Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества'

Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2052
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATIONAL CHARACTERISTICS / STRESS STEADINESS OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

Приведены данные сравнительного анализа характеристик социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности учащихся старших классов общеобразовательных школ в 2011, 2013 и 2015 гг. Описаны основные современные подходы к пониманию социально-психологической адаптации личности и явлений с ней связанных. Применение методики «Опросник с социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника Мини-Мульт (MMPI), методов сравнительного анализа позволило выявить особенности адаптационного потенциала личности старшеклассников в меняющихся условиях жизни общества. Одним из существенных факторов адаптационного потенциала личности выступает стрессоустойчивость и характеристики её социально-психологической адаптации. Адаптационные возможности старшеклассников, исследуемых в 2015 г., отличаются в лучшую сторону от тех, которые изучались ранее. При этом обнаружены личностные особенности, снижающие адаптационные возможности в сложных условиях. Прикладной аспект проблемы может быть реализован при осуществлении мониторинга процесса адаптации личности в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Social and Psychological Adjustment and Stress of Personality High School Students in a Changing Society

The data of the comparative analysis of the characteristics of social and psychological adjustment and stress the individual pupils of the senior classes of secondary schools in 2015, 2013 and 2011. The basic modern approaches to the understanding of social and psychological adaptation of personality and phenomena associated with it. The application of the methodology«Social-psychological adaptation» by C. Rogers and R. Diamond, the Mini-Mult checklist (MMPI), the methods of the comparable analysis allowed to find the peculiarities of the adaptational potential of the personality of the senior pupils in the changing conditions of society. It is shown that on of the essential factors of the adaptational potential of a personality is the stress steadiness and and the characteristics of its social-psychological adaptation. The adaptational possibilities of the senior pupils investigated this time are better then before. At that the personal peculiarities that under complicated conditions low the adaptational possibilities are found. The applied aspect of the problem can be realized under the monitoring process of the adaptation of personality in the educational medium.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества»

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

И. В. Малышев

Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Россия Е-mail: iv.999@list.ru

Приведены данные сравнительного анализа характеристик социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности учащихся старших классов общеобразовательных школ в 2011, 2013 и 2015 гг. Описаны основные современные подходы к пониманию социально-психологической адаптации личности и явлений с ней связанных. Применение методики «Опросник с социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Дай-монда, опросника Мини-Мульт (ММР1), методов сравнительного анализа позволило выявить особенности адаптационного потенциала личности старшеклассников в меняющихся условиях жизни общества. Одним из существенных факторов адаптационного потенциала личности выступает стрессоустойчивость и характеристики её социально-психологической адаптации. Адаптационные возможности старшеклассников, исследуемых в 2015 г., отличаются в лучшую сторону от тех, которые изучались ранее. При этом обнаружены личностные особенности, снижающие адаптационные возможности в сложных условиях. Прикладной аспект проблемы может быть реализован при осуществлении мониторинга процесса адаптации личности в образовательной среде. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптационные характеристики, стрессоустойчивость личности.

й01: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-157-163 Теоретический анализ проблемы

Адаптационная проблематика в психологической науке в настоящее время важна на теоретико-методологическом уровне для решения прикладных задач социальной психологии личности, так как современная личность в условиях динамично меняющегося общества должна обладать рядом характеристик, предполагающих сравнительно эффективную и скорейшую адаптацию к разным воздействиям социальной среды. Наиболее актуальной становится проблема адаптационной готовности взрослеющей личности, а именно ее социально-психологической адаптации, стрессо-устойчивости, т. е. способности противостоять стрессам на раннем этапе социализации, в процессе учебы и по ее окончании. В этом отношении интерес представляют работы Г. Н. Каменевой [1], С И. Кудинова, С. С. Кудинова [2], С. М. Хам-мад [3] и др., определяющих адаптивность и как социально обусловленную способность личности,

и как психологическую устойчивость личности, и как способность к самодетерминации, самоосуществлению субъекта.

