2. Тихомиров Владимир, Этторе Наталья. Ад ближе, чем мы думаем // Огонек. № 21. 31.05.2010. М.: Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1372243
3. Администрация Обамы повторно ввела мораторий на глубоководное бурение. URL: http://lenta.ru/news/2010/07/13/moratorium/
4. Морская нефть. Развитие технических средств и технологий = Oil from the sea. The development of technologies, means / Э.М. Мовсумзаде, Б.Н. Мастобаев, Ю.Б. Мастобаев, М.Э. Мовсумзаде. СПб.: Недра, 2005.
The formation of industry oil production from offshore fields and the risks of its further extensive growth
Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Ph. D., Doctor of economics, Professor of Urban and service sector economics department, Moscow Witte University
Anton Jelkovich Zubets, postgraduate, assistant of Urban and service sector economics department, Moscow Witte University
The article is devoted to analysis of the development of offshore oil and gas fields and the risks of oil production at great depths. The author points out a line of disasters and their consequences for offshore and coastal zone, cities and other settlements, coastal infrastructure and threats to local flora and fauna.
Keywords: oil platform, deepwater oil production, subsoil of the earth, infernal hell.
Дайджест
о четвертом Московском урбанистическом форуме: наиболее полезные и удивившие проекты форума от участника Кузнецовой А.И.
С 11 по 14 декабря 2014 г. в Москве прошёл Московский урбанистический форум, который проводится уже четвёртый год подряд.
Форум как площадка для обмена опытом сити-менеджеров, международных экспертов и бизнес-сообщества. Для обсуждения в этом году выбрана актуальная тема «Драйверы развития мегаполиса». Ставилась задача получить оценки мировых экспертов по развитию Москвы как мегаполиса, а также обсудить за счет чего развиваются другие мегаполисы.
На форум приехали более 30 мировых экспертов, включая таких звезд как Бенджамин Барбер, автор книги «Если бы мэры управляли миром»; Атанас Мокус, бывший мэр г. Боготы, который вывел город в первую лигу; Хуан Вэйвэнь, который строил самый быстрорастущий город мира Шеньчжень (Китай); Джефф Хау, автор термина «краудсорсинг» и др. Приняли участие 26 делегаций зарубежных городов, более 19 делегаций городов и регионов России, 13 мэров, со всего мира и 14 мэров из России и делегация из города-партнёра Сингапура во главе с Тео Сер Лак, мэром СевероВосточного дистрикта Сингапура, министра торговли и промышленности.
Были озвучены новые идеи, как развивать города, как выиграть борьбу за его конкурентоспособность. Проекты, представленные на Форуме Москвой, впечатлили всех участников, включая наших международных коллег. Одним из ключевых - проект «Москва-река». Это не просто благоустройство, это мегапроект, один из самых крупных в мире по обустройству речных набережных. Завершился Международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки: 6 консорциумов, разрабаты-
вающих идеологию развития набережных, вышли в финал. 11 октября подведены итоги, определён победитель, принято постановление.
Специально к Форуму проведены исследования: международное - «глобальные города и национальные государства: новый курс на партнёрств в XXI веке», а также «Стратегический мастер-план», который сравнивает различные подходы к процессу пространственного планирования, используя опыт передовых городов. Доклад С.С. Собянина, посвящён этой теме. Представлены лучшие проекты по теме «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда».
Новации форума: город-партнёр Сингапур; конференция «Власть и граждане: технологии сотрудничества»; конференция «Человеческий потенциал как драйвер развития российских городов»; школа планировщиков 150CARP.
12 декабря Московская повестка «Выбор целей и моделей развития современного города».
Города ставят перед собой различные цели, формулируют разные стратегии развития. Качество целеполагания и трансляция поставленных целей важнейшим аудиториям особенно актуальны для развития в современном мире с его все усиливающимся разнообразием, интенсификацией финансовых, человеческих, культурных и информационных потоков.
