ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
| ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА І И СПОРТ
УДК 378.180.6:616-053.7-003.96:613.96
И. П. ФЛЯНКУ А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ВЗАИМОСВЯЗЬ
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА СИБГУФК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Представлена оценка влияния социально-гигиенических факторов на заболеваемость студентов 1-го курса, занимающихся спортом, в период адаптации к обучению в вузе. Ключевые слова: спортсмены, заболеваемость, адаптация, факторы образа жизни.
Известно, что популяционное здоровье формируется под влиянием многих факторов, в частности, поведенческих, биологических, геофизических, социальных, качества окружающей среды, организации медицинского обслуживания, из которых первостепенное значение имеют социальные факторы [ 1 ].
Образ жизни студенческой молодежи в настоящее время приобретает особое значение. От успешности формирования и закрепления в сознании студентов навыков здорового образа жизни зависят состояние их здоровья, успешность приобретения высшего образования, раскрытие потенциала личности. Данная
группа молодежи наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям и имеет основу для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечении здорового образа жизни [2, с. 35].
Здоровый образ жизни студентов предусматривает оптимальную организацию учебного процесса, отдыха, достаточную продолжительность сна, пребывание на свежем воздухе, целесообразный двигательный режим, преодоление вредных привычек, соблюдение режима и качественного состава питания, межличностное общение и поведение в коллективе [3].
Большинство студентов, занимающихся спортом, не ставит здоровье на первое место в ряду своих жизненных ценностей, основной направленностью жизнедеятельности для них становится достижение высокого спортивного результата [4].
В связи с этим изучение влияния социально-гигиенических факторов на здоровье студентов, занимающихся спортом, является актуальным.
Целью исследования явилось установление взаимосвязи социально-гигиенических факторов и здоровья студентов, занимающихся спортом, в период адаптации к новым условиям обучения в вузе.
Задачи исследования заключались в оценке влияния факторов, характеризующих напряженность спортивно-тренировочной деятельности, условия проживания, напряженность учебного процесса, здоровье и образ жизни на заболеваемость студентов, занимающихся спортом.
Исследование проводилось на базе кафедры спортивной медицины и гигиены СибГУФК. В исследовании приняли участие юноши 1-го курса циклических и ациклических видов спорта в количестве 110 человек, из которых мастеров спорта было 11%, кандидатов в мастера спорта — 22,7 %, юношей, имевших первый разряд — 43,6 %, второй разряд — 22,7 %. Средний возраст испытуемых составил 18,2 года.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: клинико-статистические, анкетирования, математической статистики.
Для выявления и анализа социально-гигиенических факторов, влияющих на здоровье студентов, занимающихся спортом, использовался метод анкетного опроса. Факторы условно были разделены на 4 группы: характеризующие напряженность спор-тивно-тренировочной деятельности, условия проживания, напряженность учебного процесса, здоровье и образ жизни. Данные заносились в специально разработанную «анкету опроса студента», содержавшую 38 реквизитов.
В качестве критериев, характеризующих здоровье студентов, были использованы показатели общей заболеваемости по обращаемости (медицинские карты ф. 22) Анализ состояния здоровья студентов проводился путём расчета показателей общей заболеваемости с применением Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра [5, 6].
Результаты обследования обрабатывались с помощью статистических функций компьютерной программы «Microsoft Excel 2000».
Данные настоящего исследования свидетельствуют, что для достижения высокого спортивного результата занимаются спортом 72,7 % первокурсников, для сохранения здоровья — 27,3 % опрошенных.
Установлено, что у 50,9 % спортсменов организм не успевает восстановиться до следующей тренировки, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Эмоционально-психологическое утомле-
ние отмечают 49,1 % опрошенных студентов, что связано с монотонным характером тренировочных занятий.
