Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Александра Александровна

Введение. Многие выпускники не готовы к выполнению своей профессиональной деятельности, но эта неготовность не измеряется количеством знаний, умений, навыков. Зачастую выпускники психологически не готовы к выполнению своей профессиональной деятельности. В данной статье сделано предположение, что психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности взаимосвязана с учебной активностью. Подтверждение этой гипотезы открывает новые перспективы в подготовке будущих специалистов. Объект исследования - студенты третьего и четвертого курса, обучающиеся по направлению 37.03.01 Психология; предмет исследования - учебная активность и психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2020 г. Выборка составила 43 человека, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология. Были проведены следующие методики: опросник учебной активности (А.А. Волочков); тест «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (М. Замфир); тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (Т.Д. Дубовицкая). Также было проведено анкетирование по выявлению психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Результаты исследования. В ходе исследования студенты были разделены на три группы по уровню активности. Далее по группам были проанализированы результаты анкеты. Потом был проведен корреляционный анализ между показателями активности и готовности к выполнению профессиональной деятельности. Обсуждение и выводы. В ходе проведенного исследования было выявлено, что учебная активность взаимосвязана с показателями, характеризующими психологическую готовность к выполнению профессиональной деятельности. Также при анализе результатов анкеты было выявлено, что студенты с более высокой учебной активностью отличаются большей осознанностью в отношении профессии, готовы выполнять свои будущие профессиональные обязанности. На основании проведенного исследования были сформулированы рекомендации по психологической подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидорова Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN EDUCATIONAL ACTIVITY AND PSYCHOLOGICAL READINESS TO PERFORM PROFESSIONAL ACTIVITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Introduction. Many graduates are not ready to perform their professional activities, but this lack of readiness is not measured in an insufficient amount of knowledge, skills, and skills. Often, graduates are not psychologically ready to perform their professional activities. This article suggests that psychological readiness to perform professional activities is interrelated with educational activity. Confirmation of this hypothesis opens up new prospects in the training of future specialists. The object of the study - third and fourth year students studying in the direction of 37.03.01 Psychology; the subject of the study-educational activity and psychological readiness to perform professional activities. Materials and methods. The study was conducted in 2020. The sample consisted of 43 people studying in the direction of 37.03.01 Psychology. The following methods were carried out: the questionnaire of educational activity (A. A. Volochkov); the test "Diagnostics of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere" (O.F. Potemkina); the method "Structure of motivation of labor activity" (M. Zamfir); the test questionnaire for determining the level of professional orientation (T. D. Dubovitskaya). A questionnaire was also conducted to identify psychological readiness to perform professional activities. Results. In the course of the study, students were divided into three groups according to their activity level. Further, the results of the questionnaire were analyzed in groups. Then a correlation analysis was carried out between the indicators of activity and readiness to perform professional activities. Discussion and conclusions. The study revealed that learning activity is interrelated with indicators that characterize psychological readiness to perform professional activities. Also, when analyzing the results of the questionnaire, it was revealed that students with higher academic activity are more aware of the profession, are ready to fulfill their future professional duties. Based on the research, recommendations were formulated for the psychological training of students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

Статья / Article

УДК / UDC 37.015.3-057.875 DOI 10.35231/18186653_2021_2_53

Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов-психологов

А. А. Сидорова

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Многие выпускники не готовы к выполнению своей профессиональной деятельности, но эта неготовность не измеряется количеством знаний, умений, навыков. Зачастую выпускники психологически не готовы к выполнению своей профессиональной деятельности. В данной статье сделано предположение, что психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности взаимосвязана с учебной активностью. Подтверждение этой гипотезы открывает новые перспективы в подготовке будущих специалистов. Объект исследования - студенты третьего и четвертого курса, обучающиеся по направлению 37.03.01 Психология; предмет исследования - учебная активность и психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Исследование проводилось в 2020 г. Выборка составила 43 человека, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология. Были проведены следующие методики: опросник учебной активности (А.А. Волочков); тест «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (М. Замфир); тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (Т.Д. Дубовицкая). Также было проведено анкетирование по выявлению психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности.

Результаты исследования. В ходе исследования студенты были разделены на три группы по уровню активности. Далее по группам были проанализированы результаты анкеты. Потом был проведен корреляционный анализ между показателями активности и готовности к выполнению профессиональной деятельности.

