УДК 510 (075.5)
С.В. Напалков
канд. пед. наук, ассистент, кафедра математического анализа и прикладной информатики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Е.А. Первушкина
канд. пед. наук, доцент, кафедра информатики, теории и методики обучения информатике, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
WEB-КВЕСТ как средство развития ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье описывается современная технология Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования. Также говориться о том, как можно организовать индивидуальную образовательную траекторию учащихся в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.
Ключевые слова: инновации, Web-квест, современные технологии обучения, индивидуальные образовательные траектории, школа, вуз.
S.V. Napalkov, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
E.A. Prvushkina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
WEB QUEST AS DEVELOPMENT TOOL OF INNOVATIVE STRATEGY OF EDUCATION
Abstract. In article the modern Web quest technology as a development tool of innovative strategy of education is described. Also to be spoken how it is possible to organize an individual educational trajectory of pupils in the conditions of transition to Federal State Education Standards.
Keywords: innovations, Web quest, modern technologies of training, individual educational trajectories, school, higher education institution.
Жизнь в сложном, кризисном, быстро изменяющемся мире, порождает новую образовательную реальность, а значит, требует новой стратегии становления личности, новых требований к системе образования и его результатам. Вследствие этого возникает необходимость разработки нового поколения образовательных стандартов.
Ведущий принцип разработки стандартов второго поколения - принцип инновационно-сти. Это обусловлено тем, что впервые: значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) понимается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, прежде всего, российской гражданской идентичности, на обеспечение инновационного, социально ориентированного развития страны, на укрепление российской государственности [8, 9]; стандарт разрабатывается как требования ко всей системе образования, а не к предметному содержанию образования, к образовательному процессу, к ученику или учителю; школьный стандарт будет представлять собой не подробный перечень тем и дидактических единиц по каждому предмету, а систему требований к тому, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать учащиеся и какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов; школьный стандарт создаёт основу для непрерывного образования - развитие способности учиться на протяжении всей жизни путём формирования универсальных учебных действий; стандарт предусматривает эффективные меры по
разгрузке учащихся за счёт сокращения аудиторной нагрузки в условиях развития компетентно-стного обучения, проектной и исследовательской деятельности учащихся и др.
Методологической основой для такого преобразования является дальнейшее развитие и расширение деятельностного подхода в области содержания образования, что соответствует мировым тенденциям в развитии образования.
Таким образом, ФГОС является инструментом обеспечения равных возможностей получения качественного образования; вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений участниками образовательного процесса: учениками и педагогами.
Индивидуальную образовательную траекторию можно организовать, например, с использованием новых цифровых образовательных ресурсов, таких как Web-квесты, как средства развития инновационной стратегии образования. Web-квест технологии расширяют возможности для повышения эффективности образовательного процесса по всем школьным предметам, в частности по математике, поскольку используют различные формы предоставления математической информации с применением электронных средств учебного назначения [4].
Технология Web-квест была разработали в 1995 году профессорами государственного университета Сан Диего Берни Доджем и Томом Марчем. В скором времени она стала известна и усовершенствована в Швейцарии. В последнее время внимание исследователей приковано к педагогическим возможностям образовательных Web-квестов [1, 2, 3, 7]. В настоящее время в связи с расширением сферы применения Web-квест технологий уточняется сущность данной категории, появляются различные типологии Web-квестов, рассматриваются их структуры и функциональные возможности. Само название Web-квест происходит от двух составляющих: веб - (от англ. Web - паутина) - это Всемирная Система, которая предоставляет доступ к связанным между собой документам, находящимся на разных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирная паутина состоит из миллионов Web-серверов, которые расположены по всему миру. Web-сервер - это программа, которую используют для передачи данных на подключенных к сети компьютерах; и квест (от англ. Quest - поиск, приключение) в современной педагогической литературе [3, с. 31] трактуется как поиск, исследование; обозначает выполнение заданий с элементами ролевой игры при использовании информационных ресурсов: «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации в Сети по указанным адресам».
Существует ряд определений Web-квестов: созданные преподавателем или учащимися сценарии проектной деятельности по различным актуальным (интересным для обсуждения, острым, проблемным) темам при использовании многочисленных информационных ресурсов; организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности с использованием возможностей Интернета; организованная специальным образом Web-страница; инновационный способ организации самостоятельной работы учащихся; разработанный самостоятельно на основе дидактической структуры ресурсов Интернета и предложенный для выполнения; дидактическая модель осмысления, толкования рациональной работы с персональным компьютером и информационными ресурсами Интернет, служащая в качестве способа активизации учебной деятельности [3, с. 31].
Однако в школьной практике Web-квесты находят применение и в сфере математического образования [3, 5, 6]. При достаточно простом способе включения в учебный процесс, не требующем особых технических знаний, они могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать, навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (учебного курса, учебной темы, учебного вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории. Они способствуют также выбору образовательной стратегии в
зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности, возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, исторической или кор-рекционно-аналитической деятельности, а также повышению познавательной активности учащихся, их мотивации к изучению математики [3].
Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что сегодня в образовательной сфере де-факто имеются реальные предпосылки социально-личностного, дидактико-методического и технологического характера для активного задействования Web-квест технологий в образовательном процессе по математике с целью развития инновационной стратегии образования в школе в условиях перехода на ФГОС.
Список литературы:
1. Воронова, Е.Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе / Е.Н. Воронова // Перспективы науки и образования. - Воронеж, 2014. - № 1 (7). - С. 189-194.
2. Муравьева, Н.Г. Опыт формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - Тюмень, 2013. - № 9. - С. 82-92.
3. Напалков, С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Напалков; Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2013. - 166 с.
4. Напалков, С.В. Об общей структуре и содержательной специфике тематического образовательного Weв-квеста по математике / С.В. Напалков, М.И. Зайкин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - ЫКЬ: http://www.science-education.ru/111-10511 (дата обращения: 28.10.2013).
5. Первушкина, Е.А. Модель развития геометрической креативности школьников при обучении математике в 5-6 классах с использованием информационных технологий / Е.А. Первушкина // Школа будущего. - М., 2011. - № 6. - С. 58-64.
6. Пономарева, Е.И. Развитие креативности школьников при обучении математике в 56 классах с использованием интерактивных геометрических сред // Е.И. Пономарева, Е.А. Первушкина // Перспективы науки. - Тамбов, 2011. - № 16. - С. 27-34.
7. Уразова, М.Б. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей посредством применения веб-квест технологии / М.Б. Уразова, Н.Т. Хамидова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - М., 2013. - № 4. -С. 27-33.
8. Кузина, И.В. Медиаобразование в условиях реализации ФГОС / И.В. Кузина, В.Ф. Ми-ронычева // Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 108-112.
9. Касаткина, Е.С. Мультипликационный фильм как средство патриотического воспитания школьников //Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 5-6. - С. 11.