Научная статья на тему 'Взаимосвязь регионального бюджета и рынка ценных бумаг в условиях инновационного развития региональной экономики'

Взаимосвязь регионального бюджета и рынка ценных бумаг в условиях инновационного развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / SECURITIES MARKET / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL BUDGET / TAX REVENUES OF THE REGIONAL BUDGET / DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна, Гаранина Светлана Александровна

В современных условиях экономического кризиса, вызванного нестандартными экономическими и неэкономически­ми факторами, и необходимости инновационного развития как детерминанты экономического роста возрастает потребность в изучении возможностей рынка ценных бумаг в наращивании финансовых ресурсов на региональном уровне, по­скольку в условиях низких цен на нефть, высокой ключевой ставки Банка России, уменьшения доходов и расходов бюджетов, в том числе и на инновационное развитие, возникает необходимость в иных перераспределительных инструментах, по­мимо бюджетных средств, особенно на региональном уровне. Взаимосвязи регионального бюджета и рынка ценных бу­маг в Российской Федерации исследованы в разрезе основных характеристик бюджета: доходов (а именно налоговых до­ходов), расходов (а именно на инновационное развитие) и дефицита региональных бюджетов. Установлено, во-первых, что связь «доходы регионального бюджета рынок ценных бумаг» является сложной, императивной связью, которая способствует углублению дифференциации регионов и не имеет стимулирующего воздействия на рынок ценных бумаг. Во-вто­рых, взаимосвязь «расходы регионального бюджета рынок ценных бумаг» не выявлена. С рынком ценных бумаг косвенно связаны инновационные расходы федерального бюджета (через акционерные общества с государственным участием и государственные корпорации), и эту связь можно охарактеризовать как неявную, но между тем способствующую развитию рынка ценных бумаг. В-третьих, взаимосвязь «дефицит регионального бюджета рынок ценных бумаг» является устойчивой связью как с точки зрения прямого, так и обратного воздействия: субфедеральные долговые ценные бумаги создают особый сегмент российского рынка ценных бумаг и формируют принципиально значимые для региона поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна, Гаранина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of the regional budget and securities market in the innovative development of regional economy

Today we have an economic crisis caused both by nonstandard economic and non-economic factors. In addition to that the innovative development becomes one of the defining factors of the economic growth. These two factors determine the growing need to understand the stock market’s possibilities to increase the financial resources at the regional level, because in conditions of low oil prices, high key rates of The Central Bank of the Russian Federation and the decreased planned budget incomes and expenses there is a need in new distribution tools grows, except for budget funding, especially on regional level. In Russia the relations between the regional budget and the stock market are learnt from the perspective of main budget attributes: the income (from taxes), the expenses (on innovations) and the deficit. It was determined that the “regional budget’s income stock market” relationship is complex imperative relationship that contributes in the regions differentiation and doesn’t stimulate the stock market. The second thing is that the “regional budget expenses stock market” relationship was not been determined yet. The stock market has indirect relationship with innovations expenses of the federal budget through joint-stock companies with the state participation and the state corporations. This relationship can be characterized as implicit but contributing to the stock market development. And the third thing is that the “regional budget’s deficit stock market” relationship is stable from both direct and backward interaction point of view: subfederal debt securities create the specialized segment of the Russian stock market and form the significant region’s income.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь регионального бюджета и рынка ценных бумаг в условиях инновационного развития региональной экономики»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 145-161.

УДК 336.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ*

И.Г. Горловская, С.А. Гаранина

В современных условиях экономического кризиса, вызванного нестандартными экономическими и неэкономическими факторами, и необходимости инновационного развития как детерминанты экономического роста возрастает потребность в изучении возможностей рынка ценных бумаг в наращивании финансовых ресурсов на региональном уровне, поскольку в условиях низких цен на нефть, высокой ключевой ставки Банка России, уменьшения доходов и расходов бюджетов, в том числе и на инновационное развитие, возникает необходимость в иных перераспределительных инструментах, помимо бюджетных средств, особенно на региональном уровне. Взаимосвязи регионального бюджета и рынка ценных бумаг в Российской Федерации исследованы в разрезе основных характеристик бюджета: доходов (а именно налоговых доходов), расходов (а именно на инновационное развитие) и дефицита региональных бюджетов. Установлено, во-первых, что связь «доходы регионального бюджета - рынок ценных бумаг» является сложной, императивной связью, которая способствует углублению дифференциации регионов и не имеет стимулирующего воздействия на рынок ценных бумаг. Во-вторых, взаимосвязь «расходы регионального бюджета - рынок ценных бумаг» не выявлена. С рынком ценных бумаг косвенно связаны инновационные расходы федерального бюджета (через акционерные общества с государственным участием и государственные корпорации), и эту связь можно охарактеризовать как неявную, но между тем способствующую развитию рынка ценных бумаг. В-третьих, взаимосвязь «дефицит регионального бюджета - рынок ценных бумаг» является устойчивой связью как с точки зрения прямого, так и обратного воздействия: субфедеральные долговые ценные бумаги создают особый сегмент российского рынка ценных бумаг и формируют принципиально значимые для региона поступления.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, региональная экономика, региональный бюджет, налоговые доходы регионального бюджета, инновационное развитие экономики.

RELATIONSHIP OF THE REGIONAL BUDGET AND SECURITIES MARKET IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

I.G. Gorlovskaya, S.A. Garanina

Today we have an economic crisis caused both by nonstandard economic and non-economic factors. In addition to that the innovative development becomes one of the defining factors of the economic growth. These two factors determine the growing need to understand the stock market's possibilities to increase the financial resources at the regional level, because in conditions of low oil prices, high key rates of The Central Bank of the Russian Federation and the decreased planned budget incomes and expenses there is a need in new distribution tools grows, except for budget funding, especially on regional level. In Russia the relations between the regional budget and the stock market are learnt from the perspective of main budget attributes: the income (from taxes), the expenses (on innovations) and the deficit. It was determined that the "regional budget's income -stock market" relationship is complex imperative relationship that contributes in the regions differentiation and doesn't stimulate the stock market. The second thing is that the "regional budget expenses - stock market' relationship was not been determined yet. The stock market has indirect relationship with innovations expenses of the federal budget through joint-stock companies with the state participation and the state corporations. This relationship can be characterized as implicit but contributing to the stock market development. And the third thing is that the "regional budget's deficit - stock market' relationship is stable from both direct and backward interaction point of view: subfederal debt securities create the specialized segment of the Russian stock market and form the significant region's income.

Key words: securities market, regional economy, regional budget, tax revenues of the regional budget, development of innovative economy.

* Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-12-55008.

© И.Г. Горловская, С.А. Гаранина, 2016

Введение. В нестандартных экономических условиях (углубления межгосударственных противоречий, экономических санкций, снижения цен на нефть на мировых рынках, резких колебаниях валютного курса) наблюдаются тенденции снижения объемов ВВП, бюджетных доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В то же время потребности структурной перестройки экономики, инновационного развития требуют увеличения финансовых ресурсов целевого назначения. В этих условиях представляется перспективным исследовать региональные бюджеты и рынок ценных бумаг (далее - РЦБ) в Российской Федерации с целью выявления взаимосвязей между ними; определить, как основные характеристики регионального бюджета влияют на развитие РЦБ. В данной работе выявлены и проанализированы взаимосвязи в контексте программ инновационного развития экономики России.

Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти для формирования стратегий и программ развития региональных РЦБ, стратегий и программ инновационного развития.

