Научная статья на тему 'Развитие доверительного управления на рынке ценных бумаг как источник формирования доходов региональных и местных бюджетов'

Развитие доверительного управления на рынке ценных бумаг как источник формирования доходов региональных и местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / FIDUCIARY MANAGEMENT / SECURITIES MARKET / REGIONAL ECONOMICS / REGIONAL BUDGET / TAX REVENUE OF REGIONAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна, Люц Екатерина Викторовна

Рассматриваются перспективы увеличения доходов региональных и местных бюджетов за счет развития доверительного управления на рынке ценных бумаг. Подчеркивается позитивное влияние доверительного управления как на финансовый рынок в целом, так и на региональные финансы в частности. Количественно обосновываются преимущества доверительного управления перед вкладами и депозитами с точки зрения формирования бюджетов разных уровней. В целях исследования выделены четыре области взаимосвязи доверительного управления и региональных бюд­жетов. Формирование доходов региональных бюджетов связано с уплатой соответствую­щих на­логов доверительным управляющим, который выступает в роли коммерческой ор­га­низации, работодателя, профессионального участника рынка ценных бумаг и финансо­вого посредника. Отмечено, что размер налоговых поступлений от деятельности управ­ляющих в региональные и местные бюджеты напрямую зависит от количества зарегистрированных организаций, эффективности осуществления их основной деятельности и качества регулятивных норм отрасли. По результатам исследования была обнаружена значительная диспропорция в распределении доверительных управляющих по регионам. Также представлен подход к развитию доверительного управления, включающий факторы развития доверительного управления, их конечные и промежуточные результаты, которые должны сказаться на доходной части региональных и местных бюджетов. К данным факторам относятся: преференции по коэффициентам расчёта собственных средств, развитие законодательной базы, улучшение инвестиционного климата, защита интересов инвесторов, повышение финансовой грамотности населения, создание компенсационного механизма на рынке ценных бумаг, подготовка профессиональных кадров, совершенствование контрактного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна, Люц Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of fiduciary management in the securities market as a source of formation of incomes of regional and local budgets

Article considers prospects of regional and local budgets growth caused by de­velopment of fiduciary management on securities market. Authors outline a common positive influence of fiduciary management both on securities market as whole, and on regional finan­ces in particular. Besides that, there are quantitatively demonstrated the advantages of fiduciary ma­nagement over deposit accounts from a standpoint of budgeting at various levels. The re­search outlines four fields of correlation of fiduciary management and regional budgets. In­come generation of regional budgets comes from payment of corresponding taxes by a fiduciary manager, who is a corporate entity, employee, stock trader and financial intermediary. It is pointed out, that amount of tax revenues from fiduciaries businesses to the local and regional budgets have a direct dependency from number of registered fiduciaries, efficiency of their businesses and quality of regulatory standards on securities market. As a result of the re­search, a great disparity was discovered in allocation of fiduciary managers by regions. Also, the paper proposes a way of fiduciary management development: growth drivers for the in­dustry, their provisional and final results that eventually shall show up in the income part of regional and local budgets. This includes: preferences in capital resources ratios coefficients, development of regulatory framework, improvement of investment climate, protection of inves­tors interests, and improvement of people's financial literacy, creation of indemnity mechanism at securities market, staff training, and improvement of contracts regulations.

Текст научной работы на тему «Развитие доверительного управления на рынке ценных бумаг как источник формирования доходов региональных и местных бюджетов»

УДК 336.2

РАЗВИТИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

И.Г. Горловская, Е.В. Люц

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 31 мая 2016 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2016 г.

Ключевые слова

Доверительное управление, рынок ценных бумаг, региональная экономика, региональный бюджет, налоговые доходы регионального бюджета

Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-12-55008

Аннотация. Рассматриваются перспективы увеличения доходов региональных и местных бюджетов за счет развития доверительного управления на рынке ценных бумаг. Подчеркивается позитивное влияние доверительного управления как на финансовый рынок в целом, так и на региональные финансы в частности. Количественно обосновываются преимущества доверительного управления перед вкладами и депозитами с точки зрения формирования бюджетов разных уровней. В целях исследования выделены четыре области взаимосвязи доверительного управления и региональных бюджетов. Формирование доходов региональных бюджетов связано с уплатой соответствующих налогов доверительным управляющим, который выступает в роли коммерческой организации, работодателя, профессионального участника рынка ценных бумаг и финансового посредника. Отмечено, что размер налоговых поступлений от деятельности управляющих в региональные и местные бюджеты напрямую зависит от количества зарегистрированных организаций, эффективности осуществления их основной деятельности и качества регулятивных норм отрасли. По результатам исследования была обнаружена значительная диспропорция в распределении доверительных управляющих по регионам. Также представлен подход к развитию доверительного управления, включающий факторы развития доверительного управления, их конечные и промежуточные результаты, которые должны сказаться на доходной части региональных и местных бюджетов. К данным факторам относятся: преференции по коэффициентам расчёта собственных средств, развитие законодательной базы, улучшение инвестиционного климата, защита интересов инвесторов, повышение финансовой грамотности населения, создание компенсационного механизма на рынке ценных бумаг, подготовка профессиональных кадров, совершенствование контрактного регулирования.

