15 (303) - 2008
События
х всероссийская банковская конференция «взаимодействие банка развития и коммерческих банков в реализации региональных инвестиционных
программ»
20 марта 2008 г. в столичном Президент-Отеле состоялась х Всероссийская банковская конференция «Взаимодействие Банка развития и коммерческих банков в реализации региональных инвестиционных программ». Конференцию открыл президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
В ходе конференции обсуждались цели деятельности Банка развития и его задачи по стимулированию инвестиционной активности в стране, тенденции и перспективы долгосрочного кредитования, участия коммерческих банков в инвестиционном процессе, проблемы привлечения инвестиций в экономику регионов, новые возможности рефинансирования кредитных организаций, необходимость укрепления ресурсной базы коммерческих банков, проблемы законодательного и нормативного регулирования инвестиционной деятельности кредитных организаций, риски банковской деятельности, а также опыт взаимодействия Банка развития и коммерческих банков в реализации региональных инвестиционных программ.
С приветственным словом на конференции выступил первый заместитель председателя Банка России геннадий меликьян, подчеркнувший актуальность вынесенной на обсуждение темы. «Российская экономика вошла в новый режим развития, — отметил Г. Меликьян. — Если ее пос-лекризисный рост шел за счет нагрузки на старый производственный аппарат, то новый этап развития требует серьезных инвестиций».
В связи с этим ярко выявились и проблемы. Первая из них связана с необходимостью сущес-
твенных вложений в основной капитал — здесь необходим принципиальный рывок, что предъявляет новые требования как к банкам, так и к институтам развития.
Вторая проблема — трансформация структуры инвестиций. После 1998 г. денежная масса и ликвидность росли преимущественно за счет покупки иностранной валюты, чему способствовала и внешнеэкономическая ситуация. Сегодня стоит вопрос о переходе к «вбросу денег через систему рефинансирования». Потребность экономики в длинных ресурсах и должна удовлетворяться прежде всего через институты развития.
Заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Балло рассказал о первых шагах Банка развития в решении вопросов, связанных с реализацией региональных инвестиционных программ, и ближайших планах. «Наблюдательный совет уже утвердил 10 проектов на общую сумму около 100 миллиардов рублей, — сообщил А. Балло. — Завершается комплексная подготовка системы оценки инвестиционных проектов. Банк ждет инициативы от регионов». Кроме того, он сказал, что Банк развития намерен создавать свои представительства в регионах, и первые появятся на Дальнем Востоке и в Южном федеральном округе. «Все, что за Уралом, — отметил А. Балло, — нам очень интересно». Очевидной сферой сотрудничества с коммерческими банками, особенно в регионах, он назвал финансирование малого и среднего бизнеса.
«Мы рассматриваем Банк развития, — подчеркнул Анатолий Балло, — как естественную часть российской банковской системы, хотя и со специфическим статусом».
финансы и кредит
85
Президент Ассоциации «Россия», член Национального банковского совета Анатолий Аксаков в своем докладе подчеркнул, что в ситуации нестабильности мировой финансовой системы наша страна остается одной из наиболее привлекательных в инвестиционном отношении национальных экономик. Несмотря на ужесточение условий для внешних заимствований во второй половине 2007 г., чистый ввоз капитала нефинансовым сектором вышел на рекордный уровень 40,9 млрд долл. США. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем прямых зарубежных инвестиций в минувшем году достиг 27,8 млрд долл. США — вдвое выше показателя 2006 г.
Тем не менее, дефицит инвестиционных ресурсов остается еще значительным. Общая потребность в них на ближайшие 7 лет — около 15,5 трлн руб., причем реализация крупных проектов в промышленности потребует примерно около 9,5 трлн руб. Дефицит капиталовложений характерен, прежде всего, для восточных регионов страны, где темпы роста ВРП заметно отстают от общероссийских.
Диспропорции в развитии регионов во многом отражают действующую модель экономического развития России, опирающуюся на экспортно-сырьевые производства и концентрацию доходов от их деятельности в столичном регионе.
Финансовая поддержка регионов из федерального бюджета позволяет решать лишь неотложные задачи. В этих условиях решающее значение приобретают институты развития. Сейчас действуют 46 Федеральных целевых программ, для которых предусмотрено совместное финансирование. Начал работать Инвестиционный фонд — за 2 года правительственная комиссия одобрила 20 инвестиционных проектов, и 13 из них утверждены. В основном это — создание объектов инфраструктуры. Суммарный объем вложений превышает 1 трлн руб., примерно 30 % из которых будут выделены из средств фонда, остальные — за счет частных инвестиций.
В долгосрочной перспективе банковская система будет играть все более весомую роль в реализации региональных проектов. В 2007 г. прирост кредитов, выданных нефинансовому сектору, составил 51,6 %. На 1 января 2008 г. их объем превысил 9 трлн руб., что равняется 45 % совокупных активов банковской системы.
