Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хребина Светлана Владимировна, Власенко Анастасия Игоревна, Плугарева Анастасия Владимировна

В статье представлены результаты экспериментального исследования роли ценностного отношения студентов в формировании психологической готовности к профессиональной деятельности. В ходе работы были выявлены и изучены составляющие психологической готовности (профессиональная мотивация, выраженность волевых качеств, направленность личности). Представленные экспериментальные данные позволяют утверждать, что ценностное отношение студентов является внешне профессионально-направленным и коррелирует с показателями психологической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хребина Светлана Владимировна, Власенко Анастасия Игоревна, Плугарева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENT’ VALUE ATTITUDE IN THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article presents the results of an experimental study of the role of the value attitude of students in forming a psychological readiness for professional activity. The components of psychological readiness (professional motivation, the severity of volitional qualities, personality orientation) were identified and studied. The presented experimental data allow us to assert that the value attitude of students is outwardly oriented and corrected with indicators of psychological readiness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ключевые слова: психологические барьеры, учебно-познавательная деятельность, предмет познания, познавательные конфликты.

SUMMARY

In the article some aspects of educational-cognitive activity of students are examined, in particular, reasons of origin of psychological barriers in mastering of understanding of the article of cognition and way of their overcoming.

Key words: psychological barriers, educational and cognitive activity, subject of cognition, cognitive conflicts.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.

2. Дроздова Н. В. Формирование конструктивных стратегий преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности: автореф. ... канд. психол. наук. - 2009.

3. Карандашёв В. Н. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 250 с.

4. Левченко Е. В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. - 1991. -№ 2. - С. 80-86.

5. Осипова А. А., Евтушенко М. В. Психологические барьеры в гуманитарной подготовке студентов и основные этапы их преодоления // Аспирант: Южный университет (ИУБиП). - 2014. - С. 51-55.

6. Семиченко В. А. Пути повышения эффективности изучения психологии. - К.: «Мапстр-S», 1997. - 124 с.

7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 272 с.

8. Хроменко О. В. Методика преподавания психологии. Конспект лекций. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.

9. Худобина О. Ф. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе билингвального обучения в вузе: автореф. ... канд. пед. наук. -2007. - 22 с.

С. В. Хребина, А. И. Власенко, А. В. Плугарева

УДК 159.9.072

РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р

еа

еалии современного российского общества ставят задачу перед высшим образованием сформировать готовность студентов к профессиональной деятельности, включающую высокий уровень его профессиональных и личностных ценностных ориентаций, отражающих качественные связи и отношения знаний, умений, навыков и практического опыта.

В работах К. Ю. Эвниной по изучению ценностно-смысловой сферы студенческие годы определяются как период профессионального становления, обусловливающий появление кризисных этапов, которые могут существенно повлиять на уровень психологической готовности к профессиональной деятельности [9]. Исходя из этого постулата, наиболее целесообразно формировать ценностное отношение студентов к профессии именно на этапе обучения в вузе.

Психологический анализ данной проблематики в современном мире выявляет противоречие между запросом государства в подготовке высшей школой квалифицированных специалистов и отсутствием теоретических научных разработок по проблеме формирования у них готовности к профессиональной деятельности. Это актуализирует проблему определения ценностной основы психологической готовности к профессиональной деятельности студентов гуманитарной направленности.

202//2

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между ценностным отношением студентов гуманитарной направленности и психологической готовностью к профессиональной деятельности.

На сегодняшний день описанная выше цель становится все более актуальной. Современные тенденции в образовательной среде таковы, что недостаточно передать студенту определенное количество знаний, необходимо обеспечить формирование профессиональных компетенций, которые отразятся на готовности к профессиональной деятельности.