Обсуждение и выводы. В ходе проведенного исследования было выявлено, что учебная активность взаимосвязана с показателями, характеризующими психологическую готовность к выполнению профессиональной деятельности. Также при анализе результатов анкеты было выявлено, что студенты с более высокой учебной активностью отличаются большей осознанностью в отношении профессии, готовы выполнять свои будущие профессиональные обязанности. На основании проведенного исследования были сформулированы рекомендации по психологической подготовке студентов.

© Сидорова А.А., 2021

Ключевые слова: учебная активность, психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности, мотивация.

Для цитирования: Сидорова А. А. Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов-психологов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 53-66. DOI 10.35231/18186653_2021_2_53

The relationship between educational activity and psychological readiness to perform professional activities

of psychology students

Alexandra A. Sidorova

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. Many graduates are not ready to perform their professional activities, but this lack of readiness is not measured in an insufficient amount of knowledge, skills, and skills. Often, graduates are not psychologically ready to perform their professional activities. This article suggests that psychological readiness to perform professional activities is interrelated with educational activity. Confirmation of this hypothesis opens up new prospects in the training of future specialists. The object of the study - third and fourth year students studying in the direction of 37.03.01 Psychology; the subject of the study-educational activity and psychological readiness to perform professional activities.

Materials and methods. The study was conducted in 2020. The sample consisted of 43 people studying in the direction of 37.03.01 Psychology. The following methods were carried out: the questionnaire of educational activity (A. A. Volochkov); the test "Diagnostics of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere" (O.F. Po-temkina); the method "Structure of motivation of labor activity" (M. Zamfir); the test questionnaire for determining the level of professional orientation (T. D. Dubovitskaya). A questionnaire was also conducted to identify psychological readiness to perform professional activities.

Results. In the course of the study, students were divided into three groups according to their activity level. Further, the results of the questionnaire were analyzed in groups. Then a correlation analysis was carried out between the indicators of activity and readiness to perform professional activities.

Discussion and conclusions. The study revealed that learning activity is interrelated with indicators that characterize psychological readiness to perform professional activities. Also, when analyzing the results of the questionnaire, it was revealed that students with higher academic activity are more aware of the profession, are ready to fulfill their future professional duties. Based on the research, recommendations were formulated for the psychological training of students.

Key words: educational activity, psychological readiness to perform professional activities, motivation.

For citation: Sidorova, A. A. (2021) Vzaimosvyaz' uchebnoj aktivnosti i psiholog-icheskoj gotovnosti k vypolneniyu professional'noj deyatel'nosti studentov-psihologov [The relationship between educational activity and psychological readiness to perform professional activities of psychology students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 53-66. DOI 10.35231/18186653_2021_2_53 (In Russian).

Введение

В современном мире все больше ощущается потребность в высококвалифицированных специалистах, постоянно возрастают требования к их подготовке, но вместе с тем многие выпускники не идут работать по специальности, не готовы проявлять активности в своей профессиональной деятельности. Последние исследования, проведенные сервисом «Работа.ру» и порталом «Рамблер», указывают на то, что две трети выпускников не работают по своей специальности. Выпускники связывают это с тем, что не удается найти работу по специальности, либо то что им предлагают, имеет низкий уровень оплаты.

Очень часто отказ от работы по специальности связан с тем, что выпускники не чувствуют себя готовыми к деятельности, к которой, казалось бы, вчерашний студент готовился долгие годы. Соответственно, им сложно найти работу, соответствующую своей квалификации, так как они не могут адекватно оценить свой уровень профессиональной подготовки и не могут понять, на какой уровень оплаты труда они могут рассчитывать.

Многие старшекурсники со страхом ожидают выпуска, потому что не считают себя готовыми к работе по специальности, а с переходом системы высшего образования на многоуровневое, все чаще стали появляться ситуации, когда выпускник бакалавриата кардинально меняет свою специальность в магистратуре. Но удастся ли таким образом подготовить профессионала?

Скорее всего, подготовка студентов должна включать не только освоение знаний, умений и навыков, но и формирование и развитие у них психологической готовности к деятельности. Но на что опираться в развитии психологической готовности к профессиональной деятельности?

Любая деятельность, в том числе учебная, учебно-профессиональная и профессиональная, невозможны без проявления активности. Тогда

можно предположить, что развитие активности может способствовать и формированию психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности.

