Научная статья на тему 'Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур'

Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1341
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковые и молодежные субкультуры / индивидуальная и социально-психологическая адаптация / адаптационные возможности личности / адаптационная готовность / halflings and youth subcultures / individual and social- psychological adaptation / adaptational possibilities of a personality / adaptational readiness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

Статья посвящена проблеме социально-психологических и индивидуальных составляющих адаптационной готовности личности подростков с точки зрения влияния на неё современных молодежных субкультур. Рассмотрены современные подходы к явлению социально-психологической адаптации, адаптационной готовности личности. Представлен анализ характеристик особенностей адаптации личности на примере подростков разных субкультур: геймеров, футбольных фанатов и подростков, активно поддерживающих анорексию. Обнаружено, что адаптационные характеристики личности подростков разных субкультур имеют значимые различия, что выражается в определенных особенностях адаптации личности, ее качественно-количественных показателях. Отмечается достаточно высокий уровень адаптированности личности у футбольных фанатов и более низкий в других группах. Сюда следует особо отнести субкультуру активно поддерживающих анорексию, где выявлен низкий уровень параметров адаптации. Выявленные закономерности социальнопсихологической адаптации личности подростков в зависимости от их принадлежности к той или иной субкультуре могут быть использованы для профилактики дезадаптационных проявлений и подготовки психокоррекционных программ. Они имеют существенное значение для практических психологов в консультативной деятельности в реабилитационных центрах и общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pecularities of Social-psychological and Individual Adaptational Characteristics of Personality of Halflings of Different Subcultures

The paper is devoted to the problem of social-psychological and individual components of the adaptational readiness of personality of halflings from the view point of the influence to it of nowadays youth subcultures. Modern approaches to the phenomena of social-psychological adaptation and adaptational readiness of personality are considered. An analysis of the characteristics of peculiarities of personality by examples of halflings of different subcultures, namely, of halflings-gamers, football fans and of belonging to anorexia, is given. In particular, it is found that the adaptational possibilities of personality of halflings of different subcultures have prominent differences, this is expressed as certain peculiarities of personality adaptation, and its quality-quantitative indicators. Quite high level of adaptability of personality of football fans and low level of adaptability among halflings from other groups, are indicated. Here especially belongs the subculture of ones actively supporting the anorexi, where was discovered a low level of adaptation parameters. The found regularities of social-psychological adaptation of personality of halflings in dependence on their belonging to different subcultures can be used with the aim of prophylactics of disadaptational appearances and for preparation of psycho-correctional programs. They have prominent meaning for practical psychologists in the consulting activity in rehabilitation centers and educational institutes.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур»

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ СУБКУЛЬТУР

Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Е-таН: iv.999@list.ru

Статья посвящена проблеме социально-психологических и индивидуальных составляющих адаптационной готовности личности подростков с точки зрения влияния на неё современных молодежных субкультур. Рассмотрены современные подходы к явлению социально-психологической адаптации, адаптационной готовности личности. Представлен анализ характеристик особенностей адаптации личности на примере подростков разных субкультур: геймеров, футбольных фанатов и подростков, активно поддерживающих анорексию. Обнаружено, что адаптационные характеристики личности подростков разных субкультур имеют значимые различия, что выражается в определенных особенностях адаптации личности, ее качественно-количественных показателях. Отмечается достаточно высокий уровень адап-тированности личности у футбольных фанатов и более низкий в других группах. Сюда следует особо отнести субкультуру активно поддерживающих анорексию, где выявлен низкий уровень параметров адаптации. Выявленные закономерности социально-психологической адаптации личности подростков в зависимости от их принадлежности к той или иной субкультуре могут быть использованы для профилактики дезадаптационных проявлений и подготовки психокоррекционных программ. Они имеют существенное значение для практических психологов в консультативной деятельности в реабилитационных центрах и общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: подростковые и молодежные субкультуры, индивидуальная и социально-психологическая адаптация, адаптационные возможности личности, адаптационная готовность.

Р01: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-308-313

В настоящее время в российском обществе проблема влияния различных субкультур на личность подростков и молодых людей становится всё более актуальной. Различные субкультуры сегодня привлекательны как для подростков, так и для более старших возрастов и достаточно широко, активно распространяются. Учитывая подобные тенденции и то, что субкультуры сегодня включают в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся молодежью (подростками) в качестве нормативных, возникает интерес к данной проблематике в социально-психологическом аспекте, а именно - с точки зрения адаптационных параметров личности.