THE DEVELOPMENT OF FIDUCIARY MANAGEMENT IN THE SECURITIES MARKET AS A SOURCE OF FORMATION OF INCOMES OF REGIONAL AND LOCAL BUDGETS

I.G. Gorlovskaya, E.V. Lyuts

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received May 31, 2016

Accepted June 25, 2016

Keywords

Fiduciary management, securities market, regional economics, regional budget, tax revenue of regional budget

Acknowledgements

Article was prepared within the framework of a research project supported by the RFH № 16-1255008

Abstract. Article considers prospects of regional and local budgets growth caused by development of fiduciary management on securities market. Authors outline a common positive influence of fiduciary management both on securities market as whole, and on regional finances in particular. Besides that, there are quantitatively demonstrated the advantages of fiduciary management over deposit accounts from a standpoint of budgeting at various levels. The research outlines four fields of correlation of fiduciary management and regional budgets. Income generation of regional budgets comes from payment of corresponding taxes by a fiduciary manager, who is a corporate entity, employee, stock trader and financial intermediary. It is pointed out, that amount of tax revenues from fiduciaries businesses to the local and regional budgets have a direct dependency from number of registered fiduciaries, efficiency of their businesses and quality of regulatory standards on securities market. As a result of the research, a great disparity was discovered in allocation of fiduciary managers by regions. Also, the paper proposes a way of fiduciary management development: growth drivers for the industry, their provisional and final results that eventually shall show up in the income part of regional and local budgets. This includes: preferences in capital resources ratios coefficients, development of regulatory framework, improvement of investment climate, protection of investors interests, and improvement of people's financial literacy, creation of indemnity mechanism at securities market, staff training, and improvement of contracts regulations.

© И.Г. Горловская, Е.В. Люц, 2016

Введение. Под доверительным управлением на рынке ценных бумаг (далее - РЦБ) понимается профессиональная деятельность юридических лиц, имеющих право на осуществление такой деятельности на основании лицензии, заключающаяся в предоставлении услуг по формированию инвестиционного портфеля клиента и дальнейшему управлению им посредством совершения юридически значимых действий с объектом инвестирования с целью приращения стоимости активов инвестора [1]. В статье под доверительными управляющими понимаются участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию профессионального участника РЦБ на осуществление управления ценными бумагами, а также имеющие лицензию управляющей компании паевых инвестиционных фондов. Основными формами доверительного управления на рынке ценных бумаг являются коллективная форма (управляющая компания распоряжается имущественным комплексом, т. е. паевым инвестиционным фондом), и индивидуальная форма (управляющий работает отдельно со средствами каждого инвестора). Необходимость развития доверительного управления как в коллективной, так и в индивидуальной форме в рамках региона в условиях инновационного развития обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, развитие доверительного управления выгодно гражданам, получающим возможность сохранять и приумножать свои сбережения [2]. Рост национального благосостояния, доходов граждан и организаций, а также все большее углубление разделения труда приводит к тому, что свободные денежные средства предприятия и население вкладывают в инструменты финансового рынка. Наиболее популярными и доступными среди них являются банковские вклады и депозиты, по причине своей простоты и понятности, а также ввиду гарантии получения дохода. Однако в современных рыночных условиях средневзвешенный доход по вкладам и депозитам в национальной валюте даже не покрывает значение инфляции. Так, показатель инфляции в декабре 2015 г. равен 12,9 % (расчёт декабрь к декабрю) [3], в то время как средневзвешенный уровень доходности по вкладам на срок до одного года, включая вклады «до востребования», в декабре 2015 г. составил 8,43 % для физических лиц и 9,93 % - для нефинансовых организаций [4]. Стоит отметить, что за 2015 г. (расчёт февраль к февралю) индекс ММВБ продемонстрировал уверенный рост на 137,27 пунк-

та [5]. Безусловно, инвестиции в ценные бумаги всегда были более рисковыми, но при этом и более доходными. Помимо прочего, далеко не все инвесторы обладают достаточными знаниями и навыками для самостоятельной торговли ценными бумагами на бирже (посредством заключения договоров на брокерское обслуживание). Именно в такой ситуация как способ инвестирования на первый план выходит доверительное управление на рынке ценных бумаг.

Во-вторых, развитие доверительного управления выгодно государству, которое получает не только приток частных инвестиций в экономику, но и налоговые поступления, в том числе в региональные и местные бюджеты.

Обзор литературы. Анализ экономической литературы показывает, что доверительное управление рассматривается как особый вид профессиональной деятельности [6; 7], эффективный способ управления государственным имуществом [8]; как вид финансового посредничества по трансформации сбережений в инвестиции [9], способствующий повышению эффективности аллокации финансовых ресурсов, увеличению мощности отечественного финансового рынка и расширению его ёмкости [10]. Определяя роль доверительного управления в экономике России, авторы отмечают, что доверительное управление является фактором экономического роста, сохранения и приумножении финансового капитала граждан, расширения возможностей частных инвесторов [8; 11], расширения среднего класса [12]. В работах зарубежных экономистов доверительное управление подробно рассматривается в двух ракурсах. В качестве юридической категории - «траста», используемого для управления попечителем имуществом третьего лица, в пользу одного или нескольких лиц. При этом происходит расщепление права собственности, и попечитель становится доверительным собственником. Использование данной конструкции имеет различные цели экономического и социального характера [13; 14]. Помимо этого, доверительное управление рассматривается как процесс управления портфелем ценных бумаг, упрощённо состоящий из определения целей инвестирования, выбора стратегии, формирования портфеля и контроля за его стоимостью [15-17].

