ного экономического кризиса, в скорейшем решении.
В совместном выступлении представителей ГУУ кандидата экономических наук, доцента И.В. Сухинина и его аспиранта М.Б. Ер-знкяна, посвященном изучению изменений в трансакционном секторе российской экономики и институциональным преобразованиям, были рассмотрены теоретические подходы к определению, классификации и измерению трансакций и трансакционных издержек. Динамика трансакционного сектора экономики России исследовалась и интерпретировалась в терминах институционального фактора развития современной социально-экономической системы.
В целом третья конференция «Львовские чтения», как и первые две, прошла на высоком научном уровне. Было высказано множество идей, заслуживающих внимания, освещены актуальные проблемы модернизации и предложены возможные пути их решения. Охват тем был широчайший. Что касается личности Д.С. Львова, она, по справедливому выражению Г.Б. Клейнера, со временем лишь укрупняется - вырисовывается феномен, который, по сути дела, уже не укладывается в понятие школы, ибо Д.С. Львов давно перерос свою школу. «Он работал и жил, и со временем все более и более приближается к нам», - такими словами, с которыми трудно не согласиться, Г.Б. Клейнер подытожил работу конференции.
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗОВАННАЯ
О.А. Серегин
6-8 апреля 2010 г. в Москве проходила XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организованная Высшей школой экономики при поддержке Всемирного банка и Международного валютного фонда. Основными на форуме стали темы модернизации экономики и сбережения нации.
Заместитель председателя Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин, открывавший первое пленарное заседание, свое выступление посвятил обзору экономической политики российского правительства в 2000-е гг. - «десятилетие роста», за которое объем ВВП увеличился на 68%, была проведена реформа налогового законодательства и оптимизирована бюджетная политика. Особо отметив отказ от практики принятия заведомо нефинансируемых законов, министр заверил, что возврата к ней не будет - в ближайшие десять лет бюджетные расходы будут «заморожены». В то же время денежно-кредитная политика правительства будет нацелена на снижение инфляции и стоимости кредитов, хотя резких шагов на этом направлении ждать не стоит.
Управляющий директор компании «Тройка Диалог», заведующий кафедрой прикладной макроэкономики ГУ ВШЭ Евгений Гавриленков, выступая на сессии «Макроэкономическая политика: уроки кризиса и новые подходы», высказал мнение, что финансовый кризис поможет переориентировать промышленность на привлечение прямых инвестиций вместо долгового капитала. Председатель со-
вета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин также полагает, что российский реальный сектор должен чаще прибегать к практике создания совместных предприятий с последующим получением по этому каналу новых технологий.
Пока же отечественное производство хоть и привлекает в число своих акционеров все больше иностранных инвесторов и становится более экспортно-ориентированным, но сократить отставание от мировых лидеров в соответствующих секторах не может. Такие выводы озвучил научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин, представивший результаты исследования конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности, проводимого Высшей школой экономики. Среди самых высоких барьеров на пути развития бизнеса руководители предприятий, опрошенные в рамках упомянутого исследования в 2009 г., назвали макроэкономическую нестабильность, уровень налогов, цену и недоступность кредитов, недобросовестную конкуренцию (с привлечением государственных структур) и коррупцию. Для решения этих проблем, уверен Евгений Ясин, необходимо возобновить институциональные преобразования, заброшенные в «тучные годы».
Впрочем, чтобы иностранные инвесторы приносили с собой не только деньги, но и технологии, в России должны хотя бы соблюдаться права собственности. По словам Алексея Кудрина, понимают это и в российском правительстве. «Возможность реализации совместных проектов зависит даже не от наличия ресурсов, а от инвестиционного климата -иностранные компании должны чувствовать себя в России защищенными», - подчеркнул министр финансов.