В рамках подготовки Московского урбанистического форума проведен ряд исследований, рассматривающих различные элементы и подходы к установке целей, планированию и развитию городов. Участники итогового пленарного заседания Форума обсудили различные аспекты городских стратегий: пространственный, человеческий, экономический, инфраструктурный, международный; и высказали идеи, которые могут лечь в основу модели развития для Москвы и других глобальных городов.
Представляли: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково»; Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства; Висенте Гуаллар, главный архитектор городского совета, директор Департамента городской среды мэрии города Барселоны, Испания; Александр Высо-ковский, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ; Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», руководитель исследования «Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим»; Алексей Новиков, президент компании «Habidatum Интернэшнл»; Мартин Пауэлл*, руководитель отдела городского развития в экспертно-консультационном центре «Кристалл» компании Siemens; Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка», профессор Высшей школы урбанистики при Высшей школе экономики.
12 декабря. Московская повестка. Финансирование городской инфраструктуры: модели, возможности и ограничения
Традиционные источники бюджетных капиталовложений в настоящее время ограничены. При этом инвестиционные программы Москвы растут: только в развитие транспортной инфраструктуры до 2017 года планируется вложить почти 24 млрд долларов. В этой ситуации возникает задача активизации дополнительных источников финансирования, выбора приоритетов инвестиций, формирования привлекательных для инвесторов условий.
Мировой опыт подразумевает разные модели финансирования инфраструктуры: если в развитых странах заемщиком чаще выступает не частный сектор, а публичный, то в остальном мире наблюдается обратная ситуация. Разнятся и приоритеты вложений: если в новых масштабных градостроительных проектах встает задача создания новой инфраструктуры, то в российских городах на первый план выходит задача именно модернизации существующих объектов, так как крупные российские города обладают достаточно развитой, но стремительно устаревающей инфраструктурой.
Сессия привела результаты анализа системных проблем привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры в России и Москве, приведены зарубежные примеры решения этих проблем и предложены сценарии перехода к новым моделям государственно-частного партнерства.
Озвучены инвестиционные программы, реализуемые и запланированные Москвой на ближайшие годы; меры и условия для их успешной реализации; возможности для частных инвесторов; механизмы ГЧП; что в наибольшей степени привлекательно для инвесторов; что должна гарантировать публичная власть и какие риски должны оставаться на бизнесе; повлияет ли на масштабные инвестиционные проекты ухудшение экономической и внешнеполитической ситуации; могут ли вложения в инфраструктуру способствовать улучшению экономической динамики в Москве.
Выступили:
ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», Михаил Никольский, генеральный директор ООО «Региональные инвестиции и городское развитие»; Максим Решетников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы; Ирина Булгакова, руководитель Дирекции по работе с муниципальными проектами ОАО «Банк Москвы»; Сергей Сиваев, управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования»; Михаил Дмитриев, президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост»; Никлас Гаремо*, директор McKinsey Global Institute, руководитель практики «Инфраструктура» в регионе Европы, Среднего Востока и Африки, Великобритании; Владимир Ефимов, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества города Москвы; Паулюс Куликаускас, межрегиональный советник по техническому сотрудничеству ООН в рамках программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Кения; Эдвард Глейзер*, профессор Гарвардского университета, автор книги «Триумф города», США; Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International; в России; Елена Киселева*, партнер, руководитель практик «Недвижимость и строительство» и «Электроэнергетика и ЖКХ»; ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп»; Олег Сябренко, коммерческий директор ООО «Далькия Восток».
Комфортный город. Экологические проекты как драйвер экономического роста. Глобальная повестка
Экологические проблемы в той или иной степени знакомы большинству городов мира, и по мере роста урбанизации все больше жителей планеты оказываются в неблагоприятных экологических условиях. При очевидной необходимости обеспечивать чистоту воздуха, воды, почвы «зеленые» или устойчивые стратегии зачастую воспринимаются как противоречащие экономическому росту. Они могут работать для относительно стабильных городов развитых стран, являясь при этом скорее расходной статьей, чем источником дохода. Однако в бурно развивающихся и растущих городах они, скорее, являются сдерживающим фактором. Мировая экономика теряет триллионы долларов от долгосрочных эффектов загрязнения окружающей среды, в то же время для городов развивающихся стран повышенное внимание к экологии зачастую обозначает ущерб для экономики здесь и сейчас. Вместе с тем в мире появляется все больше свидетельств того, что стратегии устойчивого развития могут быть реальным источником экономического роста.