Участвуют в соревнованиях б и более раз в течение учебного года 68,2 % юношей. Количество учебнотренировочных сборов у 46,4 % студентов составляет
2 и более раз в течение учебного года. 40,0 % юношей имеют 5 и более тренировочных занятий в неделю,
3 — 4 раза в неделю тренируются 60 % юношей. Продолжительность тренировочного занятия составляет 2 и более часов у 88,2 % опрошенных.
В ходе исследования установлено, что питание является сбалансированным лишь у 50 % юношей, что является неблагоприятным фактом, если учитывать большой объем физической нагрузки, который выполняют студенты. При этом принимают пищу 4 — 5 раз в течение суток 25,5 % спортсменов, 2 — 3 раза—74,5 %, завтракают перед уходом на занятия — 67,3 % студентов, соблюдают режим питания — 29,1 % юношей. В рационе питания преобладают следующие продукты: картофель — 81,8%, хлебобулочные изделия — 75,5%, овощи — 72,2 %, мясные продукты — 70 %, молочные продукты — 64,5 %.
Важное место в структуре внеучебного времени студентов для восстановления умственной и физической трудоспособности занимает продолжительность сна [7]. На основании анкетного опроса выявлено, что у 63,6 % спортсменов продолжительность сна составляет 7 и менее часов в сутки, у 36,4 % — 8 и более часов в сутки.
Одним из наиболее значимых показателей отношения индивидуума к здоровью является субъективная оценка своего физического и психического состояния, который является важным дополнительным источником информации для полной и адекватной оценки состояния здоровья, как отдельного человека, так и различных групп населения [8]. Большинство опрошенных студентов дают хорошую оценку состояния здоровья (56,4 %), 27,3 % оценивают здоровье на отлично, 16,3%—удовлетворительно.
Неумение рационально использовать свободное время негативно сказывается на рациональном использовании режима дня, следствием чего являются нарушения в состоянии здоровья студентов [8]. В ходе анкетирования лишь 43,6 % опрошенных отметили, что умеют сочетать учебную и тренировочную деятельности. Следствием этого является напряженный характер режима дня и эмоциональные стрессы у большинства студентов, занимающихся спортом. На пребывание на свежем воздухе более 1 часа в сутки указали лишь 58,2 % юношей, причем 21,8% студентов пребывают на свежем воздухе, только по выходным дням.
Исследованиями установлено отрицательное влияние табакокурения и употребления алкоголя на здоровье. Их распространенность в молодежной среде не только не уменьшается, но имеет устойчивую тенденцию к росту [9]. Табак употребляют 19,1 % опрошенных, причем 11,8% указывают на сформировавшуюся привычку. Алкоголь употребляют 43,6 % юношей, из них: по особым случаям — 66,7 %, для снятия стресса и усталости — 25,0 %, нравятся вкусовые качества и чувство веселости — 20,8 % и 16,7 % студентов соответственно.
Ю. П. Никитиным с соавт. (1993), Н. К. Барсуковой с соавт. (1996) установлено влияние на здоровье жилищных условий и взаимоотношений в среде проживания. Выявлено, что совместно с родителями проживает
46,4 % студентов, отдельно проживают 53,6 % юношей. На отлично и хорошо оценили психологический климат
Таблица 1
Взаимосвязь социально-гигиенических факторов и заболеваемости у студентов 1-го курса СибГУФК, занимающихся спортом
Фактор Коэффициент корреляции Р
Количество соревнований 0,662 <0,05
Количество учебно-тренировочных сборов 0,458 <0,05
Количество учебно-тренировочных занятий 0,426 <0,05
Сбалансированность питания 0,519 <0,05
Продолжительность сна 0,501 <0,05
Усталость 0,439 <0,05
Место проживания 0,282 < 0,05
в бытовой среде 46,4 % и 42,7 % студентов, на конфликтные взаимоотношения указали 10,9 % опрошенных респондентов.
