизации внутреннего мира с миром внешним1
— инвариант любого вида профессиональной культуры, в процессе профессионализации она дифференцируется на аутопсихологическую (культуру «Я»/культуру самосознания), предметно-психологическую и социально-психологическую культуру 2;
— часть общей культуры человека (члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им