Психологический феномен адаптации личности, как полагает А. А. Реан, не должен сводиться только к социальному (внешнему) или эмоционально-психофизиологическому (внутреннему) факторам, но может рассматриваться как своего рода «эмансипация» этих двух взаимосвязанных факторов. Автор рассматривает адаптацию как активный процесс, включающий как изменение социальной среды, так и изменение самого себя [4]. А. Л. Журавлев под социально-психологической адаптацией понимает процесс, происходящий при изменении условий социальной среды, который связан с перестройкой, достройкой или коррекцией функциональных систем личности [5]. Важной стороной социально-психологической адаптации личности является её стрессоустой-чивость, которая, по мнению Б. Х. Варданяна, создает гармоничные отношения между всеми составляющими психической деятельности в эмоциогенной ситуации, содействуя успешному выполнению деятельности [6]. Стрессоустой-чивость во многом определяет адаптационные возможности личности, особенно с точки зрения соответствия требованиям социальной среды и успешности приспособления.

Современные исследователи указывают на важность изучения факторов, функций и видов адаптационной готовности в условиях образовательной среды. Р. М. Шамионов, исходя из анализа теоретических и эмпирических исследований учащихся старших классов и студентов, указывает на необходимость создания условий в образовательной среде, которые способствовали бы преемственности адаптации при переходе с одной ступени образования на другую [7]. Адаптационная готовность личности, считает Е. Е. Бочарова, представляет собой эффект разноуровневой интеграции регуляторных систем личности, а не только результат сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. В качестве системообразующего фактора, отвечающего за согласованность разных систем, выступает субъективное благополучие личности, обеспечивающее оптимальный уровень адаптационной готовности к ситуациям социальных изменений [8]. М. В. Григорьева отмечает наиболее значимые в структуре психологической готовности выпускника школы

субъектно-личностные качества. Исследователь выделяет когнитивные элементы, затрудняющие психологическую адаптацию на первых этапах обучения, отмечая противоречивую роль эмоциональных факторов в формировании психологической готовности старшеклассников [9].

В наших исследованиях адаптационных возможностей личности основной акцент сделан на проблеме её социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости. Проблема адаптации личности рассматривается в контексте преодоления ею сложных или стрессовых ситуаций. Хорошо адаптированная личность, как правило, выбирает наиболее эффективный копинг. У учащихся старших классов и студентов определена взаимосвязь характеристик адаптации личности и основных копинг-стратегий, намечены пути эффективного преодоления стрессовых ситуаций [10]. Существенное значение имеет проблема изучения адаптационного потенциала личности старшеклассников (будущих выпускников) в условиях меняющегося общества. Выпускники школ как взрослеющие личности и будущие социально активные участники жизни общества должны эффективно адаптироваться к разным условиям социальной и профессиональной среды. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение характеристик социально-психологической адаптации и устойчивости к стрессам старшеклассников в сравнении с предыдущими исследованиями [11].

Выборка, методы и методики исследования

В эмпирическом исследовании для изучения социально-психологической адаптации личности школьников применен «Опросник социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. При исследовании адаптационных особенностей личности и стрессоустойчивости учащихся старших классов использована методика Мини-Мульт. В выборку исследования вошли учащиеся 11-х классов средних школ Саратовской области - 58 человек (возраст 16-17 лет). В сравнительном анализе использованы результаты изучения адаптационных возможностей старшеклассников г. Саратова и Саратовской области, выполненного в 2011 и 2013 гг. (п = 101 человек, возраст - 16-17 лет).

результаты исследования и их обсуждение

На основании результатов проведенного исследования социально-психологической адаптации у 44% старшеклассников средний уровень адаптивности, у 56% - высокий. Среднее арифметическое значение адаптивности - 134. В 2013 г. у 50% учащихся был средний уровень адаптивности, у 29% - высокий и у 21% - низкий. Среднее значение показателя адаптивности - 107. В 2011 г.

у 70% учащихся старших классов отмечен средний уровень адаптивности, у 20% - высокий и у 10% - низкий. Среднее значение показателя - 114.