Исходя из актуальности заявленной темы, в рамках выпускной квалификационной работы (Сидорова А.А., Контанистова Е.А.) было проведено исследование, целью которого являлось изучение взаимосвязи учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Данное исследование проводилось на примере студентов психологического факультета. Объектом исследования выступили студенты третьего и четвертого курса, обучающиеся по направлению 37.03.01 Психология, предметом исследования - учебная активность и психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что существуют значимые взаимосвязи между учебной активностью и психологической готовностью к выполнению профессиональной деятельности.

Обзор литературы

Понятие «активность» является одним из основных в науке, но и вместе с тем, настолько широким, что сложно дать однозначное определение.

Активность можно определить как свойство, определяющее универсальный способ, форму и меру природно-социального взаимодействия, в ходе которого человек развивается и проявляется преимущественно как их субъект (прежде всего, в плане преобразования внутренней детерминации над внешней) [2].

А.Ф. Лазурский указывал на то, что активность можно понимать через отношение, в частности как отношение к окружающему миру, которое, в свою очередь, есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и, соответственно, мера воздействия на среду [4].

Наверное, основная проблема в изучении активности - это соотнесение активности и деятельности. Данный вопрос был рассмотрен в трудах А.Н. Леонтьева, где автор указал, что активность может быть отнесена к внутренним предпосылкам самодвижения деятельности, определяемых не только структурой предметной деятельности, но и самим ее субъектом.

С.Л. Рубинштейн видел в активности некоего посредника между деятельностью личности и требованиями общества, характеристику взаимодействия систем или явлений, развивающую их способность к саморазвитию. Таким образом, деятельность рассматривается лишь как одно из проявлений активности человека. Вместе с тем зачастую одни и те же авторы могут использовать одно понятие, выходящее из другого, меняя их объем [7].

Таким образом, активность - довольно широкое понятие, благодаря активности мы живем, взаимодействуем с окружающим нас миром. Активность целесообразно рассматривать в рамках деятельности, ведь именно через деятельность осуществляется взаимодействие с окружающим миром. К тому же, именно рассмотрение активности в деятельности позволяет обосновать и проанализировать взаимосвязи активности и психологической готовности к деятельности.

Разбираясь в понятии «психологическая готовность», можно привести точку зрения В.Д. Шадрикова, который определял психологическую готовность как особое интегральное предрабочее состояние, обеспечивающее при переходе к работе или при изменении ее условий оптимальный уровень выполнения деятельности1.

По мнению Н.Д. Левитова, готовность - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, отражающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности2.

Д.Н. Узнадзе рассматривал психологическую готовность через установки и почти приравнивал эти понятия [8].

К.К. Платонов считал, что психологическую готовность необходимо рассматривать в нескольких аспектах:

1) профессиональная готовность - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности, и стремящейся ее выполнять;

1 Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. М.: Логос, 1996.

2 Левитов Н.Д. О психических состояниях человека: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1964.

2) профессиональная готовность - оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности;

3) готовность к труду - сложное образование, включающее две структуры: операциональную (система знаний и умений) и личностную (установки, направленность на труд, мотивы и интерес к нему, привычки и отношения, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества) компоненты1.

А.А. Деркач определял готовность к профессиональной деятельности как целостное проявление всех сторон личности, в особенности выделялись познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты2.

Ф.Е. Василюк определил психологическую готовность к выполнению профессиональной деятельности как состояние, когда индивид способен осознать свои цели, оценить условия выполнения своих целей; а также осознание личностной и профессиональной значимости приобретенных знаний, умений и навыков, включающей также в себя профессиональную предрасположенность (пригодность), которые определяются биологическими, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями человека [1].

Е.Ю. Райкова выделяет следующие компоненты психологической готовности: 1) профессиональный (можно определить через эмоционально-волевую направленность); 2) творческий (можно определить, как неосознаваемую уверенность в своих способностях); 3) личностный (включает в себя содержание и направленность системы смысложизнен-ных ценностей, т. е. совокупность психологических и социальных свойств человека как субъекта деятельности) [3].

Л.М. Попов, И.М. Пучкова, П.Н. Устин указывали на то, что психологическую готовность к профессиональной деятельности можно определить как целостное образование, включающее интерес к деятельности, потребность в достижении результата (мотивационные характеристики личности); понимание функциональных обязанностей, задачи профессиональной деятельности, оценку ее значимости для достижения цели деятельности (познавательные характеристики личности); чувство

1 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1984.

2 Деркач А.А. Кузнецов Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма: учеб. пособие. М., 1993.

профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, самоконтроль, сосредоточенность на выполнении задачи (эмоционально-волевые характеристики). Авторы предложили следующую структуру психологической готовности к профессиональной деятельности: профессиональная «Я-концепция»; мотивация; личностные свойства и качества; деятельностно-значимые свойства и качества [5].

Можно утверждать, что психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности, с одной стороны, является психологической особенностью личности, а с другой, выступает как ступень в профессионализации личности. Вместе с тем готовность можно рассматривать и как составляющую профессионализма, по сути, его первую ступень [6].

Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой сложное образование, которое обеспечивает оптимальное предстартовое состояние, является результатом профессиональной подготовки.

Проведя теоретический анализ проблемы, можно предположить, что в структуру психологической готовности к профессиональной деятельности входят знания, умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности; направленность и мотивация; развитые профессионально важные качества.

Материалы и методы

В 2020 г. было проведено исследование по выявлению взаимосвязи активности и психологической готовности к профессиональной деятельности студентов третьего и четвертого курса, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология. Выборка составила 43 человека в возрасте от 19 до 24 лет.

Для выявления активности студентов был применен опросник учебной активности (А.А. Волочков). Данная методика позволяет определить самооценку учебной активности, а также самооценку учебной мотивации; обучаемости студента; контроль действий при реализации учебной деятельности, настойчивость; контроль действий при фрустрации в ходе учебной деятельности; исполнительной динамики в ходе учебной деятельности, темп, интенсивность учебной работы; динамику видоизменения учебной деятельности, творческую, авторскую динамику.

Для выявления компонентов, обусловливающих психологическую готовность к выполнению профессиональной деятельности, были проведены следующие методики: тест «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (М. Замфир); тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (Т.Д. Дубовицкая).

Тест «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» позволяет выявить значимость таких установок как «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги».

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» включает диагностику трех компонентов: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию и внешнюю отрицательную мотивацию. Наиболее благоприятной структурой мотивации считается такая, в которой превалирует внутренняя мотивация, а наименьшую значимость приобретает внешняя отрицательная мотивация.

Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности позволяет определить уровень профессиональной направленности студентов, проявляющийся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней.

Также была проведена анкета по выявлению психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности, в которую включались вопросы, связанные с мотивом выбора профессии, ожидания в отношении профессии, самооценкой своих знаний, представлениями о своем будущем, самооценкой своей психологической готовности к профессиональной деятельности и учебной активности.

Студенты были разделены по уровню учебной активности на обучающихся с высоким (7 чел.), средним (31 чел.), низким уровнем активности (5 чел.). В первую очередь осуществлялся анализ результатов анкеты вышеупомянутых групп. Далее был проведен корреляционный анализ по всей выборке, рассматривались достоверные взаимосвязи показателей учебной активности с остальными показателями, анализируемыми в исследовании. В заключение были сформированы основные выводы и рекомендации.

Результаты исследования

Вначале были проанализированы результаты анкетирования студентов с разным уровнем учебной активности.

Было выявлено, что респонденты с высоким, средним и низким уровнем учебной активности предпочитают интересную и разнообразную работу. Испытуемых с низким уровнем учебной активности не интересует, насколько хорошим будет социальное обеспечение в рамках будущей профессии. Также для них совершенно неважно, насколько хорошими будут условия труда, и насколько престижной будет работа. Респонденты с высокой учебной активностью предпочитают в работе карьерный рост и самостоятельное принятие решений, профессия для них позволяет выбрать различные способы решения трудных задач. Они хотят принести пользу обществу, в отличие от респондентов с низким уровнем учебной активности. Для респондентов с низкой учебной активностью работа по профессии психолог, кажется совсем неперспективной, в отличие от испытуемых с высокой учебной активностью. Также было выявлено, что респонденты с высоким уровнем учебной активности готовы применять знания на практике, а респонденты с низким уровнем учебной активности не готовы применить свои знания. Более того, студенты третьего и четвертого курса с низким уровнем учебной активности еще не готовы устраиваться на работу по специальности. Респонденты с высоким уровнем учебной активности хотят найти работу по специальности и стать хорошим специалистом. Также они в будущем хотят самореализоваться как специалисты. Все три группы испытуемых хотят профессионального становления, но респонденты с низким уровнем учебной активности не хотят посвящать всю жизнь выбранной специальности. Также, проанализировав результаты анкеты, можно предположить, что испытуемые с низким уровнем учебной активности оценивают свою психологическую готовность на низком уровне, испытуемые со средним уровнем учебной активности - на среднем уровне, а респонденты с высоким уровнем оценивают свою психологическую готовность к выполнению профессиональной деятельности на высоком уровне.