Недавно опубликованный доклад Всемирного банка говорит о трех китах подобных стратегий: «устойчивый» транспорт, энергоэффективность в промышленности и новые подходы к переработке отходов. Исследование, в частности, демонстрирует, что изменения в практике работы с отходами в Бразилии способны создать более 40 тыс. рабочих мест, увеличить ВВП на 13 млрд долл. и снизить объем выбросов более чем на 150 млн тонн. Участники сессии обсудили возможности и примеры превращения эко-
логических стратегий в драйвер экономического развития городов. Были обсуждены следующие вопросы:
- Что является основными факторами загрязнения в городах?
- Насколько экономически успешны стратегии устойчивого развития, которые подразумевают ресурсосбережение и внимание к окружающей среде?
- Можно ли говорить о примерах городов, сделавших зеленую экономику драйвером роста?
- Есть ли смысл внедрять стратегии устойчивого развития в развивающихся странах?
- Какие существуют конкретные примеры применения подобных стратегий и их экономических результатов?
В обсуждении приняли участие:
Михаил Юлкин, генеральный директор CCGS; Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы; Петер Доу, эксперт в области экологичного производства и возобновляемой энергетики, Siemens, Великобритания; Араб Хобалла, руководитель направления устойчивого потребления и производства UNEP, Франция; Бен Смит, руководитель направления по проектированию, планированию, экономике и устойчивому развитию (Европа, Средний Восток, Африка) AECOM, Великобритания; Кристиана Фрагола, региональный директор международной организации «C40»; Андрей Цыбин*, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы; Борис Ревич, заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения ИНП РАН; Сукхумбханд Парибатра, мэр города Бангкока, Таиланд; Константин Трофименко, директор Центра транспортных проблем мегаполиса Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ; Анна Курбатова, доктор географических наук, директор Института комплексного развития территорий; Евгений Колбовский, доктор географических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова; Александр Гинзбург, член совета Общественной палаты города Москвы, зам. председателя Российского Пагуошского Комитета.
12 декабря. Московская повестка. Мобильный город: как сделать привлекательным общественный транспорт
Если 20 лет назад в Москве было 113 автомобилей на 1000 человек, то сейчас этот показатель превышает 300 машин. При этом по плотности дорожной сети Москва сильно уступает столицам развитых стран. Неудивительно, что пробки стали одним из неотъемлемых атрибутов столичной жизни. В ответ в Москве начата транспортная реформа, повысившая стоимость владения и пользования автомобилем и уже обеспечившая видимый эффект. Теперь городу предстоит второй этап реформы: создание достойной альтернативы для тех, кто уже готов отказаться от автомобиля. Прежде всего речь идет о повышении удельного веса общественного транспорта в городских перевозках. Достижение этой цели, очевидно, потребует как конкретных мер в виде усовершенствования транспортной сети, повышения ее комфорта, взаимоувязки видов транспорта, так и усилий по изменению имиджа общественного транспорта. В массовом сознании поездки на личном автомобиле все еще воспринимаются не просто как, безусловно, предпочтительные другим видам транспорта, но и как приемлемая альтернатива другим видам досуга в городе.
В этой ситуации остро стоит проблема повышения привлекательности общественного транспорта и изменения отношения к нему. Могут ли конкретные меры рациональной транспортной политики повлиять на поведение горожан? Как убедить москвичей в том, что ходить пешком - не признак бедности, а езда на велосипеде - не только спортивное упражнение?
- Как улучшить имидж общественного транспорта и повысить степень удовлетворенности пассажиров?