Основное внимание в отечественной и зарубежной литературе отводится коллективной форме доверительного управления [18-20]. Это объясняется особенностями привлечения сбе-

режений мелких инвесторов в инвестиционные фонды. Индивидуальное управление в России развито недостаточно [21, с. 64-65]. Подавляющее большинство работ по теме исследования посвящено проблемам доверительного управления в рамках общенационального российского РЦБ. Региональный аспект доверительного управления раскрывается фрагментарно в работах [22; 23]. Работ, посвящённых влиянию доверительного управления на доходную часть региональных бюджетов, авторами не обнаружено.

Гипотезы и методы исследования. Взаимосвязь доверительного управления и формирования доходов регионального и местного бюджетов целесообразно исследовать в контексте роли доверительных управляющих на РЦБ, что вытекает из модели услуги на рынке ценных бумаг как ценности [24, с. 66]. Такой методологический подход позволяет вычленить четыре области взаимосвязей доверительных управляющих с доходами региональных и местных бюджетов:

1. Область «доверительные управляющие как предприниматели - налоговые доходы консолидированного регионального бюджета». Доверительные управляющие являются юридическими лицами, предпринимательскими структурами, целью которых является получение прибыли. Доверительный управляющий получает доходы на основании договора по управлению денежными средствами и ценными бумагами (договор доверительного управления). Размер вознаграждения доверительного управляющего зависит от денежной оценки активов, переданных ему в управление, и размера дохода, полученного в результате управления этими активами [25]. Как коммерческая организация, доверительный управляющий уплачивает налоги в соответствии с действующим законодательством.

2. Область «доверительные управляющие как работодатели - налоговые доходы консолидированного регионального бюджета». Доверительные управляющие являются работодателями, выплачивающими вознаграждение своим сотрудникам, которые, в свою очередь, уплачивают налоги на доходы. Доверительные управляющие в данной ситуации выступают в роли налогового агента.

3. Область «доверительные управляющие как профессиональные участники РЦБ - налоговые доходы консолидированного регионального бюджета». Доверительные управляющие

как профессиональные участники рынка ценных бумаг обеспечивают прирост имущества граждан и организаций, который в дальнейшем является объектом налогообложения. Для физических лиц доверительный управляющий выступает в роли налогового агента, юридические лица исчисляют налоги самостоятельно на основе информации, предоставленной профессиональным участником.

4. Область «доверительные управляющие как финансовые посредники - налоговые доходы консолидированного регионального бюджета». Как финансовые посредники, доверительные управляющие перераспределяют финансовые ресурсы между экономическими субъектами с их избытком и экономическими субъектами с их дефицитом. Они вкладывают средства, переданные в доверительное управление, в ценные бумаги эмитентов на первичном рынке ценных бумаг. Тем самым способствуют увеличению собственного или заёмного капитала эмитентов реального сектора экономики. Поэтому следует согласиться с точкой зрения А.Е. и А.А. Миллер в отношении того, что одним из направлений воздействия рынка ценных бумаг на региональный бюджет является первоначальное косвенное стимулирование экономики региона, что впоследствии обеспечивает долгосрочный и устойчивый рост налоговых поступлений в региональный бюджет [23, с. 219].

Представляется, что в первой и второй области взаимосвязь является прямой, в третьей области связь является комбинированной (частично - прямой, частично - косвенной), а в четвёртой области - исключительно косвенной. Логично предположить, что от качества взаимосвязи зависит формирование доходной части соответствующих бюджетов.

Результаты исследования. Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса, региональные бюджеты формируются из региональных налогов и сборов, а также из части федеральных налогов и сборов. А в соответствии со ст. 61 Бюджетного кодекса, поступления в местные бюджеты обеспечиваются за счет местных налогов и сборов, а также части федеральных налогов и сборов. Бюджетным кодексом также установлены пропорции перечисления федеральных налогов в региональный и местный бюджеты. В таблице указаны налоги и сборы, которые уплачивают доверительные управляющие и на величину которых они оказывают прямое влияние.

Налоги и сборы, уплачиваемые доверительными управляющими как налогоплательщиками и как налоговыми агентами при осуществлении доверительного управления на рынке ценных бумаг

Роль доверительного управляющего Статус доверительного управляющего Виды налогов Налоги Бюджеты, получатели доходов Доля, подлежащая перечислению в бюджет, % Основание зачисления

Предпринимательская структура Налогоплательщик Федеральные налоги Налог на прибыль организаций Бюджет субъекта РФ 100 (18) Налоговый кодекс

Государственная пошлина Бюджет субъекта РФ 100 Бюджетный кодекс

Региональные налоги Налог на имущество организаций Бюджет субъекта РФ 100

Транспортный налог Бюджет субъекта РФ 100

Местные налоги Земельный налог Местный бюджет 100

Работодатель Налогоплательщик Федеральные налоги Налог на доходы физических лиц Бюджет субъекта РФ 85

