УДК 378
Скрипкина Алина Вячеславовна
доктор педагогических наук доцент, доцент. Краснодарский университет культуры и искусств [email protected]
Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры Краснодарского университета МВД России [email protected]
Соболь Оксана Михайловна
преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России [email protected]
Образ собственного «я»
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Alina V. Skripkina
doctor of pedagogical Sciences, docent. Krasnodar University of Culture and Arts [email protected]
Evgenii A. Shchurov
candidate of jurisprudence, docent, deputy chief of the Department Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Oksana M. Sobol’
lecturer at the Department of special disciplines Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Image of your own «1»
IN PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA
Аннотация. В статье рассматривается Я-концепция в контексте профессионального саморазвития преподавателя высшей школы МВД России. Уточняется, что Я-концепция включает понятие «самосознание», представляющее образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, профессиональной востребованности. Рассматриваются компоненты данной концепции. Авторам представляется важным устранение расплывчатости и неопределенности в понимании ряда понятий, связанных с Я-концепцией и другими проблемами данного научного направления. Определяются факторы, побуждающие профессионально-педагогическую активность вузовского преподавателя.
Ключевые слова: культура, компоненты, самосознание, ценности, мировоззрение, самоопределение, саморазвитие, качества, способности, внешности, социальная значимость, профессиональная востребованность.
Annotation. In the article the «I» - concept in the context of professional self-development of the teacher of the higher school of the Ministry of Interior of Russia is considered. It is specified that the «I» - concept includes the concept «consciousness» representing an image of the qualities, abilities, appearance, the social importance, a professional demand. Components of this concept are considered. Elimination of a vagueness and uncertainty in understanding of a number of the concepts connected with «I» - concept and other problems of this scientific direction is obviously important to authors. The factors inducing professional and pedagogical activity of the higher school teacher are defined.
Keywords: culture, components, consciousness, values, outlook, self-determination, self-development, qualities, abilities, appearance, social importance, professional demand.
На современном этапе развития высшего образования фокус педагогической действительности сместился в сторону сущностного понимания личности курсанта: признания его активности, творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора,
уникальности и готовности к самоизменению с учетом необходимости быстрого реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности. Реализовать перспективы личностного развития и саморазвития сотрудника полиции призван вузовский преподаватель, органично соче-
102
тая высокий профессионализм, социальную зрелость и творческое начало. Требования к нему сегодня не только повысились, но и кардинально изменились.
Универсальной базой, в соответствии с которой регулировался процесс внутриведомственных и общегражданских отношений всех сотрудников полиции, существовал, он назывался «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», однако в связи с последними событиями, а именно в связи с приказом МВД РФ от 31 октября 2013 г., кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД упразднен. До издания нового Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации сотрудники в системе МВД Россиидолжны руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [1]. Однако одним из принципов, положенных в основу настоящего Кодекса, является принцип саморазвития сотрудника в процессе осуществления им своих профессиональных полномочий. В основе данного принципа находится Я-концепция, представляющая целостный образ собственного «Я». Я.А. Коменский отметил, что природное начала в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой. «Я» - это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с окружающим миром, с другими людьми. «Я» является той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Следует учитывать, что всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит знание с собственной личностью, с собственным «Я». Самосознание в этом контексте выполняет регулирующую роль в жизни и деятельности человека, ибо поведение личности обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.
Я-концепция включает понятие «самосознание», представляющее образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, профессиональной востребованности. В педагогической литературе фактически отсутствуют работы относительно самосознания как формы профессионального мышления сотрудника полиции, нет должного внимания к статусу самосознания в практическом овладении преподавателями вуза МВД России комплексом профессиональных знаний и способами мышления. Недостаточно исследованы концептуальные подходы теоретических и дидактических основ конструирования содержания и методик формирования самосознания на личностном уровне, вопросы управляемости этим процессом. Представляется важным устранение расплывчатости и неопределенности в понимании ряда понятий, связанных с данной проблемой. Необходимо в контексте самосознания осмыслить генезис, онтологический статус самосознания и понимания его роли в системе отношений, места самосознания в профессиональной деятельности сотрудников
МВД, обоснование характера самосознания в контексте «Я-концепция»; раскрытие мотивационных факторов ориентированной профессиональной деятельности и механизмов формирования самосознания; раскрытие теоретических основ организации профессиональной педагогической деятельности преподавателя в вузе МВД в связи с формированием его самосознания.
Самосознание как «оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности» [2, С.253], может рассматриваться в разных аспектах: либо как процесс накопления представлений о себе, либо как результат этого процесса. В первом случае рассматриваются динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания; его развитие на протяжении жизни человека; появление и развитие самосознания и истории человечества и др. Во втором случае рассматриваются: формы этого опыта; его структура и организация; его функции в жизнедеятельности человека. Если говорить о критериях оценки процесса самосознания, то таковыми могут стать: позиция человека в различных социальных группах (в профессии, в семье, в общественных организациях, в научных сообществах и др.); точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя (временная - от прошлого к будущему), ценностная (динамика развития ценностного отношения к явлениям - личностные ценности, ценности социальной группы, ценности саморазвития и пр.).