- Как стратегия популяризации общественного транспорта будет проявлять себя в физическом пространстве?
- Какие изменения в маршрутной сети должны произойти? Каким видам общественного транспорта надо отдать приоритет?
- Какое место в транспортной политике должна занимать пешеходная и велосипедная инфраструктура с учетом масштабов Москвы?
- В чем проявится эффект от таких действий для экономики города? Как качественный общественный транспорт может стать драйвером развития?
Выступили:
Маккинзи Россия; Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ; Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы; Антанас Мокус, президент исследовательского и консультационного центра по вопросам городского развития Corpovisionarios, мэр города Боготы (1995-1997, 2001-2003), Колумбия; Федерико Па-ролотто, старший партнер Mobility in Chain, специалист по транспортному развитию городов и системам мобильности, Италия; Майк Роулинсон, директор по дизайну City ID, Великобритания; Ролан Рис, мэр города Страсбурга; Евгений Михайлов, генеральный директор ГУП «Мосгортранс»; Марина Янина, вице-президент по корпоративным отношениям ООО «Яндекс»; Алексей Белянин, доцент Международного института экономики и финансов, НИУ ВШЭ; Лю Шаотан, заместитель руководителя администрации района Хуаду города Гуанчжоу, Китайская Народная Республика; Сергей Никитин, основатель проектов «Москультпрог» и др.
12 декабря. Московская повестка. Источник регенерации городских территорий
Москва-река может развиваться как природный и туристический ресурс и как центральная транспортная артерия мегаполиса. Она определяла развитие города на протяжении столетий, однако сейчас ее потенциал используется совсем не так значительно, как мог бы. В настоящее время регенерация территорий вокруг реки - один из приоритетов для Москвы, и победивший в международном конкурсе проект определит новый облик и новые функции огромного участка на карте города.
Как город справится с перестройкой прибрежной территории?
Это не одновременный процесс: на трансформацию заброшенных промзон могут уйти годы, однако новые набережные могут возникнуть в городе гораздо раньше. Еще одна задача - соблюсти все экологические требования к особо охраняемым природным территориям, не ограничивая при этом использование их жителями, а также все ныне действующие права собственников.
Успешное решение этих задач может сделать Москву-реку новым символом города.
Международный экспертный совет по вопросам планирования Москвы представит обзор ключевых направлений развития Москвы-реки в сравнении с реализованными аналогичными проектами в других больших городах мира.
Команда-победитель конкурса представит проект развития Москвы-реки.
- Какие преимущества может дать река современному городу?
- С чего надо начинать трансформацию реки, какие быстрые меры могут дать заметный эффект?
- Каков будет эффект развития первых прибрежных участков - их влияние на капитализацию недвижимости и на джентрификацию близлежащих районов?
- Каковы выводы и рекомендации Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы относительно будущего реки?
Представили свои доклады:
ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»; Грег Кларк, ведущий научный сотрудник ULI, эксперт по оценке развития городов для межправительственных организаций, Великобритания; Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы; Карима Нигматулина, исполняющая обязанности директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»; Мигель Букалем, член Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы, научный руководитель междисциплинарного центра Cidades Университета Сан-Паулу, Бразилия; Поль Лекруа, член Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы, старший специалист в области городского планирования, IAURIF, Франция, Представитель команды, победившей в Международном конкурсе на развитие прибрежных территорий Москвы-реки; Сабин Лебеск, старший советник Корпорации градостроительного развития Амстердама, Нидерланды; Роман Троценко, председатель совета директоров ОАО «Московское речное пароходство»; члены жюри Международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки; финалисты Международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки; эксперты Международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки.
