adaptatsii lichnosti (Visions of the past, present and future in the system of socio-psychological personal adaptation). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 2, pp. 131-141 (in Russian).
3. Grigoryeva M. V. Psikhologicheskaya struktura i dina-mika vzaimodeystviy obrazovatel'noy sredy i uchenika v protsesse ego shkol'noy adaptatsii: dis. ... d-ra psikhol. nauk (Psychological structure and dynamic of interaction between educational environment and pupil in his school adaptation process: diss. ... doct. of psychology). Saratov, 2010. 521 p. (in Russian).
4. Usenko A. B., Kuzmina K. A. Osobennosti proizvol'noy
samoregulyatsii povedeniya mladshikh podrostkov s raznymi tipami vegetativnogo reagirovaniya (Peculiarities of voluntary self-regulation in junior adolescents with different types of autonomic nervous system response) Psihologicheskie issledovanija (Psychological Studies). 2015, vol. 5, no. 24. P. 6. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 22 July 2016) (in Russian).
5. Bocharova E. E. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti k sotsial'nym situatsiyam sotsial'nykh izmeneniy (Adaptation readiness of personality to situations of social changes). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 45-50 (in Russian).
Please cite this article in press as:
Vagapova A. R., Es'kina E. S. Adaptive Readiness of Secondary School Students. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 350-355. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-350-355.
УДК 316.6
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И. В. Малышев, В. А. Ручин
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия E-mail: iv.999@list.ru
Ручин Владимир Алексеевич - кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Россия E-mail: r-vl@yandex.ru
Изложены данные теоретического анализа проблемы соотношения адаптации личности и её социальной компетентности. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и адаптационного потенциала, выполненного на студенческой выборке (N = 80 в возрасте 18-19 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Коммуникативная социальная компетентность» (КСК) (Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Т. М. Мануйлова), «Опросник социально-психологической адаптации личности» (К. Роджерса и Р. Даймонда). Показано, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации и адаптационных возможностей является социальная компетентность личности: в частности, установлено, что непосредственность в общении, оптимистич-ность, устойчивость к стрессам, самоконтроль и работоспособность, низкая агрессивность являются основанием формирования оптимальных адаптационных возможностей студентов. Полученные данные могут быть реализованы в работе социально-психологических служб образовательных учреждений. Ключевые слова: социальная компетентность, адаптационные возможности, социально-психологическая адаптация.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360
Введение
Исследование адаптационных возможностей личности сегодня невозможно без всестороннего анализа в разных аспектах проблем социально-психологической адаптации и социализации, применения комплексного подхода. Актуальность данной проблематики во многом связана со способностью молодых людей успешно социально адаптироваться в разных условиях изменяющегося общества, в частности, обладать широкими социальными компетенциями при взаимодействии с социумом в различных ситуациях. От этого зависит их психологическое и социальное благополучие, эффективность вхождения в различные слои современного российского общества.
Теоретический анализ проблемы
Как показывают современные исследования, системно-диахронический подход к анализу процессов социализации и адаптации позволяет более эффетивно изучить изменения, происходящие в личности на разных этапах ее социализации, т. е. реализовать динамический аспект изучаемой проблемы.
Этот подход осуществляется в трудах Р. М. Шамионова, Е. Е. Бочаровой и других отечественных ученых. Рассматривая социализацию личности, Р. М. Шамионов полагает, что ее характеристики имеют принципиальное значение для формирования эффектов данного явления.
Исследователь выделяет диахронию, системный сдвиг и инстанционную согласованность или несогласованность. На основе анализа эмпирических исследований процессов социализации и адаптации Р. М. Шамионов делает вывод о необходимости рассмотрения эффектов социализации в соотнесении с изменениями внешней среды [1]. Вместе с тем, анализируя проблему адаптационной готовности личности как субъекта социальных взаимодействий, ученый указывает на роль социализации личности в становлении социально-психологического компонента адаптационной готовности. Автором установлено, что основными социально-психологическими параметрами адаптационной готовности являются высокая самооценка, наличие установки на взаимодействие, сформированная субъектная позиция, способность к саморегуляции, сосредоточенность на объекте или ситуации, адекватное восприятие трудностей, толерантность к неопределенности и к «природе человека», а также гибкость в формировании поведенческих стратегий. Стремление личности к совместному решению задачи (взаимодействию) и репрезентация готовности других к этому взаимодействию, которые регулируют проявления социальной активности в различных ситуациях, и являются наиболее существенными параметрами, влияющими на интенсивность проявления адаптационной готовности [2].