На состояние здоровье оказывает влияние уровень материального обеспечения, который характеризуется удовлетворенностью собственного достатка (Гурьянов М. С., 2002; Демина И. А., 2002). Большинство анкетированных спортсменов дали среднюю оценку своей материальной обеспеченности (54,5 %), высокую — 28,2 %, низкую — 17,3 % студентов.
По данным анкетирования, 66,4 % юношей ощущают усталость после занятий в вузе. При этом на умственную усталость указывают 31,8 % студентов, на физическую — 22,1%.
Два и более часа на подготовку к занятиям уделяют 45,5 % спортсменов. Из причин, влияющих на выполнение учебных заданий, были выделены следующие: занятия спортом — 56,4 %, окружающие —
45,5 %, большой объем получаемой учебной информации— 22,7 %.
Психологический климат в среде обучения большинство студентов оценили на отлично и хорошо — 47,3 % и 39,1 % соответственно, на конфликтные взаимоотношения указали 13,6 % юношей.
Таким образом, по итогам анкетного опроса у студентов была установлена высокая напряженность спортивной деятельности, которая характеризуется большим количеством соревнований и учебно-тренировочных сборов в течение учебного года, а также, учебно-тренировочных занятий в течение недели. Большинство студентов занимаются спортом для достижения высокого результата и указывают на монотонный характер учебно-тренировочных занятий, что на фоне недостаточного восстановления после больших по продолжительности и частоте повторения физических и эмоциональных нагрузок, негативно сказывается на состоянии здоровья.
У студентов были выявлены нарушения сбалансированности питания, снижение продолжительности сна, нерациональное планирование режима дня и недостаточное пребывание на свежем воздухе, при хорошей оценке состояния своего здоровья. Значительная доля студентов употребляет табак и алкоголь.
Наибольшее число студентов отметили хорошие взаимоотношения в бытовой среде и условия проживания, средний уровень материальной обеспеченности, ощущение усталости после занятий в вузе.
Для установления взаимосвязи между факторами и состоянием здоровья юношей, занимающихся спортом, в качестве результирующего признака исполь-зовался показатель заболеваемости по обращаемости I в течение года.
Уровень общей заболеваемости за календарный год у студентов, занимающихся спортом, составил 1508 случаев заболеваний на 1000 лиц данного возраста, у студентов, не занимающихся спортом — 1287 случаев заболеваний на 1000, что согласуется с данными литературы [2, с. 18—19].
Наибольшее влияние на здоровье студентов оказывают следующие факторы напряженности спортивной деятельности: количество соревнований, количество учебно-тренировочных занятий и учебно-трени-ровочных сборов. В группе факторов, характеризующих здоровье и образ жизни, значительное влияние на состояние здоровья студентов оказывают нарушение сбалансированности питания и продолжительности сна. Среди факторов, характеризующих условия проживания, наибольшее влияние на здоровье студентов оказывает отдельное проживание от родителей. В группе факторов, характеризующих напряженность учебного процесса, влияние на состояние здоровья юношей, занимающихся спортом, оказывает ощущение усталости после занятий в вузе (табл. 1).
Результаты данного исследования позволяют оценить влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов 1-го курса, занимающихся спортом, и разработать индивидуальные практические рекомендации с целью своевременного предупреждения нарушений здоровья студентов.
Библиографический список
1. Тюков, Ю. А. Официальная медицинская статистика как основа управления здоровьем населения: возможности и ограничения / Ю. А. Тюков, Е. В. Ползик // Экономика здравоохранения. — 2000. - №7. - С. 33-39.
2. Нефедовская, Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи /Л. В. Нефедовская; под ред. В. Ю. Альбицкого. — М.: Литтерра, 2007. — 189 с.
3. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения : монография/ И. А. Камаев [и др.]. - Н. Новгород: [б. и.], 2005. - 312 с.
4. Науменко, О. А. Опыт внедрения программы «Образование и здоровье» в Оренбургском государственном университете / О. А. Науменко, С. В. Нотова//Вестник Оренбург, ун-та. — 2005. — № 11. - С. 16-19.