12 декабря. Московская повестка. Диалог культур как фактор городского развития
Мегаполисы современного мира представляют собой планеты в миниатюре, где на относительно небольшом пространстве встречаются представители самых разных культур, а население постоянно подпитывается потоками мигрантов. Характерно это и для Москвы. Открытость и разнообразие считаются важными факторами развития, влияющими на экономическую успешность и креативность городов. Однако в культурном многообразии наряду с возможностями заложена опасность непонимания, конфликтов и возникновения социальной разобщенности. Не лишена этой проблемы и Москва: в частности, опросы Центра миграционных исследований показывают, что до 80 % москвичей испытывают негативные эмоции к выходцам из Азии и с Кавказа.
Разные страны и города вырабатывают разные модели организации межкультурных отношений, делая сознательно или спонтанно ставку на те или иные механизмы интеграции мигрантов и представителей разных культур в жизнь города. Участники дискуссии обсудили опыт политики Москвы в отношении мигрантов и представителей различных этнических сообществ, приоритеты и особенности этой политики в сравнении с опытом других стран и городов, влияние качества межэтнических отношений на развитие города.
- На основе каких критериев города формулируют приоритеты политики в отношении миграции и межэтнических отношений?
- Каковы наиболее современные подходы к организации взаимодействия между представителями разных культур в мегаполисе?
- Как найти баланс между повседневной городской культурой и сохранением самобытных традиций?
- Каково влияние разнообразия и межэтнических отношений на качество жизни в городе и показатели его развития?
Приняли участие: Центр миграционных исследований; Дмитрий Полетаев, директор Центра миграционных исследований; Юрий Артюх, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы; Скотт МакКуайр, основатель исследовательского отдела общественных культур Университета Мельбурна, Австралия; Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН; Кодзи Сасаки, научный сотрудник Института городских стратегий фонда The Mori Memorial Foundation, Япония; Вячеслав По-ставнин, президент фонда «Миграция XXI век»; Екатерина Кожевина, социолог, коорди-
натор проектов фонда «Общественное мнение»; Екатерина Деминцева, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследования культуры НИУ ВШЭ; Гавхар Джураева, руководитель интеграционного центра «Миграция и закон»; Дмитрий Опарин, журналист, этнолог, научный сотрудник, исторического факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Новая роль социальных объектов в городе
В мире меняется понимание роли социальных объектов в городе. Особенно заметно это на примере университетских кампусов. Они становятся все более интегрированными в городскую среду и, сосредотачивая вокруг себя инновационные и не только компании, ориентируясь на международную аудиторию студентов и преподавателей, становятся важными драйверами развития города и привлечения в него новых потоков знаний, людей, финансов. Переосмысление взаимоотношений образовательных учреждений и города зачастую связано с необходимостью оптимизировать расходы, модернизировать модели владения и управления зданиями и инфраструктурой: например, если на территории университета есть стадион, город вполне может рассмотреть возможность использовать его для нужд горожан взамен строительства нового. Участники сессии обсудили передовые модели создания, организации и финансирования образовательных объектов и их меняющуюся роль в городе:
- Каковы новейшие принципы взаимодействия кампусов и других социальных объектов с городом?
- Какие модели финансирования и взаимодействия с городом это подразумевает?
- Какие дополнительные функции может взять на себя кампус?
- Кто должен быть вовлечен в создание и управление новыми объектами?
Участники обсуждения:
Коммуникационное агентство «ЯсноСоттишсайопв»; Демьян Кудрявцев, президент Коммуникационного агентства «ЯсноСоттишсайопБ»; Александр Плутник, статс-секретарь, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Андрей Шаронов*, ректор Московской школы управления «Сколково»; Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», депутат Московской городской Думы.
Промышленность в современном городе: конверсия или инновации
В развитых странах меняется подход к роли промышленности в городе. Если еще десять лет назад промышленность однозначно подлежала выводу за пределы города, то сегодня все чаще говорится о важности удержания в городе высокоточных, технологичных и современных объектов производства. Эти дискуссии имеют пространственное приложение - под новую промышленность нужны промзоны нового типа, объединяющие образование, лаборатории и производство. В Москве много обсуждается необходимость создания альтернативных центров приложения труда, в том числе на территориях промышленных зон. Стоит и задача обеспечения диверсификации экономики. Какие отрасли экономики нужны городу? Есть ли в мегаполисе место для промышленности, и какая именно промышленность нужна? Можно ли для размещения промышленных объектов использовать наследие индустриальной эпохи? Как это реализовать с учетом самых разных интересов и ограничений, от транспортных до экономических и архитектурных. Ответы на эти вопросы поспособствуют сбалансированному развитию мегаполиса.