Можно отметить, что адаптивность старшеклассников выше в 2015 г., чем в 2011 и 2013 гг. Показатель дезадаптивности находится на среднем уровне у 64% старшеклассников, у 34% - низкий и только у 2% он высокий (среднее значение - 83). В 2013 г. у 42% старшеклассников был средний показатель дезадаптивности, у 58% - низкий (среднее значение - 61,2). В 2011 г. высокий показатель дезадаптивности был у 4% старшеклассников, у 12% - низкий и у 84% - он находился в пределах нормы (среднее значение -93,4). По результатам исследования 2015 г. можно сказать, что существуют низкие значения адаптивности у значительной части старшеклассников, а высокий ее уровень проявляется только у 2% учащихся.

Следующая важная составляющая адаптации личности «принятие себя» была на высоком уровне у 32% старшеклассников, на низком - у 2% и находится в пределах нормы у 66% школьников. У 48% испытуемых обнаружен средний уровень показателя «непринятие себя», у 46% - низкий и только у 6% высокий (среднее значение - 24). В предыдущем исследовании, в 2013 г., высокие значения показателя «принятие себя» у 52% испытуемых, на низком уровне - у 8% школьников и в пределах нормы - у 38%. Высокие значения показателя «непринятия себя» не были выявлены, у 54% испытуемых они низкие, у 46% - средние (среднее значение - 12,7). У 56% старшеклассников высокий уровень показателя «принятие других», у 34% он средний (среднее значение - 24,3). Интегральная характеристика «непринятие других» в пределах нормативных значений выявлена у 66% старшеклассников и у 34% - на низком уровне (среднее значение - 17). В 2013 г. у 29% школьников был выявлен высокий уровень характеристики «принятие других», у 54% - средний и у 16% низкий (среднее значение - 18,8). Интегральный показатель «непринятие других» у 37% учащихся находится в пределах нормы и у 63% - низкий (среднее значение - 13,5).

Адаптационные составляющие личности, характеризующие уровень «эмоционального комфорта», в 2015 г. на среднем уровне у 76% старшеклассников, у 20% - высокие и у 4% -низкие значения (среднее значение - 25,3). У 62% учащихся средний уровень «эмоционального дискомфорта», у 30% - низкий и у 8% - высокий уровень (среднее значение -17). Нормативные показатели характеристики (средний уровень) «эмоционального комфорта» в 2013 г. были выявлены у 63% учащихся старших классов, у 4% обнаружены высокие значения и у 24% - низкие (среднее значение - 16,8). У 71% старшеклассников был обнаружен средний уровень «эмоционального дискомфорта», у 12% выявлен низкий и у 17% - высокий уровень (среднее значение - 19,7).

Необходимо отметить, что адаптационные характеристики личности сегодняшних школьников в 2015 г. улучшились. «Внутренний контроль» как адаптационный показатель выявлен на высоком уровне у 28% школьников, у 72% - на среднем уровне (среднее значение - 56). У 54% учащихся

- средний уровень «внешнего контроля», у 42%

- низкий уровень (среднее значение -19,7). В 2013 г. у 13% учащихся был высокий показатель «внутреннего контроля», у 79% школьников -на среднем уровне (среднее значение - 38). У 38% старшеклассников был средний уровень «внешнего контроля», у 64% - низкий (среднее значение - 16,5). В 2015 г. у 24% учащихся старших классов высокий уровень «доминирования», у 64% был средним и у 24% - низким (среднее значение -10,5).

Показатель «ведомости» был низким у 16% учащихся, у 80% он находится на среднем уровне (среднее значение - 17). Следующая составляющая социально-психологической адаптации -«бегство от проблем» - имеет высокие значения только у 8% учащихся старших классов, у 82% - в пределах нормы и у 10% - низкий (среднее значение - 15,2). В результатах исследования 2013 г. у 25% школьников был высокий уровень «доминирования», у 71% - средний и у 4% - низкий уровень (среднее значение - 10,6). Низкий уровень «ведомости» выявлен у 84% старшеклассников, у 16% - в пределах нормы (среднее значение -8,3). Показатель «эскапизм» на высоком уровне был у 4% учащихся старших классов, а у 67%

- средний и низкий у 29% учащихся (среднее значение - 11,8).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень социально-психологической адаптации личности старшеклассников в 2015 г. можно определить как хороший (выше среднего