Тем не менее, масштабы кредитования пока не отвечают потребностям российской экономики и сдерживаются недостаточной капитализацией
большинства банков, дефицитом надежных заемщиков и узостью ресурсной базы. Даже крупнейшие банки не всегда готовы принять на себя риски, сопутствующие реализации капиталоемких проектов, тем более что некоторые из них — низкодоходные.
За год, прошедший со времени создания Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», решены многие организационные и правовые вопросы. Сегодня на первый план вышли проблемы практического характера, в частности порядок и способы взаимодействия нового института развития с коммерческими банками. Как показал проведенный Ассоциацией «Россия» и консалтинговой группой «БФИ» в рамках подготовки конференции опрос, банки в целом готовы участвовать в реализации региональных инвестиционных программ, в том числе через механизмы частно-государственного партнерства. Однако в этом направлении предстоит еще решить немало вопросов, в связи с чем Ассоциация региональных банков России подготовила ряд рекомендаций.
Директор Сводного экономического департамента Банка России Надежда Иванова остановилась в своем выступлении на возможностях рефинансирования, которые расширяют Положения №273-П и №312-П. Так, коммерческий банк может получить средства на срок до 30 дней под залог нерыночных активов — однако лишь после проверки их качества. Под такое же обеспечение отныне можно получить внутридневные кредиты и «овернайт». Очень важно, что теперь рефинансирование осуществляется на основе генерального договора, заключенного коммерческим банком с Банком России.
В перспективе, отметила Н. Иванова, Банк России стремится к унификации инструментов и объединению кредитных портфелей, к созданию «единого пула обеспечения».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов, отметив важность создания Банка развития, обратил внимание участников конференции на ряд не решенных пока проблем. Так, по его мнению, «до сих пор нет четкого фокуса на стратегическую цель». Деятельность Банка развития монопольно контролируется правительством, между тем логичное предложение о включении в состав Наблюдательного совета представителей обеих палат Федерального Собрания не находит поддержки: «правительство дает понять,
86
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
что ему это не нужно, что ему предпочтительны чисто келейные методы работы».
Оценивая положение России в условиях мирового финансового кризиса, Г. Фетисов сказал, что наша страна «попала в зону турбулентности и завязла серьезно». В связи с этим парламентарий выступил с критикой Банка России, назвав существующие нормативы ликвидности «нереально завышенными», так же как и отчисления в ФОР. «Тем самым, — сказал Г. Фетисов, — ЦБ бесплатно стерилизует нефтедолларовую эмиссию и делает это за счет коммерческих организаций, а в конечном счете — российского населения».
Говоря о ресурсной базе, Г. Фетисов назвал ситуацию негативной, «а перспективы — еще хуже». Он считает, что «сформировались все условия для развития локальных кризисов», что грозит «эффектом домино» и усилением асимметрии структуры банковской системы, когда «в пяти крупнейших банках с контролем государства сосредоточена половина банковских активов, а региональные банки безнадежно отстали в развитии».
Фундаментальной проблемой, по словам Г. Фетисова, остается и низкая капитализация банковской системы, особенно региональных банков. Одним из вариантов решения проблемы он назвал включение в новую Стратегию развития банковского сектора комплекса соответствующих мероприятий.
Особое внимание докладчик уделил законодательному регулированию банковской деятельности. По его мнению, система регулирования и нормативно-правовая база здесь плохо стыкуются со структурной перестройкой социально-экономического развития. «Законодательство надо оперативно изменить, чтобы сделать стабильной тенденцией инвестиционные потоки в региональную инфраструктуру..». С этой точки зрения, сказал он, «принятие закона о банке развития — судьбоносное событие». Но его становление займет время,
которое можно ускорить за счет сотрудничества с частными банками, в первую очередь, с многофилиальными и региональными. Г. Фетисов считает, что Банку развития нецелесообразно создавать собственную масштабную региональную сеть, намного эффективнее будет сотрудничество с местными банками.
Первый исполнительный вице-президент РСПП, председатель Совета Ассоциации региональных банков России Александр мурычев назвал основные проблемы, которые нужно решить Банку развития в процессе становления и перехода к активной деятельности. Главной из них А. Мурычев считает малый простор для маневра в принятии решений — этот механизм должен быть более оперативным и прозрачным. Вторая проблема — нехватка качественных проектов, так же как и специалистов, необходимых для их подготовки и оценки. Кроме того, в Наблюдательном совете не представлены не только законодатели, но и бизнес-сообщество, что выглядит, по меньшей мере, алогичным.
Конференция вызвала огромный интерес. В ее работе приняли участие директор Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ А. Л. Саватюгин, первые вице-президенты Ассоциации региональных банков России В. А. Гамза и
A. А. Хандруев, заместитель председателя Правления Российского банка развития Н. В. Мартынова, директор Департамента финансовых институтов Внешэкономбанка А. В. Зеленов, директор Департамента развития и координации инвестиционной деятельности Внешэкономбанка И. Ю. Волков, председатель Правления ОАО «Уралтрансбанк»
B. Г. Заводов, генеральный директор ОАО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» В. П. Ермаков, представитель Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ) в России Р. Вессели, глава Представительства группы KFW в России Д.В. Алгульян и др.
финансы и кредит
87