- Может ли постиндустриальный город обойтись без промышленности? В чем ее положительные стороны для города?
- Какие типы промышленности и отрасли будут востребованы и конкурентоспособны?
- Как в свете этих тенденций должны выглядеть промзоны?
- Кто будет работать на этих предприятиях? Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
В обсуждении приняли участие:
Софья Троценко, основатель Центра современного искусства Винзавод и проекта Территория Дизайна; Андрей Гнездилов, главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»; Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «РВК»; Рут Орцессек-Круппа, глава Департамента городского планирования мэрии города Дюссельдорфа, Германия.
Москва: как создать полноценную городскую среду
Объявленное в 2012 году увеличение территории Москвы за счет включения в нее юго-западного сектора Московской области стало одним из самых громких событий в градостроительной сфере. Последовавший международный конкурс на разработку концепции московской агломерации дал большой объем интересного материала и вызвал множество дискуссий. Застройка Новой Москвы - шанс через новый подход к строительству создать принципиально новую городскую среду, продуктивность которой будет заложена в самой ее структуре. Тем не менее, новая территория развивается через застройку массовым жильем, не считая нескольких крупных девелоперских проектов, и четкого понимания, какой будет Новая Москва и кто будет в ней жить, работать и отдыхать, так и не появилось. Без стратегического видения есть опасность появления в Новой Москве стандартных для российских городов районов, анализу и критике которых был в значительной степени посвящен предыдущий Московский урбанистический форум.
- Какой мы хотим видеть Новую Москву в долгосрочной перспективе? Какой сценарий наиболее вероятен?
- Как разумнее всего регулировать и мотивировать масштаб, этажность, инфраструктуру? Какими могут быть градостроительные стандарты?
- При каких условиях девелоперы будут мотивированы развивать территории комплексно, включая создание инфраструктуры и рабочих мест? Какие регуляторные, финансовые прочие условия необходимы для этого?
- Как будут развиваться существующие города и населенные пункты в рамках Новой Москвы? Как укоренить в них экономически устойчивую деятельность?
- Какие дополнительные функции должны появиться в Новой Москве, чтобы образовалась живая и социально устойчивая городская среда?
Государственные услуги в электронном виде: новые возможности для граждан и бизнеса
Современный город существует не только в реальном, но и в информационном измерении, где пространство и время «сжимаются», процессы упрощаются, а критерии эффективности и комфорта трансформируются. Системы электронного обслуживания формируют новые стандарты предоставления услуг, в том числе государственных: возможности поиска и выбора расширяются, местоположение и график работы учреждений не играют ключевой роли. Электронные сервисы играют также важную роль в борьбе с коррупцией: принятие решения больше не зависит от личности чиновника, оказание услуг становится прозрачным и подотчетным, ускоренным, ориентированным на конкретного горожанина.
Организация обслуживания горожан в онлайн-режиме требует не только технических усовершенствований, но также существенных организационных и административных преобразований. Последние определяют, в частности, эффективность обработки обращений граждан, соответствие сервисов единым стандартам сбора информации, скорость и качество межведомственных взаимодействий. Кроме того, переведение повседневных задач в электронный формат может наталкиваться на негативную и инерционную реакцию как потребителей, так и поставщиков услуг, вызывать общую обеспокоенность вопросами информационной безопасности и конфиденциальности данных. В рамках сессии представители различных городов поделились своим опытом внедрения новых технологий в процесс предоставления услуг и решения возникающих при этом проблем, включая вопросы организационных и административных преобразований.