Обзор литературы. Настоящее исследование предполагает рассмотрение своеобразной триады: «региональный бюджет - РЦБ -инновационное развитие экономики». Анализ экономической литературы показывает, что исследованиям звена «инновационное развитие экономики - региональный бюджет» посвящено значительное число работ [1; 2]. Специальных работ, освещающих проблемы звена «РЦБ - инновационное развитие экономики», немного, но тем не менее в них раскрываются инструменты, способствующие реализации детерминанты роста экономики региона [3-6].

В современной научной литературе можно выделить несколько направлений, связанных с исследованием звена «бюджет (региональный бюджет) - РЦБ», однако они не равнозначны по охвату тематики и глубине анализа. Направление «налогообложение доходов и операций с ценными бумагами» развивалось в публикациях начиная с первых лет появления российского рынка ценных бумаг. В них были определены основные принципы налогообложения ценных бумаг. Авторы справедливо делали акцент на необходимости усиления регулирующей функции налогообложения [7]. Налогообложение исследовалось в разрезе сегментов финансового рынка [8], в разрезе инструментов РЦБ, доказывалась необходимость совершенствования налогообложения на рынке

ценных бумаг с точки зрения приведения способов налогообложения в соответствие с экономическим содержанием ценных бумаг и производных финансовых инструментов [9]. Но в основном в работах освещены практические аспекты применения действующего налогового законодательства в области ценных бумаг с точки зрения налогового планирования инвесторов и профессиональных участников РЦБ [10], реализации на практике принципа равенства прав, обязанностей и ответственности участников РЦБ с целью активизации их деятельности [11]. В зарубежной литературе исследователей интересуют вопросы влияния изменения ставок налогов на сделки с ценными бумагами [12; 13]. Это объясняется необходимостью совершенствования налогообложения, избежания двойного налогообложения доходов от операций с ценными бумагами.

Наиболее проработанными являются аспекты, касающиеся финансирования дефицитов бюджетов при помощи выпуска государственных, субфедеральных и муниципальных ценных бумаг [14]. Поскольку ценные бумаги для финансирования дефицитов бюджетов могли использовать не только Российская Федерация, но и субъекты Российской Федерации, в публикациях присутствовал региональный аспект. Теория долгового финансирования бюджетов разных уровней с помощью ценных бумаг рассмотрена в работах Б.И. Алехина. Он рассматривает выпуск государственных ценных бумаг как с позиции государства, так и с позиции инвестора [15]. Региональные особенности государственных ценных бумаг рассмотрены в публикациях Я.М. Миркина, который раскрывает цели эмиссии, выстраивает типологию региональных ценных бумаг [16, с. 187-201], и Т.Б. Берднико-вой, которая, определяя базовые характеристики региональных РЦБ, анализирует динамику и структуру субфедеральных займов в 19972007 гг. [17, с. 212-217]. А.П. Сырбу связывает возможность решения социально-экономических проблем региона и финансирования социально значимых инвестиционных проектов с эмиссией субфедеральных и муниципальных ценных бумаг. При этом автор определяет принципы, лежащие в основе выпуска и размещения таких ценных бумаг [18]. А. Табах отмечает «сезонность» эмиссий (практическое отсутствие размещений в первом квартале года), обращает внимание на активизацию регионов в плане привлечения долговых ресурсов в проекты развития [19]. М.В. Михайлов делает вывод о преимуществах облигационных займов по сравнению с банковскими кредитами [20, с. 17-19].

Специальные работы, посвящённые проблемам взаимосвязи РЦБ и бюджетов, малочисленны. Интересной в плане системного подхода представляется работа А.А. Мурынова, который исследует взаимосвязь «эмитент-инвестор-бюджет» и с точки зрения улучшения инвестиционной привлекательности субфедеральных и муниципальных займов предлагает использовать идентичные налоговые режимы для однородных финансовых инструментов [21]. Оценке роли РЦБ в увеличении доходов регионального бюджета посвящена работа А.Е. Миллера и А.А. Миллера, которые доказывают значимость создания региональных венчурных фондов для увеличения налоговых доходов региональных бюджетов [22].

Таким образом, несмотря на относительно высокую степень проработанности отдельных аспектов взаимодействия РЦБ и бюджетной системы, остаются малоизученными комплексные вопросы этого взаимодействия на региональном уровне в контексте инновационного развития экономики.

Гипотезы и методы исследования. Классическая теория финансов преимущественно рассматривает бюджетные отношения как отношения распределения и перераспределения ВВП; неоклассическая теория финансов исследует процессы финансирования и инвестирования на финансовых рынках, в том числе на РЦБ. Несмотря на различный теоретический и методологический инструментарий на практике существуют точки соприкосновения РЦБ и бюджетной системы. Их исследование актуально в целях инновационного развития региональной экономики в нестандартных экономических условиях.

Взаимосвязь РЦБ и бюджетов исследуется с точки зрения холистического подхода, который даёт возможность синтезировать цельный образ из фрагментов разных знаний, в данном случае - из разных теорий финансов. Это позволяет выявить основные точки взаимодействия регионального бюджета и РЦБ в контексте инновационного развития территорий. В качестве методов использовались статистические методы, контент-анализ; для конструирования и визуализации взаимосвязей использовалось UML-моделирование. В работе термины «регион» и «субъект Российской Федерации» используются как синонимы.

Представляется, что взаимосвязь регионального бюджета и РЦБ должна базироваться на принципах и учитывать специфические ограничения. К принципам следует отнести:

- принцип эффективного распределения и перераспределения финансовых ресурсов: и

бюджет, и РЦБ являются сферами перераспределения финансовых ресурсов; несмотря на то, что их внутренние принципы и инструменты различны, цель перераспределения сводится к наделению экономических субъектов с дефицитом финансовых ресурсов необходимыми средствами;

- принцип законности: взаимодействие строится в рамках действующего бюджетного, налогового и гражданского законодательства, в том числе предполагается соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации.

Ограничения вытекают из характеристики движения финансовых ресурсов в механизме РЦБ и бюджетном механизме: возмездное движение (обмен обязательств эмитента в форме ценных бумаг на деньги) и безвозмездное движение финансовых ресурсов при формировании и использовании бюджетного фонда.

Результаты исследования. Рассмотрим взаимосвязь регионального бюджета и РЦБ в разрезе основных характеристик бюджета, под которыми понимаются доходы, расходы и дефицит (профицит) регионального бюджета.

А. Взаимосвязь «доходы регионального бюджета - РЦБ». Эта взаимосвязь представляется наиболее сложной, поэтому остановимся на ней подробно.

Трёхуровневая налоговая система Российской Федерации, созданная по уровням управления, способствует централизации денежных потоков внутри страны в федеральном центре. В настоящее время блоки региональных и местных налогов формируются поимущественными и ресурсными налогами, из которых бюджетообразующими для регионов являются налог на имущество организаций и транспортный налог, для муниципалитетов - налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налоги, базы которых формируются доходами субъектов обложения, организованы в федеральный блок. Из них основными являются косвенные: налог на добавленную стоимость и акцизы, а также прямые: налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Только для налога на прибыль осуществлено закрепление налоговых доходов за регионами через налоговую ставку. Налоговые доходы по всем другим федеральным налогам распределяются в региональные и местные бюджеты посредством организации бюджетных норм и правил Российской Федерации.

Взаимосвязь региональных бюджетов и РЦБ в контексте формирования налогов региональных бюджетов можно представить в виде модели (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь «доходы регионального бюджета - РЦБ»

Рассматривая РЦБ с позиций неоклассической теории финансов, мы выделяем на нем следующие субъекты обложения: эмитенты, инвесторы, фирмы, обслуживающие РЦБ [23, р. 287-306].