Таким образом, на основании анализа результатов анкеты видно, что студенты с высокой учебной активностью демонстрируют большую психологическую готовность к выполнению будущей профессиональной деятельности.

В дальнейшем был проведен корреляционный анализ данных с целью выявления взаимосвязей между активностью и компонентами психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности (рис. 1). В ходе анализа данных были выявлены значимые корреляционные связи значений показателей уровня активности студентов-психологов, с ориентацией на результат (r=0,458 при p<0,05), самооценкой обучаемости (способности к обучению) (r=0,407 при p<0,05), способности действовать в условиях неудачи (r=0,743 при p<0,05), учебной мотивации (r=0,745 при p<0,05), контролем за действиями при реализации учебной деятельности (r=0,312 при p<0,05), уровнем исполнительной динамики учебной деятельности (r=0,713 при p<0,05). Также была выявлена значимая обратная взаимосвязь между уровнем учебной активности и внешней отрицательной мотивацией (r = -0,363 при p<0,01).

Примечания:

_ прямая корреляция (р<0,05)

= = = обратная корреляция (р<0,01)

ОБМ - самооценка обучаемости

КДН - сохранение способности действовать при неудачах УМ - учебная мотивация

КДР - контроль за действием при реализации учебной деятельности ДИНИСП - уровень исполнительской динамики учебной деятельности ВОП - внешняя отрицательная мотивация

Рисунок. Взаимосвязь уровня учебной активности и показателей, характеризующих готовность к профессиональной деятельности

Таким образом, проанализировав выявленные корреляционные взаимосвязи, можно предположить, что обучающиеся с высоким уровнем активности в большей степени ориентированы на результат. Вполне возможно, развитие активности будет приводить к развитию ориентации на результат, либо развитие у обучающихся ориентации на результат будет развивать активность. Также учебная активность взаимосвязана с самооценкой обучаемости, т. е. способностью к обучению. Необходимо отметить, что в современном мире способность к обучению приобретает особое значение не только в отношении непосредственного периода обучения (школа, вуз), но и всего жизненного пути, ведь современный человек обучается всю жизнь. Указанная взаимосвязь показывает, что, чем выше учебная активность, тем выше способность к обучению. Конечно, характерно и обратное. Высока взаимосвязь между учебной активностью и способностью действовать в условиях неудачи, что также указывает на то, что, возможно, активность обусловливает способность действовать даже в ситуациях, связанных с неудачей. Была выявлена высокая взаимосвязь между активностью и учебной мотивацией, что в очередной раз указывает на то, что активность и мотивация тесно взаимосвязаны с деятельностью. Также была выявлена взаимосвязь между активностью и контролем за действиями при реализации учебной деятельности.

Кроме того, была выявлена обратная взаимосвязь между уровнем учебной активности и внешней отрицательной мотивацией, что указывает на то, что чем выше активность, тем ниже влияние внешней отрицательной мотивации на деятельность, хотя возможна и обратная закономерность: чем выше внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности, тем ниже активность.

Обсуждение и выводы

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Студенты с высокой учебной активностью отличаются более позитивным восприятием своей будущей профессии, более четким пониманием своих перспектив, они уверенны в своих знаниях, способностях и готовы к устройству на работу по специальности.

При проведении корреляционного анализа были выявлены достоверные взаимосвязи между учебной активностью и показателями, характеризующими психологическую готовность.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась: учебная активность взаимосвязана с психологической готовностью к выполнению профессиональной деятельности. Стоит подчеркнуть, что уже учебная активность взаимосвязана с готовностью к профессиональной деятельности. Это утверждение свидетельствует о том, что формирование профессиональной готовности представляет собой длительный и динамичный процесс. Можно согласиться с мнением Э.Ф. Зеера, который выделял следующие этапы: этап подготовки к выбору будущей профессии, этап профессиональной подготовки, этап непосредственной профессиональной деятельности1. С этой точки зрения, учебная деятельность - это подготовка к профессиональной деятельности, причем профессиональная подготовка в вузе должна включать в себя не только освоение знаний, умений и навыков, но и психологическую подготовку к будущей деятельности. Вместе с тем, исходя из результатов исследования, на полном основании можно утверждать, что формирование психологической готовности к профессиональной деятельности следует осуществлять через повышение учебной активности.

