Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (2), с. 147-151
УДК 510 (075.5)
ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WEB-КВЕСТА ПО МАТЕМАТИКЕ
© 2013 г. С.В. Напалков
Арзамасский филиал Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 12.06.2013
Описывается один из подходов к определению основных составляющих тематического образовательного Web-квеста, их содержательного наполнения и особенностей использования в обучении математике.
Ключевые слова: математическое образование, современные технологии обучения, информацион-
ный контент, тематический Web-квест.
На современном этапе развития российского общества система педагогического образования претерпевает серьезные изменения. ФГОС последнего поколения диктуют новые требования к деятельности образовательных учреждений. Решающую роль при этом начинают играть средства информационно -коммуникационных технологий, электронные образовательные ресурсы, и в частности всевозможные интернет-технологии.
Активное внедрение в учебный процесс интернет-технологий влечет изменение образовательных целей, которые становятся направленными на формирование и развитие способностей школьников к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Учебный процесс предполагает внедрение современных форм работы и предусматривает новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, самостоятельно и творчески работающего над решением учебной задачи, широко использующего образовательные возможности компьютерных и интернет-технологий для получения необходимой информации [1].
Одна из таких возможностей связана с использованием Web-квестов образовательного назначения.
Напомним, что Web-технология была изобретена в начале 90-х годов прошлого века и нашла широкое применение в сфере информационного обмена. Основой Web-технологии является гипертекстовая информационная система типа «клиент-сервер». Web-технологии расширяют возможности для повышения эффективности образовательного процесса по ма-
тематике посредством предоставления разнообразной информации с использованием гиперссылок, систем поиска и т.п. [2].
Необходимо учитывать, что интернет-технологии являются достаточно гибкими и вариативными сами по себе. Поэтому работа с ними позволяет учитывать специфику состава класса, наличие в нём тех или иных типологических групп учащихся, а следовательно, осуществлять дифференцированный или индивидуальный подход к школьникам, использовать групповые формы обучения. По мнению профессора М.И. Зайкина, обобщающее-системати-зирующая работа, построенная с использованием информационно-коммуникационных технологий, «может послужить основой деятельности по уточнению и упрочению знаний одними учащимися класса, по упрочению знаний и расширению области их применения - другими, по углублению знаний - третьими» [3, с. 40].
Именно на этапах обобщения и систематизации знаний приобретает особо важное значение такое качество образовательных Web-квестов, как многофункциональность, благодаря чему знания учащихся могут быть приведены в целостную систему. Не менее важно и то, что с их помощью можно решать ещё одну весьма важную педагогическую задачу - систематически развивать познавательную самостоятельность школьников.
Среди множества образовательных Web-квестов по математике, способствующих развитию познавательной самостоятельности школьников и решению задач заключительного этапа изучения учебной темы, ниже будет обсуждаться один - тематический.
Под тематическим образовательным №геЪ-квестом будем понимать такой Web-квест, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами заключительного этапа её изучения, и предполагает выполнение заданий, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.
Информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике может быть постоянным, а может и регулярно пополняться. Основные составляющие информационного контента ориентированы главным образом на школьника, который увлекается математикой или стремится к самообразованию и совершенствованию своих умений и навыков.
Возможны различные подходы к определению информационного контента тематического образовательного Web-квеста, каждая составляющая которого должна соответствовать изученному содержанию и включать задания на развитие познавательной самостоятельности школьников.
Ниже будет представлен подход, основанный на учёте специфики содержания учебной темы, целей и задач заключительного этапа её изучения, а также накопленного практикой опыта лучших учителей математики.
В самом первом приближении учебный материал можно подразделить на теоретический (включающий формулировки определений понятий, теорем, правил выполнения математических действий и т.д.) и практический (включающий упражнения на усвоение теоретического материала, отработку навыков решения задач, формирование навыков и умений, а также типовые задачи, овладение умением решать которые является обязательным для каждого ученика).
На заключительных этапах работы с учебной темой важно весь учебный материал собрать воедино, привести в систему и на этой основе обогатить его другими определениями, доказательствами, обобщением изученных утверждений и т.п. Значит, логично выделить в информационном контенте тематического образовательного Web-квеста по математике отдел <Теория>.