К изучению индивидуальных и социально-психологических характеристик адаптации лич-

ности в настоящее время обращаются многие исследователи. По мнению А. Л. Журавлева, повышение адаптированности личности существенно связано с процессом социально-психологической адаптации, когда она стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности [1]. Проблематика адаптационной готовности личности, её индивидуальных и социально-психологических составляющих многоаспектна и рассматривается современными учеными во взаимосвязи с различными социальными явлениями.

М. В. Григорьева, рассматривая проблему адаптации личности с точки зрения адаптационной готовности, считает, что она происходит в форме активного взаимодействия со средой. Автор определяет данное явление как развивающий процесс, т.е. результат оптимального и динамичного соотношения требований личности и возможностей окружающей среды [2].

Р. М. Шамионов раскрывает проблему адаптационной готовности личности в аспекте соотношения толерантности к неопределенности. Исследователь определяет адаптационную готовность как интегральное образование, которое включает представления о собственной способности к приспособлению, установки отношения к своим возможностям по совладанию с возникающими трудностями в процессе взаимодействия с другими субъектами [3].

С. В. Фролова в своей работе рассматривает социально-психологические аспекты изучения адаптационного потенциала лиц с эмиграционными намерениями и приверженных своей стране. Ученый показывает роль низкого уровня социокультурной интегрированности образной сферы личности в построении жизненных стратегий через эмиграцию и отмечает различия ряда показателей социально-психологической адаптации у лиц с эмиграционными намерениями и приверженных своей стране [4].

Е. Е. Бочарова полагает, что адаптационная готовность является не только результатом слож-

ного взаимодействия внешних и внутренних факторов, но и представляет собой интегральный эффект разноуровневой интеграции регуляторных подсистем личности [5].

С. К. Летягина, анализируя индивидные, психолого-педагогические, социально-психологические, личностные и социальные факторы, влияющие на адаптационные составляющие, рассматривает различные формы подростково-юношеских девиаций [6].

В нашем исследовании приведен сравнительный анализ характеристик социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в течение нескольких лет. Мы выявили, что параметры социально-психологической адаптации и стрессоустойчивость личности являются существенным фактором повышения адаптационного потенциала [7]. При изучении взаимосвязи социальной компетентности личности и её адаптационной возможности в студенческой выборке установлено, что социальная компетентность личности, включающая оптимистичность, устойчивость к стрессам, непосредственность в общении, самоконтроль и работоспособность, низкую агрессивность, является основанием для социально-психологической адаптации [8]. В другом исследовании рассматриваются проблематика адаптационной готовности личности, ее основные социально-психологических параметры и синдром эмоционального выгорания у специалистов стрессогенных профессий [9].

Особую актуальность сегодня имеет проблема индивидуальных и социально-психологических составляющих адаптационной готовности личности подростков в аспекте явлений массового сознания. Как отмечает Е. Л. Омельченко, подростковая субкультура - это особая сфера культу -ры в социальной группе с собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями, способом поведения, общения, проведения досуга, представлениями о мире, воплощенными в особом молодежном образе жизни [10]. В отличие от всех других возрастных групп, подростки более субкультуральны. В. Т. Лисовский считает, что они чаще интегрированы в субкультурные группы, нежели взрослые, в связи с желанием избежать недружелюбия мира взрослых и поисками дружеских контактов, привязанностей, понимания ровесников [11]. Таким образом, возможность социально адаптироваться в современном обществе для молодых людей представляет определенную трудность.

Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение социально-психологических

и индивидуальных адаптационных составляющих личности на примере подростков разных субкультур.

Методика

В качестве методов, направленных на изучение адаптационных параметров личности подростков, использованы опросник социально-психологический адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и тест Мини-Мульт (сокращенный вариант опросника ММР1 - «Миннесотского многомерного личностного опросника»), состоящий из 71-го утверждения, отражающий индивидуально-психологические особенности адаптации личности. Для статистической обработки данных применен ¿-критерий Стьюдента. Выборку исследования составили подростки, представители трёх субкультур: 30 испытуемых представляют субкультуру футбольных фанатов, 30 подростков - геймеров и 30 представителей субкультуры, активно поддерживающих анорексию. Всего в исследованиях участвовало 90 испытуемых в возрасте от 13 до 15 лет.