Местный бюджет 15

Профессиональный участник, управляющая компания Налоговый агент Федеральные налоги Налог на доходы физических лиц Бюджет субъекта РФ 85

Местный бюджет 15

Акцентируя внимание на региональном аспекте данного исследования, необходимо отметить ряд особенностей налогообложения и формирования налоговых доходов регионального и местного бюджетов. Так, налоги платятся по месту регистрации юридического и физического лица, объекта собственности (недвижимость, транспорт, земля), а также по месту проведения юридически значимых действий (для государственной пошлины). Сумму налога на имущество, транспортного и земельного налога будет определять количество структурных подразделений вышеназванных финансовых посредников, обладающих данными видами имущества, зарегистрированных на соответствующих территориях. На величину налога на прибыль будет влиять количество зарегистрированных на территории субъекта федерации профессиональных участников рынка ценных бумаг - доверительных управляющих и управляющих компаний инвестиционных фондов, а также их структурных подразделений. Размер собираемой государственной пошлины будет зависеть от активности деятельности профессионального участника, управляющей компании на территории субъекта федерации и муниципального образования. Относительно налога на доходы физических лиц стоит отметить следующее: уплачивая налог как работодатель и финансовый посредник, профессио-

нальный участник или управляющая компания формирует бюджет того региона и муниципального образования, в котором зарегистрировано непосредственно юридическое лицо или его обособленное структурное подразделение (доверительный управляющий выступает в роли налогового агента). В то же время, выступая в роли финансового посредника, доверительные управляющие формируют региональные бюджеты через налог на прибыль организаций, уплачиваемый юридическими лицами - клиентами доверительного управляющего, зарегистрированными на территории субъекта федерации. Таким образом, наибольшее влияние доверительного управления на формирование региональных и местных бюджетов связано с количеством управляющих и их обособленных структурных подразделений на территории субъекта и муниципального образования.

По состоянию на 15 апреля 2016 г., на территории Российской Федерации зарегистрировано 511 профессиональных участников рынка ценных бумаг [26], обладающих лицензией на управление ценными бумагами, абсолютное большинство из них находится в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. На их долю приходится 89,6 % всех профессиональных участников -доверительных управляющих (рис. 1).

Рис. 1. Состав профессиональных участников - доверительных управляющих по федеральным округам (рассчитано по: [26])

Согласно данным по рынку коллективных инвестиций в Российской Федерации, на 15 апреля 2016 г. зарегистрировано 370 управляющих компаний инвестиционных фондов [27]. Здесь можно наблюдать похожую ситуацию с аллокацией доверительных управляющих. Бо-

лее 87 % всех организаций расположены на территории Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Распределение управляющих компаний по федеральным округам отражено на рис. 2.

Рис. 2. Состав управляющих компаний по федеральным округам (рассчитано по: [27])

Таким образом, наблюдается явная диспропорция в распределении доверительных управляющих по регионам Российской Федерации, следовательно, на повестке дня стоит задача увеличения числа региональных компаний, что, в свою очередь, приведет к росту доходной части бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также к развитию

регионального рынка ценных бумаг и экономики территории в целом.

Представляется, что в контексте роли доверительных управляющих в развитии доверительного управления как источника налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов влияют факторы экономического и неэкономического характера (рис. 3).

Факторы развития доверительного управления

Преференции по коэффициентам расчёта собственных средств

Развитие законодательной базы

Улучшение инвестиционного

ности населения

Создание компенсационного механизма на РЦБ

Подготовка профессиональных кадров

Совершенствование контрактного регулирования

Роль доверительного управляющего

Промежуточный результат действия фактора развития

Предпринимательская структура Увеличение количества региональных доверительных управляющих

Профессиональный участник и управляющая компания

Финансовый посредник

Увеличение доли вложений на первичном РЦБ

климата Увеличение количества работников региональных доверительных управляющих

Защита интересов \ инвесторов Повышение фи- Работодатель

нансовой грамот-

Увеличение количества региональных клиентов-доверителей

Рост стоимости чистых активов

Конечный результат влияния фактора развития

Земельный налог

НДФЛ

Налог на прибыль организаций Налог на имущество организаций

НДФЛ

-К Т'

-М"

1?

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций Транспортный налог Налог на имущество организаций

НДФЛ

Налог на прибыль организаций

НДФЛ

Рис. 3. Влияние развития доверительного управления на рынке ценных бумаг на региональные и местные бюджеты

й ы н

анд ою иб

ю б й

Механизм воздействия факторов на развитие доверительного управления должен базироваться на принципе законности, т. е. соответствовать нормам действующего бюджетного, налогового и гражданского законодательства.

Увеличение налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты за счёт доверительного управления на рынке ценных бумаг зависит от увеличения числа региональных доверительных управляющих, роста их клиентской базы и количественных характеристик сформированного портфеля ценных бумаг, другими словами, от увеличения налоговой базы отдельных налогов.