Отсутствие специальных исследований, определяющих ценностные основания готовности к профессиональной деятельности, затрудняет успешное решение этой задачи и позволяет акцентировать внимание на одном из аспектов данной проблемы, связанном с формированием ценностного отношения студентов как основы психологической готовности к профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составили следующие психологические подходы и принципы: системно-организованной психики, рассматриваемый в работах Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.; личностного развития в процессе деятельности - А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, И. В. Дубровиной, Т. Д Мар-цинковской, Д. И. Фельдштейна и др.; принцип акмеологии, разрабатываемый А. А. Бо-далевьгм, А. А. Деркачем, В. Г. Зазьгкиньгм, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. А Реаном, Ю. В. Сйнягиным, А П. Ситниковым, В. Д Шад-риковым и др.; профессионального становления и развития индивида - Н. Н. Балицкой, В. А. Бодрова, Г. Ю. Любимовой, В. Я. Ляудис, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. И. Мити-ной, А. А. Реана, Ш. Бюллер, Д. Сьюпер и др.; теории готовности личности к профессиональной деятельности - Е. Н. Богданова, В. Г. Зазыкина, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыдо-вича, Ю. А. Самариной и др.; современные концепции высшего профессионального образования - В. А. Адольфа, Б. С. Гершун-ского, Э. Н. Гусинского, Р. Х. Гильмеровой, В. А. Дмитриенко, С. Б. Елкановой, Е. И. Исае-

вой, А. А. Касьяна, Е. А. Климова, А. К. Марковой, В. И. Слободчикова, Н. В. Самоуки-ной, С. Д. Смирнова и др.; осознания себя в профессиональной деятельности - К. А. Абуль-хановой-Славской, О. А. Конопкина, О. В. Москаленко, И. И. Чесноковой и др.; теории ценностных отношений личности - А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь, С. С. Бубновой, Б. В. Зей-гарник, Л. Гордон, Г. Линдсей, М. Рокича, Дж. Холанда, У. Хольцмана и др.; возрастного развития студентов - Л. И. Божович, А. В. Иващенко, В. П. Ижицкого, И. С. Кон, Т. Н. Мальковской, А. В. Мудрика, Д И. Фельдштейна, С. В. Черенковой и др.

Исходя из описанной выше методологической основы исследования, нами были выделены следующие теоретические позиции, в рамках которых рассмотрено ценностное отношение студентов гуманитарной направленности и его роль в формировании успешной психологической готовности к профессиональной деятельности. На сегодняшний день феномен ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности становится вопросом изучения не только психологических наук, но и смежных с ними, становясь при этом комплексным и многогранным. Уже исторически сложилось так, что ценностное отношение исследуется как аспект общественной и культурной жизни индивида, который выступает носителем данного феномена. В философии данное понятие трактуют как способ совместного бытия предметов, как фактор проявления и становления сокрытых в них качеств [10]. Однако ценностное отношение - это не вещь и предмет в обыденном понимании этих слов, это не их качественное отражение, оно описывается как процесс взаимодействия с присущей ему значимостью [13]. Феномен в целом - это результат взаимосвязи человека и общества, характеризующийся стремлениями индивида и его активностью (таким образом, активность человека имеет прямую зависимость со стремлением реализоваться в деятельности, а значит и с ценностным отношением).

В науке рассматривают несколько уровней ценностного отношения индивида: первый (нижний или психолого-социальный) -

неосознанно переживается людьми и выражается в повседневном сознании, определяя эмоциональные переживания и регулируя поведение людей; второй (верхний) - осознается индивидом и формируется в результате переживания и осознания реальных событий. При этом важными факторами данных процессов становятся осознавание ценности объективности и формирование из нее потребности, мотивирующей поведенческую составляющую индивида, исходя из которой можно прогнозировать его поведение.

В психологии термин «ценностное отношение» определяют как комплексный психический феномен, входящий в структурную организацию личности, находящийся во взаимосвязи с сознательными процессами, смысло-жизненными ориентациями и установками человека [1]. Именно данные взаимовлияния объясняют поведение индивида.

Ценностное отношение трактуют еще и как рефлексию процессов, происходящих в объективном мире [7, с. 114]. При этом его объектом выступают важные для человека процессы и явления. В целом данный феномен описывает значимость предметов и явлений для конкретного человека, исходя из его осознаваемых или неосознаваемых потребностей (выражающихся в интересах и целевой направленности).

В. А. Сластёнин рассматривает ценностное отношение как внутреннюю позицию индивида, которая отражает взаимовлияния личных и коллективных значений [8, с. 211]. С его точки зрения объектами такого процесса выступают важные для людей явления и вещи.