Говоря об эмитентах, следует отметить, что эти субъекты налоговых отношений являются корпоративными организациями, имеющими, в основном, организационно-правовую форму акционерных обществ. Именно акционерные общества имеют правовые основания выпуска в обращение всех корпоративных ценных бумаг.

Глобализация рынков сбыта и мировой финансовой системы привела к сосредоточению органов управления и, следовательно, мест налоговой регистрации эмитентов, обращение ценных бумаг которых составляет львиную долю РЦБ Российской Федерации, в двух столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге. Концентрация эмитентов в столичных городах приводит к тому, что основная масса налоговых доходов бюджета, поступающих от эмитентов, собирается по месту их юридической регистрации - в Москве и Санкт-Петербурге. Так, по месту регистрации налогоплательщика-эмитента производится декларирование и уплата налога на добавленную стоимость, доля которого в налоговых доходах федерального бюджета 2014 г. составляла 55 % [24]. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений эмитентов производится уплата налога на прибыль (в пределах ставки в региональный бюджет), акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, НДФЛ, налога на иму-

щество организаций, земельного налога. Причём уплата налога на имущество организаций производится по месту регистрации филиала только в том случае, если филиал выделен на отдельный баланс. Страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, Федерального фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования эмитентом-страховщиком также уплачиваются по месту регистрации эмитента, а по месту регистрации филиала только в том случае, если это структурное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчётный счёт.

Таким образом, налицо слабая корреляция между бюджетами регионов и налоговыми доходами, формируемыми стратегическими эмитентами, зарегистрированными в столичных городах, но осуществляющими производственную деятельность на территории регионов. Тенденция усиления федеральной ветви власти, начатая кодификацией налоговой системы, продолжает сохраняться.

Инвесторы на региональном РЦБ занимают доминирующее положение - они осуществляют деятельность на территории региона, их экономическое поведение неразрывно связано с местом территориального присутствия. Поскольку налоговые доходы бюджетов преимущественно формируются за счёт налогов с доходов, постольку налоговые отношения региона и инвестора будут существовать только в случае получения доходов по операциям с ценными бумагами инвестором, зарегистрированным в данном регионе (для налоговых правоотношений - налоговыми резидентами).

Доходы по операциям с ценными бумагами участвуют в формировании налоговых баз только по прямым налогам - налогу на прибыль для организаций и НДФЛ. Для инвесторов доходы по операциям с ценными бумагами складываются из доходов, полученных от инвестиционных операций, или от владения ценными бумагами в виде дивидендов, и доходов, полученных от операций купли-продажи ценных бумаг, или реализационных доходов.

Налогообложение дивидендов, получаемых инвесторами - юридическими лицами осуществляется в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций», а дивидендов, получаемых физическими лицами, -в соответствии с правилами главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [25]. Особенностью налогообложения дивидендов, независимо от статуса получателя доходов, является возложение обязанности начисления, удержания и перечисления налога в бюджет лицом, выплачивающим дивиденды, т. е. эмитентом. Эмитент признается налоговым агентом в части налогообложения доходов в виде дивидендов. Поэтому налоги с дивидендов уплачиваются в регионе нахождения эмитента, но, в соответствии с правилами глав 23 и 25 НК РФ, закреплены только за федеральным бюджетом.

Налогообложение дивидендов, получаемых как юридическими, так и физическими лицами, осуществляется в следующем порядке. Налоговая база формируется по каждой операции получения дохода в виде дивиденда отдельно, при этом облагается разница между начисленной эмитентом суммой дивиденда и полученной эмитентом суммой дивидендов от его участия в других организациях в период начисления дивидендов. Таким образом достигается однократность обложения доходов от участия в организациях, налог с суммы дивидендов, которая прошла вторичное перераспределение, не уплачивается.

Ставка обложения дивидендов налогами -налога на прибыль для корпоративных инвесторов и НДФЛ инвесторов - физических лиц -равна с 1 января 2015 г. и составляет 13 %, до этого момента она была установлена в размере 9 % (к примеру, в Еврозоне эта ставка составляет 20 %) [26, р. 133]. С 2015 г. произошло выравнивание ставки налога для физических лиц, для дивидендов стала применяться общая ставка в 13 %, что ограничило стимулирующую функцию налогообложения в расширении круга частных инвесторов. Для корпоративных инвесторов ставка 13 % ещё является понижен-

ной относительно общей ставки в 20 %. Следует отметить, что сохраняются меры государственного стимулирования корпоративных инвесторов - мажоритариев. Для акционера, непрерывно владеющего на праве собственности не менее чем 50 % уставного капитала в течение 365 и более календарных дней, установлена льготная ставка налога на прибыль в размере 0 %.

Доходы, полученные от операций купли-продажи ценных бумаг, как и доходы от долевого участия в виде дивидендов, для корпоративных инвесторов облагаются по правилам главы 25 НК РФ, а для частных - по правилам главы 23 НК РФ. Однако порядок налогообложения полученных реализационных доходов корпоративных инвесторов отличен от обложения доходов частных инвесторов.

Корпоративные инвесторы самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на прибыль по доходам от операций купли-продажи ценных бумаг независимо от того, на каком - организованном или неорганизованном - рынке осуществлены операции, задействован или нет в этих операциях финансовый посредник. Налоговая база по доходам от операций купли-продажи ценных бумаг рассчитывается как сумма прибыли, полученная в виде разницы между продажной и покупной стоимостью ценных бумаг. При налогообложении текущая переоценка ценных бумаг, производимая корпоративными инвесторами в соответствии с действующими учетными стандартами, не учитывается. Расчет налоговой базы различен для обращающихся и необращающихся ценных бумаг. Обращающимися ценными бумагами для целей налогообложения признаются ценные бумаги, допущенные к обращению организатором торговли, имеющим на это право, обладающие рыночными котировками на протяжении не менее 3 месяцев обращения и дающие гарантии свободного доступа к их котировкам в течение 3 лет после совершения операции с ними. Налоговые базы по обращающимся ценным бумагам, операции с которыми совершены на организованном РЦБ, исчисляются исходя из сложившегося уровня цен по реализационной операции. Налоговая база по реализационной операции для обращающихся ценных бумаг с участием рыночной котировки формируется только при осуществлении операции вне организованного РЦБ. В этом случае для расчёта налоговой базы продажная стоимость ценной бумаги не должна быть ниже минимальной рыночной котировки на день продажи, а покупная стоимость ценной бумаги не должна

быть выше максимальной рыночной котировки на день покупки. В случае невыполнения требований соответствия фактических цен по операции рыночным котировкам налоговая база исчисляется исходя из значений рыночной котировки.

Для необращающихся ценных бумаг при определении налоговых баз используется понятие расчётной цены, правила которой установлены регулятором на РЦБ - Банком России и согласованы с Министерством финансов РФ. В расчёте также участвует и предельное отклонение цен, которое устанавливается в размере 20 % в сторону повышения или понижения от расчётной цены ценной бумаги. Для расчёта налоговой базы продажная стоимость необращающейся ценной бумаги не должна быть ниже минимальной расчётной цены, скорректированной на предельное отклонение цен, на день продажи, а покупная стоимость ценной бумаги не должна быть выше максимальной расчётной цены, скорректированной на предельное отклонение цен, на день покупки.

Ставка налога на прибыль, применяемая к реализационным операциям корпоративных инвесторов, установлена в размере 20 %, из которых 2 % закреплены за федеральным бюджетом, а 18 % - за региональным. Регионы имеют право снизить размер закреплённой за ними ставки.

Налогообложение реализационных доходов частных инвесторов зависит не только от того, на каком из рынков происходит извлечение дохода, но и от участия в этом процессе финансового посредника. В соответствии с правилами главы 23 НК РФ финансовый посредник, профессиональный участник рынка ценных бумаг, является налоговым агентом частного инвестора.