Социально-психологическая адап

уровня). Влияние на адаптационные характеристики школьников оказывают все известные параметры адаптации личности, которые в данном случае имеют нормативные показатели или близкие к высоким значениям. Видно, что такой существенный интегральный параметр, как «адаптивность» у большинства школьников в целом хороший и находится на более высоком уровне, чем раньше. Интегральные показатели адаптации «эмоциональный комфорт» и «дискомфорт», в сравнении с исследованиями 2011 и 2013 гг. отличаются в лучшую сторону. Определены статистически значимые различия (табл. 1) между результатами исследований 2011 и 2015 гг. по таким характеристикам адаптации личности, как «адаптивность», «эмоциональный комфорт», «принятие себя», «непринятие себя», «внутренний контроль» и «доминирование».

Помимо этого выявлены статистически значимые различия (табл. 2) между результатами 2013 и 2015 гг. по таким показателям адаптации, как «адаптивность», «дезадаптивность», «принятие себя», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональный комфорт», «эмоциональный дискомфорт», «внутренний контроль», «ведомость» и «эскапизм». Результаты сравнительного анализа в полной мере говорят о том, что уровень социально-психологической адаптации личности старшеклассников за два года несколько изменился в лучшую сторону -со среднего уровня до хорошего. Не исключено, что некоторые интегральные параметры могут являться сдерживающим фактором адаптации личности школьников и во многом связаны со способностью быстро адаптироваться к внешним условиям среды, с индивидуально-психологическими особенностями (резистентностью к стрессам), т. е. при неблагоприятных условиях

Таблица 1

щя учащихся школ 2011 и 2015 гг.

Параметры Уровень адаптации Г-критерий Стьюдента Степень значимости

2011 г. 2015 г,

Адаптивность 114 134 -4,8 0,0

Дезадаптивно сть 93 83 1,5 0,12

Принятие себя 38 47 -3,7 0,0

Непринятие себя 18 15 2 0,03

Принятие других 23 24 -0,1 0,8

Непринятие других 17 17 0,1 0,9

Эмоциональный комфорт 20 25 -3,5 0,001

Эмоциональный дискомфорт 16 17 -0,3 0,7

Внутренний контроль 47 56 -3,9 0,0

Внешний контроль 22 20 1,1 0,2

Доминирование 8 10 -2,5 0,01

Ведомость 18 17 0,9 0,3

Эскапизм 17 15 1,8 0,06

Таблица 2

Социально-психологическая адаптация учащихся школ 2013 и 2015 гг.

Параметры Уровень адаптации ¿-критерий Стьюдента Степень значимости

2013 г. 2015 г,

Адаптивность 107 134 -5,6 0,0

Дезадаптивность 61 83 -3,2 0,002

Принятие себя 40 47 -2,8 0,005

Непринятие себя 12,6 15 -1,2 0,2

Принятие других 19 24 -3,2 0,002

Непринятие других 13 17 -2,5 0,01

Эмоциональный комфорт 17 25 -6,2 0,0

Эмоциональный дискомфорт 20 17 2,1 0,03

Внутренний контроль 37 56 -9,1 0,0

Внешний контроль 16 20 -1,5 0,1

Доминирование 10 10 -1 0,2

Ведомость 8 17 -7,4 0,0

Эскапизм 12 15 -3,5 0,0

социальной (образовательной) среды они могут ухудшиться.

По окончании обработки результатов исследования по опроснику Мини-Мульт данные были обобщены и наглядно представлены в виде средних значений шкал (рисунок). При изучении адаптационных параметров личности и ее устойчивости к стрессам у старшеклассников обнаружены следующие характерные особенности: позитивное настроение, эмоциональная насыщенность получаемых переживаний, преимущественно с позитивной окраской, яркость эмоциональных проявлений, впечатлительность, восторженность чувств, умение подражать, богатство мимики и интонаций. При этом возможно возникновение чувства враждебности и обиды по отношению к окружающим, стремление не уступать им своих позиций и отстоять право на самостоятельность в принятии решений. Мотивация в основном направлена на достижение целей и отстаивание