Результаты и их обсуждение

Анализ социально-психологических адаптационных составляющих личности показывает, что у футбольных фанатов сравнительно высокие баллы по шкале «адаптивность» (среднее арифметическое значение - 162,3 балла). У 50% испытуемых результаты в пределах нормы, и у 50% они находятся на уровне выше среднего. Показатели дезадаптивности у 45% представителей данной субкультуры низкие и ниже среднего (среднее значение - 101 балл), только у 10% отмечаются высокие значения дезадаптивности. Такая характеристика адаптации как «принятие себя» находится в данной группе на достаточно высоком уровне (среднее значение - 55,2 балла), у 70% подростков выявлены высокие показатели, у 30% -средние значения. По шкале принятия других (21,6 балл) у 20% испытуемых выявлены высокие значения, у 55% подростков этот показатель в пределах нормы или ниже среднего (25%). Эмоциональный комфорт находится на достаточно высоком уровне, при средних значениях в группе 30,4 балла: у 70% футбольных фанатов выявлен высокий уровень по данной шкале, у 30% он средний. По шкале внутреннего контроля у 55% испытуемых обнаружены высокие значения, у 45% - средние (59,4 балла). Внешний контроль у 90% группы ниже среднего, у 10% низкий уровень при среднем значении 28,8 баллов. У 60% представителей субкультуры футбольных фанатов выявлен высокий уровень «доминирования», у 40% он средний (среднее значение 13 баллов).

Низкий уровень «ведомости» обнаружен у 30% испытуемых, а у 70% он ниже среднего, среднее значение данного показателя - 10,5. Бегство от проблем находится на высоком уровне у 20%, у 65% обнаружены средние значения и низкие у 15% (20 баллов). Исходя из результатов, у под-ростков-футбольных фанатов высокие значения отмечены по следующим шкалам: адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт и доминирование.

В группе геймеров показатель адаптивности находится на уровне ниже среднего при среднем значении 118,9. Так, у 15% испытуемых обнаружен высокий уровень, для 65% характерны значения в пределах нормы и ниже среднего и у 20% выявлен низкий уровень адаптивности. У 30% подросков-геймеров выявлен высокий уровень дезадаптивности, у 60% - средний и у 10% низкий при среднем значении в группе 119,8. Такая характеристика адаптации, как «принятие себя» находится на высоком уровне у 45% подростков и в пределах нормы у 55% представителей данной субкультуры при среднем значении 51,9. У 15% испытуемых выявлены высокие значения показателя «непринятия себя», у 85% они средние и ниже среднего (среднее арифметическое значение - 23,2). У 35% респондентов высокий уровень параметра адаптации «принятия других», у 45% он средний и у 15% - низкий при среднем значении 22,3. Показатель «непринятие других» находится в пределах нормы у 60% испытуемых и у 35% он высокий, среднее значение в группе - 23,2. По шкале «эмоционального комфорта» средние показатели в группе составляют 25,5 балла, что в целом находится в пределах нормы: 25% подростков показали высокие результаты, 55% средние и у 20% они низкие. По шкале «эмоционального дискомфорта» у 25% опрошенных подростков-геймеров высокий уровень дискомфорта в эмоциональной сфере, у 65% он находится в пределах нормы и лишь у 10% обнаружен низкий уровень при среднем значении в группе 24,4. Адаптационные характеристики, отражающие способности к доминированию, находятся в пределах нормы у 80% испытуемых, у 20% выявлены низкие значения (среднее значение в группе 10,1). По шкале «ведомость» у 25% испытуемых отмечен высокий уровень, и у 75% он находится в пределах нормативных значений (19,2 балла). Бегство от проблем как важная характеристика социальной адаптации находится на высоком уровне у 70% подростков и у 30 % в пределах нормы, общие значения в группе составили 20,3 балла. Высокие значения в группе геймеров отмечены по следующим параметрам адаптации: принятие себя, внутренний контроль, ведомость и эскапизм.