Следующее понятие Я-концепции - самоопределение, которое представляет определение самим человеком, что ему необходимо предпринимать, что является его приоритетом в жизни, а что ему не нужно. Самоопределение - это основанный на свободном выборе жизненный путь, приоритеты, действия, профессия. Если основываться на Я-концепции, то потребности в самоопределении становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных педагогических проблем заключается в создании для начинающих преподавателей вузов МВД условий для формирования мотивационно-потребностного механизмы саморазвития личности. В зависимости от мировоззренческих, религиозных, моральных, нравственных, профессиональных позиций каждый человек, каждая социальная группа, общество, цивилизация формулируют свое видение самоопределения. В этой связи следует определить ценностные приоритеты личности. В Большом энциклопедическом словаре ценность определяется как термин для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, смыслового содержания [3, с. 918]. При этом выделяется объективный и трансцендентальный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный продукт [4].
Еще одним компонентов Я-концепции является понятие самоактуализация. Самоактуализация -
103
это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [5]. Основные условия самоактуализации личности заключаются в: способности к переживанию и анализу моментов своей жизни; пониманию жизни как процесса постоянного выбора; осознанию своих возможностей в реализации своего «Я», поиску путей достижения целей жизни; готовности брать на себя ответственность; отказа от заблуждений, реальной оценке своих возможностей.
Важнейшим компонентом Я-концепции является самооценка, представляющая оценку самого себя, своих возможностей, качеств личности, способностей. Как правило, индивид оценивает себя: путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Важным является то, что, оценивая, индивид сравнивает себя с другими, учитывая не только свои достижения, но и социальную ситуацию в целом. К числу компонентов Я-концепции относятся также самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самокоррекция, самосовершенствование, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина и др.
Сегодня становятся ясным, что профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и педагогическое мастерство вузовского преподавателя во многом являются результатом работы над собой. Природа этих качеств такова, что они, являясь продуктом усвоения преподавателем профессиональных знаний и способов действий, адекватных выполнению функцио-
Литература:
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 г. Компьютерная справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant
2. Педагогический энциклопедический словарь; гл.ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
3. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 2003. 815 с.
4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание; пер. с английского. М. : Прогресс, 1986. 420 с.;
5. Битуева А.В. Ценностные ориентации и политические представления в структуре массового сознания. Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М. : Изд-во РАГС, 1998. С. 161-171.;
6. Боев АЛ. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля в учебно-воспитательном процессе : автореф. дисс ... канд. лед. наук. Брянск, 1997. 20 с.
нальных обязанностей в соответствии с современными требованиями, не напрямую вытекают из их совокупности, а проявляются в виде его профессионально-педагогической самореализации. При этом стремление к саморазвитию занимает доминирующее значение среди факторов, побуждающих профессионально-педагогическую активность вузовского преподавателя. Реализация профессионально-педагогического потенциала преподавателя нередко является интуитивной, спонтанной, непрогнозируемой, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированное™ у него культуры саморазвития в педагогической деятельности. Профессиональнопедагогическое саморазвитие вузовского преподавателя требует от него овладения механизмами и способами осуществления потенциала самореализации, творческой активности в ее процессе и пр. Однако, не всегда преподаватели целенаправленно занимаются формированием у себя профессионально-педагогических качеств и профессионального педагогического самосознания, являющихся структурными компонентами Я-концепции саморазвития.
Подводя итого, отметим, что сложившаяся в настоящее время в вузах МВД России образовательная среда недостаточно обеспечивает решение задач активизации и более оптимального использования внутренних ресурсов и возможностей преподавателя. Тем самым снижается его роль в развитии образовательной среды вуза в целях оптимизации процесса обучения курсантов. В связи с этим, педагогическое саморазвитие преподавателя высшей школы является актуальной проблемой для теории и методики профессионального образования.
Literature:
1. The standard code of ethics and office behavior of public servants of the Russian Federation and municipal employees of December 23, 2010. Legal-reference system «Consultant Plus». URL: http://www.consultant
2. Pedagogical encyclopedic dictionary; Ed. B.M. Bim-Bud. M. : Big Russian Encyclopedia, 2002. 528 p.
3. Philosophical encyclopedic dictionary. 2nd ed. M., 2003. 815 p.
4. Burns R. Development of «I-concept» and the education; transl. from English. M. : Progress, 1986. 420 p.
5. Bituyeva A.V. Valuable orientations and political representations in structure of mass consciousness // Akmeology in the system of activity of public servants. M. : RAGS Press, 1998. P. 161-171.
6. Boev A.Ya. Formation of vocational valuable guidance at pupils of classes of a legal profile in teaching and educational process: author's abstract diss ... cand. ped. Sciences. Bryansk, 1997. 20 p.
104
7. Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский, Р.И. Шей-ерман // Педагогика. 1992. № 5. С. 3-13.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. Евразия, 1999. 478 с.
9. Франкл В. Человек в поиске смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
7. Gershunskii B.S. Universal values in education / B.S. Gershunskii, R.I. Sheierman // Pedagogics. 1992. № 5. P. 3-13.
8. Masloy A. Motivation and personality. SPb. : Eurasia, 1999. 478 p.
9. Frankl V. A human in search of meaning. M. : Progress, 1990. 368 p.
105