К дискуссии приглашались городские и муниципальные служащие, пользователи порталов электронных услуг, представители бизнеса и разработчики новых технологий.
- В чем ценность правительственных онлайн-сервисов для потребителей (граждан и организаций)?
- Как мотивировать горожан пользоваться электронными услугами? Какие факторы определяют популярность портала и каковы пороговые критерии его технологической сложности?
- Является ли переход от личного общения с чиновником к общению с использованием онлайн-сервисов сильным антикоррупционным фактором?
Взаимодействия органов власти и населения
Краудсорсинг в дословном переводе с английского языка означает «использование ресурсов толпы» и активно применяется сегодня для информационного обмена и сбора идей. Людям свойственно делиться идеями и мнениями: они нематериальны, связаны с самовыражением, вызывают отклик и дискуссию. Получая простые инструменты для обмена информацией, население активно включается в процесс краудсорсинга, в том числе для участия в решении вопросов городского планирования и развития.
Однако не все практики краудсорсинга оказываются в действительности успешными. К проблемам может вести неправильная постановка задач, неполноценное понимание эффектов, недостаток мотивации участников или некорректно выстроенная обратная связь, чрезмерный контроль над коллективным творческим процессом. Панельная дискуссия посвящена обсуждению ценностей и рисков краудсорсинга как инструмента для решения прикладных задач. В обсуждении приняли участие представители городских администраций, бизнес-структур и исследовательских лабораторий, имеющие опыт работы с ресурсами «толпы», а также непосредственные участники крауд-сорсинговых проектов.
- Краудсорсинг: возможности и границы на примере зарубежного и российского опыта.
- Что представляет собой «толпа» в краудсорсинге - максимальное число граждан / репрезентативная выборка / целевая аудитория / активное меньшинство?
- Как ввести в широкий оборот краудсорсинг-проекты в России и вовлечь в них людей? Какие вопросы городского развития могут / должны решаться посредством краудсорсинг-проектов?
- Как избежать разочарования участников и найти оптимальное соотношение между идеями для реализации и мнениями для обсуждения? Как донести до людей, что некоторые из высказанных предложений не могут быть реализованы, однако представляют большую ценность? Какие инструменты обратной связи требуются от организаторов проекта краудсорсинга?
11 декабря. Конференция «Власть и граждане: технологии сотрудничества»
- Как сделать поток идей управляемым, не влияя на мнение людей? Как выделить ключевые для города идеи и мнения, не исключая важной информации?
- Роль правительства в развитии проектов краудсорсинга: модератор процесса, один из его участников или автономный пользователь?
- Любитель уб профессионал: нужно ли противопоставлять «толпу» специалистам или в пространстве обсуждения все равны? Как создать систему коммуникации между «толпой» и профессионалами?
- Выделяются ли в краудсорсинге границы между индивидуальными, гражданскими и общественными интересами?
Выступили:
Федор Баландин, телеведущий; Наталья Климова, руководитель ГКУ «Московский центр "Открытое правительство"»; Джефф Хау, профессор журналистики в Северо-Восточном университете Бостона, автор термина «краудсорсинг», автор книги
«Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса», США; Ник Райт, основатель компании Crowdicity, Великобритания; Таня Айтамурто, заместитель директора института медиа и инноваций им. Брауна в Стэнфорде, США/Финляндия;
Александр Ослон, президент фонда «Общественное мнение».
11 декабря. Конференция городов РФ. Развитие городской среды: смена количественных показателей на качественные
Формирование политик развития города во многом опирается на количественные показатели: объем введенного в эксплуатацию жилья, социальной инфраструктуры и других объектов. Это идет вразрез с интересами активных групп горожан, которые
формируют запрос на качественную городскую среду, жилье и инфраструктуру. Как сформировать политику городского развития, ориентированную на создание комфортной городской среды, качественной инфраструктуры и развитие человеческого потенциала? Какие практики в данной сфере уже реализованы в городах России?