Е. Е. Бочарова полагает, что процессуальный аспект социализации личности характеризуется взаимообусловленностью всех его этапов, целостностью и непрерывностью. Процессуальный аспект, с ее точки зрения, характеризуется, с одной стороны, преемственностью стадий его развития, с другой - проявлением гетерохронно-сти и неравномерности. По ее мнению, в условиях динамично изменяющейся социальной реальности необходим поиск принципов интерпретации, фиксирующих гетерогенность и гетерохронность процессуальных и результативных параметров социализации личности [3].
В. В. Константинов, Л. Е. Копылова считают, что современные условия обучения динамичны, т. е. конструктивное психологическое сопровождение процесса школьной адаптации предполагает учет двух составляющих [4]: внешних показателей успешности адаптации - успеваемости, социально-психологического статуса, успешности и внутренних, субъективных - например, благополучия, комфортного внутреннего состояния, переживания и т. д.
В наших исследованиях проблема адаптационных возможностей личности, ее основных социально-психологических и индивидуальных параметров анализируется на примере студентов, активно занимающихся спортом. Показано, что ведущими адаптационными факторами личности являются ее стрессоустойчивость и особенности социально-психологической адаптации. Так, активная жизненная позиция личности молодых
спортсменов, их уверенность в себе, оптимизм, чувство перспективы оказывают значительное влияние на показатели адаптации и ее эффективность [5].
В дальнейшем в качестве эффективных способов повышения адаптации спортсменов-студентов исследовали специально подготовленную психокоррекционную программу, направленную на повышение адаптационных возможностей личности путем проведения социально-психологического тренинга. Полученные результаты показали эффективность влияния этого тренинга на адаптационный потенциал личности молодых спортсменов. Были подготовлены рекомендации, направленные на повышение адаптационного потенциала личности [6].
Наибольший интерес представляет проблема адаптационных возможностей личности во взаимосвязи с социальной компетентностью, которая является важной составляющей процессов социализации и адаптации. Н. А. Рототаева определяет социальную компетентность как общее понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека [7]. Л. Г. Закурдаева ее рассматривает как одну из ключевых компетенций, способствующих успешному выполнению определенных социальных ролей и представляющих собой обобщенное качество личности [8]. В свою очередь, И. А. Зимняя отмечает, что все компетентности по своему содержанию социальны, так как они вырабатываются, формируются и функционируют в социуме [9]. Из социальных компетентностей, характеризующих взаимодействие человека с обществом и другими людьми она выделяет компетентности социального взаимодействия, здоровьесбережения, гражданственности, общения и информационно-технологическую.
В контексте вышеизложенного целью нашего исследования является изучение адаптационных возможностей (характеристик социально-психологической адаптации личности) во взаимосвязи с социальной компетентностью студентов вузов разных специальностей.
Выборка, методики и методы исследования
В эмпирическом исследовании для изучения адаптационных параметров личности студентов был выбран «Опросник социально-психологической адаптации личности» К. Роджерса и Р. Дай-монда, социальная компетентность изучалась с помощью методики «Коммуникативная социальная компетентность» (КСК) Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Т. М. Мануйлова [10]. В качестве статистического метода использован корреляционный анализ по критерию К. Пирсона. Выборку исследования составили студенты Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского и студенты Института спорта и развития Саратовского национального исследовательского государственного универ-
ситета имени Н. Г. Чернышевского и (V = 80 в возрасте 18-19 лет).
Результаты исследования и их обсуждение
В выборке студентов-медиков высокий уровень адаптивности обнаружен у 45% респо-недентов, у 35% он низкий (среднее значение адаптивности - 123). У 34% выявлен высокий показатель дезадаптивности (среднее значение дезадаптивности - 108,5). У 24% студентов-медиков социальная компетентность по фактору «общительности-замкнутость» высокая (они общительны, открыты), у 5% - низкая (среднее значение - 13). Высокий уровень фактора «логическое мышление» характерен для 38%, низкий уровень - у 22% (среднее значение - 13). Фактор «эмоциональная устойчивость-неустойчивость» имеет высокие значения у 39% студентов (среднее значение - 12). У этих студентов отсутствует резистентность к стрессам, но наблюдаются резкая изменчивость настроения, недостаточная эмоциональная зрелость. У 24% студентов-медиков (фактор «оптимистичность-пессимистичность») выявлены трезвый расчет, серьезное отношение к жизни, а для 15% характерны жизнерадостность, оптимистичность (среднее значение - 11). Высокие значения фактора «чувствительность-рациональность», отражающего чувствительность, обнаружены у 24% испытуемых, а противоположные качества - реалистичность, рациональность - выявлены у 35% (среднее значение - 12). 41% студентов характеризуется независимостью при принятии решений, ориентацией на себя, но 17% более зависимы от группы, т. е. следуют за общественным мнением (среднее значение - 12). У 34% студентов отмечен хороший контроль поведения, при этом высокие значения фактора, отражающего склонность к асоциальному поведению и пренебрежение общепринятыми нормами, выявлены у 42% студентов-медиков (среднее значение - 16).