Налоговый агент формирует налоговые базы по реализационным операциям частного инвестора на дату выплаты дохода инвестору и на 31 декабря налогового года. Налоговые базы исчисляются отдельно по пяти типам реализационных операций:

1) по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном РЦБ;

2) по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном РЦБ;

3) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

4) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

5) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и иными инструментами, совершаемыми через форекс-дилера.

Налоговая база по каждой группе операций определяется как положительный финансовый результат от операций, рассчитанный как разница между продажной стоимостью ценных бумаг (финансовых инструментов) и расходов, связанных с их приобретением. В расходы включаются покупная стоимость ценных бумаг (финансовых инструментов), биржевые сборы, оплата услуг финансовых посредников и прочие аналогичные расходы, связанные с реализованным активом. Финансовый результат от операций с ценными бумагами определяется с учётом предельной границы колебания рыночной цены ценой бумаги. Порядок определения рыночной цены, предельной границы колебаний для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, устанавливается регулятором РЦБ. В настоящее время сохраняет своё действие Приказ ФСФР от 9 ноября 2010 г. № 10-65/пз-н «Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации» [27].

Частный инвестор имеет право убытки, полученные от реализационных операций текущего налогового периода, перенести на последующие налоговые периоды, но на срок не более 10 лет.

На практике частные инвесторы получают реализационные доходы через финансового посредника в основном только обращающимся ценным бумагам. Финансовому посреднику экономически не выгодно заниматься необращающимися ценными бумагами. Поэтому реализационные доходы по необращающимся ценным бумагам формируются, преимущественно, без участия налогового агента. Осуществляя прямую продажу ценной бумаги корпоративному или частному инвестору, инвестор -физическое лицо должен самостоятельно задекларировать в период декларационной компании полученный доход, исчислить налоговую базу и сумму налога, уплатить сумму налога до 15 июля года, следующего за годом получения дохода. Собираемость налога на доходы физических лиц по этим операциям в настоящее время низка.

Говоря о налогообложении частных инвесторов, необходимо отметить наличие налоговых льгот, стимулирующих инвестиционное поведение частных инвесторов. Так, освобож-

даются от налогообложения следующие виды доходов:

1) доходы от реализации акций, если они непрерывно принадлежали инвестору на праве собственности более 5 лет;

2) доходы от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паёв, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, если они непрерывно принадлежали инвестору на праве собственности более одного года.

Кроме льготы в виде освобождения от налогообложения всей суммы полученных доходов, в настоящее время частный инвестор может получить инвестиционный вычет следующих видов:

1. В размере положительного финансового результата, полученного частным инвестором в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном РЦБ и находившихся в его собственности более трёх лет. Этот вычет ориентирован на категорию долгосрочных инвесторов и не применяется к ценным бумагам, находящимся на индивидуальном инвестиционном счёте. Сумма прибыли, которая может быть освобождена от налогообложения путём применения инвестиционного налогового вычета, составляет не более 3 млн руб. за каждый год владения ценными бумагами. Право на применение этого вычета возникает по ценным бумагам, приобретённым не ранее 1 января 2014 г., таким образом, реально получить этот вычет можно будет только начиная с 2017 г.

2. В сумме денежных средств, внесённых частным инвестором в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счёт. Предоставляется в размере денежных средств, введённых на счёт, при этом в год можно получать вычет на сумму не более 400 тыс. руб. Обязательным условием использования этого вычета является наличие единственного инвестиционного счета. Вычет предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трёх лет с даты открытия счета.

3. В сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте. Этот вычет ориентирован на активно работающих частных инвесторов и равен сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте.

Смысл данной льготы заключается в том, что она распространяется не только на перво-

начальный капитал частного инвестора, но и на доход, который он сможет извлечь за три года на инвестиционном счёте. Налоговый вычет предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трёх лет с даты заключения инвестором договора на ведение индивидуального инвестиционного счета. Инвестор теряет право на этот вычет, если хотя бы раз воспользовался инвестиционным вычетом второго вида.

Обязанность исчисления налоговых вычетов возложена на профессиональных участников РЦБ, которые будут открывать инвестиционные счета, - они являются налоговыми агентами по данным операциям.

НДФЛ для частных инвесторов исчисляется по ставке 13 %. Закрепление налоговых доходов по видам бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством России.

Профессиональные участники РЦБ в налоговых отношениях выступают как налогоплательщики и, как мы видели выше, налоговые агенты.

Как и эмитенты, профессиональные участники РЦБ, следуя за централизацией финансовых потоков в федеральных центрах, зарегистрированы как налогоплательщики и поставлены на налоговый учёт в столичных городах. Региональную юрисдикцию имеет незначительное количество профессиональных участников РЦБ - брокеров, дилеров, доверительных управляющих.

Как налогоплательщики, профессиональные участники РЦБ уплачивают налог на прибыль, налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги - при наличии таких объектов обложения. Доходы, получаемые в рамках профессиональной (лицензируемой) деятельности, не участвуют в косвенном налогообложении, вследствие чего налог на добавленную стоимость не уплачивается. Как и эмитенты, в этом же порядке они участвуют в формировании налоговых доходов регионов через зарегистрированные там филиалы и обособленные подразделения.

Как налоговые агенты, они исчисляют и перечисляют в бюджет НДФЛ по реализационным доходам частных инвесторов. Однако, уплата НДФЛ производится по месту регистрации профессионального участника РЦБ, а не по месту регистрации его филиала или обособленного подразделения. Поэтому налоги частных инвесторов собираются не на территории их фактического проживания, а по месту нахождения профессионального участника.

Таким образом, взаимосвязь бюджетов и РЦБ не создаёт мер стимулирующего воздействия на экономику регионов, не имеет стимулирующего воздействия на РЦБ и при этом способствует углублению дифференциации регионов. Это заключение дополняет выводы, сделанные Г.В. Соболевой и И.Н. Поповой отно-

сительно бюджетного превосходства федерального центра над остальными регионами [28].

В. Взаимосвязь «расходы регионального бюджета - РЦБ». Данную взаимосвязь в контексте расходов федерального и региональных бюджетов можно представить в виде UML-диаграммы (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь «расходы регионального бюджета - РЦБ» на примере расходов на инновационное развитие экономики регионов

Основные расходы на инновационное развитие экономики осуществляются за счёт федерального бюджета. Бюджетной классификацией расходов предусмотрены:

• бюджетные инвестиции юридическим лицам в виде увеличения стоимости акций и иных форм участия в капитале (коды 451530, 452530);

• субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, унитарным предприятиям, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, унитарным пред-

приятиям, также в виде увеличения стоимости акций и иных форм участия в капитале (коды 461530, 462530, 463530, 464530, 465530, 466530);

• субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций) в виде увеличения стоимости акций и иных форм участия в капитале (код 810530);

• субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса (код 821242) [29].

В целом расходование бюджетных средств на инновационное развитие происходит в рамках целевой государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [30]. Участие и источники расходов субъектов Российской Федерации определены именно этим программным документом (табл. 1).