Выступили: Юрий Милевский, управляющий партнер компании «Новая земля», эксперт исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда»; Екатерина Дыба, научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, руководитель направления исследования «Человеческий потенциал и городская инфраструктура»; Александр Плутник*, статс-секретарь, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Александр Моор, глава администрации города Тюмени; Игорь Сапко*, глава города Перми; Эдуард Жучков, директор Управляющей компании КГ «Фонд Юг»; Алекс Эли, партнер архитектурного бюро MAE Architects, автор The Mayor of London's Housing Design Guide, Великобритания; Андрей Головин, ведущий эксперт ООО «Полис Консалтинг».
11 декабря. Конференция городов РФ. Борьба за горожанина: развитие человеческого потенциала
Российские города - административные центры регионов - конкурируют за привлечение населения в российском и международном контексте. Успешные российские города сформировали разные технологии развития человеческого потенциала. Какие целевые показатели должны являться основой формирования программ социально-экономического развития и других законодательных механизмов, определяющих развитие успешных городов? Как можно описать портрет современного российского города, опирающегося в своем развитии на человеческий потенциал горожан? Какие группы горожан являются «драйверами».
Успешное взаимодействие муниципальной и региональной администраций
Город - комплексная система, но инструменты его развития разделены между разными уровнями власти. В сложившейся в России системе управления города рассматриваются как составляющие элементы регионов, но не как самостоятельные субъекты управления. Какие успешные практики взаимодействия муниципальной и региональной администраций в сфере городского развития реализованы в российских городах? Какова система эффективного управления городским развитием с учетом результатов реформы местного самоуправления? Как могут быть реализованы качественные инструменты вовлечения бизнеса и городских сообществ в реализацию проектов городского развития? Как реализовывать крупные и долгосрочные проекты развития города и распределять полномочия? Как в рамках взаимодействия муниципалитета и региона сформировать городскую политику в области градостроительной деятельности и землепользования?
Докладчики:
Иван Курячий, управляющий партнер компании «Новая земля», куратор исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда»; Дмитрий Бадовский*, председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ; Ильсур Метшин, мэр го-
рода Казани; Евгений Ройзман, глава города Екатеринбурга; Ирек Ялалов, глава администрации города Уфы; Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, декан факультета государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ; Андрей Клименко, профессор, руководитель Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ; Николай Миронов, генеральный директор Института приоритетных региональных проектов.
Пленарное заседание «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен»
В 2014 году Московский урбанистический форум расширил свою географию. Руководствуясь стремлением к совершенствованию городской среды и повышению качества жизни горожан, МУФ в партнерстве с Банком Москвы, а также экспертами КБ «Стрелка», Школы управления «Сколково» и НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» провел серию конференций в городах России. Конференции, посвященные самым актуальным темам развития поселений - вопросам градостроительного и стратегического планирования, ЖКХ, благоустройства общественных пространств, вовлечения горожан в вопросы совершенствования их жизненной среды и пр., - прошли в крупных региональных центрах России. Вызвавшие широкий резонанс мероприятия каждый раз собирали первых лиц региональных и муниципальных властей, крупных российских и международных экспертов, а также местных профессионалов и активистов. В итоге Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Владивосток приобщились к самой актуальной повестке городского развития, получили новый импульс для обсуждения и решения насущных проблем, познакомились с мнениями известных урбанистов касательно того, что происходит на международной арене и что целесообразно делать на местах. Помимо конференций, по заказу МУФ было подготовлено исследование «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда». Составив подробную картину ситуации в российских городах - региональных центрах, коллектив исследователей под научным руководством декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александра Высоковского проанализировал инструменты и механизмы развития и привлечения активных групп горожан - главного драйвера современных городов и экономики знаний. Пленарное заседание Конференции городов РФ посвящено обсуждению и подведению итогов всей этой работы: и программы конференций в городах, и исследования, проведенного совместно Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ и компанией «Новая земля». К обсуждению предложены и общие, и конкретные вопросы, связанные с сегодняшним днем российских городов.
На смену инвестициям в бетон должны прийти инвестиции в человека.