О том, что суды готовы стоять на страже интересов собственников, говорил на одном из круглых столов, прошедших в рамках конференции, председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов. В то же время объективность судопроизводства во многом зависит от поведения самих бизнесменов, которые «не должны рассматривать суд как способ не-
законно решить свои проблемы за счет противоположной стороны». Советник Конституционного суда России, заведующая кафедрой судебной власти и организации правосудия ГУ ВШЭ Тамара Морщакова считает, что моторами совершенствования судопроизводства являются специальные суды, и специализация должна нарастать как внутри арбитража, так и внутри общей судебной системы. Именно это позволит правосудию оставаться гибким и откликаться на требования, диктуемые экономикой, а не тормозить ее развитие.
Россия должна провести модернизацию всех сфер экономики - от технологий производства до кредитного рынка, менеджмента и образования. С таким тезисом на конференции выступил главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Эрик Берглоф. Отдельно он коснулся проблем качества трудовых ресурсов и управления ими. По этим параметрам Россия отстает даже от стран Восточной Европы, а российское образование лишь воспроизводит неквалифицированную или не отвечающую нуждам рынка труда рабочую силу. Добавляет проблем и «особый путь», по которому идет Россия, выбирая отличные от цивилизованного мира стандарты качества и финансовой отчетности.
Они негативно сказываются, в частности, на конкурентоспособности российского банковского сектора: линейка продуктов и услуг, предлагаемых отечественными кредитными организациями, несопоставима с аналогичными линейками их зарубежных коллег. Об этой проблеме говорил в своем выступлении президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф. «Вступился» он и за сектор услуг в целом, в отношении которого «у нас до сих пор сильны марксистские взгляды». Пренебрежительное отношение к этой сфере экономики на уровне власти в очередной раз было продемонстрировано принятием ограничительного закона о торговле. Между тем доля услуг в объеме ВВП постоянно растет и достигла уже 54%. Со своей стороны глава Сбербанка пообещал российскому бизнесу снижение ставок по кредитам.
Желанием расширить допуск предприятий к системе распределения государственных заказов объясняли принятие закона о госзакупках (№ 94-ФЗ) его разработчики пять лет назад. Безрадостные итоги такой «заботы» о предпринимателях подвели на конференции проректор ГУ ВШЭ Андрей Яковлев и доцент кафедры математической экономики и эконометрики ГУ ВШЭ Ольга Демидова. Согласно данным их исследования количество фирм, участвующих в программе госзакупок, действительно увеличилось, но вот преимущество при распределении заказов все равно получают «старые государственные знакомые». Новым компаниям не помогают ни экспортные связи, ни высокий уровень инвестиций, ни сертификаты ISO. А доля компаний, признающих, что получение госзаказа связано с «откатами», выросла с 1999 по 2009 г. с 12 до 28% (по данным обследования «Business environment and enterprise performance survey», проведенного совместно ЕБРР и Всемирным банком).
Управляющий директор McKinsey& Company Доминик Бартон, отметив, что главные источники экономического роста и «производства» новых потребителей стоит искать в Азии, предложил России подумать над тем, как подключить свою экономику ко все увеличивающимся товарным потокам на азиатском континенте.
А вице-президент Всемирного банка От-авиано Кануто, проведя краткий сравнительный анализ структуры экономик двух стран БРИК - России и Бразилии, рассказал о мерах, предпринятых бразильскими властями в период кризиса. Главным эффектом от них стало сохранение докризисных объемов внутреннего потребительского спроса и быстрое возобновление роста инвестиций. При этом расходы бразильского бюджета на поддержание экономики не привели к сколько-нибудь существенному увеличению государственного долга.
Несколько сессий и круглых столов конференции были посвящены проблеме моногородов, в которых сейчас проживает 16 млн человек и на долю которых приходится около 40% суммарного валового регионального про-
дукта. Заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев сообщил, что федеральный бюджет готов взять на себя поддержку лишь самых проблемных моногородов (на эти цели в 2010 г. выделено 27 млрд р.). Помогать остальным должны региональные власти, а в большинстве случаев - муниципалитеты.