В субкультуре подростков, поддерживающих анорексию, средние значения по шкале «адаптивности» составили 96,1 балла, её низкий уровень выявлен у 40%, средний - у 50% и только у 10% испытуемых обнаружены высокие значения. Высокий уровень дезадаптивности у 55% подростков и у 45% этот показатель находится в пределах нормы (среднее арифмитическое значение - 134,4). Такая характеристика адаптации как «приятие себя» находится на высоком уровне лишь у 10%, у 35% выявлен средний уровень и у 45% испытуемых обнаружены низкие значения (среднее значение в группе 23,3). По шкале «непринятие себя» 60% испытуемых показали высокие значения и 40% - средние (среднее значение - 31,7). Для 50% представителей данной субкультуры характерен высокий уровень показателя «принятие других» и у 50% он имеет средние значения (среднее значение - 27). Показатель «непринятие других» находится в пределах нормы у 75% испытуемых, у 10% выявлены высокие значения и у 15% - низкие (17 баллов). Адаптационные способности, отражающие уровень «эмоционального комфорта» в этой группе подростков в пределах средних значений (18 баллов), что близко к низким значениям, лишь у 5% высокие показатели, у 50% - средние и у 45% низкий уровень эмоционального комфорта. По шкале «эмоционального дискомфорта» у 50% испытуемых выявлен высокий уровень и у 50% - средний (29,5 балла). Значения по шкале «внутреннего контроля» у данной группы в среднем составили 33,6 балла, что характерно для среднего уровня большинства подростков данной субкультуры. Низкий уровень внешнего контроля у 50% испытуемых, у 50% он средний (средние значения - 18,4). У 80% подростков такой показатель социально-психологической адаптации, как «доминирование», средний, у 20% - низкий (среднее значение - 10,1). По шкале «ведомость» у 35% испытуемых выявлены высокие значения и у 65% - средние (17 баллов). Такая составляющая социально-психологической адаптации, как «эскапизм», у 70% подростков высокая и у 30% находится в пределах нормы (среднее арифмити-ческое значение - 24).

В процессе исследования выявлены значимые статистические различия между группами футбольных фанатов и геймеров по таким параметрам, как дезадаптивность, принятие себя, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, доминирование, эскапизм (у всех значений р < 0,01). Выявлены значимые различия между группами геймеров и субкультуры, поддерживающей анорексию, по параметрам: адаптивность, дезадаптивность, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль (р < 0,01). Также выявлены

статистически значимые различия между группами субкультуры, поддерживающей анорексию, и футбольных фанатов по параметрам: принятие других (p < 0,01), непринятие других (p < 0,01), доминирование (p < 0,05). Представители субкультуры геймеров по сравнению с футбольными фанатами обладают более низким уровнем социально- психологических составляющих адаптации. В то же время адаптационные возможности субкультуры подростков, поддерживающих анорексию, значительно ниже, чем в субкультурах геймеров и футбольных фанатов.

Далее изучены индивидуальные адаптационные параметры личности подростков, придерживающихся различных субкультур, на основании теста Мини-Мульт (результаты выражены количественно в виде средних значений шкал и интерпретированы). Выявлены следующие значимые статистические различия у представителей субкультур футбольных фанатов и геймеров по шкалам: ипохондрия, депрессия, истерия, пара-нойяльность, психастения, шизоидность (у всех значений p < 0,01). У геймеров и поддерживающих анорексию выявлены различия по шкалам ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия и гипомания (p < 0,01). Существуют различия у поддерживающих анорексию и футбольных фанатов по шкалам: коррекция, паранойяльность, шизоидность (p < 0,01). Качественный анализ шкал показывает, что футбольным фанатам свойственны следующие характеристики: стремление к самоутверждению, позитивный эмоциональный фон, уверенность в себе, повышенная активность. Их мотивация направлена на достижение результата и отстаивание личных прав, реакция на стресс достаточно устойчивая, но активность не всегда целенаправленна. Однако стоит отметить, что для данной субкультуры характерны неустойчивое настроение, отчасти пренебрежение к принятым в обществе нормам поведения. В зависимости от уровня активности это пренебрежение может проявляться в агрессивных реакциях. Протест против принятых норм может ограничиться семьей и ближайшим окружением, но может быть и более масштабным.

У подростков, активно поддерживающих анорексию, диаметрально противоположные характеристики - сниженные индивидуальные адаптационные способности, по сравнению с субкультурой футбольных фанатов. Они не уверены в себе, им нужны поддержка и понимание из-за чувства страха перед неопределенностью. Как следует из расположения профиля и значений шкал, подверженность личности испытуемых стрессовому воздействию повышает ее невротизацию, при длительном эмоциональном

напряжении возможно развитие депрессии, ухудшение самочувствия, здоровья, снижение активности и в целом - проблемы социальной адаптации.