При изучении учебной темы важную роль играют задачи практического содержания, которые используются авторами школьных учебников и учителями математики с различными образовательными целями: с целью мотивации учащихся к изучению нового учебного материала, с целью закрепления полученных знаний, с целью приобщения детей к использованию знаний на практике и т.п.
Однако при этом учитель ограничен временными рамками в использовании таких задач. На заключительных этапах изучения учебной темы эта работа должна быть продолжена и реализована на более высоком уровне. В познавательных целях учащимся важно узнать как можно больше возможностей применения изученного материала, поэтому в информационном контенте тематического образовательного Web-квеста, предназначенного для развития познавательной самостоятельности школьников, целесообразно выделять отдел <Приложения>.
Анализируя специфику содержания учебного материала школьных учебников и учебных пособий по математике, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации, можно выделить в нём теоретический материал, задачный материал, всевозможный справочный и исторический материал.
Ясно, что не все положения можно обосновать теоретически или вывести их из существующей теории. Многие интересные вопросы остаются за рамками программного материала, их не всегда целесообразно включать и в задач-ный материал, обязательный для всех школьников. Дополнительно изученный учебный материал может послужить основой для выполнения учащимся небольших исследований. Так, в учебнике алгебры для 8 класса (под редакцией Г.В. Дорофеева) приводятся задачи-исследования [4], позволяющие школьникам изучать дополнительные проблемы.
Приобретенные школьниками знания по изученной теме дают возможность проводить различного рода учебные исследования, связанные с углублением или расширением изученного материала, построением локальных теорий, созданием развивающихся цепочек взаимосвязанных задач и т.п. (см., например: [5; 6; 7; 8]).
Всё это говорит о том, что в информационном контенте тематического образовательного Web-квеста по математике целесообразно выделять в особый отдел <Проблемы>.
В целях повышения интереса учащихся к математике и развития их познавательной самостоятельности авторы школьных учебников и учителя математики традиционно используют исторические сведения о возникновении изучаемых понятий, открытии тех или иных математических фактов, изобретении математического аппарата, введении новых знаков, символов и т.п., а также биографические сведения об учё-ных-математиках, совершивших великие открытия или внёсших существенное усовершенствование в имеющиеся теории.
Рис. 1. Логика наполнения информационного контента тематического образовательного Web-квеста по математике
Отсюда вполне логично включение исторических сведений в информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике в виде самостоятельного отдела -<Архивы>.
Многие опытные учителя математики свидетельствуют о том, что важным аспектом методической деятельности является систематически поставленная работа с ошибками школьников. На заключительных этапах изучения учебной темы этот аспект неизменно присутствует. В методической литературе по математике ([9; 10; 11; 12; 13] и др.) работе с ошибками школьников также уделяется пристальное внимание. Освещаются различные подходы к типологизации ошибок (М.И. Зайкин, В.А. Колосова, Г.Н. Скобелев, З.И. Слепкань и др.), анализируются возможные причины возникновения математических ошибок школьников (А.К. Артемов, Я.И. Груденов, В.М. Брадис, Я.С. Дубнов и др.), разрабатываются подходы к построению систем упражнений на предупреждение ошибок (В.А. Колосова и др.), описываются приемы активизации познавательной деятельности при работе с ошибками (М. Векслер, М.А. Тарасенкова и др.), характеризуются возможные направления методической работы с математическими ошибками школьников (А. Пардала, Э. Свобода, А. Чо-шанов и др.).
Систематическая работа по выявлению и устранению математических ошибок школьников - одно из необходимых условий повышения качества обучения. Учитель должен использо-
вать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля качества знаний учащихся, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося ([14; 15; 16; 17; 18] и др.). Эта работа позволяет обратить внимание школьников на возможные затруднения при выполнении заданий самостоятельных и контрольных работ, итоговой аттестации и даже единого государственного экзамена.
Отсюда вполне логично включение в информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике такого важного отдела как <Ошибки>.