Александр Чумаков, мэра города Зве-рево (Ростовская область), где расположена крупнейшая в Европе угольная шахта Обу-ховская, поделился информацией «из первых рук». Ни качество добываемого угля, ни расположение города вблизи крупнейших транспортных магистралей и логистических потоков не помогают решить проблему безработицы, которая достигает 40%. Каждый пятый из 30-тысячного населения Зверева находится на заработках в других регионах страны, а у местной администрации для решения текущих проблем нет не только средств, но даже полномочий.
Идея превратить моногорода в индустриальные парки, привлекательные для инвестиций, оказалась нереализуемой. Доклад Татьяны Нефедовой и Андрея Трейвиша (Институт географии РАН) свидетельствует, что реальными центрами инновационного развития в России могут стать только крупнейшие города. В их пользу играет как большой объем финансовых ресурсов, разнообразие рыночных отраслей и развитая сфера услуг, так и агломерационный эффект - в них стекаются лучшие трудовые и научные силы всего региона.
На втором пленарном заседании конференции основное внимание было уделено мерам социальной, миграционной и образовательной политики, которые необходимо принять для сохранения и будущего развития нации. «Наша главная задача - улучшить положение граждан страны, продлить срок их жизни, сделать условия их проживания более комфортными», - заверил участников форума заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков. Определенных результатов, по его словам, удалось добиться в рамках национального проекта «Здоровье»: рождаемость за период с 2005 по 2009 г. увеличилась
на 6%, смертность сократилась на 12%, а естественная убыль населения уменьшилась почти в 3,5 раза. Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович также назвал одновременный рост численности и продолжительности жизни российских граждан «главным критерием успеха всей государственной политики».
О том, какую функцию в формировании конкурентоспособной экономики должна выполнять образовательная система, говорил министр образования Андрей Фурсенко. Он отметил резкое сокращение численности учащихся средних школ (за последнее десятилетие их число упало на 40% - с 21 млн до 13 млн человек). «Коррекционные меры образовательной реформы не подготовили нас к предстоящему и очень сильному демографическому спаду, который продлится по крайней мере до 2016 г., - сказал министр. - По самым оптимистичным прогнозам, количество студентов в ближайшие 3 года уменьшится на 2 млн человек. Понятно, что этот спад отразится на экономике и развитии страны».
По мнению ректора ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, новая повестка в области образовательной политики должна дать ответы на несколько ключевых вопросов: как уровень образования влияет на уровень бедности в стране, как работать с теми, кто в силу обстоятельств остается за бортом хороших школ, исследовательских и федеральных университетов, как образование помогает справиться с нехваткой квалифицированной рабочей силы, как оно влияет на производительность труда?
Неготовность нынешнего российского образования к подготовке специалистов для инновационной экономики отметила в своем докладе научный сотрудник Института развития образования ГУ ВШЭ Мария Добрякова. Особенно эта проблема заметна в инженерных вузах, где процесс обучения проходит в чрезвычайно замкнутой среде. Так, результаты опроса студентов российских инженерных вузов свидетельствуют, что 30% из них за время обучения в университете не изменили или даже ухудшили свои коммуникативные навыки. В вузе преобладают лекции, невелика
доля курсов по выбору, студенты ведут мало собственных проектов. То есть пока на уровне государства декларируется стремление создавать инновационную экономику, вузы продолжают работать на подготовку специалистов для экономики индустриальной.
Между тем роль и статус университетов должны меняться, чтобы способствовать развитию стран с переходной экономикой, полагает профессор Национального университета Сингапура Вонг Пох Кам. В ходе своей открытой лекции он рассказал о том, что его университет к двум традиционным миссиям - образовательной и научно-исследовательской - добавил третью, предпринимательскую. Современный университет должен не просто искать новые знания, вовлекая в этот процесс лучших студентов и ученых, но и прививать им предпринимательское мышление. Так вузы, взаимодействуя с государственными и частными институтами, могут стать двигателями развития национальной инновационной экономики.
А вот Индермит Гилл, главный экономист Всемирного банка по Европе и Центральной Азии, считает, что россияне не проявляют мобильности, необходимой для диверсификации и модернизации экономики. Стимулирование мобильности капитала, рабочей силы и идей, облегчение для населения процесса переездов могут позволить России стать современным государством с высокими доходами. Однако пока процессы идут скорее противоположные.