Таблица 1

Участие субъектов Российской Федерации в реализации целевой государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Подпрограмма Участие субъектов РФ в реализации подпрограмм Средства финансирования

1. Формирование благоприятной инвестиционной среды Предусмотрено Средства консолидированных бюджетов

2. Развитие малого и среднего предпринимательства Предусмотрено Средства консолидированных бюджетов

3. Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости Не указано -

4. Совершенствование государственного и муниципального управления Предусмотрено Средства консолидированных бюджетов

5. Стимулирование инноваций Предусмотрено Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров

6. Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования Не предполагается

7. Кадры для инновационной экономики Предусмотрено Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

8. Совершенствование системы государственного стратегического управления Не предполагается -

9. Формирование официальной статистической информации Не предполагается -

10. Создание и развитие инновационного центра «Сколково» Не предполагается -

Государственная поддержка регионов предполагает субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию 26 инновационных кластеров. Она предусматривает обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации; привлечение государственных институтов развития к реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров; стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров; поддержку субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства на территориях базирования инновационных территориальных кластеров [31, с. 87-88]. Контент-анализ законов и подзаконных актов 28 субъектов Российской Федерации

(30 % от общего их числа), регламентирующих инновационное развитие регионов, показал, что только в Законе Республики Татарстан от 2 августа 2010 г. № 63-ЗРТ (ред. от 12 июня 2014 г.) «Об инновационной деятельности» в качестве объектов инвестиционной деятельности указаны ценные бумаги инновационных организаций [32]. В остальных субъектах Российской Федерации инструменты РЦБ вообще не упоминаются.

Таким образом, государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» не предусматривает прямое использование инструментов РЦБ. Косвенное взаимодействие бюджетов и РЦБ можно вычленить только в разрезе государственного участия в акционерных обществах и институтах развития. На федеральном уровне в 2015 г. программу инновационного развития реализовы-вали крупнейшие акционерные общества с государственным участием и государственные корпорации (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Количественная характеристика акционерных обществ с государственным участием и государственных корпораций, участвующих в программах инновационного развития, в 2015 г.

Категория Акционерные общества (компании) с государственным участием, реализующие программы инновационного развития Акционерные общества (компании) с государственным участием, прошедшие листинг на Московской бирже

Оборонно-промышленный комплекс и авиастроение 12 1

Космический сектор 5 1

Судостроение 6 0

Автомобилестроение 2 2

Химия и фармацевтика 1 0

Добывающий сектор 6 4

Энергетика 6 4

Транспорт 7 3

Связь и коммуникации 1 1

Институты развития 4 2

Всего 50 18

Рассчитано по: [33; 34, с. 118-120].

В современных условиях наблюдается замедление темпов экономического роста, что приводит к сокращению государственных расходов на инновационное развитие и остро ставит вопрос о привлечении финансовых ресурсов при помощи инструментов РЦБ, однако данные табл. 2 свидетельствуют, что преимущества РЦБ для привлечения финансовых ресурсов в полной мере доступны только 36 % акционерных обществ.

В рамках создания системы институтов развития в сфере инноваций в Российской Федерации действует ОАО «Российская венчурная компания» (далее - РВК), которая занимается инвестированием в инвестиционные паи венчурных фондов и ценные бумаги. РВК является участником шести закрытых паевых ин-

вестиционных фондов (далее - ЗПИФ), целевой объём инвестиций составляет 12,7 млрд руб. Доля РВК в имуществе каждого из ЗПИФ составляет 49 %, что даёт РВК право совещательного голоса при принятии инвестиционных решений [35]. Региональный аспект вложений РВК представлен на рис. 3.

Из рис. 3 следует, что более 66 % инвестиций приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область, т. е. на 3 из 85 субъектов Российской Федерации.

В целом федеральные бюджетные расходы инновационного характера опосредованно влияют на развитие РЦБ. Расходы региональных бюджетов на инновационное развитие с РЦБ практически не связаны.

С,26 им 0,52 О^ЙЙ 0,27 0,55 []~|| ^ ^ 0,07 0,12 0,15 0,18 0,07 0,12 ^ 0,15

^^ «Г ^^ # У ^ ^ ^ У ^ У

^ Ж ^ > > ^ ^ ^ ^

^ С*- сУ с^"

/ Ж / ^ * ^ /

& л? лг

¿Р

Рис. 3. Распределение инвестиций фондов с участием капитала РВК по регионам за 2007-2016 гг. [35]

С. Взаимосвязь «дефицит регионального бюджета - РЦБ». Как отмечалось, эта взаимосвязь является наиболее изученной. На рис. 4. в виде UML-диаграммы представлена взаимо-

связь региональных бюджетов и РЦБ в контексте финансирования дефицита региональных бюджетов.

Покупают и продают Рис. 4. Взаимосвязь «дефицит регионального бюджета - РЦБ»

Субъекты Российской Федерации активно используют в качестве источника финансирования регионального бюджета выпуск субфедеральных долговых ценных бумаг, а также поступления от продажи акций, находящихся

в собственности субъекта Российской Федерации [36, ст. 95]. В табл. 3 представлены основные количественные характеристики консолидированных региональных бюджетов.

Таблица 3

Основные характеристики консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [37; 38, с. 30]

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Доходы, млрд руб. 4 828,5 6 198,8 5 926,6 6 537,3 7 644,2 8 064,5 8 165,1 8 905,7 9 308,2

Расходы, млрд руб. 4 790,5 6 253,1 6 255,7 6 636,9 7 679,1 8 343,2 8 806,6 9 353,3 9 479,7

Профицит, млрд руб. 38,0

Дефицит, млрд руб. 54,4 329,1 99,6 34,9 278,7 641,5 447,6 171,6

Дефицит, в % к расходам 0,86 5,26 1,50 0,45 3,34 7,28 4,79 1,81

Привлечено для финансирования дефицита, млрд руб. 262,3 408,9 673,2 707,3 603,4 903,0 1 431,1 2 176,3 2 541,2

Доля в общем объёме

привлечения:

- за счёт выпуска ценных бумаг, % 32,1 43,7 23,5 15,7 9,1 13,3 10,8 5,1 3,9

- за счёт кредитов кредитных организаций, % 64,1 51,4 45,2 24,0 69,6 64,3 63,3 56,3 46,6

- за счёт бюджетных

кредитов от других бюджетов бюджетной 3,8 4,9 31,3 60,3 21,3 22,4 25,9 38,6 49,5

системы РФ, %

Погашено, млрд руб. -300,2 -264,5 -344,0 -607,7 -568,5 -624,3 -789,6 -1 728,7 -2 369,6

Объём торгов на Московской бирже, млрд руб 525,0 412,0 564,0 668,0 476,0 446,0 459,0 379,0 Н.д.

Поскольку для финансирования дефицита используется разница между средствами, поступившими от размещения субфедеральных бумаг субъекта Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение в процессе рефинансирования задолженности, объём привлечённых средств за счёт выпуска субфедеральных ценных бумаг превышал величину бюджетного дефицита до 2012 г.: в 2008 это соотношение составляло 3,28:1; в 2010 г. - 1,12:1; в 2011 г. - 1,58:1. Существенное снижение до-

ли ценных бумаг в финансировании дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации связано с экономическими санкциями, применяемыми к России, и ухудшением инвестиционного климата. Альтернативой долговым субфедеральным ценным бумагам являются банковские кредиты. Однако эмиссионная активность субъектов Российской Федерации подтверждается данными по субъектам Российской Федерации, выпустившим в обращение субфедеральные ценные бумаги в 2012-2015 гг. (табл. 4).