Так, на увеличение налога на имущество организаций, транспортного и земельного налога будет влиять рост числа профессиональных участников - доверительных управляющих и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также их филиалов и представительств, зарегистрированных на территории субъекта федерации. По нашему мнению, изменение коэффициентов, используемых при расчёте норматива достаточности собственных средств профессионального участника и управляющей компании [28] для недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в собственности организаций, благоприятно скажется на развитии доверительного управ-

ления в регионе. Предлагается повысить коэффициент расчёта до 1,1 и применять его для организаций (их филиалов и представительств), зарегистрированных и фактически осуществляющих свою деятельность (идентификация по юридическому адресу и месту нахождения) на территории субъекта федерации, к которым относятся регионы с наименее развитым сектором доверительного управления на фондовом рынке. Такой порядок позволит, во-первых, избежать подложных и мнимых регист-раций (когда компания для получения преференций осуществляет свою деятельность в одном регионе, а регистрируется в другом), во-вторых, стимулировать создание небольших региональных компаний, что несколько облегчит бремя по формированию собственных средств (в настоящее время установлен минимальный размер собственных средств на уровне 35 млн руб. для профессиональных участников и 80 млн руб. - для управляющих компаний) [29]. Установление таких льгот не нарушает требований налогового законодательства, но стимулирует развитие регионального рынка ценных бумаг.

Рост клиентской базы управляющего в лице нефинансовых организаций позволит нарастить объем вознаграждения и комиссионных доходов, а следовательно, увеличит объем чис-

той прибыли профессионального участника и управляющего. Это в свою очередь будет способствовать увеличению поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Кроме того, рост клиентской базы будет способствовать росту налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц. В качестве факторов, оказывающих воздействие на развитие доверительного управления, следует выделить развитие законодательной базы и защиту интересов инвесторов, обеспечение прозрачности деятельности управляющих, развитие пруденциального надзора и совершенствование контрактного регулирования, в частности переход на неоклассические контракты, а также создание компенсационных фондов на рынке ценных бумаг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение эффективности (результативности) деятельности и рост клиентской базы (в частности, юридических лиц) управляющих позволит увеличить объём налогов, уплачиваемых организациями - учредителями управления и пайщиками инвестиционных фондов. Основными факторами развития доверительного управления видятся улучшение инвестиционного климата в регионах, повышение финансовой грамотности населения. Как было отмечено ранее, доверительное управление является более рисковой альтернативой банковским вкладам [30]. Примечательно, что проценты по банковским вкладам по ставке рефинансирования плюс пять процентных пунктов не облагаются налогом на доходы физических лиц (ставка рефинансирования плюс десять процентных пунктов для процентов по вкладам, начисленных с 15 декабря 2014 г. по 31 декабря 2015 г.), а все, что выше этого значения, подлежит уплате в бюджет по ставке 35 % [31]. В то же время, если обратиться к данным Центрального банка Российской Федерации, то для вкладов сроком до 1 года, включая депозиты «до востребования», средневзвешенная процентная ставка в рублях в декабре 2014 г. составила 12,74 % [32]. Для данного периода необлагаемая налогом ставка составила 18,25 % [33]. А следовательно, по большинству вкладов уплата налога на доходы физических лиц не проводилась. С другой стороны, если обратиться к информации о доходности открытых паевых инвестиционных фондов за аналогичный период (декабрь 2014 г. - декабрь 2015 г.), из 343 фондов 245 показали результат выше уровня средневзвешенной процентной ставки с учётом налога на доходы физических лиц (14,64 %) [34]. То есть большинство фондов по доходности с учётом налогов

приносят своим пайщикам больший доход, нежели банковские вклады, и при этом, что немаловажно, происходит пополнение региональных и местных бюджетов.

Говоря о свойствах ликвидности банковских депозитов и, к примеру, инвестиционных паев открытого паевого фонда, можно отметить, что досрочное изъятие депозитов в банках не производится день в день, а расторжение договора зачастую ведёт к потере доходов в виде процентов. В то же время выплаты по инвестиционным паям происходят не позднее 10 рабочих дней с момента погашения пая [35], при этом существуют различные варианты в способах и размерах установленной скидки, которая может отсутствовать или не зависеть от срока владения паем.

Рост эффективности деятельности управляющих, на наш взгляд, в первую очередь зависит от качества менеджмента компании и профессионализма её сотрудников. На региональном уровне влияние на это может оказать наличие высших учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и реализацию программ дополнительного образования по профилям и программам «Финансы и кредит», «Рынок ценных бумаг».

Повышение числа региональных профессиональных участников - доверительных управляющих и управляющих компаний инвестиционных фондов - позволит увеличить не только клиентскую базу управляющего, но и количество сотрудников и фонд оплаты труда, следствием роста доходов сотрудников будет увеличение уплаченного налога на доходы физических лиц.

Поскольку в качестве финансового посредника доверительные управляющие (в наибольшей степени это касается управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) формируют закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости [36], они являются плательщиками налога на имущество организаций и земельного налога. Наличие привлекательных проектов и в целом благоприятный инвестиционный климат в регионе будут способствовать росту фондов, а следовательно, имущества, в них находящегося, и налоговой базы.