В. Н. Мясищев описывает видовую типологию ценностного отношения, выделяя в нем отношение к окружающим предметам, к другому человеку и социальным явлениям, к собственной личности [10]. Изучая динамические процессы становления феномена, автор определил и уровни его развития.

Исходя из вышесказанного, заключим, что термин «ценностное отношение» описывает структуру психики, включающую в себя результат познавательных процессов индиви-

да при взаимодействии с предметом реальности, эмоциональные проявления субъекта относительно этого объекта, а также поведенческие реакции, проявляющиеся при контакте с ним.

Рассматривая ценностное отношение к профессии, необходимо отметить влияние на этот процесс совокупности общекультурных ценностей, интегрирующих в себе и профессиональные. Данный вид ценностного отношения формируется у студентов посредством реформации их внутренних убеждений, составляющих основу профессиональной направленности индивида [14].

Многие ученые также отмечают, что базисом ценностного отношения выступает благополучие индивида в психологическом плане, проявляющееся в кооперации психики и ее функциональных составляющих, целостном ощущении психического равновесия [9]. При этом на психологическое благополучие влияют совокупность субъективных оценок реципиента, основные общечеловеческие культурные ценности и потребности людей, что сказывается на чувстве удовлетворения жизнью, переживании целостности ощущений индивида [9]. Следовательно, психологическое благополучие выступает одним из базисов профессионального ценностного отношения.

Рассматривая детерминанты ценностного отношения, являющегося ориентацией субъекта в деятельностном и поведенческом плане, отмечают личностные, социальные и индивидуальные свойства индивида и социума [10]. Это усиливается тем, что выполнение профессиональных обязанностей выступает вариантом жизнедеятельности и проявляется в смысловой и ценностной сферах, детер-минируясь ими, составляя при этом одну из самых важных областей жизни субъекта, обеспечивающей реализацию самости человека, актуализацию его потенций. Отсюда вытекает вопрос о важности исследования ценностного отношения студентов к выбранной профессиональной деятельности, ведь именно оно дает полную характеристику субъекта. Также целесообразно заниматься проблемой его формирования именно на эта-

202//2 ■

пе студенчества, так как в это время происходит становление индивида как профессионала, формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности. Формирование последней характеризует человека как завершившего подготовку к самостоятельному исполнению профессиональных обязанностей.

П. А. Рудик, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, В. И. Ширинский и др. описывают готовность как способность человека мгновенно сконцентрировать и мобилизовать свои силы, направив их на определенные необходимые ему в данный момент времени поведенческие действия [11]. В. А. Маляко рассматривает этот феномен как комплексную структуру качеств и свойств личности, позволяющую человеку быть успешным и эффективным в реализации деятельности [4].

А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бович и др. при изучении вопроса готовности к профессиональной деятельности рассматривают личностную сферу и структуру деятельности индивида в их совокупности, позволяющей качественно выполнять текущие функции [5]. По мнению авторов, готовность является структурно-организованной сложной динамической совокупностью, включающей отношения, интересы к объектам, мотивы (мотивационная составляющая); знания и представления о специфических особенностях профессии (ориентационная составляющая); профессиональные знания, умения, навыки (операционная составляющая); контроль и умение управлять собой (волевая); оценивание собственной профессиональной подготовки (оценочная) [3, с. 212].

П. А. Рудик описывает психологическую готовность к деятельности как сложный феномен, включающий в себя специфику познавательных процессов психики (с функцией отражения действительности и фактов реализации деятельности), а также эмоциональную (с функцией усиления/ослабления активности субъекта), волевую (помогающую совершенствовать поведение и достигать намеченные цели) и мотивационную составляющие [6].

Т. И. Шалавина рассматривает готовность как индивидуалистическую рефлексию окружающего мира, отражающую внутреннее отношение человека к значимым для него предметам и явлениям, относительно которых он реализует свои поведенческие реакции [2, с. 74]. Данная характеристика готовности указывает на необходимость постановки в ходе учебной деятельности в вузе таких проблемных ситуаций, которые обеспечат развитие творческой и смысловой деятельности студентов, за счет чего произойдет присвоение профессиональных знаний, умений и навыков и личностное развитие будущего профессионала. Эта работа позволит повысить уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, интегрально-профессионально-значимого свойства индивида, обеспечивающего плавный переход из учебной в профессиональную деятельность посредством приобретения студентом непосредственного опыта, профессиональных знаний и умений.

Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности многогранно и неоднозначно толкуется исходя из различных теоретических позиций. Данное понятие динамически структурированно, включает компонентные функциональные связи, при этом имеет набор признаков, указывающих на психологическую целостность личности специалиста, влияющую на эффективность выполняемой им работы. Это итоговый этап профессионального самоопределения, обучения и воспитания личности, выступающий в форме сложного ее качества, интегрирующего различные психические свойства. Однако в то же время психологическая готовность выполняет регулирующую функцию, являясь условием эффективности профессиональной деятельности.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов - это личностное свойство индивидов, помогающее им быть успешными в выбранной профессии, правильно организовывать свою работу и эффективно ее выполнять, при этом сохранять самоконтроль и гибко менять свое

поведение при возникновении непредвиденных обстоятельств, адаптируясь к условиям деятельности; это предпосылка профессионального самосовершенствования человека. Сформированная психологическая готовность к профессиональной деятельности является условием профилактики эмоционального выгорания как вида профессиональной дезадаптации [11].

В нашем исследовании рассмотрена взаимосвязь ценностного отношения студентов гуманитарной направленности и психологической готовности к профессиональной деятельности. Во втором феномене мы выделили такие параметры, как уровень профессиональной мотивации, выраженность волевых качеств и направленность личности.

Для экспериментального исследования описанных выше показателей личности студентов нами был подобран следующий психодиагностический инструментарий: методика исследования мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика для оценки и самооценки волевых качеств Н. Н. Обозова, методика «Направленность личности» В. Смей-кала и М. Кучера, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

В экспериментальную выборку вошли студенты гуманитарного профиля в количестве 110 человек в возрасте 19-22 года.

Цель исследования - изучение роли ценностного отношения студентов гуманитарной направленности в формировании успешной психологической готовности к профессиональной деятельности. Объект исследования -студенты, обучающиеся по гуманитарным образовательным программам высшего образования. Предмет исследования - психологические особенности ценностного отношения студентов и психологической готовности к профессиональной деятельности.

Согласно результатам исследования мо-тивационной составляющей студентов с помощью методики изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. А. Реана, у испытуемых наблюдается высокая выраженность следующих мо-

тивов: удовлетворение от самого процесса и результата работы (87 %), возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (73 %), денежный заработок (88 %), стремление к продвижению по службе (67 %); на среднем уровне выраженности: потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (51 %), стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (44 %); на низком уровне выраженности: стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (32 %).

Внутренняя мотивация выборки студентов находится на среднем уровне развития; так же, как и внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация практически не выражена. Следовательно, для группы респондентов характерна значимость профессиональной деятельности и ее внешние составляющие (социальный престиж, заработная плата), однако выраженность внешней положительной мотивации выше, чем внешней отрицательной.

Психодиагностическое исследование группы испытуемых с помощью методики оценки и самооценки волевых качеств Н. Н. Обозова показало средний уровень развития данного показателя (64 %). Следовательно, такие волевые качества студентов, как настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, инициативность, решительность имеют средний уровень выраженности у респондентов.

С помощью методики «Направленность личности» В. Смейкала и М. Кучера в группе испытуемых выявлено: направленность на себя имеет высокую выраженность (71 %), направленность на взаимоотношения - среднюю (49 %), направленность на задание -среднюю (47 %). Значит, группа студентов отличается интроспективностью, для нее значимы собственные потребности и их удовлетворение, но при этом учитываются коллективные взаимосвязи и заинтересованность в качественном и эффективном выполнении поставленных задач.

Система ценностных ориентаций студентов была изучена с помощью одноименной

методики М. Рокича. Согласно полученным результатам, для группы респондентов наиболее значимы следующие терминальные ценности: жизненная мудрость (51 %), любовь (81 %), общественное призвание (75 %), свобода (86 %); инструментальные ценности: высокие запросы (65 %), самоконтроль (72 %), эффективность в делах (84 %). Низкую значимость имеют красота природы и искусства (21 %), счастье других (34 %) (терминальные ценности); аккуратность (23 %) и чуткость (18 %) (инструментальные).