Таблица 4

Номинальная сумма долга в форме ценных бумаг субъектов РФ, млн руб. [39]

Регион Номинальная сумма

2012 2013 2014 2015

Белгородская область 100,021 3 500,0 5 000,0 5 250,0

Волгоградская область 1 500,0 5 600,0 4 250,0 5 000,0

Вологодская область 2 300,0

Воронежская область 1 750,015 4 500,0 4 941,05

Кемеровская область 1 000,0

Костромская область 2 400,0

Краснодарский край 3 600,0 4 800,0

Красноярский край 6 764,0 11 000,0 18 250,0 16 750,0

Ленинградская область 247,5

Липецкая область 1 000,0 2 550,0 4 500,0

Магаданская область 1 000,0

Нижегородская область 6 400,01 8 500,0 12 000,0

Новосибирская область 5 000,0 7 000,0

Омская область 2 000,0 4 000,0

Оренбургская область 1 686,722 4 500,0 3 959,07 5 000,0

Республика Башкортостан 1 200,0 4 000,0 6 000,0 1 500,0

Республика Карелия 375,0 1 600,0 2 000,0

Республика Коми 10 100,0 10 000,0

Республика Марий Эл 1 200,0

Республика Мордовия 2 400,0 3 000,0

Республика Саха (Якутия) 1 500,0 2 250,0 2 000,0 5 500,0

Республика Хакасия 3 000,0 2 500,0 2 000,0

Рязанская область 1 875,0

Самарская область 2 000,0 6 640,0 10 800,0 7 000,0

Свердловская область 1 050,0

Смоленская область 2 250,0

Ставропольский край 1 750,0 3 000,0

Тверская область 1 500,0 1 500,0

Томская область 2 750,0 4 007,0 303,35 290,927

Тульская область 3 250,0 5 000,0

Удмуртская Республика 1 500,0 1 800,0 3 000,0

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 14 000,0

Чувашская Республика 1 275,0

Ярославская область 5 000,0 7 000,0

г. Москва 29 694,422

г. Санкт-Петербург 5 858,896

ИТОГО 46 459,664 122 216,422 109 050,97 86 090,927

Субфедеральные ценные бумаги были выпущены для финансирования дефицитов 42 % региональных бюджетов и рефинансирования задолженности по ранее выпущенным облигациям. Субфедеральные ценные бумаги проходят процедуру листинга (т. е. допуска) на Московской бирже и доступны для размещения по открытой подписке и свободного обращения.

Таким образом, субфедеральные ценные бумаги, выпускаемые для финансирования дефицитов региональных бюджетов, создают особый сегмент РЦБ и способствуют перераспределению финансовых ресурсов в цивилизованной ликвидной форме.

Заключение. Взаимосвязи регионального бюджета и РЦБ в Российской Федерации исследованы в разрезе основных характеристик бюджета: доходов (а именно налоговых доходов), расходов (а именно на инновационное развитие) и дефицита региональных бюджетов. Взаимосвязь предполагает взаимовлияние анализируемых экономических институтов.

Взаимосвязь «доходы регионального бюджета - РЦБ» следует охарактеризовать как императивную (связь формируется под воздействием бюджетного и налогового законодательства), направленную на формирование бюджетных доходов того бюджета, где зарегистрирован эмитент или профессиональный участник РЦБ как налоговый агент. Регионы, где зарегистрированы инвесторы-налогоплательщики, находятся в невыгодном положении, поскольку лишаются части налоговых доходов. Обратное влияние налогообложения на формирование и функционирование региональных РЦБ в России ничтожно мало: стимулирующая функция налогообложения не работает.

Взаимосвязь «расходы регионального бюджета - РЦБ» не выявлена. С РЦБ косвенно связаны инновационные расходы федерального бюджета (через акционерные общества с государственным участием и государственные кор-

порации - институты развития), и эту связь можно охарактеризовать как неявную, но между тем способствующую развитию РЦБ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь «дефицит регионального бюджета - РЦБ» является устойчивой с точки зрения как прямого, так и обратного воздействия: субфедеральные долговые ценные бумаги создают особый сегмент российского РЦБ и формируют принципиально значимые для региона поступления.

Основные характеристики бюджетов (доходы, расходы и дефицит) находятся в неразрывном единстве. Декларированный в Бюджетном кодексе принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определёнными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств целевых иностранных заимствований (и некоторых других исключений, несущественных для данного исследования) [36, ст. 35]. Это означает, что недополучение региональным бюджетом налоговых доходов, связанных с РЦБ, влечёт за собой автоматическое снижение бюджетных расходов, в том числе касающихся инновационного развития его экономики. Поэтому развитие региональных эмитентов и региональной инфраструктуры РЦБ (региональных профессиональных участников - брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами) должно находиться под пристальным вниманием региональных властей. В отчёте Russia's Region Drivers of Growt: 4х4 отмечается, что основным драйвером роста экономики России является улучшение институтов. Реформы бизнес-среды могут значительно повлиять на рост региональной экономики в России [40]. И это в полной мере относится к РЦБ.

Литература

1. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Ха-саева. - М. : ТЕИС, 2011. - 357 с.

2. Дудин М. Обеспечение устойчивости экономического роста на региональном уровне в условиях инновационного развития // Региональная экономика: теория и практика. -2015. - № 14 (389). - С. 2-15.

3. Звягинцева Н. А. О необходимости развития регионального рынка ценных бумаг как

источника инвестиционных ресурсов // Изв. ИГЭА. - 2010. - № 4. - С. 34-39.

4. Самаруха А. Стратегическое планирование развития банковского, страхового и фондового рынков Байкальского региона // Изв. ИГЭА. - 2009. - № 4 (66). - С. 59-63.

5. Миллер А. А. Региональные рынки ценных бумаг в Российской Федерации: особенности и факторы развития // Финансы и кредит. - 2011. - № 22 (454). - С. 24-33.

6. Горловская И. Г., Миллер А. А. Региональный рынок ценных бумаг: теоретико-сис-

темное представление // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2014. - № 1. - С. 208-214.

7. Гончаренко Л. И., Новиков Д. Ю. Принципы налогообложения ценных бумаг // Вестн. финансовой акад. - 1999. - № 1. -С. 74-89.

8. Ефимова Т. А., Шувалова Е. Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. - М. : Евразийский открытый институт, 2010. - 352 с.

9. Степанков Р. Б. Развитие системы налогообложения прибыли по операциям на рынке ценных бумаг : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - 17 с.

10. Павлова О. В., Шнюкова Е. А. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами. - Красноярск, 2011. -214 с.

11. Пробин П. С. Механизм налогообложения операций на рынке ценных бумаг и его совершенствование : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 25 с.

12. Habermeier K., Kirilenko A. Securities Transaction Taxes and Financial Markets / International Monetary Fund. - May 2001. - URL : http://siteresources.worldbank.org/INTFR/Resour ces/Kirilenko-Habermeier_stt6.pdf (дата обращения: 21.03.2016).

13. Pollin R. Securities transaction taxes for U.S. financial markets // Eastern Economic Journal. - 2003. - Vol. 29, № 4. - P. 527-558.

14. Реутова И. М. Система регулирования рынка государственных ценных бумаг // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2013. - № 2. -С.149-157.

15. Алехин Б. И. Государственный долг. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 с.

16. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок : Проф. курс в Финансовой акад. при Правительстве РФ. - М. : Перспектива, 1995. - 532 с.

17. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее. - М. : Инфра-М, 2011. - 397 с.

18. Сырбу А. П. Повышение инвестиционной привлекательности региона с помощью успешного конструирования и размещения выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций // Вестн. ТГУ. - 2009. - Вып. 9 (77). -С.128-135.

19. Табах А. Три источника и три составные части бумаг на рынке субфедерального долга // РЦБ. - 2013. - № 8. - С. 49-50.

20. Михайлов М. В. Реализация долговой политики субъектов Российской Федерации на основе выбора финансовых продуктов и инст-

рументов : автореф. дис. ... канд. экон. наук. -М., 2013. - 21 с.