Заключение. Таким образом, доверительное управление - как индивидуальное, так и коллективное - играет важную роль на финансовом рынке государства, стимулируя трансформацию сбережений в инвестиции, развитие экономики, оно выступает альтернативой размещения средств граждан и предприятий на вкладах и депозитах. Доверительное управ-

ление способствует привлечению денег частных инвесторов на фондовый рынок, который демонстрирует высокие темпы роста даже в кризисные для экономики периоды. В результате деятельности доверительных управляющих происходит увеличение доходной части региональных и местных бюджетов за счет роста налоговой базы. При этом в стране наблюдается сильная дифференциация регионов по количеству управляющих - основная их часть сосредоточена в центральных регионах, что обедняет налоговые доходы большинства регионов. Выступая в роли коммерческой ор-

ганизации, работодателя, профессионального участника и финансового посредника, доверительный управляющий формирует налоговую базу по таким налогам и сборам, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина. При этом уплата большинства из этих налогов привязана к месту регистрации управляющего или его обособленного подразделения, что придаёт особую важность для развития регионального рынка ценных бумаг.

Литература

1. Люц Е. В. Подходы к понятию доверительное управление на финансовых рынках в России и за рубежом // Инновационный потенциал развития экономики / отв. ред. А. Е. Миллер. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - С. 134-139.

2. Качеянц М. Б., Якут О. С. Анализ состояния доверительного управления в российских инвестиционных компаниях // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2004. - № 9. - С. 58-61.

3. Инфляция на потребительском рынке // Центральный банк Российской Федерации : офиц. сайт. - URL : http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122015.pdf (дата обращения: 1.05.2016).

4. Статистический бюллетень Банка России. - № 2 (273). - URL : http://cbr.ru/publ/BBS/ Bbs1602r.pdf.

5. Основные индексы акций Московской Биржи. - URL : http://moex.com/ru/index/MICEXrN-DEXCF/archive/#/from=2015-02-02&till=2016-02-01&sort=TRADEDATE&order=desc (дата обращения: 1.05.2016).

6. Меняйло Л. Н., Тищенко И. В. Доверительное управление ценными бумагами как способ противодействия коррупции // Вестн. Белгор. юрид. ин-та МВД России. - 2015. - № 1. - С. 82-86.

7. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кро-ливецкой. - СПб. : Питер, 2013.

8. Риполь-Сарагоси Ф. Б., Терникова Е. В. Доверительное управление - прогрессивная форма менеджмента // Инженерный вестник Дона. - 2012. - Т. 19. - № 1. - С. 448-451.

9. Севрюков Д. С. Современные проблемы трансформации сбережений населения в организованные инвестиционные ресурсы // Науч. вестн. Юж. ин-та менеджмента. - 2013. - № 2. -С. 98-101.

10. Вителев О. Ю., Татаринова Л. Ю. Методический подход к доверительному управлению капиталом частных инвесторов: теория и практика // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 5. - С.52-56.

11. Шагивалеева И. З. Некоторые вопросы юридической природы договора доверительного управления // Вестн. ОГУ. - 2013. - № 3 (152). - С. 191-198.

12. Богданова И. Н., Суркин В. В. Доверительное управление как фактор экономического роста и расширения среднего класса // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2008. - № 10. - С. 112-118.

13. Halbach Jr. Ed. C. Uniform Acts, Restatements, and Trends in American Trust Law at Century's End // California Law Review. - 2000. - Vol. 88. - Issue 6. - P. 1877-1922.

14. Schanzenbach M. M., Sitkoff R. H. Did reform of prudent trust investment laws change trust portfolio allocation? // Journal of Law and Economics. - 2007. - Vol. 50. - P. 1-46.

15. Chandra P. Investment Analysis and Portfolio Management. - Tata Macgrawhill, 2008.

16. Fabozzi F. J. Handbook of finance. - Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, Inc., 2008.

17. Reilly F. K., Brown K. C. Investment analysis and portfolio management. - Dryden Press, 1997.

18. Экономика инвестиционных фондов : моногр. / под общ. ред. А. Д. Радыгина. - М. : Дело,

2015.

19. Bogle J. C. Don't count on it! Reflection on Investment illusions, capitalism, "mutual" fund, indexing, entrepreneurship, idealism, and heroes. - John Wiley & Sons, Inc., 2011.

20. Pozen R. C., Hamacher Th. The fund industry: how your money is managed. - 2nd ed. - Wiley, 2015.

21. Звягинцева Н. А. Региональный рынок ценных бумаг как механизм привлечения инвестиций: оценка последствий вступления России в ВТО (на примере Иркутской области) // Изв. УрГЭУ. - 2013. - № 3-4 (47-48). - С. 61-68.

22. Иваницкий В. П., Зубкова Л. Д. Финансово-инвестиционный процесс субъекта Федерации // Изв. УрГЭУ. - 2011. - № 2 (34). - С. 11-16.

23. Миллер А. Е., Миллер А. А. Оценка роли рынка ценных бумаг в увеличении доходов региональных бюджетов // Экономика региона. - 2015. - № 3. - С. 216-227.

24. Горловская И. Г. Теория и методология исследования РЦБ-услуг : моногр. - Екатеринбург : Изд-во Ур. экон. ун-та, 2009.

25. Гаранина С. А. Особенности формирования доходов на рынке ценных бумаг // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2007. - № 3. - С. 124-125.

26. Список доверительных управляющих по состоянию // Центральный банк Российской Федерации : офиц. сайт. - URL : http://cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_secur (дата обращения: 1.05.2016).

27. Реестр лицензий управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов // Центральный банк Российской Федерации : офиц. сайт. - URL : http://cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest (дата обращения: 1.05.2016).