Ведущий научный сотрудник Института демографии ГУ ВШЭ Никита Мкртчян главным барьером во внутренней миграции видит дисбаланс между реальной заработной платой и стоимостью аренды или покупки жилья. По его мнению, в нынешних условиях привлечь работника в другой регион и удержать его там можно, приложив зарплату, не меньше чем в четыре раза выше имевшейся. Владимир Му-комель (Институт социологии РАН) считает необходимой коррекцию всей миграционной политики и даже ее переориентирование на абсорбцию мигрантов извне. Он считает, что
институты, которые должны заниматься социализацией мигрантов, доказали свою неэффективность, поэтому без серьезных преобразований в судебной, страховой системе, правоохранительных органах и образовании не обойтись.
Директор Института демографии ГУ ВШЭ Анатолий Вишневский, представляя доклад «Сбережение народа или депопуляция России», сказал, что Россия входит, пожалуй, в самый сложный период своей демографической истории. Ряд объективных факторов (последствия низкой рождаемости в 1990-е гг., сокращение численности работоспособного населения и его старение) будет сильно ограничивать или даже блокировать выход страны из состояния депопуляции. Преодолеть их, по мнению Анатолия Вишневского, можно только благодаря комплексу мер по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни за счет повышения качества и доступности здравоохранения и реформирования социальной сферы, а также проводя политику привлечения, обустройства и интеграции мигрантов.
Профессор Университета Индианы Мо-рин Пирог в качестве дополнительных мер предложила российским властям обратить особое внимание на активизацию борьбы с курением и пьянством, создание оздоровительных программ для детей, подростков и молодежи, профилактику распространения СПИДа, предотвращение абортов и расторжения браков и развитие жилищной программы.
Вот только реализовать эти и другие меры при наличии неэффективного и коррумпированного госаппарата будет трудно. Декан факультета государственного и муниципального управления ГУ ВШЭ Алексей Барабашев заметил, что процесс реализации национальных программ развития слишком бюрократизируется, а порой и блокируется чиновниками. Он полагает, что внедрение у нас популярного на Западе подхода «New public management» должно начинаться не с усиления внутри госвласти контролирующих органов, которые сами мгновенно становятся жертвой корруп-
ции, а с расширения участия граждан в контроле за деятельностью чиновников.
О другом, китайском, пути повышения эффективности бюрократии рассказал директор Центра экономики и финансов в Гонконге Джозеф Фан. Проведенное им исследование выявило зависимость карьерного роста китайских чиновников от экономических результатов их деятельности. Чем выше общий уровень внутреннего валового продукта, чем больше частных и иностранных инвестиций привлечено во вверенный ему регион или отрасль, тем выше шансы чиновника подняться по служебной лестницы. Китайские бюрократы оказываются настолько большими «капиталистами», что стремятся повысить общие экономические показатели, не беспокоясь о том, как интенсивный производственный рост сказывается на состоянии социальной сферы.
Одним из главных событий конференции, организованной Высшей школой экономики, стала церемония вручения первой Национальной премии по прикладной экономике, учрежденной в 2009 г. совместно ГУ ВШЭ, Российской экономической школой, Уральским государственным университетом им. М. Горького, Ассоциацией независимых центров экономического анализа, Институтом мировой экономики и международных отношений РАН и деловым журналом «Эксперт». Ее первыми лауреатами стали Юрий Город-ниченко, Хорхе Мартинес-Васкес и Клара Сабирьянова Питер, авторы работы «Мифы и реальность перехода к плоской шкале налогообложения: микроанализ уклонения от уплаты налогов и изменения благосостояния в России».
Как пояснил академик Виктор Полтеро-вич, премия была присуждена за новаторский эмпирический и теоретический подход, примененный в оценке влияния плоской системы подоходного налога на производство и уровень раскрытия дохода. Кроме того, работа содержит методологию оценки теневой экономики, которая в дальнейшем может быть применена для исследования проблемы и в других странах.