5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр : пер. с англ. В 3 т. Т. I (Ч. 1.) — Женева : Медицина. — 2003. — 698 с. — (МКБ— 10).
6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр : пер. с англ. В 3 т. Т. I (Ч. 2). —Женева : Медицина. — 2003. — 633 с. — (МКБ-10).
7. Вайнер, Э. Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер // Валеология. — 1998. — № 3. — С. 17-23.
8. Максимова, Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи / Т. М. Максимова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002.— №2 — С. 40 —43.
9. Харисова, И. М. Комплексное медико-социальное исследование распространенности вредных привычек и их влияние на здоровье студентов : автореф. дис.... канд. мед. наук / И. М. Харисова. — М., 1991. — 23 с.
ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, и.о. доцента кафедры спортивной медицины и гигиены.
ФОМЕНКО Анатолий Александрович, магистрант кафедры спортивной медицины и гигиены. ПРИЕШКИНА Алёна Николаевна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.
РАЗГОНОВ Фёдор Иванович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2010 г.
© И. П. Флянку, А А. Фоменко, А. Н. Приешкина, Ф. И. Разгонов
УДК 794-05.07.071.2:797.2+ М. А. КИРЬЯНОВА
4(2.13:6(2.744.1 ц ^ КАЛИНИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПЛОВЦОВ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРА МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены особенности функционирования системы кровообращения спортсменов-пловцов с различным характером мышечной деятельности в покое и при постуральной нагрузке.
Ключевые слова: центральная гемодинамика, реовазография, спортсмены циклических видов спорта (пловцы), стайеры, спринтеры, смешанный тип.
Введение. Функциональные возможности мышечной системы не могут не интересовать и представителей большого спорта, и тех, кто занимается спортом на досуге; и это понятно, так как в итоге любая спортивная деятельность совершается при помощи мышц. Значение мускулатуры заключается уже в том, что на ее долю приходится значительная часть сухой массы тела. Так, у женщин мышцы составляют 30 — 35 % от общей массы тела, у мужчин — 42 — 47 %. Необходимость определения композиции мышечных волокон при выборе вида спорта и направленности физической тренировки ни у кого не вызывает сомнения [1].
В большой группе водных видов спорта, которая продолжает увеличиваться в результате появления новых видов: аквааэробики, синхронного плавания, женского водного поло, водных лыж и др., ведущее место занимает спортивное плавание. Чрезвычайная популярность плавания связана с фантастическим ростом рекордов в этом виде спорта. Это стало возможным в итоге проведения широкого комплекса исследований в плавании по биоэнергетике, биомеханике, гидродинамике, антропомоторике и др. [2,3].
В результате многолетних научных исследований в спортивном плавании сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны обобщенные модельные характеристики пловцов высокого
класса. В работах [2,4] и др. показано, что спортивные достижения в плавании во многом зависят от типа телосложения, пропорций конституционного типа, композиции мышечных волокон и т.д.
Достижение высоких спортивных результатов в плавании определяется высоким уровнем развития процессов энергообеспечения организма, а также способностью реализовывать свои аэробные и анаэробные потенции в условиях преодоления соревновательных дистанций [5, 6, 7]. Основой определения спортивной пригодности, разработки программ подготовки и педагогического контроля за реализацией потенциальных резервов организма служат модельные и нормативные характеристики, которые позволяют вести более строгий количественный и качественный учет показателей спортивной подготовленности [4, 8]. Одной из важнейших систем, определяющих функциональное состояние организма спортсмена, является сердечно-сосудистая. На этом основании нами было предпринято исследование основных показателей центральной и периферической гемодинамики в покое и при выполнении активной ортостатической пробы (АОП).
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в НИИ «Деятельности в экстремальных условиях» СибГУФК в период с ноября 2009 по март 2010 года. В исследовании приняли участие 52 квалифицированных спортсмена-пловца мужского пола (1-й разряд, кандидат в мастера спорта, мастер