21. Мурынов А. А. Налогообложение субфедеральных ценных бумаг и финансовые потоки местных органов власти // Вестн. Финансовой акад. - 2000. - № 3. - С. 82-93.

22. Миллер А. Е., Миллер А. А. Оценка роли рынка ценных бумаг в увеличении доходов региональных бюджетов // Экономика региона. - 2015. - № 3(43). - C. 216-227.

23. Mishkin F. S. Economics of Money, Banking, and Financial Markets. - 7th ed. - Columbia University, 2004. - 679 p.

24. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.) // Министерство финансов Российской Федерации : офиц. сайт. - URL : http://minfin.ru/ ru/statistics/fedbud/index.php##ixzz44ChFuiKO (дата обращения: 21.03.2016).

25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30 марта 2016 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. Taxation trends in the European Union. Data for the EU Member States, Iceland and Norway / Eurostat. - Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2015. - 150 p.

27. Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчётной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации : Приказ ФСФР от 9 нояб. 2010 г. № 10-65/пз-н. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

28. Соболева Г. В., Попова И. Н. Стимулирование экономического развития регионов средствами бюджетной и налоговой политики // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. -2014. - Вып. 1. - С. 15-17.

29. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации : Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (ред. от 25 дек. 2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

30. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» : Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. № 316 (в ред. от 26 дек. 2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

31. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. - URL :

http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dep macro/20151026 (дата обращения: 21.03.2016).

32. Об инновационной деятельности : Закон Республики Татарстан от 2 авг. 2010 г. № 63-3PT : принят ГС РТ 8 июля 2010 г. (ред. от 12 июня 2014 г.). - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

33. Список торгуемых инструментов / Московская биржа. - URL : http://moex.com/a1600 (дата обращения: 21.03.2016).

34. Гершман М. А. и др. Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты / науч. ред. Л. М. Гохбер и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М. : НИУ ВШЭ, 2015. - 128 с.

35. Распределение инвестиций фондов с участием капитала ОАО «РВК» / РВК. - URL : http://www.rusventure.ru/ru/innovative_projects/ (дата обращения: 21.03.2016).

36. Бюджетный кодекс Российской Федерации : от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 15 февр. 2016 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. (2011), Rossiiskie regiony: ekonomi-cheskii krizis i problemy modernizatsii [Russian Regions: Economic Crisis and Problems of Modernization], ed. by L.M. Grigorieva, N.V. Zu-barevich, G.R. Khasaev, Moscow: TEIS publ., 357 p.

2. Dudin, M. (2015), Obespechenie ustoi-chivosti ekonomicheskogo rosta na regional'nom urovne v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Ensuring the Sustainability of Economic Growth at the Regional Level in Terms of Innovative Development. Regional Economics: Theory and Practice], No. 14 (389), pp. 2-15.

3. Zvyagintseva, N.A. (2010), O neobkho-dimosti razvitiya regional'nogo rynka tsennykh bumag kak istochnika investitsionnykh resursov. Izvestiya IGEA [About the Need to Develop Regional Securities Market as a Source of Investment Resources. Izvestiya ISEA], No. 4, pp. 34-39.

4. Samarukha, A. (2009), Strategicheskoe planirovanie razvitiya bankovskogo, strakhovogo i fondovogo rynkov Baikal'skogo regiona. Izvestiya IGEA [Strategic Planning to Develop Banking, Insurance and Stock Markets of the Baikal Region. Izvestiya ISEA], No. 4 (66), pp. 59-63.

5. Miller, A.A. (2011), Regional'nye rynki tsennykh bumag v Rossiiskoi Federatsii: osoben-nosti i faktory razvitiya. Finansy i kredit [Re-

37. Бюджеты субъектов Российской Федерации // Министерство финансов Российской Федерации : офиц. сайт. - URL : http://min-fin.ru/ru/statistics/subbud/index.php# (дата обращения: 21.03.2016).

38. Российский фондовый рынок: 2014. События и факты / НАУФОР. - URL : http:// www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR20 14.pdf (дата обращения: 21.03.2016).

39. Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Министерство финансов Российской Федерации : офиц. сайт. -URL : http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ capital_issue/state_securities/summa_dolgCB (дата обращения: 21.03.2016).

40. Russia's Region Drivers of Growth: 4х4 : A report by the World Economic Forum's Global Agenda Council on Russia Building on the Scenarios for the Russian Federation // World Economic Forum, July, 2014. - URL : http://www3.we-forum.org/docs/GAC/2014/WEF_GAC_Russia_ DriversGrowth_Report_2014.pdf (дата обращения: 1.03.2016).

gional Securities Market in the Russian Federation: Features and Factors of Development. Finance and Credit], No. 22 (454), pp. 24-33.

6. Gorlovskaya, I.G., Miller, A.A. (2014), Regional'nyi rynok tsennykh bumag: teoretiko-sistemnoe predstavlenie. Vestnik Omskogo uni-versiteta. Seriya "Ekonomika" [Regional Securities Market: Theoretical System Presentation. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 1, pp. 208-214.

7. Goncharenko, L.I., Novikov, D.Yu. (1999), Printsipy nalogooblozheniya tsennykh bumag. Vestnik finansovoi akademii [Principles of Securities Taxation. Herald of Financial Academy], No. 1, pp. 74-89.

8. Efimova, T.A., Shuvalova, E.B. (2010), Nalogooblozhenie organizatsii finansovogo sek-tora ekonomiki [Taxation of Financial Sector Organizations], Moscow: Evraziiskii otkrytyi institut publ., 352 p.

9. Stepankov, R.B. (2007), Razvitie sistemy nalogooblozheniya pribyli po operatsiyam na rynke tsennykh bumag: avtoreferat dis. ... kand. ekon. nauk [Development of the tax system for profits in the securities market: Author's abstract], Moscow, 17 p.

10. Pavlova, O.V., Shnyukova, E.A. (2011), Bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie operat-sii s tsennymi bumagami [Accounting and Securities Transaction Taxes], Krasnoyarsk, 214 p.

11. Probin, P.S. (2011), Mekhanizm nalogo-oblozheniya operatsii na rynke tsennykh bumag i ego sovershenstvovanie: avtoreferat dis. ... kand. ekon. nauk [The mechanism of securities transaction taxes and its improvement: Author's abstract], Moscow, 25 p.

12. Habermeier, K., Kirilenko, A. (May 2001), Securities Transaction Taxes and Financial Markets. International Monetary Fund, available at: http://siteresources.worldbank.org/INTFR/ Resources/Kirilenko-Habermeier_stt6.pdf (accessed March 21, 2016).

13. Pollin, R. (2003), Securities Transaction Taxes for U.S. Financial Markets. Eastern Economic Journal, Vol. 29, No. 4, pp. 527-558.

14. Reutova, I.M. (2013), Sistema reguliro-vaniya rynka gosudarstvennykh tsennykh bumag. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Eko-nomika" [The System of the State Securities Market Regulation. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 2, pp. 149-157.

15. Alekhin, B.I. (2004), Gosudarstvennyi dolg [Government Debt], Moscow: YuNITI-Dana publ., 335 p.

16. Mirkin, Ya.M. (1995), Tsennye bumagi i fondovyi rynok: Professional'nyi kurs v Finansovoi Akademii pri Pravitel'stve RF [The Securities and Stock Market: Professional Courses in the Finance Academy under the Government of the Russian Federation], Moscow: Perspektiva publ., 532 p.

17. Berdnikova, T.B. (2011), Rynok tsennykh bumag: proshloe, nastoyashchee, budushchee [Securities Market: Past, Present and Future], Moscow: Infra-M publ., 397 p.