Для большинства студентов-спортсменов (46%) характерен более высокий уровень адаптивности (среднее значение - 136), низкие его значения у 16% испытуемых. Достаточно высокие показатели фактора «общительности» социальной компетентности у 26% этих студентов, у 11% они низкий (среднее значение - 13). Высокий уровень фактора «логическое мышление» характерен для 24% испытуемых, низкий - для 19% (среднее значение - 11). Фактор «эмоциональная устойчивость-неустойчивость» имеет высокие и низкие значения у 34% (среднее значение - 11). Для 39% студентов-спортсменов характерны трезвый расчет и серьезное отношение к жизни, а для 19% оптимистичность и жизнерадостность (среднее значение - 14). Высокие значения фактора, отражающего чувствительность, обнаружены у 29% испытуемых, а низкие, т. е. реалистичность, рациональность - у 17% (среднее значение - 11). 32% студентов предпочитают независимость при
принятии решений, ориентацию на себя, а 34% следуют за общественным мнением, зависимы от группы (среднее значение - 12). У 27% студентов отмечен хороший контроль поведения, но 37%, скорее, следуют за общественным мнением. Высокие значения фактора, отражающего склонность к асоциальному поведению и пренебрежение общепринятыми нормами, выявлены у 19% студентов, активно занимающихся спортом (среднее значение - 12). Как видим, этот показатель выше, чем аналогичный у студентов-медиков.
Анализ результатов исследований позволяет заключить, что показатели адаптивности у студентов, занимающихся спортом, выше, чем у студентов, специализирующихся в области медицины. Также в группе медиков трети из них свойственны резкая изменчивость настроения, недостаточная эмоциональная зрелость и недостаточно высокая резистентность к стрессам.
Для изучения взаимосвязей адаптационных параметров личности и социальной компетентности проводился корреляционный анализ по методу Пирсона. После проверки на нормальность распределения он показал наличие значимых связей (р < 0,05 или р < 0,01). У студентов обнаружена положительная корреляция такой характеристики социально-психологической адаптации, как «адаптивность» и фактора социальной компетентности «общительность» (г = 0,298,р < 0,05), т. е. высокий уровень общительности улучшает адаптационные возможности личности. Показатель адаптации «принятие себя» положительно связан с фактором «логическое мышление» (г = 0,329, р < 0,01). Не исключено, что студенты, умеющие мыслить логически и анализировать свои действия, лучше разбираются в себе и в поставленных задачах. Кроме того, «логическое мышление» положительно коррелирует с «эмоциональным комфортом» (г = 0,398,р < 0,01): более уверенные в себе студенты лучше справляются с решением поставленных задач, выделением существенного и в итоге с выдвижением правильных выводов.
Фактор социальной компетентности «эмоциональная устойчивость» положительно связан с показателем «адаптивность» (г = 0,258,р < 0,05). Эмоциональная устойчивость молодых людей свидетельствует о хорошей работоспособности в напряженной обстановке и условиях острого воздействия различных стрессовых ситуаций, характеризуя высокую адаптивность. Высокая «эмоциональная устойчивость» как важный фактор социальной компетентности у большинства испытуемых имеет положительную связь с «принятием себя» (г = 0,329, р < 0,01). Эта взаимосвязь показывает адекватную самооценку и позитивное мировосприятие у личности, устойчивой к стрессовым воздействиям. «Эмоциональная устойчивость» положительно связана и с «принятием других» (г = 0,284,р < 0,05), т. е. хорошая резистентность к стрессам у значительной части студентов характеризует их готовность к лучше-
му взаимодействию с другими, ориентирует на ценности отдельной личности, признание за ней права на собственные интересы и индивидуальные особенности.