своих прав. Преобладает уверенность в успехе, самооценка несколько завышена. Реакция на стресс связана с недостаточно серьезным отношением к имеющимся проблемам, активность в данном случаи не всегда целенаправленна. Характерна устойчивость к стрессу с умением использовать накопленный опыт. В стиле межличностного поведения преобладает общительность, которая проявляется в широком спектре знакомств. Также существуют критический настрой по отношению ко мнению окружающих, организаторские тенденции и стремление к лидерству. Испытуемые могут быть недостаточны терпимы к критике в свой адрес. У них есть гибкость в построении отношений с людьми с тенденцией придавать большое значение своей социальной позиции, умение легко вживаться в разные социальные роли. В то же время они стремятся избежать большой ответственности и умеют соблюдать свои интересы. К их характерологическим особенностям можно

----профиль 2013 г._ 2011 г. _._._2015 г.

Шкалы: Ь - искренность, Р - достоверность, К - коррекция, 1 - ипохондрия, 2 - депрессия, 3 - истерия, 4 - психопатия, 6 - паранойяльность, 7 - психастения, 8 - шизоидность, 9 -гипомания

Профили личности старшеклассников в 2011, 2013 и 2015 гг.

отнести оптимистический настрой, черты демонстративности, артистизм, тщеславие, высокую эмоциональность, склонность к риску, но есть и обидчивость, упрямство, подозрительность, негативна реакция на критические замечания. В профиле также наблюдаются и противоречивые черты личности. У испытуемых есть тенденция объяснять свои неудачи внешними обстоятельствами; собственная вина вытесняется из сознания, повышается невротизация и снижаются шансы благоприятного разрешения конфликтных ситуаций. В связи с этим возможны функциональные расстройства, ухудшение физического самочувствия в сложных ситуациях. Оптимальным условием адаптации для них является отсутствие формальных рамок, жесткого режима, занижающих самооценку индивида и возможность самовыражения. Этому способствуют организованность деятельности, её четкость и порядок, гибкость и отсутствие конфронтации со стороны окружающих, эмоциональная вовлеченность и широкий круг общения. При перенапряжении у школьников возможна дезадаптация в виде эмоциональной неустойчивости и функциональных нарушений.

В исследованиях 2011 и 2013 гг. личностных свойств адаптационного характера у старшеклассников обнаружены следующие особенности: впечатлительность, глубина переживаний, чуткость, неудовлетворенность, вдумчивость, склонность к грусти и переживаниям, связанным с неудачами. Исходя из их профиля, мотивация больше направлена на избегание неуспеха. Для личности также характерны соревновательность, аккуратность, обидчивость, упрямство, подозрительность, захва-ченность тем, что представляется важным в жизни, умение увлечь своими идеями других людей. В их реакции на стресс более преобладают страх и неуверенность с направленностью на мнения значимой личности или большинства, однако при умении использовать накопленный опыт им свойственна стрессоустойчивость. Также у испытуемых есть чувство справедливости, принципиальность, стремление быть лидером, негативное отношение к критическим замечаниям, память на обиды и некоторое упрямство. Для них характерны чувство независимости, индивидуализм, самобытность, оригинальность взглядов, необычность увлечений. При исследовании профиля школьников в 2011 г. мы обнаружили снижение адаптационных возможностей к психоэмоциональным нагрузкам, проявление раздражительности, повышение невро-тизации, а в 2013 г. - и депрессивные тенденции в профиле личности.

Анализ в течение трех лет личностных профилей испытуемых свидетельствует, что у них затруднены возможности быстрой социальной адаптации, из-за чего высок риск дезадаптации, а при длительном эмоциональном напряжении и неудачах в учебной деятельности возможно развитие депрессивного состояния в виде сниженного фона настроения (безразличие ко всему,

неверие в свои силы). В то же время, несмотря на более позитивные проявления адаптационного потенциала и стрессоустойчивости, в усредненном личностном профиле испытуемых 2015 г. обнаружены и негативные тенденции: это пики по 3-й и 5-й шкалам, отражающие черты демонстративности и склонности к образованию сверхценных идей (повышенной подозрительности, нетерпимости). В сложных стрессовых ситуациях такие индивидуально-психологические особенности усиливают риски дезадаптации личности. С учетом усиления внешних требований (учеба в школе, проблемы в семье) данные риски будут только возрастать.