У геймеров адаптационные способности находятся на среднем уровне по сравнению с двумя другими группами. Они склонны к колебаниям настроения, нуждаются во внимании и поддержке, изменении мотивационной направленности, повышении адаптационного потенциала, как и те, кто поддерживает анорексию. У геймеров повседневные радости и горести не вызывают эмоционального отклика, но они, как и футбольные фанаты, могут проявлять агрессивность, достаточно возбудимы и чувствительны. Это свидетельствует о том, что каждая субкультура имеет отличительные особенности, влияющие на индивидуальные и социально-психологические характеристики адаптации.

У футбольных фанатов особенностью адаптации является высокий уровень эмоциональности и враждебности, им свойственно принятие себя, но большая их часть не принимают других людей. У этих подростков эмоциональный комфорт в сочетании с доминированием личности и, соответственно, ведомость на низком уровне. Им менее всего свойственен эскапизм, что является важнейшим показателем хороших адаптивных возможностей. Кроме того, для них характерны соревновательность, некоторое упрямство, увлеченность, стремление лидировать, повышенное чувство независимости и социальная активность, но и достаточная поверхностность и неустойчивость интересов, им не хватает выдержки. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому у них частые конфликты с окружающими.

Геймеры медленнее приспосабливаются и плохо переносят смену обстановки; общей их чертой является сочетание эмоциональной холодности и отчужденности в межличностных контактах с повышенной чувствительностью. Это создает трудности для быстрой эффективной адаптации, поэтому возможны риски нарушений адаптации.

Поддерживающие анорексию в основном не принимают себя, они эмоционально дискомфортны, скорее предпочитают быть ведомыми, нежели доминировать, уходят от проблем. Из-за неуверенности в себе, чувства страха перед неопределенностью у них отмечается явная потребность в поддержке и понимании. Подверженность личности испытуемых стрессовому воздействию усиливает ее невротизацию, а при длительном эмоциональном напряжении возможны развитие депрессивных тенденций в психике, ухудшение общего самочувствия и

здоровья, ограничение активности, контактов и значительные трудности социальной адаптации.

Выводы

В результате количественного и качественного анализа социально-психологических и индивидуальных адаптационных составляющих личности можно сказать, что более высокий уровень адаптационных параметров личности у подростков, принадлежащих к субкультуре футбольных фанатов. Далее следует подростки-гей-меров, адаптационный потенциал которых снижен и риск дезадаптации сохраняется. Самый низкий уровень параметров социально-психологической и индивидуальной адаптации обнаружен у подростков, активно поддерживающих анорексию. Для снижения риска дезадаптации склонных к анорексии подростков, а также геймеров в работе с ними нужно использовать индивидуальный подход и подготавливать соответствующие пси-хокоррекционные программы, исходя из уровня имеющихся проблем.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10624).

Список литературы

1. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.

2. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259-263.

3. Шамионов Р. М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности лично-

сти к изменениям // Вестн. Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 28-39.

4. Фролова С. В. Адаптационный потенциал личности с эмиграционными намерениями : конфликт образной сферы и желаний с реальностью // Конфликты в современном мире : международное, государственное и межличностное измерение : материалы V Междунар. науч. конф. / отв. ред. Ю. О. Бронникова, Л. В. Мясникова, Т. Г. Фирсова. 2016. С. 730-734.

5. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45-51.

6. Летягина С. К. О социально-психологических факторах формирования деликвентного поведения в юношеском возрасте // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 3-4. С. 31-36.

7. Малышев И. В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 157-163.

8. Малышев И. В., Ручин В. А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4. С. 355-361.

9. Малышев И. В. Взаимосвязь адаптационной готовности личности и эмоционального выгорания у представителей стрессогенных профессий // Современные исследования социальных проблем : электр. науч. журн. 2016. № 8 (64). С. 123-132.

10. Омельченко Е. Подростковые культуры и субкультуры. М., 2000. 295 с.

11. Лисовский В. Т. Социология молодежи : учебник. СПб., 1996. 335 с.

Образец для цитирования:

Малышев И. В. Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 308-313. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-308-313.