Следующим этапом нашего исследования было проведение корреляционно-регрессионного анализа данных с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.

Согласно полученному в ходе проведения корреляционного анализа результату, была выявлена положительная корреляционная связь между показателями: внутренняя мо-ивация (по методике диагностики мотивации профессиональной деятельности) и терминальная ценность «свобода» (i=0,4); волевые качества (по методике Н.Н. Обозова) и инструментальная ценность «эффективность в делах» (i=0,5); направленность на себя (по методике «Направленность личности») и терминальная ценность «уверенность в себе» (i=0,6); направленность на взаимоотношения и ценность «общественное призвание» (г=0,4).

Таким образом, в ходе проведенного экспериментального исследования была выявлена значительная роль ценностного отношения студентов гуманитарной направленности в формировании успешной психологической готовности к профессиональной деятельности. С целью повышения уровня второго показателя необходимо развивать ценностное отношение респондентов не только к профессии, но и общекультурной направленности, что будет способствовать достижению искомого результата. Для этого важно использовать возможности психологической службы вуза, работа которой в рамках просветительского и психокоррекционного направления деятельности будет благоприятствовать поставленной задаче.

В целом же, исходя из полученных экспериментальных данных, ценностное отноше-

ние студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям подготовки, можно охарактеризовать как внешне профессионально-направленное (для респондентов значим собственный престиж, они стремятся найти общественно одобряемую работу). Студенты интересуются мнением окружающих людей о выбранной профессии, отмечается ориентация на собственное профессиональное развитие, при этом для них важно получить признание социума в профессиональном плане, что указывает на их стремление к самореализации. Помимо этого респонденты на высоком уровне значимости отмечают потребность иметь хорошее материальное положение, чему будет способствовать высокооплачиваемая работа. Выделенные показатели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности коррелируют с показателями ценностного отношения, что указывает на их взаимосвязь и взаимовлияние.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты экспериментального исследования роли ценностного отношения студентов в формировании психологической готовности к профессиональной деятельности. В ходе работы были выявлены и изучены составляющие психологической готовности (профессиональная мотивация, выраженность волевых качеств, направленность личности). Представленные экспериментальные данные позволяют утверждать, что ценностное отношение студентов является внешне профессионально-направленным и коррелирует с показателями психологической готовности.

Ключевые слова: ценностное отношение; психологическая готовность; профессиональная деятельность; психология студенческого возраста; профессиональные компетенции.

SUMMARY

The article presents the results of an experimental study of the role of the value attitude of students in forming a psychological readiness for professional activity. The components of psychological readiness (professional motivation, the severity of volitional qualities, personality orientation) were identified and studied.

The presented experimental data allow us to assert that the value attitude of students is outwardly oriented and corrected with indicators of psychological readiness.

Key words: value attitude; psychological readiness; professional activity; student psychology; professional competencies.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова Л. Ф. Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля: дисс. ... канд. пед. наук. - Кисловодск, 2009. - 195 с.

2. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.

3. Гемешлиев Ф. К., Лызь Н. А. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2011. -№ 2. - С. 211-216.

4. Горгома В. С. Психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза: автореф. дисс. .... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. -

24 с.

5. Захарова Е. А., Ежова Ю. М. Мотива-ционная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. - 2017. - № 1 (52). - С. 14-18.

6. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник ТПГУ. - 2018. - № 3 (192). - С. 84-88.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. -304 с.

8. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2005. - 425 с.

9. Рабазанов С. И. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вузов МВД России: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2011. -

25 с.

10. Утюганов А. А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования: дисс. ... д-ра психол. наук. - Кемерово, 2019. - 200 с.

11. Францева Е. Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2003. - 18 с.

12. Хребина С. В. Психологическая компетентность как условие развития конкурентоспособной личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 3. -С. 243-248.

13. Хребина С. В., Дмитрович Е. В. Развитие смысловой сферы личности как условие успешной профессиональной подготовки студента: монография. - Пятигорск, 2013. -283 с.

14. Хребина С. В., Власенко А. И. Особенности развития самосознания студентов средствами психологической практики в образовательной среде вуза // Психология обучения. - 2019. - № 6. - С. 37-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.