Итак, анализ особенностей содержания учебного материала школьных учебников, целей и задач обобщающее-систематизирующего этапа изучения учебной темы и опыта учителей математики позволил выделить основные компоненты, которые целесообразно включать в информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике для развития познавательной самостоятельности школьников (см. рис. 1).
Каждый из компонентов информационного контента тематического образовательного Web-квеста по математике может быть соотнесён с той или иной областью ролевого самоопределения ученика (сферой его познавательных интересов, приоритетностью видов его деятельности): «Историк», «Теоретик», «Практик», «Исследователь», «Ошибковед» (см. рис. 2).
Наиболее важной частью тематического образовательного Web-квеста по математике яв-
Рис. 2. Логическая структура тематического образовательного Web-квеста по математике
ляются познавательные задания, обеспечивающие достижение целей обобщающе-система-тизирующей работы и развития познавательной самостоятельности школьников. Хорошо подобранные задания должны быть выполнимыми и увлекательными, побуждать учащихся мыслить и самосовершенствоваться.
Следует заметить, что использование тематических образовательных Web-квестов по математике позволяет учитывать познавательные запросы различных групп учащихся, рассматривать изученный материал в том аспекте, который наиболее тесно связан со сферой их интересов.
Статья подготовлена по результатам научных исследований в рамках Федерального задания Минобрнауки России, регистрационный номер 6.5267.2011 «Структурно-семантический и функциональный анализ задачных конструкций, используемых в обучении математике».
Список литературы
1. Напалков С.В. Электронные образовательные тренажёры по математике как эффективное средство развития познавательной активности сельских школьников // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 98-101.
2. Катержина С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: Дис. ... канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2010. 174 с.
3. Технология обучения в классах с малой напол-
няемостью сельских школ: из опыта работы учителей Нижегородской области: Сборник методических
статей / Сост. и науч. ред. М.И. Зайкин. Арзамас-Н. Новгород: АГПИ, 1995. 85 с.
4. Математика: алгебра. Функции. Анализ данных: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева. М.: Просвещение, 2005. 256 с.
5. Зайкин М.И. Когда решать задачи интересно // Математика в школе. 2009. № 4. С. 3-11.
6. Зайкин М.И., Романова Т.В. О признаках делимости на 9, 99, 999, ... 999...9 (или о том, как организовать математическую деятельность по их открытию и доказательству) // Математика в школе. 2013. № 4. С. 47-53.
7. Зайкин М.И. О приобщении школьников к математическому творчеству // Школьные технологии. 2012. № 5. С. 46-59.
8. Зайкин М.И. , Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. 2004. № 2. С. 7-10.
9. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
10. Зайкин М.И., Колосова В.А. Провоцирующие задачи // Математика в школе. 1997. № 6. С. 32-36.
11. Зайкин М.И., Колосова В.А. Основы методической работы с математическими ошибками школьников. Арзамас: Изд-во АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. 132 с.
12. Зайкин М.И., Колосова В.А. Учимся на чужих ошибках: Тетрадь с развивающими заданиями по математике: Учебное пособие для 5-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 1998. 52 с.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
14. Рурукин А.Н. Поурочные разработки по алгебре: 7 класс. М.: ВАКО, 2010. 256 с.
15. Поурочные разработки по геометрии. 10 класс / Сост. В.А. Яровенко. М.: ВАКО, 2006. 304 с.
16. Поурочные разработки по математике: 6 класс. М.: ВАКО, 2009, 544 с.
17. Изучение алгебры и начал анализа в 1011 классах. Кн. для учителя / Н.Е. Федорова,
М.В. Ткачева. 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. 205 с.
18. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы / Авт.-сост. О.В. Бощенко. Волгоград: Учитель, 2007. 68 с.
ABOUT ONE APPROACH TO DEFINITION OF THE MAIN COMPONENTS OF INFORMATION CONTENT OF THE THEMATIC EDUCATIONAL WEB QUEST ON MATHEMATICS
S. V. Napalkov
The paper describes one approach to the definition of the main components of a thematic educational Web-quest, their substantive content and some features of their use in the teaching of mathematics.
Keywords: mathematical education, modern teaching technologies, information content, thematic Web quest.