Фактор «оптимистичность» отрицательно связан с «дезадаптивностью» (г = -0,321, р < 0,01). Не исключено, что студенты с низким уровнем дезадаптивности, как правило, менее пессимистичны, они жизнерадостнее и позитивнее, чем их сверстники, и при адаптации не испытывают трудностей в коллективе. Отсутствие депрессивных тенденций, отражающих высокие значения данного фактора социальной компетентности, говорят о низких рисках возникновения у личности дезадаптации. Также «оптимистичность» отрицательно связана с «непринятием других» (г = —0,434,р < 0,01), т. е. студенты оптимистичны, лучше воспринимают своих сверстников и других людей, чем испытуемые с проявлениями пессимизма, последние, как правило, менее контактны и испытывают трудности в общении и принятии окружающих. Кроме того, «оптимистичность» отрицательно коррелирует с «эмоциональным дискомфортом» (г = -0,243,р < 0,05): не уверенные в себе, с заниженной самооценкой и имеющие депрессивные тенденции студенты ощущают эмоциональный дискомфорт, а жизнерадостные не чувствуют его даже в сложной обстановке, т. е. более адаптированы к различным жизненным ситуациям. Кроме того, «оптимистичность» как фактор социальной компетентности отрицательно коррелирует с «ведомостью» (г = -0,252, р < 0,05), т. е. более позитивные и открытые студенты менее подвержены влиянию среды и ведомы в отличие от тех, кто замкнут, малообщителен и ощущает свою безынициативность, беззащитность, готов уступать, идти на компромисс и быть ведомым в группе.
Фактор «чувствительность-рационалистичность» отрицательно коррелирует с «принятием себя» (г = -0,323, р < 0,05). Из этого следует, что излишняя рациональность и реалистичность, переоценка своих сил способны негативно повлиять на более адекватное восприятие себя в повседневности.
Фактор «самоконтроль-импульсивность» положительно связан с характеристиками социально-психологической адаптации « принятие себя» (г = 0,248, р < 0,01), «внутренний контроль» (г = 0,314,р < 0,01). Из этой корреляционной зависимости следует, что студенты, которые лучше контролируют себя, умеют подчиняться правилам, способны к адекватному самовосприятию и более дисциплинированы. При этом фактор «самоконтроль-импульсивность» отрицательно связан с характеристикой адаптации «внешний контроль» (г = -0,242, р < 0,05), т. е. импульсивность и отсутствие организованности мешают внешнему контролю за событиями, но умеренный самоконтроль позволяет лучше контролировать события.
Заключение
Таким образом, для лиц с высоким уровнем адаптивности, включающим все составляющие социально-психологической адаптации, свойственен хороший уровень социальной компетентности. Напротив, у студентов с низким уровнем адаптационных возможностей обнаруживаются низкие значения большинства характеристик социальной компетентности. Корреляционный анализ показывает своеобразие значимых связей между социально-психологической адаптацией личности и социальной компетентностью у студентов разных специальностей. Наибольшее число корреляционных взаимосвязей есть у факторов социальной компетентности с такими составляющими социально-психологической адаптации, как «адаптивность», «дезадаптив-ность», «принятие себя», «внешний контроль», «внутренний контроль», «эмоциональный комфорт» и «эмоциональный дискомфорт».
В выявленных взаимосвязях заметны устойчивые тенденции, которые характеризуют влияние социальной компетентности на личность будущих специалистов и их адаптационные возможности. Можно определенно сказать, что достаточный уровень устойчивости к стрессам, высокая работоспособность, хороший самоконтроль, непосредственность в общении, оптимизм и низкая агрессивность у студентов создают условия для формирования оптимальных адаптационных возможностей.
Полученные результаты свидетельствуют, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации и адаптационных возможностей в целом является социальная компетентность личности. Установлено, что в условиях образовательной среды вуза для студентов с высокими показателями социальной компетентности характерны позитивные проявления социально-психологической адаптации.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.
Библиографический список
1. Шамионов Р. М. О некоторых эффектах социализации личности в контексте системно-диахронического подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http:// http://science-education.ru/ru/ article/view?id=14305 (дата обращения: 02.11.2016).
2. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106-112.
3. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. 2013. № 9 (29). С. 58. URL: http:// sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf (дата обращения: 25.05.2016).
4. Константинов В. В., Копъглова Л. Е. Специфика психологического сопровождения процесса школьной адаптации // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2015. № 1. С. 18-22.
5. Малышев И. В., Орлянская А. Р. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). С. 512-5 24.
6. Малышев И. В., Орлянская А. Р. Влияние социально-психологического тренинга на адаптационные возможности личности студентов-спортсменов // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. С. 618-629.
7. Рототаева Н. А. Психологические условия развития
социальной компетентности в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.