18. Syrbu, A.P. (2009), Povyshenie investit-sionnoi privlekatel'nosti regiona s pomoshch'yu uspeshnogo konstruirovaniya i razmeshcheniya vy-puska subfederal'nykh i munitsipal'nykh obligatsii. Vestnik TGU [Increasing the Investment Attractiveness of the Region Using the Successful Design and Placement of the Sub-federal and Municipal Bonds. Herald of TSU], Iss. 9 (77), pp. 128-135.

19. Tabakh, A. (2013), Tri istochnika i tri sostavnye chasti bumag na rynke subfederal'nogo dolga RTsB [Three Sources and Three Constituents of the Securities in the Sub-federal Debt Market. Stock market], No. 8, pp. 49-50.

20. Mikhailov, M.V. (2013), Realizatsiya dolgovoi politiki subyektov Rossiiskoi Federatsii na osnove vybora finansovykh produktov i in-strumentov: avtoreferat dis. ... kand. ekon. nauk [The implementation of debt policy of the federal subjects of the Russian Federation based on the choice of financial products and tools: Author's abstract], Moscow, 21 p.

21. Murynov, A.A. (2000), Nalogooblozhe-nie subfederal'nykh tsennykh bumag i finansovye

potoki mestnykh organov vlasti. Vestnik Finansovoi akademii [Taxation of the Sub-federal Securities and Financial Flows of Local Authorities. Herald of Financial Academy], No. 3, pp. 82-93.

22. Miller, A.E., Miller, A.A. (2015), Otsen-ka roli rynka tsennykh bumag v uvelichenii dokho-dov regionnal'nykh byudzhetov. Ekonomika regiona [Evaluating the Role of the Securities Market in Increasing the Incomes of Regional Budgets. Region's Economy], No. 3(43), pp. 216-227.

23. Mishkin, F.S. (2004), Economics of Money, Banking, and Financial Markets, Columbia University, 7th ed., 679 p.

24. Ezhegodnaya informatsiya ob ispolnenii federal'nogo byudzheta (dannye s 1 yanvarya 2006 g.). Ministerstvo finansov Rossiiskoi Fed-eratsii: ofitsialinyi sait [The annual reports on the use of the Federal budget (data from January 1, 2006). Official website of Ministry of Finance of the Russian Federation], available at: http://min-fin.ru/ru/statistics/fedbud/index.php##ixzz44ChF uiKO (accessed March 21, 2016).

25. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya) No. 117-FZ [The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ], from August 05, 2000 (as amended March 30, 2016), available at legal informative system "KonsultantPlus".

26. (2015), Taxation trends in the European Union. Data for the EU Member States, Iceland and Norway, Eurostat, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015, 150 p.

27. Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya rynochnoi tseny tsennykh bumag, raschetnoi tseny tsennykh bumag, a takzhe predel'noi granitsy ko-lebanii rynochnoi tseny tsennykh bumag v tse-lyakh 23 glavy Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: Prikaz FSFR No. 10-65/pz-n [The Federal Financial Markets Service Order No. 10-65/pz-n "On approval of determining the market price of the securities, the setting price of the securities, as well as the margin of fluctuations of the market price of the securities for the purpose of Chapter 23 of the Tax Code of the Russian Federation"], from November 09, 2010, available at legal informative system "KonsultantPlus".

28. Soboleva, G.V., Popova, I.N. (2014), Stimulirovanie ekonomicheskogo razvitiya regio-nov sredstvami byudzhetnoi i nalogovoi politiki. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Se-riya 5. Ekonomika [Promote Regional Economic Development by Means of Fiscal and Tax Policy. Herald of St. Petersburg State University. Series 5. Economics], Iss. 1, pp. 15-17.

29. Ob utverzhdenii Ukazanii o poryadke primeneniya byudzhetnoi klassifikatsii Rossiiskoi Federatsii: Prikaz Minfina Rossii No. 65n [The

Ministry of Finance of the Russian Federation Order No. 65n "On approval of the Guidelines on the use of the Russian Federation budget classification], from July 01, 2013 (as amended December 25, 2015), available at legal informative system "KonsultantPlus".

30. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi pro-grammy Rossiiskoi Federatsii "Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika": Postanov-lenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii No. 316 [The Russian Federation Government Decree No. 316 "On approval of the Russian Federation State programme 'Economic development and innovative economics'"], from April 15, 2014 (as amended December 26, 2015), available at legal informative system "KonsultantPlus".

31. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo raz-vitiya Rossiiskoi Federatsii na 2016 god i na pla-novyi period 2017 i 2018 godov [The forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2016 and the planning period of 2017 and 2018], available at: http://economy. gov.ru/minec/about/structure/depmacro/20151026 (accessed March 21, 2016).

32. Ob innovatsionnoi deyatel'nosti: Zakon Respubliki Tatarstan No. 63-ZRT [The Law of the Republic of Tatarstan No. 63-ZRT "On innovation"], from August 02, 2010 (as amended June 12, 2014), available at legal informative system "KonsultantPlus".

33. Spisok torguemykh instrumentov. Mos-kovskaya birzha [List of Traded Tools. Moscow Stock Exchange], available at: http://moex.com/a 1600 (accessed March 21, 2016).

34. Gershman, M.A. et al. (2015), Program-my innovatsionnogo razvitiya kompanii s gosu-darstvennym uchastiem: promezhutochnye itogi i prioritety [Innovative Development Programmes of Partially Government-owned Companies: the Interim Results and Priorities], ed. by L.M. Gokh-ber et al., Moscow: NIU VShE publ., 128 p.

Сведения об авторах:

Горловская Ирина Георгиевна - д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и финансовой политики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского E-mail: [email protected]

Гаранина Светлана Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансовой политики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского E-mail: [email protected]

35. Raspredelenie investitsii fondov s uchastiem kapitala OAO "RVK" [The distribution of investment funds with participation of joint stock company RVC capital], available at: http://www.rusventure.ru/ru/innovative_projects/ (accessed March 21, 2016).

36. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii No. 145-FZ [The Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ], from July 31, 1998 (as amended February 15, 2016), available at legal informative system "KonsultantPlus".

37. Byudzhety subyektov Rossiiskoi Federatsii. Ministerstvo finansov Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi sait [The budgets of the Russian Federation subjects. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation], available at: http://minfin.ru/ru/statistics/subbud/index. php# (accessed March 21, 2016).

38. Rossiiskii fondovyi rynok: 2014. Soby-tiya i fakty [The Russian Stock Market: 2014. Facts and Events], NAUFOR, available at: http:// www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR20 14.pdf (accessed March 21, 2016).

39. Nominal'naya summa dolga po tsennym bumagam subyektov Rossiiskoi Federatsii i mu-nitsipal'nykh obrazovanii. Ministerstvo finansov Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi sait [The nominal amount of securities debt of the Russian Federation subjects and municipal entities. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation], available at: http://minfin.ru/ru/per-fomance/public_debt/capital_issue/state_securitie s/summa_ dolgCB (accessed March 21, 2016).

40. Russia's Region Drivers of Growth: 4x4: A report by the World Economic Forum's Global Agenda Council on Russia Building on the Scenarios for the Russian Federation. World Economic Forum, July, 2014, available at: http://www3. weforum.org/docs/GAC/2014/WEF_GAC_Rus-sia_DriversGrowth_Report_2014.pdf (accessed March 01, 2016).

About the authors:

Gorlovskaya Irina Georgievna - doctor of economic sciences, professor, head of the Department of economy and financial policy in Dostoevsky Omsk State University E-mail: [email protected]

Garanina Svetlana Aleksandrovna - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of economy and financial policy in Dostoevsky Omsk State University E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 1 марта 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.