28. Об утверждении Положения о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар : Приказ ФСФР РФ от 23 окт. 2008 г. № 08-41/пз-н (ред. от 22 июня 2010 г.).

29. О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов : Указание Банка России от 21 июля 2014 г. № 3329-У (ред. от 9 сент. 2015 г.).

30. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : Федеральный закон от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.).

31. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 : от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ.

32. Статистический бюллетень Банка России. - № 2 (261). - URL : http://cbr.ru/publ/BBS/Bbs 1502r.pdf. (дата обращения: 1.05.2016).

33. Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. - URL : http:// www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm&pid=idkp_br&sid=ref (дата обращения: 1.05.2016).

34. Рейтинг ПИФов по доходности // Investfunds. - URL : http://pif.investfunds.ru/funds/ rate.phtml?free_ranking=0&funds_types=1&year=2016&month=2&date_from=29.01.2016&date_to=29 .02.2016&year1=2015&month1=1&year2=2016&month2=2&min_nav=0&funds_values=0&specs%5B 1%5D=0&specs%5B2%5D=0&specs%5B4%5D=0&specs%5B5°/o5D=0&period=year_to_year&sort=1 &page_num=5&get_xls=0&ajax=1 (дата обращения: 1.06.2016).

35. Об инвестиционных фондах : Федеральный закон от 29 нояб. 2001 г. № 156-ФЗ (ред. от 30 дек. 2015 г.).

36. Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов : Приказ ФСФР РФ от 28 дек. 2010 г. № 10-79/пз-н (ред. от 31 мая 2011 г.).

References

1. Lyuts E.V. Podkhody k ponyatiyu doveritel'noe upravlenie na finansovykh rynkakh v Rossii i za rubezhom [Approaches to the concept of trust management in the financial markets in Russia and abroad]. Miller A.E. (Ed.) Inovatsionnyi potentsial razvitiya ekonomiki [Innovative potential of economic development], Omsk, OmGTU Publ., 2012, pp. 134-139.

2. Kacheyants M.B., Yakut O.S. Analiz sostoyaniya doveritel'nogo upravleniya v rossiiskikh inves-titsionnykh kompaniyakh [Analysis of the state trust management in the Russian investment companies]. Gorny informatsionno-analiticheskiy byulleten (nauchno-teknicheskii zhurnal), 2004, no. 9, pp. 58-61.

3. Inflyatsiya na potrebitel'skom rynke [Inflation in the consumer market]. The Central Bank of the Russian Federation, official site, available at: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122015.pdf (accessed May 1, 2016).

4. Statistical Bulletin of the Bank of Russia, no. 2(273), available at: http://cbr.ru/publ/BBS/Bbs 1602r.pdf (accessed May 1, 2016). (in Russian).

5. Osnovnye indeksy aktsii Moskovskoi Birzhi [The main stock indices of the Moscow Exchange], available at: http://moex.com/ru/index/MICEXINDEXCF/archive/#/from=2015-02-02&till=2016-02-01 & sort=TRADEDATE&order=desc (accessed June 1, 2016).

6. Menyailo L.N. Trust management of securities as a way of combating corruption. Vestnik Bel-gorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2015, no. 1, pp. 82-86. (in Russian).

7. Beloglazova G., Krolivetskaya L. (Eds.) Finansovye rynki i finansovo-kreditnye instituty [Financial markets and financial institutions], St. Petersburg, 2013.

8. Ripoll-Saragosi F.B. Doveritel'noe upravlenie - progressivnaya forma menedzhmenta [Trust management - progressive form of management]. Engineering journal of Don, 2012, Vol. 19, no. 1, pp. 448-451.

9. Sevryukov D.S. Modern problems of transformation of population savings into organized investment resources. Scientific bulletin of Uzhny Institute of Management, 2013, no. 2, pp. 98-101. (in Russian).

10. Vitelev O.Yu., Tatarinova L.Yu. Metodicheskii podkhod k doveritel'nomu upravleniyu kapita-lom chastnykh investorov: teoriya i praktika [Methodological approach to trust management of private capital investors: theory and practice]. Siberian Financial School, 2012, no. 5, pp. 52-56.

11. Shagivaleeva I.Z. Some issues of the legal nature of the contract of trust management. Vestnik OGU, 2013, no. 3(152), pp. 191-198. (in Russian).

12. Bogdanova I.N., Sarkin V.V. Doveritel'noe upravlenie kak factor ekonomicheskogo rosta i rasshireniya srednego klassa [Trust management as a factor of economic growth and expansion of the middle class]. Gorny informatsionno-analiticheskiy byulleten (nauchno-teknicheskii zhurnal), 2008, no. 10, pp.112-118.

13. Halbach Jr. Ed.C. Uniform Acts, Restatements, and Trends in American Trust Law at Century's End. California Law Review, 2000, Vol. 88, Iss. 6, pp. 1877-1922.

14. Schanzenbach M.M., Sitkoff R.H. Did reform of prudent trust investment laws change trust portfolio allocation? Journal of Law and Economics, 2007, Vol. 50, pp. 1-46.