Pecularities of Social-psychological

and Individual Adaptational Characteristics

of Personality of Halflings of Different Subcultures

I. V. Malyshev

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: iv.999@list.ru

The paper is devoted to the problem of social-psychological and individual components of the adaptational readiness of personality of halflings from the view point of the influence to it of nowadays youth subcultures. Modern approaches to the phenomena of social-psychological

adaptation and adaptational readiness of personality are considered. An analysis of the characteristics of peculiarities of personality by examples of halflings of different subcultures, namely, of halflings-gamers, football fans and of belonging to anorexia, is given. In particular, it is found that the adaptational possibilities of personality of halflings of different subcultures have prominent differences, this is expressed as certain peculiarities of personality adaptation, and its quality-quantitative indicators. Quite high level of adaptability of personality of football fans and low level of adaptability among halflings from other groups, are indicated. Here especially belongs the subculture of ones actively supporting the anorexi, where was discovered a low level of adaptation parameters. The found regularities of social-psychological adaptation of personality of halflings in dependence on their belonging to different

subcultures can be used with the aim of prophylactics of disadaptational appearances and for preparation of psycho-correctional programs. They have prominent meaning for practical psychologists in the consulting activity in rehabilitation centers and educational institutes. Key words: halflings and youth subcultures, individual and social-psychological adaptation, adaptational possibilities of a personality, adaptational readiness.

Acknowledgment: The work was supported by the Russian Humanitarian Scientific Fund (project no. 15-06-10624).

References

1. Zhuravlev A. L., Sosnin V. A., Krasnikov M. O. Sotsial-nayapsikhologiya: ucheb. posobie [Social psychology: textbook]. Moscow, 2006. 416 p. (in Russian).

2. Grigoreva M. V. Ponyatiynyy apparat psikhologii ad-aptatsii lichnosti [Concept apparatus in psychology of personalitys adaptation]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 3, pp. 259-263(in Russian).

3. Shamionov R. M. Sootnoshenie tolerantnosti k neo-predelennosti i adaptacionnoy gotovnosti lichnosti k izmeneniyam (correlation between tolerance towards uncertainty and the persons adaptive readiness for change). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby nar-odov. Ser.: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2016, iss. 3, pp. 28-39 (in Russian).

4. Frolova S. V. Adaptatsionnyy potentsial lichnosti s emigratsionnymi namereniyami: konflikt obraznoy sfery i zhelaniy s realnostyu [Adaptation potential of a personality with emigartion intentions: conflict of image sphere and desires with reality]. In: Konflikty v sovremennom mire: mezhdunarodnoe, gosudarstvennoe i mezhlichnostnoe izmerenie. Materialy V Mezhdunar. nauch.konf. [Conflicts in modern world: international, state and interindividual dimension. Proceedings of V international scientific conference]. Moscow, 2016, pp. 730-734 (in Russian).

5. Bocharova E. E. Adaptatsionnaya gotovnost lichnosti k situatsiyam sotsialnykh izmeneniy [Adaptation readiness of personality to situations of social changes]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology , 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 45-51. (in Russian).

6. Letyagina S. K. O sotsialno-psikhologicheskih faktorakh formirovaniya delikventnogo povedeniya v yunosheskom vozraste [About socio-psyhologigal factors of formation of delinqent behaviour in juvenile age]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2009, vol. 2, iss. 3-4, pp. 31-36 (in Russian).

7. Malyshev I. V. Osobennosti sotsialno-psikhologicheskoy adaptatsii i stressoustoychivosti lichnosti starsheklass-nikov v usloviyakh menyayushchegosya obshhestva [Peculiarities of social and psychological adjustment and stress of personality high school students in a changing society]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 2, pp. 157-163 (in Russian).

8. Malyshev I. V., Ruchin V. A. Vzaimosvyaz sotsialnoy kompetentnosti i adaptatsionnyh vozmozhnostey li-chnosti studentov raznykh spetsialnostey [Correlation between social competence and adaptive capabilities of students of different specialities]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4, pp. 355-361 (in Russian).

9. Malyshev I. V. Vzaimosvyaz adaptatsionnoy gotovnosti lichnosti i emotsionalnogo vygoraniya u predstaviteley stressogennykh professiy [Relation of personalitys adaptative readiness and emotional burnout among representatives of stressful professions]. Sovremennye issledovaniya sotsialnyh problem: el. nauch. zhurn. (Modern Research of Social Problems: e-journal), 2016, no. 8 (64), pp. 123-132 (in Russian).

10. Omelchenko E. Podrostkovye kultury i subkultury [Youth cultures and subcultures]. Moscow, 2000. 295 p. (in Russian).

11. Lisovskiy V. T. Sotsiologiya molodezhi: ucheb. [Sociology of young people: textbook]. St. Petersburg, 1996. 335 p. (in Russian).

Cite this article as:

Malyshev I. V. Pecularities of Social-psychological and Individual Adaptational Characteristics of Personality of Halflings of Different Subcultures. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 308-313. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-308-313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.