Полученные в ходе исследования результаты исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации.

Во-первых, можно порекомендовать выявление уровня развития профессионально важных качеств у студентов в начале обучения и вынесение индивидуальных рекомендаций по развитию этих качеств. Сейчас выпускники школ при поступлении в вуз часто опираются не на обоснованный выбор профессии, а на подходящие ЕГЭ, соответственно, целесообразным кажется и выявление профессиональных склонностей у студентов 1 курса, помощь в построении индивидуальной траектории развития в профессии.

Во-вторых, рекомендуется увеличение часов практики в рамках профессиональной подготовки. Если количество часов нельзя увеличить за счет учебного плана, то рекомендуется на занятиях использовать больше методов, подразумевающих применение знаний и умений, проигрывание ситуаций (решение кейсов, деловые игры, решение практических задач применительно к профессии). Вполне возможно, так выпускники будут себя чувствовать намного увереннее, когда столкнутся с выполнением реальной профессиональной деятельности.

1 Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

В-третьих, конечно же, нельзя забывать о хорошей профессиональной подготовке, ведь чем выше знания выпускника, тем он будет испытывать больше уверенности при выполнении профессиональной деятельности, тем меньше вероятности возникновения преждевременного предстартового состояния. Соответственно, необходимо вовлекать студентов в учебную деятельность, повышать их активность в учебной деятельности.

В-четвертых, можно порекомендовать проведение мероприятий по повышению уровня учебной активности, уровня регуляции, в том числе проведение психологических тренингов, научение приемам саморегуляции.

В-пятых, повышение мотивации в отношении профессиональной деятельности, в особенности положительной, посредством тренингов, ролевых игр, индивидуальной работы со студентами.

Список литературы

1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: моногр. - М.: Смысл,

2003.

2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход: моногр. -Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.

3. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2011. - № 12 (35). - Т. 2. - С. 60-62.

4. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные: моногр. - М., 1916.

5. Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2015. - №4.

6. Пятницкая Г.А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. - Т. 14. - № 2-5. - С. 1181-1183.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

8. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И В. Имедадазе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vasilyuk, F.E. (2003) Metodologicheskij analiz v psihologii [Methodological analysis in psychology]. Moscow: Smysl. (In Russian).

2. Volochkov, A.A. (2007) Aktivnost' sub"ekta bytiya: Integrativnyjpodhod [Activity of the subject of being: Integrative approach]. Perm': Perm.gos.ped.un-t. (In Russian).

3. Kucheryavenko, I.A. (2011) Problema psihologicheskoj gotovnosti k profession-al'noj deyatel'nosti [The problem of psychological readiness for professional activity] Molodoj uchenyj - Young scientist. № 12 (35). T. 2. pp. 60-62. (In Russian).

4. Lazurskij, A.F. (1916) K ucheniyu o psihi-cheskoj aktivnosti. Novye eksperi-mental'nye dannye [To the doctrine of mental activity. New experimental data]. Moscow. (In Russian).

5. Popov, L.M. Puchkova, I.M., Ustin, P.N. (2015) Psihologicheskaya gotovnost' k professional'nojdeyatel'nosti i metody ee formirovaniya [Psychological readiness for professional activity and methods of its formation] Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. 2015. №4. (In Russian).

6. Pyatnickaya, G.A. (2012) Professional'nye kompetentnosti v formirovanii gotovnosti starsheklassnikov kprofessional'nomu samoopredeleniyu [Professional competencies in shaping the readiness of high school students for professional self-determination] Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumani-tarnye, mediko-biologicheskie nauki - News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanities, medical and biological sciences. T. 14. № 2-5. pp. 1181-1183. (In Russian).

7. Rubinshtejn, S.L. (1973) Problemy obshchej psihologii [Problems of general psychology]. Moscow. (In Russian).

8. Uznadze, D.N. (2004) Obshchaya psihologiya [General psychology] / Per. s gruzinskogo E. Sh. Chomahidze; Pod. red. I.V. Imedadaze. Moscow: Smysl; Saint Petersburg: Piter. (In Russian).

Об авторе

Сидорова Александра Александровна, кандидат психологических наук, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-7287-0983, e-mail: [email protected]

About the author

Alexandra A. Sidorova, Cand. Sci. (Psychol.), Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-7287-0983, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 28.04.2021 Принята к публикации: 15.05.2021 Опубликована: 30.06.2021

Received: 28 Apr. 2021 Accepted: 15 May 2021 Published: 30 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.