15. Chandra P. Investment Analysis and Portfolio Management, Tata Macgrawhill, 2008.

16. Fabozzi F.J. Handbook of finance, Hoboken, NJ, John Wiley & Sons, Inc., 2008.

17. Reilly F.K., Brown K.C. Investment analysis and portfolio management, Dryden Press, 1997.

18. Radygin A.D. (Ed.) Ekonomika investitsionnykh fondov [The economy of investment funds], Moscow, Delo Publ., 2015.

19. Bogle J.C. Don't count on it! Reflection on Investment illusions, capitalism, "mutual" fund, indexing, entrepreneurship, idealism, and heroes, John Wiley & Sons, Inc., 2011.

20. Pozen R.C., Hamacher Th. The fund industry: how your money is managed, 2nd ed., Wiley, 2015.

21. Zvyagintseva N.A. Regional Securities Market as a Mechanism to Attract Investment: Assessing the Effects of Russia's Accession to the WTO (Case of Irkutsk Oblast). Izvestiya UrGEU, 2013, no. 3-4(47-48), pp. 61-68. (in Russian).

22. Ivanitskii V.P., Zubkova L.D. Finansovo-investitsionnyi protsess subyekta Federatsii [Financial and investment process in a region]. Izvestiya UrGEU, 2011, no. 2(34), pp. 11-16. (in Russian).

23. Miller A.E., Miller A.A. Evaluation the Role of Securities Market in Increasing the Regional Budget Revenues. Economy of Region, 2015, no. 3, pp. 216-227. (in Russian).

24. Gorlovskaya I.G. Teoriya i metodologiya issledovaniya RTsB-uslug [Theory and methodology of research of services on security market], Ekaterinburg, UrEU Publ., 2009.

25. Garanina S.A. Osobennosti formirovaniya dokhodov na rynke tsennykh bumag [Features of forming of income on the securities market]. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2007, no. 3, pp.124-125.

26. A list of Trustees. The Central Bank of the Russian Federation, official site, available at: http://cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_secur (accessed May 1, 2016). (in Russian).

27. The register of licenses of management companies of investment funds, mutual investment funds and private pension funds. The Central Bank of the Russian Federation, official site, available at: http://cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest. (accessed May 1, 2016).

28. On approval of the regulation on calculation of own funds of professional participants of securities market, management companies of investment funds, unit investment funds and private pension funds, commodity exchanges and exchange intermediaries that conclude the exchange trade in contracts being derivative financial instruments, the underlying asset of which is exchange commodity, the Order of the FFMS from October 23, 2008 No. 08-41/pz-n (as amended on June 22, 2010). (in Russian).

29. About the requirements for own funds of professional participants of securities market and management companies of investment funds, unit investment funds and non-state pension funds, the Order of Bank of Russia from July 21, 2014 No. 3329-U (ed. September 9, 2015). (in Russian).

30. On insurance of deposits of individuals in banks of the Russian Federation, Federal law from December 23, 2003 No. 177-FZ (as amended on July 13, 2015). (in Russian).

31. The tax code of the Russian Federation, Pt. 2, from August 5, 2000 No. 117-FZ. (in Russian).

32. Statistical Bulletin of the Bank of Russia, no. 2(261), available at: http://cbr.ru/publ/BBS/Bbs 1502r.pdf (accessed May 1, 2016). (in Russian).

33. Refinancing rate of the Central Bank of the Russian Federation, The Central Bank of the Russian Federation, official site, available at: http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/ refinancing_rates.htm&pid=idkp_br&sid=ref (accessed May 1, 2016). (in Russian).

34. Reiting PIFov po dokhodnosti [The rating of the profitability of mutual investment funds]. In-vestfunds, available at: http://pif.investfunds.ru/funds/rate.phtml?free_ranking=0&funds_types=1& year=2016&month=2&date_from=29.01.2016&date_to=29.02.2016&year1=2015&month1=1&year2=2 016&month2=2&min_nav=0&funds_values=0&specs%5B1%5D=0&specs%5B2%5D=0&specs%5B4% 5D=0&specs%5B5%5D=0&period=year_to_year&sort=1&page_num=5&get_xls=0&ajax=1 (accessed June 1, 2016).

35. On investment funds, the Federal law from November 29, 2001 No. 156-FZ (as amended on December 30, 2015).

36. On approval of the Regulations on the composition and structure of assets of joint stock investment funds and assets of unit investment funds, Order of the FFMS of Russia from December 28, 2010 No. 10-79/PZ-n (ed. May 31, 2011).

Сведения об авторах

Горловская Ирина Георгиевна - д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и финансовой политики Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: gig99@rambler.ru

Люц Екатерина Викторовна - аспирант, ассистент кафедры экономики и финансовой политики Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

Е-mail: katarina55luz@gmail.com

About the authors

Gorlovskaya Irina Georgievna - Doctor of Economic sciences, Professor of the Department of Economy and Financial Policy

Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: gig99@rambler.ru

Lyuts Ekaterina Viktorovna - postgraduate student, assistant of the Department of Economics and Financial Policy

Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia Е-mail: katarina55luz@gmail.com

Для цитирования

Горловская И.Г., Люц Е.В. Развитие доверительного управления на рынке ценных бумаг как источник формирования доходов региональных и местных бюджетов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 3. С. 162-172.

For citations

Gorlovskaya I.G., Lyuts E.V. The development of fiduciary management in the securities market as a source of formation of incomes of regional and local budgets. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 3, pp. 162-172. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.