Заключение

Таким образом, представленные результаты исследования социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности свидетельствуют о том, что старшеклассники средних школ по многим адаптационным составляющим в целом демонстрируют хороший или оптимальный уровень адаптационного потенциала. Исходя из результатов психологического анализа социально-психологических и индивидуальных характеристик профиля личности (Мини-Мульт) учащихся старших классов, обнаружены те особенности, которые в целом характеризуют ее устойчивость к стрессам и способность противостоять трудным, подчас экстремальным ситуациям. Так, уверенность в себе и успехе, позитивное настроение, активная социальная позиция личности, гибкость при взаимодействии с окружающими, чувство перспективы имеют решающее значение в скорейшей и эффективной адаптации. У значительной части учащихся адаптационные возможности к психоэмоциональным нагрузкам находятся на оптимальном уровне, они, в отличие от испытуемых 2011 и 2013 гг., в меньшей мере нуждаются во внимании и поддержке. В то же время в личностном профиле испытуемых - старшеклассников 2015 г. наблюдаются противоречивые тенденции, способные затруднить успешность адаптации или повысить риск дезадаптации в сложных ситуациях. В целом в профилях личности старшеклассников было обнаружено больше позитивных тенденций, способствующих эффективной адаптации и противодействию стрессам.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.

Библиографический список

1. Каменева Г. Н. Особенности социально-психологической адаптации студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 67-71.

2. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Проблемы толерантности и адаптивности личности в поликультурном обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 42-48.

3. Кудинов С. И., Хаммад С. М. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 26-31.

4. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

5. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.

6. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543.

7. Шамионов Р. М. Формирование адаптационной готовно-

сти старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 20-30.

8. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып 1. С. 45-51.

9. Григорьева М. В., Локаткова О. Н. Структура психологической готовности выпускников школ к взаимодействию с образовательной средой вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 103-108.

10.Малышев И. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 69-74.

11.Малышев И. В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 267-273.

Peculiarities of Social and Psychological Adjustment and Stress of Personality High School Students in a Changing Society

Ivan V. Malyshev

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: iv.999@list.ru

The data of the comparative analysis of the characteristics of social and psychological adjustment and stress the individual pupils of the senior classes of secondary schools in 2015, 2013 and 2011. The basic modern approaches to the understanding of social and - psychological adaptation of personality and phenomena associated with it. The application of the methodology «Social-psychological adaptation» by C. Rogers and R. Diamond, the Mini-Mult checklist (MMPI), the methods of the comparable analysis allowed to find the peculiarities of the adaptational potential of the personality of the senior pupils in the changing conditions of society. It is shown that on of the essential factors of the adaptational potential of a personality is the stress steadi-

ness and and the characteristics of its social-psychological adaptation. The adaptational possibilities of the senior pupils investigated this time are better then before. At that the personal peculiarities that under complicated conditions low the adaptational possibilities are found. The applied aspect of the problem can be realized under the monitoring process of the adaptation of personality in the educational medium.

Key words: social-psychological adaptation, adaptational characteristics, stress steadiness of personality.

References

1. Kameneva G. N. Osobennocty sotsial'no-psikhologich-eskoy adaptatsii studentov (Features of socio-psycholog-ical adaptation of students). Vestnik Rossiyskogo univer-siteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Ser. Psychology and Pedagogics), 2015, no. 1, pp. 67-71 (in Russian).

2. Kudinov S. I., Kudinov S. S. Problemy tolerantnosti i adaptivnosti lichnosti v polikul 'turnom obshchestve (Problems of tolerance and adaptability of personality in polycultural society). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Ser. Psychology and Pedagogics), 2014, no. 1, pp. 42-48 (in Russian).

3. Kudinov S. I., Hammad Suad M. Psikhologicheskaya uc-toychivost'lichnosti kak osnova samorealizatstii sub 'ekta (Psychological resilience of personality as a basis of subject's self-realization). Vestnik Rossiyskogo univer-siteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Ser. Psychology and Pedagogics), 2015, no. 1, pp. 26-31 (in Russian).

4. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika. (Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practics). St.-Petersburg, 2006. 479 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zhuravlev A. L., Sosnin V A., Krasnikov M. O. Sotsial 'naya psikhologiya: ucheb. posobie (Social psychology: the study guide). Moscow, 2006. 416 p. (in Russian).

6. Vardanyan B. Kh. Mekhanizmy regulyatsii emotsional 'noy ustoychivosti (Regularity mechanisms of emotional steadiness). Kategorii, printsipy i metody psikhologii. Psikh-icheskie protsessy (Categories, principles and methods of psychology. Psychical processes). Moscow, 1983. P. 542 (in Russian).

7. Shamionov R. M. Formirovanie adaptatsionnoy gotovnosti starsheklassnikov i studentov vuzov (Forming of senior pupils' and university students' adaptational readiness). Psikhologiya obucheniya (Educational psychology). 2013, no. 9, pp. 20-30 (in Russian).

8. Bocharova E. E. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti k situatsiyam sotsial'nykh izmeneniy (Personality's adaptational readiness to situation of social changes). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 45-51 (in Russian).

9. Grigor'eva M. V., Lokatkova O. N. Struktura psikholog-icheskoy gotovnosti vypusknikov shkol k vzaimodeystviyu s obrazovatel'noy sredoy vuza (Structure of graduate pupils' psychological readiness to collaboration with educational

environment of university). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2014, vol. 3, iss. 2, pp. 103-108 (in Russian).

10.Malyshev I. V. Vzaimosvyaz' sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti i koping-povedencheskikh strategiy uchashchikhsya i studentov (Interrelation between personality's social-psychological adaptation and students' coping-behavior strategies). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser.

Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2012, vol. 12, iss. 3, pp. 69-74 (in Russian).

11. Malyshev I. V. Adaptatsionnye vozmozhnosti vypusknikov shkol v usloviyakh izmenyayushchegosya obshchestva (School graduates' adaptive possibilities in conditions of changing society). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2013, vol. 2, iss. 3, pp. 267-273 (in Russian).

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИИ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ возможностями здоровья

Е. С. Гринина, Т. Ф. Рудзинская

Гринина Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Россия E-mail: elena-grinina@yandex.ru

Рудзинская Танзиля Фаатовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Россия E-mail: tanzilyaff@yandex.ru

Представлены результаты теоретико-эмпирического изучения проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе качественного анализа имеющихся в научной литературе данных выявлены основные тенденции в развитии детско-роди-тельских отношений в семье ребёнка с нарушениями психофизического развития. Для подтверждения теоретических выводов проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка. На основе применения комплекса психодиагностических методик («Методика диагностики родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина, методики «Фильм-тест» Р. Жиля, методики «Лики родительской любви» Е. С. Шефера и Р. К. Белла, теста «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) на выборке 30 умственно отсталых школьников и их родителей были выявлены неадекватность восприятия родителями своего ребенка, деструктивность, ригидность родительской позиции, напряженность внутрисемейных отношений. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке психологических программ, направленных на профилактику и коррекцию деструктивных форм детско-родительских отношений в семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка. Ключевые слова: семья, социализация, детско-родительские отношения, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, умственная отсталость, умственно отсталый ребенок.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-163-168 Введение

Качественные характеристики детско-родительских отношений являются важным фактором,

оказывающим влияние на все стороны развития ребенка. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются когнитивные функции ребёнка, происходит становление его личности, самооценки, усвоение морально-этических норм, образцов поведения, присвоение социальных ролей и т. д. В случае нарушения нормального хода психического развития, когда идет речь о детях с ограниченными возможностями здоровья, воздействие социальных факторов приобретает еще большую значимость. Чтобы не допустить социальную дезадаптацию детей с различными отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и др.), определить и устранить препятствия на пути их социальной интеграции, предупредить деструктивные межличностные взаимодействия с окружающими, имеет смысл исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретическое исследование проблемы

В современной науке признается, что семья является основой социализации человека. Социализация представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы [1]. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании [2].

В исследовании В. А. Друзя, А. И. Клименко, И. П. Помещиковой [3] отмечается, что специфика психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья ослабляет адаптивные возможности и затрудняет их социализацию в обществе. О. Н. Юлдашева [4] добавляет, что семейная социализация таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.