8. Закурдаева Л. Г. Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социальность», «социальная компетентность», «социальная компетенция» // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11. С. 65-73.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-44.
10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.
Образец для цитирования:
Малышев И. В., Ручин В. А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 355-360. БО!: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.
Correlation between Social Competence and Adaptive Capabilities of Students of Different Specialities
Ivan V. Malyshev
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: iv.999@list.ru
Vladimir A. Ruchin
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov 77, Politekhnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: r-vl@yandex.ru
The paper presents the findings of a theoretical analysis of the correlation between a person's adaptation and his/her social competence. It presents the results of an empirical study of the correlation between social competence and adaptive potential that was conducted on a sample of students (N = 80, aged 18-19) using the following diagnostic tools: the «Communicative social competence instrument» (CSC) (N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, T. M. Manuilov) and the «Social and psychological adaptation questionnaire» (K. Rogers and R. Diamond). It is demonstrated that a person's social competence is one of significant factors of socio-psychological adaptation and adaptive capabilities. In particular, it was established that immediacy in communication, optimistic attitude, resistance to stress, self-control, performance efficiency, and low levels of aggressiveness act as the basis for the formation of students' optimal adaptive capabilities. The research findings can be realized in the practice of psycho-social services at educational institutions.
Key words: social competence, adaptive capabilities, socio-psycho-logical adaptation.
References
1. Shamionov R. M. O nekotorykh effektakh sotsializatsii lichnosti v kontekste sistemno-diakhronicheskogo pod-khoda (Some effects of socialization in context of system-diachronic approach). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2014, no. 4, p. 585 (in Russian).
2. Shamionov R. M. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti - sub'ekta sotsial'nogo vzaimodeystviya (Adaptation readiness of personality as subject of social interaction). Izv. Saratov Univ. (N. S.). Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 106-112 (in Russian).
3. Bocharova E. E. Sovremennye trendy soderzhatel'nykh me-todov analizaprotsessa sotsializatsii lichnosti (Contemporary trends of meaningful methods of person's socialization process analysis). Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem: elektr. nauch. zhurn. (Modern research of social problems: scientific e-journal), 2013, no. 9 (29). P. 58. Available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/97bo-charova.pdf (accessed 25 May 2016) (in Russian).
4. Konstantinov V. V., Kopylova L. E. Spetsifika psikholog-icheskogo soprovozhdeniya protsessa shkol'noy adaptatsii (Specificity of psychological support of school adaptation process). Vestn. Sarat. obl. in-ta razvitiya obrazovaniya (Herald of Saratov region instutute of education development), 2015, no. 1, pp. 18-22 (in Russian).
5. Malyshev I. V., Orlyanskaya A. R. Adaptatsionnye vozmozh-nosti lichnosti studentov-sportsmenov v usloviyakh vuzovs-kogo obucheniya (Adaptational possibility of personality of students-sportsmen in conditions of high schools study). V mire nauchnykh otkrytiy (In the World of Scientific Discoveries), 2015, no. 7.1 (67), pp. 512-524 (in Russian).
6. Malyshev I. V., Orlyanskaya A. R. Vliyanie sotsial'no-psikhologicheskogo treninga na adaptatsionnye voz-mozhnosti lichnosti studentov-sportsmenov (Influence of social-psychological training to adaptational possibilities of students-sportsmen personalities). V mire nauchnykh otkrytiy (In the World of Scientific Discoveries), 2015, no. 11-1, pp. 618-629 (in Russian).
7. Rototaeva N. A. Psikhologicheskie usloviya razvitiya sotsial'noy kompetentnosti v yunosheskom vozraste: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Psychological development's conditions of social competences in young age: autoref. diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2002. 185 p. (in Russian).
8. Zakurdaeva L. G. Definitsionnyyanalizkategoriy«sotsiali-zatsiya», «sotsial'nost'», «Sotsial'naya kompetentnost'», «Sotsial'naya kompetentsiya» (Definition analysis of the
categories «socialization», «social», «social competence», «social competence»). Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki (Actual problems of modern science), 2010, no. 11, pp. 65-73 (in Russian).
9. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya (Key competence - new paradigma of education result). Vysshee obrazovanie se-
godnya (Higher Education Today), 2003, no. 5, pp. 34-44 (in Russian).
10.Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov T. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i ma-lykh grupp (Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups). Moscow, 2005. 490 p. (in Russian).
Please cite this article in press as:
Malyshev I. V., Ruchin V. A. Correlation between Social Competence and Adaptive Capabilities of Students of Different Specialities. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Arneology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.